что означает название города кинешма

Происхождение названия Кинешма

Еще русским археологом 19 века Уваровым было замечено, что многие названия в центральной России не совсем русские. Точнее, совсем не русские. Особенно это касается названий всего, что связано с водой. То есть гидронимов. А уже реки озера и болота передавали свои имена городам и селам. Поэтому, сегодня есть множество населенных пунктов с названиями на непонятных языках. Та же Москва, например. Такая же ситуация и с названием города Кинешма.

Впрочем, благодаря работам того же Уварова, было выяснено, что названия эти дали рекам, озерам и болотам прежние жители этих мест. До прихода славян эта земля была заселена финноязычными племенами, из которых главенствующее место занимали мерянские племена. Они то и дали название местности, назвав ее Кинешма, что в переводе с мерянского означает что-то вроде «глубокая темная вода». Хотя есть и другие версии перевода. Однако все они признают, что в названии города однозначно присутствует корень, обозначающий «вода».

Однако, у местных жителей, не слишком озабоченных изучением финских языков, к тому же древних и неиспользуемых в настоящее время, есть своя версия происхождения названия. По русскому преданию, где-то здесь бравый атаман Степан Разин плыл со своими «незаконными бандоформированиями». На борту его ладьи, рядом с ним сидела персидская княжна, которая оглядывая незнакомую местность, думала о своих перспективах совместной жизни с атаманом. В конце концов, когда ладья проплывала в этих местах, княжна спросила атамана: «Кинешь мя?». Понятно, что это всего лишь народный фольклор. Однако, первая версия, связанная с мерянским происхождением названия города, сегодня не оспаривается никем из ученого мира.

Источник

Кинешма: история города

Небольшой старинный город со странным названием Кинешма расположился на живописном берегу Волги в 400 км к северо-востоку от Москвы и в 100 км от Иванова. Около четырёх тысяч лет назад на этих землях жили финно-угорские племена меря и чудь. Вероятно, топоним «Кинешма» имеет финно-угорское происхождение и может переводиться как «Пенная (река)», «Глубокая вода», «Спокойная гавань» и даже как «Каменное зерно, спрятанное в болотах».

Первые письменные упоминания о Кинешме относятся к 1429 году. В начале XV века Кинешма уже была крупным поселением и наряду с Костромой, Плёсом, Солдогой и Лухом подвергался опустошению ордами казанского хана Махмут-Хази. В 1466 году бежали вниз по Волге мимо Кинешмы торговые суда «Офонасия Тферитянина и Василия Панина». В 1482 году Иван III пожаловал Лух, Кинешму и Вичугу князю Фёдору Ивановичу Бельскому в качестве подарка по случаю сочетания браком князя с рязанской княжной Анной, родной племянницей царя. Дарственная гласит: «А что есмы пожаловал князя Ф.И. Бельского, дал есмы ему в вотчину город Лух, да волости — Вичугу да Кинешму…». Бельские владели Кинешмой около ста лет, а потом город снова «отошёл на государя». Прошло уже пять столетий, а так и сохранилось название части города — Беловская.

что означает название города кинешма. Смотреть фото что означает название города кинешма. Смотреть картинку что означает название города кинешма. Картинка про что означает название города кинешма. Фото что означает название города кинешмаВид на Кинешму
Фото: Александр Рыжков/commons.wikimedia.org

Будучи вотчиной Московского князя, Кинешма стала рыбной слободой, поставлявшей живую рыбу к царскому двору. К славе рыбных ловцов прибавилась слава кинешемских соляников, выпаривавших соль из воды, добываемой из недр земных. С топливом затруднений не было: дремучие леса окружали Кинешму со всех сторон.

Город-крепость

После того как в 1536-1537 годах Кинешма вторично пострадала от казанских татар, в городе возвели укрепления: насыпали вал, а на нём сооружили крепостную стену. Она начинаясь от волжского обрыва, проходила на юг по левой стороне нынешней улицы Фрунзе (бывшей Овражной), пересекала улицу Ленина и по обрыву, хорошо заметному и сейчас, поворачивала на восток. Далее, несколько не доходя до улицы Рылеевской, поворачивала на север к Успенскому собору, а потом — по волжскому обрыву на запад, до улицы Фрунзе.

В городской стене были ворота. Одни в западной её части, другие в восточной, давая выход на торговую площадь. Между укреплённой частью города и рекой Кинешемкой располагался посад, где жила большая часть горожан, в основном ремесленники.

При разделении России на земщину и опричнину Кинешма и её окрестности были отнесены к опричнине. В это время она была важным, имеющим большое экономическое значение населённым пунктом. «Она сама являлась центром, к которому «тянуло» население окрестных селений на довольно обширном пространстве. Вполне возможно, что Кинешма и Вичуга некоторое время оставались самостоятельными административными единицами в виде волостей», — так писал Н. Виногорадов в книге «Кинешемские писцовые книги как один из важных источников по изучению местного края».

Действия опричнины и войны привели к тому, что центральные области государства, в том числе и Кинешемский край, запустели. До 40% пашни превратилось в запущенные, необрабатываемые земли. Люди бросали насиженные места и уходили.

Город-воин

Период больших героических битв Кинешма переживала в начале ХVII века. Кинешемское ополчение под руководством воеводы Федора Боборыкина защищало Русь в 1609 году от польско-литовской интервенции. Тогда, в XVII веке, Кинешма была посадом — так называлось на Руси торгово-промышленное поселение под стенами крепости. Восточная граница крепости проходила по валу, на котором были выстроены Красные торговые ряды. Здесь были главные городские ворота, они выходили на Посадскую площадь. На ней и произошла битва кинешемцев с польским отрядом пана Лисовского в мае 1609 года.

что означает название города кинешма. Смотреть фото что означает название города кинешма. Смотреть картинку что означает название города кинешма. Картинка про что означает название города кинешма. Фото что означает название города кинешмаНикольский мост
Фото: Александр Рыжков/commons.wikimedia.org

Кинешемское ополчение готовилось выступить навстречу неприятелю. Лисовский во главе значительного по численности (около 2000 человек) и хорошо вооружённого отряда появился под Кинешмой. В двух верстах от города по Лухскому тракту (ныне улица Вичугская) произошла первая «сшибка». В этом бою погиб славный кинешемский воевода Боборыкин. Его гибель внесла расстройство в ряды немногочисленных защитников, и ополчение отступило к реке Кинешемке, где, несколько собравшись, снова вступило в бой с интервентами и опять потерпело поражение. Ополчение отступило к городу и остановилось на Базарной площади. Здесь произошёл последний бой. Ополчение почти полностью погибло. Интервенты через восточные ворота, выходившие на торговую площадь, ворвались в город.

Битва была проиграна. Оставшиеся в живых жители похоронили павших в братской могиле на площади. Над местом захоронения был водружен деревянный крест, а потом построена часовня. Более трехсот лет в день битвы проходила здесь панихида по убиенным, принимали присягу солдаты, отсюда уходили на войны кинешемские ополченцы. В память об этом героическом периоде истории Кинешмы на месте братских могил построены две каменные часовни. Они сохранились до нашего времени.

Торговля и промышленность

29 мая 1779 года, согласно указа сената, Кинешме был пожалован герб. Герб исполнен в виде щита, в верхней части которого на голубом поле изображена галера, а в нижней части на зеленом поле — «два свертка полотна, изъявляющие, что сей город оными проводит знатный торг».

Полотняное производство успешно развивалось в Кинешме с начала ХVIII века и исключительно на местном сырье, ориентировалось на заграничные рынки. К середине XIX века от былой цветущей полотняной промышленности в Кинешме не осталось и следа. Но в преддверии развития хлопчатобумажной, химической, мукомольной и деревообрабатывающей промышленности, фабриканты Морозовы, Коноваловы, Миндовские, Разореновы, Севрюговы, Скворцовы, Бакакины, Кокоревы строили в Кинешме и ее округе новые предприятия. Широко и бойко велась торговля, особенно во время ярмарок, которые славились по всей Волге. Ярмарки в Кинешме проходили дважды в год. В Тихонов день, 16 июня (по старому стилю), начиналась Тихоновская, другая, более значительная ярмарка — Крестовоздвиженская — начиналась 14 сентября (по старому стилю) и продолжалась вплоть до октября. Архитектура ярмарочной площади соответствовала требованиям торговли. На ней стояли три больших каменных корпуса, называвшиеся торговыми рядами. Они сохранились до сих пор и создают неповторимый архитектурный облик центра города.

Яркий и веселый ярмарочный мир исчез в ХХ веке. Исчез не сразу, еще в 20-е года по традиции приезжали в те же сроки со своим товаром крестьяне, строились карусели, выступали раешник и Петрушка.

В настоящее время Кинешма — второй по величине город Ивановской области. Возникший в глубокой древности как поселение мерян, со временем он превратился в славянское рыбацкое поселение-слободу, позднее — в посад и, наконец, в город, ставший в 1616 году центром уезда.

За всю многовековую историю Кинешма пережила и разорительные набеги казанских татар, и нашествие поляков, и две мировые войны, и многочисленные пожары и эпидемии. И всё же город не кажется старым и захудалым. Он шагает в ногу со временем.

Источник

КИНЕШМА

С начала упоминается XVI веке как село Кинешма; название по расположению на р. Кинешма.

В 1482 году великий князь московский Иоанн III Васильевич отдал Кинешму в удел князю Ф.М. Бельскому. В 1581 году Иоанн IV Грозный подарил Кинешму князю И.П. Шуйскому за успешную оборону им Пскова от войск польского короля Стефана Батория. После ссылки Шуйского в Кирилло-Белозерский монастырь Кинешма в 1587 году была возвращена в царское владение.

В 1608-1612 годах жители Кинешмы вели борьбу с польскими интервентами.

В 1856 году в уездном городе Кинешма Костромской губернии насчитывалось 9 церквей, 497 домов, 73 лавки.

В 1871 году железная дорога связала Кинешму с Москвой что создало благоприятные условия для дальнейшего развития и торговли. Во второй половине XIX века были построены химические заводы (по производству красителей, купороса), чугунолитейный завод, деревообрабатывающие и другие предприятия. Были распространены скорняжное, овчинное и спажное ремёсла. К концу XIX века город стал одним из крупных текстильных центров России (в 1913 году действовало 8 хлопчатобумажных фабрик).

В 1898 году был создан драматический театр им. А.Н. Островского

В 1914 году насчитывалось 68 фабрично-заводских предприятий.

В городе имеются картинная галерея, художественно-исторический музей.

ВУЗы города: Ивановская государственная текстильная академия (Кинешемский филиал), Кинешемский филиал Современной гуманитарной академии, Московский государственный индустриальный университет (Кинешемский филиал)

Религия

С 1866 года город являлся центром викариатства Костромской епархии; в XX веке был вторым кафедральным центром Иваново-Вознесенской епархии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *