что означает название города кинешма
Происхождение названия Кинешма
Еще русским археологом 19 века Уваровым было замечено, что многие названия в центральной России не совсем русские. Точнее, совсем не русские. Особенно это касается названий всего, что связано с водой. То есть гидронимов. А уже реки озера и болота передавали свои имена городам и селам. Поэтому, сегодня есть множество населенных пунктов с названиями на непонятных языках. Та же Москва, например. Такая же ситуация и с названием города Кинешма.
Впрочем, благодаря работам того же Уварова, было выяснено, что названия эти дали рекам, озерам и болотам прежние жители этих мест. До прихода славян эта земля была заселена финноязычными племенами, из которых главенствующее место занимали мерянские племена. Они то и дали название местности, назвав ее Кинешма, что в переводе с мерянского означает что-то вроде «глубокая темная вода». Хотя есть и другие версии перевода. Однако все они признают, что в названии города однозначно присутствует корень, обозначающий «вода».
Однако, у местных жителей, не слишком озабоченных изучением финских языков, к тому же древних и неиспользуемых в настоящее время, есть своя версия происхождения названия. По русскому преданию, где-то здесь бравый атаман Степан Разин плыл со своими «незаконными бандоформированиями». На борту его ладьи, рядом с ним сидела персидская княжна, которая оглядывая незнакомую местность, думала о своих перспективах совместной жизни с атаманом. В конце концов, когда ладья проплывала в этих местах, княжна спросила атамана: «Кинешь мя?». Понятно, что это всего лишь народный фольклор. Однако, первая версия, связанная с мерянским происхождением названия города, сегодня не оспаривается никем из ученого мира.
Кинешма: история города
Небольшой старинный город со странным названием Кинешма расположился на живописном берегу Волги в 400 км к северо-востоку от Москвы и в 100 км от Иванова. Около четырёх тысяч лет назад на этих землях жили финно-угорские племена меря и чудь. Вероятно, топоним «Кинешма» имеет финно-угорское происхождение и может переводиться как «Пенная (река)», «Глубокая вода», «Спокойная гавань» и даже как «Каменное зерно, спрятанное в болотах».
Первые письменные упоминания о Кинешме относятся к 1429 году. В начале XV века Кинешма уже была крупным поселением и наряду с Костромой, Плёсом, Солдогой и Лухом подвергался опустошению ордами казанского хана Махмут-Хази. В 1466 году бежали вниз по Волге мимо Кинешмы торговые суда «Офонасия Тферитянина и Василия Панина». В 1482 году Иван III пожаловал Лух, Кинешму и Вичугу князю Фёдору Ивановичу Бельскому в качестве подарка по случаю сочетания браком князя с рязанской княжной Анной, родной племянницей царя. Дарственная гласит: «А что есмы пожаловал князя Ф.И. Бельского, дал есмы ему в вотчину город Лух, да волости — Вичугу да Кинешму…». Бельские владели Кинешмой около ста лет, а потом город снова «отошёл на государя». Прошло уже пять столетий, а так и сохранилось название части города — Беловская.
Вид на Кинешму
Фото: Александр Рыжков/commons.wikimedia.org
Будучи вотчиной Московского князя, Кинешма стала рыбной слободой, поставлявшей живую рыбу к царскому двору. К славе рыбных ловцов прибавилась слава кинешемских соляников, выпаривавших соль из воды, добываемой из недр земных. С топливом затруднений не было: дремучие леса окружали Кинешму со всех сторон.
Город-крепость
После того как в 1536-1537 годах Кинешма вторично пострадала от казанских татар, в городе возвели укрепления: насыпали вал, а на нём сооружили крепостную стену. Она начинаясь от волжского обрыва, проходила на юг по левой стороне нынешней улицы Фрунзе (бывшей Овражной), пересекала улицу Ленина и по обрыву, хорошо заметному и сейчас, поворачивала на восток. Далее, несколько не доходя до улицы Рылеевской, поворачивала на север к Успенскому собору, а потом — по волжскому обрыву на запад, до улицы Фрунзе.
В городской стене были ворота. Одни в западной её части, другие в восточной, давая выход на торговую площадь. Между укреплённой частью города и рекой Кинешемкой располагался посад, где жила большая часть горожан, в основном ремесленники.
При разделении России на земщину и опричнину Кинешма и её окрестности были отнесены к опричнине. В это время она была важным, имеющим большое экономическое значение населённым пунктом. «Она сама являлась центром, к которому «тянуло» население окрестных селений на довольно обширном пространстве. Вполне возможно, что Кинешма и Вичуга некоторое время оставались самостоятельными административными единицами в виде волостей», — так писал Н. Виногорадов в книге «Кинешемские писцовые книги как один из важных источников по изучению местного края».
Действия опричнины и войны привели к тому, что центральные области государства, в том числе и Кинешемский край, запустели. До 40% пашни превратилось в запущенные, необрабатываемые земли. Люди бросали насиженные места и уходили.
Город-воин
Период больших героических битв Кинешма переживала в начале ХVII века. Кинешемское ополчение под руководством воеводы Федора Боборыкина защищало Русь в 1609 году от польско-литовской интервенции. Тогда, в XVII веке, Кинешма была посадом — так называлось на Руси торгово-промышленное поселение под стенами крепости. Восточная граница крепости проходила по валу, на котором были выстроены Красные торговые ряды. Здесь были главные городские ворота, они выходили на Посадскую площадь. На ней и произошла битва кинешемцев с польским отрядом пана Лисовского в мае 1609 года.
Никольский мост
Фото: Александр Рыжков/commons.wikimedia.org
Кинешемское ополчение готовилось выступить навстречу неприятелю. Лисовский во главе значительного по численности (около 2000 человек) и хорошо вооружённого отряда появился под Кинешмой. В двух верстах от города по Лухскому тракту (ныне улица Вичугская) произошла первая «сшибка». В этом бою погиб славный кинешемский воевода Боборыкин. Его гибель внесла расстройство в ряды немногочисленных защитников, и ополчение отступило к реке Кинешемке, где, несколько собравшись, снова вступило в бой с интервентами и опять потерпело поражение. Ополчение отступило к городу и остановилось на Базарной площади. Здесь произошёл последний бой. Ополчение почти полностью погибло. Интервенты через восточные ворота, выходившие на торговую площадь, ворвались в город.
Битва была проиграна. Оставшиеся в живых жители похоронили павших в братской могиле на площади. Над местом захоронения был водружен деревянный крест, а потом построена часовня. Более трехсот лет в день битвы проходила здесь панихида по убиенным, принимали присягу солдаты, отсюда уходили на войны кинешемские ополченцы. В память об этом героическом периоде истории Кинешмы на месте братских могил построены две каменные часовни. Они сохранились до нашего времени.
Торговля и промышленность
29 мая 1779 года, согласно указа сената, Кинешме был пожалован герб. Герб исполнен в виде щита, в верхней части которого на голубом поле изображена галера, а в нижней части на зеленом поле — «два свертка полотна, изъявляющие, что сей город оными проводит знатный торг».
Полотняное производство успешно развивалось в Кинешме с начала ХVIII века и исключительно на местном сырье, ориентировалось на заграничные рынки. К середине XIX века от былой цветущей полотняной промышленности в Кинешме не осталось и следа. Но в преддверии развития хлопчатобумажной, химической, мукомольной и деревообрабатывающей промышленности, фабриканты Морозовы, Коноваловы, Миндовские, Разореновы, Севрюговы, Скворцовы, Бакакины, Кокоревы строили в Кинешме и ее округе новые предприятия. Широко и бойко велась торговля, особенно во время ярмарок, которые славились по всей Волге. Ярмарки в Кинешме проходили дважды в год. В Тихонов день, 16 июня (по старому стилю), начиналась Тихоновская, другая, более значительная ярмарка — Крестовоздвиженская — начиналась 14 сентября (по старому стилю) и продолжалась вплоть до октября. Архитектура ярмарочной площади соответствовала требованиям торговли. На ней стояли три больших каменных корпуса, называвшиеся торговыми рядами. Они сохранились до сих пор и создают неповторимый архитектурный облик центра города.
Яркий и веселый ярмарочный мир исчез в ХХ веке. Исчез не сразу, еще в 20-е года по традиции приезжали в те же сроки со своим товаром крестьяне, строились карусели, выступали раешник и Петрушка.
В настоящее время Кинешма — второй по величине город Ивановской области. Возникший в глубокой древности как поселение мерян, со временем он превратился в славянское рыбацкое поселение-слободу, позднее — в посад и, наконец, в город, ставший в 1616 году центром уезда.
За всю многовековую историю Кинешма пережила и разорительные набеги казанских татар, и нашествие поляков, и две мировые войны, и многочисленные пожары и эпидемии. И всё же город не кажется старым и захудалым. Он шагает в ногу со временем.
КИНЕШМА
С начала упоминается XVI веке как село Кинешма; название по расположению на р. Кинешма.
В 1482 году великий князь московский Иоанн III Васильевич отдал Кинешму в удел князю Ф.М. Бельскому. В 1581 году Иоанн IV Грозный подарил Кинешму князю И.П. Шуйскому за успешную оборону им Пскова от войск польского короля Стефана Батория. После ссылки Шуйского в Кирилло-Белозерский монастырь Кинешма в 1587 году была возвращена в царское владение.
В 1608-1612 годах жители Кинешмы вели борьбу с польскими интервентами.
В 1856 году в уездном городе Кинешма Костромской губернии насчитывалось 9 церквей, 497 домов, 73 лавки.
В 1871 году железная дорога связала Кинешму с Москвой что создало благоприятные условия для дальнейшего развития и торговли. Во второй половине XIX века были построены химические заводы (по производству красителей, купороса), чугунолитейный завод, деревообрабатывающие и другие предприятия. Были распространены скорняжное, овчинное и спажное ремёсла. К концу XIX века город стал одним из крупных текстильных центров России (в 1913 году действовало 8 хлопчатобумажных фабрик).
В 1898 году был создан драматический театр им. А.Н. Островского
В 1914 году насчитывалось 68 фабрично-заводских предприятий.
В городе имеются картинная галерея, художественно-исторический музей.
ВУЗы города: Ивановская государственная текстильная академия (Кинешемский филиал), Кинешемский филиал Современной гуманитарной академии, Московский государственный индустриальный университет (Кинешемский филиал)
Религия
С 1866 года город являлся центром викариатства Костромской епархии; в XX веке был вторым кафедральным центром Иваново-Вознесенской епархии.