что означает понятие смысл жизни и антропология
Что означает понятие смысл жизни и антропология
ДАРЕНСКИЙ Виталий Юрьевич
Украина, Киев
Государственная академия кадров культуры и искусств
Кандидат философских наук, доцент, докторант
В статье рассматривается проблема базовых смысловых констант человеческого бытия, фиксируемых в категориях «смысл» и «смысл жизни». В качестве фундаментального принципа мировоззренческих установок рассматривается концепт «метасмысла». Сделан акцент на демонстрации того, что разные типы метасмыслов коррелируют со всеми типами культуры, определяя открытость субъектов к диалогу и его способность к порождению новых культурных смыслов. Дается философско-антропологический анализ содержания понятия «метасмысл», позволяющий скрытые измерения человеческой экзистенции и культурных форм человеческого бытия. Предложена типология «метасмыслов» как базового уровня познавательных процессов. Акцентировано внимание на значимость русской философской традиции в рефлексии категории «смысл жизни»
“Sense” and “A Sense of Life” as Categories of Philosophical Anthropology
Vitaliy DARENSKIY
Ukraine, Kiev.
National Academy of Personnel Management
Center of Arts and Culture.
Department of Theory аnd History of Culture.
PhD, Seniour Lecturer
darenskiy@yahoo.com
The philosophical problem of the basic constants of human existence is considered in this article. The concepts of “sense” and “a sense of life”, as a category of philosophical anthropology are considered, as the fundamental principles of the human worldview. Different types of meta-senses are correlated with all types of culture; they define a person’s openness to dialogue, and create a new sense in the discussion of various subjects and their perspectives. The current paper provides an analysis of philosophic and anthropologic dimensions of the “meta-sense” concept, which makes it possible to discover hidden dimensions of human existence, and cultural forms of being. A typology of different “meta-senses”, as a basic level of cognition, is proposed in the article. In addition, specifics relating to Russian philosophical tradition about the reflection of “sense” and “a sense of life” is also discussed in this article.
Смысл жизни: понятие, пути его приобретения, связь с процессом адаптации
Смысл жизни – это способ и уровень (полнота) освоения конкретной жизненной ситуации, удовлетворяющей человека в соответствии с его нравственными принципами и принятой им системой ценностей [8].
Человек выстраивает собственное отношение к жизни вообще и содержанию своего жизненного пути так же, как к любому другому явлению; и степень приятия или неприятия жизни является отражением уровня развития и степени зрелости человека. Положительное отношение к смыслу жизни является признаком определенного уровня трансформации сознания человека и соответствующего понимания своей роли, места, ответственности и наличия свободы для осуществления смысла-содержания своей жизни в составе Всеобщего Универсума [7].
Гармоничная характеристика смысла жизни определяется тремя основными составляющими. Смысл жизни характеризуется в равной мере значимо:
1) как итоговым результатом всей жизни, так и смысловым наполнением каждодневных отдельных ситуаций жизни человека;
2. как высшими идеалами (в том числе трансцендентными) и общечеловеческими ценностями, так и индивидуальными жизненными и житейскими ценностями;
3) как процесс приобретения положительного опыта, так и отрицательного опыта жизни [8].
Индивидуальность и неповторимость (уникальность) смысла жизни обосновывается соответствующими характеристиками трех позиций, формирующих сущность процесса жизни: 1) неповторимостью субъекта-носителя жизни; 2) неповторимостью каждой жизненной ситуации данного индивидуума; 3) неповторимостью принятия решений и выбора жизненного пути данным индивидуумом.
Два основных вида самооценки полученного результата развития ситуации:
1) неудовлетворение – формируется при склонности человека видеть источник проблем в окружающих обстоятельствах (при любом результате – положительном или отрицательном), что обусловлено отсутствием у данного индивидуума определенного уровня зрелости и самодостаточности на данном этапе его развития;
Этапность формирования поведенческой реакции человека на ситуацию.
1.Формирование внутреннего напряжения: а) чувственного; б) рационального.
2. Внешний поступок [8].
Формула поведенческой реакции четко увязывает общность схемы развертывания ответной реакции человека и индивидуальный характер смыслового наполнения этой схемы. Взаимосвязанность в данной формуле универсальных и уникальных характеристик поведенческих реакций помогает осознать высокую значимость в поведенческих характеристиках человека не столько заключительного, внешнего акта, сколько внутреннего этапа – периода внутреннего напряжения, предопределяющего качество завершающего внешнего этапа [2]. Период внутреннего напряжения формируется в соответствии с нервно-конституциональными свойствами индивидуума, его глубинными особенностями генотипической структуры, и придает неповторимую индивидуальность даже внешне схожим поведенческим проявлениям.
Проблема индивидуального и социального в смысле жизни
При совпадении у разных людей избранных ими ценностей складываются общественные ценности в разных сферах жизни общества [8]. Таким образом, люди определенной психоэмоциональной общности, являясь носителями ценностей сходного качества и категории формируют шкалу общественных ценностей, которые в последствии могут стать традиционными.
Ценности жизни и смысл жизни имеют тесные взаимосвязь и взаимовлияние. Избранная человеком система ценностей есть ориентир его жизненного пути и соответственно содержание (смысл) этого жизненного пути. Сами по себе ценности данного общества не диктуют поступки и не определяют нравственно-общественную характеристику людей. Императивность системы ценностей возникает только тогда, когда человек или группа людей выбирают их как ориентир своего поведения. Если индивидуальный выбор человека включает значимые для данного общественного строя ценности, то мотивация деятельности индивидуума будет соответствовать характеристике «общеиндивидуальной» и носить благоприятный для общества характер. Противоречие индивидуального и социального демонстративно выступает на этапе осуществления выбора человеком своей системы ценностей, которая отличается от общепринятой в данном социуме. Противоречивое соотношение индивидуального и социального вносит напряжение в процесс адаптации человека и сообщества. Таким образом, жизненные ценности являются результатом самостоятельного выбора людей, включаются ими в свою мотивационную систему поведения и являются платформой адаптации индивидуума в сообществе.
Формула формирования смысла жизни объединяет в себе реальную последовательность процессов, реализуемых человеком в ходе любой деятельности (любого масштаба и значимости). «Свобода выбора шкалы ценностей → мотивация деятельности → цель деятельности → средства деятельности → результат деятельности → смысл жизни» [8]. Содержание смысла жизни может быть определено через понимание реальной последовательной смены событий, отраженных в формуле поиска смысла жизни: Любая деятельность начинается с побуждающей мотивационной идеи, построенной во внутреннем духовном мире человека. Мотивационная идея переформатируется в цель действия и дополняется разработкой технических планов с указанием средств и сроков достижения цели. Затем обеспечивается выполнение технических планов и формируется определенный результат, который является завершающим звеном общего процесса. С точки зрения современной антропологии процесс, организованный для получения поставленной цели, имеет высокую созидательную значимость, как для высокой идеи духовного развития человека, так и для прагматичной идеи формирования профессионального опыта человека. Поскольку в мотивационную основу деятельности (индивидуума, группы лиц, общества) положена реальная шкала жизненных ценностей (профессиональных, политических, экономических, образовательных, культурных и других интересов), то сфера жизнедеятельности человека (группы лиц, общества) будет соответствовать широте и глубине его интересов. Таким образом, формула поиска смысла жизни дает возможность выполнить оценку как отдельных фрагментов, так и общего жизненного пути индивидуума, группы лиц или большого сообщества с общими ценностными категориями, и это определяет её значимость как метода антропологической экспертизы.
Процесс поиска и выбора поведенческой реакции является социально-адаптационным
процессом. Эффективность социально-адаптационного процесса проявляется в виде отношения человека к содержанию своего жизненного пути и оценивается как смысл жизни (содержание жизни). Положительная оценка смысла жизни соответствует положительной адаптации индивидуума; отрицательная оценка – отсутствию социальной адаптации (может быть временной, обратимой или постоянной, необратимой).
Заключение
Знание строения человека в соответствии с естественнонаучными концепциями текущего века (дуальность структуры), понимание задач и сущности формирования адаптационно-перестроечных реакций психического и физического тел является инструментом, с помощью которого человек способен организовать и контролировать свои поведенческие процессы для достижения поставленных целей независимо от их значимости, масштаба и уровня сложности.
Однако ускорить формирование внутри общества знаний о построении и функциях человека на уровне концепций 21 века за счет даже значительных усилий всех государственных и негосударственных организаций, имеющих отношение к образовательному и просветительному процессам (путем изменения существующих программ всех ступеней образования, начиная с дошкольного; подготовки кадров для изложения данного предмета) не представляется возможным. Организаторы и исполнители данной работы должны иметь собственные соответствующие мировоззренческие убеждения и мотивационный внутренний императив для реализации идеи ускорения всеобщего естественнонаучного образования.
«Точечно-очаговый» способ распространения процесса обучения и просвещения существовал во все исторические эпохи, существует в настоящее время и имеет глубокие корни традиций как индивидуального, так и группового образования субъектов. Наиболее сильная сторона точечно-очагового принципа обучения – индивидуально-дифференцированный подход к работе с обучаемыми лицами в зависимости от их исходной подготовки и способности усвоения информационного материала.
Все указанные позиции наилучшим образом совмещаются с идеей и процессом реализации образовательно-социальной помощи лицам с функциональными нарушениями здоровья. При соответствующей технологической разработке информационных материалов современной социальной антропологии для учебной дисциплины и учебного процесса у обучаемых лиц можно сформировать устойчиво позитивное отношение к себе и средовому окружению, усилив естественно существующую способность к адаптации.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Метод. разработка «Проблема смысла жизни в философской антропологии»
Урока по дисциплине «Философия»
Тема «Проблема смысла жизни в философской антропологии»
Симаков Владимир Николаевич
Смысл жизни, как его трактует философия, не связан с жизнь в потустороннем мире. Смысл жизни понимается на пути познания мира, на пути активного деятельностного к нему отношения. В философии сформировались следующие концепции, обосновывающие смысл жизни [1] :
Человек обладает свободой выбора. Однако, свободу нельзя соотносить с произволом, со своеволием. Свобода выбора человека как личности связана с осознанием ответственности. Человек должен отвечать с найденный и реализованный им смысл жизни, поскольку его осуществление затрагивает жизнь других людей. Ответственность за реализацию своего предназначения человек осознает только в связи с признанием существования другого человека.
В истории философии можно выделить несколько ведущих положений, раскрывающих суть смысла жизни:
1. Смысл жизни трансцендентен самой жизни. Это означает, что смысл жизни находится за пределами жизни. Человеческая жизнь приобретает смысл, если человек живет ради других людей, служит интересам семьи, нации, общества. Человек воплощает себя в своих потомках, передает им результаты своей деятельности.
На каждом этапе развития культуры формируется своя позиция в решении вопроса о смысле жизни. Особенно остро вопрос о смысле жизни звучит в эпохи кризисов, в переходные эпохи. Возникает осознание того, что не существует заранее заданного образца смысла жизни, который указывал бы человеку верную тенденции самореализации.
Человек должен развивать свои способности посредством творческой деятельности. Творчество должно получить признание со стороны общества. При этом, творческая деятельность должна приносить личностное удовлетворение. В вопросе о творчестве возникает некий парадокс. Каким содержанием должен быть наполнен смысл жизни, если человек понимает, что он смертен? С конца CC века в философии формируются такие течения как философия жизни, экзистенциализм, которые рассматривают вопросы о ничтожности человека перед смертью, о предопределенности человеческой жизни и деятельности.
Атеизм отрицает идею бессмертия. Жизнь человека конечна, «загробной жизни» не существует. Для того, что жизнедеятельность человека не потеряла своего значения, в атеизме формируется концепция личности, которая включает в себя следующее [2] :
Человек несет в себе стремление внести свой вклад в улучшение жизни будущих поколений. Согласно идеям русского космизма о «патрофикации» (Н. Федоров), на основе регуляции природы благодаря развитию науки, возможно воссоздание всех ранее живших людей. По мысли К. Циолковского, в основе материи находится бессмертное элементарное существо – атом. С помощью атома материя претерпевает превращения.
Список использованной литературы
1. Современная социальная философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ю.В. Бурбулис [и др.]. Электрон. текстовые данные. Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015. 156 c. 978-5-7996-1467- 6. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68472.html ЭБС «IPRbooks»
4. Шалашников Г.В. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Г.В. Шалашников. Электрон. текстовые данные. Тула: Институт законоведения и управления ВПА, 2018. 147 c. 2227-8397. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/80638.html ЭБС «IPRbooks».
[2] Шалашников Г.В. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Г.В. Шалашников. Электрон. текстовые данные. Тула: Институт законоведения и управления ВПА, 2018.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Смысл жизни человека – что это и стоит ли его искать?
Про смысл жизни человечество рассуждает с самых ранних времен своего существования.
Люди – социальные существа с заложенным природой инстинктом выживания. На базовом уровне это выживание требует еды, питья, отдыха и продолжения рода. Именно поэтом, смысл жизни на самой ранней стадии существования человечества мог заключаться в продолжении процесса эволюции. Но чем осознаннее становились люди, тем более глубокое значение для них приобретало понимание истинного предназначения.
Благодаря интеллекту, любопытству, умению анализировать и рефлексировать многие умы стали все чаще задаваться вопросом «А для чего я живу?», пытаясь с его помощью не только реализовываться, но и даже выживать в сложные периоды.
Что такое смысл жизни?
Платон однажды определил человека как двуногое животное без перьев и с широкими ногтями. Позже он же дал другое определение – «существо в поисках смысла» [Psychology Today, 2018].
Человеческое стремление к поиску истины, познанию себя и окружающего мира находит выражение во всей его деятельности. Несмотря на относительную незаинтересованность в вопросе изучения смысла жизни среди философов-аналитиков на протяжении большей части двадцатого века, примерно за последние два десятилетия количество работ по этой теме значительно выросло.
По словам психоаналитика двадцатого века Бруно Беттельхейма, «самая большая потребность и самое трудное достижение – это найти смысл в нашей жизни». А переживший Холокост психиатр Виктор Франкл сказал, что человеческая воля к смыслу предшествует либо «нашей воле к удовольствию, либо воле к власти» [Internet Encyclopedia of Philosophy, 2021].
Если говорить коротко, то смысл жизни – это то, ради чего живет человек и к чему стремится на протяжении всего осознанного возраста. Основными его характеристиками являются уникальность, изменчивость в зависимости от того или иного жизненного периода или обстоятельств и соответствие главным жизненным ценностям.
Вопросы о поиске смысла возникают и обретают форму в различных контекстах деятельности человека:
За многими вопросами о жизненном предназначении скрывается человеческая способность выйти за пределы привычных рамок, взглянуть на свою жизнь с более широкой точки зрения. К счастью, люди обладают сознанием и могут заниматься самоанализом и саморефлексией, переходя от простого автоматического существования к наблюдению и оценке [Internet Encyclopedia of Philosophy, 2021].
Цитаты о жизни со смыслом являются одним из самых популярных запросов в Интернете наряду с вопросом об определении цели. Люди хотят знать, есть ли у них цель, и если да, то какова она. Многие из них полагают, что есть некая космическая миссия, вокруг которой можно упорядочить жизнь.
Существуют пять взглядов на смысл жизни:
Некоторые мыслители уверены, что смысл жизни человека определяется исключительно божественным провидением. Другие приписывают главную роль душе, полагая, что ее жизнь продолжается и после смерти «физической оболочки». Кроме того, существуют два лагеря «натуралистов», расходящихся во мнении о том, что же имеет истинную ценность.
Объективисты утверждают, что существуют абсолютные истины, которые имеют ценность, хотя они могут не соглашаться с тем, что они собой представляют. Например, некоторые из них говорят, что смысл жизни человека заключается в творчестве, в то время как другие считают, что истинный смысл ей придают лишь добродетель и мораль [Quartz, 2018]. Субъективисты считают эти взгляды слишком узкими. Если смысл определяется через познание, то он может исходить из любого количества источников.
Для субъективистов жизнь имеет смысл, но ее ценность создается самим человеком в его сознании и может меняться со временем. Смысл жизни для людей может уменьшиться или исчезнуть в результате упадка сил или трудных или трагических обстоятельств. Он также может меняться от одной фазы жизни к другой в связи с личным развитием, новыми интересами, контекстом, обязательствами и зрелостью [Philosophy Now, 2021].
Жизнь со смыслом может оцениваться с позиции значимости для человека в конкретный этап времени, даже в очень короткий. То, что ценно и важно в один период, может потерять актуальность уже через год. Так, например, стремление добиться карьерных высот в самом начале профессионального пути молодого специалиста через несколько лет может смениться на его желание реализоваться в качестве хорошего и ответственного родителя.
В книге «Философия сегодня» профессор политики Лондонского университета Тим Бейл дает чрезвычайно простой ответ: «Смысл жизни не в том, чтобы быть мертвым».
Многие философы предлагают аналогичные ответы. Ричард Тейлор предполагает, что не усилия и достижения делают жизнь значимой, а тот факт, что человек может просто быть живым и здоровым. Профессор философии и религиоведения из Университета Прибрежной Каролины Кейси Вудлинг предположил, что значимостью человеческую жизнь наполняет возможность размышления над ее проживанием» [Quartz, 2018].
Достижение целей, работа, увлечения, семья, финансовый успех – все это, несомненно, прекрасно, но, по мнению Вудлинга, не имеет особого значения. Однако стоит задуматься, почему люди так стремятся это заполучить. «Это близко к известному высказыванию Сократа о том, что неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить, – пишет Вудлинг. «Я бы рискнул сказать, что неизученная жизнь не имеет смысла» [Quartz, 2018].
Зачем человеку нужен смысл жизни?
О жизни со смыслом можно говорить в разных контекстах. Он не сводится к одной ключевой цели-принципу, а воплощается в значимых и определяющих, хотя и производных жизненных смыслах, отражающих главные взгляды и позиции человека [Социологические исследования №11, 2016].
В книге «Человек в поисках смысла» психиатр и невролог Виктор Франкл написал о пережитых испытаниях в концентрационном лагере во время Второй мировой войны. Франкл обнаружил, что выжить в тех бесчеловечных условиях удавалось не тем, кто был физически сильнее, а тем, кто сохранял чувство контроля над окружающей средой и был движим конкретной целью. Именно эта цель, по мнению психиатра, и помогала людям, находящимся в концлагере, сохранять мотивацию к жизни и веру в свое светлое будущее [Psychology Today, 2018].
Выжив в заключении и пройдя весь ужас нацистских концлагерей, психиатр написал книгу, ставшую ориентиром для многих людей в понимании того, в чем состоит смысл их жизни. Цель Франкла, его воля к жизни, несмотря на нахождение в самых суровых условиях, проистекала из его желания позже написать об этом опыте. Писатель отметил, что у других, кто выжил в лагерях, также имелась конкретная цель – они были полны решимости увидеть свои семьи после войны или помогать другим заключенным жить, сохраняя при этом чувство человечности [Quartz, 2018].
Наличие смысла жизни не только помогает пережить сложные времена, но и благоприятно сказывается на здоровье людей. Американские ученые, в течение трех лет проводившие исследование, в котором опросили 1042 жителя города Сан-Диего в возрасте от 21 до 100 лет, пришли к интересному выводу. Люди, нашедшие смысл, становятся гораздо более спокойными, не испытывают стресса и других проблем со здоровьем в отличие от тех, кто считает свою жизнь бессмысленной [Известия, 2019].
Исследователи выяснили, что в разных возрастных группах процентное соотношение людей, удовлетворенных жизнью, значительно отличается. Самое большое количество довольных своим текущим состоянием было среди 60-летних опрошенных американцев.
Ученые полагают, что именно наличие смысла жизни позволяет улучшить физическое состояние пациентов и предлагают использовать данную терапию в медицине [РИА Новости, 2019].
Что означает «жизнь, лишенная смысла»?
Некоторые, кажется, проводят всю свою жизнь неудовлетворенными, находясь в постоянных поисках цели. Философ Иддо Ландау предполагает, что у каждого человека есть все необходимое для полноценного существования. По его мнению, люди ошибаются, когда чувствуют, что жизнь бессмысленна. Ошибка основана на их неспособности понять, что действительно важно. Вместо этого они чрезмерно сосредоточены на том, чего, по их мнению, не хватает для полноценного существования [Quartz, 2018].
«К моему удивлению, большинство людей, с которыми я разговаривал о сути смысла жизни, сказали мне, что они не думали, что их жизнь была достаточно значимой. Многие даже представляли свою жизнь откровенно бессмысленной» – пишет философ. «Но я часто находил причины, по которым мои собеседники приводили свои взгляды, проблематичными. Многие, как я думал, не задавали соответствующих вопросов, которые могли бы изменить их взгляды, или предпринять действия, которые могли бы улучшить их состояние. Большинство людей, которые жаловались на бессмысленность жизни, затруднялись даже объяснить, что они понимали под этим понятием» [The Philosophers’ Magazine, 2018].
Другими словами, Ландау считает, что люди, которые чувствуют, что проживают жизнь бесцельно, на самом деле неправильно понимают данный вопрос. Он стал одним из многих мыслителей, которые на протяжении многих веков пытались выяснить, что же такое жизнь, наполненная смыслом [Quartz, 2018].
Мнения философов на этот счет многочисленны, разнообразны и в разной степени практичны. Известный мыслитель Фридрих Ницше, например, сказал, что данный вопрос не имеет смысла сам по себе, потому что посреди жизни человек не в состоянии определить, имеет ли значение его жизнь, а выйти за пределы процесса существования, чтобы найти ответ, не представляется возможным [Quartz, 2018].
Иддо Ландау полагал, что любой, кто считает, что жизнь бессмысленна, также признает важность ценности. Другими словами, если человек думает, что его жизнь лишена какого-либо смысла, значит, он верит, что существует такая вещь как ценность [The Philosophers’ Magazine, 2018].
Многие популярные статусы про жизнь со смыслом утверждают, что абсолютно каждый в состоянии изменять ценность своей жизни с помощью практики, усилий, действий и размышлений. Философ отмечает, что мир переменчив: люди меняют место жительства, заводят знакомства, получают интересный опыт и знания, встречаются с новыми идеями. По мере того, как меняется человек, меняются его ценности, а также цели и смысл жизни.
Чтобы жизнь не была бессмысленной, она совсем не должна быть уникальной. По мнению Ландау, вера в то, что уникальность связана со смыслом, – еще одна ошибка, которую совершают многие. Это заблуждение, по его мнению, «приводит к тому, что некоторые люди без необходимости считают свою жизнь недостаточно значимой и упускают способы придать ей смысл» [Quartz, 2018].
По общему признанию, это важно в нескольких сферах: например, в творчестве ценность зависит в том числе и от оригинальности, поскольку просто повторять то, что уже создали другие художники, не имеет смысла.
Точно так же научные достижения ценятся за их оригинальность и новаторство. Слепое повторение чужих выводов не имеет особой ценности. И это, конечно же, означает, что на момент представления научных результатов они должны быть уникальными [Internet Encyclopedia of Philosophy, 2021].
Однако в большинстве своем уникальность не важна для определения смысла жизни. Так, например, любовь между родителями и ребенком ценна не тем, что она отличается от любви между другими родителями и младенцами, а своей теплотой и эмоциональной близостью.
Таким образом, упор на уникальность – это еще одна ошибка, связанная с определением ценности. Эта ошибка приводит некоторых людей к тому, что они без необходимости считают свою жизнь недостаточно значимой и упускают, тем самым, способы придать ей смысл.
Наличие или, наоборот, отсутствие смысла определяется ценностями, которые важны человеку. Исходя из них, он определяет, удалась его жизнь или нет. Например, родителям, потерявшим своего ребенка в автомобильной катастрофе, трудно воспринимать настоящую реальность в прежнем контексте. Возможно, они снова увидят в жизни смысл только в том случае, если найдут другие вещи, которые, по их мнению, имеют достаточно высокую ценность (например, рождение или усыновление ребенка).
Кто-то начинает считать свое существование бессмысленным, потому что не может добиться определенных карьерных высот в работе. Для таких людей главным или единственным важным вопросом остается достижение совершенства в карьере. Это делает их слепыми к другим вопросам, которые могут иметь значение. Именно поэтому они начинают чувствовать бесцельность своего существования [Internet Encyclopedia of Philosophy, 2021].
Важно отметить эту тесную взаимосвязь между осмысленностью и ценностью, поскольку именно она позволяет сделать много выводов, которые могут быть полезны для людей, считающих свою жизнь недостаточно значимой.
Взгляды людей на бессмысленность жизни часто могут быть ошибочными. Некоторые несправедливо полагают, что они плохие родители, в то время как другие неверно убеждены, что их методы воспитания идеальны. Одни люди необоснованно думают, что искусство, которое они создают, не очень хорошее, а другие ошибаются, считая, что создают шедевры. Кто-то, например, недооценивает или переоценивает собственное чувство юмора, знания или способность играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Такая ошибочная оценка наблюдается во многих сферах. А это значит, что и с определением смысла жизни может произойти то же самое. Удивительно, но многие люди, считающие свою жизнь недостаточно осмысленной, абсолютно уверены, что это так. Они убеждены, что их представления об этом должны быть точными и достоверными.
Отмечая, что смысл жизни основан на ценностях, человек также ориентируется на то, чтобы привнести его с помощью конкретных действий. Чтобы сделать свое существование более осмысленным, необходимо улучшать то, что является ценным [Internet Encyclopedia of Philosophy, 2021].
Можно привнести в жизнь новые ценности, увеличить, заново осознать или переоценить ценности существующие. Многие люди, в том числе те, кто считает, что бесцельно прожигает годы, посвящают за один вечер больше времени и усилий обдумыванию того, на какой фильм пойти, чем размышлениям о том, что могло бы сделать их жизнь более значимой.
Ландау утверждал, что смысл – это чувство значимости, которое каждый определяет для себя самостоятельно, исходя из разных аспектов – отношений, творчества, достижений в определенной области или щедрости и других возможностей [Quartz, 2018].
Тем, кто озабочен вопросом бессмысленного проживания жизни, Иддо Ландау предлагает переосмысление и поиск смысла в других вещах. Так, например, если человек не чувствует смысла в жизни, потому что не реализовался в своей профессии, ему стоит постараться найти его в других своих начинаниях, таких как отношения, волонтерская работа, путешествия или творческая деятельность. Также, по мнению философа, он должен внимательнее присмотреться к тому, что делает – возможно в его жизни уже происходит что-то значимое и ценное, чему он пока не уделяет должного внимания [Internet Encyclopedia of Philosophy, 2021].
Как понять свой смысл жизни?
Можно бесконечно долго перечитывать сотни статусов из социальных сетей про смысл жизни, но понять, что же действительно движет каждым из нас можно, только хорошо разобравшись в себе.
Часто к пониманию собственного предназначения приходят люди, пережившие серьезные испытания, такие как, например, неизлечимое заболевание, потеря близкого человека, большое банкротство. Испытав сильный стресс, они произвели переоценку ценностей и перестали принимать дарованную им жизнь, как должное. Многие из них нашли себя в благотворительности и помощи тем, кто столкнулся с подобной проблемой [The School of Life, 2021].
К счастью, чтобы понять цель своего существования, совсем необязательно ждать плохих событий. Для этого достаточно уделить немного времени рефлексии и самоанализу.
Чтобы определиться с тем, что действительно близко и важно, необходимо хорошо разбираться в себе. Стоит задать себе ряд вопросов:
Важно, чтобы смысл жизни человека соотносился с его истинными ценностями и искренним интересом. Так, например, не всем важны медицина или социальная работа. Кто-то реализуется в помощи нуждающимся, в то время как другие определяют для себя высшей ценностью профессиональную реализацию или духовный рост.
Смысл для разных людей может заключаться в различных моментах: в поддержке футбольной команды, в покорении новых горных вершин, в осознанном родительстве, в музыке, в помощи другим, в поиске истины через философию и т.д. Но характерной чертой всех этих примеров является сознание, которое позитивно и конструктивно поглощено, вовлечено, расширено и реализовано [Philosophy Now, 2021].
Еще лучше узнать себя с помощью правильных техник и вопросов вы сможете на онлайн-программе «Самопознание». Правильная рефлексия позволяет определиться не только со смыслом жизни, но и понять свои сильные стороны, которые помогут этот смысл реализовать. Найдя ответы на многие вопросы, вы осознаете, что для вас важно, близко и ценно.
Пока не существует единого смысла, каждый человек может прожить свою жизнь так, чтобы каждый день приносил ему как можно больше удовлетворения. Как выразился Конрад Лоренц: «Сама жизнь – это процесс познания». Согласно этой интерпретации эволюции, суть жизни является стремлением к знанию: знание о реальном мире, которое постоянно проверяется на соответствие этому миру [Philosophy Now, 2021].
То, что работает и является в этом смысле «истинным», сохраняется. Жизнь, по мнению ученого, это проверенные знания, выдержавшие испытание геологическим временем. С этой точки зрения, принятие поиска знаний как возможного смысла жизни кажется в буквальном смысле естественным выбором [Philosophy Now, 2021].
Цитаты о смысле жизни
Паблики в социальных сетях пестрят большим количеством цитат и высказываний известных людей, посвященных смыслу жизни. Мы подготовили для вас подборку, в которой каждый сможет найти что-то интересное для себя:
«Смыслу жизни все равно, что вы ему приписываете. Смысл в том, чтобы быть живым»
«Кем бы мы ни были, что бы мы ни делали из себя, это все, что мы когда-либо будем иметь, и в этом в своей глубокой простоте и заключается смысл жизни»
«Наша главная цель в этой жизни – помогать другим. И если вы не можете им помочь, по крайней мере, не причиняйте им вреда»
«Не существует одного большого космического значения для всех; есть только тот смысл, который каждый из нас придает своей жизни, индивидуальный смысл, индивидуальный сюжет, как отдельный роман, книга для каждого человека»
«Истинный смысл жизни – сажать деревья, в тени которых вы не ожидаете сидеть»
«Смысл жизни не просто в том, чтобы существовать, чтобы выжить, а в том, чтобы двигаться вперед, подниматься, достигать, побеждать»
«Жизнь должна быть веселой, радостной и приносящей удовлетворение. Пусть каждый из вас будет таким»
«Конечная цель человеческого разума во всех его проявлениях – познакомиться с истиной»
«Я придерживаюсь мнения, что моя жизнь принадлежит обществу, и пока я жив, я имею честь делать для него все, что могу»
Джордж Бернард Шоу
«Я чувствую, что способность заботиться – это то, что придает жизни ее глубочайшее значение»
«Человек, рожденный с талантом, которым он призван пользоваться, находит свое величайшее счастье в его использовании»
Иоганн Вольфганг фон Гете
«Наша цель – не стать друг другом. Это значит, узнавать друг друга, научиться видеть другого и уважать его за то, что он есть»
«Начни сразу жить и считай каждый день отдельной жизнью»
«Каждый момент вашей жизни бесконечно созидателен, а вселенная бесконечно щедра. Просто сформулируйте достаточно ясную просьбу, и все, что ваша душа пожелает, должно прийти к вам»
Каждая из этих цитат про смысл жизни освещает именно те ценности, которые были близки ее автору.
Смысл жизни определяется согласно убеждениям, которых придерживаются люди. Однако все человеческие системы верований в той или иной степени точны или ошибочны в своем описании мира. Более того, системы убеждений меняются со временем: от поколения к поколению, от культуры к культуре, от эпохи к эпохе [Philosophy Now, 2021].
Убеждений, которых придерживаются сегодня даже широкие слои населения, вчера не существовало и, возможно, не будет завтра. Поэтому данные системы убеждений, будь то религиозные или светские, произвольны, и чтобы определить свое предназначение, нужно отказаться от данных систем. Иначе смысл жизни не может быть определен [Philosophy Now, 2021].
Заключение
Возможно, вопрос смысла жизни и предназначения никогда не будет понят окончательно. Представление о нем может быть разным для каждого человека. Но это совершенно не значит, что не стоит перегружать свой мозг поиском ответа на этот вопрос.
Знание и понимание собственных ценностей помогает понять, для чего каждый из нас пришел в этот мир. А с помощью осознания смысла жизни человек может не только прожить отведенные ему годы счастливо и пережить тяжелые времена, но и значительно улучшить свое здоровье и замотивировать себя на большие свершения.
И в завершение предлагаем ответить на следующий вопрос: