что означает спортивная пригодность
Что означает спортивная пригодность
Каждая деятельность, в том числе спортивная, предъявляет к человеку ряд требований. Но любая деятельность развивается, совершенствуется. Так произошло в авиации, когда летчики пересели из тихоходной машины в реактивный самолет. Так происходит и в спорте.
Стоит припомнить кинокадры, которые запечатлели соревнования фигуристов в начале века. Вызывают улыбку не только форма участников, но и статичность, низкие скорости, простейшие элементы. То же можно сказать и о других видах спорта. Прогресс спорта настолько очевиден, что мы уже перестали удивляться каскадам тройных прыжков Е. Водорезовой, феноменальным скоростям Е. Куликова, прыжкам В. Яшенко выше 2 м 30 см и т. д.
В командных играх прогресс менее нагляден, но не менее весом. Он здесь идет во многом за счет новых тактических идей, совершенствования взаимодействия, повышения работоспособности. Естественно, меняются и требования, которым должен отвечать спортсмен. Эти требования, учитывающие динамику спортивной деятельности, и формируют спортивную пригодность.
Понятие пригодности предусматривает, что не только человек по своим данным подходит к той или иной деятельности, но и эта деятельность подходит для него. Пожалуй, наилучшее определение спортивной пригодности: «. это соответствие между индивидом и спортивной деятельностью, взаимное проникновение и стимулирующее воздействие спортивной деятельности на личность и личности на спортивную деятельность» (Н. Попов).
Существует немало примеров, когда ребенок, обладающий всеми необходимыми природными данными для спортивной игры, но не имеющий достаточной мотивации, уклоняется от спортивной деятельности, выбирая порой такую, которая в гораздо меньшей степени соответствует его возможностям. Поэтому одной из главных задач ориентации и является агитационно-пропагандистская и сугубо педагогическая работа, направленная на воспитание интереса у ребенка.
Спортивная ориентация связана прежде всего с комплексом мероприятий, направленных на подбор для человека тех видов спорта, которые в наибольшей мере соответствуют его желаниям, предрасположенности и способностям. Выявление этих факторов — специфическая цель ориентации. Достижение этой цели, с одной стороны, способствует решению проблемы взаимного соответствия личности и деятельности, с другой — помогает организационно в осуществлении отбора для отдельных видов спорта.
Спортивный отбор следует понимать как процесс определения соответствия способностей человека и особенностей данной спортивной дисциплины. Главный мотив спортивного отбора — стремление связать воедино творческий расцвет личности и высшие спортивные достижения.
Спортивная пригодность, спортивная ориентация и спортивный отбор имеют много взаимопроникающих характеристик. Однако они представляют собою вполне самостоятельные явления.
Спортивная пригодность
Как известно, существуют определенные особенности психики спортсмена, которые определяют эффективность спортивной деятельности. Это — специальные способности. Их необходимо определять в первую очередь в целях отбора. Вместе с направленностью личности, волевыми качествами, эмоциональной устойчивостью специальные способности характеризуют пригодность спортсмена.
Как известно, в качестве критериев спортивной пригодности рассматриваются чаще всего следующие подструктуры индивида:
Первая подструктура — подструктура на уровне нервных процессов — включает в себя нейродинамические свойства силы, подвижности, лабильности, динамичности и баланса процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов определяет выносливость нервной системы при воздействии сильных или длительных раздражителей. В видах спорта, связанных с продолжительной монотонной работой (стайерский бег, гребля, лыжный спорт), сильная нервная система становится существенным фактором развития специальных способностей. Интересно, что некоторые французские спортивные психологи даже считает главной способностью стайера «любовь к терпению». Здесь как бы сочетаются психофизиологические и личностные оценки пригодности.
Подвижность нервных процессов — условие развития способности к быстрым перестройкам, структуры действий при изменении тактического репертуара в борьбе против разных соперников.
Лабильность нервных процессов также связана с развитием скоростных возможностей спортсмена, но проявляется больше в быстроте движений, быстроте сенсомоторного реагирования, «взрывных» действиях.
Быстрота «врабатываемости», способность «с ходу» включиться в напряженную деятельность — психологические проявления динамичности нервных процессов.
Устойчивый баланс нервных процессов обеспечивает стабильность соревновательной деятельности спортсменов.
«В состав каждой способности человека входят некоторые операции, посредством которых эта деятельность осуществляется; но ядро способности — это не усвоенная операция, а те психические процессы, посредством которых эта операция регулируется, качество этих процессов» (С. Л. Рубинштейн).
Психические качества не есть нечто раз и навсегда данное, даже если речь идет о сформировавшемся спортсмене. В зависимости от степени чувствительности к тренировочным нагрузкам психические качества можно делить на сензитивные, элективные и индифферентные.
Сензитивные качества характеризуются высокой чувствительностью к любым тренировочным нагрузкам. Сюда можно отнести «чувство времени», показатели которого значительно меняются как под влиянием любого тренировочного занятия, так и в процессе изменения тренированности в течение спортивного сезона.
Соответственно у спортсменов с высокоразвитым «чувством времени» по его сензитивности к нагрузкам можно диагностировать степень тренированности.
Элективные качества отличаются избирательным изменением при воздействии нагрузок, различных как по характеру, так и по длительности. В частности, было установлено, что у представителей спортивных игр и единоборств быстрота простой психической реакции практически не изменяется в процессе тренировочного занятия, но элективна к воздействию напряжения предсоревновательных ситуаций.
Индифферентные качества не изменяют основных своих параметров во время тренировочного процесса. Так, точность сенсомоторной координации дифференцируется только по признаку индивидуальных различий и принадлежности спортсмена к определенному амплуа (например, в хоккее она выше у нападающих, чем у защитников).
Второй принцип дифференцирования психических качеств основывается на оценке их значимости для эффективной спортивной деятельности. По этому принципу их можно разделить на референтные (значимые) и незначимые. Например, для игр и единоборств, референтными считают:
Такие особенности психических качеств в их динамике должны учитываться при спортивном отборе, когда необходимо оценить уровень специальных способностей спортсменов.
При отборе обращается особое внимание на свойства личности спортсмена, его нравственные качества (высшая подструктура спортивной пригодности).
Отбор — это процесс, сочетающий в себе установление определенных критических уровней выполнения действия и наблюдение за поведением спортсмена.
Если критический уровень выполнения действия, — а в спорте он стремится к бесконечности, поскольку практически всегда необходимо действовать как можно лучше — определяется уровнем психических качеств, то поведение во многом обусловлено типологическими и личностными особенностями спортсмена.
Целью процесса отбора является предсказание успеха. Первоначальная оценка исследуемых позволяет установить категорию предвидения (наличие качества, которое в своем развитии обеспечит высокий уровень конкретной специальной способности), а повторное обследование через сравнительно большой промежуток времени, дает категорию различения («кто есть кто»). Предсказание заключается в установлении соотношения между двумя этими категориями.
Выделяются следующие этапы спортивного отбора:
Для спортивного отбора центральным является психологический фактор, так как без оценки мотивов, способностей, спортивно-значимых свойств темперамента и характера, психических процессов и состояний не может быть достигнуто соответствие между требованиями определенной спортивной деятельности и индивидуально-психологическими свойствами и качествами спортсмена. Это соответствие обеспечивает высокую эффективность, надежность и устойчивость тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена. Уместно вспомнить определение П. В. Бундзена о том, что «эффективность соревновательной деятельности — это производное состояния общей готовности спортсмена и его соревновательной надежности».
Существует представление о человеке как саморазвивающейся-самоорганизующейся системе, состоящей из относительно замкнутых подсистем (уровней) — физиологической, психологической, социальной. Между ними, как считал В. С. Мерлин, существует многозначная зависимость. В качестве основного промежуточного звена, определяющего особенности таких взаимосвязей и такой взаимозависимости, обычно рассматриваются виды человеческой деятельности. Это подтверждается фактами изменения характера связей между индивидуальными свойствами различных уровней (гармонизации) в зависимости от того, какие действия, операции и промежуточные цели выбирает человек для решения задач, т.е. какой индивидуальный стиль деятельности или общения у него формируется.
В ходе развития индивидуального стиля происходит изменение детерминант, смена системных оснований, поэтому на разных стадиях развития формируются разные системы биологических, психических и социальных качеств и свойств человека в их взаимосвязи. На ранних стадиях онтогенеза развитие в большей степени подчинено биологическим закономерностям и именно они определяют формирование определенной системы свойств индивида.
При всем многообразии компонентов пригодности можно выделить ведущие. Они относятся к:
Необходимо добавить еще одну группу компонентов пригодности — свойств нервной системы, которые непосредственно не входят в способности, но связаны с процессом их развития и представляют собой физиологическую базу способностей.
Таким образом, когда говорят о тех особенностях психики, которые определяют эффективность спортивной деятельности, подразумевают наличие специальных способностей. Их необходимо определять в первую очередь в целях отбора. Вместе с направленностью личности, волевыми качествами, эмоциональной устойчивостью специальные способности характеризуют пригодность спортсмена. В спорте высших достижений естественно говорить именно о пригодности, рассматривая способности как одно из ее условий.
Свойства нервной системы особенно значительно влияют на формирование специальных способностей в «переходный период» онтогенеза, когда закладываются основы мастерства.
Если для пловцов этот период приходится на 11—15 лет, то для представителей большинства других видов спорта — на более поздний возраст.
Исследования, в которых участвовали боксеры высокого класса (18—19 лет), показали, что у них происходит наиболее резкий скачок тех специальных качеств, которые больше всего определяются особенностями свойств нервной системы. В этом возрасте юниоры сборных команд опережают по уровню развития этих качеств взрослых боксеров. Вместе с тем лишь после 20 лет заканчивается формирование способностей, меньше зависящих от свойств нервной системы: способностей к быстроте восприятия ситуации при большом числе составляющих ее элементов и быстрому выбору адекватного решения; к прогнозированию наиболее вероятного изменения ситуации; к длительному удержанию внимания при непрерывной и психически напряженной работе; к точным упреждающим (антиципирующим) действиям; эмоциональной устойчивости в сложных условиях боя. Все эти компоненты составляют способности спортсмена (в частности, боксера) высокого класса.
Спортивная пригодность
Критерии профессиональной пригодности в спорте [ править | править код ]
Как известно, существуют определенные особенности психики спортсмена, которые определяют эффективность спортивной деятельности. Это — специальные способности. Их необходимо определять в первую очередь в целях отбора. Вместе с направленностью личности, волевыми качествами, эмоциональной устойчивостью специальные способности характеризуют пригодность спортсмена.
Как известно, в качестве критериев спортивной пригодности рассматриваются чаще всего следующие подструктуры индивида:
Первая подструктура — подструктура на уровне нервных процессов — включает в себя нейродинамические свойства силы, подвижности, лабильности, динамичности и баланса процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов определяет выносливость нервной системы при воздействии сильных или длительных раздражителей. В видах спорта, связанных с продолжительной монотонной работой (стайерский бег, гребля, лыжный спорт), сильная нервная система становится существенным фактором развития специальных способностей. Интересно, что некоторые французские спортивные психологи даже считает главной способностью стайера «любовь к терпению». Здесь как бы сочетаются психофизиологические и личностные оценки пригодности.
Подвижность нервных процессов — условие развития способности к быстрым перестройкам, структуры действий при изменении тактического репертуара в борьбе против разных соперников.
Лабильность нервных процессов также связана с развитием скоростных возможностей спортсмена, но проявляется больше в быстроте движений, быстроте сенсомоторного реагирования, «взрывных» действиях.
Быстрота «врабатываемости», способность «с ходу» включиться в напряженную деятельность — психологические проявления динамичности нервных процессов.
Устойчивый баланс нервных процессов обеспечивает стабильность соревновательной деятельности спортсменов.
«В состав каждой способности человека входят некоторые операции, посредством которых эта деятельность осуществляется; но ядро способности — это не усвоенная операция, а те психические процессы, посредством которых эта операция регулируется, качество этих процессов» (С. Л. Рубинштейн).
Психические качества не есть нечто раз и навсегда данное, даже если речь идет о сформировавшемся спортсмене. В зависимости от степени чувствительности к тренировочным нагрузкам психические качества можно делить на сензитивные, элективные и индифферентные.
Сензитивные качества характеризуются высокой чувствительностью к любым тренировочным нагрузкам. Сюда можно отнести «чувство времени», показатели которого значительно меняются как под влиянием любого тренировочного занятия, так и в процессе изменения тренированности в течение спортивного сезона.
Соответственно у спортсменов с высокоразвитым «чувством времени» по его сензитивности к нагрузкам можно диагностировать степень тренированности.
Элективные качества отличаются избирательным изменением при воздействии нагрузок, различных как по характеру, так и по длительности. В частности, было установлено, что у представителей спортивных игр и единоборств быстрота простой психической реакции практически не изменяется в процессе тренировочного занятия, но элективна к воздействию напряжения предсоревновательных ситуаций.
Индифферентные качества не изменяют основных своих параметров во время тренировочного процесса. Так, точность сенсомоторной координации дифференцируется только по признаку индивидуальных различий и принадлежности спортсмена к определенному амплуа (например, в хоккее она выше у нападающих, чем у защитников).
Второй принцип дифференцирования психических качеств основывается на оценке их значимости для эффективной спортивной деятельности. По этому принципу их можно разделить на референтные (значимые) и незначимые. Например, для игр и единоборств, референтными считают:
Такие особенности психических качеств в их динамике должны учитываться при спортивном отборе, когда необходимо оценить уровень специальных способностей спортсменов.
При отборе обращается особое внимание на свойства личности спортсмена, его нравственные качества (высшая подструктура спортивной пригодности).
Отбор — это процесс, сочетающий в себе установление определенных критических уровней выполнения действия и наблюдение за поведением спортсмена.
Если критический уровень выполнения действия, — а в спорте он стремится к бесконечности, поскольку практически всегда необходимо действовать как можно лучше — определяется уровнем психических качеств, то поведение во многом обусловлено типологическими и личностными особенностями спортсмена.
Целью процесса отбора является предсказание успеха. Первоначальная оценка исследуемых позволяет установить категорию предвидения (наличие качества, которое в своем развитии обеспечит высокий уровень конкретной специальной способности), а повторное обследование через сравнительно большой промежуток времени, дает категорию различения («кто есть кто»). Предсказание заключается в установлении соотношения между двумя этими категориями.
Выделяются следующие этапы спортивного отбора:
Для спортивного отбора центральным является психологический фактор, так как без оценки мотивов, способностей, спортивно-значимых свойств темперамента и характера, психических процессов и состояний не может быть достигнуто соответствие между требованиями определенной спортивной деятельности и индивидуально-психологическими свойствами и качествами спортсмена. Это соответствие обеспечивает высокую эффективность, надежность и устойчивость тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена. Уместно вспомнить определение П. В. Бундзена о том, что «эффективность соревновательной деятельности — это производное состояния общей готовности спортсмена и его соревновательной надежности».
Компоненты спортивной пригодности [ править | править код ]
Существует представление о человеке как саморазвивающейся-самоорганизующейся системе, состоящей из относительно замкнутых подсистем (уровней) — физиологической, психологической, социальной. Между ними, как считал В. С. Мерлин, существует многозначная зависимость. В качестве основного промежуточного звена, определяющего особенности таких взаимосвязей и такой взаимозависимости, обычно рассматриваются виды человеческой деятельности. Это подтверждается фактами изменения характера связей между индивидуальными свойствами различных уровней (гармонизации) в зависимости от того, какие действия, операции и промежуточные цели выбирает человек для решения задач, т.е. какой индивидуальный стиль деятельности или общения у него формируется.
В ходе развития индивидуального стиля происходит изменение детерминант, смена системных оснований, поэтому на разных стадиях развития формируются разные системы биологических, психических и социальных качеств и свойств человека в их взаимосвязи. На ранних стадиях онтогенеза развитие в большей степени подчинено биологическим закономерностям и именно они определяют формирование определенной системы свойств индивида.
При всем многообразии компонентов пригодности можно выделить ведущие. Они относятся к:
Необходимо добавить еще одну группу компонентов пригодности — свойств нервной системы, которые непосредственно не входят в способности, но связаны с процессом их развития и представляют собой физиологическую базу способностей.
Таким образом, когда говорят о тех особенностях психики, которые определяют эффективность спортивной деятельности, подразумевают наличие специальных способностей. Их необходимо определять в первую очередь в целях отбора. Вместе с направленностью личности, волевыми качествами, эмоциональной устойчивостью специальные способности характеризуют пригодность спортсмена. В спорте высших достижений естественно говорить именно о пригодности, рассматривая способности как одно из ее условий.
Свойства нервной системы особенно значительно влияют на формирование специальных способностей в «переходный период» онтогенеза, когда закладываются основы мастерства.
Если для пловцов этот период приходится на 11—15 лет, то для представителей большинства других видов спорта — на более поздний возраст.
Исследования, в которых участвовали боксеры высокого класса (18—19 лет), показали, что у них происходит наиболее резкий скачок тех специальных качеств, которые больше всего определяются особенностями свойств нервной системы. В этом возрасте юниоры сборных команд опережают по уровню развития этих качеств взрослых боксеров. Вместе с тем лишь после 20 лет заканчивается формирование способностей, меньше зависящих от свойств нервной системы: способностей к быстроте восприятия ситуации при большом числе составляющих ее элементов и быстрому выбору адекватного решения; к прогнозированию наиболее вероятного изменения ситуации; к длительному удержанию внимания при непрерывной и психически напряженной работе; к точным упреждающим (антиципирующим) действиям; эмоциональной устойчивости в сложных условиях боя. Все эти компоненты составляют способности спортсмена (в частности, боксера) высокого класса.
Спортивная пригодность
Критерии профессиональной пригодности в спорте [ править | править код ]
Как известно, существуют определенные особенности психики спортсмена, которые определяют эффективность спортивной деятельности. Это — специальные способности. Их необходимо определять в первую очередь в целях отбора. Вместе с направленностью личности, волевыми качествами, эмоциональной устойчивостью специальные способности характеризуют пригодность спортсмена.
Как известно, в качестве критериев спортивной пригодности рассматриваются чаще всего следующие подструктуры индивида:
Первая подструктура — подструктура на уровне нервных процессов — включает в себя нейродинамические свойства силы, подвижности, лабильности, динамичности и баланса процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов определяет выносливость нервной системы при воздействии сильных или длительных раздражителей. В видах спорта, связанных с продолжительной монотонной работой (стайерский бег, гребля, лыжный спорт), сильная нервная система становится существенным фактором развития специальных способностей. Интересно, что некоторые французские спортивные психологи даже считает главной способностью стайера «любовь к терпению». Здесь как бы сочетаются психофизиологические и личностные оценки пригодности.
Подвижность нервных процессов — условие развития способности к быстрым перестройкам, структуры действий при изменении тактического репертуара в борьбе против разных соперников.
Лабильность нервных процессов также связана с развитием скоростных возможностей спортсмена, но проявляется больше в быстроте движений, быстроте сенсомоторного реагирования, «взрывных» действиях.
Быстрота «врабатываемости», способность «с ходу» включиться в напряженную деятельность — психологические проявления динамичности нервных процессов.
Устойчивый баланс нервных процессов обеспечивает стабильность соревновательной деятельности спортсменов.
«В состав каждой способности человека входят некоторые операции, посредством которых эта деятельность осуществляется; но ядро способности — это не усвоенная операция, а те психические процессы, посредством которых эта операция регулируется, качество этих процессов» (С. Л. Рубинштейн).
Психические качества не есть нечто раз и навсегда данное, даже если речь идет о сформировавшемся спортсмене. В зависимости от степени чувствительности к тренировочным нагрузкам психические качества можно делить на сензитивные, элективные и индифферентные.
Сензитивные качества характеризуются высокой чувствительностью к любым тренировочным нагрузкам. Сюда можно отнести «чувство времени», показатели которого значительно меняются как под влиянием любого тренировочного занятия, так и в процессе изменения тренированности в течение спортивного сезона.
Соответственно у спортсменов с высокоразвитым «чувством времени» по его сензитивности к нагрузкам можно диагностировать степень тренированности.
Элективные качества отличаются избирательным изменением при воздействии нагрузок, различных как по характеру, так и по длительности. В частности, было установлено, что у представителей спортивных игр и единоборств быстрота простой психической реакции практически не изменяется в процессе тренировочного занятия, но элективна к воздействию напряжения предсоревновательных ситуаций.
Индифферентные качества не изменяют основных своих параметров во время тренировочного процесса. Так, точность сенсомоторной координации дифференцируется только по признаку индивидуальных различий и принадлежности спортсмена к определенному амплуа (например, в хоккее она выше у нападающих, чем у защитников).
Второй принцип дифференцирования психических качеств основывается на оценке их значимости для эффективной спортивной деятельности. По этому принципу их можно разделить на референтные (значимые) и незначимые. Например, для игр и единоборств, референтными считают:
Такие особенности психических качеств в их динамике должны учитываться при спортивном отборе, когда необходимо оценить уровень специальных способностей спортсменов.
При отборе обращается особое внимание на свойства личности спортсмена, его нравственные качества (высшая подструктура спортивной пригодности).
Отбор — это процесс, сочетающий в себе установление определенных критических уровней выполнения действия и наблюдение за поведением спортсмена.
Если критический уровень выполнения действия, — а в спорте он стремится к бесконечности, поскольку практически всегда необходимо действовать как можно лучше — определяется уровнем психических качеств, то поведение во многом обусловлено типологическими и личностными особенностями спортсмена.
Целью процесса отбора является предсказание успеха. Первоначальная оценка исследуемых позволяет установить категорию предвидения (наличие качества, которое в своем развитии обеспечит высокий уровень конкретной специальной способности), а повторное обследование через сравнительно большой промежуток времени, дает категорию различения («кто есть кто»). Предсказание заключается в установлении соотношения между двумя этими категориями.
Выделяются следующие этапы спортивного отбора:
Для спортивного отбора центральным является психологический фактор, так как без оценки мотивов, способностей, спортивно-значимых свойств темперамента и характера, психических процессов и состояний не может быть достигнуто соответствие между требованиями определенной спортивной деятельности и индивидуально-психологическими свойствами и качествами спортсмена. Это соответствие обеспечивает высокую эффективность, надежность и устойчивость тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена. Уместно вспомнить определение П. В. Бундзена о том, что «эффективность соревновательной деятельности — это производное состояния общей готовности спортсмена и его соревновательной надежности».
Компоненты спортивной пригодности [ править | править код ]
Существует представление о человеке как саморазвивающейся-самоорганизующейся системе, состоящей из относительно замкнутых подсистем (уровней) — физиологической, психологической, социальной. Между ними, как считал В. С. Мерлин, существует многозначная зависимость. В качестве основного промежуточного звена, определяющего особенности таких взаимосвязей и такой взаимозависимости, обычно рассматриваются виды человеческой деятельности. Это подтверждается фактами изменения характера связей между индивидуальными свойствами различных уровней (гармонизации) в зависимости от того, какие действия, операции и промежуточные цели выбирает человек для решения задач, т.е. какой индивидуальный стиль деятельности или общения у него формируется.
В ходе развития индивидуального стиля происходит изменение детерминант, смена системных оснований, поэтому на разных стадиях развития формируются разные системы биологических, психических и социальных качеств и свойств человека в их взаимосвязи. На ранних стадиях онтогенеза развитие в большей степени подчинено биологическим закономерностям и именно они определяют формирование определенной системы свойств индивида.
При всем многообразии компонентов пригодности можно выделить ведущие. Они относятся к:
Необходимо добавить еще одну группу компонентов пригодности — свойств нервной системы, которые непосредственно не входят в способности, но связаны с процессом их развития и представляют собой физиологическую базу способностей.
Таким образом, когда говорят о тех особенностях психики, которые определяют эффективность спортивной деятельности, подразумевают наличие специальных способностей. Их необходимо определять в первую очередь в целях отбора. Вместе с направленностью личности, волевыми качествами, эмоциональной устойчивостью специальные способности характеризуют пригодность спортсмена. В спорте высших достижений естественно говорить именно о пригодности, рассматривая способности как одно из ее условий.
Свойства нервной системы особенно значительно влияют на формирование специальных способностей в «переходный период» онтогенеза, когда закладываются основы мастерства.
Если для пловцов этот период приходится на 11—15 лет, то для представителей большинства других видов спорта — на более поздний возраст.
Исследования, в которых участвовали боксеры высокого класса (18—19 лет), показали, что у них происходит наиболее резкий скачок тех специальных качеств, которые больше всего определяются особенностями свойств нервной системы. В этом возрасте юниоры сборных команд опережают по уровню развития этих качеств взрослых боксеров. Вместе с тем лишь после 20 лет заканчивается формирование способностей, меньше зависящих от свойств нервной системы: способностей к быстроте восприятия ситуации при большом числе составляющих ее элементов и быстрому выбору адекватного решения; к прогнозированию наиболее вероятного изменения ситуации; к длительному удержанию внимания при непрерывной и психически напряженной работе; к точным упреждающим (антиципирующим) действиям; эмоциональной устойчивости в сложных условиях боя. Все эти компоненты составляют способности спортсмена (в частности, боксера) высокого класса.