деления бластомеров происходит гораздо быстрее чем деление клеток в культуре
Эмбриональный период онтогенеза. спосбы дробления и типы бластул. спосб гаструл.
Способы дробления
· Голобластическое (полное).Количество желтка в яйце невелико, и оно полностью подвергается дроблению. Вся яйцеклетка дробится на меньшие клетки. Проникая до самых глубоких частей яйца, борозды дробления распространяются в то же время по всей его поверхности.
— Равномерное.Все образующиеся в результате дробления бластомеры являются почти одинаковыми по своим размерам. В результате такого дробления образуется морула. а затем целобластула. Хар-но для яиц ланцетника, иглокожих (морских ежей и морских звезд), кишечнополостных, немертин, в которых желток распределён равномерно.
— Неравномерное.Образующиеся бластомеры разной величины, бластомсры на анимальном полюсе бластулы мельче, чем бластомеры на вегетативном ее полюсе. Это объясняется тем. что желтка больше на одном полюсе яйца (вегетативном), что и тормозит дробление. В результате образуется амфибластула. стенки которой состоят из нескольких слоев клеток, а бластоцель смешена к анимальному полюсу. Хар-но для мезолецитальных яйцеклеток (со средним количеством желтка), например, для яиц амфибий.
· Меробластическое (неполное). Дробится только часть яйцеклетки. т.к. в яйцах желтка настолько много что борозды дробления не могут разделить его целиком.
— дискондально. Дробится только сконцентрированная на анимальном полюсе «шапочка» цитоплазмы, где находится ядро зиготы ядро зиготы. Дробление таких яиц происходит только в области зародышевого диска. В результате происходит формирование дискобластулы. Хар-но для полилецитальных яиц. у которых желток сосредоточен на вегетативном полюсе (у птиц, пресмыкающихся, яйцекладущих млекопитающих, акул, скатов. костистых рыб).
— Поверхностное. В глубине желтка происходят первые синхронные деления, не сопровождающиеся образованием межклеточных границ. Ядра, окруженные небольшим количеством цитоплазмы, равномерно распределяются в желтке. Когда их становится достаточно много, они мигрируют в кортикальную цитоплазму, где затем после образования межклеточных границ возникает бластодерма. Дробление происходит только в поверхностном слое цитоплазмы, а центральная часть яйца, занятая желтком, не дробится. Такой характер дробления приводит к образованию перибластулы. Хар-но для яиц насекомых, клещей и большинства других членистоногих.
В зависимости от одновременности делений бластомеров дробление делится на:
• Синхронное. Бластомеры делятся одновременно. Образуется четное число бластомеров. Хар-но для яиц ланцетника, иглокожих.
• Асинхронное. Бластомеры делятся не одновременно. При этом может быть стадия с нечетным числом бластомеров. Например, у земноводных бластомеры анимального полюса делятся быстрее, чем бластомеры вегетативного полюса. Первые дробления у большинства яиц проходят строго синхронно, а затем длительность клеточных циклов бластомеров изменяется и дробление идет асинхронно. Хар-но для яиц земноводных, млекопитающих.
В зависимости от взаимного пространствен расположения бластомеров различают:
• Радиальное. Плоскости последовательных дроблений проходят через яйцо перпендикулярно друг к другу, и бластомеры располагаются симметрично относительно любой плоскости, т.е. бластомеры анимального полюса располагаются точно над бластомерами вегетативного полюса. Хар-но для яиц ланцетника, иглокожих, губок, медуз.
· Спиральное. Характеризуется утерей элементов симметрии уже на стадии четырех, (а иногда и двух) бластомеров. В результате наклонного положения митотического веретена все верхние бластомеры сдвигаются в одном направлении по отношению к нижним, т.е. бластомеры анимального полюса располагаются между бластомерами вегетативного полюса. Кольчатые черви, плоские черви, моллюски, немертины.
• Билатеральное. На ранних этапах дробления проявляется билатеральная симметрия. При таком дроблении каждый бластомер правой половины эмбриона соответствует подобному бластомеру левой половины, т.е. образующиеся бластомеры располагаются по бокам исходного бластомера. Круглые черви (нематоды, коловратки), асцидии.
• Анархическое. Беспорядочное расположение бластомеров. Некоторые медузы.
Типы бластул:
1) Целобластулавозникает в результате полного, равномерного дробления. Один
слой клеток (бластодерма) расположен по периферии. Это бластула с однослойной стенкой (бластодермой) и обширным бластоцелем. Хар-на для ланцетника, для иглокожих (морские звезды, морские ежи).
2) Амфибластула.Образуется в результате полного неравномерного дробления. Дно
бластулы занимает все вегетативное полушарие, а бластоцель смещен в анимальную половину. Хар-на для амфибий и кольчатых червей.
4) Перибластула.Образуется при поверхностном дроблении. Это заключительная стадия дробления в центролецитальных яйцах членистоногих. Бластоцеля нет, он заполнен желтком. Характерна для насекомых, клещей и других членистоногих.
6) Стерробластула — это бластула с однослойной стенкой и очень маленьким центрально расположенным бластоцелем. Бластомеры очень крупные, бластоцеля нет или очень маленький. Хар-на для некоторых членистоногих и моллюсков.
7) Плакула. Это двуслойная пластинка. Хар-на для плоских и кольчатых червей.
Способы гаструляции
· Эпиболия, или обрастание. Мелкие клетки анимальн полюса более активн делятся, обраст и покрыв снаружи крупные богатые желтком клетки вегетативн полюса, из котор и образ-ся внутрен слой. Хаар-но для умеренно телолецитальн яиц земноводн.
· Деламинация, или расслоение. Эмбриональн клетки делятся параллельн поверхности бластулы, в результат чего образ наруж и внутрен зародышевые листки. Встреч у птиц, пресмыкающихся и насекомых.
Эмбриональное и постэмбриональное развитие
Онтогенез – это индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до смерти. Онтогенез начинается с оплодотворения (слияния сперматозоида и яйцеклетки). При этом образуется зигота, в которой объединяется наследственный материал отца и матери.
Зародышевое (эмбриональное) развитие
Это период с момента оплодотворения до выхода ребёнка из яйца (рождения). Включает в себя стадии дробления, гаструляции, органогенеза.
Дробление – это серия делений зиготы путем митоза. Промежуток между делениями очень короткий, в нем происходит только удвоение ДНК, а рост клеток не происходит (яйцеклетка и так была очень большая). В процессе дробления клетки постепенно уменьшаются, пока не достигают нормальных размеров. Дробление приводит к образованию морулы (шарика из клеток), а затем бластулы (полого шарика из клеток; клетки – бластомеры, полость – бластоцель, стенка однослойная).
Гаструляция – превращение однослойного зародыша в многослойный. Сначала образуется двухслойный шарик гаструла. Его наружный слой называется эктодерма, внутренний – энтодерма, отверстие в гаструле называется первичный рот, он ведет в кишечную полость. Затем между эктодермой и энтодермой образуется третий слой мезодерма.
Органогенез (образование органов) начинается с формирования нервной пластинки в эктодерме на спинной стороне зародыша. В дальнейшем образуется:
из эктодермы | из энтодермы | из мезодермы |
НЕРВНАЯ СИСТЕМА И КОЖА | ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ И ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМЫ | ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ |
Нервная система и эпидермис кожи с производными (ногти, волосы, сальные и потовые железы) | Эпителий, выстилающий пищеварительную и дыхательную системы, печень и поджелудочная железа | Скелет, мышцы, кровеносная, половая, выделительная системы |
Эпителий ротовой полости, эмаль зубов | Эпителий, выстилающий, мочевыделительную и половую системы | |
Компоненты органов чувств (хрусталик и сетчатка глаза, внутреннее ухо) |
Постэмбриональное развитие
Начинается с рождения (вылупления из яйца). Бывает двух видов:
Ещё можно почитать
Задания части 1
Выберите один, наиболее правильный вариант. На первых этапах своего развития зародыш многоклеточный двухслойный представляет собой
1) нейрулу
2) гаструлу
3) морулу
4) бластулу
Выберите один, наиболее правильный вариант. В эмбриональном развитии хордового животного органогенез начинается с
1) митотического деления зиготы
2) формирования однослойного зародыша
3) образования нервной трубки
4) возникновения первой борозды деления
Выберите один, наиболее правильный вариант. В эмбриогенезе отличие бластулы от гаструлы состоит
1) в образовании двухслойного зародыша
2) в развитии зародышевых листков
3) в активном перемещении клеток
4) в образовании однослойного зародыша
Выберите один, наиболее правильный вариант. При индивидуальном развитии животного из зиготы образуется многоклеточный организм в результате
1) гаметогенеза
2) оплодотворения
3) мейоза
4) митоза
Выберите один, наиболее правильный вариант. Ослаблению конкуренции между родителями и потомством способствует развитие организма
1) зародышевое
2) историческое
3) прямое
4) непрямое
Выберите один, наиболее правильный вариант. Индивидуальное развитие организма человека начинается с процесса
1) рождения
2) образования половых клеток
3) образования бластулы
4) оплодотворения
Выберите один, наиболее правильный вариант. Верны ли следующие суждения об индивидуальном развитии организмов? А) В эмбриональном периоде развития животных происходит увеличение числа клеток, а потом их дифференцировка. Б) Процесс образования двуслойного зародыша происходит в период дробления при делении бластомеров.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
ОНТОГЕНЕЗ
Выберите три верных утверждения из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Онтогенез — это развитие организма от рождения до смерти.
2) Онтогенез существует у организмов, размножающихся почкованием.
3) Онтогенез начинается с образования гамет.
4) Онтогенез начинается с момента оплодотворения.
5) Онтогенеза нет у трутней пчёл.
6) Онтогенез делится на эмбриональный и постэмбриональный периоды.
ОПЛОДОТВОРЕНИЕ
Выберите из перечисленных ниже процессов два, относящиеся к оплодотворению. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) слияние мужской и женской гамет
2) образование гамет
3) образование зиготы
4) дробление зиготы
5) образование колонии
ДРОБЛЕНИЕ
Сколько хромосом содержится суммарно во всех клетках зародыша человека после четырех делений дробления? В ответ запишите только количество хромосом.
2. Установите соответствие между характеристикой процесса эмбриогенеза позвоночных и этапом, для которого он характерен: 1) бластула, 2) гаструла
А) формирование энтодермы
Б) образование шарообразного зародыша с полостью внутри
В) дробление зиготы
Г) образование однослойного зародыша
Д) образование двуслойного зародыша
Е) формирование двух зародышевых листков
ГАСТРУЛЯЦИЯ
Все приведённые ниже процессы, кроме двух, происходят при гаструляции эмбриона ланцетника. Определите два процесса, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) дробление зиготы
2) впячивание слоя клеток в полость бластулы
3) формирование полости первичной кишки
4) образование нервной трубки
5) образование двух зародышевых листков
ОРГАНОГЕНЕЗ
Все приведённые ниже процессы, кроме двух, происходят при органогенезе в эмбриональном развитии ланцетника. Определите два процесса, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) формирование кожного покрова
2) образование бластомеров
3) появление двух зародышевых листков
4) формирование нервной трубки
5) закладка хорды
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОСТАЯ
1. Установите последовательность стадий индивидуального развития человека, начиная от зиготы. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) формирование мезодермы
2) образование двухслойного зародыша
3) формирование нервной системы
4) образование бластомеров
5) формирование четырехкамерного сердца
2. Установите последовательность этапов эмбрионального развития животных
1) появление мезодермы
2) формирование двух зародышевых листков
3) образование бластомеров
4) образование тканей и органов
3. Установите, в какой последовательности происходят процессы эмбриогенеза у ланцетника. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) формирование однослойного зародыша
2) образование мезодермы
3) образование энтодермы
4) дифференцировка органов
5) образование бластомеров
4. Установите последовательность этапов зародышевого развития ланцетника. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) формирование однослойного зародыша
2) дробление зиготы
3) формирование внутренних органов и систем органов
4) образование нервной пластинки и хорды
5) формирование двухслойного зародыша
5. Установите последовательность процессов эмбриогенеза у ланцетника
1) формирование бластулы
2) дробление зиготы
3) формирование трех зародышевых листков
4) образование гаструлы
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ С МОРУЛОЙ И НЕЙРУЛОЙ
1. Установите правильную последовательность процессов онтогенеза у ланцетника.
1) зигота
2) бластула
3) органогенез
4) нейрула
5) гаструла
2. Установите последовательность процессов эмбрионального развития хордового животного. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) гаструляция
2) образование нейрулы
3) образование морулы
4) образование мезодермы
5) образование бластулы
6) дробление зиготы
7) гистогенез
3. Установите последовательность стадий в процессе эмбриогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) нейрула
2) зигота
3) бластула
4) морула
5) гаструла
ЭКТОДЕРМА РИС
Выберите три варианта. Какие ткани и органы позвоночного животного образуются из клеток, обозначенных на рисунке цифрой 1?
1) потовые железы
2) костная ткань
3) ногтевые пластинки
4) соединительная ткань
5) кожный эпидермис
6) гладкая мышечная ткань
А) альвеолы легких
Б) ногти
2. Установите соответствие между органом, тканью позвоночного животного и зародышевым листком, из которого они образуются при эмбриогенезе. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам: 1) эктодерма, 2) мезодерма
А) кровь
Б) эмаль зубов
В) хрящевая ткань
Г) сердечная мышца
Д) кожные железы
2. Установите соответствие между структурами зародыша и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, из которых эти структуры формируются. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) ногти
Б) органы чувств
В) кровь
Г) лимфа
Д) костный скелет
Е) слизистая носа
3. Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) нервная ткань
Б) кровь
В) кость
Г) почка
Д) эмаль зубов
Е) мышца
4. Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам
А) эпидермис кожи
Б) скелетная мускулатура
В) кровь
Г) рецепторы сетчатки
Д) хрящевая ткань
Е) кора больших полушарий
5. Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам
А) поперечно-полосатая мускулатура
Б) соединительная ткань
В) волосы и ногти
Г) кора головного мозга
Д) малая берцовая кость
Е) мышечный слой стенки желудка
СОБИРАЕМ 6
А) диафрагма
Б) подкожная жировая клетчатка
В) клетки нефрона
Г) нейроны
2. Установите соответствие между органами и зародышевыми листками, из которых они образовались: 1) эктодерма, 2) энтодерма, 3) мезодерма. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) головной мозг
Б) печень
В) кровь
Г) кости
Д) поджелудочная железа
Е) кожа
3. Установите соответствие между органами и зародышевыми листками, из которых они развиваются: 1) эктодерма, 2) энтодерма, 3) мезодерма. Запишите цифры 1-3 в правильном порядке.
А) головной мозг
Б) тонкая кишка
В) хрящи
Г) мышцы
Д) поджелудочная железа
Е) волосы
2. Устновите соответствие между структурами зародыша и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2, из которых эти структуры формируются: запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) мышцы
Б) альвеолы
В) печень
Г) кровеносные сосуды
Д) сердце
3. Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками эмбриона, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) позвонки
Б) железистый эпителий желудка
В) основная железистая ткань поджелудочной железы
Г) нефроны
Д) мышечный слой желудка
Е) желчный пузырь
1. Рассмотрите рисунок. Определите А) стадию эмбриогенеза хордового животного, Б) зародышевый листок, обозначенный на рисунке вопросительным знаком, и В) органы, которые из него развиваются. Для каждой буквы выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
1) гаструла
2) нейрула
3) бластула
4) эктодерма
5) энтодерма
6) мезодерма
7) почки, мышцы, сердце
8) печень, поджелудочная железа
2. Рассмотрите рисунок с изображением стадии эмбриогенеза животного и определите (А) её название, (Б) название зародышевого листка, обозначенного на рисунке вопросительным знаком, (В) органы, которые из него развиваются. Для каждой буквы выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
1) нейрула
2) гаструла
3) мышцы и вторичная полость тела
4) спинной и головной мозг
5) поджелудочная железа и печень
6) эктодерма
7) мезодерма
8) энтодерма
3. Рассмотрите рисунок и определите (А) стадию эмбриогенеза ланцетника и (Б) зародышевый листок, обозначенный вопросительным знаком. (В) Какая ткань развивается из этого зародышевого листка? Для каждой буквы выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
1) гаструла
2) нейрула
3) мышечная ткань
4) нервная ткань
5) соединительная ткань
6) эктодерма
7) мезодерма
8) энтодерма
НЕПРЯМОЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Среди позвоночных животных есть классы с разным типом постэмбрионального развития. У животных с метаморфозом, в отличие от животных с прямым развитием,
1) отсутствует забота о потомстве
2) есть стадия яйца
3) новорожденная особь развивается в водной среде
4) на некоторых стадиях развития газообмен осуществляется через жабры
5) формируется личинка
6) эмбрион защищен зародышевыми оболочками
НЕПРЯМОЕ КРОМЕ
Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, относятся к непрямому типу постэмбрионального развития. Определите две характеристики, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) способствует ослаблению борьбы за существование между родителями и потомством
2) рождение потомства, внешне похожего на взрослый организм
3) родившийся организм может отличаться от взрослого организма по морфологическим признакам, образу жизни (типу питания, характеру передвижения)
4) может быть яйцекладным и внутриутробным
5) происходит метаморфоз
ТЕРМИНЫ
1. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используют для описания онтогенеза ланцетника. Определите два термина, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) бластопор
2) бластомер
3) дробление
4) партеногенез
5) метаморфоз
2. Выберите из перечисленных ниже процессов два, относящимся к эмбриогенезу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) образование гамет
2) образование зиготы
3) бластуляция
4) постэмбриональное развитие
5) гаструляция
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К эмбриогенезу трёхслойных животных относятся процессы
1) образования гамет
2) дробления зиготы
3) гаструляции
4) метаморфоза
5) рождения
6) органогенеза
4. Все приведённые ниже термины, кроме двух, используют для описания постэмбрионального развития животных. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) метаморфоз
2) нейруляция
3) дробление
4) пубертат
5) личинка
Каким номером на рисунке обозначена часть эмбриона млекопитающего, через которую зародыш получает питание в процессе развития в матке?
Установите соответствие между характеристиками и структурами эмбриона, обозначенными на рисунке цифрами 1-4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) участвует в формировании плаценты
Б) предохраняет плод от механических повреждений
В) имеется в эмбрионе только у пресмыкающихся, птиц и млекопитающих
Г) участвует в прикреплении эмбриона к стенке матки
Д) служит водной средой для зародыша
Е) формирует будущий организм
Каким номером на рисунке обозначена структура, из которой в дальнейшем образуется нервная система?
Установите соответствие между характеристиками и структурами эмбриона, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) формирует осевую опорную структуру эмбриона
Б) соединительные ткани будут формироваться из данных структур
В) является производным эктодермы
Г) в дальнейшем даст начало покровам животного
Д) будет формировать мышечную ткань животного
Е) образующиеся клетки будут способны к возбудимости и проводимости
Биология. 10 класс
Развитие организма
Онтогенез. Эмбриональное развитие организма
Необходимо запомнить
Онтогенез – индивидуальное развитие организма.
Эмбриональный – от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек.
Постэмбриональный – от выхода из яйцевых оболочек или рождения, до смерти.
Эмбриональный период развития у животных:
Дробление начинается через несколько часов после образования зиготы, образовавшейся в результате оплодотворения. Первое деление происходит в вертикальной плоскости, и образуются две одинаковые клетки – бластомеры. Они не расходятся, а делятся ещё раз, в результате чего образуются уже 4 бластомера. Далее они делятся, но уже в горизонтальной плоскости. Деление бластомеров быстро следуют одно за другим, и они не успевают расти. Поэтому на начальных стадиях дробления комочек бластомеров, который называется морула, не превосходит по своим размерам зиготу. Образуется однослойный зародыш – бластула. Полость внутри бластулы – бластоцель.
Стенки гаструлы состоят из двух слоёв клеток – эктодермы и энтодермы, называемых зародышевыми листками. Полость внутри гаструлы называется первичной кишкой, а отверстие, которое в неё ведёт – первичным ртом.
У вторичноротых животных, к которым относятся все хордовые, на месте первичного рта образуется анальное отверстие, а на противоположном полюсе зародыша – вторичный рот. На этой стадии появляются первые признаки дифференцировки клеток.
Нейрула – трёхслойный зародыш. Из клеток, лежащих между экто – и энтодермой у всех многоклеточных животных за исключением кишечнополостных и губок образуется третий зародышевый листок – мезодерма. На стадии нейрулы начинается первичный органогенез. Дальнейшая дифференцировка клеток зародыша приводит к возникновению многочисленных производных зародышевых листков – органов и тканей. Таким образом, уже на ранних стадиях эмбрионального развития онтогенеза из внешне одинаковых бластомеров развиваются различные по строению и функциям ткани, органы и системы органов. Этот процесс получил название дифференцировки клеток. При дальнейшей дифференцировке клеток, входящих в состав зародышевых листков, образуются органы.
В процессе эмбрионального развития ткани зародыша оказывают влияние друг на друга – эмбриональная индукция.
Производные эктодермы – наружный слой кожи – эпителий и его производные: волосы, ногти, когти, рога, копыта, чешуя рыб, пресмыкающихся, кожные железы, нервная система, эмаль зубов, производные кожи: органы чувств: глаза, уши и др.
Производные энтодермы – эпителий внутренних органов: кишечника, жабр, лёгких. Пищеварительные железы – печень, поджелудочная железа.
Производные мезодермы хрящевая и костная ткань, мышцы, почки, сердечно – сосудистая система, половые железы, дентин зубов.
На развивающийся зародыш оказывает влияние окружающая среда. В большей степени эта зависимость проявляется у беспозвоночных животных. У плацентарных млекопитающих посредником между зародышем и окружающей средой является организм матери, от которого эмбрион получает питание, кислород, тепло.
Основателем современной эмбриологии является российский учёный К. М. Бэр. В 1828 г. он опубликовал сочинение «История развития животных».
Заслуга создания эволюционной эмбриологии также принадлежит замечательным русским учёным А. О. Ковалевскому, И. И. Мечникову, А. Н. Северцову, И. И. Шмальгаузену. Современным представлениям о зародышевых листках, наука обязана А.О. Ковалевскому, который обнаружил эктодерму, энтодерму и мезодерму у всех групп хордовых.
Немецкие учёные Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон, согласно которому онтогенез, т. е. индивидуальное развитие вида, есть краткое повторение филогенеза – исторического развития вида которому он относится. В 1866 Геккель вводит понятие онтогенез.
Российский учёный – академик А. Н. Северцов установил, что в индивидуальном развитии животных повторяются признаки не взрослых предков, а их зародышей.
Галерея открытий
Зародышевые листки и их производные
Здоровье матери и ребёнка
На протяжении всего времени внутриутробного развития плод, напрямую связанный с организмом матери через уникальный орган – плаценту, находится в постоянной зависимости от состояния здоровья матери.
В последнее время ведётся много споров на тему, влияет ли курение на развитие плода. Известно, что никотин, попадающий в кровь матери, легко проникает сквозь плаценту в кровеносную систему плода и вызывает сужение сосудов. В результате снижается снабжение плода кислородом и питательными веществами, что вызывает задержку развития. У курящих женщин ребёнок при рождении весит в среднем на 300–350 г. меньше нормы. Существуют и другие проблемы, связанные с курением при беременности. У таких женщин чаще происходят преждевременные роды и выкидыши на поздних сроках беременности. На 30 % выше вероятность ранней детской смертности и на 50 % – вероятность развитие пороков сердце у детей, чьи матери не смогли во время беременности отказаться от сигарет.
Столь же легко через плаценту проходит и алкоголь. Употребление спиртного при беременности может вызвать у ребёнка состояние, известное, как алкогольный синдром плода. При этом синдроме наблюдается задержка умственного развития, микроцефалия (недоразвитости головного мозга), расстройства поведения (повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться), снижение скорости роста, слабость мышц.
Влияние наркотических веществ
Особенно чувствителен плод к вредному воздействию наркотических веществ. Если женщина имеет зависимость от наркотических препаратов, то её ребёнок, как правило, в эмбриональный период развития приобретает такую же зависимость.
Влияние лекарственных препаратов
Применение любых лекарственных препаратов, в том числе безрецептурных, во время беременности возможно только по назначению врача. Большинство лекарственных препаратов проникают через плацентарный барьер. Многие препараты, безопасные для женщины, оказывают повреждающее действие на плод. Действие других препаратов на плод может быть не изучено.
Трагедия, которая потрясла Западную Европу связана с талидомидом. Препарат в начале 60-х гг. ХХ в. выписывали многим беременным, страдающих от постоянных приступаов тошноты. Довольно быстро выяснилось, что это лекарство вызывало нарушения развития конечностей у плода: они либо отсутствовали, либо были недоразвиты. Лекарство было запрещено, но несколько тысяч детей уже родились. Часто у новорождённых, чьи матери принимали талидомид, кисти или стопы росли прямо из туловища. Степень недоразвития конечностей зависела от того, на какой стадии беременности мать принимала лекарство.
Для развития и жизни плода представляют серьёзную опасность вирусные заболевания матери во время беременности. Наиболее опасны грипп, краснуха, гепатит В и ВИЧ-инфекции. В случае заражения краснухой на первом месяце беременности у 50 % детей развиваются врождённые пороки: слепота, глухота, расстройства нервной системы и пороки сердца.