дети моря в чем смысл
«Дети моря»: великая психоаналитическая красота
С сегодняшнего дня в российском прокате (недолгом, впрочем) японский визионерский мультфильм Аюму Ватанабэ «Дети моря». Психоделический трип по волнам семейных и социальных ценностей совершил Тимур Алиев.
Фильм не оставляет времени на раскачку. С первых же минут — резкий монтаж и сменяющие друг друга фрагменты то ли реальности, то ли воспоминаний главной героини, юной девочки по имени Рука. Пока отец целыми днями трудится в океанариуме, Рука предоставлена сама себе: бродит по пляжу, общается с папиными коллегами, играет в гандбол, купается в океане и ищет простого человеческого тепла, которого не найти дома. В океанариуме девочка встречает странноватого юношу Уми, который, кажется, обладает сверхъестественными способностями. Или сверхъестественной биографией: он и его старший брат Сору выросли в океане, вдали от человеческой цивилизации. Аквариумы вокруг — что ностальгическая модель дома. Ватанабэ встраивает в повествование сцены из дикой природы: вот тысячи ракушек на дне морском; вот обитатели морских глубин рождаются и умирают, не зная тепла Солнца; вот кит, без какой-либо видимой причины выбросившийся на берег (тайну необычного поведения морских животных по всему миру Рука и берётся разгадать).
Кадр из фильма «Дети моря», реж. А. Ватанабэ, 2019 г
Параллельно с визуальными красотами создатели не забывают об актуальных темах, добавляя сюда и экологию, и взаимоотношения человека и природы в целом (вопросы, которые поднимаются, например, во многих аниме Хаяо Миядзаки). Отталкиваясь от различных идей происхождения жизни на Земле, Ватанабэ вкладывает в уста своих персонажей размышления о ценности жизни. Разбираться в не всегда простых монологах Сору не сложно, но (или поэтому) всегда увлекательно. От жизни мы неотвратимо следуем к смерти; пока океанологи и коллеги отца Руки пытаются разобраться в аномальном поведении морских обитателей, девочку всё больше тянет к необычным мальчикам. Природа притяжения, впрочем, не поясняется: может, во всём виноваты гормоны, а может, это неведомая связь с потусторонними силами, ответственными за создание всего сущего на Земле (да, Ватанабэ действительно упоминает, хоть и вскользь, что жизнь на планете появилась благодаря прибытию инопланетян).
В середине фильма режиссёр ставит жирную точку невозврата: линейное повествование разбивается чистой метафизикой. Кажется, что мы попадаем в аниме-вселенную сериала «Легион», но всё, конечно, несколько проще. История концентрируется на злосчастном метеорите, который оказывается связан с Уми, Сорой и даже Рукой, вот только последней приходится серьёзно покопаться в воспоминаниях и пройти психоделический морской путь к осознанию этого факта. Нечто похожее происходит с героями Макото Синкая в его аниме «За облаками», разве что вместо метеорита там башня исполинских размеров, которую сооружает СССР на острове Хоккайдо. Аюму Ватанабэ обращается к образной памяти человечества через призму детского восприятия, используя для этого саундтрек Дзё Хисаиси — знаменитого японского композитора, работавшего также над культовыми аниме Хаяо Миадзаки («Унесённые призраками», «Ходячий замок», «Мой сосед Тоторо» и др.).
Впрочем, логичного объяснения произошедшего зрителю всё равно не дождаться. Тем не менее, «Дети моря» — одно из самых запоминающихся анимационных кинопроизведений как минимум этого года.
Дети моря
Kaijuu no Kodomo
Море с его красотой и жестокостью, загадочностью и открытостью, легендарностью и практичностью околдовывало людей с давних пор. Гомер заточил хитроумного Одиссея в безбрежные воды, как в темницу, Иван Айвазовский бессчётное число раз старался передать прозрачность вздымающихся волн, а Жак-Ив Кусто истратил свою долгую жизнь в попытках прикоснуться к тайнам океана. Так почему же мы, обитатели суши, столь заинтригованы её противоположностью? Возможно, потому что именно там возникла земная жизнь?
Японский мангака Дайске Игаращи стал одним из тех, кто попал под влияние морской магии. Как художник и писатель он видел хрупкую красоту водных просторов и их многочисленных обитателей, а как исследователь и философ воспринимал океан как колыбель жизни. Две эти подчас разноречивые авторские позиции привели к появлению на свет «Детей моря» — сюрреалистической притчи о связи всего сущего.
С десяток лет спустя творение Игаращи решились превратить в полнометражный анимационный фильм, что закономерно вызвало у почитателей оригинала тревогу. Получится ли сохранить при переносе на большой экран тонкое и затейливое сюжетное полотно, не исказив при этом основной посыл истории? Дополнительные сложности вызывал и необычный визуальный стиль манги, который замечательно дополнял метафоричное повествование.
Удивительно, но команда режиссёра Аюми Ватанабе достойно справилась со всеми этими вызовами. Благодаря их прилежной работе «Дети моря» сохранили свою суть, то есть остались витиеватой притчей, до краёв наполненной аллюзиями на научные теории и мифологию проживающих вблизи океана народов. Увы, именно эти нестандартность и сложность могут отпугнуть от фильма часть потенциальных зрителей, которые ждут что-то типа поздних работ Макото Синкая — красивых и душевных историй о простых людях и их необыкновенной любви.
Но «Дети моря» — совсем не о любви (по крайней мере, не о которой можно рассуждать в узких жанровых рамках мелодрамы). Этот фильм рассказывает внимательному зрителю о том, как с неба на Землю пришла прекрасная и таинственная жизнь, как море эту жизнь выносило и породило, как все мы — бродящие по просторам нашей огромной планеты — связаны одним этим фактом. И особо примечательно то, что выкладки научных гипотез панспермии и возникновения жизни в воде даются в поэтической и визуально насыщенной форме.
Потому и герои «Детей моря» не являются реалистичными образами простых людей, как у Синкая, они — ходячие метафоры. На это недвусмысленно намекают имена двух центральных персонажей фильма: Уми и Сора — собственно, Море и Небо. Функция фигур второго плана иная, они рупор авторской позиции. Стоит прислушаться к словам молодого учёного Англада, и многое из происходящего на экране становится понятным.
Наиболее похожи на привычных героев аниме юная девушка Рука и её переживающая нешуточный кризис семья. Но и их характеры по ходу развития истории усложняются, как бы выходят за пределы отведённых им сюжетом рамок. Из-за этого обстоятельства им даже и сопереживать-то тяжело. Но не подумайте, что это минус. В созданном воображением Игаращи мире, где человек может проглотить кишащий инопланетной жизнью метеорит, а морское создание, умирая, — породить новую галактику, такие простые чувства, как эмпатия, кажутся до странности неуместными.
И конечно, завершить разговор о «Детях моря» без нескольких слов об их визуальном стиле — настоящее кощунство. Фильм выглядит одновременно необычно и чарующе. Бороздки на брюхе кита, отблески света на хитиновом панцире жука, прожилки на лепестках цветов и вселенная в детских глазах — всё это видится явственно, но в то же время кажется зыбким и нереальным. Волшебство.
Рецензия на аниме Дети моря
Думаю, несложно догадаться, какая аудитория и с какими ожиданиями пошла на просмотр этого фильма в кинотеатры и какого было разочарование. Я же – любитель всего этакого – пошёл на повторный показ «Дитя погоды» Синкая…
Однако все это одним трейлером не ограничивается. «Дети моря» начинаются как стандартная драма в духе сценариев Мари Окады. У главной героини есть проблемы в отношениях с одноклассниками, да и в отношениях между её родителями не всё гладко. Дальше картина развивается как типичный юношеский мультфильм о девочке, которая находит необычных друзей и вместе с ними идёт на поиски приключений. Но тон истории постепенно становится серьёзнее, а в дружеских чувствах героев начинаешь подозревать романтический потенциал. И едва успеваешь настроиться на просмотр мелодрамы, как фильм превращается в самый настоящий арт-хаус с калейдоскопом сюрреалистичных образов и философских монологов о сущности вселенной, о её величии, о взаимосвязи всего сущего и т.п. Этим лента напоминает Guskou Budori no Denki (2012) Жизнь Будори Гуско : она тоже начинается как аниме про милых котиков, а заканчивается как психоделический трип. Такой резкий переход нехарактерен для авторского кино и не несёт какой-либо ценности в плане киноприёма, что может говорить только о неопытности режиссёра Аюму Ватанабэ. Да и первая стандартная половина на первый взгляд будто бы и не очень связана со второй.
В результате, мы имеем ситуацию, когда аниме посмотрели зрители, не привыкшие к таким фильмам, а ценители такового обошли картину стороной. Отсюда и все неодобрительные комментарии. А всё из-за игнорирования ориентации на целевого зрителя. Но это Studio 4°С. Им, кажется, уже давно неведомы такие заботы.
Но давайте посмотрим, что же собой представляют «Дети моря». И начнём с содержательной части, ибо к ней больше всего вопросов.
Музыка
Вообще, в авторском кино музыка обычно играет роль второстепенную. Однако при просмотре «Детей моря», я был удивлён, насколько гармонично музыкальное сопровождение подходит картинке и происходящему. Например, использование арфы, часто сопровождающей морские пейзажи и действа в кино. И думаю, это не случайно, ведь музыку к аниме написал, Joe Hisaishi Дзё Хисаиси – композитор многих аниме-фильмов Хаяо Миядзаки.
Дети моря в чем смысл
И все это – Дети моря. О них можно долго рассуждать, но стоит их увидеть самому, испытать эти эмоции и прийти к своему пониманию истории. Это фильм, который захватывает и дает опыт персонального мироощущения, взгляда через другую призму реальности.
Чудесная работа Дзё Хисаиси с музыкой подчеркивала и дополняла потрясающую визуальную основу фильма.
В фильме особое внимание уделено анимации эффектов, анимации воды, красивому сочетанию 2Д и 3Д подходов. И, конечно, здесь показана живая анимация персонажей, того как они бегают и плавают, испытывают эмоции. Когда «дети моря» плывут, благодаря силе анимации ощущается легкость и естественность их передвижения в родной среде. Все это благодаря хорошему балансу черт оригинального дизайна и потребностей анимации в дизайне персонажей от Кэнъити Кониси.
И, хотя, вместить в полном объеме первоисточник невозможно, благодаря режиссуре, анимации, музыке, небольшим сценам-акцентам – удалось передать его суть. Будто страницы оригинала, полные графики автора, Дайсукэ Игараси, окрасились цветом, а их персонажи получили возможность двигаться, но их душа осталась неизменной.
Этот фильм действительно необычный и не каждому такой подход будет близок. Фильм особенно может понравится людям заинтересованным в изобразительном искусстве, иллюстрациях, независимых авторах, так сказать. И не смотря на это, фильм красивый и насыщенный, поэтому каждому, хоть немного заинтересованному в нем, он сможет предоставить интересный опыт, а возможно кто-то откроет для себя новые грани возможностей анимации и полюбит его всем естеством.
В итоге: работа режиссера, Аюму Ватанабэ, в сотрудничестве со Studio 4°C, во главе которой стоят Кодзи Моримото и Эйко Танака, столько лет развивающее и толкающие вперед производство этого фильма, – это достойный вклад в плеяду экспериментальных и авторских произведений студии. И я надеюсь, что эта студия, одна из любимых, что эти люди, заслуживающие уважения, продолжат творить новое в этой стезе.
+10 | Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него. |
в кинотеатр на такое не пойдешь да и вообще зря потраченное время. и кто его вернет?
0/10.
+7 | Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него. |
+6 | Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него. |
Дети моря / Kaijuu no Kodomo
Евангелион с привкусом морской соли
Фильм вызывает весьма неоднозначные ощущения, которые можно было бы описать фразой: «то ли я очень тупой и не понял мэсседж, то ли это полный трэш». Меня же произведения с подобной начинкой всегда привлекали, потому что их смысл и содержание можно трактовать совершенно по-разному, что даёт человеку с достаточно гибкой фантазией увидеть что-то своё в таком произведении. Тем не менее, как и многие зрители, я был обманут превьюхой и описанием, ведь, приступая к просмотру, я ожидал увидеть что-то наподобие «твоего имени» или «девочки, покорившей время», а по факту получил околоевангелионское повествование. Но для меня эта неожиданность скорее стала приятным сюрпризом, чем разочаровывающим фактором, ведь произведение смогло меня удивить, и это приятно. Однако всю философию фильма уловить сложно, потому что она, как и основной сюжет весьма скомкана. Складывается ощущение, что сюжета в первоисточнике (который я не читал) было ещё часа на 4 экранизации, но они попытались запихнуть всё в два(акира, привет). Нам совершенно не удосужились рассказать
Этот фильм однозначно не для лёгкого просмотра и точно подойдёт не каждому, но если вы хотите получить необычный опыт или покопаться в себе, то вполне можете попробовать посмотреть этот фильм