двойник достоевский о чем смысл
«Двойник», анализ повести Достоевского
История создания
Достоевский начал работать над «Двойником» после окончания повести «Бедные люди», писал произведение полгода. В 1945 г. он читал отдельные главы в кружке Белинского, они были приняты благосклонно. После издания повести Достоевский с горечью отмечал, что все её критикуют, считают затянутой и скучной, но читают с удовольствием, «перечитывают напропалую».
Достоевский принял решение переработать повесть, ему «Голядкин опротивел», но замысел писатель осуществил только через 20 лет. Он значительно сократил повесть, убрав повторы и длинноты, второстепенные рассуждения героя.
В качестве прототипа Голядкина называют писателя Якова Петровича Буткова, сотрудника «Отечественных записок», который отличался излишней робостью, мнительностью и замкнутостью, определённой забитостью. Бутков стал прототипом ещё нескольких героев Достоевского.
В окончательной редакции повесть получила подзаголовок «Петербургская поэма». Так Достоевский подчеркнул связь её с «Мёртвыми душами» Гоголя, исключительной в своём роде поэмой в прозе.
Литературное направление и жанр
Современники называли «Двойника» романом. Во втором издании Достоевский обозначил жанр как «Петербургская поэма», но слово «поэма» для Достоевского важно не как определение жанра, а как отсылка к «Мёртвым душам».
Проблематика
Вслед за Гоголем, Достоевский поднимает проблему маленького человека, порождённую самим обществом. Безумие Голядкина развивается вследствие социальной несправедливости: его соперником за руку и сердце Клары, дочери статского советника Олсуфия Ивановича Берендеева, становится чиновник более высокого ранга.
Зеркальная к названной – проблема такого «забитого человека» (по словам Добролюбова), который понимает, что к нему относятся, как к грязной тряпке, но в глубине души его теплится задавленное человеческое достоинство.
Нереализованные амбиции Голядкина становятся причиной мании преследования. Двойник – порождение больного сознания Голядкина. Он делает самое неприятное для героя – унижает его. Распад личности Голядкина происходит через потерю, в первую очередь, чина. Голядкин-младший замещает место старшего, ему достаётся повышение по службе. Затем герой теряет и личность, превращаясь в жертву доктора Крестьяна Ивановича Рутеншпица.
Вне чиновничьей службы Голядкин тоже не может реализоваться, потому что распад его личности приводит к отсутствию борьбы даже за возлюбленную, которую он уступает без боя. При этом болезненное восприятие окружающих как врагов, подлецов, возможно, не соответствует действительности.
В повести поднимается также ряд социально значимых и философских проблем: проблема разобщённости людей, хрупкость и слабость человеческой личности, зависимость душевного состояния и нравственности отдельного человека от общественных отношений, влияющих на личность негативно, деформирующих её.
Сам Достоевский в «Дневнике писателя» утверждал, что ничего серьёзнее идеи этой повести в литературу не проводил.
В повести обнаруживается ряд психологических проблем, получивших развитие в дальнейшем творчестве Достоевского. Писатель называл образ Голядкина-младшего «главнейшим подпольным типом», положив основание проблеме душевного подполья своих героев. Проблема двойников тоже получила развитие в романах Достоевского, но они утратили абсолютное сходство, походили на главных героев одними чертами характера, но были противопоставлены другими, низменными, которые, возможно, не были реализованы у главных героев.
Сюжет и композиция
Сюжет повести развивается в двух планах: реальные события, происходящие с чиновником Голядкиным, и события так называемого «романа сознания» героя, реализующиеся только в его воображении.
Сюжет реального плана прост: Голядкин собирается на праздник, посвящённый именинам Клары Олсуфьевны, дочери статского советника Берендеева, его покровителя. По дороге он заезжает к врачу, которому обещает пить прописанное лекарство. Но его не пускают в дом советника, а потом выдворяют. Далее описаны два дня на службе Голядкина. В первый день он сосредоточен на посторонних проблемах и подозревает сотрудников и начальство в интригах и несправедливом отношении.
Во второй день Голядкин проспал и пришёл на службу поздно, потому что проснулся только в час дня. Он не решается зайти в отделение, поднимается туда только в конце работы. В кармане Голядкин находит письмо от Клары Олсуфьевны, о котором забыл с утра. Она просит спасти её от нежеланного жениха. Голядкин готовит карету к условленному времени, но передумывает и решает посмотреть из укрытия, как будут развиваться события. Его замечают и приглашают в дом, где передают в руки доктора.
За эти же три дня сознание Голядкина порождает двойника, которого зовут так же, он в таком же чине. Двойник знакомится с Голядкиным ночью первого дня, ночует у него и пользуется его гостеприимством, на следующий день оказывается принятым на службу в то же отделение. Там он ведёт себя по отношению к Голядкину оскорбительно, пытается выслужиться и обходит Голядкина по службе. Поскольку Голядкину не удаётся объясниться с двойником, он пишет ему письмо, которое передаёт через писаря. Вечером именно Голядкин-младший замечает Голядкина-старшего возле дома статского советника. Он же бежит за каретой, в которой врач увозит Голядкина.
Сюжет повести занимает всего 3 дня. Композиция близка к кольцевой: действие начинается и заканчивается общением с врачом, за этим следует (или этому предшествует) приход в дом статского советника, в который Голядкина первый раз не пускают, а во второй раз, зеркально, приглашают (очевидно, чтобы отдать врачу). Идея двойника возникает у Голядкина при общении с врачом, отстаёт двойник в самом конце, не угнавшись за каретой врача.
Хотя события конца повести подобны событиям начала, Голядкин воспринимает всё по-другому, даже доктор кажется ему другим, страшным.
Герои повести
В отзыве о «Двойнике» в 1946 г. Белинский назвал Голядкина обидчивым, помешанным на амбиции человеком, каких много «в высших и средних слоях нашего общества». Голядкину всё время кажется, что его обижают, что против него интригуют. Он видит опасность в любом поведении окружающих: в словах, делах, взглядах. Но, по словам Белинского, в действительности Голядкин не может ничем возбудить к себе зависти: ни личными качествами (умом и способностями), ни положением в обществе, ни богатством. Его опасения вызывают у читателя улыбку.
Белинский считает черты характера Голядкина невыразительными: не умный и не глупый, не богатый и не бедный, очень добрый и слабохарактерный. Жизнь его была бы неплохая, если бы не «болезненная обидчивость и подозрительность».
Согласно Белинскому, единственная добродетель Голядкина, которою он очень гордится, состоит в том, что он идёт прямою дорогою, ходит не в маске. Эти метафоры обозначают, что Голядкин действует открыто, не плетёт интриг. На деле же Голядкин не обладает даже этой единственной добродетелью, пытаясь всё выведать обходными путями, всё время прячась, не предпринимая решительных действий и надеясь, что всё обойдётся.
Среди других черт характера Голядкина его страх перед обществом, чувство социальной незащищённости, способность жертвовать личными интересами.
Добролюбов уже в 1861 г. отнёс Голядкина к типу «забитых людей». Критик воспринимал сумасшествие Голядкина как форму протеста человека-«ветошки» против действительности, которая его унижает и обезличивает.
Добролюбов попытался психологически объяснить причину раздвоения личности Голядкина. Раздвоение возникло у слабого человека между его желанием действовать прямо и подсознательным стремлением самому плести интриги. Голядкин-младший – и есть воплощение этой второй, нереализованной стороны робкого Голядкина. С точки зрения Добролюбова, робость и не совсем исчезнувшее нравственное начало не позволяют Голядкину принять придуманные им гадости как свои собственные. Так появляется двойник.
Мотив двойничества характерен для литературы романтизма и многократно обыгран в образе тени. Но трагико-фантастический план повести позволяет ввести образ двойника – человека с такой же внешностью (что бывает), таким же социальным статусом (это возможно), таким же именем (невозможное совпадение) и даже родом из тех же мест.
Остальные герои повести смотрят на Голядкина подозрительно отчасти потому, что подозревают в нём некоторую ненормальность. Странным поведением Голядкина можно объяснить пьянство Петрушки и его желание уйти от хозяина.
Большое значение в повести имеет речь Голядкина и других персонажей, переданная через призму его восприятия. Монологи Голядкина построены синтаксически правильно, но не передают никакой мысли: «Что, дескать, отчего ж и нет, но что если так дело пошло, то он, пожалуй, готов согласиться».
Стилистические особенности
Ещё современники критиковали повесть за чрезмерную затянутость. Белинский в защиту писателя утверждал, что огромный и сильный талант 24-летнего автора просто ещё не созрел.
Среди достоинств повести Белинский отметил избыток юмора, способность объективно созерцать жизненные явления.
Ещё одной особенностью повести Белинский назвал манеру изложения: она ведётся от автора, но языком и понятиями героя, так что читатель даже не сразу понимает, что герой сумасшедший. Этот же приём порождает комическое в повести.
Среди недостатков Белинский назвал, кроме повторов, ещё и такой: почти все герои говорят похожим языком. Но не в этом ли состоял замысел Достоевского: читатель видит всех героев глазами Голядкина, через призму его сознания преломляется и трансформируется их внешность, поступки и речь. Ещё одной причиной обезличивания героев, их невнятных речей, подобных высказываниям Голядкина, может быть идея Достоевского, что в каждом человеке есть часть сознания Голядкина.
Достоевский – творец многих неологизмов. В повести он впервые использовал глагол «стушеваться», но не признавал его авторства, утверждая, что так говорили его однокурсники, товарищи по Главному инженерному училищу.
Сатирический комический эффект вызывает использование Достоевским говорящих фамилий. Некоторые из них (Басаврюковы) отсылают к поэтике Гоголя, другие вешают на героя ярлык, от чего его личность сразу становится плоской, как в комедии классицизма. Кроме Голядкина, такими фамилиями обладают князь Свинчаткин, полковник Переборкин, генерал Недобаров.
Анализ произведения «Двойник» (Ф. М. Достоевский)
Ф. М. Достоевский известен в первую очередь своими большими романами: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Но Многомудрый Литрекон читал все произведения писателя. И сегодня он делится с Вами анализом по плану его ранней повести «Двойник».
История создания
Замысел повести «Двойник» возник у Достоевского в 1845 г. почти сразу после того, как он закончил роман «Бедные люди». В июне того же года он приступил к написанию нового произведения и в августе планировал его завершить, но работа шла не очень быстро. Повесть была дописана только в январе 1846 г. и 1 февраля вышла в журнале «Отечественные записки» с подзаголовком «Приключения господина Голядкина».
Первые главы ещё не дописанной повести Достоевский читал в кружке Белинского, где их очень высоко оценили. Но после публикации «Двойник» получил в основном неблагожелательные отзывы. Достоевский писал старшему брату в письме от 1 апреля 1846 года:
«… свои, наши, Белинский и все, мною недовольны за Голядкина. Первое впечатление было безотчетный восторг, говор, шум, толки. Второе – критика; именно: … наши и вся публика нашли, что до того Голядкин скучен и вял, до того растянут, что читать нет возможности».
Писатель, до этого считавший, что повесть ему удалась, разочаровался в ней.
Достоевский задумал переработать «Двойника», но сделать это сразу ему помешали арест и ссылка. Только в 1866 году в третьем томе его собрания сочинений вышла вторая редакция повести с новым подзаголовком «Петербургская поэма».
Жанр, направление
У современников Достоевского можно встретить определение жанра «Двойника» как романа. Сейчас литературоведы чаще называют его повестью, так как сюжет сосредоточен вокруг главного героя, нет побочных сюжетных линий, немногочисленные события происходят на узком промежутке времени и пространства.
Авторская идея выражается двумя подзаголовками «Двойника». «Приключения господина Голядкина» отсылают одновременно и к традиции авантюрного (плутовского) романа, и к гоголевскому сюжету о путешествии Чичикова. Второй подзаголовок «Петербургская поэма» также указывает на связь с «Мёртвыми душами» и вводит повесть в особый контекст «петербургских повестей», традиции которых идут ещё от Пушкина (новелла «Домик на Васильевском острове», поэма «Медный всадник»).
Повесть создана в традиции гоголевского реалистического направления 40-х годов. Достоевский опирался на опыт предшественников в разработке темы жизни Петербурга, на физиологические очерки о городе. Но его целью было изобразить не разрозненные эскизы из быта чиновников, но целостную картину петербургской действительности. Поэтому «Двойник», как и «Бедные люди», является одним из первых свидетельств увеличивающейся зрелости русского реализма.
Смысл названия
Повесть Достоевского называется «Двойник», потому что писатель в ней изобразил психическую раздвоенность героя, которая происходит из-за ущемлённого чувства собственного достоинства, из-за недовольства самим собой при высоких претензиях к жизни.
Психический двойник Голядкина – это проекция его внутренней расщеплённости.
Композиция
Композицию «Двойника» можно считать, с одной стороны, кольцевой, с другой – зеркальной.
Структура повести такова, что герой существует одновременно в двух плоскостях: в реальном мире и в его расстроенном сознании.
Суть: о чем повесть?
В общих чертах сюжет «Двойника» – это история о том, как один чиновник сходит с ума. Открытие раннего Достоевского заключается в том, что он сумел показать, какие тёмные стороны, опасные и разрушительные силы могут таиться в душе, казалось бы, безобидного «маленького человека», к каким последствиям это может привести.
Герой занимает место скромного чиновника. Он беден, одинок, незначителен, у него нет друзей и невесты. Повесть начинается с того, что он сидит на приеме у доктора и рассказывает о себе противоречивые вещи. После он уходит, но убеждает доктора в том, что пациент не готов к самостоятельной жизни. Из-за этого впечатления Голядкина вскоре заберут в сумасшедший дом, а пока он находит своего двойника — Голядкина-младшего. Тот ведет себя фривольно и оскорбительно: всячески унижает своего брата-близнеца, хотя сначала втирался в доверие и заискивал. Он присваивает себе все достижения Голядкина-старшего и выставляет его на посмешище. С каждым днем сослуживцы героя и другое его окружение все внимательнее следят за героем. Он удивляет их своим поведением. Но и он удивлен не меньше: когда он разыскивает адрес своего мучителя, он убеждается, что мучитель живет в его квартире! В итоге двойник вытесняет Голядкина-старшего, и тот попадает в больницу.
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон для удобства создал таблицу, в которой представлены главные герои повести и их характеристики.
Яков Петрович Голядкин-старший | Титулярный советник. Неказист, но своей внешностью совершенно доволен. Про себя говорит, что он «человек простой, незатейливый», без наружного блеска. «Маску надеваю лишь в маскарад». При всей незначительности своей персоны думает, что у него есть враги, желающие его погубить. Обладает чувством собственного достоинства, которое всячески пытается отстоять. Болезненно мнителен и обидчив. Голядкин – собирательный образ, который соединяет в себе два литературных типа чиновников: забитый, жалкий, но честный служака (кем он является) и ловкий плут-карьерист (кем он хочет быть). Фамилия героя образована от «голяд», «голядка», что по Далю значит «нищий, бедный». Другая версия – от слова «оглядка» с помощью метатезы. |
Яков Петрович Голядкин-младший | Двойник Голядкина-старшего. Наглый, хитрый, подлый, изворотливый. Сначала притворяется другом Голядкина-старшего, но затем строит против него козни. Постепенно вытесняет его со службы и из собственной квартиры. Голядкин-младший воплощает собой того, кем Голядкин-старший хотел бы быть, но не решается. |
Крестьян Иванович Рутеншпиц | Доктор медицины и хирургии. «Весьма здоровый, хотя уже и пожилой человек, одаренный густыми седеющими бровями и бакенбардами, выразительным сверкающим взглядом, которым одним, по-видимому, прогонял все болезни, и, наконец, значительным орденом». В финале повести явился за Голядкиным, чтобы забрать его в сумасшедший дом. Последнему он при этом кажется воплощением дьявола. |
Берендеев Олсуфий Иванович | Благодетель Голядкина, отец Клары Олсуфьевны. «Маститый старец и статский советник Олсуфий Иванович, лишившийся употребления ног на долговременной службе и вознагражденный судьбою за таковое усердие капитальцем, домком, деревеньками и красавицей дочерью…» |
Берендеева Клара Олсуфьевна | Дочь Олсуфия Ивановича. На ней хочет женится Голядкин. Красавица, «чувствительные» романсы поет и прекрасно танцует. На балу в честь своего дня рождения явное предпочтение оказывает асессору Владимиру Семёновичу. Потом якобы пишет Голядкину пишет письмо с признанием в любви и просьбой увезти её из родительского дома. |
Владимир Семёнович | Коллежский асессор, племянник начальника отделения, где служит Голядкин. Главный претендент на руку Клары Олсуфьевны. |
Генерал | Начальник департамента, в котором служит Голядкин. К нему Яков Петрович обращается за защитой от Голядкина-младшего. |
В «Двойнике» Достоевский поднимает следующие темы:
Проблемы
Проблемы, которые затрагивает писатель в повести «Двойник»:
Основная идея
Смысл повести «Двойник» заключается в том, что в любом человеке, даже самом неприметном, существует скрытое от него самого «подполье», «двойные» мысли и желания. Это обусловлено не столько социальной средой или личными качествами, сколько тем, что человеческая природа сама по себе непредсказуема и противоречива. Это вечная борьба добра со злом. И невозможно предсказать, кто победит.
Главная мысль повести «Двойник» — это многогранность человеческой личности, которую разрывают противоречия желаний и возможностей, личных принципов и навязанных стандартов поведения, активности и пассивности, смелости и трусости. Если мы не будем работать над собой и пустим развитие личности на самотек, то эти внутренние войны могут закончиться в сумасшедшем доме. Каждому человеку необходимо духовное становление.
Чему учит?
Повесть «Двойник» заставляет задуматься о том, что в каждом из нас есть тёмная сторона, то, что мы подавляем, с чем боремся, но что всё равно может вырваться наружу. Избавиться от этой части своей сущности невозможно. Но если признать и принять её в себе, то получится её обуздать. Для этого необходимо работать над собой, развиваясь всесторонне.
Достоевский учит нас тому, что человек не может ограничиться набором служебных функций и физиологическим описанием. Он должен анализировать себя, стремиться к подавлению своих темных сторон и развитию светлых. Личность должна уделять внимание своему внутреннему миру и духовно обогащаться. Если же мы ограничим нашу натуру карьерными интересами и бытовыми заботами, то все нездоровое, мрачное, злое, что дремлет в тени, может вырваться наружу.
Критика
Первые критики (Ап. А. Григорьев, С. П. Шевырёв, К. С. Аксаков, И. В. Брант) сочли «Двойника» произведением неудачным и в плане содержания, и в художественном отношении. В нетрадиционной форме повествования, где реальная действительность смешивается с больным сознанием, они увидели слабую попытку подражать Гоголю и Гофману. Непривычным для них оказалось и то, что писатель изобразил неадекватные проявления психофизической природы человека. Григорьев писал: «Двойник» – сочинение патологическое, терапевтическое, но нисколько не литературное…». Они не поняли, что Достоевский вывел новый тип «подпольного» человека.
В целом положительный отзыв дал о «Двойнике» Белинский, делая скидку на молодость и неопытность автора: «…характер героя принадлежит к числу самых глубоких, смелых и истинных концепций, какими только может похвалиться русская литература». Критик отметил и новаторскую манеру изложения: повесть рассказывается от лица автора, но языком главного героя.
В чём суть концовки повести Достоевского «Двойник»?
«Двойник» – одна из ранних повестей русского классика Федора Михайловича Достоевского, написанная автором в 24 года. Произведение появилось на страницах «Отечественных записок» в 1846 году с подзаголовком «Петербургская поэма. Приключения господина Голядкина».
Гротескно-фантастическая повесть «Двойник» рассказывает историю обыкновенного петербургского чиновника Якова Петровича Голядкина, человека тихого, услужливого, молчаливого. Больше всего на свете робкий Голядкин мечтает получить повышение по службе и стать своим человеком в среде светской элиты столицы. В условиях острого психологического напряжения с Голядкиным начинают происходить странные вещи. Например, однажды он встречает своего двойника, который воплощает в жизнь все нереализованные мечты Якова Петровича. Только Якову Петровичу от этого не лучше, ведь сам он по-прежнему находится за бортом, в то время как самозванец пожинает плоды славы.
Работа над повестью, критика
Работать над «Двойником» Достоевский начал в 1845 году, когда гостил у брата Михаила в Ревеле (сегодня Таллин, столица Эстонии). По возвращении в Петербург автор продолжил написание повести. Работа шла тяжело, «подлец Голядкин» никак не хотел получаться. В итоге в 1846-м повесть была завершена и опубликована во втором номере «Отечественных записок». Несмотря на положительные отзывы критиков, в частности маститого Виссариона Белинского, который уже тогда был очень благосклонно настроен в отношении Достоевского, сам автор своего «Двойника» хулил. Через время повесть была переделана, но так и не удовлетворила автора.
Будучи самым взыскательным критиком своего творчества, Достоевский сетовал на то, что загубил потрясающую идею, пожалуй, лучшую, что у него рождалась. Идея «Двойника» очень светлая, делился писатель, но форма оставляет желать лучшего. Если бы я взялся за работу сейчас, то неизменно выбрал бы другую форму.
Как бы не критиковал себя автор, его «Двойник» стал важнейшим событием в русской литературе XIX века. Продолжая традиции Пушкина и Гоголя, Достоевский обращается к теме «маленького человека», углубляясь в его психологию. Он показывает не только внешнюю борьбу индивида и отторгающего его общества, но и внутреннее противостояние светлой и темной стороны человеческого «Я». Для реализации этой идеи автор вводит фантастический элемент, обращаясь к теме доппельгангера, двойничества.
Тема доппельгангера (темного двойника человека) неоднократно использовалась литературными предшественниками и последователями Достоевского. Самые популярные примеры произведений, в которых присутствует доппельгангер: «Кристабель» Сэмюэля Кольриджа, «Эликсир сатаны», «Песочный человек» Теодора Гофмана, «Уединенный домик на Васильевском» Александра Пушкина, «Вильям Вильсон» Эдгара По, «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Льюиса Стивенсона, «Бойцовский клуб» Чака Паланика.
«Двойник» Достоевского: краткое содержание
Герои и их характеристики
Главный герой Яков Петрович Голядкин работает титулярным советником в одном из государственных учреждений Петербурга. Больше всего на свете робкий Яков Петрович мечтает получить продвижение по службе и стать одним из тех блистательных чиновников, которые занимают лучшие места в театре, перед которыми шаркают ножкой швейцары, которым рады на любом светском вечере, при виде которых мамаши толкают локтями своих незамужних дочерей, чтобы они расправили плечи и поправили выбившийся локон.
Главным препятствием на пути к желанному образу жизни является характер Якова Петровича. Он не умеет юлить, лизоблюдничать, плести интриги, подхалимствовать. «Не интриган, и этим горжусь», – заявляет Голядкин. Правда, гордиться господину Голядкину нечем. Его не уважают на работе, над ним посмеиваются сослуживцы, он невидимка для женщин и посмешище на светских вечерах. Когда Якова Петровича выставляют с бала, устроенного в доме богача Олсуфия Ивановича Берендеева, с бедным чиновником происходит нервический припадок. Именно в эту злосчастную ночь он и повстречал на мосту своего двойника.
Незнакомец как две капли воды похож на Якова Петровича. Более того, утром следующего дня наш герой застает его в своем ведомстве. Пригласив домой Голядкина-младшего, «старший» ликует, ведь теперь у него есть соратник, с которым они смогут свернуть горы, «вместе хитрить… в пику им интригу вести». Однако самозваный Голядкин выбирает более выгодную модель поведения. «Старший» для него не соратник, а потому двойник умело подлизывается к «нужным» людям и в считанные дни становится любимцем всего департамента. Более того, «младший» беззастенчиво издевается над Голядкиным-старшим, превращая бедного чиновника в предмет всеобщих насмешек. В результате двойник выживает настоящего Голядкина не только из ведомства, но и из общества. Повесть заканчивается тем, что обезумевшего Якова Петровича увозят на карете в сумасшедший дом.
Голядкин-младший, он же доппельгангер настоящего Голядкина, является его противоположностью. Для описания Голядкина-старшего можно использовать такие характеристики: совестливый, конфузливый, нерешительный, исполнительный, услужливый, молчаливый, замкнутый, мечтательный, серый, заурядный. Голядкина-младшего охарактеризуем так: смелый, дерзкий, развязный, изворотливый, наглый, красноречивый, самоуверенный карьерист и авантюрист.
Две стороны одной личности Важно понимать, что в данном случае не уместно говорить о противопоставлении «плохой-хороший». Голядкин-старший далеко не идеален, а Голядкин-младший является тем, кем мог стать чиновник, будь у него воля, жизненная энергия и смелость. Доппельгангер у Достоевского – это синтез потаенных сторон личности, которые герой не решается развить в себе.
До публикации «Двойника» в русской литературе бытовали два типа чиновников: забитый бедный служака и ловкий карьерист, плут. Достоевский создал экспериментальный образ Голядкина, страдающего от раздвоения личности. При помощи психологического расстройства своего героя автору удалось совместить оба литературных типа в одном лице.
Главная идея произведения
«Двойник», как и любое великое произведение, это не просто история одного конкретного человека. В своей повести Достоевский показывает петербургское общество в целом и на примере собирательных образов (именно таким и является чиновник Голядкин) рассуждает о перспективах развития русской истории. Перспективы эти, по мнению автора, малорадужные, ведь общество, где успеха можно добиться лишь при помощи лицемерия и лжи, где царят ложные идеалы и почитаются сомнительные ценности, обречено на гибель.
Общество вытесняет любого, кто отличается. Сильных оно уничтожает, а слабых низводит до угнетенного положения. Достоевский мастерски исследовал «анатомию души, гибнущей от сознания разрозненности частных интересов в благоустроенном обществе» (В. Н. Майков).
Таким образом, раздвоение личности Голядкина происходит в результате сильного психологического стресса, спровоцированного негативными социальными условиями его существования. А по большому счету двойственным является не только сознание чиновника Голядкина, но и все питерское общество, в котором нравственные принципы замещаются выгодой, корыстью, интриганством. Кто победит – Петербург-старший или Петербург-младший – пока что не известно.
Литературное направление и жанр
Современники называли «Двойника» романом. Во втором издании Достоевский обозначил жанр как «Петербургская поэма», но слово «поэма» для Достоевского важно не как определение жанра, а как отсылка к «Мёртвым душам».
В современном значении «Двойник» — повесть, которой присущи психологизм и сатирический взгляд на общество. Психологическую разработку получила история помешательства Голядкина. Для достоверности Достоевский изучал течение психических расстройств. По словам психиатров, Достоевский довольно точно отразил изменения в поведении человека с расстроенной психикой.
Литературное направление произведения «Двойник» — реализм. Достоевский выступает как последователь Гоголя и романтика Гофмана, остро критикующих современное им общество, использующих для этого элементы фантастики. Социальное и нравственное разложение Голядкина происходит именно под влиянием ненормального, с точки зрения Достоевского, общественного устройства.
Две стороны главного героя
Голядкин-самозванец, он же доппельгангер настоящего Якова Петровича, это его противоположность. Чтобы описать настоящего Голядкина, можно выбрать следующие эпитеты:
Младший имеет такие характеристики: дерзкий, смелый, хитрый, развязный, красноречивый, наглый, авантюрист, карьерист.
Нужно понять, что в этом случае нельзя рассматривать противоположность «хороший и плохой». Настоящий Яков Петрович совершенно не идеален, а младший — это тот человек, которым смог бы стать госслужащий, имея смелость, жизненную энергию, волю. Доппельгангер в этой повести — это синтез скрытых сторон человека, которые главный персонаж не может развить у себя.
До выхода «Двойника» в литературе находилось несколько типажей чиновников: расчетливый карьерист и забитый бедный служащий. Достоевский смог создать экспериментального героя Голядкина, который страдал раздвоением личности. Благодаря психологическому срыву Якова Петровича у писателя получилось объединить 2 литературных образа в одном герое.
Глава 8
На другое утро гостя не было. Петрушка не признал барина, а потом сообщил, что другой ушёл часа полтора как. Голядкин сожалел, что проврался вчера гостю, решил указать ему на дверь.
На службе Голядкин-старший столкнулся с Голядкиным-младшим, который сделал вид, что не узнал старшего, а потом обратился к нему официально и исчез. Антон Антонович предупредил Голядкина, что Андрей Филиппович дважды спрашивал о работе Голядкина.
Когда Голядкина позвал с бумагами Андрей Филиппович, к нему подкатился Голядкин-младший, предлагая «ножичком от чистого сердца» вытереть чернильное пятнышко на бумагах, внезапно отобрал документы и сам представил их его превосходительству. Когда Голядкин-старший попытался объясниться с младшим, тот повёл себя фамильярно и оскорбил однофамильца, потрепав его по щеке, щёлкнув по крутому брюшку. Голядкин, жаждал справедливого возмездия, но, одумавшись, пожалел, что не покорился. Он позволил обидеть себя и затереть, как ветошку, сам превратился в подлую грязную ветошку с амбицией. После службы Голядкин-младший убежал от старшего.
Письмо от женщины
Утром Голядкин проспал и опоздал на службу. В своем отделении он передает письмо господину двойнику Якову Петровичу. Сослуживцы смотрят на настоящего Голядкина с надменным любопытством, а он ищет у всех сочувствия, но не находит. Со своим двойником он пытается объясниться в кофейной, но все напрасно.
После Голядкин обнаруживает у себя письмо от Клары Олсуфьевны, которая слезно просит спасти ее и назначает ему встречу. Он полез к себе в карман и нашел пузырек с лекарством, которое ему прописал Крестьян Иванович несколько дней назад. Оно выпадает из рук и разбивается.
Яков Петрович нанимает карету и едет сначала к его превосходительству, чтобы просить защиты, но его выдворяют в переднюю. Тогда Голядкин устремляется к Берендееву и ждет сигнала от Клары Олсуфьевны. Но вскоре его замечают гости, и его двойник просит зайти к Олсуфию Ивановичу. Тот заходит и садится возле него. Вскоре в толпе проносится: «Едет, едет!» В комнате появляется Крестьян Иванович, который и увозит с собой Якова Петровича. В это время за каретой бежит двойник, но вскоре и он исчезает. А главный герой с ужасом понимает, что Крестьян Петрович какой-то не такой, совсем не похожий на прежнего. Голядкин понимает, что он уже давно это предчувствовал.
Вот такую грустную нотку вносит в свое произведение Федор Достоевский. «Двойник» (краткое содержание, как видим, закончилось очень печально для главного героя) – это то произведение, которым можно было бы блистательно закончить свое литературное поприще, как сказал бы критик Белинский. Однако для Достоевского оно стало только началом…
Глава 7
Петруша не удивился приходу с барином гостя, который робел, выглядел униженным, забитым и запуганным. Гость, который тоже оказался Яковом Петровичем, попросил у Голядкина знакомства и покровительства. Во время обеда гость смущался и конфузился. Голядкин-второй рассказал, как на службе пострадал безвинно, как терпел нужду в Петербурге, пока нашёл место. Рассказывая, гость плакал.
Добрый Голядкин умилился и совершенно успокоился, посчитав гостя благонадёжным. Он откровенничал с гостем, рассказал о своих секретах и предложил хитрить заодно против врагов. После четвёртого стакана хозяин предложил гостю остаться ночевать на составленных стульях.
Прием у Рутеншпица
Однажды серым осенним днем герой просыпается у себя дома, подходит к зеркалу, смотрится в него и видит там свою «заспанную, подслеповатую и довольно оплешивевшую фигуру», но, как бы то ни было, остается ею доволен. И тут же он достает свой бумажник и насчитывает в нем 750 рублей со словами, что там знатная сумма.
Так начинает свое развитие повесть Достоевского «Двойник». Краткое содержание далее повествует о том, что герой собирается и едет на прием к своему доктору – Крестьяну Ивановичу Рутеншпицу.
При встрече он начинает разговаривать с ним отрывисто, сбивчиво и постоянно путается. Называет себя смиренным и незатейливым человеком, который любит спокойствие, а не светский шум, где нужно уметь комплимент раздушевный составить, а хитростям он этим не учился. Дальше он без остановки начинает говорить о том, что он человек маленький, не интриган, чем и гордится. Голядкин возмущен сватовством племянника его начальника – Андрея Филипповича. Мол, слухи идут, про «близкого знакомого», что тот дал подписку жениться, а он уже с другой стороны жених, а невеста просто бесстыдная немка Каролина Ивановна. Потом Яков Петрович уходит, думая, что доктор глуп и ничего не понимает, что оставляет Крестьяна Ивановича в полном недоумении.
А дальше Голядкин отправляется на званный обед и бал к статскому советнику Берендееву Олсуфию Ивановичу в честь дня рождения Клары Олсуфьевны – его дочери. Но слуга на пороге заявляет ему, что его не велено пускать. Тогда Яков Петрович решается тайком проникнуть внутрь. На балу многолюдно, и взоры людей сразу останавливаются на Голядкине. Он от страха забивается в угол и чувствует себя букашкой. А потом его и вовсе выдворяют на улицу.
Глава 6
На следующее утро Голядкин решил не предпринимать никаких действий, а потерпеть. Петрушка, впустивший вчера ночного гостя, о происшествии не говорил, но был мрачен. Голядкин решил на службу не ходить, почувствовав себя больным, но передумал.
Войдя в своё отделение, Голядкин занялся делами. Ввели нового чиновника и посадили за один стол с Голядкиным. Это оказался вчерашний знакомец. Он был точно такой же, как Голядкин, в такой же одежде. Никого из чиновников это не удивило.
Столоначальник Антон Антонович рассказал, что новый Голядкин лично беседовал с его превосходительством, имеет рекомендации. Голядкин успокоился, возродился надеждой, что всё обойдётся, решил, что его дело сторона. В 4 часа присутствие закрылось. По дороге домой Голядкин заметил, что рядом с ним идёт двойник, и заговорил первым. Двойник сказал, что почувствовал влечение к Голядкину. Голядкин не пожелал говорить с ним на улице и позвал домой, но попросил идти переулочками.
Основной смысл
«Двойник», как и каждая великая повесть — это не только история определенного человека. В своем рассказе автор показал светское общество Петербурга в общем, и с помощью собирательных образов (именно они относятся к Голядкину) рассматривает перспективы дальнейшей русской истории. А они эти, как считает писатель, не радужные, так как общество, в котором успеха добиваются только благодаря обману и лицемерию, где в почете сомнительные ценности и находятся ложные идеалы, изначально обречено на быструю гибель.
Общество пытается вытеснить каждого человека, который отличается. Сильных людей оно подавляет, а слабых доводит до угнетенного состояния. Как сказал Майков: «Автор мастерски смог исследовать анатомию души, погибающей от сознания разных частных интересов в благополучно устроенном обществе».
Раздвоение личности Якова Петровича произошло вследствие сильного психоэмоционального напряжения, которое было спровоцировано неблагоприятным социальным положением его существования. А в действительности, двойственные, как разум Голядкина, так и все общество вокруг, где моральные принципы замещены интригами, корыстью, личной выгодой.
Краткий анализ
В критических литературных произведениях жанр рассказа «Двойник» определен гротескно-фантастическим. Фантастический персонаж (Голядкин-младший) вводится в сюжетную линию по ряду причин:
Гротеск требуется Достоевскому, чтобы живописно описать нелепость и противоречивость положения главного персонажа в обществе. Один из ярчайших примеров, что никто из работников министерства совершенно не был удивлен, когда в один день на работу приходят 2 Якова Петровича.
Введение такого художественного оборота обусловило литературные споры. Некоторые литературоведы считают Голядкина-самозванца галлюцинацией настоящего персонажа, а все, что происходит вокруг — плод больной фантазии безумного чиновника. В этом случае «Двойник» является гротескно-психологическим рассказом. Некоторые литературоведы увидели в Голядкине-младшем настоящего персонажа, темного двойника души чиновника, которая в один день вырвалась наружу и стала реальной. В таком случае рассказ можно отнести к фантастической повести.
Непосредственно Достоевский оставил этот вопрос открытым. Писателя больше волновала не жанровая стилистика, а основные причины и последствия того, что когда-то тихий чиновник Голядкин увидел своего двойника.