глазурованный фаянс что такое
Глазурование изделий
Глазурование изделий осуществляют погружением, поливом и пульверизацией.
Глазурь наносят на предварительно обожженные или хорошо высушенные изделия в виде тонкодисперсной водной суспензии, плотность которой может изменяться в значительных пределах в зависимости от водопоглощения глазуруемого полуфабриката (табл. 12).
Показатели | Фарфор | Фаянс | Майолика |
Температура первого обжига, ºС Водопоглощение материала, % Плотность глазурной суспензии, г/см 3 | 900-1000 16-19 1,35-1,42 | 1230-1280 9-12 1,32-1,40 | 950-1100 15-18 1,25-1,35 |
Содержащаяся в глазурной суспензии влага проникает в поры высушенного полуфабриката, и на поверхности полуфабриката закрепляется слой глазурной массы заданной толщины. В процессе обжига при термообработке глазурная масса расплавляется и на поверхности изделий при охлаждении образуется тонкий стекловидный слой толщиной 0,01-0,03 мм.
Глазурь наносится на чистую, обезжиренную поверхность изделий. С участков изделий, покрытых пылью и загрязненных жиром, глазурная суспензия скатывается, что приводит к появлению таких дефектов, как «плешины», «наколы» и др. Чтобы предотвратить образование таких дефектов, поверхность прокаленных изделий перед глазурованием и подглазурной раскраской очищают от пыли кистями, щетками, сжатым воздухом ручным и механическим способами. При чистке полых изделий используют кисти, насаженные на сопло наконечника, через который сжатый воздух подается при нажиме на пусковой рычаг. Чистку изделий, сопровождающуюся большим пылевыделением, выполняют в специальных кабинах, снабженных вытяжной вентиляцией и пылесборниками. Фаянсовые плоские изделия (тарелки, блюдца), обладающие по сравнению с фарфоровыми неглазурованными изделиями большей механической прочностью (изделия прошли первый обжиг), чистят с помощью жестких двухвалковых вращающихся щеток, пропуская между ними обрабатываемые изделия. При обеспыливании полуфабриката, предназначенного для однократного обжига, соблюдают особую осторожность вследствие его малой механической прочности.
Изделия глазуруют как ручным, так и механизированным способами.
При ручном глазуровании обычно применяют погружение (окунание) изделий в емкость с глазурной суспензией. Ручной способ не потерял своего значения благодаря универсальности, особенно при мелкосерийном производстве. В процессе работы, требующей определенных навыков, изделия осторожно погружают в емкость с глазурью таким образом, чтобы глазурный слой получался нужной толщины, а на изделиях оставалось меньше натеков и следов от пальцев. После выемки из суспензии изделие встряхивают для удаления капель глазури, подсушивают глазурный слой, зачищают следы пальцев и ставят на ленту конвейера.
Чашки, кружки и другие полые фарфоровые изделия устанавливают на сетчатые или проволочные держатели карусельного стола или транспортера вверх дном. Скапливающийся на вогнутости донышка избыток глазури сдувается струей сжатого воздуха при выходе изделий из глазуровочной камеры. Для удаления круговых натеков, образующихся в процессе глазурования на покрытых парафином краях фарфоровых чашек, изделия на мгновение автоматически погружают на глубину 3-5 мм в ванну с проточной водой.
Глазурование керамики
Глазурование – самый популярный прием, используемый для декорирования керамических изделий. Под глазурью в данном случае подразумевается стекловидный тонкий слой, толщина которого составляет от 0.1 до 0.3 мм.
Глазури для керамики – это порошкообразные смеси с оксидами и пигментами. Порошок перед применением разводят водой согласно техническим нормам.
Покрытие глазурями осуществляется после первого (то есть утильного) обжига. Глазурование увеличивает влагонепроницаемость изделий, повышает их прочность, стойкость к загрязнениям, химическим препаратам, улучшает внешний вид. Оно подходит для расписанных подглазурными красками и для не расписанных изделий.
Глазурь наносится на поверхности керамики кистью, окунанием, поливом и распылением.
Особенности глазурования
Глазурью покрывают поверхность керамического изделия полностью либо отдельные его части. Стандартный восстановительный процесс занимает около 6 часов. Керамические изделия из печи для обжига всегда вынимаются после полного остывания – в противном случае металлизация будет приостановлена.
Для изготовления глазурованных поливных смесей используются те же виды сырья, что для керамических масс – кремнезем, кварцевый песок, кварц, каолин, глина, шпат полевой. Для повышения показателей эластичности, вязкости, снижения рисков появления мелких трещинок в глазурь добавляется глинозем. Чтобы повысить термостойкость, придать поливной смеси блеск, в нее водятся борная кислота и бура. Прозрачность глазурей уменьшается за счет использования диоксидов циркония и титана.
Типы составов
С учетом степени растворимости основных компонентов, способа приготовления глазури смеси делятся на полуфриттованные, фриттованные и сырые.
Сырые – это сложные составы, которые в воде не растворяются, используются в основном для обработки изделий из фарфора. Они просты в приготовлении.
Фриттованные глазури получают из веществ, которые растворяются в воде частично либо полностью. Их предварительно плавят в печах, потом охлаждают водой, сушат и измельчают. Те фриттованные глазури, которые были соединены с мелом, шпатом полевым, глиной, каолином, называются полуфриттованными.
Способы нанесения
Перед нанесением глазури изделия нужно тщательно обжечь на утиль и очистить от пыли. Максимальная толщина глазури составляет 2-3 мм. Те составы, которые используются для декорирования, должны подходить по температуре и ТКР к основной керамической массе.
Оптимальная плотность состава для набрызга, пульверизации и определяется исходя из вязкости.
Рассмотрим особенности каждого способа глазурования:
Пульверизация – обожженное изделие устанавливается в камеру, оснащенной вытяжкой на турнетку. В пульфон набирается глазурный шликер, затем с помощью сжатого воздуха, который поступает от компрессора, вращается турнетка, и наносится ровный слой глазури. Действия следует выполнять сверху вниз по кругу. Операция повторяется от 3 до 5 раз, пока покрытие не станет идеально ровным. Каждый слой глазури подсушивается. Можно применять ручные и губные пульфоны.
Набрызг – на изделие, которое было предварительно обожжено в печи, кистью или щеточкой с иголкой наносится 3-5 слоев покрытия требуемого оттенка. Щеточка с глазурью вращается пальцами вокруг оси, щетинки ударяются об иглу, и глазурь распределяется по поверхности изделия. Первый слой делайте белым эмалевым, последующие обрабатывайте набрызгом.
Покрытие внутренних поверхностей производится в тех случаях, когда соответствующие работы необходимы для использования в быту либо для достижения декоративного эффекта. Изделие заполняется глазурью примерно на треть, затем наклоняется в сторону и быстро вращается в руках над специальной емкостью (в нее будут стекать излишки рабочей смеси). Нужно стараться как можно более равномерно захватить глазурью всю внутреннюю поверхность изделия, поскольку исправления в будущем вносить будет проблематично. Если глазурь затекла на внешнюю поверхность, просто аккуратно зачистите ее.
Окунание – обожженное изделие частично или полностью окунают в глазурь и держат до 15 секунд, после чего вынимают. В глазурный шликер погружение выполняется с помощью железных щипцов.
Полив – утильные изделия удерживают щипцами и ставят на подставки требуемого диаметра, высоты, которые устанавливаются в чистые пустые емкости. Сверху керамика поливается глазуровочным составом из ковша.
Тампонирование – первый слой наносится белой эмалью путем окунания, последующие — губками разных текстур и конфигураций. Губки окунают в густой шликер, после чего используют для обработки изделий. Сверху поверхность керамики слегка припыляется бесцветным глазурным составом с помощью пульфона. Это позволяет получать максимально ровные поверхности.
С помощью кисти – используются глазурный шликер, кисти с натуральным ворсом, в редких случаях нейлоновые. Флейцы и щетина применяются для создания эффектарных покрытий – полос, набрызгов, разводов. Сначала на кисть набирается шликер, затем он наносится на изделие в 1-5 слоев. Перед каждым последующим нанесением глазури предыдущий слой должен быть тщательно просушен. Слои наносятся по отношению друг к другу перпендикулярно, иначе покрытия получатся неровными.
Глазурование фарфоровых изделий
Определение глазурования
Глазурование фарфоровых изделий – очень древняя технология. Она так же стара, как и сам фарфор. Самые первые керамические изделия, покрытые глазурью, были датированы 8 веком. Они принадлежали искусству Китая Династии Танг.
Не смотря на то, что эта технология такая древняя, она непонятна и неизвестна многим людям.
Слово «глазурь» происходит от немецкого слова „glasur” и обозначает стекловидное покрытие на поверхности керамического изделия. Кроме того, глазурью также называют исходный материал или смесь материалов, которые после нанесения на керамическое изделие и обжига дают соответствующее покрытие. В Древней Руси глазурь также называли поливой.
Процессу покрытия фарфорового изделия глазурью уделяют огромное внимание, поскольку толщина глазури определяет качество и эстетический вид получаемого изделия. В среднем она составляет 200-300 микрон. Этот блестящий стекловидный слой придает законченность изделию и защищает его от внешних воздействий – таких как влажность, пыль и разных химических веществ. Эстетически глазурованные изделия выглядят более привлекательными. А кроме этого после обжига такие изделия возможно расписывать красками, причем, палитра таких красок в разы богаче красок подглазурных. За такими предметами легче ухаживать, их можно даже мыть.
Разные типы глазурования изделий
Глазурование изделий осуществляют погружением, поливом и пульверизацией.
После первого утильного обжига изделия из фарфора уже достаточно прочные, но являются пористыми. Чем-то они напоминают губку с порами, которые практически невидимы невооруженным взглядом. Именно благодаря этим порам глазурь проникает в эти отверстия и таким образом закрепляется на поверхности фарфорового изделия.
Время, требуемое для глазурования, зависит от сложности и величины самого изделия. Этот процесс может занимать от 3 до 5 часов. В данном случае мы говорим о способе пульверизации. Некоторые особые изделия могут подвергаться этому процессу в течение нескольких дней.
Процесс покрытия глазурью сложных произведений искусства, с маленькими деталями, углублениями и мелкой пластикой, требуют особенного мастерства. И конечно, такое глазурование производят только вручную. Слой глазури должен быть ровным, гладким и правильной, одинаковой толщины на каждой части изделий.
Погружением глазуруют чаще всего плоские изделия (например, предметы сервизов).
Виды глазури и её состав
Видов глазури существует огромное множество. Для глазурования фарфора используются тугоплавкие глазури. Глазури могут быть прозрачными или непрозрачными, бесцветными или окрашенными, блестящими или матовыми. Основой глазури является каолин, кварц и полевой шпат. То есть основной состав качественной глазури должен быть таким же, как у фарфора, просто в несколько иных пропорциях. В зависимости от состава фарфора у каждой мануфактуры может изменяться и состав глазури. Например, в некоторых случаях к каолину, полевому шпату и кварцу добавляются оксид цинка, сульфаты, карбонаты, фосфориты, поташ и другие вещества, чтобы снизить температуру плавления глазури для мягкого фарфора.
Мануфактуры Майсен и Херенд работают с твердым классическим фарфором, поэтому глазурь их изделий очень тонкая, прозрачная, плотно сливающаяся с черепком, и состоит только из тех же компонентов что и фарфор.
В глазурь может добавляться краситель в виде оксидов и солей металлов. В таком случае изделие получает ровный оттенок цвета. Так, например оксид кобальта придает глазури светло- или темно-синие цвета, оксид хрома – зелёный, свинец даёт розовый или более красный оттенок, оксид меди – изумрудно-зелёный или сине-зелёный цвет, соединения с марганцем придают коричневые оттенки, а оксид железа даёт вариации от желтого и красного до коричневого и чёрного. Такой способ окрашивания изделий используется на мануфактуре Lladro. Мануфактуры Херенд и Майсен по большей части используют прозрачную глазурь, поскольку она даёт возможность в дальнейшем декорировать белоснежный фарфор. Шелкообразная стеклянная глазурь цвета слоновой кости называется матовой глазурью. Для того, чтобы было видно, куда уже нанесена глазурь, а куда нет, её подкрашивают. Цвет пропадает после обжига при высоких температурах.
Как происходит преобразование глазури в стекловидное покрытие
Политой обжиг изделия производится после нанесения глазури. Температура такого обжига составляет для твердого фарфора около 1380 – 1420 градусов по Цельсию.
В процессе обжига при термообработке глазурная масса расплавляется и на поверхности изделий при охлаждении образуется тонкий стекловидный слой.
При обжиге глазурованного изделия должны быть соблюдены и синхронизированы особенности физического состояния глазури и фарфорового черепка. В противном случае в процессе обжига изделие может треснуть. Это же несоблюдение может привести к дальнейшему процессу трескания глазури в процессе эксплуатации изделий.
У фарфорового изделия всегда на дне или на донном ободке нанесённая глазурь аккуратно счищается, чтобы во время обжига эта часть не приклеилась к постаменту, на которое устанавливается предмет в печи.
Глазурование и второй поливной обжиг окончательно формируют структуру фарфорового изделия и, таким образом, определяют все его физико-химические свойства. Изделия после этого обжига (если оно не расписано) называют «бельем».
Фаянс: история появления, особенности производства, характеристики материала
Довольно часто простые обыватели, которые приходят в магазин для покупки изделий из обожжённой глины, задают консультанту вопрос: «Это настоящий фарфор или керамика?». На самом деле, все изделия, изготовленные из обожжённой глины, являются керамикой. Они отличаются друг от друга лишь составом, методом обжига, иногда методом росписи и функциональными характеристиками. Например, одним из наиболее популярных керамических материалов является фаянс.
Что такое
Фаянс – это особый тип материала, имеющий глиняную основу. Предметы, изготавливаемые из фаянса, чаще всего имеют белую окраску и плотную мелкопористую структуру. Состав материала включает лишь 85% глины, оставшиеся 15% занимают сторонние примеси.
Фаянсовые изделия нельзя назвать практичными. Высокая температура обжига и гигроскопичность делают их непрочными.
История появления
Фаянс берёт своё начало ещё в Древнем Египте и Месопотамии. Там изготавливалась особая посуда, которая по многим параметрам отличалась от привычной. Всему виной был специфический состав, в который входили весьма примитивные компоненты, а сам процесс производства был далёк от совершенного.
Материал, который по всем параметрам близок к современному фаянсу, появился несколько позже в Италии. Именно там мастера научились изготавливать посуду особым образом. Она не пропускала свет, имела толстые стенки, но при этом покрывалась глазурью (как и уже существовавшая на тот момент майолика). Своё название материал унаследовал от итальянского городка Фаэнца, где как раз в начале XVI века и начали активно изготавливать предметы из него.
Забавно, что добиться высокого мастерства в производстве фаянсовых изделий ремесленникам Англии и Франции удалось во время погони за секретами производства китайского фарфора. Смешивание различных компонентов, эксперименты с глиняным составом и обжигом не помогли получить идеальный китайский фарфор, но помогли получить практически идеальный на тот момент фаянс, который окрестили «мягким фарфором».
В Россию производство фаянса пришло поздно. Случилось это приблизительно в XVIII веке. До этого Российская империя закупала фаянс в английских и французских мастерских.
Особенности изготовления
Фаянс содержит лишь 85% глины, остальной состав включает неорганические добавки и примеси. Сам процесс изготовления материала далёк от простого. Идеальный фаянс получают при производстве, которое состоит более чем из 80 операций. Но для простого обывателя важны только 5 общих стадий:
Подобная технология продолжает совершенствоваться даже сейчас. Готовое изделие из фаянса обладает следующими характеристиками:
Страны-производители
С течением времени ситуация на рынке керамики практически не поменялась. До сих пор основными производителями фаянсовых изделий остаются Италия, Англия, Франция и Россия. Производство этого вида керамики налажено и в Америке (ещё с конца XVII века).
И хотя считается, что фарфорово-фаянсовая промышленность сейчас переживает не самые лучшие времена, всё ещё функционирует множество предприятий, занимающихся изготовлением продукции из данного материала.
Например, в России это:
Фаянс в России
Нужно сказать, что в России гораздо раньше появилась родственная фаянсу майолика. Она пришла в нашу страну в XVII веке. Фаянсовые же мануфактуры начали полноценно функционировать лишь в XVIII веке. Первыми предприятиями, которые начали производить фаянсовую посуду массового потребления, стали гжельские и петербургские мануфактуры.
Но, пожалуй, самым известным видом фаянса был и остаётся конаковский фаянс, который изготавливался на фарфоровом заводе в Конаково с 1870 года. Промышленник М.С. Кузнецов, выкупивший завод, мечтал сделать керамику доступной для всех слоёв населения. И ему это удалось. Производство фаянсовой посуды встало на поток, так что изделия раскупались населением массово. Такая посуда была яркой, привлекательной и при этом дешёвой.
Не менее популярным было и ростовское производство фаянса (семикаракорский фаянс). Особенностью их изделий была уникальная роспись, включавшая в себя букетно-растительные орнаменты.
Посуда из фаянса
Сейчас фаянсовую посуду чаще всего используют в кафе и ресторанах быстрого питания. Это вполне логично, ведь такая посуда более дешёвая в сравнении с фарфоровой, более доступная и более практичная (но при этом менее гигиеничная, чем фарфор).
Если вы решили приобрести фаянсовый сервиз для личного пользования, то учтите, что этот материал не переносит температурных перепадов, так что ему потребуется особый уход и условия хранения. Обязательно мойте изделия в тёплой (но не горячей!) воде, споласкивайте под холодной.
При нарушении условий эксплуатации или хранения изделия покроются мелкими трещинами и придут в негодность.
Основные методы глазурования керамики
При декорировании изделий из керамики используется такой прием, как глазурование. Поверхность керамического изделия покрывается тонким слоем стекловидного вещества. Толщина слоя зависит от свойств глазури и конечной цели керамиста. Обычно она составляет от 0,1 до 0,3 мм, хотя нередко встречаются изделия с толстым слоем глазури.
В исходном состоянии глазурь может представлять собой порошкообразное вещество, в состав которого входят пигментные оксиды. Существует определенная технология приготовления глазурей, но сегодня ее можно приобрести уже в готовом виде. Стекловидное вещество принимает свои свойства после термической обработки, а для нанесения глазури на поверхность порошок разводят водой.
Глазурь наносится на поверхность после первого обжига черепков. Его еще называют утильным обжигом. За счет глазурования удается достичь оригинальных визуальных эффектов. Заготовке можно придать фактуру и рельеф. Но существуют и практические предпосылки нанесения глазури.
Глазурованная керамика обладает высоким показателем водонепроницаемости, становится более прочной и устойчивой к различным загрязнениям.
Необходимо отметить, что глазурь наносится на расписанные подглазурными красками изделия, а также на не расписанную керамику. Разные способы нанесения глазури на поверхность и определяют основу методик глазурования.
Основные особенности глазурования
Стекловидным веществом может покрываться, как вся керамическая поверхность, так и определенная ее часть. Тривиальный процесс глазурования, не осложненный многоэтапными работами, может длиться не более 6-7 часов. Независимо от способа нанесения глазури, все заканчивается процедурой обжига, причем готовое изделие не извлекается из печи до тех пор, пока полностью не остынет.
В составе поливных смесей присутствуют практически те же химические элементы, что и в керамических массах, это кварцевый песок, кремнезем, каолин, кварц, полевой шпат. Глинозем добавляется в глазурь, как модификатор. Он позволяет повысить показатель вязкости и эластичности, а также препятствует возникновению трещинок на прозрачной поверхности. Бура и борная кислота влияют на блеск поливы. Показатель прозрачности регулируется добавлением диоксида циркония и диоксида титана.
Глазури имеют сложный состав. Их компоненты обладают различной растворимостью, влияют на способ приготовления поливы, определяют ее физические свойства. Все глазури можно разделить на три вида.
Можно посмотреть, как делает глазурование керамических изделий Наталья Ковалева, на примере скульптуры «Кактус» и «Эльф» с поясняющими комментариями:
Что дает глазурование
Каждый мастер-керамист даст несколько ответов на вопрос о необходимости покрытия керамических изделий глазурью. Все эти ответы, наверняка, не лишены основания, так как стекловидная полива, действительно, выполняет несколько функций.
Из всех качеств глазурованной керамики, прежде всего, следует выделить практичность. Глазурь дает влагонепроницаемую и прочную поверхность. Особенно это ценится при изготовлении кухонной посуды. Она получается красивой, термостойкой и прочной. Покрытие не портится даже при контакте со столовыми приборами.
Глянцевый слой придает посуде своеобразный шарм. Даже если керамические изделия покрыты прозрачной бесцветной глазурью, они имеют более эстетичный вид. Различные способы колеровки покрытия дают широкие возможности художнику-керамисту, чтобы воплотить в жизнь все свои дизайнерские фантазии. Черепки могут покрываться глянцевыми или матовыми глазурями, подкрашиваться, передавая всю гамму оттенков. При работе с керамикой считается, что этап глазурования является одним из основных этапов при создании шедевров.
Этапы глазурования керамики
Перед тем, как приступать к глазурованию, необходимо составить алгоритм действий, так как работа с материалом требует четкого выполнения инструкций. Опытные мастера могут экспериментировать, чтобы получать те или иные визуальные эффекты, а также для изменения характеристик изделия. Новичкам же рекомендуется придерживаться определенных правил.
Целесообразно рассмотреть сам процесс, разделив его на четыре этапа:
Перечисленные этапы необходимо реализовывать последовательно. Только после завершения одного из них рекомендуется приступать к следующему.
Подготовка глазури
Часто можно столкнуться с тем, что мастера называют глазурь шликером, хотя шликер в основном используется для соединения деталей. Глазурь должна быть по составу похожа на основной материал. В нее добавляется глина, полевой шпат, кварцевый песок. Помимо основы полива может содержать в себе различные модификаторы, подчеркивающие или ослабляющие некоторые характеристики.
К примеру, оксид алюминия делает глазурь вязкой и эластичной. В условиях вибрационных нагрузок повышенная эластичность покрытия увеличивает срок использования поделки.
При добавлении борной кислоты можно повысить прозрачность глазури. Покрытие с данным модификатором будет обладать повышенной термостойкостью. Но сегодня лучшие традиции приготовления поливы уходят в прошлое. В любом интернет-магазине, где продаются аксессуары для гончарного искусства, можно встретить готовые глазури и модификаторы к ним. Они могут продаваться в порошках, поэтому керамисту придется лишь разбавить порошок водой. Но встречаются и жидкие глазури, готовые для нанесения на керамическую поверхность.
К методам глазирования мы перейдем, так как выбор подходящего метода является одним из этапов работы. Но, забегая вперед, отметим, что еще на стадии подготовки материала следует задуматься о способе нанесения глазури на поверхность, так как от этого зависит плотность поливы. Наиболее жидкий шликер должен получиться при разбрызгивании и окунании. Его в равных пропорциях разводят с водой. Тампонирование или работа кистью требуют более густого раствора. Более точная пропорция высчитывается, исходя из поставленных задач.
Методы глазурования
Глазурь всегда наносится на чистую и предварительно обожженную поверхность. Толщина слоя поливы не превышает 2-3 мм. Важно подобрать такие материалы, чтобы они были совместимы по температурному коэффициенту расширения и по температуре обжига. Существует несколько способов нанесения глазури на керамическую поверхность, и в каждом способе предусмотрена своя технология.
В перечисленных выше методах глазурования нет специальных инструментов. Некоторые приспособления, такие как пульфон или турнетка, не всегда оказываются под рукой. Художники со стажем уже обзавелись нужным инструментарием. Для начинающих керамистов достать такие инструменты тоже не составит труда, так как в интернет-магазинах можно приобрести любые аксессуары. Разнообразие методов дает определенный простор для проявления фантазии. Интересные поделки получаются при комбинировании методов декорирования.
Еще раз следует заострить внимание на четком соблюдении всех технологий, так как в процессе обжига могут образовываться дефекты поверхности. При недостаточно высокой температуре наблюдается помутнение прозрачной поливы, а гладкая ранее поверхность содержит впадины или выпуклости. Если выделяющиеся при обжиге газы не выходят из толщи материала, то могут образовываться пузыри. Однако зачастую художники специально провоцируют появление перечисленных дефектов, представляя их частью декора.