гранж рок что такое
История появления гранж-музыки c 1980 года до наших дней 419 слов
Рождение (1980-1990 гг.)
Изначально, гранж-музыка распространялась в пределах Сиэтла. Формирование привычных атрибутов пришлось на этот период. Начиная от стиля в одежде и заканчивая звучанием, содержащим в себе элементы металла и панк-рока. Выражается это в увесистых басах и низких строях.
Причиной появления такого жанра стало игнорирование Сиэтла. Большинство журналистов обращало внимание на Нью-Йорк и Лос-Анджелес. Название музыки родилось в 1981 году, когда музыкант Марк Арм в письме Desperate Times, описывающий собственную музыкальную группу Mr. Epp and the Calculations следующим образом: «Полная грязь! Полнейший шум! Полное дерьмо!». Тогда впервые было употреблено слово «grunge».
Photo: Joshua Fuller | Unsplash
К 1984 году многие коллективы из Сиэтла начали смешивать метал и панк-музыку. Особое место в жанре занимает группа The U-Men, творчество которой и сформировало привычный гранж. Впоследствии, после неё появились другие объединения, играющие в этом жанре. В их числе находились The Fartz, 10 Minute Warning, Fastbacks и The Accsed. Во многом их музыка стала основой для нового направления.
Ближе ко второй половине 80-х своеобразие сиэтловской музыки начало находить своих последователей и за пределами города. Так появились коллективы Pixies и Dinosaur Jr. Sonic. Гранж начал приходить и в русскую музыку
И именно творчество этих людей окажет большое влияние на Курта Кобейна и подтолкнёт его к созданию собственной группы – Nirvana.
Спецификой музыки исполнителя стала непохожесть на остальные известные жанры. Коллектив использовал самые нестандартные и непопулярные мотивы, которые всё равно цепляли огромную аудиторию. С развитием творчества Кобейн старался использовать непонятные большинству аккорды, но при этом популярность Nirvana только увеличивалась.
Разделение и спад (1990-2000 гг.)
С наступлением 90-х годов начало зарождаться новое музыкальное направление под названием постгранж. Делилось оно на два поджанра:
Первый характеризуется мягким звучанием, напоминающим хардрок или альтернативный рок.
Второй имеет тяжёлое звучание, характерный для ню-металла.
Известный постгрнаж-коллектив Theory. Ранее они были известны, как Theory of a Deadman.
В музыкальной индустрии распространён первый вариант, благодаря лёгкому, по сравнению со вторым, звучанием.
На фоне набирающего силу постгранжа, основной жанр постепенно терял популярность. После смерти Курта Кобейна это стало ещё заметнее. Свою лепту так же внесли и Pearl Jam, отменив тур из-за конфликта с компанией по продаже билетов Ticketmaster, и Alice in Chains с ухудшающимся состоянием вокалиста.
Второе дыхание (2000-н.в)
В ХХI век гранж вступил полумёртвым. Большую популярность обрёл постгранж, более приятный как для слушателя, так и для музыкальных лейблов. Немногие оставшиеся коллективы пользовались остатками былой славы. Pearl Jam, на момент начала нулевых, оставался единственной известной группой. В это же время Alice in Chains продолжали искать замену погибшему Лейну Стейси.
В 2004 году свою деятельность возобновили Pixies. Постепенно в индустрию начинали возвращаться и другие известные представители направления. Новостные издания по типу Guardian и The Seattle Times освещали творчество новичков жанра. На полосах газет оказались такие коллективы, как Dinosaur Pile-Up, Wonderswan и Pulled Apart by Horses.
На фоне возобновления деятельности легенд и появления новых амбициозных музыкантов, СМИ поспешили объявить о возрождении гранжа.
музыка Grunge rock
Nirvana
4 851 907 слушателей
Существуют как минимум две группы с таким названием.
Nirvana (английская группа)
Английская музыкальная группа, образованая летом 1967 года…
Pearl Jam
2 989 001 слушатель
Pearl Jam — американская альтернативная рок-группа, одна из четырех главных групп (наряду с Nirvana, Soundgarden и Alice in Chains)…
Alice in Chains
2 166 934 слушателя
Alice in Chains (с англ. — «Алиса в цепях») — американская альтернативная рок-группа из Сиэтла, образованная Джерри Кантреллом и Лейном…
Soundgarden
2 111 180 слушателей
Этот американский квартет из Сиэтла возник в 1984 году под влиянием таких коллективов, как Led Zeppelin, Stooges, Velvet Underground, а также…
Stone Temple Pilots
1 715 610 слушателей
Candlebox
Candlebox — американская альтернативная рок-группа, собравшаяся в Сиэтле, хотя сами участники группы родом не из «города гранжа». Из-за…
Mudhoney
Эту команду из Сиэтла можно назвать родоначальниками гранжа, и, хотя она не получила такой известности как Nirvana и Soundgarden, именно эти…
Mad Season
Eric Burdon
Родившийся 11 мая 1941 года в рабочей семье в Ньюкастле, он с юных лет ощутил, каково быть «белым негром». К 19 годам он уже успел поработать…
Eddie Vedder
1 064 607 слушателей
Эдди Веддер родился в 1964 году в семье музыкантов Эдварда Северстона младшего и Кэтрин Ли Веддер. Родители развелись через год, после…
Screaming Trees
544 428 слушателей
Группа Screaming Trees была сформирована в составе: Марк Лэнеган (Mark Lanegan) (вокал), Ван Коннер (Van Conner) (бас), Гэри Ли Коннер…
Mother Love Bone
408 508 слушателей
В 1987 году, после распада команды Green River, ее бывшие участники Stone Gossard, Jeff Ament и Bruce Fairweather познакомились с Andrew…
Fukked Up
Вики-статьи пока нет.
Jerry Cantrell
342 369 слушателей
Джерри Фултон Кантрелл младший (англ. Jerry Cantrell; род. 18 марта 1966 года) — один из основателей, автор песен, текстов, гитарист, вокалист…
Green River
Green River — американская альтернативная рок-группа, сформировавшаяся в 1984 году в городе Сиэтл. Группа была активной с 1984 года по 1988.…
The Eric Burdon Band
Вики-статьи пока нет.
Eric Burdon & The Animals
175 776 слушателей
Вторая версия состава The Animals, отошла от блюза и рок’н’рола ближе к психоделическому року.
Love Battery
110 505 слушателей
Love Battery- американская гранж / психоделик-рок-группа из Сиэтла, Вашингтон.
По большей части Love Battery была необычной группой в…
Pet Salad
Вики-статьи пока нет.
#dropsydies
Участники трех музыкальных коллективов после нескольких лет совместных концертов решили, что неплохо было бы сделать отдельный проект.…
Meat Puppets
456 976 слушателей
Meat Puppets (англ. Мясные марионетки) — американская альтернативная рок-группа. Широкую популярность получила не в последнюю очередь…
Гранж
Эту статью или раздел следует «развикифицировать». Данная статья представляет собой технически доработанную копию статьи из Википедии. В рамках борьбы за количество оригинального материала необходимо срочно переработать содержание статьи. |
Гранж | |
Направление: | середина 80-х, штат Вашингтон, США первая половина 90-х СодержаниеПроисхождение термина [ ]Обычно считается, что первым слово «гранж» как музыкальный термин употребил Марк Арм (Green River, Mudhoney). В 1981 году он отправил в лос-анджелесский фэнзин Desperate Times письмо, в котором писал о своей группе Mr. Epp and the Calculations: «Полная грязь (grunge)! Полнейший шум! Полное дерьмо!» Редактор фэнзина Кларк Хэмфри цитирует это письмо как первый известный пример использования слова «гранж» по отношению к сиэтлской группе. Он утверждает, что этот термин был позднее популяризован Брюсом Пэвиттом из Sub Pop, и отмечает, что часто им описывали как раз музыку Green River. Сам Арм комментирует это так: «Само собой, это не я придумал „гранж“. Я взял его [этот термин] откуда-то ещё [из другого источника]. К середине 80-х он уже вовсю бытовал в Австралии — „гранжевыми“ там называли такие группы, как King Snake Roost, The Scientists, Salamander Jim и Beasts of Bourbon». Арм использовал слово «гранж» скорее как описание звучания, чем как жанровое определение, но к концу 80-х оно закрепилось за сиэтлским альтернативным роком с панк-роковыми и металлическими влияниями. История [ ]Истоки стиля [ ]К концу 80-х в Сиэтле развилась своя собственная самобытная рок-сцена, которая, однако, в большинстве случаев игнорировалась музыкальными СМИ и не имела связей с другими региональными движениями. По выражению основателя Sub Pop Джонатана Поунмэна, «Сиэтл был идеальным образчиком „второстепенного“ города со своей развитой сценой, на которую СМИ, зацикленные на Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, не обращали ни малейшего внимания». Такая «изоляция» стала одной из причин своеобразности гранжа: Марк Арм описывал тогдашний Сиэтл как «местечко на карте, [которое] было битком набито группами, которые смешивались между собой и сдирали друг у друга идеи». «Родиной» гранжа стала местная панк-сцена, в частности, такие группы, как The Fartz, The U-Men, 10 Minute Warning, The Accüsed и The Fastbacks. Сильно повлияло на него и медленное, тяжёлое звучание пионеров сладжа Melvins из соседнего города Абердин. Помимо местных команд, на гранж сильно повлияли альтернативные рок-группы с северо-востока США, в частности, Pixies, Sonic Youth и Dinosaur Jr. Sonic Youth покровительствовали многим сиэтлским группам и тем самым способствовали становлению сцены, а также укрепили музыкантов на их независимых антикорпоративных позициях; фирменным знаком Dinosaur Jr. был грязный, перегруженный звук гитары с почти хард-роковыми соло, что ещё недавно считалось в панк-музыке моветоном. Pixies были одной из любимейших групп Курта Кобейна из Nirvana: «Я настолько слился с этой группой, что сам должен был бы стать её участником, — признавался он в интервью, — или хотя бы участником их кавер-группы. Мы научились у них чувству динамики, научились чередовать мягкое и тихое с жестким и громким». Другим важным источником вдохновения был хэви-метал начала 1970-x. Музыкальный журналист и писатель Клинтон Хейлин называет Black Sabbath «вероятно, самой важной для северо-запада до-панковской группой, влияние которой чувствуется здесь во всём». Музыковед Боб Гулла утверждает, что влияние Black Sabbath прослеживается в творчестве практически всех популярных гранж-групп, включая Nirvana, Soundgarden и Alice in Chains. Отмечалось также и влияние Led Zeppelin, особенно в творчестве Soundgarden, которых Q назвал «раболепствующими перед семидесятническим роком, но отвергающими его вызывающий мачизм и сексизм». Джон Уиндертон из Guitar World пишет: «Так что же такое гранж? Представьте себе супергруппу, состоящую из Creedence Clearwater Revival, Black Sabbath и The Stooges, и вы сможете составить себе примерное представление». Важным альбомом в истории гранжа стал My War лос-анджелесской хардкор-панковой группы Black Flag (1984), на котором они утяжелили и замедлили своё звучание, привнеся в него элементы метала. Он сильно повлиял на многих молодых сиэтлских музыкантов. Стив Тёрнер из Mudhoney рассказывает: «Многие в стране возненавидели Black Flag за то, что они стали медленнее, но здесь [в Сиэтле] это показалось нам крутым. мы были такие: „Ух ты“! Они были странными и звучали долбануто». Сырое, искажённое гитарное звучание таких нойз-роковых групп, как Killdozer, Flipper и Butthole Surfers во многом предвосхитило гранж и сильно повлияло на стиль. Сан-францисские Flipper со своим мрачным и медленным «шумовым панком» и lo-fi-эстетикой стали одними из предшественников гранжа, а Butthole Surfers были одной из любимых групп Курта Кобейна и ключевым источником вдохновения для молодых Soundgarden. Кроме того, на Soundgarden и другие ранние гранж-группы оказали влияние такие британские постпанк-группы, как Gang of Four и Bauhaus. После совместных выступлений и записей с Pearl Jam некоторые журналисты стали называть Нила Янга крёстным отцом гранжа, объясняя это тем, что он активно использовал искажённый гитарный звук на своих альбомах с Crazy Horse, таких как Rust Never Sleeps. Янг действительно имел определённое влияние на гранж и альтернативный рок, в 1990 году он ездил в тур с Sonic Youth, а за год до того многие независимые музыканты приняли участие в записи трибьюта ‘The Bridge: A Tribute to Neil Young. Начало [ ]Одной из первых и ключевых записей в стиле гранж стала компиляция Deep Six 1986 года, в записи которой приняли участие Green River, Soundgarden, Melvins, Malfunkshun, Skin Yard и The U-Men. Для всех этих групп, многие из которых впервые записывались в студии, был характерен «тяжёлый, агрессивный звук, сочетавший медленные темпы тяжёлого метала с интенсивностью хардкора». Продюсер Джек Эндино вспоминал: «Люди озадачивались: что же это за музыка? Это не метал, это не панк, что же это такое тогда?». В том же году Брюс Пэвитт выпустил через новообразованный лейбл Sub Pop сборник Sub Pop 100 и EP Green River Dry As a Bone. В рекламном каталоге лейбла Green River описывались как «ультрасвободный ГРАНЖ, разрушивший нравы всего поколения». Sub Pop продвигали гранж и дальше, сделав Mudhoney, родившихся на руинах распавшихся в 1987 Green River, своей «фирменной» группой. Другие лейблы, поддерживавшие сиэтлскую сцену — C/Z Records, Estrus Records, EMpTy Records and PopLlama Records. В конце 80-х музыкальный журналист Эверетт Тру опубликовал по просьбе Поунмэна и Пэвитта статью про сиэтлский гранж в Melody Maker. Это привлекло к местной сцене внимание рок-фанатов и прессы. До этого гранж не пользовался особой популярностью, и штатному фотографу Sub Pop Чарлзу Питерсону даже приходилось специально продумывать концертные фотографии, чтобы создать впечатление людного мероприятия в большом зале. Коммерческий успех [ ]Успех замаячил перед сиэтлскими рок-группами в конце 80-х. Первой сиэтлской рок-группой, подписавшейся на мейджор-лейбл, стали Soundgarden, заключившие в 1989 году контракт с A&M Records. В 1990 году на Geffen Records подписалась Nirvana. В сентябре 1991 года вышел их первый альбом на мейджор-лейбле, Nevermind. Предполагалось, что альбом получит относительную популярность среди ценителей альтернативной музыки, как Goo Sonic Youth, вышедший на Geffen годом ранее, но никто не ждал, что он станет «хитом». Тем не менее, альбом (и ведущий сингл с него, Smells Like Teen Spirit) неожиданно для всех стали суперпопулярными. К Рождеству 1991 года Nevermind раскупался по 400,000 копий в неделю. В январе 1992 года он занял первое место в Billboard 200, потеснив Dangerous Майкла Джексона. Успех Nevermind ознаменовал переворот в популярной музыке и индустрии звукозаписи. Он не только породил моду на гранж, но и помог стать заметнее альтернативному року в целом. Вслед за Nirvana популярность набирали другие гранж-группы: Soundgarden, Alice in Chains. Дебютный альбом Pearl Jam Ten вышел в августе 1991, но к вершинам чартов поднялся только после успеха Nevermind. У этих групп тут же появилось множество подражателей, а популярность гранжа породила целую индустрию «гранжевой моды». В 1993 году Entertainment Weekly писал: «Никогда андеграундная культура не эксплуатировалась так нещадно с тех пор, как СМИ открыли хиппи в 60-х». В результате в родном Сиэтле гранж стал объектом насмешек, а лидеры движения, в частности, Курт Кобейн и Эдди Веддер, испытывали дискомфорт от собственной популярности. Следующий альбом Nirvana, In Utero, музыканты намеренно сделали значительно более «сырым» и тяжёлым, чтобы отпугнуть среднего слушателя, но, несмотря на это, он хорошо продавался и поднялся на вершину Billboard. Спад популярности [ ]В это же самое время в Великобритании набирает популярность другой альтернативный рок-стиль — бритпоп, который многие считают своего рода «анти-гранжем». Бритпоп описывался как «полный юношеской жизнерадостности и жажды быть замеченным», в противовес мрачности и апатичности гранжа. Такие бритпоп-группы, как Blur и Oasis, скоро потеснили оставшихся гранжеров в чартах. Некоторые из них, впрочем, продолжают выступать и по сей день (например, Pearl Jam), а Nirvana остаётся одной из самых популярных рок-групп в мире и имеет множество поклонников и продолжателей. Гранж — последняя революция в популярной музыке?Меня зовут Георгий Володин, я музыкальный журналист (публиковался в Сноб, Disgusting Men, РокКульт, This Is Media, ИМИ и других изданиях) и автор телеграм-канала «Shuffle Chamber». С удовольствием приму участие в конкурсе DTF ( #DTFxSpotify ), так как считаю, что мой текст будет интересен многим любителям музыки — не только поколению 90-х, но и современной молодежи, которая вновь стала увлекаться Кобейном и надела клетчатые рубашки. В восприятии современного человека, гранж — это фланелевые рубашки, наркотики, меланхолия и Nirvana. Со времен пика популярности направления прошло почти тридцать лет, но иногда складывается ощущение, будто этот стиль существует много лет, а события, происходившие в те времена — часть Древней Истории. Попробуем копнуть глубже, чтобы выяснить откуда растут корни этой субкультуры. Разберемся в главных действующих лицах и выясним, как гранж повлиял на музыкальную индустрию. Термин «grunge» использовался для описания звучания ряда альтернативных групп в 1980-90-х годах. По большей части, эти коллективы были родом из пасмурного Сиэтла. Помимо популярной на постсоветском пространстве Nirvana, музыкальными журналистами в так называемую «четверку гранжа» были внесены лиричные Pearl Jam, техничные Soundgarden и меланхолики Alice In Chains. Меломаны, возможно, копнут глубже и вспомнят Mudhoney, Screaming Trees и ряд других, чуть менее известных коллективов. И будут правы. В 90-е Сиэтл дал жизнь многим стилистически разным и интересным музыкантам. Но об этом чуть позже. «Grunge» в переводе английского — это грязь, надрыв или пренебрежение. Впервые это слово появилось еще в 1957 году на задней стороне обложки альбома певца в стиле рокабилли Джонни Бёрнетта. В 1965 году в справочнике «Американский английский подростковый сленг» термин описывал что-то «неряшливое, грязное или неопрятное». В 1972 году его использовал музыкальный критик Лестер Бэнгс, а в 1978 — обозреватель журнала NME Пол Рамбали описывал им мейнстрим-рок. Впервые по отношению к звучанию музыкальных групп этот термин был применен в 1981 году Марком Армом — лидером групп Mudhoney и Green River. В свою очередь Брюс Павитт — основатель культового лейбла Sub Pop (который занимался выпуском пластинок Nirvana, Soundgarden, Screaming Trees, Mudhoney, Hole и др), утверждал, что он лично популяризировал термин в 1987 году. Он сделал промо для пластинки группы Green River, описав звучание как «ультра-рыхлый гранж, разрушающий мораль поколения». Зарождение и популяризация Несмотря на то, что многие гранж-коллективы были по-своему уникальными, они часто имели схожее звучание. Подобное сходство можно связать не только с одинаковым подходом к продакшну звука, но и с тем, что сиэтлские музыканты тусовались в одних клубах и часто репетировали вместе. Местные коллективы попросту варились в общих тусовках и записывались на одних студиях и лейблах. Под эгидой лейблов C/Z и Sub Pop по сей день выходит множество гранж, панк и инди-пластинок. Главными характеристиками «гранж-звучания» были высокий уровень дисторшна гитар, фузз и прочие искажения, которые создавали гаражный звук. Не обошлось и без влияния предшествующих стилей: хэви-метала и панк-рока. В конце семидесятых панк-рок заметно изменился. После двух волн популярности и последующего спада, появлялись ответвления от жанра. К началу следующего десятилетия «radio friendly» пост-панк и нью-вейв прочно влились в мейнстрим, а жесткий и остросоциальный хардкор-панк стал символом протеста и обосновался в андерграунде. Такие группы как Black Flag, Bad Brains, Dead Kennedys были любимы пролетарской молодежью, среди которой нашлись и будущие звезды гранжа. В 1983 году в штате Вашингтон образовались Melvins. Они ориентировались не только на своих хардкор-кумиров, но и на представителей более традиционного рока вроде KISS, Black Sabbath, Led Zeppelin и AC/DC. Melvins брали за основу любимый ими хардкор и всячески экспериментировали: мешали его с классическим хэви-металом и в поисках нового звука утяжеляли и искажали гитары. Кстати, тогда еще никому не известный парень по имени Курт Кобейн, будучи фанатом Melvins, постоянно крутился рядом с группой, тусовался и помогал с аппаратурой. Кобейн стал хорошим другом вокалисту Баззу Осборну, и впоследствии, когда добился успеха с Nirvana, даже принял участие в записи их пластинки под названием Houdini. От метала в гранже была тяжесть, наличие гитарного соло, а от панка — схожая структура песен, нарочитая неряшливость саунда и протестная составляющая. Музыканты смешали эти два компонента, местами замедлили темп, добавили изрядную долю депрессии и получили гранж в классическом, мейнстримовом понимании этого слова. В 1984-м собрались Green River и Soundgarden, а в 85-м появились Screaming Trees, под предводительством хрипящего медведя Марка Ланегана. Но гранж-первопроходцами были именно Green River. В 1985 году группа выпустила дебютный мини-альбом Come On Down, которая считается первой гранж-записью. В 1986 году на лейбле C/Z Records вышла первая гранж-компиляция Deep Six, в записи которой помимо Melvins, Green River и Soundgarden участвовали пионеры стиля Malfunkshun и Skin Yard. В конце 80-х начался идеологический раскол между коллективами сиэтлской сцены. Группы, которые были против мейнстрима, существовали в условиях гаражей и клубов. Остальные же подписывали контракты с крупными лейблами. В 1988 году Soundgarden первыми вышли из сумрака. Они начали сотрудничество с мейджором A&M Records. В 1990 году Alice In Chains завязали с глэм-роком и выпустили дебютный Facelift, который и тематически и по звучанию был приближен к так называемому «саунду сиэттла». Они стали первой группой из сиэтлской сцены, которая продала полмиллиона пластинок, а их сингл Man In the Box первым попал в ротацию MTV. Далее метаморфозы стали более значительными. Коллектив Green River разделился на две группы: Mudhoney и Mother Love Bone. Первые были, что называется, «тру» и хотели оставаться андеграундом, а вторые метили в рок-звезды. В начале нового десятилетия, критики пророчили Mother Love Bone карьеру рок-звезд, но история коллектива резко оборвалась, когда вокалист Эндрю Вуд умер от передозировки героином. Крис Корнелл (Soundgarden), который на тот момент был Вуду одновременно коллегой и соседом по комнате, создал Temple Of The Dog — трибьют-коллектив, состоящий из бывших участников Mother Love Bone и Soundgarden. Оставшиеся участники Mother Love Bone — гитарист Стоун Госсард и бас-гитарист Джефф Амент все еще лелеяли мечту стать рок-звездами и находились в поисках вокалиста. Молодой и неизвестный певец Эдди Веддер жил на тот момент в Калифорнии и выступал в разных коллективах. Естественно, он даже не подозревал, что спустя пару лет станет всемирной звездой и ролевой моделью для молодежи, а его лицо поместят на обложку журнала Time. Веддер работал на заправке, а свободное время посвящал серфингу и музыке. Он познакомился с бывшим ударником Red Hot Chili Peppers — Джеком Айронсом, который передал ему демо-кассету Госсарда и Амента. Веддер записал вокал и вскоре был приглашен в Сиэттл на прослушивание. Вокал Веддера настолько понравился музыкантам, что его сразу взяли в группу. Музыканты не стали терять время и начали работу над дебютной пластинкой. Новый коллектив назвали Mookie Baylock — в честь популярного игрока в баскетбол. Правда, чуть позже из-за проблем с авторскими правами команда взяла название Pearl Jam, что являлось ссылкой на прабабушку Веддера, которая была замужем за коренным американцем и варила джем из пейота. Музыканты не стали отпускать имя Бейлока и назвали дебютную пластинку номером спортсмена — Ten. Несмотря на то, что Ten был выпущен раньше нирвановского Nevermind, первый год запись не имела большого успеха. Именно Nirvana в 1991 году выстрелили своим Nevermind и запустили цепную реакцию, после которой продажи остальных пластинок гранж-команд взлетели до небес. В 1992 году продажи дебютной пластинки Pearl Jam резко возросли. К настоящему моменту Ten считается одним из самых успешных альбомов в истории альтернативного рока (к 2019 году только в США было продано более 13 000 000 копий пластинки). После этого гранж уже перестал быть локальным явлением Сиэтла. Акценты в рок-индустрии были смещены и многим коллективам приходилось подстраиваться под новое звучание. Версия гранжа конца 80-х годов в рамках маленьких клубов умерла. Многие коллективы быстро ловили эту волну популярности. Такая ситуация породила аналог гонки вооружений, только в музыкальном мире. Все старались выпускать альбомы быстрее и качественней. Музыкальные менеджеры быстро смекнули, что из всей этой движухи можно быстро сделать брэнд. Слово «гранж» лепили на все, что имело шесть струн и было родом из Сиэтла, а потом и не только на это. Субкультура, находившаяся на уровне гаражей и клубов быстро вырвалась в мейнстрим, а глэм-рок и вовсе канул в лету. Жеманные дядьки в лосинах перестали быть кумирами подростков. На смену им пришли субтильные подростки в фланелевых рубашках. Вопрос равноправия в рок-музыке поднимался еще в девяностые. Женщины активно боролись с сексизмом и доказывали, что им есть что сказать в этой агрессивной и совсем неженственной субкультуре. Многие женские гранж команды вышли из субкультуры Riot grrrl — феминистского движения, которое возникло в панк-музыке начала 90-х. Родиной этого движения был соседний с Сиэтлом город Олимпия. Главная повестка Riot grrrl в целом не отличается от классического феминизма. Субкультура поднимала темы отношения полов, домашнего насилия, сексуальности, расизма, патриархата и прав женщин. Представляли движение группы вроде Sleater-Kinney, Bikini Kill, 7 Year Bitch и другие коллективы с говорящими названиями. The Nymphs, Sonic Youth, Babes in Toyland и многие женские (или частично женские) команды хоть и не были родом из Сиэтла, но ассоциировались с местной сценой. Некоторые из них знамениты не только музыкой и участием в субкультурах, но и безбашенными выходками. Например, девушки из L7, которые запомнились геймерам песней Pretend We’re Dead из саундтрека к GTA: San Andreas, и вовсе доводили протест до абсурда. Например, на концерте вокалистка Донита Спаркс вытащила свой тампон и кинула в зрительный зал, а на одном из фестивалей коллектив проводил лотерею, в которой девушки разыгрывали ночь с барабанщицей. Естественно, женские коллективы славились не только странными выходками. Подобное поведение, скорее, было привлечением внимания. В плане профессионализма и исполнительского мастерства, женщины ничем не уступали (и не уступают) мужчинам. Несмотря на то, что многие сиэтлские фем-коллективы канули в лету, гранж-волна дала толчок ряду исполнительниц, многие из которых попали в мейнстрим и стали символами женской рок-музыки. Большинство новоиспеченных звезд гранжа возникли буквально из ниоткуда. Молодые музыканты, которые еще вчера зарабатывали на жизнь на бензоколонках и в забегаловках, становились лидерами мнений и символами поколения. Одни вполне успешно тусовались, покупали наркотики и купались в лучах славы, а другие — пытались уйти из виду и спрятаться от фанатов. Если Кобейн носил одни и те же шмотки, нелестно высказывался о своих фанатах и не любил давать интервью, то Скотт Вейланд из Stone Temple Pilots жил роскошно и одевался как молодой и еще более накокаиненный Дэвид Боуи. В борьбе с собственной известностью музыканты доходили до абсурда. После выхода дебютной пластинки и выпуска нескольких клипов, Pearl Jam отказались в дальнейшем выпускать музыкальные видео, что в эпоху расцвета MTV было сродни самоубийству. Несмотря на это, их шоу собирали аншлаги, на которых, по их мнению, пытались навариться концертные агентства. Таким образом музыканты пошли еще дальше: в 1994 году Pearl Jam подали иск против компании Ticketmaster. По мнению группы, агентство завышало свой гонорар за организацию концертов. К сожалению, даже таким монстрам, как Pearl Jam не удалось победить монополистов. Они не только проиграли разбирательство, но и были вынуждены бронировать следующий тур через тот самый Ticketmaster. Все справлялись с нахлынувшей волной популярности по своему. Кто-то наслаждался славой, кто-то занимался правами человека, но многие — просто занимались саморазрушением. Так уж сложилось, что символами гранжа, помимо фланелевых рубашек, рваных кед и грязного звука гитар стали тяжелые наркотики. Наркотики и смерти До сих пор неясно, что послужило толчком к массовому потреблению героина — низкие цены, популяризация в культуре или и то и другое. Но факт остается фактом: на иглу садились многие, в особенности гранжеры. Коллега Стейли — бас-гитарист Джон Бейкер Саундерс лежал в нарколечебнице, где познакомился с Майком Маккриди из Pearl Jam. После окончания курса реабилитации, оба основали супергруппу Mad Season, которая записала один альбом, которым до сих пор восхищаются любители музыки. Самому Саундерсу терапия не помогла — он умер от передоза в 1999 году. Вопрос смерти гранжа до сих пор поднимается многими исследователями музыки. Главный вопрос: Курт или не Курт? Кто-то уверен в том, что гранж умер задолго до его самоубийства, а некоторые говорят, что стиль успешно существовал и был актуален вплоть до нулевых. Кто бы что не говорил — именно после смерти Кобейна мода на гранж значительно снизилась. Появились коллективы вроде, Puddle of Mudd, Staind, и всемирно презираемые Nickelback. Пост-гранж ругали за неоригинальность, примитивность и прилизанность. Если гранжеры олицетворяли собой пролетариев, простых людей, то пост гранжеры, пытаясь сойти за своих выглядели неестественно и нелепо. Несмотря на это, даже в пост гранже появлялись интересные коллективы. Пятнадцатилетние австралийцы Silverchair в 95-м выпустили хороший дебютник Frogstomp, а третий студийник группы Live, спродюсированный гитаристом Talking Heads Джерри Харрисоном, до сих пор звучит самобытно и оригинально. После 1994-го многие популярные и знаковые гранж-коллективы стали неизвестны и канули в лету. Особо изворотливые адаптировались или подстроились под изменения в конъюнктуре. Дэйв Грол основал Foo Fighters, в которых он раскрыл свой потенциал вокалиста, гитариста и композитора. Pearl Jam стали экспериментировать с арт-роком, а Soundgarden просто распались в 97-м (они собрались повторно лишь в 2010-м и просуществовали до смерти Корнелла). Alice In Chains не функционировали до 2006 года, пока не нашли нового вокалиста Уильяма Дюваля. Из сиэтлской четверки сейчас выпускают альбомы и активно гастролируют лишь Alice In Chains и Pearl Jam. Пионеры жанра вроде Mudhoney или Melvins тоже живы и функционируют, но самой гранж-тусовки уже давно нет. Была ли это революция? Критики спорят, был ли гранж революцией в рок-музыке или это был очередной тренд, который как возник, так и скоропостижно скончался. Понятное дело, что это дискурс из серии «является ли хип-хоп музыкой?», «битлы были первыми?» или «металлика продалась после четвертого альбома!». В общем, очень тонкая дискуссия, в процессе которой вряд ли удастся прийти к истине. При этом, сложно отрицать влияние гранжа на альтернативную музыку девяностых и нулевых. Как минимум сам Сиэтл дал жизнь множеству разновидной музыки. Если послушать основные коллективы «четверки» можно легко заметить стилистическое разнообразие. Nirvana отличалась своим минималистичным подходом и взрывными припевами. Alice In Chains играют метал с вкраплениями дума. Soundgarden начинали с хеви-метала и прогрессировали, усложняя структуры композиций, периодически заигрывая с этникой. Несмотря на то, что супергруппу Mad Season причисляют к гранжу, стилистически этот коллектив охватывает несколько направлений: начиная от хард-рока и заканчивая блюзом, джазом и авангардом. Гранж не был еще одним музыкальным молодежным трендом — он был конечным выражением и слиянием большинства определяющих культурных, идеологических и социальных нитей современного западного мира. Это была естественная культурная реакция на американские восьмидесятые с их экономической стабильностью, биржевыми играми на Уолл стрит, кокаином, глэм роком и комфортной жизнью. Гранж спас рок-музыку от глэм-рока и дал ей сердце, душу и мозг. Этот стиль смог совместить, казалось бы, несовместимое — любовь к шуму с вдумчивостью и чувствительностью. В отличие от предщественника, панк-рока — гранж не был исключительно нигилистическим или ноющим. Гранжеры обращались к насущным и казалось бы, избитым темам вроде социальной справедливости и антикапитализма, но открывали их ненавязчиво, непринужденно и не пошло. Гранж был естественен и искренен. Он возник внезапно и так же внезапно прекратил свое существование не исчезнув полностью, а оставив глубокий след в музыкальной индустрии. Период популярности гранжа — это время, когда рок-музыка в последний раз была мейнстримом и что-то значила в молодежной культуре. Что значит «последняя революция»? После них ведь Корн нехило так встряхнули музыкальный мир У Корн как бы заслуги посерьезнее для музыкального мира: именно они продемонстрировал силу интернета. Какую силу интернет почитай их историю Комментарий удален по просьбе пользователя Я на русском написал ) Вот вроде всё ладненько начинается в статье и историческая прогрессия идёт в нужном направлении. Но потом целое звено выкидывается и БАМ! революция! Я напоминаю, что ВСЯ музыкальная журналистика всегда была и всегда будет буквоедством и ссаной помойкой. О музыке пишут люди нисколько в ней не разбирающиеся. Вам бы за такие дебильные заголовки сами знаете что с вами сделать. На dtf лонгрид о великолепной эпохи музыки. Однозначно лайк и в избранное. Поддержал лайком коллегу из Telegram. Можно к нескольким тезисам высказать претензии, но в целом большинство деталей изложены верно. А главное, все достаточно емко (для такого вопроса) после гранжа была еще альтернатива,деткор-металкор-пост-хардкор гранж и эмо музыка рука об руку шли абсолютно не важно когда началось,важно сколько длилось и когда закончилось.можно сказать что в 2009-2010 вмест с эмо умер и метал-рок. так то ничего не умирало, жанры перерождаются бесконечно. предпосылок к воскрешению-нет Ну это глупости, потому что новых отличных команд достаточно много, надо уметь искать. новые популярные группы в популярном жанре надо искать. Сейчас важно отделять информацию. В России по крайней мере уже давно нет муз канала который бы транслировал актуальное, в Британии конечно сцена отлично себя чувствует, а у нас своя история. Поэтому чтобы быть в тебе надо интересоваться. Конечно в трендах сейчас другая музыка, но это нормально, всегда так было. в этом и дело что не всегда. поэтому это и значит что рок-метал умер. ничего нового не выходит,выходит только старое в новой обёртке и при этом годноты практичестки нет (1 альбом в год на жанр если вообще выходит) Последний альбом брингов шикарный, они там от попсы отошли отличная история,послушай 1й альбом Ну так совсем другой жанр был, по тем временам очень годно было Гранж — это не только Nirvana и коллективы из так называемой «большой четверки» (Pearl Jam, Nirvana, Alice In Chains, Nirvana). Променял Саундгарден на вторую Нирвану. Был ли гранж отдельным жанром? Спс за идею написания лонгрида. А по теме, верно, если бы грандж остановился в районе 91 года и радио х из гта сан андеас) (заметь, уже в начале 90-х был rage against the machine в духе рэпкора) ред. Немного подправлю: Стейли нашли не через 8 дней, а черед 2 недели.
|
---|