грейхаунд что за корабль
Фильм “Грейхаунд”: реальная история
Был ли “Грейхаунд” настоящим кораблем во время Второй мировой войны?
Судя по тому, что мы знаем о USS Keeling из фильма и книге, на которой он основан, она упоминается как один из эсминцев класса Mahan. Изучая отчеты ВМС США, мы обнаруживаем, что всего в серии Mahan было 18 эсминцев, ни один из которых не был назван Keeling.
Однако, если мы отклонимся от деталей и полностью сосредоточимся на прозвище, присвоенном кораблю, мы обнаружим, что во время Второй мировой войны существовал корабль под названием Greyhound, но он не был американским кораблем. HMS Greyhound был эсминцем G-класса, который был построен для Королевского флота и был спущен на воду в августе 1935 года. Он участвовал в Норвежской кампании 1940 года, после чего использовался в эвакуации из Дюнкерка, а также в неудачной битве за Дакар. В конце концов, ее перевели на Средиземноморский флот, где она в основном использовалась для сопровождения более крупных кораблей. Именно во время этой службы он столкнулся лицом к лицу с немецкими пикирующими бомбардировщиками и был потоплен недалеко от Крита в мае 1941 года.
Поскольку действие «Грейхаунда» происходит в 1942 году, возможно, что автор CS Forester, по чьей книге основан фильм, мог использовать свое имя в качестве прозвища корабля в своей книге. Он был известен тем, что собирал исторические детали и использовал их в своих произведениях, чтобы придать им большую легитимность. Поскольку настоящая борзая уже исчезла к 1941 году, использование ее имени в сюжетной линии 1942 года не создало бы никакой путаницы. Однако нет никаких конкретных доказательств того, что Форестер действительно базировал свой корабль на базе Королевского флота.
Интересно, что когда дело дошло до съемок фильма, вместо того, чтобы полностью полагаться на съемочную площадку, съемочная группа нашла другой вариант. Они использовали USS Kidd, настоящий эсминец Второй мировой войны, чтобы снять путешествие Грейхаунда. Это эсминец типа «Флетчер», названный в честь контр-адмирала Исаака К. Кидда, первого флагмана США, погибшего во время Второй мировой войны. Он был впервые спущен на воду в 1943 году и выходил из строя во время Корейской войны и холодной войны. По прозвищу “Пират Тихого океана”, она использовалась, в частности, для сопровождения боевых кораблей и авианосцев.
Где сейчас Грейхаунд-разрушитель?
После того, как ее долгие годы украшенной службы подошли к концу, она была выбрана в качестве памятника ветеранам Второй мировой войны в Луизиане. Пришвартованный к реке Миссисипи в Батон-Руж, штат Луизиана, теперь корабль-музей и национальный исторический памятник. Хотя на протяжении многих лет она действительно реставрировалась, она никогда не модернизировалась и является единственным уцелевшим эсминцем США, сохранившим конфигурацию времен Второй мировой войны. Он находится на виду у публики, и его причал спроектирован таким образом, что он плавает в реке в течение полугода, а остальное время выходит из воды в сухом доке.
Эрнест Краузе – настоящий командующий ВМС США?
Эрнест Краузе не был настоящим командующим ВМС США во время Второй мировой войны. Персонаж Хэнкса не основан на реальном человеке. Персонаж перенесен на экран со страниц книги CS Forester «Добрый пастырь». В книге имя персонажа – Джордж Краузе, которое в фильме было изменено на Эрнеста Краузе. Не было и настоящего Джорджа Краузе, на котором Форестер мог бы создать своего главного героя.
Сведения о человеке по имени Эрнест Краузе, служившем в ВМС США, датируются концом 1800-х годов. Он был рулевым, который служил во время испано-американской войны 1898 года. Он служил на борту американского военного корабля США «Нэшвилл» и, как говорят, проявил необычайную храбрость и силу во время боевых действий, как это делает Краузе в «Борзой». Нет никаких записей о том, как долго он жил после войны, пережил ли он ее вообще. Также нет подтверждения того, использовал ли Форестер его как вдохновение для своего персонажа в романе.
Детали, которые входят в «Добрый пастырь», демонстрируют глубокие исследования, которыми Форестер, должно быть, занимался в процессе написания. Он опирался на рассказы нескольких ветеранов войны и, должно быть, объединил их истории, чтобы передать одну Краузе. Что касается его собственного опыта, Форестер никогда не служил на войне. Он провалил физическое испытание, но поддержал идею, написав пропагандистские материалы, чтобы побудить Соединенные Штаты присоединиться к войне за союзников.
Грейхаунд что за корабль
Ну теперь давайте к конкретным кораблям боевым.
Ну и пару слов о противнике.
Немцы в это время использовали здесь подводные лодки типа IX.
Разработка проекта началась в 1935 году, первые лодки типа IX вступили в строй в 1938 году. В дальнейшем лодки улучшались, всего семь модификаций — A · B · C · C/40 · D1 · D2 · D/42. Всего было построено 193 лодки типа IX разных модификаций
Тут пришлось иметь дело, судя по всему с Тип IXC/40. Эти лодки были немного большие по размерам, чем тип IX C, имели ещё больше увеличенный запас топлива, был убран третий перископ. Строились с 1940 по 1944, всего построено 87 лодок.
Водоизмещение надводное (тонны)1 144
Водоизмещение подводное (тонны) 1 257
Длина наибольшая (метры) 76,76
Ширина корпуса наибольшая (метры)6,7
Высота (метры)9,6
Средняя осадка (метры) 4,7
Глубина погружения макс. (метры)230
Силовая установка дизель (л. с.)
9-цилиндровый 4-тактный «МAN» M9V40/46 2 × 2200
Силовая установка электромотор (л. с.) SSW GU345/34 2 × 370
Скорость (надводная) (узлы) 18,2
Скорость (подводная) 7
Артиллерия
1 × 10,5 cm L/45, 1 × 3,7 cm Flak, 1 × 2 cm Flak
Торпедно-минное вооружение 6 TA 22 торпеды или 66 мин
Дальность хода в надводном положении мили (со скоростью 10 узлов) 13 850
Дальность хода в подводном положении мили (со скоростью 4 узла) 64
Экипаж (человек) 4 офицера 44 матроса
«Черная яма Атлантики».
Эта акватория океана, которая была вне радиуса действия авиации союзников, базирующейся на аэродромах США, Соединённого Королевства и Исландии, поэтому несколько дней караваны вынуждены были идти без воздушного сопровождения.
Ситуация на этом участке изменилась лишь весной 1943 года, когда воздушные силы США развернули базу на острове Ньюфаундленд, а флот обзавелся эскортными авианосцами, что позволило «закрыть» «Черную яму» дополнительными патрулями.
Ну и под конец, еще неколько фото:
Приятного времени суток.
О фильме Грейхаунд
Не так давно я посмотрел фильм «Жестокое море», который рассказывает о буднях английского корабля, идущего через Атлантический океан в составе конвоя транспортов, охраняя их от подводных лодок немцев. Показан довольно долгий период и несколько походов сторожевого корабля, пока его в Средиземном море не потопила вражеская субмарина. Фильм, о котором я хочу рассказать, тоже об американском эсминце, командир которого идет первый раз в составе конвоя через Атлантику, но, тем не менее, является командиром всех судов охранения. Роль этого командира играет знаменитый американский актер Том Хэнкс. И играет очень убедительно.
Эсминец под названием «Килинг» (USS Keeling) с позывным «Грейхаунд» никогда не стоял на вооружении американских сил ВМФ. Съемки фильма проходили на борту эсминца «Кидд» (USS Kidd), корабля класса «Флетчер», названного в честь контр-адмирала Айзека Кидда, погибшего в Перл-Харборе в момент печально известного нападения японской авиации в 1941 году. Многие годы «Кидд» стоит на приколе в Батон-Руж, штат Луизиана, в качестве туристической достопримечательности и музея. Создатели «Грейхаунда» выбрали этот корабль по той простой причине, что иных эсминцев того времени, сохранивших свое изначальное состояние, в Америке просто не осталось.
Германия всячески старалась противостоять морским перевозкам союзников, используя свои подводные лодки. Понеся значительные потери, Британия и США перешли от одиночных переходов отдельных судов к формированию конвоев из больших групп транспортов (до 30-40 единиц), сопровождаемых кораблями охранения (эсминцами, позднее фрегатами, корветами и эскортными авианосцами). Такой караван, разумеется, представлял заметную и заманчивую цель не только для одиночной лодки, но и для их соединения (такие соединения были прозваны «волчьей стаей»). Но он мог неплохо постоять за себя.
Период с начала войны до середины 1942 года немецкие подводники назвали «жирными». Действительно, за каждый выход на патрулирование умелый командир немецкой субмарины топил сразу несколько транспортов и танкеров вначале Англии и её союзников, а с объявлением Германии войны США, и американцев. Есть несколько командиров немецких субмарин, потопивших больше 40 судов союзников, самый удачливый – 52 транспорта и танкера.
Придуманная немцами тактика «волчьих стай» приносила большой урожай. Развернутые на пути караванов между США и Британией в линию несколько немецких субмарин, выявив такой конвой, не атаковали сразу, а посылали в штаб на берегу координаты конвоя, курс и скорость движения. Штаб сообщал остальным лодкам эти данные, и большая часть «стаи» собиралась на пути конвоя, чтобы однажды ночью с разных сторон напасть на него. Такие атаки следовали неоднократно на протяжении нескольких ночей.
Действие картины разворачивается в особо опасном районе Северной Атлантики, который американские военные называли Срединно-Атлантическим разрывом или «Черной ямой». Эта акватория была вне радиуса действия авиации союзников, базирующейся на аэродромах США, Соединённого Королевства и Исландии, поэтому несколько дней караваны вынуждены были идти без воздушного сопровождения. Ситуация на этом участке изменилась лишь весной 1943 года, когда воздушные силы США развернули базу на острове Ньюфаундленд, а флот обзавелся эскортными авианосцами, что позволило «закрыть» «Черную яму» дополнительными патрулями.
Вообще американцы, которые поставили этот фильм, впервые показали на экране, как немецкие субмарины в ночное время, прорвав под водой строй кораблей охранения, всплывали в надводное положение в центре торговых судов и транспортов, и начинали их в упор топить торпедами. На экранах локаторов от обилия судов было невозможно определить, где чье судно. А множество винтов всех кораблей создавали полный хаос в наушниках гидроакустика, который тоже мало помогал в этой схватке. Взрывающиеся и тонущие в холодных водах Северной Атлантики торговые суда, причем в различных частях каравана (ведь немцы атаковали группой с разных направлений), требовали от командира кораблей охранения принятия срочного решения – какой корабль должен атаковать субмарины, какой спасать людей с тонущего судна. Сложная задача, особенно если еще это происходит в разных концах растянувшегося на несколько миль каравана судов. Но в кино командор, которого играет Том Хэнкс, успешно с этим справляется.
Не знаю, было ли такое в реале, но в фильме показано, как командир немецкой «волчьей стаи», находясь в надводном положении, подстраивался на волну радиостанции, на которой велись переговоры между кораблями охранения, и угрожал американцам, что «серый волк все равно полакомиться овечками».
Фильм заканчивается сценой, когда навстречу конвою, тем судам охранения, которые сбросили почти все свои глубинные бомбы и имеют повреждения, позволяющие лишь держаться на плаву, приходят корабли англичан. Командир пришедших кораблей охранения интересуется, сколько атлантических конвоев на счету Краузе, и, узнав, что это первый, поздравляет с таким удачным почином. Пришла смена, и поврежденные эсминцы уходят на базу, проходя мимо судов конвоя. Все находящиеся там высыпали на палубу и благодарят экипажи этих эсминцев за их работу, которая сохранила немало жизней торговым морякам.
С 1939 по 1945 год союзники потеряли в Атлантическом океане более 2700 торговых судов, однако, 80% союзных конвоев благополучно завершили путь в Британских портах. За тот же период Германия лишилась приблизительно 800 из 1100 своих подводных лодок.
Добрый пастырь Том Хэнкс
Фильмы о Второй мировой войне на море — не самое частое зрелище, поэтому они неизбежно привлекают внимание любителей военной истории. 10 июля 2020 года на онлайн-видеосервисе Apple TV+ появился фильм «Грейхаунд», рассказывающий об американских моряках во время Битвы за Атлантику. Попробуем оценить эту картину и взглянуть на неё глазами историка.
Для начала отметим, что «Грейхаунд» — это во многом личный проект Тома Хэнкса, который стал одним из главных голливудских специалистов по Второй мировой войне. На его счету участие в создании сериалов «Братья по оружию» и «Тихий океан», которые получились безоговорочно удачными и заслужили самые высокие оценки, в том числе и у знатоков военной истории. Экранизацию популярного в англоязычных странах морского приключенческого романа «Добрый пастырь», изданного писателем Сесилом Скоттом Форестером в 1955 году, Хэнкс готовил с 2016 года. Проект стал детищем медиакорпорации Sony Pictures, начавшей ради этого сотрудничество с рядом других медиа-компаний.
Любопытно, что Хэнкс выступил в не самой привычной роли сценариста, передав место продюсера Гэри Гоцману, с которым уже сотрудничал при создании военно-исторических сериалов. Режиссёром стал Аарон Шнейдер — не самый плодовитый и, скажем прямо, не самый известный специалист. Съёмки «Грейхаунда» проходили в 2018-2019 годах, в том числе на корабле-музее Kidd, находящемся на вечной стоянке в городе Батон-Руж (штат Луизиана, США). Фильм готовили к театральной премьере весной 2020 года, однако из-за пандемии COVID-19 продали для показа на видеосервисе Apple TV+ за 70 млн USD. При бюджете картины в 50 млн USD можно говорить, что «Грейхаунд» изначально окупил себя.
Корабли и люди
Сюжет романа «Добрый пастырь» и его экранизации принципиально прост, но насыщен многими деталями. Февраль 1942 года, США только что вступили во Вторую мировую войну, но Битва за Атлантику уже в разгаре. Офицер ВМС США коммандер Эрнст Краузе (роль исполняет Том Хэнкс) командует эсминцем Keeling и одновременно руководит эскортной группой конвоя HX-25 в Северной Атлантике. Американцев в походе сопровождают два британских эсминца и канадский корвет. В конвое, направляющемся в Ливерпуль, следуют 37 союзных судов, включая американские войсковые транспорты, гибель которых приведёт к большим человеческим жертвам.
Краузе — неопытный командир, впервые получивший под своё начало корабль и впервые участвующий в боевом походе. В романе он показан, по сути дела, неудачником, которого неоднократно обходили в чинах и назначениях, однако в фильме внимание на этом не акцентируется. Как бы то ни было, боевое крещение главного героя оказывается настоящим адом. Конвой HX-25 следует через «Чёрную дыру» — район к югу от Гренландии, недоступный для союзной береговой авиации. Рассчитывать можно только на себя, и, как назло, на пути судов и эскорта оказывается «волчья стая» немецких подлодок. Начинается жестокая схватка союзных моряков с опасным и сильным противником, которая продлится весь фильм.
Если говорить о персонажах, то скажем прямо: никто из команды эсминца Keeling, кроме коммандера Краузе, никакой заметной роли в повествовании не играет. Матросы и офицеры выполняют свои служебные функции, но никакого психологизма и глубины для них в сценарии не предусмотрено. Что касается роли Тома Хэнкса, то она сыграна удачно, но также не производит впечатления сложного и многогранного характера. Актёр-ветеран сыграл командира корабля достойно, но у автора обзора этот персонаж не вызывал сильных эмоций. Мотивы душевной борьбы, превращения из служаки-неудачника в морского волка намечены, но явно не доминируют в киношном образе Краузе. Из особенностей личности подчёркнута разве что его искренняя религиозность.
Как и положено в маринистике, большую роль в фильме «Грейхаунд» играют показанные там корабли — выдуманные, но имеющие связь с реальностью. Остановимся на этом аспекте чуть подробнее. Главной звездой картины является, несомненно, американский эсминец Keeling (позывной «Грейхаунд»), на борту которого и происходит всё действие. По сюжету романа Форестера это корабль типа Mahan, но в фильме он принадлежит типу Fletcher. Конечно же, это бросающийся в глаза анахронизм — «флетчеры» вводились в строй с лета 1942 года и направлялись на Тихий океан. Ситуация объясняется тем, что съёмки велись на корабле-музее Kidd, который и «сыграл» роль Keeling. «Грейхаунд» носит номер DD-548, в действительности не использовавшийся ВМС США.
Помимо Keeling, в эскортную группу входят два британских эсминца – James (позывной «Гарри») и Victor (позывной «Орёл»). Первый из них, судя по названию, относится к серии кораблей типа J. В одной из сцен мельком заметен его номер (F80), который в реальности принадлежал плавбазе Woolwich. Victor упоминается в романе Форестера как корабль с польской командой, а его позывной может восприниматься, как отсылка к гербу Польши. В одной из сцен эсминец показан крупным планом, и хорошо видно, что под его названием изображена знаменитая Błyskawica с характерным силуэтом, спаренными установками британских 102-мм орудий и номером H34. Правда, судьба «Орла» заметно отличается от его исторического прототипа.
Наконец, канадский корвет типа Flower носит имя Dodge и позывной «Дикки». Его номер K136 в действительности принадлежал канадскому же корвету Shawinigan, который нёс конвойную службу с ноября 1941 года. 25 ноября 1944 года Shawinigan был потоплен торпедой немецкой субмарины U-1228, погибнув со всей командой. «Дикки» играет заметную роль в фильме и единственный из союзных кораблей, за исключением «Грейхаунда», который подробно показан там. Это можно объяснить тем, что его компьютерная модель создавалась с использованием единственного сохранившегося корабля типа Flower, канадского Sackville, находящегося на вечной стоянке в Галифаксе.
Что касается конвоев HX, то они реально существовали и регулярно ходили из канадского Галифакса в Ливерпуль, куда и направляется киношный караван. В действительности, конвой HX-25 (27 судов и 7 кораблей) был успешно проведён ещё в марте 1940 года. В феврале 1942 года через Северную Атлантику проследовали конвои HX с номерами от 172 до 176. В их проводке участвовали американские эсминцы, однако, в отличие от фильма, потери от действий подлодок оказались небольшими: за февраль только одно судно погибло, и одно было повреждено.
Наконец, в фильме «Грейхаунд» есть немецкие подлодки. Говоря о них, мы сразу же вступаем в область принципиальных достоинств и недостатков кинокартины, о чём и пойдёт речь далее.
Плюсы и минусы
«Грейхаунд» сложно не сравнивать с такими классическими фильмами о Битве за Атлантику и просто шедеврами военной драмы как британское «Жестокое море» и немецкая «Лодка». И сразу же можно сказать, что многие особенности фильма Хэнкса и Шнейдера неизбежно проистекают из его литературной основы. Форестер не был ни моряком, ни фронтовиком — он был успешным беллетристом, «набившим руку» на морских приключенческих романах вроде популярнейшей серии про Горацио Хорнблауэра. Литератор познакомился с жизнью ВМС США и Великобритании в годы Второй мировой, когда работал пропагандистом, но «Добрый пастырь» основан не на его личном опыте, в отличие от книг Николаса Монсеррата и Лотара-Гюнтера Буххайма.
Таким образом, «Грейхаунд» изначально основан на приключенческой и, по большому счёту, выдуманной истории, из-за чего назвать его военной драмой можно с большой натяжкой. В фильме от начала и до конца упор сделан на экшн и зрелищность. Это едва ли можно отнести к принципиальным недостаткам, однако невозможно отрицать, что стремления авторов наносят ущерб серьёзности и реализму показанного на экране. Мы видим отдельные эпизоды, подразумевающие драматизм, необходимость морального выбора, жестокость войны, но эти мотивы буквально тонут среди увлекательных и лихих морских приключений (некоторые из которых, впрочем, имеют под собой историческую основу).
К исторической достоверности «Грейхаунда» при желании можно предъявить серьёзные претензии. Хорошо заметна очевидная идеализация ВМС США на момент действия сюжета (начало 1942 года). Неопытные американские моряки, в реальности подарившие немцам «вторые счастливые времена», в кино с фантастической удалью и эффективностью громят немецкие субмарины. Неопытный коммандер Краузе на удивление блестяще командует не только своим эсминцем, но и всем эскортным соединением. Защита конвоя показана эффектно в кинематографическом плане, но с множеством неточностей, условностей и анахронизмов.
Особенно выделяется на общем фоне то, какими показаны немецкие подлодки. Они выглядят, мягко говоря, странно. Очевидно, авторы стремились изобразить «u-боты» воплощением инфернального зла, с которым сражается богобоязненный коммандер Краузе, но они явно перестарались. Субмарины украшены огромными рисунками вроде волчьей головы или гигантской свастики. Действия подлодок хаотичны и беспорядочны, будто ими командуют берсерки. Чтобы окончательно сформировать звериный образ, командир «волчьей стаи» каким-то загадочным образом связывается по радио с Краузе, угрожает ему и зачем-то воет.
Впрочем, не всё так плохо, и в целом «Грейхаунд» не производит впечатления провала. При всех ляпах, условностях и погоне за зрелищностью в фильме есть проблески атмосферы подлинной Битвы за Атлантику. Грозящая каждую минуту опасность, угроза мучительной смерти, ответственность за человеческие жизни, бессилие перед страшным врагом и радость успешного противостояния ему. Конвой несёт потери, но упорно идёт по ледяным водам Северной Атлантики наперекор судьбе. Эсминец Keeling и другие корабли эскорта под командованием Краузе становятся настоящими «добрыми пастырями» для своих подопечных, ведущими их через мрак и отчаяние. Всё это можно увидеть и почувствовать в наиболее удачных фрагментах фильма.
Позитивно можно оценить обильно использованную в фильме компьютерную графику. В ней есть, к чему придраться, однако картина боя на океанских просторах получилась вполне живой и убедительной, а компьютерные модели судов и кораблей смотрятся правдоподобно (за исключением разве что странных немецких субмарин). Можно похвалить и лаконизм полуторачасового фильма. Да, его динамичность местами оборачивается трюкачеством, но сам по себе образ кинокартины как хроники нескольких дней боевого похода, не обременённой дополнительными сюжетными линиями, выглядит вполне свежо и атмосферно.
Резюмируя, скажем, что «Грейхаунд» чем-то неуловимо напоминает нашумевший «1917» Сэма Мендеса. В обоих случаях авторы имели на руках исторический материал, полный реальной драматичности и трагизма, и в обоих случаях создали выдуманное повествование в духе приключенческого боевика. И «1917», и «Грейхаунд» невозможно воспринимать как настоящие военные драмы, серьёзные и реалистичные.
Немецкие подводники против конвоев: как атаковала «волчья стая»
Немецкие подводники против конвоев: как атаковала «волчья стая»
Военно-морской блокбастер «Грейхаунд» наделал немало шуму. Подводная война в фильме смотрится ярко, но не всегда правдоподобно — отчего у зрителей возникают вопросы. Наши читатели попросили рассказать о нюансах действий «волчьей стаи» против конвоя — и Владимир Нагирняк детально разобрал тактику подводников кригсмарине.
Содержание:
«Подскажите, а то мы не в теме, какого чёрта немцам вообще надо было всплывать? Разве нельзя торпедировать судно из полувсплытого состояния? Это чисто кинематографическая клюква или реальная потребность?»
В «Грейхаунде» показано преследование и нападение на конвой «волчьей стаи».
Эта тактика использовалась немецкими подводными лодками с переменным успехом в Атлантике во время Второй мировой войны.
Её суть была проста.
Группа подлодок-«волков» должна была напасть на «стадо»-конвой из торговых судов, охраняемый «овчарками»-эсминцами.
Но сначала субмаринам нужно было его найти, а это непростое дело. Здесь помощь подводникам оказывала радиоразведка.
На основании радиоперехвата штаб командующего подводными силами Карла Дёница создавал завесы подлодок, выстраивая их в линию на предполагаемом маршруте конвоя. Лодки сутками болтались в море, пытаясь обнаружить цель. И, если на горизонте показывались дымы, «волки» начинали охоту.
Нужно учитывать, что подлодки того времени не были подводными кораблями в полной мере, как современные субмарины. По факту это были ныряющие торпедные катера, которые переходили в подводное положение только в случае необходимости. Поэтому тактика «волчьей стаи» предусматривала их действия на поверхности.
Как атаковала «волчья стая»
Заметившая конвой подлодка вцеплялась в него мёртвой хваткой, стараясь удерживать с ним контакт. В эфир летели радиограммы с координатами цели, звавшие присоединиться других членов «волчьей стаи». Тогда, подобно волкам, субмарины устремлялись на призыв вожака.
«Стая» субмарин, возглавляемая U-3008. Фото с борта фрегата «Харгуд»
Собравшись у конвоя, немцы преследовали его в светлое время суток в надводном положении, идя параллельным курсом. При этом они старались оставаться незамеченными, ведя наблюдение издалека.
Удивительного в этом мало, ведь эффект нападения зависел от внезапности. Поэтому, завидев эскортный корабль, подводники Дёница быстренько убегали от него, но вскоре вновь возвращались к конвою. Они терпеливо ждали ночи, когда наступало время атаки.
С заходом солнца подлодки переходили к действиям. Они совершали «собачью кривую» — так называемый манёвр, при котором лодка обгоняла караван судов и занимала позицию по его курсу, ожидая прибытия целей. Когда в видимости появлялись суда, субмарина в надводном положении сближалась с ними, выходя в торпедную атаку.
Если ей удавалось незаметно пройти мимо кораблей охранения и выйти в точку залпа, то далее счёт времени шёл на секунды. Ведь другого шанса для удачной атаки могло и не быть. Обычно подлодка выпускала разом несколько торпед по выбранным целям, после чего быстро уходила под воду, подныривая под конвой.
Поэтому подводники чаще слышали, чем видели, результат стрельбы.
Если торпеды поражали цель, то вслед за их взрывами в воздух над конвоем взмывали десятки осветительных снарядов и ракет. Тогда вокруг него становилось светло, как днём. Воя сиренами, эсминцы начинали поиск дерзкого наглеца, чтобы наказать его глубинными бомбами. Но «серый волк» спокойно пережидал опасность под водой, слыша, как над ним проходит ордер конвоя.
Спустя какое-то время лодка всплывала, заново устанавливала контакт с конвоем и повторяла атаку по той же схеме.
Но у любого правила есть исключения. Были они и у «волчьих стай».
«Волки» внутри «стада»
Именно такой момент атаки конвоя мы видим в эпическом фильме Das Boot.
Но на практике это иногда выглядело иначе.
«Волчья стая» могла напасть и из-под воды. Это происходило в те ночи, когда над океаном ярко светила луна. Тогда после «собачьей кривой» лодки погружались и сближались с судами союзников под перископом. Такие атаки тоже давали результат, но были менее эффективны.
Был и ещё один способ громить конвои — максимально результативный, но очень опасный.
Некоторые командиры субмарин поняли, что куда выгоднее проникнуть внутрь самого ордера, где бить суда было удобнее и безопаснее. Бездепы в 2021 году найти можно на этом сайте https://3bez-depov.com/ и воспользоваться ими сразу после прохождения регистрации в казино. Пока эсминцы искали лодку около конвоя, она находилась внутри него, спокойно выбирая себе цели.
Не всегда такие вылазки оканчивались удачей
Клюква или реальность?
Во время атаки конвоя подлодка и правда больше действовала над водой, чем на глубине. Ведь любое ограничение манёвра во время торпедной атаки снижало шансы на успех. А нахождение в «полузатопленном» положении было для подводников «волчьей стаи» ни богу свечка, ни чёрту кочерга. Так ни от эсминца не убежишь, ни внутрь конвоя не проникнешь. Поэтому внимание уделялось тому, чтобы цистерны субмарины были продуты, насколько это необходимо для действий в конкретных погодных и боевых условиях.
Таким образом, можно сказать, что в «Грейхаунде» не всё клюква. Реальнее атака «волчьей стаи» выглядела бы только ночью. Однако у создателей фильма на это был свой взгляд — они решили, что нападение лодок на конвой днём будет хоть и менее правдиво, зато интереснее зрителю.