груз 200 история на реальных событиях чем закончилась для девушки
Груз 200 — перемен требуют наши сердца!
Фильм «Груз 200», снятый режиссером Алексеем Балабановым – одна из самых обсуждаемых отечественных картин, вышедших на экраны за последние годы. Социально-криминальная картина появилась в прокате в 2007 году. Но до сих пор смысл фильма Груз 200 вызывает многочисленные споры среди кинолюбителей.
Описание сюжета
Чтобы понять феномен картины и разобраться, в чем заключен явный и скрытый смысл фильма Груз 200, нужно вспомнить сюжет киноленты.
Герои криминальной драмы
События, разворачивающиеся на экране, разыгрываются в Советском Союзе. Населенные пункты, где происходит действие – Ленинград, вымышленный провинциальный город – Ленинск. 1984 год – разгар афганской войны, унесшей жизни многих советских парней.
Герои фильма, как главные, так и эпизодические, отражают характерные для того времени поступки, образ мыслей разных прослоек общества:
Начало картины предваряет анонс, оповещающий зрителей о том, что сюжет фильма Груз 200 описывает события, реально произошедшие.
Интересно! Существует мнение, что за основу фильма взята история, случившаяся с бывшей девушкой Балабанова.
Дикая история
В центре описываемых событий – молодая девушка Анжелика. На дискотеке она встречается с женихом подруги Валерием. Танцы сопровождаются пьянкой.
В поисках спиртного молодые люди отправляются на ближайший хутор, попав в дом к Алексею. Напившийся до бесчувствия Валерий забывает о девушке, к которой начинает приставать Алексей. Антонина, желая избавить Анжелику от домогательств супруга, закрывает ее в бане.
Оказавшийся недалеко от дома милиционер Журов, вместо помощи, намеревается совершить злодейство. Суньку, пытавшегося защитить девушку, он хладнокровно убивает. Журов похищает Анжелику, предварительно изнасиловав ее бутылкой.
Милиционер-оборотень привозит девушку домой, где приковывает наручниками к кровати. Полоумная мать принимает Анжелику за невесту сына. Испуганная девушка пытается напугать маньяка карами со стороны отца и жениха. Анжелика не знает, что Николай доставлен в город в качестве «груза 200» вместе с другими погибшими в Афганистане парнями.
Груз 200
Привезенных из Афганистана цинковых гробов так много, что не успевают хоронить тела. Военком Михаил вынужден просить помощи у сотрудников милиции. Гроб с телом Николая попадает к Журову. Привезя тело солдата домой, маньяк бросает его на кровать к застывшей от ужаса невесте. Но этого ему мало. Капитан привозит домой Владимира. Заставив алкоголика изнасиловать девушку, он убивает его, оставив там же.
В убийстве Суньки обвиняют Алексея, приговорив к смертной казни. Его жена Антонина, решив отомстить Журову, убивает психопата. Несмотря на истерические мольбы Анжелики помочь ей, Антонина уходит, захлопнув дверь. Концовка фильма Груз 200 весьма трагична: девушка остается наедине с трупами и сумасшедшей старухой.
Концовка и скрытый смысл
«Груз 200» – фильм очень страшный, некоторые кадры вызывают ужас, отвращение. Балабанов решился показать ту сторону жизни в Советском Союзе, о которой не принято было говорить. Алкоголизм, равнодушие, беззаконие – пороки, поразившие общество.
Интересно! Балабанов предлагал Евгению Миронову сыграть Журова, а профессора Казакова – Сергею Маковецкому. Оба актера, прочитав сценарий, отказались сниматься.
В образе Анжелики режиссер показал жизнь народа, смирившегося со своим беспросветным существованием. В лице Журова представлены люди, стоящие на страже закона, призванные защищать народ. Но вместо этого они, пользуясь своим положением, творят бесчинства, издеваясь над людьми. Трупы – это разложившееся общество, в котором почти не осталось живых людей.
Однако показать прогнившую систему – не основная цель режиссера. Смысл фильма Груз 200 намного глубже, чем кажется вначале. Картина показывает приближающееся падение Советского Союза.
Смысл концовки фильма Груз 200 – необходимость перемен, чтобы все бездушное, безбожное ушло навсегда. Судить об этом можно по тому, чем закончился фильм Груз 200. Атеист Артем Казаков идет в церковь, а в финале звучит песня Виктора Цоя, который пропел когда-то: «Мы ждем перемен!».
Цель фильмов со смыслом – показать проблемы, существующие вокруг. Драма «Груз 200» призывает людей понять, что равнодушие, безразличие порождают вседозволенность и безнаказанность.
Страшно, аж жуть
Этот эпизод снимался в Череповце и полностью вошел в картину. В «уазике» советских лет приехал милиционер Журов ( Алексей Полуян). | Фото Натальи Михайловой
Алексей Балабанов «поселил» главного героя фильма «Груз 200» в Череповце, где на самом деле орудует жестокий маньяк.
28 июня в Вологде состоялась премьера картины «Груз 200», которую режиссер и сценарист Алексей Балабанов частично снимал в Череповце.
Изза крайней жестокости не все кинопрокатчики согласились взять этот фильм для демонстрации. Уникальный для современной России факт — лента имеет ограничение по возрасту аж до 21 года, и не рекомендована к просмотру впечатлительным людям. В «Ленкоме» показ «Груза 200» начинается в десять вечера, а, значит, предназначен исключительно для взрослых. В столице перед показом проверяли паспорта.
«Мы долго раздумывали — брать или не брать в прокат этот фильм, — рассказывает директор киноцентра «Вологда» Зинаида Глебова. — Все решили звонки от зрителей: люди говорили, что хотят посмотреть «Груз 200», просили не лишать их такой возможности».
Кино и кровь
Действие фильма происходит в самый разгар застоя — в 1984 году. Дочь секретаря райкома партии Анжелику (играет Агния Кузнецова) похищает маньякмилиционер Журов (играет Алексей Полуян). Над жертвой он издевается физически и морально.
К примеру, девушка угрожает маньяку расправой со стороны жениха — десантникаафганца. Как раз в это время в город прибывает «груз 200» — жениха убили в Афгане. По стечению обстоятельств именно Журову поручают похоронить солдата. Маньяк привозит домой цинковый гроб, вскрывает его и заставляет девушку спать в одной постели с разлагающимся трупом любимого.
Но главный маньяк — не Журов, а система, позволяющая таким, как он, творить зло. Кстати, сам Алексей Балабанов категорически против, чтобы его героя называли маньяком.
Владимир: «Хочется выразиться матом. Не в смысле, что кино плохое, а в том смысле, что наша жизнь — жестокая штука».
Алена: «Слишком много жестокости. Тяжело смотреть».
Юлия: «Мы не знали, что фильм снимался в Череповце и, честно говоря, не узнали город на экране».
Алексей: «Нужно, чтобы правду о жизни кто-то рассказывал, поэтому, может, и стоит снимать такие картины».
Анна: «Страшно, что это и сегодня может произойти практически с любой девушкой. Мы обсуждали эту тему с коллегами по работе, и у всех в «багаже» были истории, когда к ним кто-то приставал, и это было по-настоящему страшно. Когда я была школьницей, со мной в лифт вошел мужчина, который нажал кнопку «Стоп» и стал угрожать мне ножом, требовать, чтоб я пошла с ним на чердак. Спасла соседка, побежала к моим родителям с криком: «Ваша Аня застряла в лифте со странным мужчиной!» Старшая сестра вызвала лифт, дверь открылась, мужчина убежал, мы позвонили в милицию. Помню, потом меня долго возили на опознания каких-то странных дядек».
Череповецкая натура
«Груз 200» основан на реальных событиях, произошедших в 1984 году под Ленинградом. Алексей Балабанов говорит, что девушкажертва рассказала ему обо всем сама.
Впрочем, в 1984 году в Советском Союзе орудовало несколько маньяков. Самый известный — Андрей Чикатило. Интересно, что вместо него вначале был расстрелян другой человек, так же, как и в фильме Балабанова. Еще одним совпадением с Чикатило стал тот факт, что главный герой фильма «ловил сам себя». Чикатило был дружинником, герой фильма Журов — милиционером.
Для череповчан фраза «фильм основан на реальных событиях» — тоже не пустой звук. Есть все основания полагать, что в Череповце орудует маньяк, на совести которого полтора десятка жертв.
Октябрь 2000 года — здесь же обнаружено тело студентки Елены Калининой. Девушка умерла от удушья, а перед смертью была изнасилована.
Декабрь 2000 года — на пустыре нашли тело 42-летней Елены Златовой. За это убийство в 2001 году был осужден и приговорен к 12 годам лишения свободы отставной военный Игорь Андреев, который до сих утверждает, что невиновен.
В марте 2002 года в районе Советского проспекта пропала 20-летняя Екатерина Воробьева. Ее скелет нашли в июле 2003 года.
В сентябре 2003 года был найден труп 17-летней Ольги Шабаковой. Подозреваемый в этом убийстве Юрий Копылов был признан невменяемым.
В декабре 2003 убита Марина Кошева. Вскоре после убийства был задержан некий Дюков — бомж.
В феврале 2004 года ушла на обеденный перерыв и не вернулась 17-летняя Марина Островская.
В июле 2004 года пропала 32-летняя Ольга Бердина. Ее тело нашли на следующий день.
В августе 2004 года на печально знаменитом Питинском пустыре была изнасилована и задушена 19-летняя учащаяся металлургического колледжа Ирина Попова.
5 сентября 2004 года среди белого дня за училищем искусств изнасилована и задушена 22-летняя Татьяна Баева.
8 декабря на улице Милютина изнасилована и задушена 17-летняя Татьяна Максимова.
26 июня 2005 года не вышла на работу 31-летняя Людмила Мирошниченко.
14 июля 2005 года почти на глазах у сестры на улице Данилова была убита 19-летняя Светлана Степанова. Когда следственная группа прибыла на место убийства, рядом были обнаружены еще два полусгнивших трупа — Людмилы Мирошниченко и Марины Островской.
В конце июля 2006 года пропала 17-летняя Сухарева. Ее тело было найдено в конце марта этого года на Питинском пустыре.
11 июня этого года была убита Наталья Закалова.
Несмотря на то, что по крайней мере трое подозреваемых милицией установлены, многие сыщики сомневаются в том, что они истинные убийцы. Один из руководителей городского УВД Череповца Владимир Майоров заявил, что в деле «питинского», или «даниловского» маньяка «в тюрьме не тот, кто виноват».
Череповец в фильме узнаваем: многоэтажки и дымящие трубы «Северстали» стали вымышленным городом Ленинском. Алексей Балабанов на официальном сайте картины www.groz200.ru пояснил, почему снимали в городе сталеваров: «Там очень красивые места. Живописные. В Череповце, впрочем, снимали не всю картину, а только очень большой ее эпизод».
Символично, что районный городок, откуда родом жертва, называется Нижний Волок (созвучно Вологде). В саундтреке используется и песня про «город, где резной палисад».
Что хотел сказать Балабанов скандальным фильмом «Груз 200»
Страна: Россия
Жанр: триллер, драма
Год производства: 2007
Режиссер: Алексей Балабанов
Актеры: Агния Кузнецова, Алексей Полуян, Леонид Громов, Алексей Серебряков, Леонид Бичевин
Фильм Алексея Балабанова «Груз 200» – очень тяжелая, давящая и провокационная картина, пропитанная аллегориями.
Фильм отказались показывать на фестивалях в Берлине и Каннах. Он не рекомендован к показу на российском ТВ. Возрастной ценз к показу ленты – аж 21 год. Понять смысл фильма “Груз 200” можно, если знать, что картина основана на реальных событиях. И речь идет не о какой-то одной истории…
История, основанная на реальных событиях
Фильм “Груз 200” во многом символичен. Режиссер Алексей Балабанов вплетал в содержание картины реальные события, которые собирал на протяжении всей жизни.
Балабанов признавался, что переживал милицейский беспредел на себе. Также он был знаком с людьми, которых похищали и насиловали. Знал Балабанов и тех, кого убивали сотрудники правоохранительных органов. В картине режиссер просто собрал концентрат этих историй.
По сути, режиссер создал картину из “паззлов” — из нескольких жутких историй, произошедших в реальности с ним или с его знакомыми. Затем он завернул эту начинку в детективную обертку с разными персонажами. Он был уверен в том, что его искреннюю откровенность поддержат.
У милиционера-маньяка Журова был прототип – Чикатило. И была реальная история девушки – его жертвы, и не одной. Как и его прототип, помогавший милиции, Журов активно искал самого себя. Ближе к финалу режиссер осознанно делает ставку на усиление схожести двух нелюдей, в том числе и на внешней.
Во всех рецензиях и разборах картины отмечается тот факт, что еще на стадии подготовки к съемкам она вызывала горячие споры.
Главные роли были “заточены” под Сергея Маковецкого и Евгения Миронова. По замыслу режиссера, Миронов должен был выступить в роли капитана Журова, а Маковецкому предназначалась роль профессора научного атеизма.
Прочитав сценарий, оба актера настолько впечатлились его содержанием, что отказались сниматься. Маковецкий вообще порекомендовал Балабанову отказаться от идеи съемок “Груза 200”, хотя в итоге озвучил героя, созданного специально для него. От участия в ленте отказывались и другие актеры, но Балабанов не сдавался.
Когда картина вышла в прокат, она вызвала еще более ожесточенные споры. “Груз 200” пытались заклеймить, присвоив ему ярлык “чернуха”, но российский зритель, тем не менее, фильм Балабанова увидел.
О чем фильм «Груз 200»
В центре сюжета фильма “Груз 200” находятся события в российской провинции – в двух вымышленных городах Ленинградской области.
На дворе стоит 1984 год, в Афганистане разворачиваются военные действия. Профессор научного коммунизма Артем заезжает в гости к матери, и по пути навещает брата Михаила, военного. В гостях у Михаила его племянница и ее жених Валера.
Юноша хочет попасть на дискотеку и пытается уговорить Лизу поехать вместе с ним. Девушка упирается, молодые люди ссорятся, Валера едет один и знакомится на дискотеке с яркой Анжеликой, дочерью крупного чиновника.
Погуляв на дискотеке, Валера решает отвезти Анжелику домой, а по пути заезжает на окраину к знакомому, бывшему сидельцу Алексею, который живет тем, что гонит самогон. В это время в этом же месте оказывается милиционер Журов, который замечает сидящую в машине Анжелику и, убив своего напарника, похищает ее. В убийстве Журов обвиняет столь некстати оказавшихся рядом Валеру и Алексея.
Анжелика — девушка не робкого десятка. И она представительница “золотой молодежи”. Пытаясь напугать до жути спокойного похитителя, неприглядного и очень вежливого мужчину средних лет, она говорит, что ее отец — секретарь райкома КПСС, а жених служит в Афганистане.
В этот момент из Афгана привозят тела погибших солдат. Жених Анжелики тоже погиб. Узнав об этом, Журов привозит его тело к себе домой, где и держит Анжелику. Вскоре в небольшой квартире появляется еще одно тело…
Смысл фильма
Художественное произведение может собирать в себе определенные события. Это необходимо, чтобы иметь под рукой инструментарий для создания системы художественных образов.
Это — экстракт боли режиссера, это — то, на что мы привыкли закрывать глаза, пытаясь спасти собственную психику. Это то, о чем молчит государство, создавая при этом образ “сказочных далей”.
В фильме “Груз 200” имеется определенное государство — не только реальный СССР во главе с Черненко, но и аллегоричное. Помимо государства, в картине есть и другие образы. Разобравшись с ними, можно понять скрытый смысл фильма.
Так, маньяк Журов олицетворяет беспредельную поместную власть, упивающуюся собственным положением. Она совершает действия в своих интересах, не испытывая при этом страха. Журов не боится везти похищенную Анжелику в открытой мотоциклетной коляске и держать ее дома.
Журов — импотент, что указывает на несостоятельность поместной власти. Смысл этого заключается в том, что сексуальные действия, которые он хотел бы предпринять по отношению к Анжелике, не реализуемы.
Следующий образ картины — государство, воплощенное в образах беспомощных, несчастных родителей Анжелики. Государство в их лице спокойно доверяется маньяку в милицейской форме, а сами при этом ничего не могут сделать — просто страдают.
Также в фильме есть образ коммуниста в лице Артема, который идеологически сталкивается лбами с Алексеем, олицетворяющим религиозный монархизм, и мечтающим построить утопический “Город солнца”.
Артем – городской человек и уважаемый профессор. Алексей живет на отшибе и торгует самогоном. Такое положение вещей на тот момент было вполне реальным. Власть в лице Журова уничтожила Алексея, что также отразило реальный идеологический конфликт.
Жертвенность Алексея в виде признания в убийствах на хуторе вдохновила Артема, и тот в конце пересмотрел свою позицию. Таким образом, произошедшее в финале фильма “Груз 200” зеркалит трансформацию идеологического сознания людей, живших в то время.
Фарцовщик Валера олицетворяет собой молодое поколение. В конце картины (вторая половина 1984 года) он ушел в никуда с новым знакомым — с сыном Артема. Объяснение этому такое: ребята, вместе олицетворяющие рынок, уходят строить капиталистическое (и даже олигархическое) будущее.
Слабоумная мама Журова олицетворяет образ народа. Уткнувшись в телевизор, она проживает замкнутую жизнь и ничего не замечает вокруг. Она никак не реагирует на груз 200 в квартире, не обращает внимания на выстрелы на стенкой. Убийство (точнее, уничтожение) сына ближе к финалу фильма также проходит мимо нее. Смысл создания этого образа заключается в том, что народ, “обработанный” СМИ, в общем-то, пассивен.
Фоном ко всем страшным событиям картины “Груз 200” звучит веселая, жизнерадостная музыка. Это нагоняет дополнительной жути, а объяснение этому такое: в воображаемой “заэкранной” жизни все прекрасно. А реальность тем временем кардинально отличается от этой сказки…
Согласно задумке Балабанова, фигура, вокруг которой вьется кровавый вихрь, юная Анжелика, олицетворяет собой страну Россию (не путать с государством). На этом фоне все нити системы персонажей сплетаются и становится понятно, что хочет сказать режиссер.
То есть он показывает, как поместная власть издевается над страной, как государственное правительство ничего не может с этим сделать, как капиталистическая молодежь бросает ее на произвол судьбы, и как народ не замечает действий власти, а только одобряет издевательства.
Эта система работает в контексте истории как часы. В это нужно всматриваться и вчитываться: это лежит на поверхности.
На протяжении картины зрителя постепенно окутывает страх. Но, учитывая смысл вышеизложенного и то, что история Журова и Анжелики — далеко не единственная, этот страх имеет совершенно иную природу.
Смысл концовки
Смысл концовки фильма «Груз 200» также лежит на поверхности.
Ближе к финалу Журов подкладывает в кровать к Анжелике тело ее жениха, прибывшее из Афганистана. Кстати, многим критикам она показалась чересчур жестокой и неуместной. Но режиссер циничен. Аллегория уместна, как минимум потому, что подобная сцена не могла появиться ради самой сцены.
Согласно задумке Балабанова, сама страна оказалась в грузе 200. Она была оставлена даже врагами власти в виде жены Журова — за ненадобностью.
Концовка у картины, с одной стороны, осторожно оптимистичная (атеист Артем приходит в церковь), а с другой — очень двоякая: молодежь под песню Цоя “Мы ждем перемен” уходит в неизвестность, и только несколько лет спустя станет ясно, что представляло собой это будущее. А могло ли быть иначе.
Объяснение концовки такое: стране нужны перемены, но не бездумные. Потому что никто не даст гарантии того, что перемены будут обязательно хорошие.
Смысл названия
Смысл фразы “Груз 200” тесно переплетается со скрытым смыслом всего фильма Алексея Балабанова.
Груз 200 — это оцинкованный гроб, в которых “пачками” перевозили тела солдат, погибших в Афганистане. Эта работа режиссера Балабанова — большая боль о стране, которая стала таковой по причине выпавших испытаний и обстоятельств. Речь идет о стране, которую буквально завалили телами из “груза 200”…
Фильм Балабанова тяжел не только из-за своих образов и даже не из-за сконцентрированных в нем реальных событий. Картина страшна именно из-за своего подтекста, который повествует о глобальном ужасном отношении, и о безразличии людей к собственной стране.
Осознавать это страшно, но нужно. Только так можно обезопасить себя от тех же граблей.
Выбралась ли Анжелика?
Жена Журова не помогла девушке. С одной стороны, здесь все понятно: Анжелика — дочь представителя власти, той самой, из-за попустительства которой народ мучают бесчисленные журовы.
Но с другой – не все так однозначно. И здесь два варианта: учитывая, что Анжелика – это Россия, то она, конечно, выбралась, но в ее сердце навсегда сохранился отпечаток пережитого ужаса. Ее восприятие искажено, и прежней она уже никогда не будет.
Второй вариант: Анжелика до сих пор там. И выберется ли она — зависит только от нас.
Маньяку из «Груза-200» пришлось тяжело