как справиться с беспорядком в квартире
Порядок в доме раз и навсегда: как избавиться от хронического беспорядка, организовать пространство и начать новую жизнь
То, насколько быстро ваш дом погружается в беспорядок, по большому счету мало зависит от того, сколько времени и сил вы вкладываете в уборку. По-настоящему серьезно это зависит от двух вещей:
Соответственно, чтобы навести порядок раз и навсегда, необходимо организовать свой дом и перейти от обычной уборки к уборке системной.
Содержание
Самая актуальная информация и новые полезные материалы — в моём Инстаграме.
Тест «Мой тип уборки»
Как психолог, своим клиентам я обычно рекомендую решение любой проблемы начинать с диагностики.
Поэтому, если вы действительно хотите навести порядок раз и навсегда, в первую очередь определите начальную точку – ситуацию, в которой вы находитесь сейчас.
Для этого примерьте на себя утверждения из каждой группы вопросов.
Группа А
Группа Б
По каждой группе утверждений вы можете набрать от 0 до 10 баллов, которые отражают, насколько выражен у вас каждый тип и какой вариант вы используете сейчас.
Сколько баллов по каждой группе вопросов у вас?
Группа А – это то, что свойственно в ситуации, когда вы делаете обычную уборку.
Группа Б – то, что характерно, если вы организовали пространство и перешли к системной уборке.
Зачем вам нужен порядок? Истинный смысл настоящей уборки
Первый и самый главный вопрос, без ответа на который порядка в доме не будет никогда: зачем вам нужен порядок?
И чтобы ответить на этот вопрос, необходимо задуматься о более глобальных вещах. О том, какой жизнью вы хотели бы жить.
Кто-то хочет, чтобы в жизни было много друзей, были какие-то тусовки, встречи, посиделки за чаем. И для такого человека идеальный дом – это дом, который всегда готов к приходу гостей.
А кто-то, наоборот, хочет свое уединенное местечко, где можно спрятаться от мира, расслабиться и отдохнуть.
И вот когда мы представляем свою жизнь, чем бы на самом деле хотелось заниматься, к какому образу жизни мы стремимся, тогда вырисовывается тот дом, который нам нужен.
Наш дом – это наше отражение
Дом отражает то, как мы живем, думаем, чувствуем. Как мы воспринимаем этот мир. И поэтому тут есть интересный момент: когда вы приводите в порядок свой дом, вы меняетесь внутренне.
Вы прощаетесь с прошлым, определяете свои жизненные ценности, начинаете понимать и чувствовать, что вам нужно и не нужно в вашей жизни, что по-настоящему важно.
Поэтому лучше всего начинать с того, к какому образу жизни вы стремитесь, и какой дом для этого образа жизни нужен. И если вы приводите свой дом в порядок уже после ответа на эти вопросы, то через наведение порядка еще лучше узнаете, чем вы хотите заниматься. И жизнь становится проще и интереснее.
Прежде чем навести порядок раз и навсегда и организовать по-настоящему удобное пространство, ответьте себе на эти важные вопросы:
Зачем мне нужна уборка? Какой жизнью я хочу жить?
И только после этого переходите к первой стадии создания истинного порядка – к расхламлению.
Не нарушайте эту последовательность, если не хотите увязнуть в уборке
Есть одна ошибка, которая убивает огромное количество сил и времени, и о которой я хочу вас сразу предупредить.
Никогда-никогда не пытайтесь придумывать системы хранения и организовывать пространство ДО того, как избавитесь от ненужных вещей!
Часто в жизни мы делаем совершенно по-другому. Вспомните, как многие разбирают ящички с вещами.
Схема должна быть такая: сначала расхламление, потом отмывание и только потом организация систем хранения. Не нарушайте эту последовательность, если не хотите увязнуть в уборке навсегда.
Как освободить свой дом от ненужных вещей?
Все вещи, которые у нас есть, рассказывают нашу историю. Каждая вещь – это отражение каких-то решений, которые мы принимали в прошлом. Это отражение тех событий, которые были в нашей жизни.
Поэтому разобрать вещи и навести настоящий порядок – это способ провести «инвентаризацию» в жизни и увидеть, кто вы на самом деле.
Увы. Без глобального расхламления и избавления от ненужных вещей обойтись мало кто может. Такое ощущение, что склонность копить и собирать зашита в нашем подсознании.
При этом только некоторые люди расправляются с ненужными вещами легко и с удовольствием: отдают, продают, выбрасывают… Другие подолгу держат вещи в руках, думают, вспоминают, и если таки с вещью расстаются, то буквально отрывают её от сердца.
Если вы из тех, кому избавляться от вещей сложно, вот несколько ключевых моментов.
Первое — найдите свой способ расхламления.
У обоих подходов есть свои плюсы и минусы, так что просто смотрите, что больше подойдет именно вам.
Второе — в процессе разбора завалов вам придется взять в руки каждую из вещей. И каждый раз принять решение, что с этой вещью делать. Хорошая новость в том, что чем дальше, тем проще будет.
Начинайте разбирать с простых и понятных для вас категорий вещей: одежды, косметики, посуды. Если вы начнете со старых писем и фотографий, скорее всего, вы застрянете навечно.
Главный бонус, который мы получаем при расхламлении – это свободное пространство, которого так часто не хватает в наших домах.
Помните, что свободное место появляется даже в небольшой квартирке, когда там остаются только те вещи, которые радуют. И о том, что свободное место пропадает даже в самом большом доме, если мы начинаем тащить туда все подряд.
Подробно о том, с какими сложностями вы можете столкнуться при расхламлении и как их решать, посмотрите в статье «Расхламление квартиры: как перестать жалеть старые вещи» (откроется в новом окне).
6 принципов хранения, без которых порядок невозможен
1. Стремитесь к максимальной простоте
Из-за того, что наши методы хранения слишком сложны, часто мы просто не понимаем, сколько вещей у нас есть.
Когда в доме какое-то бесконечное количество коробочек, контейнеров, шкафчиков, мы часто уже не знаем, что лежит в дальнем углу. Вещи как будто «засыпают» на полках, мы забываем о них и не используем.
Не мудрите с системами хранения. Чем проще, тем лучше.
2. Храните по категориям
Если косметика хранится в четырех разным местах, игрушки ребенка осели по чуть-чуть в разных комнатах, а бумаги скапливаются на всех горизонтальных поверхностях, порядка не будет никогда.
Чтобы избежать сложных систем хранения и вопросов о том, где место для той или иной вещи, объединяйте вещи по категориям. Можно сортировать вещи по владельцу: здесь вещи мамы, здесь вещи папы, здесь — детей, а здесь — бабушки и т.д.
Другой вариант – по предназначению: одежда, книги, посуда, канцелярия, хозяйственные средства, косметика, аптечка.
Если вещей одной категории оказывается слишком много, то тогда уже можно выделять подкатегории: по назначению, материалу, цвету и другим параметрам, которые вам покажутся удобными и логичными.
Декоративные предметы (статуэтки, подсвечники, фотографии, картины) тоже можно объединять в группы по назначению, по общей теме или по цвету и фактуре.
Бывает, что, расставленные по всему дому, они выглядят неопрятно, но если объединить такие предметы в композицию, они становятся интересным акцентом в интерьере.
Особенное внимание обращайте на всевозможные коллекции. Если вы собираете статуэтки котиков и для вас это действительно важно, для котиков должно быть в доме почетное место. Они не должны стоять в грязи и в пыли вперемешку с просроченной косметикой и ненужными бумажками.
3. Храните так, чтобы возвращать вещи на место было удобно
Многие естественным образом располагают вещи поближе к тому месту, где они используются. Но еще лучше, если вы придумаете такое место, чтобы вещи было удобно не доставать, а убирать.
Одна моя клиентка очень любит читать в кровати перед сном. Когда она идет в спальню мимо стеллажа с книгами в гостиной, ей так удобно захватить какую-то из книг. И конечно, у кровати очень скоро скапливается большая гора книг и журналов, ведь относить их в другую комнату на место крайне неудобно.
В идеале хранение должно снижать объем усилий, необходимых для того, чтобы возвращать вещь на место. И тогда порядок начинают поддерживать даже другие члены семьи, потому что это просто и естественно.
4. Вертикальное хранение
Большинство людей складывает вещи на хранение стопками.
Есть другой вариант хранения, который во многих случаях оказывается удобнее – вертикальное хранение. В этом случае вы составляете вещи вертикально, как книги на полке.
Такой вариант хранения удобен по нескольким причинам:
Поэтому, если есть возможность поставить вещи вертикально, попробуйте поставить их так. Обычно это дает массу преимуществ.
5. Деление больших пространств на секции
В большом неструктурированном пространстве бардак будет всегда, поэтому делите такие места на небольшие секции.
Это очень просто, можно использовать даже обычные коробки из-под обуви: они удобного размера, приходят к нам в дом достаточно регулярно, их легко привести в симпатичный вид, если обклеить бумагой или обернуть тканью, украсить бижутерией, которую вы уже не носите.
Тут действительно иногда нужен творческий подход, но часто даже из каких-то подручных материалов можно сделать достаточно интересные и удобные вещи.
Например, одна из участниц нашего тренинга по организации домашнего хозяйства сшила подвесную секцию для хранения из ткани и пластиковых панелей, оставшихся после ремонта.
К тому же, когда мы начинаем расхламляться, у нас появляется много вещей, которые уже нельзя применять по назначению, но выбрасывать их не хочется, потому что с ними связаны приятные воспоминания. Ищите новое применение таким вещам, чтобы они продолжали делать ваш дом уютным и комфортным.
6. Наполненность – 90%
Тут есть такой тонкий психологический момент. Когда мы начинаем избавляться от ненужных вещей, часто получается так, что после расхламления обнаруживается свободное пространство.
Например, вы разбираете забитые вещами полки в шкафу, и в результате некоторые из них оказываются полупустыми. И посреди полки одиноко стоит небольшая коробочка или лежит маленькая стопка вещей. И от этого появляется какое-то странное ощущение, что стало неуютно.
Это вполне естественное ощущение. В нашей психологии просто заложена эта потребность – заполнять пустое пространство. Если вы хотите, чтобы в доме был порядок, не оставляйте пустых пространств.
90%-ая наполненность – это наиболее удобное и стабильное состояние. Если остается слишком много места, то появляется как будто внутренний зуд: «надо чем-то заполнить». И мы начинаем или скидывать туда вещи других категорий без разбора, или тащить в дом новые вещи из той же категории, чтобы это пространство заполнить.
Это очень важное правило: любой ящик, любая полка, любая секция, любое пространство для хранения либо должно быть полностью пустым, либо должно быть заполнено на 90%.
После расхламления многие обнаруживают, что какие-то шкафы и полки становятся совершенно ненужными и можно от них избавиться, чтобы получить дополнительное свободное пространство в доме.
Наведите порядок раз и навсегда
В результате расхламления и организации пространства вы получите дом, порядок в котором будет поддерживать очень просто. Большинство вещей будут автоматически убираться на место, а ежедневная уборка начнет занимать совсем немного времени.
Но для того, чтобы поддерживать порядок было по-настоящему легко и быстро, переходите к системной уборке. Например, на уборку по системе Флай-Леди.
О том, что это за система и как она может быть вам полезна, почитайте в статье «Система уборки Флай Леди — 5 главных принципов».
Загляните ко мне в Инстаграм. Всё самое свежее и полезное там, ссылка откроется в новом окне
Хронический беспорядок — как его победить и начать новую жизнь за 9 шагов
Хронический беспорядок образовывается по нескольким причинам:
Если хотя бы один пункт из этого списка характерен для вашего дома, то, скорее всего, вам не понаслышке знаком «эффект обратного действия» сразу после уборки. Если же вы отметили для себя сразу несколько пунктов, то можно предположить, что ваша квартира настолько запустилась, что времени и сил для ее кардинального преображения вам уже просто не хватает. Возможно, вы из тех людей, кто стесняется принимать внезапных гостей, да и сам не очень любит находиться дома. Что же делать? Во-первых, расслабьтесь, ведь проблему можно решить полностью. Главное – рациональный подход к уборке. Ключевое слово – рациональный. Оказывается, для наведения устойчивого порядка недостаточно уметь протирать пыль, нужно знать принципы уборки и разработать план действий.
Шаг 1. Определяем цель
Прежде чем начать уборку, не пожалейте времени на то, чтобы описать на бумаге свою конечную цель и в деталях представить желаемый результат. Например, вы можете описать его так: «Хочу, приходя домой, видеть чистый пол, на котором не валяются ни провода, ни вещи, чтобы одежда в шкафу лежала красиво и аккуратно, чтобы в доме ощущался простор и свежий воздух, чтобы в конце рабочего дня я зажигала свечи, могла принять ванну или послушать классическую музыку».
Еще лучше постараться найти в журнале или интернете фотографию дома, которая действительно вдохновляет вас и отзывается в вашей душе.
Шаг 2. Отвечаем на вопрос «зачем?»
Следующий шаг – поиск ответа на вопрос, почему вы хотите жить именно так. Зачем вам слушать классическую музыку? Зачем ощущать свежий воздух? Почему вы хотите, чтобы пол был чистый? Когда вы ответите на эти и другие вопросы, снова задайте вопрос «зачем?» и снова сформулируйте ответ. Задавая себе этот вопрос по три-пять раз по каждому тезису из своих заметок, вы вдруг четко осознаете, что основной смысл уборки – быть счастливым. Эту в общем-то очевидную мысль важно самостоятельно осознать, переварить и принять. Сделали? Теперь вы готовы к следующему этапу – тотальной уборке.
Шаг 3. Составляем план действий
Основная причина хаоса всегда – наличие слишком большого количества вещей в доме. Поэтому, чтобы прервать замкнутый круг беспорядка, следует первым делом избавиться от всего ненужного. И не просто от поломанных или морально устаревших вещей, но и от всех вещей, которые вам просто не нравятся (даже если они дорогие, в идеальном состоянии или являются чьим-то подарком).
Итак, составьте список категорий, которые вам нужно привести в порядок и график их разбора. О да, вам понадобится время. Но не пугайтесь – когда вы закончите, хронический беспорядок покинет ваш дом навсегда!
Желательно убирать одну категорию за один подход. Если вы хотите уделять уборке по 2 часа в день, то большую категорию нужно разбивать на подкатегории. Например, категорию «Одежда» стоит разделить на подкатегории: «Одежда», «Верхняя одежда», «Обувь» и «Аксессуары».
Кстати, о 2-ух часовых уборках. Есть мнение, что это оптимальное время для наведения порядка. Более длительный процесс может утомлять и заставлять то и дело брать отсрочку до следующей уборки. Мы можем сказать больше: если чувствуете, что расхламление начинает подавлять, сделайте приятный перерыв или отложите работу на другой день. Также советуем пользоваться таймером – он не даст вам забыть о времени и одним лишь своим видом будет подгонять вас.
Шаг 4. Собираем ВСЕ предметы одной категории в одном месте
Теперь приступим к практике. Первый пункт в нашем плане – ревизия одежды. С чего нужно начать?
Соберите всю одежду со всех уголков дома (за исключением тех вещей, что лежат в корзине для белья) и сложите на полу в спальне или на кровати. Сделали? Вид горы одежды привел вас в шок? В процессе сбора вы нашли кучу вещей, о существовании которых давно забыли? Что ж, это именно тот эффект, который нужен. Теперь отступать некуда – вам предстоит провести строгий кастинг среди вещей на право остаться в вашем доме.
Шаг 5. Проводим строгий отбор
Точнее не так. Проводим ОЧЕНЬ строгий отбор вещей, которые вы хотите сохранить, а не выбросить (почувствуйте разницу!). Для этого вам нужно взять в руки КАЖДУЮ вещь и спросить себя радует вас она или нет.
Принцип отбора вещей «радует – не радует» прост и сложен одновременно. Во-первых, не всегда легко понять, что вас радует, а что нет. Особенно сложно выбирать из тех предметов, которые не вызывают у вас ни положительных, ни отрицательных эмоций. В такой ситуации стоит отложить вещь на потом либо примерить ее и постараться прислушаться к себе глубже. Вторая сложность может возникнуть, если вещь дорого стоила, если она очень редкая или с ней связаны какие-либо воспоминания. Тем не менее, критерию «радует-не радует» нужно следовать и здесь. Если один вид арабской юбки с монетками приводит вас в восторг (хоть вы и забросили танцы живота еще в нулевых), то ее обязательно нужно сохранить и вернуть к жизни (например, носить дома, когда никого нет:). Ну а если вам кажется, что дизайнерское дорогое платье больше не соответствует вашему Я, то с ним нужно с благодарностью и без сожалений расстаться.
Некоторые чисто функциональные вещи вроде отвертки или электрочайника не должны нам нравиться, их задача – качественно выполнять свою работу. Разбирая такие предметы следуйте критерию «работает-не работает/плохо работает». Впрочем, если какой-то предмет, скажем, йогуртница, работает хорошо, но используется крайне редко и вообще не приносит радости, то от нее обязательно нужно избавиться. Разумеется, от поломанных, повторяющихся, морально устаревших и давно неиспользуемых вещей стоит избавляться не задумываясь. И еще один важный момент: мешки с вещами нужно вынести за пределы квартиры сразу же (раздать подругам, сдать на благотворительность, отнести на свалку и пр.).
Шаг 6. Организовываем хранение
Ура! Грязная и важная работа проделана. Пора приступать к организации хранения. Здесь все довольно просто и приятно. Вот основные принципы:
Также помните секрет удобной организации хранения: вещи нужно хранить так, чтобы их было удобнее возвращать на место, а не доставать.
Шаг 7. Продолжаем уборку
Итак, вы разобрались с подкатегорией «Одежда». Далее стоит разобрать верхнюю одежду, обувь, а за ними и аксессуары.
Как только с этой категорией вещей вы закончите приступайте к разбору книг, затем возьмитесь за бумаги и документы, далее наведите порядок в категории «Разное» и на десерт оставьте разбор группы «Сентиментальные вещи». Хотя слово десерт не совсем верное, ведь расставаться с вещами, несущими эмоциональную ценность, сложнее всего.
Вот несколько советов для разбора разных категорий:
Категорию «разное» следует убирать в таком порядке:
Шаг 8. Наладьте систему уборки
Налаженная система уборки дома – это важный фактор успеха в борьбе с хроническим беспорядком. Причем здесь важны все три слова: налаженная – система – уборки. Не важно, как именно вы это сделаете – справитесь своими силами, будете «эксплуатировать детский труд», купите робот-пылесос или воспользуетесь услугами клининговых служб. Главное – обеспечить регулярность уборки. Пусть она будет не идеально качественной, но систематической. К счастью, после проведенной тотальной зачистки, уборка станет в разы проще и быстрее!
Шаг 9. Поработайте над интерьером
Часто жилые пространства кажутся неряшливыми только из-за неудачного дизайна интерьера.
Как справиться с беспорядком в квартире
Так часто бывает: 20 минут вы бегаете по дому в поисках ключей, а когда находите их, то уже опаздываете на работу. Или сидите за рабочим столом, а ваши мысли блуждают и перескакивают одна через другую. Час работы — и никакого результата. Или вы забываете сделать что-то, потому что в мыслях вы все еще переживаете ссору с другом.
Хлам дома, в мыслях и отношениях мешает радоваться жизни. Как с ним справиться? Бретт Блюменталь, автор книги «Одна привычка в неделю», дает ценные советы.
Вредный бардак
Научные исследования показывают, что беспорядок в окружающей обстановке мешает сосредоточиться. Негативный визуальный эффект от него не дает мозгу перерабатывать поступающую информацию так же качественно, как в организованной обстановке. Беспорядок отвлекает наше внимание и утомляет.
А что уж говорить об эмоциональном хламе: негативных мыслях, отношениях, которые «тянут» вашу энергию и нарушают душевное равновесие. Ментальный беспорядок не так очевиден, как беспорядок физический, но проблем приносит не меньше. Мысли, планы, заботы, тяжелые разговоры и воспоминания — порой нас так «накрывает», что и дышать невозможно.
Устранение беспорядка в мыслях и среде обитания сэкономит вам время и энергию и избавит от лишних расстройств и переживаний. Вы станете счастливее, внимательнее и эффективнее. Самое время этим заняться.
11 советов, как привести в порядок дом и мысли
Ощущение порядка оказывает на нас положительный психологический эффект и приносит удовлетворение. Вот несколько советов, как сделать обстановку более приятной и вдохновляющей.
1. Освободитесь от ненужного
Если какие-то предметы не представляют для вас ценности или важности с точки зрения жизненных перспектив, не обогащают вашу жизнь, освобождайтесь от них. Вы можете отдать их кому-то, пожертвовать или выбросить. Не торопитесь, приводите в порядок одну комнату за другой. Внимательно рассматривайте каждую вещь, чтобы понять, где ее настоящее место: в вашем доме или за его пределами.
2. Правильно используйте то, что вам необходимо
Освободившись от ненужного, правильно организуйте использование нужного. Найдите хорошее место для каждой вещи: канцелярских принадлежностей, кухонной утвари и электробытовых приборов, сувениров и фотографий. Используйте органайзеры, шкафчики и полки, кладовые и шкафы для размещения в них тех вещей, которые вам не нужны постоянно.
3. Позаботьтесь о мелочах
Не стоит думать, что у вас никогда не будет беспорядка. Поэтому выделение для повседневной мелочи какого-нибудь ящика или шкафа — вполне разумный ход. Подыщите место, куда вы можете складывать вещи, не используемые ежедневно. Например, отсек в ящике туалетного столика может стать хранилищем для мелочи, пуговиц и чеков. Не забывайте регулярно расчищать свои «склады».
4. Приведите в порядок окружающее вас пространство
Уборка на рабочем месте, в доме или автомобиле окажет огромный позитивный эффект на вашу способность к концентрации и производительность. Вы почувствуете легкость и, что называется, почувствуете кожей, что стресс отступает.
5. Смените обстановку хотя бы на короткое время
Беспорядок в мыслях — проблема не менее серьезная. Покинув «зону беспорядка» хотя бы на время, вы восстановите способность к концентрации и со свежими силами приступите к делу.
6. Слушайте внутреннюю тишину
Есть много техник, которые помогут навести порядок в мыслях. Попробуйте бытовую медитацию, о которой рассказывает великий духовный лидер современности Тит Нат Хан. Или просто сидите в тишине по несколько минут, стараясь остановить поток мыслей. Это хороший способ восстановить энергию.
7. Сканируйте мысли на предмет полезности
Если мы не хотим захламлять свое уютное жилище, почему же мы допускаем мусор в голове? Любая ваша мысль может быть как полезной для вас, так и бесполезной. Несущественные мысли — ментальный шум, отвлекающий вас от важного. Поэтому когда вас посещает какая-то мысль, «просканируйте» ее и вынесите свое решение о ее полезности. Скажите себе, стóит ли развивать ее или нет, она приносит вам радость или уныние.
8. Побеждайте свою нерешительность
Наш разум очень быстро наполняется мыслями и информацией, когда мы избегаем или оттягиваем решение вопросов, которые настоятельно требуют внимания. К тому же, накладываются еще и переживания по поводу того, что проблема «зависла».
9. Отберите власть над собой у негативных мыслей и людей
Каждому необходимо успокаивать в себе негативные, депрессивные или излишне критические мысли. Не допускайте в свой разум недобрые эмоции и людей: злобу, обиды, чувство вины, тревоги и ревности. Они занимают в нашей голове то место, которое могли бы занимать более полезные и конструктивные мысли и отношения.
10. Самоорганизовывайтесь и автоматически выполняйте привычные действия
Старайтесь приучать себя к автоматизму в выполнении текущих задач и обязанностей. Тогда вам не нужно будет помнить о них и вы выполните их, когда это необходимо. Например, приучите себя к оплате домашних счетов в режиме онлайн. Или введите все дни рождения в ваш смартфон, чтобы он напоминал вам о них минимум за неделю до события. Планируйте за неделю ужины с друзьями, одежду, необходимую работу по дому и т. д. Чем четче все будет расписано, тем меньше вам придется испытывать напряжения.
11. Перезагружайте свой мозг
Если ваши мысли вышли из-под контроля и превратились в шум, разгрузите свой мозг. Устройте перерыв на 5–10 минут и запишите всё, о чем в данный момент думаете. Вы обнаружите, что у вас много непродуктивных мыслей и «умственной жвачки», которую вы гоняете по кругу. Попробуйте видоизменять ненужные вам мысли — со временем вы научитесь мастерски разбираться с любым эмоциональным хламом.
Наше жилище — зеркальное отражение наших мыслей, эмоций и отношений. И наоборот. Вовремя избавляясь от хлама, вы создадите свободной пространство для продуктивной и легкой жизни.