каменный цветок тема о чем
«Каменный цветок» Бажова: краткое содержание и анализ
Павел Петрович Бажов – знаменитый русский и советский писатель. Он родился в 1879 году в семье горного мастера. Рудники и заводы окружали будущего писателя с детства. Его юность была связана с партизанской борьбой за советскую власть в восточном Казахстане (Усть-Каменогорск, Семипалатинск). В начале 1920-х будущий писатель вернулся на Урал, где начал записывать местный фольклор. Прославился Бажов своими рассказами, первый из которых был опубликован в 1936 году.
Истоки «Малахитовой шкатулки»
Павел Петрович услышал старинные уральские предания от сторожа Василия Хмелинина. Произошло это в конце 19 века, будущий писатель был еще подростком. Повествования рассказывали о горном деле, опасностях, подстерегавших рудокопов, красоте недр и редких камней.
Старинные легенды поразили воображение юноши. Спустя тридцать лет он вернулся в родные места и начал записывать предания, которые рассказывали старики. На основе сюжетных мотивов фольклорных легенд Бажов создал великолепные произведения. Писатель именовал их уральскими сказами. Позже они вышли отдельным сборником под названием «Малахитовая шкатулка».
Главные герои
Многие дети знают сказки «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок», «Горный мастер». Эти произведения реалистичны. Они подробно описывают быт уральских горных рабочих. Образы Степана, Настасьи, Данилы-мастера, Кати и других персонажей разработаны с глубокой психологической достоверностью. Однако в рассказах действуют и фантастические существа:
Писатель старается передать не только подлинный быт, но и живую речь своих героев. Прототипами персонажей были люди, которых Бажов знал с детства. Многие из них считались легендарными личностями своего времени. Их имена обессмертили народные предания.
Реальные персонажи
Прототип рассказчика Деда Слышко – сторож Василий Хмелинин, познакомивший молодого Бажова с уральскими легендами. Писатель знал бывшего заводского рабочего очень хорошо. Сторож пересыпал свою речь словечком «слышь-ко». Отсюда и прозвище.
Прототипом барина, периодически приезжавшего на рудники, был известный предприниматель Алексей Турчанинов, живший во времена императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Именно ему принадлежала идея художественной обработки малахита, о которой рассказывает Бажов в своих произведениях.
Прототипом Данилы стал известный русский мастер Зверев. Он был горщиком – так называли специалистов по добыче драгоценных и полудрагоценных камней. Данила Зверев, как и вдохновленный им литературный персонаж, отличался слабым здоровьем. За худобу и малый рост его называли Легоньким. У Данилы-мастера Бажова тоже есть прозвище – Недокормыш.
Медной горы хозяйка
Не менее интересны и фантастические персонажи уральских сказов. Один из них – Хозяйка Медной горы. Под внешностью прекрасной черноволосой женщины в зеленом платье с малахитовым узором скрывается могучая волшебница. Она – хранительница Уральских гор и рудников. Малахитница помогает настоящим профессионалам и творческим людям. Она освободила Степана от цепей, одарила его невесту Настю и дочь Танюшку, обучила Данилу секретам мастерства.
Хозяйка Медной горы заботится о своих подопечных и защищает их от злых людей. Она превратила жестокого приказчика Северьяна в глыбу камня. Могучая волшебница показана автором и как обычная женщина – благородная, любящая и страдающая. Она привязывается к Степану, но отпускает его к невесте.
Великий Полоз, Бабка Синюшка и Огневушка-поскакушка
«Каменный цветок» Бажова наполнен фантастическими образами. Один из них – Великий Полоз. Он – владелец всего золота в округе. Образ могучего змея есть в мифах и сказаниях многих народов. В уральских сказах фигурируют и дочери Великого Полоза – Медяницы.
Бабка Синюшка – персонаж с многочисленными истоками. Она – «родственница» Бабы-Яги из славянского фольклора. Синюшка – персонаж, стоящий на грани реального и потустороннего миров. Она предстает перед героем-человеком в двух обличиях – как молодая красавица и как старуха в синей одежде. Подобный персонаж есть в легендах народа манси, в старину населявшего Урал. Бабка Синюшка – важный образ местного фольклора. Ее появление связано с болотным газом, который издали наблюдали рудокопы. Загадочная синяя дымка будила воображение, вызывая появление нового фольклорного персонажа.
«Каменный цветок» Бажова связан с антропоморфными фантастическими образами. Один из них – Огневушка-поскакушка. Этот персонаж выглядит как веселая маленькая девочка. Она танцует в том месте, где есть залежи золота. Огневушка-поскакушка появляется перед старателями неожиданно. Ее танец восхищает присутствующих. Этот образ исследователи связывают с Золотой Бабой – древним божеством манси.
Серебряное копытце, Голубая змейка и Земляная кошка
Помимо фантастических героев, имеющих человеческий облик, в уральских сказах есть и персонажи-звери. Например, Серебряное копытце. Так называется одна из сказок Бажова. Серебряное копытце – это волшебный козел. Он выбивает из земли драгоценные камни. У него есть одно серебряное копыто. Им он бьет землю, из которой выскакивают изумруды и рубины.
«Каменный цветок» Бажова – один из рассказов сборника «Малахитовая шкатулка». Детям родители часто читают сказку «Голубая змейка». В ее центре находится фантастический персонаж, способный как одарить хорошего человека, так и покарать злодея. С одной стороны у Голубой змейки – золотая пыль, а с другой – черная. Где человек окажется, так и жизнь его пойдет. Голубая змейка золотой пылью отмечает месторождение драгоценного металла, которое находится близко к поверхности.
Еще один фантастический персонаж уральских сказов – Земляная кошка. Она связана с древнеславянской легендой о тайных кладах. Их охранял кот. У Бажова этот персонаж помогает найти дорогу девушке Дуняхе. Кошка ходит под землей. Только ее светящиеся уши видят люди над поверхностью. Реальным прототипом образа являются выбросы сернистого газа. Они часто принимают форму треугольника. Искрящийся сернистый газ напоминал старателям кошачьи уши.
Укорененные в родной земле
«Каменный цветок» Бажова входит в сборник «Малахитовая шкатулка», опубликованный в 1939 году. Это рассказ, адаптированный для детского восприятия. Сборник включает лучшие произведения писателя. Герои многих сказок состоят в родственных отношениях. Например, Танюшка из «Малахитовой шкатулки» – дочь Степана и Насти (героев «Медной горы Хозяйки»). А персонаж «Хрупкой веточки» Митюнька – сын Данилы и Кати («Каменный цветок», «Горный мастер»). Легко представить, что все герои уральских сказов – соседи, живущие в одной деревне. Однако их прототипы явно из разных эпох.
«Каменный цветок» – произведение уникальное. Его персонажи настолько колоритны, что не раз становились объектами творческой переработки. В них есть красота и правда. Герои Бажова – простые, искренние люди, сохраняющие связь с родной землей. В уральских сказах присутствуют приметы конкретной исторической эпохи. Это проявляется в описании домашней утвари, посуды, а также способов обработки камня, типичных для того или иного времени. Привлекает читателей и колоритная речь персонажей, пересыпанная характерными словечками и ласковыми прозвищами.
Творчество и красота
«Каменный цветок» – не только кладезь народных характеров и ярких фантастических образов. Герои уральских сказов – люди великодушные и благородные. Их стремления чисты. И за это, как всегда происходит в сказках, они получают награду – богатство, семейное счастье и уважение окружающих.
Многие положительные герои Бажова – люди творческие. Они умеют ценить красоту и стремятся к совершенству. Яркий пример – Данила-мастер. Его восхищение красотой камня привело к попытке создать произведение искусства – чашу в форме цветка. Но мастер остался недоволен своей работой. Ведь в ней не было чуда Божьего творения – настоящего цветка, от которого сердце замирает и стремится ввысь. В поисках совершенства Данила отправился к Хозяйке Медной горы.
Об этом рассказывает П. П. Бажов. «Каменный цветок», краткое содержание которого необходимо знать школьникам, стал основой для творческого понимания труда. Но Данила готов забыть свое мастерство, которому принес много жертв, ради счастья с любимой Катей.
Опытный ремесленник и его юный ученик
Начинается сказка «Каменный цветок» с описания старого мастера Прокопьича. Великолепный знаток своего дела, он оказался плохим педагогом. Мальчишек, которых по приказу барина приводил к Прокопьичу приказчик, мастер бил и наказывал. Но результата добиться не мог. Возможно, что и не хотел. О причинах этого писатель умалчивает. Очередного ученика Прокопьич возвращал приказчику. Все мальчики, по словам старого мастера, оказались неспособными постичь ремесло.
О тонкостях работы с малахитом пишет П. П.Бажов. «Каменный цветок», краткое содержание которого излагается в статье, непосредственно связан с тонкостями камнерезной работы. Ремесло это считалось в народе нездоровым из-за малахитовой пыли.
И вот привели к Прокопьичу Данилку Недокормыша. Паренек он был видный. Высокий и лицом ладный. Да только худой очень. Вот и прозвали его Недокормышем. Сиротой был Данила. Сначала определили его в барские покои. Но не вышло из Данилы прислужника. Он часто засматривался на красивые вещи – картины или драгоценности. И как будто не слышал барских приказов. По причине слабого здоровья не стал он и рудокопом.
Герой сказа Бажова «Каменный цветок» Данила отличался странной особенностью. Он мог долго смотреть на какой-нибудь предмет, например, травинку. Еще обладал он немалым терпением. Приказчик заметил это, когда парень молча сносил удары кнута. Поэтому Данилку отдали учиться к Прокопьичу.
Молодой мастер и стремление к совершенству
Талант мальчика проявился сразу. Старый мастер привязался к пареньку, относился к нему как к сыну. Со временем Данила окреп, стал сильным и здоровым. Научил его Прокопьич всему, что сам умел.
Павел Бажов, «Каменный цветок» и его содержание хорошо известны в России. Перелом в рассказе наступает в тот момент, когда Данила закончил обучение и стал настоящим мастером. Жил он в достатке и покое, но счастливым себя не чувствовал. Все хотел настоящую красоту камня в изделии отразить. Однажды старичок-малахитчик рассказал Данилу о цветке, который есть в саду Хозяйки Медной горы. С той поры не было у парня покоя, даже любовь невесты Кати не радовала. Так ему хотелось цветок увидеть.
Однажды искал Данила камень подходящий на руднике. И вдруг явилась ему Хозяйка Медной горы. Стал просить ее парень показать каменный цветок чудесный. Не хотела она, да сдалась. Когда увидел Данила прекрасные каменные деревья в волшебном саду, понял он, что не в силах создать ничего подобного. Загрустил мастер. А после и совсем ушел из дома накануне свадьбы. Найти его не смогли.
Что же было дальше?
Рассказ Бажова «Каменный цветок» заканчивается открытым финалом. Никто не знал, что случилось с парнем. Продолжение истории находим в рассказе «Горный мастер». Данилова невеста Катя замуж так и не вышла. Перебралась она в избу к Прокопьичу, стала смотреть за стариком. Решила Катя учиться ремеслу, чтобы заработок был. Когда умер старый мастер, стала девушка жить одна в его доме и поделки из малахита продавать. Камень чудесный находила она на Змеином руднике. А там вход в Медную гору был. И однажды увидела она Малахитницу. Чуяла Катя, что жив Данила. И потребовала она вернуть жениха. Оказалось, что Данила тогда к волшебнице прибежал. Не мог он жить без красоты чудесной. Но теперь попросил Данила Хозяйку отпустить его. Согласилась волшебница. Вернулись Данила и Катя в деревню и стали жить долго и счастливо.
Мораль сказки
Детям очень интересно читать сказы Бажова. «Каменный цветок» – талантливое произведение. Могучая сила (Хозяйка Медной горы) вознаградила одаренного мастера и его верную невесту. Не помешали их счастью пересуды односельчан, сплетни и злопыхательство. Писатель воссоздал настоящее народное предание. В нем есть место доброй волшебной силе и чистым человеческим чувствам. Идея произведения сложна для детского восприятия. Ребенку трудно понять, почему и как красота может завладеть человеческим сердцем.
Но все же каждого школьника стоит познакомить с таким автором, как Бажов. «Каменный цветок» – чему учит эта книга? У сказки есть мораль. Добрые, искренние и верные своим идеалам люди, несмотря на свои ошибки, будут вознаграждены. Об этом позаботятся силы природы, которых наши предки очеловечили в легендах. Бажов – единственный известный писатель советской России, который художественно обработал уральские сказания. Они связаны с рудниками, шахтами, горючими газами, тяжелой работой крепостных крестьян и чудесными драгоценностями, которые можно извлечь прямо из земли.
Навязчивая идея Данилы
Об этом пишет Бажов. «Каменный цветок», главная мысль которого заключается в преданности семье и призванию, рассказывает простым и понятным языком о великих человеческих ценностях. Но как же быть с идеей о разрушительной силе красоты? Смогут ли ее понять школьники? Возможно, навязчивые мысли Данилы о каменном цветке вызваны колдовством Хозяйки Медной горы. Но недовольство собственной работой появилось раньше знакомства с волшебницей.
Анализ «Каменного цветка» Бажова не позволяет ответить на этот вопрос однозначно. Можно трактовать проблему по-разному. Многое будет зависеть от возраста ребенка. Лучше сделать акцент на положительных качествах главных героев. Педагогическое значение произведения очень велико. А замысловатый сюжет, интрига и прием «продолжение следует» помогут привлечь внимание ребенка.
Уральские сказы в свое время получили много позитивных рецензий и положительный отзыв. «Каменный цветок», Бажов – эти слова должны быть знакомы каждому школьнику.
Бажов Павел «Каменный цветок»
Читательский дневник «Каменный цветок» Павла Бажова
Название: «Каменный цветок».
Жанр произведения: уральские сказы.
Главные герои: сирота Данила, мастер Прокопьич.
Второстепенные герои: Хозяйка Медной горы, Катя, приказчик.
Характеристика главных героев:
Данилушка — мастер на все руки.
Умный и хваткий. Одержимый камнем.
Прокопьич — строгий, но справедливый.
Выучил Данилку и оберегал его, как сына.
Характеристика второстепенных героев:
Приказчик — жадный, жестокий и суровый.
Катя — невеста Данилушки.
Добрая и милая девушка.
Хозяйка Медной горы — волшебный персонаж.
Хранительница подземных сокровищ.
Краткое содержание произведения «Каменный цветок»
Старый мастер Прокопьич долго искал себе ученика.
Наконец он взял к себе сиротку Данило, мальчика наблюдательного и понимающего камень.
Данило быстро стал мастером и приказчик стал нагружать паренька работой.
А потом и барин прислал чертёж чаши с листьями.
Не нравился Данило чертёж, решил он ещё одну чашу по дурман-цветку делать.
Всем понравилась чаша, но сам мастер был недоволен.
На смотринах невесты он услышал про цветок из камня, и стал его искать.
И однажды встретил Хозяйку Медной горы.
Волшебница отвела Данило в подземный сад и показала мастеру цветок из камня.
Загрустил Данило, понял, что повторить такую красоту не сможет.
Разбил он свою чашу, а в баринову плюнул.
План произведения:
Основная мысль сказа «Каменный цветок»
Главная мысль сказки заключается в том, предела совершенству нет.
Основная идея сказа в том, что нужно всегда стремиться стать лучше, овладеть новыми знаниями и умениями.
Но не ставить перед собой непосильных задач.
Чему учит произведение
Сказ учит быть терпеливыми и трудолюбивыми.
Учит самостоятельно добиваться поставленной задачи и не рассчитывать на помощь других.
Учит ценить жизнь и любовь, не делать работу единственным смыслом существования.
Краткий отзыв о сказке «Каменный цветок» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я пожалела не только главного героя мастера Данило, но и его невесту Катю, которая любила, но осталась одна.
Мне кажется, что Данило слишком увлёкся идеей создать идеальную чашу.
Он забыл о красоте обычной жизни.
Так поступать нельзя.
Эта история получилась одновременно трагической и поучительной.
Главный герой в конце исчезает, видимо, отправляется в волшебный подземный сад, познавать новые высоты мастерства.
И бросает людей, которые его любили.
Автору удалось написать интересную и поучительную сказку, в которой ярко показан быт ремесленников и мастеров Урала.
Она написана красивым русским языком.
Мне нравится одержимость героя.
Его стремление во что бы то ни стало достичь поставленной цели.
Но мне не понравилось, что, увлёкшись работой, мастер забыл про человечность.
Настоящая красота окружает нас всюду.
Надо просто уметь её увидеть.
А этого Данило так и не понял.
Я всем советую прочитать этот сказ и подумать о том, что никогда нельзя ставить мечты выше жизни.
Не следует стремиться к тому, чего достичь невозможно.
Нужно стараться быть лучше, но без фанатизма.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
— Не для барина, — говорит, — стараюсь.
Не могу из головы выбросить ту чашу.
Вижу, поди ко, какой у нас камень, а мы что с ним делаем?
Точим, да режем, да полер наводим и вовсе ни к чему.
Вот мне и припало желание так сделать, чтобы полную силу камня самому поглядеть и людям показать.
Ещё читательские дневники по произведениям Павла Бажова:
Библиотека произведений автора пополняется.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Бажов П. “Каменный цветок” Читательский дневник, краткое содержание
Бажов П. “Каменный цветок” Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Бажов Павел.
Название: «Каменный цветок».
Жанр: сказ.
Тема произведения: мастерство и труд.
Число страниц: 34.
Главные герои и их характеристика
О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Данило становится мастером по камню и стремится достичь совершенства. Он побывал у Хозяйки Медной горы, видел каменный цветок и мечтает создать такой же.
Сюжет – краткое содержание
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод, когда мальчик Данилко увидел на столе малахитовую доску и сразу сказал Прокопьичу, что зарез на ней сделан не с той стороны. Прокопьич поругал мальчика, но сам понимал, что зарез сделан неверно, а потому оставил мальца на обучение.
План произведения для пересказа
Главная мысль
Человек должен стремиться к совершенству, но должен и понимать, что предела совершенству нет.
Чему учит эта книга
Сказ учит трудолюбию, ответственности, стремлению достичь совершенства в своём деле. Учит не только работать, но и отдыхать. Учит не зацикливаться на одном, жить полноценной жизнью.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному
Мне понравился этот красивый сказ, но очень жаль Данилу. Он стал великим мастером, но слишком был поглощён своей работой. Он не видел, что в жизни есть много других интересных моментов, ради которых стоит жить. А потому и исчез, отправившись к Хозяйке Медной горы.
Новые слова и выражения
Вожгаться – работать, возиться.
Оплошка – ошибка, огрех.
Полысать – бить наотмашь, со всей силы, хлестать.
Пословицы к произведению
Дело мастера боится.
Век живи – век учись.
Пока талант получат, век учат.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Сделал дело – гуляй смело.
«Каменный цветок» — краткое содержание и пересказ сказа П. П. Бажова
Краткие сведения о произведении
Сказ «Каменный цветок» был написан Павлом Петровичем Бажовым в 1937 году и вошёл в сборник сказов «Малахитовая шкатулка». В основу произведения легли сказания уральских горнорабочих.
Для читательского дневника рекомендуем прочесть краткое содержание сказа, а его пересказ будет полезен при подготовке к уроку литературы.
В кратком содержании и пересказе использованы некоторые слова в таком виде, как они раньше говорились на Урале, например, парнишко, Данилко.
Главные герои сказа
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
На обучение к Прокопьичу, резчику по малахиту, приказчик направил сироту Данилку Недокормыша. К мастеру и раньше отправляли парнишек в ученики, но он отказывался их обучать — то ли не хотел открывать тайны своего мастерства, то ли считал их неспособными. Данилко пришёлся ему по нраву, так как сразу увидел красоту камня. Чтобы слабый парнишко поправился, Прокопьич давал ему много свободы, но приказчик, узнав об этом, стал давать ему задания на изделия из камня.
Барин решил определить уровень мастерства Данилки и приказал вырезать из малахита чашу на ножке. Барин остался доволен ею и прислал чертёж, по которому Данилко должен был сделать другую чашу с очень сложным узором. Такая работа была Данилке не по нраву — приходилось обрабатывать камень строго по чертежу, не учитывая красоту конкретного образца малахита. От этого в изделии красоты истинной нет.
Тогда задумал молодой мастер кроме этой чаши вырезать другую, в виде цветка, и чтобы красота камня была в ней видна. Мысли об этой работе не давали ему покоя, и Прокопьич решил его женить, чтобы дурь из головы вылетела. А Данилко и сам уже сговорился с Катей Летеминой, что поженятся после того, как заказ барина выполнит.
Готовую чашу, изготовленную по чертежу, другие мастера одобрили, а Данилко не видел в ней красоты. Услышал он от самого старого мастера, что тот постигнет красоту камня, кто увидит каменный цветок. Попадёт такой человек в горные мастера к Хозяйке и будет жить в горе. Очень захотелось парню взглянуть на тот каменный цветок.
Когда перед свадьбой пошёл он на Змеиную горку поискать подходящий малахит, ему явилась Хозяйка. Данила попросил показать каменный цветок, но она стала отговаривать, так как не будет у него другой радости, кроме истинного мастерства, и прежняя жизнь совсем будет немила. Напоминала о Прокопьиче, невесте, но парень упорно просил показать цветок. Повела Хозяйка Данилу в свой сад из самоцветов, увидел там он чудесные каменные цветы.
Вернулся домой Данило сам не свой. Разбил чашу, которую делал в виде цветка, и выбежал из дома. С той поры никто его не видел. Говорили, будто он, лишившись ума, сгинул в лесу. Другие были убеждены, что Данило стал горным мастером Хозяйки.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Не только мастера по мрамору славились, но и мастера по малахиту. В ту пору первым по мастерству был Прокопьич. Барин велел приказчику на выучку к нему «поставить» парнишек, чтобы переняли тонкости мастерства.
Но Прокопьич учил плохо: «всё у него с рывка да с тычка». Парнишке насадит шишек на голове, уши надерёт «да и говорит приказчику», что он неспособный к мастерству. Приказчик посылает мастеру другого парнишку, а тот снова говорит, что не гож для мастерства.
Так перебрали они много учеников. «Дошло дело до Данилки Недокормыша». Это был сирота лет двенадцати, очень худой мальчик с голубыми глазами и кудрявыми волосами. Сперва он служил казачком-прислужником при господах, но оказался нерасторопен, потому что картины и украшения его так завораживали, что он не слышал приказаний. Поняли, что хорошего слуги из него не выйдет, а на заводской или шахтёрской работе он не выдержит. Определили Данилку в подпаски. Здесь тоже он часто задумывался, разглядывал травинки, букашек, а коровы разбредались. Старый пастух хоть и жалел сироту, но укорял его, что нужно смотреть за коровами, а не на букашек, иначе можно в беду попасть.
Данилко хорошо научился играть на рожке, и мелодии у него выходили похожие на шум леса, птичьи переклики. Нравилась его игра людям, но беда вышла — когда пастух задремал, заигрался Данилушко на рожке и забыл про коров. Когда стали стадо собирать, недосчитались нескольких коров, а было тут место глухое, волчье.
За это выпороли пастуха, затем «господский палач» ударил Данилушку, а он молчит. Молчал и после следующих ударов, палач разъярился, что он не кричит, ещё пуще стал бить. Данилушко так и потерял сознание, ни разу не крикнув. Приказчик понял, что такого терпеливого парнишку надо отдать в ученики Прокопьичу.
Данилушко отлежался у бабушки Вихорихи, «она его на ноги поставила», вылечив травами. парнишко спрашивал её про травы, а она рассказывала. Спросил он как-то, все ли цветы она знает, которые растут в этих местах. Вихориха ответила, что те, которые открытые, все знает. А к неоткрытым относится «папор», который цветёт на Иванов день, — колдовской цветок. Есть ещё воровской цветок — он на разрыв траве растёт. В малахитовой горе растёт каменный цветок, который полную силу имеет в змеиный праздник. Кто тот цветок увидит, будет несчастным человеком. Отчего он будет несчастный, она не знала.
Приказчик, узнав, что парнишко немного поправился, отправил его учиться к Прокопьичу. Посмотрел тот на него и сказал, что такого слабенького ему не надо, но приказчик и слушать не стал: «Дано тебе — учи, не рассуждай!»
Увидев, что Данилушко стоит около станочка и малахитовую досточку разглядывает, Прокопьич спросил, что он тут «доглядывает». Парнишко ответил, что, на его взгляд, кромку надо отбивать с другой стороны, чтобы узор получше вышел. Удивился Прокопьич, что верно сказал Данилушко, и понял, что толк из него будет. Стал он по-доброму относиться к парнишке. Чтобы он поправил здоровье, мастер не стал сразу учить его мастерству — «пыль да отрава — живо зачахнет». Стал давать ему различные поручения по хозяйству: то за ягодами пошлёт, то щеглят наловить, то зимой с соседом за дровами в лес. Такая работа шла только на пользу здоровью, и Данилко стал поправляться.
Увидел как-то приказчик, что Данилушко удит рыбу, рассердился, что бездельничает, а не учится, и повёл к Прокопьичу. Приказал показать «чему его мастер выучил». Данилушко стал «рассказывать да показывать». Видит приказчик, что парнишко перенял мастерство у Прокопьича. Когда приказчик ушёл, старый мастер удивляться стал, что он и не учил парнишку, а тот всё понял. Данилушко сказал, что когда Прокопьич «показывал да рассказывал», он всё примечал. Так старику «это по сердцу пришлось», что он пообещал все секреты мастерства открыть парнишке.
Начал приказчик с той поры Данилушке работу давать: сначала попроще изделие, потом посложнее. «Так Данилушко и вырос за этой работой». Когда выточил он из цельного камня «зарукавье-змейку», приказчик признал его мастером и написал барину, что объявился новый мастер по малахитному делу — Данилко Недокормыш. Барин приказал, чтобы Данилко сделал «точёную чашу на ножке», после чего хотел решить отпустить ли его на оброк. Предупредил, чтобы Прокопьич при этом Данилке не помогал. Поэтому приказчик приказал парнишке делать работу у него, чтобы Прокопьич не помогал да не советовал.
Перед тем как идти Данилке работать к приказчику, старый мастер предупредил его, чтобы делал чашу, не торопясь. Данилушко так и работал сначала, но тоскливо ему было у приказчика, и он «сорвался в полную силу». Чашу сделал быстро, а приказчик велел ещё такую же делать. Так сделал парнишко три чаши. Написал приказчик барину, что новый мастер делает работу споро, и все чаши ему послал. Но тот назначил Данилушке оброк пустяковый и «не велел парня от Прокопьича брать — может-де вдвоём-то скорее придумают что новенькое». Вместе с письмом барин прислал чертёж чаши и приказ, чтобы Данилко точно такую сделал.
Отпустил приказчик Данилку к Прокопьичу и отдал ему чертёж. Стал парнишка делать чашу, работа была сложная, «а красоты ровно и вовсе нет». Прокопьич говорил, что раз придумали такую, «значит, им надо». Приказчик не разрешил отступать от чертежа, но, вспомнив наказ барина о том, не выдумают ли они что-нибудь новенькое, разрешил делать и другую работу, если Данилко захочет, но первую чашу сделать «по барскому чертежу».
Данилко стал думать, как же сделать чашу по-своему, и решил делать её «по дурман-цветку», но после того, как барину чашу по чертежу выточит.
Прокопьич, заметив, что Данилке нравилась Катя Летемина, стал «про женитьбу заговаривать». Данилушко сказал, что они с девушкой договорились пожениться после того, как чашу барскую сделает.
Когда чаша была готова, другие мастера хвалили работу парня, а он был недоволен — не нравилась, что в чаше этой не видна красота камня. Один древний старик, который ещё Прокопьича учил, предупредил Данилушку, чтобы эти думы он из головы выбросил, иначе попадёт «к Хозяйке в горные мастера». Рассказал он, что люди тех мастеров не видят. Живут они в горе, и что Хозяйке нужно, то они и делают, и изделия их чудесны. Эти мастера красоту поняли, потому что «цветок каменный видали». Но кто посмотрит на этот цветок, «тому белый свет не мил станет».
После этого стал Данилушко в лес ходить цветы разглядывать да думать, как чашу свою по дурман-цветку получше сделать, а жениться решил после того, как придумает чашу и камень для неё подберёт.
Искал он камень на Гумешках — медном руднике, всё не попадался подходящий. И вдруг услышал голос, сказавший, чтобы искал камень у Змеиной горки. Увидел Данилко женщину, будто из голубого тумана, потом видение исчезло. Догадался парень, что это сама Хозяйка.
На другой день на Змеиной горке нашёл Данилушко большой камень, очень подходящий для его задумки, привёз на лошади домой и принялся за чашу. Но всё недоволен был своей работой, не получалось показать всю красоту камня.
Решил Данилушко, что не подняться ему выше в мастерстве, и стал «торопить со свадьбой». Пришлась она «как раз около Змеиного праздника», когда, по поверью, все змеи в одно место собираются. И потянуло Данилку на Змеиную горку в последний раз сходить.
Пришёл он туда, подошёл к тому месту, где камень взял, там уже снежок припорошил землю. Сел отдохнуть и стал думать о каменном цветке: «Вот бы поглядеть!» Вдруг теплее стало, словно лето вернулось. Увидел Данилушко Медной горы Хозяйку, узнал её по «платью малахитову».
Сказала она, что будет ему камень, о каком мечтает. Попросил Данилушко Хозяйку показать цветок каменный, но она предупредила, что жалеть потом будет, ведь кто увидел цветок, сами возвращаются в гору, к ней, Хозяйке Медной горы. Попыталась отговорить парня, напомнила о Прокопьиче, Кате, но Данилушко упёрся: «Без цветка мне жизни нет. Покажи!»
Повела Хозяйка его в свой сад. Деревья и цветы в нём из чудесного камня, но точно живые. И «подвела та девица Данилушку» к кустам, на которых «большие зелёные колокольцы малахитовы и в каждом сурьмяная звёздочка», а звёздочки тихонько позванивают. «Ну, Данило-мастер, поглядел?» — спросила девица, а тот отвечает, что не найдёшь камня «чтобы так-то сделать». А Хозяйка сказала, что дала бы ему такой камень, если бы сам такой цветок придумал, а теперь не может. Рукой затем махнула, и очутился Данилушко снова на прежнем месте.
Пришёл он в посёлок, а там «у невесты вечеринка была». Сначала Данилушко старался веселиться, а потом загрустил. После вечеринки пришёл домой, разбил свой каменный дурман-цветок и выбежал. С той поры пропал куда-то Данилушко.
Одни говорили, что «ума лишился, в лесу сгинул», а другие — что служит горным мастером у Хозяйки.
Заключение к краткому пересказу
В сказе П. П. Бажова «Каменный цветок» раскрыты темы:
Идея этого произведения состоит в том, что истинное мастерство требует полного самоотречения. Но, стремясь в творчестве к идеалу, не нужно забывать о близких людях и приносить собственную жизнь в жертву искусству.
Краткое содержание может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.