картина в частной коллекции что это значит
Три правила формирования частной коллекции. Советы юриста
Много веков назад ценители произведений искусства начали настоящую охоту за подлинными шедеврами. Кто-то делал это, чтобы утолить жажду прекрасного, кто-то, чтобы выгодно инвестировать средства и получить прибыль от последующей продажи.
Как купить
Тому, кто раньше не сталкивался с вопросом приобретения произведений искусства, такое приобретение может показаться очень простым действием, не требующим каких-либо дополнительных усилий, кроме финансовых вложений. Однако, это не так. Зачастую, культурная ценность, попавшая на арт-рынок, обладает сомнительным провенансом: непонятно, кто выступил ее первоначальным продавцом и где гарантия подлинности ее происхождения.
Представьте, что российский предприниматель, отдыхая в Европе, в один из вечеров решил зайти в частную галерею из чистого любопытства и там увидел ту самую картину, которая должна украсить его кабинет. Любой ценой.
Продавец заверил покупателя, что картина подлинная, была написана в середине XIX века малоизвестным французским художником, предъявил заключение эксперта и пообещал, что все расходы и формальности, связанные с перевозкой, возьмет на себя. А если покупатель согласится на договор в устной форме и оплату наличными, то и скидку сделает. Покупатель знал правила арт-рынка и предпочел устным договоренностям договор в письменной форме.
Примерно через полгода счастливый обладатель картины показывал ее одному из своих знакомых искусствоведов, который порекомендовал отдать картину на повторную экспертизу в один из музеев. Этот совет он объяснил тем, что данная картина участвовала в выставке некоторое время назад, в ходе которой ее собственник заявлял, что продавать ее не собирается, а после смерти передаст музею.
Экспертиза показала, что приобретенная картина действительно является копией середины 1960-х годов и особой исторической или культурной ценности не представляет.
Благодаря наличию договора купли-продажи в письменной форме, в котором как предмет сделки называлась картина, написанная в середине XIX века, покупателю удалось расторгнуть договор и возвратить уплаченную сумму. При этом, если бы сделка совершалась в устной форме, вероятность удачного исхода такого спора была бы минимальной.
Как ввезти
Немало проблем может быть связано и с ввозом приобретенных за рубежом ценностей в Россию. Для перевозки объекта через границу важно узнать, может ли он быть признан культурной ценностью. При ввозе и вывозе произведений искусства через границу РФ осуществляется обязательная экспертиза для установления подлинности вещи, признаков культурной ценности.
Так, например, приобретая старинные часы на одном из главных уличных рынков Лондона Portobello road в Ноттинг Хилл, можно не подозревать о том, что при ввозе в Россию они могут быть признаны культурной ценностью, и вывоз их из России в дальнейшем будет возможен только на основании разрешительного документа или, при определенных условиях, вообще запрещен.
Если объект квалифицирован как культурная ценность особого значения, по закону его вывоз из России допускается только при условии принятия обязательства обратного ввоза. К таким ценностям относятся, например, художественные ценности и транспортные средства, созданные до 1917 года, мемориальные предметы, относящиеся к жизни выдающихся отечественных политических, государственных деятелей, национальных героев, деятелей науки, литературы и искусства и другие.
Все это необходимо учитывать при прохождении процедуры декларирования. Ошибки, допущенные при этом, исправить впоследствии даже в судебном порядке практически невозможно.
Поэтому следует крайне внимательно отнестись к описанию предмета в документах, представляемых в таможенные органы при декларировании, указанию его стоимости и возможности идентификации.
Как передать наследникам
Рано или поздно перед каждым коллекционером встает вопрос о передаче коллекции наследникам.
Для тех, кто коллекционирует или экспонирует ценности в России и владеет ими напрямую, актуальным остается вопрос применения норм российского наследственного права, в частности, норм об обязательной доле в наследстве, супружеской доле и правил наследования по закону (при отсутствии завещания). Если все указанные нормы не будут приняты во внимание при планировании наследования, коллекция может быть разделена и утрачена или даже присвоена наследниками, имеющими к ней доступ, вопреки воле наследодателя в течение шестимесячного периода принятия наследства.
Если речь идет о предметах искусства, находящихся за рубежом, применимой для частного владения конструкцией может быть отдельная персональная холдинговая структура, созданная в зарубежной юрисдикции, например, траст или частный фонд. Иногда такие структуры создаются для обособления разных коллекций и обеспечения их сохранности до передачи будущим поколениям.
И зарубежные структуры, и российские наследственные фонды позволяют вообще отказаться от передачи коллекции наследникам, а сохранить владение предметами искусства через такую структуру и передавать их музеям для экспонирования.
В целом, приобретение и владение предметами искусства и иными объектами коллекционирования может быть связано со значительными сложностями и рисками, не только описанными выше. В большинстве случаев такие риски могут быть существенно снижены при профессиональном сопровождении сделок с предметами искусства, разработке устойчивой структуры владения, соответствующей целям коллекционера и его личным интересам.
Частная коллекция
Источник:
ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 13.07.2007 N 113/2007-ОЗ
«О МУЗЕЯХ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Смотреть что такое «Частная коллекция» в других словарях:
Гжель — … Википедия
Шульга, Иван Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шульга. Иван Николаевич Шульга укр. Шульга Ιван Миколайович … Википедия
Список картин Пьера Огюста Ренуара 1862-1881 — Ниже перечислены картины французского живописца Пьера Огюста Ренуара, относящиеся к импрессионистскому периоду его творчества. Картина Название Год создания Техника Размеры (см) Галерея … Википедия
Картины на мазоните — (англ. Paintings on masonita) серия из 27 абстрактных картин, созданных Жоаном Миро летом 1936 года сразу после начала Гражданской войны в Испании 18 июля 1936 года. Картины выполнены маслом, песком, дёгтем и казеином на мазоните … Википедия
Яйца Фаберже — Экспозиция императорских яиц в Оружейной палате Яйца Фаберже … Википедия
Изделия Фаберже — Современные яйца Фаберже Яйца Фаберже знаменитая серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже. Серия создавалась между 1885 и 1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании 71 штуки, из которых… … Википедия
Яйцо Фаберже — Современные яйца Фаберже Яйца Фаберже знаменитая серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже. Серия создавалась между 1885 и 1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании 71 штуки, из которых… … Википедия
Фриан, Эмиль — Эмиль Фриан … Википедия
Список картин Франсиско Гойи — Портрет Франсиско Гойи работы Висенте Лопеса Портании … Википедия
Государственный архив Хабаровского края — Государственный архив Хабаровского края, (ГАХК) … Википедия
Записки охотника
21 апреля в Музее русского импрессионизма откроется выставка «Охотники за искусством». В экспозиции будет представлено более 70 работ русского и советского модернизма художников первой трети XX века — от Константина Коровина и Александра Бенуа до Казимира Малевича и Нико Пиросмани. Советскую эпоху эти картины пережили не в музеях, а в частных коллекциях — почти подпольных в стране, победившей частную собственность и буржуазные пережитки. Владимир Березовский, основатель галереи KGallery, рассказал Анне Аничковой о коллекционировании в советское время и о том, как шедевры обретают и меняют владельцев
Ленинскую максиму «искусство принадлежит народу» и через 30 лет после распада Советского Союза воспринимают буквально. Как отмечает куратор выставки «Охотники за искусством» Анастасия Винокурова, даже посетителям Музея русского импрессионизма, в котором она работает, трудно представить себе картины больших русских художников в частной, а не государственной собственности.
Беспощадная большевистская национализация, казалось, не могла оставить после себя даже намека на независимое, частное собрание искусства. На деле, как говорит Винокурова, «национализированы были в первую очередь огромные, всем известные коллекции». Коллекции поменьше, незамеченные государством, зачастую оказывались распроданы в самые трудные и голодные времена: в Первую мировую, гражданскую, Великую Отечественную. Тогда — в начале 40-х — появляются и первые советские коллекционеры.
Когда Сталин умрет, и советские собиратели искусства осторожно выйдут из подполья, окажется, что их социальный состав максимально неоднороден: военные врачи Александр Мясников и Николай Тимофеев, экономист Яков Рубинштейн, уролог Арам Абрамян, историк Сигизмунд Валк, искусствовед Санович, физик Илья Палеев (работы из их коллекций представлены на выставке). Винокурова сокрушается, что из-за небольшого выставочного пространства пришлось ограничиться лишь московским и ленинградским кружком собирателей. Однако даже при этих самоограничениях собрать экспозицию оказалось крайне нелегким делом — после распада Союза большинство коллекций рассеялись, растворились.
«Очень редко коллекции хранятся наследниками. Редкий пример такой сохранившейся, законсервированной коллекции тоже представлен на выставке. Это коллекция Ильи Исаковича Палеева, которую до сих пор хранит в Петербурге его сын, Владимир Ильич», —объясняет Винокурова. К тому же не все коллекционеры готовы показывать свои сокровища публике и обсуждать их провенанс. Одним из таких открытых «охотников за искусством» стал представитель молодого поколения советских коллекционеров и основатель питерской KGallery Владимир Березовский (чью коллекцию «Коммерсант» называет «музейного качества»). Мы попросили его рассказать истории пяти работ с выставки: на правах коллекционера, со-организатора и очевидца.
О времени и о себе
У меня в семье всегда что-то собирали. Дед был литератор и музыкант, он приобретал [искусство] когда-то еще очень давно. А потом мой отчим, Павленко Владимир Антонович (физик, руководил созданием первых в СССР масс-спектрометров. — Прим. The Blueprint), член-корреспондент, очень известный ученый. И в кругу ученых всегда было принято собирать. Ну и я мальчишкой там крутился. А мое коллекционирование началось, когда мне по наследству досталась небольшая коллекция от очень дальней родственницы, она внучатая племянница Станислава Жуковского, известного русско-польского пейзажиста. В том числе там были пейзажи Жуковского, были и Лансере, и Серов.
Я работал много лет в Балтийском морском пароходстве, это была высокооплачиваемая история. Потом по стечению обстоятельств я познакомился сначала с братьями Ржевскими, такие были знаменитые коллекционеры. Они уже начали представлять меня коллекционерам в Ленинграде. Вообще надо понимать, что это был довольно закрытый клуб. Это были Чудновский, Палеев, Эзрах (известные советские коллекционеры, причем первые двое, так же как и Павленко, физики. — Прим. The Blueprint). И в конце 80-х я сам начал активно коллекционировать. Для советской реальности это была такая отдушина, уход от действительности. Есть уже расхожая фраза — «внутренняя эмиграция». Это можно и к коллекционерам применить, потому что для них это и была такая вот вторая жизнь. Но все они были востребованы, работали, у них много времени отнимала и работа, и лекции.
«Петербург. Крыши в снегу», 1916
Собрание А. Ф. Чудновского
Ныне в собрании KGallery, Санкт-Петербург
Это одна из моих любимых работ. Когда я попал в дом Чудновского, самого Абрама Филипповича уже не было, я с ним не был знаком. Была его супруга Евгения Борисовна, его сын Феликс и Галина Павловна, его невестка. Мы подружились. И, в общем, как-то я приглянулся (это такой термин коллекционерский). Почему это важно? Потому что вещи из этих собраний не выходили на широкий рынок, их бережно передавали из рук в руки. «Петербург. Крыши в снегу» — замечательная абсолютно вещь, не характерная для их собрания, потому что у них собрание было все-таки более авангардное, более направленное.
Самое дорогое искусство в частных руках: Старые Мастера
ARTinvestment.RU 05 августа 2011
Двадцать самых дорогих произведений Старых Мастеров в частных коллекциях по версии онлайн-журнала theartwolf.com. При составлении списка в расчет брались только те работы, которые не экспонируются на постоянной основе
Далеко не все шедевры мирового искусства выставляются в музеях и галереях. Онлайн-журнал theartwolf.com составил список самых дорогих произведений (по собственной оценке составителей), которые находятся в частных коллекциях. AI предлагает его, а также краткие комментарии составителей вниманию наших читателей.
Все произведения в списке распределены их по трем категориям: работы Старых Мастеров, импрессионистов и модернистов, представителей современного искусства (по 20 работ в каждой категории). В расчет брались только те вещи, которые не экспонируются на постоянной основе в частных фондах и галереях, поэтому здесь вы не увидите произведений из таких частных организаций, как Фонд Гетти, Новая галерея в Нью-Йорке или Фонд Эмиля Бюрле в Цюрихе.
По идее составителей, список должен отражать примерную цену произведений искусства, если они попадут на открытый рынок. Учитывая это, в него не были включены некоторые важные работы, на экспорт которых сейчас наложен запрет (большая их часть находится в странах с жесткими экспортными ограничениями). Так, работы вроде «Портрета Яна Сикса» кисти Рембрандта или четвертой картины «Новеллы о Настаджио дельи Онести» кисти Боттичелли в списке отсутствуют.
«Диана и Каллисто» в паре с полотном «Диана и Актеон» являются блистательными работами из серии картин Тициана по мотивам «Метаморфоз» Овидия. В 2008 году герцог Сазерленд согласился уступить обе работы народу Великобритании за 100 миллионов фунтов. «Диана и Актеон» в 2009 была не без трудностей выкуплена за половину этой суммы британским государством. Вторую половину начнут выплачивать за «Диану и Каллисто» в 2013 году. Тем не менее цена каждой из картин на открытом рынке могла быть гораздо выше, суммарная стоимость этой пары, по оценкам специалистов, составляет 300 миллионов фунтов.
Эта работа, написанная уже 50-летним мастером, возможно, является одним из лучших автопортретов за всю историю — это правдивое и безжалостное изображение художника, который никогда не давал себе поблажек.
Ни одна работа Рембрандта подобного качества не появлялась на рынке в последние годы. Дилер, работающий с произведениями Старых Мастеров, Отто Науман (Otto Naumann) оценил другую работу — «Портрет Яна Сикса» — дороже 150 миллионов долларов. Автопортрет из коллекции герцога Сазерленда, хоть и меньший по размеру, в ценности ему не уступит.
Работа Веласкеса «Принц Бальтазар Карлос на коне» обладает несравненным для барочного произведения великолепием. Это одна из лучших работ Веласкеса, пожалуй, единственный его шедевр, до сих пор находящийся в частных руках. Картина, безусловно, украсила бы собрание любого крупного музея, если бы только герцог Вестминстер согласился ее продать.
Единственная крупная работа Веласкеса, которую «сравнительно» недавно удалось увидеть на торгах, — это «Портрет Хуана Парехи», купленный Музеем Метрополитен в 1971 году за 5,5 миллиона долларов (на тот момент крупнейшая цена молотка на произведение искусства). Конный портрет принца Бальтазара — это гораздо более серьезная работа мастера. Тем не менее некоторые сомнения составителей списка в атрибуции этой картины не позволили оценить работу дороже, в 100–150 миллионов долларов.
«Лютнист» — один из наиболее интересных сюжетов Караваджо. Существует три версии полотна, две из них находятся в частных коллекциях, а третья — в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Это выдающийся пример использования Караваджо светотени. Женоподобный юноша — частый гость на картинах художника, эксперты расходятся во мнениях по поводу того, кто был прототипом лютниста. На всех картинах также присутствуют элементы натюрморта (особенно ярким он получился на полотне из Бадминтон-хауса).
«Лютнист» из Бадминтон-хауса в 2007 году выставлялся в Галерее Лоуренса Сэлендера, отбывающего сейчас тюремный срок за мошенничество в особо крупных размерах. Опальный арт-дилер тогда хвастался, что эта картина Караваджо «самое дорогое из когда-либо проданных живописных произведений» (что не является правдой), и что стоить она может свыше 100 миллионов долларов (спорный вопрос). Работа «Лютнист» из Бадминтон-хауса в 2001 году ушла с молотка на Sotheby’s всего за 110 тысяч долларов, потому что тогда ее все еще полагали «копией последователя Караваджо». До сих пор существуют некоторые сомнения по поводу атрибуции этой версии картины, поэтому ее оценка может быть и ниже.
Ранний шедевр Тициана, возможно, лучший его портрет из тех, что до сих пор находятся в частных руках. Работа, написанная под влиянием Джорджоне, обладает блестящим провенансом.
В 2005 граф Галифакс решил продать «Портрет юноши», но даже объединенными усилиями лондонской Национальной галереи и Национальной галереи Шотландии собрать запрашиваемую сумму, свыше 50 миллионов фунтов, не удалось. Правда, не нашлось и других покупателей. Сейчас полотно снова арендуется Национальной галереей, однако фактически оно все еще выставлено на продажу со стартовой ценой 50 миллионов фунтов. На открытых торгах этот портрет может получить и более высокий эстимейт, если учесть, что другая мастерская работа Тициана — «Портрет Альфонсо д’Авалоса» — в 2003 году была куплена в частной сделке Музеем Гетти предположительно за 70 миллионов долларов.
Ранний шедевр Рембрандта, в котором художник весьма умело использует светотень и перспективу для лучшей передачи сюжета.
Для работ Рембрандта на религиозную тему рекордной является цена в 25,8 миллиона долларов, заплаченная в 2008 году на Sotheby’s за картину «Святой Иаков». Впрочем, картина с Иудой, по оценкам составителей списка, может стоить гораздо дороже.
Гольбейн написал три портрета Эразма Роттердамского, этот вариант — самый большой и тщательно выписанный. Этот шедевр ренессансного портретного искусства — одно из наиболее известных произведений Старых Мастеров, которое до сих пор находится в частных руках.
Другая важнейшая работа Гольбейна — «Мадонна Майера» — в середине июля текущего года была продана в частной сделке немецкому миллиардеру Рейнольду Вюрту дороже 70 миллионов долларов, несмотря на то, что на экспорт работы было наложено вето. Это крупнейшая сделка на арт-рынке Германии. Проводивший переговоры дилер Кристоф Граф Дуглас заявлял, что если бы была возможность вывезти картину за границу, ее бы купили и за 100 миллионов.
Написанная за год до картины «Призвание апостола Матфея», работа «Жертвоприношение Исаака» — это, возможно, лучшее творение Караваджо в частных руках — более зрелое, чем оба «Лютниста». Но некоторые сомнения в атрибуции полотна могут повлиять на его теоретическую оценку; не будь их, картина оценивалась бы не менее чем в 100 миллионов долларов.
Это один из трех написанных Веласкесом портретов испанской королевы Изабеллы Бурбонской (Французской). Портрет художник создал после возвращения из своей первой поездки в Италию, это одна из первых «зрелых» работ Веласкеса.
Сложно оценивать великого Веласкеса. Атрибуция ему «Портрета мужчины» из Музея Метрополитен подняла оценку полотна до 40 миллионов долларов. «Портрет Изабеллы» — вещь безусловно более значительная.
В 2007 году известный британский коллекционер и искусствовед Денис Махон (Denis Mahon) установил, что картина «Шулера» из его собрания, которую ранее считали копией одноименной картины Караваджо из Художественного музея Кимбелл, на самом деле является авторской версией полотна, а не работой одного из последователей мастера. Махон скончался в апреле этого года в возрасте 100 лет, однако не стоит ожидать, что эта жемчужина его коллекции попадет на аукцион: известно, что Махон собирался подарить ее Музею Эшмола при Оксфордском университете.
Версия картины «Шулера» из Музея Кимбелла была куплена в 1987 за примерно 15 миллионов долларов (с учетом инфляции около 27 миллионов). Арт-рынок высококлассных Старых Мастеров сейчас находится в стадии роста. Караваджо — «редкая птица» на аукционах, поэтому оценка в 60–80 миллионов кажется составителям списка справедливой.
Этот ранний шедевр Тициана, в котором чувствуется влияние Джорджоне и Джованни Беллини, более важен для его творчества, чем «Венера Анадиомена» из этой же коллекции (куплена за 11 миллионов фунтов Национальной галереей Шотландии; рыночная цена — 20 миллионов фунтов), но не такой ценный, как «Диана и Каллисто» (см. выше).
Выдающийся образец поздних портретов Рембрандта. Полтора столетия, с 1860-х, находится в коллекции Замка Пенрин в Уэльсе. В 2007 году амстердамский Рейксмюсеум, куда картина приехала на временную выставку, настойчиво пытался купить портрет. Сделка не состоялась, даже несмотря на то, что к 2008 году на покупку были собраны уже 34 миллиона евро. По неофициальным данным, картина все еще выставлена на продажу со стартовой ценой 40 миллионов фунтов.
Лучшие «Мадонны» Рафаэля, такие как «Бриджуотерская Мадонна», — входят в число наиболее узнаваемых произведений эпохи Ренессанса. «Мадонна» меньшего размера («Мадонна с гвоздиками») в 2004 году была куплена лондонской Национальной галереей за 22 миллиона фунтов. Рекордная цена за работу Рафаэля на аукционе была уплачена в декабре 2009 года на Christie’s: 47,9 миллиона долларов за рисунок «Голова музы».
Еще одна работа Рафаэля в списке самых дорогих полотен Старых Мастеров в частной собственности — прекрасное тондо «Святое семейство под пальмой» опять-таки из коллекции герцога Сазерленда. Пейзаж и фигуры на полотне напоминают нам о Леонардо.
«Знаменосец» относится к ряду портретов, написанных Рембрандтом в 1630-х, иногда не без помощи учеников. Известно, что не менее интересная работа «Минерва», созданная художником за год до «Знаменосца», в середине 2000-х была, по слухам, куплена за 45 миллионов долларов.
Тернер в своем лучшем проявлении. Лучшая работа Тернера в частной коллекции, почти абстракция. В 1984 ушла с молотка за рекордные по тем временам 7,3 миллиона фунтов. Текущий персональный рекорд Тернера — 29,7 миллиона фунтов (44 миллиона долларов) за «Современный Рим — Кампо Ваччино» (Sotheby’s, Лондон, июль 2010).
Эта чрезвычайно поэтичная работа была написана Констеблом спустя год после кончины супруги. Самая дорогая работа Констебла, проданная на открытых торгах, — «Запруда» (21 миллион долларов в 1990 году, что по нынешнему курсу примерно равняется 33 миллионам). «Вид на собор Солсбери», по сути, не только самая лучшая картина художника в частной собственности, но и одна из 5–6 лучших работ Констебла вообще.
Два очень известных портрета Рембрандта. Тем не менее, написанные 28-летним художником, «Портрету Катрины Хоогсат», созданному зрелым мастером, они уступают.
Материал подготовила Мария Онучина, AI
Как приобретать произведения искусства
Что сложнее купить – картину мастеров Ренессанса или чашку кофе?
Юрист скорее всего ответит, что принципиальной разницы нет: закон предъявляет к обеим сделкам почти одинаковые требования. Но приобретение подлинника дорогой картины все-таки требует куда более тщательной подготовки.
Как покупают предметы искусства
Купить арт-объект можно на аукционе, у галереи, антикварного салона, непосредственно у владельца или его представителя. Сделать это на аукционе в целом безопаснее, чем самостоятельно: хотя там есть своя специфика (например, внесение депозита), аукционный дом дорожит репутацией и отвечает за подлинность и юридическую чистоту лотов. Хороший пример – история с продажей Sotheby’s подделки полотна Пармиджанино: суд установил, что картина не является подлинной, и аукционный дом организовал выплату всей суммы покупателю.
В этом примере договор готовили юристы аукциона. Но если договор купли-продажи заключается с продавцом напрямую, покупатель имеет возможность настоять на включении выгодных для себя условий.
Предмет договора
Предмет договора – это сам арт-объект с его описанием. Базовым минимумом будет полное имя автора и название произведения. Нелишним будет добавить словесное описание, дату создания и фотографию объекта. Просто описать как «картина Тищенко» может быть недостаточно – в случае спора существует риск признания договора не заключенным.
Необходимо четко указать, является ли произведение подлинным. Так, в одном судебном разбирательстве аукционный дом, обвиняемый в продаже поддельной картины, ссылался на описание лота «ФИО художника (1862–1918) (?) наименование картины, холст «дублированный», масло, кракелюр», где знак вопроса, по его мнению, означал, что стороны понимали, что передается не оригинал. И хотя суд не согласился с ответчиком и присудил деньги покупателю, лучше не доводить дело до суда и добавить такое условие в договор.
Подлинность произведения
Самый сложный этап покупки произведения искусства – установление подлинности. Наиболее эффективным способом является экспертиза. В случае с картиной средняя стоимость – 20 000-50 000 руб., процесс занимает 15-20 рабочих дней.
Чем ценнее произведение, тем важнее привлечь нескольких экспертов. Например, для четырех работ Васнецова (считавшихся утраченными) были привлечены четыре специалиста, что обошлось в 150 000 руб. Но с учетом того, что работы были признаны подлинными и их стоимость измерялась миллионами долларов, затраты окупились сполна.
Стоит учесть, что провести экспертизу на предмет установления принадлежности произведения современному автору не всегда возможно. Так, суд принял во внимание аргумент эксперта о том, что предполагаемый художник является современным автором и «на территории России образцов его эталонных живописных работ… не имеется», а в их отсутствие «проведение экспертизы нецелесообразно и непрофессионально».
Если продавец и покупатель договорились о проведении экспертизы, необходимо согласовать, какая из сторон оплатит эту работу, какие эксперты будут привлечены, а также последствия отрицательного результата экспертизы.
Права продавца на предмет договора
У данного вопроса есть два аспекта: проверить доверенность и объем полномочий, если продавца представляет третье лицо, а также наличие прав на произведение у продавца и провенанс (историю владения объектом). И последнее гораздо сложнее.
Во многом именно от покупателя зависит, удастся ли его обмануть. Будет сложно защитить себя в суде, если картина куплена по устной договоренности и без каких-либо проверок (последствия для покупателя могут быть еще хуже, если покупка связана с легализацией доходов, полученных преступным путем). Поэтому желательно навести справки о продавце (от информации в интернете до опроса специалистов) и поискать данные о предполагаемой покупке в базах похищенных предметов искусств, например The Art Loss Register и так называемых «красных списках».
В Европе при покупке предмета искусства продавцы должны сообщать о фактах получения всех платежей и об источниках перечисления средств на сумму свыше 10 000 евро. К сожалению, в России аналогичных правил нет.
Заверения продавца
Если на экспертизу и проверку нет времени или средств, можно в договоре указать заверения продавца. Если они окажутся недостоверными, покупатель сможет требовать возмещения убытков. Желательно получить гарантии наличия прав на картину, отсутствия обременений (залога, ареста), а также ее подлинности.
Исключительные права
Картина – это не только холст, масло и рама, но и само изображение как объект интеллектуальной собственности.
Согласно российскому законодательству, при покупке оригинала произведения у автора или его наследников исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное. Это означает, что покупатель вправе демонстрировать произведение и воспроизводить его в каталогах, но не может осуществлять коммерческое использование изображения, иными словами, зарабатывать на нем.
При покупке оригинала у лица, обладающего исключительным правом на произведение, но не являющегося его автором (например, у галереи), исключительное право на произведение переходит к покупателю, если договором не предусмотрено иное.
Если коммерческое использование объекта предполагается, необходимо обратить внимание на включение такого положения в договор, иначе есть риск нарушить права автора.
Интерес представляет спор между музеем «Эрарта» и художником Дмитрием Шориным, который, продав музею картину «Пулково не принимает» и исключительные права на нее, разместил изображение картины на своем сайте и продавал ее репринты. Суд встал на сторону музея, поскольку в договоре явно предусмотрена передача прав на изображения с конкретным описанием их объема.
Транспортировка и страхование
Если для передачи картины требуется ее транспортировка из другой страны или даже соседнего дома, стороны должны предусмотреть, кто несет риск случайной гибели предмета, вопросы перевозки и страхования, оплаты соответствующих расходов.
Искусство и технологии
Не каждая покупка предмета искусства требует больших усилий: иногда стоимость картины существенно меньше, чем затраты на экспертизу, страхование и прочие услуги. Часто произведения приобретаются в рамках устных договоренностей, по знакомству, без документов. Право покупателя – закрыть глаза на формальности и насладиться покупкой, но действующее законодательство и реалии арт-рынка таковы, что покупатель более уязвим и должен проявлять осмотрительность.
Сейчас все больше сервисов упрощают покупку предметов искусства и делают ее более прозрачной. Искусственный интеллект научился распознавать подделки и в ближайшем будущем сможет упростить и ускорить проведение экспертиз, а блокчейн применяется для закрепления провенанса и организации аукционов. Потребности рынка искусства стимулируют развитие технологий, и очень интересно посмотреть, как это скажется на наших покупательских привычках.
Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов
Отвлекает реклама? С подпиской вы не увидите её на сайте
Наши проекты
Контакты
Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
Ведомости в Facebook
Ведомости в Twitter
Ведомости в Telegram
Ведомости в Instagram
Ведомости в Flipboard
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных