картины босха о чем они
Корабль дураков
«Корабль дураков», без всякого сомнения, является сатирой
На картине «Корабль дураков», монах и две монашки беззастенчиво развлекаются с крестьянами в лодке, имеющей шута в качестве рулевого. Возможно, это пародия на корабль Церкви, ведущий души к вечному спасению, а может, обвинение в похотливости и невоздержанности в адрес духовенства.
Пассажиры фантастического корабля, плывущие в «Страну Глупляндию», олицетворяют человеческие пороки. Гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Босх и реален, и символичен. Сам по себе созданный художником мир прекрасен, однако в нем царствуют глупость и зло.
Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.
Святой Антоний
У Босха изображение внутреннего конфликта человека, размышляющего о природе Зла, о лучшем и худшем, о желанном и запретном, вылилось в весьма точную картину порока. Антоний, силой своей, которую он получает по милости Божьей, противится шквалу порочных видений, а сможет ли всему этому сопротивляться обычный смертный?
Блудный сын
1503 год. Музей Бойманс ван Бейнинген, Роттердам.
В картине «Блудный сын» Иероним Босх истолковал свои представления о жизни
Герой картины — тощий, в разорванном платье и разных башмаках, иссохший и словно расплюснутый на плоскости — представлен в странном остановившемся и все же продолжающемся движении.
Он почти списан с натуры — во всяком случае, европейское искусство не знало до Босха такого изображения нищеты, — но в сухой источенности ее форм есть что-то от насекомого.
Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. Только природа остается чистой, бесконечной. Тусклый цвет картины выражает мысль Босха — серые, почти гризайльные тона объединяют и людей и природу. Это единство закономерно и естественно
.
Несение крестаУвенчание терновым венцомБесстрастный Христос помещен в центр композиции, однако главный здесь не он, а торжествующее Зло, принявшее образы мучителей. Зло представляется Босху естественным звеном в некоем предусмотренном порядке вещей. Иероним Босх Алтарь «Искушение святого Антония», 1505-1506 Центральная часть «Искушение святого Антония». Пространство картины буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами. Музыкальный АдПравая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов, использованных в качестве орудий пыток Творение или Земной Рай1505-1506. Музей Прадо, Мадрид, Испания. |
Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и носит название «Творение» или «Земной Рай».
Фантастический пейзаж художник населяет множеством реальных, а также нереальных видов флоры и фауны
На переднем плане этого ландшафта, запечатлевшего допотопный мир, изображена не сцена искушения или изгнания Адама и Евы из Рая, а их соединение Богом.
Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, Адама с Евой
В центре композиции поднимается Источник Жизни — высокое. тонкое, розовое сооружение, украшенный затейливой резьбой. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времен Александра Македонского. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем.
Сад земных наслаждений
Алтарь «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия — Luxuria.
Не стоит считать, что толпа обнаженных любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Для средневековой морали половой акт, который в XX веке научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.
Сотворение Мира
Внешние створки «Сотворение Мира» алтаря «Сад земных наслаждений». Босх изображает здесь третий день творения: сотворение земли, плоской и круглой, омываемой морем и помещенной в гигантскую сферу. Кроме того, изображена только что появившаяся растительность.
Этот редчайший, если не сказать уникальный, сюжет демонстрирует всю глубину и силу воображения Босха.
А откуда это все? Статью о Иерониме Босхе я пишу на ЯМ во второй раз.
Два дня назад я написала статью, вставила иллюстрации, выложила и…. Не судьба, видимо
Пока писала в первый раз, осознала, зачем пишу, чем хочу поделиться. ТАЙНОЙ
Любите ли Вы тайны? Стимулируют ли они Ваше творчество? Толкают на акт познания и творения?
О биографии Босха писать не буду – Википедия на что? Имя настоящее тоже там. И личная жизнь и общественная, и наследие и…. Все там – прочтите, если интересно. Я про Тайну.
Осталось 25 картин (включая триптихи) и, по-моему, 8 рисунков. И все. И это включает все. На фоне Босха современные художники кажутся скупцами, да и не только современные. Только вот Брейгель Старший, перечисляемый среди духовных наследников Босха, так же щедр на образы и мысли, пожалуй. Но это, конечно, мое личное мнение.
Всего 25 картин, океан образов, бесконечность фантазии, горы символизма, шахты подсознания, бесконечности трактовок и ничего в сухом остатке
Никто, ни современники, ни фрейдисты, ни сюрреалисты, ни психиатры, в конце концов, не могут объяснить почему, откуда и как он это рисовал?
Фрейдисты кричат – Подсознание, великое и ужастное(т тут не ошибка, заткнись ворд, это как Волшебник из страны Оз, великий и ужастный, именно с т, ужастный).
Безусловно. Но разве у всех остальных художников его времени Подсознание, великое и ужастное, отвалилось за ненадобностью? У них же тоже подсознание было… Ведь было же? Так почему ж, подсознание было, а образы эти берут начало …. и конец свой находят в Босхе. Все подражатели и последователи просто копируют Иеронима, не в состоянии родить ни одну химеру сами. Брейгель старший только идет рядом с Мастером, а не по следам его шагов. Но Брейгель и не испытывает необходимости копировать и множить демонов Босха.
И мы с вами обладаем подсознанием, сядьте нарисуйте хоть одну химеру. Чтоб даже вам было страшно, или не только вам, это у кого какие тараканы. Только, не делайте этого насмотревшись Босха – невольно скопируете, проверено, заражает, как грипп.
Нарисовали? Вас убеждает? Страшит? Интересует?
Всмотритесь сколько их
Всмотритесь – какие убедительные
Всмотритесь, красиво как
Термин «эстетизация безобразного» ну просто для мастера придуман.
Историки кричат – время то какое. Он столько всего видел в средневековой Европе!!
Но все остальное – не понимаю!
Хипари и панки неоднократно высказывали предположение, что, дескать, без хорошей дури таку фигню хрен нарисуешь.
Да, не вопрос! И дурь в средневековой Европе не под запретом, и просто в хлебе, ничего не подозревая, можно спорыньи отведать и потом всех соседей в колдовстве обвинять на основе очень убедительных голюнов. А психиатры еще и шизофрению предлагают к дури присоединить, паровозом.
А еще надо сказать, Босх очень сильный рисовальщик. Вот по этому рисунку мой друг биолог назвал мне латинское название совушки, изображенной Босхом. Именно совушки, блин.
И даже животных, которых никогда не видел, просто по описанию словестному и редким картинкам Босх рисует хорошо.
Слона с жирафом узнали.
Потом у нас игра была – угадай животное. Потом – угадай с натуры или нет. Потом – угадай часть животного. Потом – угадай символ. Последняя – самая интересная и очень сложная, современная символика подводит – средневековые символы сложнее и разноплановее. Попробуйте – если интересно, не заскучаете.
Потом появилась новая игра – найди заковыку.
Началась она с Братьев Стругацких – они утверждали, что где-то на картине Босха есть изображение автобуса… Двадцать лет ищу – может вам повезет – пришлите тогда фрагмент – умоляю.
Итак, автобус. А что еще не так? И мы начали рыть. Чего мы только не нашли. Начиная от рачков, которых не видно не вооруженным взглядом. И которые являются частью криля – основного корма тихоокеанских китов, и заканчивая прототипами космических кораблей будущего. Ну очень похоже. Автоклавы для выращивания клонов – одна из самых безбашенных идей, но вот предлагаю – найдите на картинах этот автоклав-инкубатор, просто интересно, это только наша ассоциация. Или нет…
А теперь внимание: взрослые люди, 21 век, художник умер 600 лет назад, а мы не можем от него оторваться, как научно-фантастический роман читать.
Наш Мистер Норма назван самым загадочным художником Европы.
Вот он наш Мистер Норма.
Есть другой автопортрет – старше чуть, и рисунок, а не картина маслом, но этот своим символизмом нам интереснее. Что же думал про себя сам художник? Как пригождается опыт наших игр! Сухое – будь то дерево или кости – символ сатаны, стоящее на плывущих по воде лодках – неустойчивость в вере, лестница – путь духовного восхождения, но даже неудобно упомянуть, в какое место эта лестница вставлена, дуплистость – внутренняя пустота в которой поселяются демоны, они там выпивают похоже и карты режутся. А если вы найдете этот фрагмент выше на картине, то увидите, что на голове нашего художника волынка играет и бал твориться, или твариться, т.к. тварей на балу не мало.
А какое лицо. Удивительные глаза…
Похоже нашего Мистера Норма видения, которые он рисовал, мучили и пугали не меньше нас…
А еще он почти монахом был, членом открытого монашеского братства.
А еще, его считали еретиком, историки, но не нашли подтверждения присутствия адамитов (секта) в современной Босху Европе.
А еще его считали чуть не святым – и не кто попало а прокатолический монарх тогдашней Испании Филипп Второй, и картины Босха куплены Филиппом для Эскориала.
А еще, люди посвященные считали Босха сильнейшим визором.
Самые известные картины Иеронима Босха
2. Несение креста (1510)
Дабы усилить впечатление высшей несправедливости и откровенной мерзости происходящего, Босх намеренно прибегает к гротеску. Пожалуй, никогда еще эфект предельного окарикатуривания персонажей в работах Босха не был доведен до такого совершенства.
Невзирая на свою декларативную двухмерность, работа обладает сильнейшим воздействием на зрителя, заставляя вглядываться в искаженные низменным чувствами лица персонажей с пристальным и болезненным интересом. В наши дни эта работа Иеронима Босха хранится в Музее изящных искусств в г. Гент.
«Семь смертных грехов и четыре последние вещи» — картина, предположительно относящаяся к ранеему периоду творчества Иеронима Босха.
Часто эту вещь Босха называют «столешницей» в соответствии с ее функциональным предназначением, которое она, впрочем, никогда не выполняла. Уже около трёхсот лет картина висит во дворце Эскориал под Мадридом, где она в свое время украшала спальню испанского короля Филиппа II.
Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, d[omi]n[u]s videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в секторах, — семь смертных грехов. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Описание каждого сектора по часовой стрелке:
Чревоугодие — тучный мужчина жадно поедает всё, что ставит на стол хозяйка, и не даёт поесть своему не менее тучному сыну. Его сосед жадно опустошает кувшин.
Праздность (Уныние) — мужчина лениво дремлет у камелька, его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках.
Похоть — две влюблённые пары наслаждаются под розовым тентом, а два шута развлекают их.
Гордыня — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в чепце.
Гнев — двое мужчин дерутся у дверей таверны, женщина пытается их разнять.
Зависть — пожилая пара в дверях завистливо смотрит на богача с ручным ястребом на руке, его слуга несёт большой мешок на плечах. Дочь пожилой пары флиртует с мужчиной через окно, её взор направлен на его увесистый кошелёк на поясе. Собаки иллюстрируют фламандскую пословицу: «Две собаки и только одна кость, нет согласия».
Алчность — продажный судья притворяется, что сочувственно слушает дело, представленное одной стороной в судебном процессе, лукаво принимая взятку от другой стороны.
Тем не менее, по формату, вытянутому по вертикали, и по своим размерам (92,6 х 30,8 см) она соответствует составленным вместе картинами «Корабль дураков» и «Аллегория чревоугодия и любострастия», что позволяет предположить, что когда-то эти и утраченные части составляли триптих «Семь смертных грехов».
«Ecce Homo» — картина, относящаяся к раннему периоду творчества Босха. Иисус, увенчанный терновым венцом, в кровь исхлёстанный бичами, стоит рядом с Пилатом и его спутниками перед толпой злобствующей черни. Диалог между Пилатом и народом передаётся готическими надписями. Из уст Пилата слышатся слова: «Ecce Homo» («Се человек»). Ответ толпы: «Crufige Eum» («Распни его!») ясен и без слов — достаточно взглянуть на исполненные ненависти лица и угрожающие движения стоящих внизу людей.
Глумливые, отчуждённые, просто злые или злобно-тупые лица сливаются в одиноглавого монстра, воплошщающего в себе всю пропасть вселенского зла. Босх обозначает язычество толпы странными, причудливыми одеяниями и головными уборами, в том числе и псевдовосточными тюрбанами. Традиционные символы зла — сова в нише над головой Пилата и гигантская жаба, распластавшаяся на щите одного из воинов внизу, — призваны усилить безысходную мрачность сцены.
На дальнем плане, за мостом, имеющим символический смысл перехода, грядущих перемен в судьбе, ответственного рубежа, требующего духовного преодоления, открывается панорама брабантского городка с крепостными башнями, собором, домами, увенчанными высокими ступенчатыми фронтонами.
На балконе одного из домов (скорее всего, ратуше) появляется красный флаг с белым полумесяцем, в христианском контексте — как знак «неверных» — символизирующий измену, предательство Христа. Враги Христа отождествляются с мусульманским миром, который в эпоху Босха и ещё много веков спустя владел святынями христианства.
7. Страшный суд (1504)
«Страшный суд» — триптих Иеронима Босха, выполненный в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга) и являющийся самым масштабным из уцелевших произведений Босха.
На эту тему было создано немало картин, отличающихся большой силой художественного воздействия, но ни один художник ни до, ни после Босха не обладал такой творческой энергией и способностью воплощать пугающее неведомое в столь фантастические образы. Это особенно видно по изображению преисподней.
Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. В наши дни триптих «Страшный суд» находится в Академии изобразительных искусств в г. Вена.
Чтобы верно понимать эту картину (как, впочем, и все прочие произведения непостижимого Босха), важно помнить главное: свою уникальную фантазию, до сих с успехом повергающую зрителя в состояние шока, Иероним Босх поставил на службу Церкви, бичуя грехи слабого человечества с поистине впечатляющей изобретательностью. читать полностью
«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Интересно, что подлинное название этого грандиозного произведения (389 х 220 см) кануло в лету. «Садом земных наслаждений» триптих гораздо позже окрестили исследователи. Незвирая на многолетнее изучение работы Босха специалистами, ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным, поскольку использованная Босхом символика допускает множество прочтений.
На левой створке триптиха изображён Бог, представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном и мирном Раю.
В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры.
В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порождённые его фантазией.
Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом.
Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие — торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений.
В наши дни триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» составляет гордость коллекции Музея Прадо в Мадриде. Об этой вещи Босха нельзя рассказать. А что можно сделать, так это придти в Прадо, расположиться напротив шедевра и плакать от ужаса и восторга, пытаясь сквозь слезы разглядеть все те восхитительные и страшные детали, которые можно рассматривать бесконечно.
Как и в ряде своих миниатюр, Босх расположил по кругу украшение из золотых переплетенных лент на черном фоне и надпись готическими буквами, тоже золотыми, наверху: Meester snijt die keye ras (Учитель, забери этот камень у меня поскорее ); и внизу: Myne name is lubbert das (Меня зовут Любберт Дас). читать полностью
В отличие от большинства других посвященных святому работ, изобилующих сценами извращенного насилия и мерзких соблазнов (из-за чего, собственно, люди и испытывают повышенный интерес к работам Босха), обстановку в этой картине можно назвать почти идиллической.
Ровно с тем же успехом картину «Искушение святого Антония» можно было бы назвать «Выходной день в Аду». Демонов, населяющих пространство картины, критически мало, и назвать их действия агрессивно-угрожающими при всем желании нельзя. Скорее, они имеют задумчиво-расслабленный вид, без особой спешки занимаясь приготовлениями к суровым будням. читать полностью
При составлении статьи были использованы графические и текстовые матеиалы из Википедии (Свободной Энциклопедии)