клуб 31 что это значит у красного дерева
Красное Дерево — о новой школе, рэп-баттлах и фите с группой Кровосток
В эфире STUDIO 21 побывал человек, стоявший у истоков русского рэпа, — Миша Краснодеревщик. Он объяснил, почему молчал семь лет перед релизом «Год дикой собаки», а также перечислил артистов новой школы, попавших к нему в плейлист.
О семилетней паузе перед альбомом «Год дикой собаки»:
После того, как мы с людьми, с которыми я двигался, разошлись по своим делам, я не мог сам включать микрофон, и так прошло семь лет. Всегда были другие дела, и что-то брало верх. Но потом случились события, которые дали мне понять, что без музыки я не смогу жить. Это очень личные грустные вещи.
Сейчас со мной рядом люди, которые меня поддерживают. Я как будто заново проснулся.
Об изменениях в индустрии:
Я вижу очень много свежего, нового, но не всегда интересного. У людей появилось больше возможностей доносить свой материал до слушателей. Раньше чтобы снять клип, нужны были вложения в режиссера. Сейчас можно все на фотик снять.
Сейчас есть обратная связь, а раньше ты бросал релиз в никуда, и на концерте кто-то, может быть, что-то крикнет. А здесь ты через пять минут все про себя узнал.
Об ориентирах в хип-хопе:
Когда я начинал заниматься музыкой, мы писали еще на кассеты при помощи двух магнитофонов. Слушал Wu-Tang, Onyx, Виталика White Hot Ice. Про последнего думал: «Я очень хочу так же».
О числе 31:
Может быть, это магия, может, я сам себе что-то придумал, но произошло несколько ситуаций, после которых эта цифра сама собой возникла. И люди, которые со мной рядом, — у них такая же штука с этим числом.
О новых артистах:
В моем плейлисте был Хаски, Дигга, Смоки… но это наверно не новая школа. Слушал «Белый блюз», хотел бы отметить, что это отличная работа. «Тюльпан» Дигги тоже зашел. У Pharaoh пара треков заходили, у GONE.Fludd. Может, я убью кого-то этими словами, но они были у меня в плейлисте. Что поделать, люди делают стиль. Под Big Baby Tape я качал дома. Мы с ним даже как-то списались, я ему респектнул, а он мне.
Я мог бы диссить кого-то за действия и поступки, но не за искусство.
Иногда мне просто нравится вайб, и я не придаю значения словам. Поэтому у меня больше французов, немцев и марокканских рэперов, для того чтобы не вылавливать тупые английские слова и не переводить их в своей голове.
О фите с группой Кровосток:
К сожалению, последний альбом не слушал, а так, конечно, слежу за ними. Тем более, что мы с Антоном Шило знакомы. Насколько я знаю, он не очень часто делает фиты, как и я, но мы с ним пересеклись. И это не просто так, у нас была ментальная связь.
О баттлах:
Когда два мужика кричат друг другу в лицо, а потом съезжают и обнимаются, мне это непонятно. Боксерский поединок менее оскорбителен, чем происходящее на баттлах. Я бы сто процентов не выдержал. Мое творчество идет от души, а здесь нужно к конкретной дате на определенного человека что-то накопать — для меня это чуждо, это не искусство.
Я смотрел баттл Гуфа и Птахи — три раза — и баттл Oxxxymiron против Johnyboy. Мне понравилось, как Окси все разложил технично и просто убрал оппонента.
О свободном времени:
Я люблю проводить время с семьей и друзьями, люблю возить сына на хоккей, смотреть, как он достигает результатов. Вообще дети — это самое главное. Я вижу, как мой сын старается, растет, это и есть мой рост тоже.
Но на данный момент все время отнимает музыка. Я люблю водить машину до студии и там сидеть. Даже тренируюсь я не так регулярно, как раньше.
О старых релизах:
Мне пришлось переслушать свои старые релизы перед концертом 9 ноября в «16 тонн». Я как будто на американских горках прокатился. Всю жизнь старался делать автобиографично — там имена людей, клички, ситуации. Многих уже в живых нет. Я как будто пересмотрел какой-то страшный сериал. Ощущение, что какой-то другой парень, очень жесткий, стелет.
Свое творчество сложно оценить. Я очень самокритичный и мнительный, иногда чересчур.
О сольном концерте в Москве:
Я ощутил самые лучшие эмоции и до сих пор их переживаю, потому что собрались очень близкие по духу люди, это было похоже на юбилей. Как будто я пригласил их к себе на 50-летие, и они кричали: «С днюхой!». Плавал на матрасе по рукам. И когда приехал домой, еще дня три чувствовал, как будто я на матрасе плыву по этим рукам.
В этом году концерт будет 2 ноября в клубе Red — мы сделаем еще круче, еще мощнее. Будут крутые гости.
О планах на 2019:
В планах у нас открыть маленький клуб 31, где будут собираться близкие по духу люди. Буду делать четвертый альбом, который мы даже начали, не успев выпустить третий. После концерта в Питере приступаем к съемке следующего клипа. Я бы даже снял небольшой сериал.
Понимаем красно-чёрное дерево. Часть 1: введение
Долгое время я воевал с красно-чёрным деревом (далее — КЧД). Вся информация, которую я находил, была в духе «листья и корень дерева всегда чёрные, ПОТОМУ ЧТО», «топ-5 свойств красно-чёрного дерева» или «3 случая при балансировке и 12 случаев при удалении ноды». Такой расклад меня не устраивал.
Мне не хотелось заучивать свойства дерева, псевдокод и варианты балансировки. Я хотел знать почему. Каким образом цвета помогают при балансировке? Почему у красной ноды не может быть красного потомка? Почему глубину дерева измеряют «чёрной высотой»?
Ответы на эти вопросы я получил только тогда, когда мне дали ссылку на лекцию про 2-3-дерево, с которого мы и начнём.
Эта статья разделена на 3 логические части. Я рекомендую прочитать их в указанном порядке. Первая часть будет направлена на введение в КЧД и знакомство с ним. Во второй части мы поговорим о балансировке и вставке в КЧД. В третьей, завершающей части, мы разберём процесс удаления ноды. Наберитесь терпения и приятного чтения:)
Дисклеймер
2-3-дерево
Чтобы понять красно-чёрное дерево, нужно понять 2-3-дерево.
Забегая вперед, скажу, что 2-3-дерево — это, по сути, родитель нашего КЧД, поэтому важно начать именно с него. Поймем 2-3-дерево — поймём и КЧД.
2-3-дерево — абстрактный тип данных, напоминающий по структуре дерево. В нодах 2-3-дерева может быть одно или два значения и два или три потомка (от чего зависит количество значений и потомков ноды, узнаем ниже). Ноду с одним значением и двумя потомками будем называть 2-нода, ноду с двумя значениями и тремя потомками — 3-нода. Объяснение я начну с создания такого дерева: это наглядно и просто. Но некоторые уточнения всё же нужны:
Итак, начнём с первой ноды, это число 5. Тут всё просто — 5 становится корнем.
Добавим число 12. Его мы также добавляем в корень (помним, что нода может иметь два значения), но теперь нам нужно отсортировать нашу ноду (сортировать два элемента, ха), т.е. уложить их в порядке возрастания. В итоге получается нода 5-12.
Добавим следующее число. Пусть это будет 17. Давайте пока добавим наш элемент в единственную ноду и снова отсортируем ее. Получилась нода 5-12-17.
Внимательный читатель заметит тут подвох — выше я говорил о том, что наши ноды могут содержать не более двух элементов. Вот тут и происходит магия! Мы берём средний элемент нашей ноды и проталкиваем его наверх. Итог виден на картинке. Корнем стало число 12, левым сыном — число 5, правым — 17.
То, что мы сделали выше, можно назвать балансировкой 2-3-дерева. Правило в этой балансировке простое: если в ноде оказывается 3 значения, среднее мы проталкиваем наверх. Алгоритм действий зависит от трёх условий:
Другие случаи балансировки 2-3-дерева
Окей, идём дальше. Давайте добавим число 3. Так как теперь мы не ограничиваемся одной нодой, спускаемся вниз. Понятно, что спуститься надо влево и добавить 3 к ноде со значением 5. Не забываем расставить 3 и 5 в нужном порядке. В итоге получилась нода 3-5.
Потерпите, мы близимся к самому интересному:)
Давайте добавим число 4, которое также пойдет налево и присоединится к ноде 3-5. Получится нода 3-4-5, которую, как мы уже знаем, нужно привести к нужному виду. Что делаем? Балансируем наше дерево, т.е. проталкиваем значение 4 наверх.
Теперь самое интересное. Помимо того, что мы добавим 4 к корню, мы также добавим корню третьего потомка — это будет нода, которая была больше 4. В нашем случае это 5. Картина будет выглядеть так:
Почему 5 не могла остаться на месте в своей ноде? Тут мы вспоминаем правило отсортированного дерева: значения меньше — слева, значения больше — справа. И так как 5 больше 4, мы не может оставить 5 слева, т.к. это нарушит наш инвариант. Поэтому ноде со значением 5 ничего не остаётся, кроме как переехать и стать потомком ноды 4-12 (кстати, если бы у 5 были потомки, они тоже переехали бы вместе с родителем).
Тут нужно сделать небольшую паузу и объяснить, как ориентироваться в нодах с тремя потомками. Всё просто:
А теперь посмотрите на то, что получилось. Смело можно заявить, что это отсортированное, сбалансированное 2-3-дерево. Значения меньше лежат слева, значения больше — справа (тут, как и в случае со значениями 4-5-12, мы считаем, что 5 лежит справа от 4 и слева от 12). Корень имеет 2 значения и 3 потомка, что абсолютно соответствует описанию дерева выше. Сейчас вы можете сами попробовать добавить любое значение, чтобы удостовериться, что вы поняли логику (что произойдёт с деревом, если добавить значение 7, а затем 9?).
Окей, с самим деревом, я надеюсь, разобрались. Ноды добавляются, дерево балансируется, искать можно, всё супер. Но есть нюансы.
Главный минус такой структуры в том, что она, в отличие от бинарного дерева, неудобна в реализации. Нужно следить за количеством потомков и значением, плюс за их порядком, балансировкой (и это я ещё не говорил про удаление). Красно-чёрное дерево решает эту проблему.
Красно-чёрное дерево
Как мы выяснили, главный недостаток 2-3-дерева — структура. Тогда давайте попробуем превратить его в бинарное дерево. Чтобы добиться этого, нам нужно простое представление для 3-ноды. Давайте разделим 3-ноду на две 2-ноды и свяжем их ссылками. Пометим эти ссылки каким-нибудь свойством, например, цветом, (возьмём красный), чтобы отличать такие ссылки в дереве от всех остальных.
Вообще говоря, мы не можем пометить сами ссылки, поэтому мы помечаем ноды.
Итак, перед вами красно-чёрное дерево. Далее мы разберём несколько свойств КЧД, которые я считаю важными (но я думаю, что уже из прочитанного выше многое стало ясно).
Свойства красно-чёрного дерева
Фактически мы разбираем не просто КЧД, а левостороннее КЧД — одну из имплементаций КЧД, в которой красные ноды могут находится только слева. То есть от 3-ноды мы всегда отделяем значение меньше (что и было сделано выше). По сути своей левостороннее КЧД ничем не отличается от обычного, за исключением того, что это более простая и понятная имплементация. Аналогично левостороннему КЧД существует и правостороннее КЧД (логику его додумайте сами).
1. Две красные ноды не могут идти подряд. Это свойство приобретает смысл, если мы знаем, что красная нода — это по сути часть 3-ноды в 2-3-дереве. Ну а если две красные ноды идут подряд, то получается 4-нода, которой у нас не существует:)
2. Корень дерева всегда чёрный. Опять же, тут всё понятно: красная нода не может существовать без потомка.
3. Все null-ноды (ноды, которые не имеют потомков) — чёрные. Почему именно так, для себя объяснений я не нашел. Но хочу сказать, что это довольно удобное правило, когда дело доходит до балансировки дерева.
Раз уж мы затронули null-ноды, то стоит сказать, что в дереве у всех нод всегда должно быть два потомка, а если ссылка на потомка нулевая, то ведёт она как раз в null-ноду. На самом деле, тут встаёт вопрос в реализации, мне было удобнее добавлять null-ноду (меньше проблем с итераторами, балансировкой и прочим).
4. Высота дерева измеряется только по чёрным нодам и называется «чёрной высотой». Тут опять всё в целом становится очевидным: красная нода является только дополнением к ноде чёрной, является её частью, поэтому высоту принято считать по чёрным нодам.
На этом введение подходит к концу. В следующей части мы поговорим о том, как вставлять ноды в дерево и балансировать его.
Грядет «Год Дикой Собаки». Интервью с Краснодеревщиком в преддверии выхода нового альбома
После нескольких лет молчания, Красное Дерево вновь напомнило о себе в 2018 году новыми треками, первым официальным видео «Осень», забитой под завязку концертной площадкой в Москве и о планах выпустить новый альбом. И Михаил Краснодеревщик не заставил долго ждать своих слушателей и уже завтра презентует свой новый альбом «Год Дикой Собаки». И мы, конечно, не отказали себе в возможности пообщаться с Михаилом и расспросить кое-какие подробности об этом релизе и не только.
Почему вдруг пропал после второго альбома? Ведь интерес у слушателей был! И в какой момент решил что «Всё, возвращаюсь, хватит молчать!»?
После 2-го альбома мы дали несколько концертов и разошлись по своим делам. А я не умею включать микрофон сам, так прошло 7 лет.
Что было тяжелее, молчать все эти годы или вновь напомнить о себе?
Это две тяжести стоящие друг друга. Илюха (ОДИН.ВОСЕМЬ) посоветовал сделать акаунт в Instagram. Я сделал, почитал, что мне пишут и не мог уже не делать, понеслась короче…
За эти 7 лет, появлялось ли желание вновь ворваться в рэп? Может под каким альтер-эго?
Иногда возникало конечно, но что-то всегда брало верх. Видно было не время.
Какой первый трек записал и как долго работал над ним? Волнительно было потом поделиться в соц.сетях и следить за реакцией?
Первый трэк который написал «Вечный карантин», а записал и выпустил «#мишавделе» и я долго очень редко работаю над треками, обычно это как вспышка. Конечно, скорость обратной связи до сих пор меня удивляет, но волнения нет, просто дыхание захватывает
Как думаешь, как сегодня выглядит потенциальный слушатель твоего нового альбома?
Про слушателя вообще трудно сказать, но концерт в Москве показал, что это близкие по духу и конкретные люди.
Откуда появилось такое название «Год дикой собаки»? Это связано с годом рождения?
По названию, очевидно, что этот год очень сильно повлиял на меня и мое окружение и год рождения здесь играет роль. Лютый год. Но 31 снова в деле.
Расскажи тем, кто не в курсе, что такое прайд и почему «31»?
Чем работа над новым альбомом отличалась от предыдущих двух?
Эта работа отличалась тем, что весь альбом мы записали, свели и мастернули сами у Димона и тем что добрая часть битов сделана не нами. Я соскучился и это было стремительно. Не знаю как, но альбом получился сам.
Все треки родились в 2018 году или какие-то идеи вынашивал ранее в голове?
Всё написал и записал за несколько месяцев. Сейчас заканчиваем ремонт и 31records стартует с новыми силами.
Доволен тем, каким он получился?
Нет предела для роста, я слишком самокритичен, чтобы особо радоваться.
Каких результатов ждешь после выхода, чтоб ты остался доволен проделанной работой? (Попадание в топ чартов или чьё то одобрение)
Не жду ничего, хочу чтобы люди кому интересно, почувствовали мой Вайб. Удовольствие доставит сам выход. Никогда не думал, что будет 3-ий. Теперь знаю точно, что будет 4-ый.
Твой любимый трек с альбома?
Любимый наверное «Березовый сок», но все они мои дети. Это очень крутой период жизни, это то, без чего я не я. Отдельно отмечу работу над «Бензином» с 25/17, получил массу позитива.
Остались треки, что не вошли в альбом?
Несколько треков не попали, какие-то я захотел выпустить отдельно синглами, некоторые дэмки отправленные на фиты, не успели вернуться. И я хотел 13 трэков, они сами и собрались.
Сценарии для клипов сам придумываешь или полностью задумка режиссеров?
Клипов всего сняли 3 из которых вышло пока 2 и все идеи и локации продумывали совместно с режиссёром.
Есть желание гастролировать с новым альбомом?
Впереди есть несколько презентаций:
30.03.19 г. Санкт-Петербург VNVNC concert hall, билеты здесь
14.06.19 г. Ярославль, билеты и инфо здесь
02.11.19 г. Москва клуб «Red”
Кто мешал и кто помогал при работе над альбомом?
При записи очень помог и поддержал Илюха(ОДИН.ВОСЕМЬ), 5 битов сделал Димон, всё записал, свёл и мастернул. Я благодарен всем кто был рядом и поддерживал, мы на связи 24/7, 31 в деле. Тем кто не хотел, чтобы материал увидел свет, отдельное спасибо, не срослось, мы двигаемся дальше.
Чьи биты еще услышим на этом релизе, помимо Димона?
Как думаешь, заинтересует ли альбом молодую публику и вкатит ли релиз твоим старым фанатам?
Не делаю ставок на творчество, делаю как могу и то что нравиться, с теми кто близок. Впереди много планов и я наслаждаюсь этим временем.
На сколько твой образ в треках соответствует тебе в жизни?
Кто знает меня, тот услышит как всегда в альбоме отдельные отрывки наших запутанных жизней. Всё как и прошлые 2 релиза очень автобиографично, к сожалению.
Кстати, у тебя же за эти годы вырос сын. Дашь ему послушать релиз или он уже слышал?
Сын такой взрослый, что послушает по своей подписке в тунце. Это неизбежно.
Следил за зарубежной и нашей сценой? Кого за эти годы, что о тебе не было слышно, отметил бы?
За нашей не очень внимательно. Слушал по большей части неизвестных немецких, французских и марокканских фрэшмэнов. Тех с кем хотелось бы фитануть, не хотелось бы называть. Наверное пути должны как-то пересечься.
К кому хотел бы ворваться на релиз/трек или кого б хотел затянуть на свой трек?
Делаем для себя, но талантливые молодые исполнители при определённом стечении обстоятельств могут залететь. Почему нет?
Кстати, в твоих соц.сетях появлялись фото со Слимом, TrueТнем, стоит ли ждать чего то совместного с ними?
Фиты готовятся интересные, но пока не будем называть имён
Надеемся, что твой камбэк всколыхнет и взбодрит рус.рэп, почему бы и нет!
Спасибо всем кто верил, 31 двигается дальше! Альбом уже в предзаказе в iTunes и GooglePlay Дата релиза 22.03.19.
«В 13 лет я уже был мужчиной, подул и сделал себе татуху». Михаил Краснодеревщик — о своем прошлом и настоящем
“Я ни разу не давал таких интервьюх”, — говорит Михаил Краснодеревщик. Мы едем в его предствительном черном “инфинити” где-то по южной окраине Москвы. В стереосистеме играет французский трэп.
“А хочешь, я поставлю плейлист моего сына?”. Он запускает с Apple Music подборку, там Хаски, 6ix9ne, другие рэперы новой школы. И очень радуется, когда обнаруживает среди них свою новую песню “Миша в деле”.
Сейчас у Михаила камбэк — он возвращается после семилетнего перерыва, который прошел с тех пор, как у него вышел последний альбом “К.И.Д.О.К”. И за которые русский рэп успел измениться уже пару раз. Он опубликовал несколько новых треков: в них обновленный звук пытается ужиться с фирменной брутальной подачей, из-за которой музыку Михаила когда-то назвали “непримиримым рагга-шансоном”. На этой неделе у него прошел концерт в клуб «16 тонн» — с аншлагом, за неделю до него билеты уже нельзя было купить.
Во многом возвращение случилось благодаря соцсетям. В начале 2018 года Краснодеревщик завел инстаграм и удивился фидбэку от поклонников. “Я не ожидал такого, это реально дает силы. Есть критика, но меня пугает процент позитива. Такой обратной связи я не помню. Мои подписчики вообще душевные!”. Он даже провел несколько трансляций, где комментировал музыку ATL (“красавец!”), Хаски (“это круто, уважаю!”), Miyagi (“есть темы, молодец!”). “Я любитель новой школы”, — тут же говорит он мне. Ого!
— Старых поклонников не отпугивает новый звук?
— Это не звук другой, просто тип колонки не поменял, и у него бас нормально не звучит, — смеется Михаил.
Это созвучно с тем, что говорится в новой песне. “Твои старые колонки больше не вывозят бас”, — ставит он точку в вопросах взаимоотношений старой и новой школ.
Завтра с утра он едет на съемку нового клипа, очень скоро открывает барбершоп и тату-салон. Часто в его речи звучит слово “прайд”, “прайд” — это родные и близкие по духу, те, кто всегда рядом. Сейчас мы подъезжаем к загородному коттеджу. На лестнице нас встречает лай собак. У Михаила их две; я почему-то готовлюсь к бойцовским породам, но нет — джек-рассел и мальтипу. “Собаки это сила, — говорит он. — Понимаешь, почему мне нравится жить в большом доме? Мы с сыном иногда садимся на квадрик и едем на рыбалку”.
Внизу у Михаила обустроено что-то вроде домашней качалки: стоят тренажеры, на столе большая переносная колонка. Тут он пишет новые песни. “Я беру колонки и бумажки — по-старому пишу. Иногда до утра тут сижу”.
Первое интервью Краснодеревщика (всего на моей памяти их было два) вышло в 2007 году в издании Billboard. Я нашел номер журнала и выписал оттуда пару знаковых цитат. Про наркотики (“Я пробовал все, я ходячая энциклопедия в этом вопросе”) и про криминальное детство (“Собирались у кинотеатра. Два удара — деньги в кармане”).
— Мы по детству жгли, да. У нас все делились на две категории: те, кто из дома крысил, и те, кто пытался сделать это на улице и наоборот, домой принести. Глупо же без денег жить. У меня большую жалость вызывает мужчина без денег, чем мужчина, который рискует.
— У тебя самого это было?
— Да. Мы все из таких семей, не совсем богатых. Пришлось повариться в этом. Я был в разных организациях, которые помогают справиться с этим. Ну и в целом, у меня хватило сил.
О своих университетах Михаил рассказывает так: “В 13 лет я уже был мужчиной, подул и сделал себе татуху”. Начал слушать хип-хоп — с особенной радостью он вспоминает что успел взять автограф у Михея — и пробовать писать свои песни. В 16 первый раз выступил в кинотеатре “Авангард”, публика восприняла это в штыки: “Оттуда мы бежали — нас хотели забить толпой. Бычье по ходу не приняло хип-хоп”. В 18 лет ушел из дома и начал жить с девушкой — на ней женат до сих пор.
— Мы двигались круглосуточно. Ночевали на улице, и когда ноги промокали, мы покупали носки, переодевали их в подъезде и шли двигаться дальше.
Первый трек ему помог записать Маленький Мук, участник группы Дерево Жизни и тогдашнее лицо московского андеграунда — с ним познакомила подруга будущей жены. “Она мне говорит, что парень ее подруги — Маленький Мук. Я говорю: “Не может быть! Звони ему тут же!”
“Я начинаю читать Муку свой рэп, он говорит: “Слушай, в этом есть тема. Давай я отвезу тебя на студию”. Я офигел: “В реальную студию? Где в микрофон читать можно?”. Мы договорились встретиться на метро Тушинская. Приехали, стоят три парня. Садимся в маршрутку, едем. Приезжаем в деревню. Стоит дом деревенский, баня. Открываем дверь в баню, собака лает. Захожу туда, а там пацаны сидят, рэп читают”.
Лай собаки и скрип двери можно услышать в песне “Дрова”, на долгое время ставшей визитной карточкой Краснодеревщика: под скупой бит с сэмплом из Анны Герман он узнаваемым хриповатым голосом выдает в микрофон только-только зарифмованный поток сознания. Тут дело даже не в тексте и даже не в рассыпанных щедрой горстью панчлайнах, а в голосе Михаила, который сам по себе музыкальный инструмент — даже сейчас, включив ее, можно зарядиться порцией клокочущей энергии. Песня записывалась в той самой бане. “Получилось так: криминальный элемент попал к музыкантам, — вспоминает Краснодеревщик. — Я сел, как в школе, сложил руки и просто офигел. Меня реально это прикололо”.
Там же он встретил Андрея Бледного, фронтмена группы Иезекииль 25/17, про которого вспоминает: “Очень целеустремленный человек. Сразу было видно — не размазня”.
С Антоном Шило Михаил записал совместную песню. Познакомил их Руставели. Случай нерядовой — совместки Михаил не писал принципиально (Шило — тоже).
“Мне звонили разные люди, которые сейчас популярны, и предлагали сделать совместки. Как я на это реагировал? Говорю: “Братан, ты понимаешь, надо же, чтобы мы побухали, подули, чтобы ты меня домой тащил?”. А без этого всего я не могу писать! Не знаю я тебя!”. Вот такой я был максималист”.
— Когда последний раз общался с Шило?
— Давно. Но я написал ему недавно — есть минус для него, не знаю, получится или нет что-то сделать, но я ему закину!”.
В середине двухтысячных слово “хайп” было не в ходу, но можно сказать, что тогда вокруг Краснодеревщика образовался микрохайп. С ним хотел работать Толмацкий, его звал на свой фестиваль Иван Шаповалов, трикстер тогдашнего шоу-бизнеса, продюсировавший группу t.A.T.u.. Сам он предпочитал оставаться в стороне от этого — и зарубал на корню все сыпавшиеся предложения
Обложки двух альбомов Краснодеревщика висят здесь же, любовно загнанные под стекло — не чтобы гордиться, а “для мотивации”. Я читаю список пожеланий на первом альбоме:
“Здоровья — родным и близким”. “Честные весы — ореховским дилерам”. “Сломанные конечности — четырехглазому дятлу из пятого”.
— Что он тебе сделал?
— Сдал мусорам! Как раз когда альбом выходил.
“Я жил с дедом, и он все время участвовал в тусах, которые были дома. В соседней комнате сидел, но выходил иногда, общался с ребятами по синей теме. Я подумал, что нормально будет взять его в коллектив. Посмотри на фото, он там в адидасовском костюме и с ружьем — как в фильме “Не грози Южному Централу”.
Михаила Дмитриевича не стало в 2010 году.
Тогдашние концерты Краснодеревщика — отдельный сборник историй. В 2006 году он встретил свой день рождения в магнитогорском отделении милиции.
“Организатор повел себя некорректно и решил отжать у нас лаве. А раньше была другая система — деньги мы всегда возили с собой. Нас заперли в каком-то помещении, вызвали своих местных гангстеров. Вместе с ними приехала милиция. А нас криминальные элементы ждут у отдела. Что мы делаем? Отдаем ментам нормальную сумму и уезжаем на их машине. А это моя днюха, я говорю: “Купите себе ящик пива и мне ящик”. Прямо в отделе отметили днюху, менты сидели и слушали наши треки. Мои, правда, пришлось перематывать”.
География выступлений Краснодеревщика удивительная, в 2018 году она кажется чем-то из ряда вон выходящим: Украина, Сибирь, Германия, Дагестан. “Я везде выступал, и мне везде кричали: “Мишаня, жги!”. В Махачкалу поехал интересный состав: Руставели, MC LE, Димон и я — люди разных национальностей и разных религий. Встречали нас вообще жесть, я такого никогда не видел. Нам ставили много коньяка, и к концу концерта я был уже никакой. Один дагестанец взял меня на руки и понес к морю — чтобы я потрогал Каспийское море”.
“Потом мы, синие, не могли успеть в самолет. И человек, который все это организовывал, задержал самолет на 30 минут. Мы заехали на машине прямо на полосу, на нас все смотрят недовольно — а мы с кинжалами наперевес. Купили их с собой как сувениры!”.
Сейчас Михаил не пьет. “С тех пор, как перестал гастролировать, завязал с алкоголем. Только на похоронах позволяю себе”.
Следующего альбома Красного Дерева пришлось ждать семь лет. На вопроc, что музыкант делал все это время, он отвечает туманно — занимался разными бизнес-проектами, без конкретики. В это же время у него родился сын — начался семейный быт. Это возможно, вредило продуктивности, но самой музыке — нет. “Музон всегда был рядом, я чувствовал в нем себя. Жалею тех, кто не чувствует этих вибраций”.
Я смотрю на разворот второй пластинки “К.И.Д.О.К”: там изображены трое людей — сам Михаил, гитарист Тюха и человек с трубой. Последний — Антон Кузнецов, сейчас известный как Антоха МС. Краснодеревщик был знаком с его братом, вместе они позвали молодого музыканта подыграть на трубе. Антон, живший неподалеку, прилежно ходил строить студию, помогал обклеивать ее стены поролоном, а вместе с этим участвовал в записи альбома. Потом он ездил с Красным Деревом на гастроли.
На втором альбоме есть две песни с его голосом, в том числе фантастический сторителлинг “Район, базар и медные трубы”: в ней Антоха читает от лица отличника, который возвращается из музыкалки, а Краснодеревщик — районного громилы. Что было дальше, интересно? Финал у песни оптимистичный: оба находят общий язык и начинается совместный джем с соло на трубе.
Я вспоминаю Антоху — неразговорчивого, скромного, ездящего 60 км/ч на своей старенькой “джете”. По ощущениям, он и татуированный Михаил на черном джипе — люди из разных миров.
— Что вас с ним вообще связывало?
— Он музыкант, поэтому он вписался сюда органично. Он сидел с нами на студии, рос музыкально семимильными шагами. Знаешь, я рад, что своеобразным трамплином для него было мое — может, грубое, может жестковатое — творчество! Мне это очень приятно.
На альбоме “К.И.Д.О.К” есть очень трогательная песня “Сынок” — гитарная рэп-баллада, сильно контрастирующая с другим материалом. Ее открывает голос на тот момент трехлетнего сына Краснодеревщика (в треклисте он обозначен как Михалыч). Сейчас Михалычу девять лет, он занимается хоккеем, и Михаил иногда выкладывает в инстаграм-сториз видео его матчей.
Мне всегда было интересно, как меняется творчество человека, который свои лучшие вещи записал в состоянии кипящей и сложной молодости, а потом ворвался в неторопливый семейный быт. И как он сам себе объясняет, зачем продолжает этим заниматься — в ходе разговора Михаил не раз дал понять, что основной его доход “совсем не от рэпа”.
— Полгода назад я еще не мог такого представить. Я не чувствовал энергии, что меня кто-то помнит, знает. А когда это понял, то просто почувствовал, что людям это надо. Через несколько месяцев коллективу Красное Дерево будет 18 лет. Я когда задумался об этом, я просто охерел. В этом и есть прикол — когда ты можешь вернуться к любимому делу спустя семь лет».
Я снова включил “Миша в деле”. “И ты нас не встретишь утром на вялой работе”, — поется в ней. Там же есть строчка: “Наш путь был очень долгим, но мы в деле и живы”. В исполнении других такое обычно режет ухо, у Михаила, наоборот — не вызывает ни единого вопроса.
Потому что “живы” в его случае — всего лишь констатация факта.
— Концерт Красного Дерева в Петербурге — 22 декабря в клубе Action. Посмотрите видеоприглашение на него.