Права на использование произведения «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» защищены на основании гражданско-правового законодательства (Свидетельство РАО № 1763 от 19 ноября 1996 года) и являются объектом интеллектуальной собственности. Любое проведение данной игры без получения предварительного согласия (лицензии) неправомерно и преследуется по закону.
Когда 4 сентября 1975 года на экраны Первой программы Центрального телевидения СССР вышел дебютный выпуск интеллектуальной телевизионной игры под названием «Семейная викторина «Что? Где? Когда?» никто и подумать не мог, насколько популярной и долговечной она станет со временем, какие метаморфозы ее ждут. Но что это за шоу и в чем секрет его успеха?
Участники клуба Что? Где? Когда?
В самом начале передача рассказывала об интеллектуальном противоборстве двух семей, но уже через год ее формат изменился. В 1976 году она получила приставку «телевизионный молодежный клуб».
В ней студенты различных факультетов Московского Государственного Университета соревновались в своей эрудированности. Команд на тот момент не существовала, каждый знаток играл сам за себя.
Примечательно, что в этот момент программу вел папа КВН Александр Масляков (правда в его активе всего один эфир), а Владимир Ворошилов был создателем и своеобразным продюсером шоу! Соавтором и помощницей в этом деле была Наталия Стеценко.
Лишь в игре от 24 декабря 1977 года суть игры приобрела вид, приближенный к современному. На столе появился привычный волчок, были разложены письма с вопросами телезрителей, а игроки объединены в команду.
Интересный факт — первые зрительские вопросы писал сам Владимир Ворошилов, зато со временем на адрес телепередачи стали приходить тонны писем с самыми разными загадками.
В 1977 году Ворошилов занимает пост ведущего, но всю передачу находится за кадром.
Помимо него эфир ведут сотрудники молодежной редакции ЦТ, геолог Зоя Арапов, а также журналисты Андрей Меньшиков и Светлана Бердникова.
Их голоса зачитывали письма и озвучивали иные второстепенные моменты игры.
Именно в этом сезоне вводятся призы для знатоков — это были книги, а также номинация за самый лучший вопрос, появляется минута обсуждения и главное — символом программы становится филин. Первую птицу, участвовавшую в съемках, звали Фомка. За весь год проведена одна (!) игра.
1978 год отмечен тем, что проведено аж 9 игр «Что? Где? Когда?» и голос за кадром только один. На следующий сезон участники получают гордое звание знатоков, передача дополняется музыкальной паузой.
В 1981 году принимается решение отмечать особо отличившихся игроков призом под название «Знак совы», который в 1984 году сменяется статуэткой «Хрустально совы».
В принципе, до этого времени были заложены все основы передачи, которая до сих пор выходит на Первом канале российского телевидения и продолжает интересовать умы миллионов поклонников по всему миру.
Отдельно стоит рассказать, как менялось место проведения «Что? Где? Когда?»:
На данный момент интеллектуальное казино выходит в эфир Первого канала 4 сериями и является даже способом заработка, ведь как для игроков так и для телезрителей всегда заготовлены крупные денежные призы.
4 сентября 1975 года официально считается днем рождения игры «Что? Где? Когда?».
За период с 1975 по сентябрь 2007 года было сыграно 259 игр. 87 игр за период с мая 2001 по сентябрь 2007 года провёл Борис Крюк.
Знатокам было задано 2 962 вопроса. Из них 867 вопросов было задано в период с мая 2001 по сентябрь 2007 года.
С 2002 по 2005 год телезрители заработали 8 млн. 337 тыс. 710 рублей и 1 тысячу Евро.
«Что? Где? Когда?» и премия «ТЭФИ»
2002 Программа «Что? Где? Когда?» вышла в финал номинации «Телевизионная игра».
2004 Программа «Что? Где? Когда?» вышла в финал номинации «Телевизионная игра».
2005 Программа «Что? Где? Когда?» вышла в финал номинации «Телевизионная игра».
1978 С 1978 года В.Я.Ворошилов становится единственным закадровым ведущим игры. С 1978 года игры в телевизионном клубе «Что? Где? Когда?» становятся традиционными и постоянными. В 1978 году было сыграно 9 игр.
24 января 1979 года в игре «Что? Где? Когда?» прозвучала первая музыкальная пауза. На протяжении нескольких лет игра «Что? Где? Когда?» была одной из немногих на советском телевидении передач, где можно было увидеть клипы популярных зарубежных исполнителей. Музыкальные паузы первое время всегда шли в записи. Номера с участием приглашенных на игру артистов появились только в 1982 году, а с 1983 года музыкальные паузы в зале стали традиционными. В музыкальных паузах 1983-2000 гг. принимали участие: А.Вески, Н.Караченцов, А.Пугачева, В.Леонтьев, Л.Гурченко, К.Райкин, И.Скляр, Л.Вайкуле, Ю.Антонов, В.Малежик, группа «Веселые ребята» и другие популярные эстрадные исполнители. На юбилейных играх в 2000 году «Хрустальная сова» за лучшую музыкальную паузу за 25 лет существования игры «Что? Где? Когда?» была вручена Константину Райкину. Номер с участием К.Райкина был показан 29 декабря 1984 года. С 2001 по 2004 год в музыкальных паузах принимали участие: Л.Гурченко, Л.Вайкуле, И.Лагутенко, А.Варум, В.Пресняков, Н.Басков, группы «Машина времени» и «Воскресение», Ф.Киркоров, Витас, Лолита, арт-группа «Хор Турецкого» и другие исполнители.
1980 В игре 23 апреля 1980 года впервые упоминается имя ведущего игры: «Вел передачу Владимир Ворошилов».
1983 Первый черный ящик.
Черный ящик впервые появился на игре «Что? Где? Когда?» 6 декабря 1983 года. Это был самый первый «черный ящик» на советском телевидении. За 30 лет в черном ящике побывали сотни самых разных предметов: мыло, дирижерская палочка, череп, туалетная бумага, свадебное платье, пух от перины, шпоры, кирпич, головка сыра, кочан капусты, купальник-бикини, баночка с мочой, будильник, живая бабочка. Несколько раз за всю историю игры в черном ящике было пусто. В настоящее время на игре используются четыре разных по размеру черных ящика. Все они сделаны из дерева, внутри обиты бархатом. По статистике последних лет, вопрос с черным ящиком выпадает в среднем три раза за четыре игры.
1984 Первый финал года с непосредственным участием телезрителей. Первые «Хрустальные совы».
1987 Серия международных игр «Что? Где? Когда?». Три прямые трансляции из здания Народного Дворца культуры им. Людмилы Живковой в Софии (Болгария). Играли: сборная членов национального Клуба знающих (Болгария) и сборная команда знатоков клуба «Что? Где? Когда?» (СССР). Призы: изделия народных промыслов, картины, ювелирные изделия и т.п..
1990 С 1990 года все игры телевизионного элитарного клуба «Что? Где? Когда?» проходят в Охотничьем домике в Нескучном саду.
1992 В игре появляется сектор «Зеро». Всплеск активности телезрителей. В 1992 году в адрес программы пришло 230 тысяч писем с вопросами.
1993 Зимой 1993 года знатоки в первый раз появились на игре в смокингах.
Финал юбилейной серии состоялся 30 декабря 2000 года. Со счетом 6:5 выиграли знатоки.
30 декабря 2000 года Владимир Яковлевич Ворошилов провел свою последнюю игру.
10 марта 2001 года Владимир Яковлевич ушел из жизни. Юбилейные игры стали его «Последней гастролью».
Константин Райкин, художественный руководитель театра «Сатирикон»: «У нас таких передач на телевидении не было. У нас и потом таких передач не было. Я даже передачей не могу ее назвать, это какое-то открытие некое. Это как раз тот случай, когда телевидение становится искусством в самом полноценном смысле этого слова. А сколько лиц было открыто благодаря игре! Народными героями стали интеллектуалы. Не только футболисты, не только хоккеисты. Люди, которые больше знают, лучше соображают. Потрясающе! Какая-то шкала ценностей сменилась, благодаря этой передаче. Она делала и делает гигантское дело».
2001 С мая 2001 года автором, ведущим, режиссёром и продюсером игры «Что? Где? Когда?» стал Борис Крюк. 19 мая 2001 года в эфир вышла первая передача Бориса Крюка. С этого момента начинается новая глава в истории игры «Что? Где? Когда?».
Первые две серии имя нового ведущего игры держалось в секрете, а голос специально обрабатывался при помощи компьютера. Позже информация о новом ведущем перестала быть тайной, но до сих пор имя ведущего игры в титрах отсутствует. Игроки в передаче обращаются к ведущему только так: «Господин Ведущий!».
В летних, осенних и зимних играх 2005 года приняли участие команды Валентины Голубевой, Михаила Барщевского, Андрея Бычуткина, Алексея Блинова, Алеся Мухина, Виктора Сиднева и Андрея Козлова. По результатам этих игр в финал 2005 года вышла команда Алексея Блинова.
Права на использование произведения «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» защищены на основании гражданско-правового законодательства (Свидетельство РАО № 1763 от 19 ноября 1996 года) и являются объектом интеллектуальной собственности. Любое проведение данной игры без получения предварительного согласия (лицензии) неправомерно и преследуется по закону.
Права на использование произведения «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» защищены на основании гражданско-правового законодательства (Свидетельство РАО № 1763 от 19 ноября 1996 года) и являются объектом интеллектуальной собственности. Любое проведение данной игры без получения предварительного согласия (лицензии) неправомерно и преследуется по закону.
Десятки лет назад на центральном телевидении открылся элитарный клуб знатоков под названием «Что? Где? Когда?». С течением времени программа, задуманная как развлекательная викторина, претерпела изменения и стала первым в мире интеллектуальным казино, «где каждый игрок мог заработать деньги собственным умом». Символом передачи стала сова, а главными музыкальными темами сделали вступительную часть симфонии Рихарда Штрауса и популярную мелодию 1970-х годов под названием «Ra-ta-ta».
История создания проекта
У истоков оригинального телевизионного проекта «Что? Где? Когда?» стоял советский театральный режиссер Владимир Яковлевич Ворошилов, который в середине 1970-х годов придумал правила домашней викторины и стал составителем первых заданий для семей-участников.
Эмблема шоу «Что? Где? Когда?» / «Первый канал»
Команды, находившиеся в собственных квартирах, думали над одинаковыми вопросами 2 раундов, а затем посредством монтажа картинка соединялась и отправлялась в эфир. В 1976 году программа переместилась в студию, и участниками стали студенты московских вузов. Тогда же съемочная группа обзавелась волчком и стала использовать закадровый голос молодого ведущего Александра Маслякова.
В отличие от нынешнего варианта шоу игроки не имели времени на размышление и выступали самостоятельно, а вращающаяся стрелка определяла не сектор с заданием, а человека, которому предстояло его решить.
В 1977 году в проекте впервые появились зрительские вопросы, командная тактика и время на размышление, а в «Останкино», где раз в неделю собирались участники, поселился филин по имени Фомка, на долгие годы ставший эмблемой и неотъемлемым атрибутом игры.
Как только аудитория Первой программы Центрального телевидения узнала о способе участвовать в популярной викторине, редакторы начали получать сотни писем с вопросами. Процесс подготовки выпусков стал трудоемким, поскольку эксперты проверяли информацию и подбирали фото- и видеоматериалы для иллюстрации зрительских заданий. Несмотря на это, Ворошилов и коллеги не опустили руки, а продолжали развивать сценарий программы и усовершенствовать принципы и правила игры.
К 1979 году, когда съемочная площадка переместилась в старинный дом в центре Москвы, у передачи появились спонсоры. Интеллектуалы, переименованные в «знатоков», начали получать подарки, предоставленные Московским книжным издательством.
Получив больше пространства, редакция изменила формат состязания и стала приглашать на игру достаточное количество команд. За центральным круглым столом рассаживались участники, обладавшие самым высоким рейтингом, а остальные становились вокруг и добывали собственные очки.
В конце 1980-х годов организаторы прекратили еженедельные выходы в эфир и перешли на весеннюю, летнюю, осеннюю и зимнюю серии игр, транслировавшихся в реальном времени из Охотничьего домика московского Нескучного сада. А с 1991 года по инициативе Владимира Ворошилова главными трофеями викторины «Что? Где? Когда?» стали «Хрустальная сова» и некоторая денежная сумма.
С этого момента передача получила статус «интеллектуального казино», а ведущий начал называться крупье. Следуя канонам Лас-Вегаса, конверты с вопросами разной ценовой категории начали раскладывать на бордово-черном круглом игровом столе, и к заданиям среднего номинала добавили дорогостоящий сектор «зеро», за которым скрывались задания спонсоров, ведущего или приглашенных гостей.
Правила отбора команд тоже изменились. Теперь к членству в клубе допускался человек, проявивший себя в интеллектуальном соревновании под названием «Брейн-ринг», а участники команды, однажды проигравшие, навсегда покидали «казино» и не имели права вернуться.
Однако, когда часть самобытных игроков лишилась удовольствия сниматься в шоу, Ворошилов упразднил правило «смерти» и придумал привилегию «красных пиджаков», пожизненно присуждавшуюся за проявленные интеллектуальные достижения. Позже этот атрибут сменился званием магистров передачи «Что? Где? Когда?».
Таким образом клубу удалось сохранить привлекательный состав участников, а программа приобрела новых поклонников, болевших за ту или иную команду. Вместе с этим зрительский интерес подогревался ставками, которые знатоки делали перед каждым запуском волчка, но со временем денежный вопрос отошел на второй план, и правильные ответы стали вознаграждаться фиксированной суммой, предоставленной спонсорами.
Начиная с 2000 года в клубе появились традиции проведения музыкальных и чайных пауз. Специально приглашенными гостями программы в разное время были певцы Александр Розенбаум, Диана Арбенина, Димаш Кудайбергенов, Валерий Сюткин, Филипп Киркоров и другие.
Суть и правила игры
Современные правила интеллектуального телевизионного шоу «Что? Где? Когда?» сформировались в начале 1990-х годов и за исключением некоторых изменений сохранились до сегодняшних дней. Смысл игры заключается в том, что команда знатоков в студии соревнуется с командой зрителей у телеэкранов.
«Что? Где? Когда?» – скандальный «Блиц»
Согласно правилам перед началом игры на столе, разделенном на 13 черных и красных секторов, размещаются конверты с заданиями, а посередине устанавливается специально сконструированный волчок со стрелкой.
Далее знатоки вращают усовершенствованную детскую игрушку и в течение 1 минуты обсуждения стараются найти правильное решение выпавшей задачи. По истечении времени капитан выбирает участника, которому предоставляется право озвучить предположение команды. После этого ведущий-судья оценивает точность ответа и, решая исход раунда, присуждает 1 балл той или другой стороне. В итоге победу одерживает команда, которая первой набирает 6 очков.
На первый взгляд, нет ничего сложного, если бы не нюансы, делающие игру увлекательной и неповторимой. Например, сектор «блиц», где в одном конверте содержатся 3 вопроса по 30 секунд обсуждения на каждый, и победа в раунде достигается только при 100% правильных ответов. А есть еще усложненный вариант под названием «супер-блиц», где над решением тройной задачи размышляет только 1 игрок.
Если знатоки уверены в себе, то им разрешается дать досрочный ответ, и в этом случае положенная минута переходит в запас и используется в нужный момент по ходу игры. А в критических ситуациях команда в праве воспользоваться опцией «помощь клуба» и выслушать предположения членов интеллектуального казино, находящихся в зале. Однако в этом случае главное – не ошибиться и из массы ответов выбрать правильный.
Посторонние мнения полезны для решения головоломок, требующих логического подхода и нестандартного мышления, а для правильного ответа игрокам необязательно обладать специальными знаниями, нужно только уметь рассуждать и выделять главное за 1 минуту.