ключ зажигания что это
Ключи зажигания. Эволюция от простого ключа к смарт-ключу.
Ключи зажигания. Эволюция от простого ключа к смарт-ключу.
С момента появления первых замков зажигания для запуска автомобильного двигателя и до настоящего времени, появилось столько разновидностей ключей зажигания, что только описание их займет целую статью.
Самое основное назначение ключа зажигания – это не просто запуск двигателя, а ограничение доступа к управлению автомобилем, или по-другому – противоугонная функция. Теоретически, только владелец, имеющий ключ зажигания от своего автомобиля, может им управлять.
Первые ключи зажигания были просто металлическими ключами, различной формы и сложности, в зависимости от конструкции замка зажигания.
Далее, когда совершенствование и усложнение замков зажигания, можно сказать: остановилось, так как достигло своего максимума, стали внедряться другие способы повышения противоугонных защит автомобилей. То есть когда усложнение механики замка достигло своего пика, эстафету приняли электронные устройства защиты автомобилей от угона. Именно с этого момента, вошло в обиход авто производителей латинское слово иммобилайзер – обездвиживатель.
То есть, теперь простого механического ключа зажигания недостаточно, чтобы запустить двигатель автомобиля. Необходимо получить у электроники разрешение на запуск.
Можно сказать, что примерно с этого момента стали неактуальны известные киношные сюжеты, когда обрезав и замкнув определенные провода, можно было угнать машину. С появлением иммобилайзеров это стало невозможно.
Первые иммобилайзеры появились в середине 1990-ых представляли из себя устройства, которые управлялись по инфракрасному каналу (ИК). Ключ зажигания получил в свой состав ИК передатчик и кнопку управления. Теперь для того, чтобы завести двигатель, требовалось направить ключ зажигания на автомобиль, нажать на кнопку и после этого можно было уже запустить двигатель повернув ключ в замке зажигания. С этого момента, эволюция ключей зажигания зашагала семимильными шагами. Ключи стали оснащать возможностью управлять центральным замком (ЦЗ) автомобиля. То есть теперь ключ зажигания мог открыть дверь авто дистанционно, даже не прикасаясь к замку. Сначала управление ЦЗ было по ИК, в последствии – по радиоканалу, что значительно увеличило радиус действия, по сравнению с ИК.
Так же с появлением в 90-х первых транспондеров с технологией RFID, позволяющих производить идентификацию по радиоканалу, эта технология стала использоваться и в производстве автомобилей. Теперь ключ зажигания в своем составе имеет транспондер или по-другому чип. Иногда, сам чип находился не внутри ручки ключа, а на отдельном брелоке.
Пример – первые инжекторные ВАЗ с системой АПС-4
Запуск двигателя простым ключом, без чипа с правильным, индивидуальным кодом невозможен.
С начала 2000-ых ключи зажигания продолжили свое совершенствование и получили новые функции. Ещё ранее, ключи начали утрачивать свои функции открывания дверей автомобиля. Точнее не утрачивать, а передали основное управление ЦЗ автомобиля кнопкам. Для открывания двери теперь не нужно вставлять ключ в замок, а надо просто нажать кнопку на ключе.
А открывание двери автомобиля ключом осталось, но стало уже не основной, а аварийной функцией доступа в авто. Вслед за открыванием дверей без ключа зажигания, стал внедряться и запуск автомобиля без использования самого ключа.
Вместо замка зажигания появилась кнопка Старт/Стоп:
А в некоторых авто на замке зажигания осталась просто пластиковая вертушка.
Сам ключ зажигания изменился внешне и стал называться смарт-ключом.
Теперь для запуска двигателя, необходимо вставить смарт-ключ в специальный слот и нажать на кнопку Старт, или повернуть вертушку на замке зажигания. Хотя в некоторых авто, например мерседес, крайслер и т.д., смарт-ключ нужно было все же повернуть в электронном замке зажигания.
Дальнейшее совершенствование ключей зажигания наделило их новой функцией, получившей название кейлессгоу и хендсфри. То есть теперь ключ зажигания может вообще находиться просто в кармане у водителя. Можно просто подойти к двери собственного авто и дверные замки автоматически откроются.
И для запуска двигателя так же не нужно доставать ключ из кармана. Просто нажимаем на кнопку Старт, или поворачиваем вертушку на замке зажигания.
Ключ зажигания в виде смарт-ключа, со временем стал обладать ещё большим объемом внутренней памяти и дополнительными функциями. Например в смарт-ключ теперь записывается информация о пробеге автомобиля, времени его последнего использования, пробег конкретного ключа, вин код автомобиля и другая сервисная информация. Более того, в ключе зажигания теперь может сохраняться информация об индивидуальных настройках владельца. Если автомобиль используется несколькими членами семьи, то ключ каждого из них, запоминается системой. И далее, вставив в автомобиль свой ключ, вы наслаждаетесь тем, что автомобиль сам выставляет положение руля, положение сиденья, включает любимую радиостанцию и т.д. запомненное со времени последнего использования Вашего ключа.
Изготовление любых ключей зажигания автомобилей, мотоциклов, снегоходов в Нижнем Новгороде по тел.: 8(903) 602-64-06; 414-64-06
Ключ зажигания: классификация, причины и устранение неисправностей
Ключ зажигания является важной частью управления автомобилем. Различают ключи стандартной конструкции, выкидные ключи, чип-ключи. Они призваны обеспечивать защиту от угона автотранспортного средства.
Одними из наиболее удобных ключей являются выкидные ключи. Они отличаются компактной формой и появлением основной части детали при нажатии на кнопку. Такая конструкция позволяет предотвратить повреждение рабочей части детали, а также определяет комфорт его хранения. Выкидные ключи удобны и просты в использовании.
Чип-ключи представляют собой устройства с кодировкой для каждого конкретного автомобиля. Их использование гарантирует высокий уровень безопасности автотранспортного средства. Принцип работы чип-ключа можно изучить на видео по ссылке:
Но стоит отметить, что выкидные ключи более удобны в применении. Они отличаются высоким уровнем надежности. Выкидные ключи представляют собой сочетание брелка сигнализации и ключа зажигания в одном.
Важно иметь дубликат ключа зажигания, чтобы обезопасить себя в случае потери или поломки основной детали. Современные фирмы изготавливают выкидные ключи, чип-ключи и стандартные модели, в зависимости от типа автомобиля и пожеланий его владельца. При этом выкидные ключи рекомендуются как наиболее надежные и удобные.
Проблемы с ключами зажигания
Любой автомобиль может огорчить своего владельца возникновением различного рода неполадок. С ключами зажигания также могут возникать проблемы. Основных проблем три:
При возникновении проблемы любой автовладелец задается вопросом, что делать в этой ситуации. Если не вытаскивается ключ из замка зажигания, то причинами могут как повреждение самой детали, так и проблемы с контактной группой. В любом случае потребуется демонтаж замка зажигания и ликвидация причины неисправности. Если застрял ключ в замке зажигания, по-другому проблему решить нельзя, поскольку это может привести к повреждениям контактной группы и самого ключа.
Если не поворачивается ключ в замке зажигания, это может быть вызвано теми же причинами. Пути устранения проблемы остаются теми же, что и в ситуации, когда деталь заклинило.
Неполадки работы контактной группы
Контактная группа замка, с которой взаимодействует ключ зажигания, является устройством, при повороте ключа замыкающим определенные контакты для подключения необходимых потребителей энергии. Если ключ вставляется и проворачивается с трудом, то стоит говорить о неполадках контактной группы. Неисправности этой группы деталей возникают по разным причинам и имеют характерные признаки, что следует рассмотреть более подробно.
Признаки неполадок контактной группы
Различные контактные группы имеют отличия в режимах. При фиксированном положении ключа в замке в отличающихся автотранспортных средствах подключаются различные комплексы устройств. Поэтому и наборы признаков неполадок в контактной группе для каждого автомобиля будут отличаться. Однако, у них есть определенные общие черты.
Одним из главных признаков проблем с контактной группой является единовременный отказ комплекса элекроустройств. Так может произойти из-за того, что через один контакт может запитываться не один потребитель энергии. К примеру, поворотники, ближний и дальний свет. фонари заднего хода работают лишь при включении зажигания. При неисправности контакта, посредством которого запитываются данные потребители, световые приборы не будут работать.
При остановке работы нескольких несвязанных между собой устройств чаще всего причиной является неисправность контактной группы зажигания. Реже проблема связана с неполадками в блоке предохранителей, в котором на к одному гнезду также подключено несколько потребителей. Но в этом случае мощные потребители разнесены по разным предохранителям, и их одновременный отказ говорит только о проблеме с контактной группой зажигания.
Следует вывести еще несколько признаков неисправности контактной группы:
Если был отмечен один из признаков или проявились несколько, то можно подтвердить неисправность контактной группы замка зажигания. Чаще всего при этом требуется ее замена. Она производится несложно, поскольку положение контактной группы удобно для доступа..
Причины неполадок контактной группы
При появлении проблем главным вопросом является то, почему возникла неисправность. Все причинные факторы, приводящие к неполадкам в системе зажигания, подразделяются на механические и электрические.
Электрические причины
Основной электрической причиной неисправности контактной группы является ее перегрузка. Она возникает в результате установки оборудования с высокой мощностью. При этом через контакты системы зажигания проходит такой уровень тока, на который она не рассчитана. Через какое-то время металлическая поверхность контактов покрывается нагаром. Его нельзя счистить, поэтому приходится заменять неисправную группу деталей.
Для предотвращения перегрузки необходимо осуществлять подключение дополнительных устройств посредством реле. В этом случае силовой ток не нагружает группу и сохраняет целостность ее контактов.
Есть еще одна довольно распространенная электрическая причина неисправности – короткое замыкание в проводке автотранспортного средства, при котором подгорают контакты группы. Это также приводит к необходимости ее замены.
Механические причины
Основной механической причиной неисправности контактной группы является истирание непосредственно контактов или дорожек. Это возможно при длительной эксплуатации или же в случае изготовления деталей из металла низкого качества. Эта неисправность требует замены контактной группы. Для этого достается и заменяется замок зажигания.
К группе механических причин относится и обламывание контактов или прочих составных элементов группы. К примеру, в некоторых автомобилях контакт стартера имеет вид металлического язычка, который может изгибаться и отламываться.
Также конструкция группы может нарушаться в результате перегрева. Чаще это возможно из-за перегрузки электрическим током. При этом перегреваются контакты, смещаются дорожки вплоть до их отсоединения. Для устранения достается замок зажигания, после чего реализуется его замена.
Устранение неполадок
Ряд неисправностей контактной группы вполне реально устранить самостоятельно. Для этого необходимо разобраться со структурой этого комплекса деталей.
Структура контактной группы
Известно, что поворот ключа в замке зажигания предполагает начало запуска всего автомобиля. Если ключ проворачивается без усилий, неисправностей нет. Сам замок зажигания включает комплекс двух частей: контактной группы и личинки. Ключ реализует регулировку положения контактов. С его помощью можно выбирать положение соединения цепей: запуск или остановку двигателя, подачу электропитания на те или иные приборы, сцепление всех электроцепей автотранспортного средства. После того, как проворачивается ключ, происходит замыкание цепи, перемещение тока по проводам посредством индукционной катушки зажигания. В результате происходит замыкание контактов цепей зажигания и запуск мотора.
Ремонт и замена замка зажигания
При потребности в замене замка зажигания следует его сначала отсоединить, а потом достать. При этом нужно строго соблюдать правила техники безопасности. Прежде, чем что-то делать, нужно подготовить отвертку и шило. Можно рассмотреть то, как достается и заменяется замок и его детали, на примере автомобиля ВАЗ. В подобных автотранспортных средствах контактная группа локализована снизу рулевой колонки. В случае смены замка зажигания рекомендуется следовать определенным этапам:
После всех этих этапов следует проверить исправность работы системы зажигания.
Проверка работы
Для проверки правильности подключения отремонтированного или нового замка необходимо опят подключить минусовую клемму аккумулятора. Далее вставляется ключ зажигания в замок. Затем следует проверить соответствие включения механизмов согласно положению ключа в замке.
Таким образом, исправление неисправностей, возникших при работе контактной группы зажигания, относительно несложное. Следует разобраться с основными техническими понятиями, подготовить новые детали, инструмент, изучить правила техники безопасности. После этого можно приступать к работе. Замена замка зажигания не займет много времени и сил. Важно тщательно проверить правильность всех этапов работы для предупреждения возникновения неисправностей в дальнейшем.
Устройство замка зажигания
Замок зажигания или выключатель зажигания — это основной коммутирующий компонент, который контролирует подачу питания к электрическим системам, также предотвращает разрядку аккумулятора, когда автомобиль припаркован и находится в спокойном состоянии.
Конструкция замка зажигания
Замок зажигания состоит из двух частей:
В ключе зажигания обычно установлен цилиндрический замок, который справляется одновременно с несколькими задачами, такими как: поворот контактного узла и блокировкой рулевого колеса. Для блокировки использует специальный запорный стержень, который при повороте ключа выдвигается из корпуса замка и попадает в специальный паз в рулевой колонке. Устройство замка зажигания само по себе имеет простую конструкцию, сейчас попробуем разобрать все ее составляющие. Для более наглядного примера рассмотрим, как устроен замок зажигания:
Детали выключателя зажигания
Личинка соединена с проводом и установлена внутри широкой цилиндрической пружины, при этом один край прикрепляется к самой личинке, а другой уже непосредственно к корпусу замка.С помощью пружины замок может автоматически возвращаться в исходное положение после включения зажигания или после не успешной попытки запуска силового агрегата.
Поводок замка может не только поворачивать диск контактного узла, но и фиксировать замок в нужном положении. Специально для этого поводок сделан в виде широкого цилиндра, в котором есть радиальный канал, проходящий насквозь. По обе стороны на канале расположены шарики, между ними и находится пружина, с помощью которой шары заходят в лунки с внутренней стороны на корпусе замка, таким образом, обеспечивая их фиксацию.
Так выглядит контактная группа замка зажигания
Контактный узел имеет две основные части, такие как: контактный диск, который может приводиться в движение и неподвижная колодка с видимыми контактами. На самом диске установлены пластины, именно через них проходит ток после поворота ключа в замке зажигания. В основном на колодке размещены до 6 и более контактов, выходы у них, как правило, находятся на обратной стороне. На сегодняшний день современные замки используют контакты в виде пластин с одним разъемом.
Контактная группа, в основном отвечает за запуск стартера, системы зажигания, контрольно-измерительные приборы, она расположена в глубине корпуса замка. Провести проверку ее работоспособности можно с помощью специальной контрольной лампы. Но вначале перед этим, специалисты рекомендуют сделать проверку на повреждения кабелей, которые идут к замку, если обнаружатся таковые, то места повреждения потребуется изолировать лентой.
Электрическая схема замка зажигания ВАЗ 2109
Как работает замок зажигания
Важным механизмом в автомобиле является замок зажигания, принцип работы которого будем рассматривать далее в статье.
Принцип работы замка зажигания
Система работы замка довольно простая, поэтому сейчас рассмотрим основные задачи, с которыми может он справиться:
Замки зажигания могут иметь от двух до четырех положений переключения. В зависимости от того в каком положении находится ключ зажигания в авто, вы сможете определить какие системы питания работают в тот или иной момент. Ключ в автомобиле можно вытянуть только в одном положении, когда все потребители питания в отключенном состоянии. Чтобы иметь более детальное представление о работе замка зажигания нужно ознакомиться с его схемой:
Схема работы замка зажигания
В каких положениях может работать замок зажигания
Схема положений замка зажигания
Когда вставляется ключ в замок и проворачивается по часовой стрелке, тоесть переходит из «Блокировки» в положение «Включено» («ON»), тогда и включаются все основные электрические цепи автомобиля, такие как: освещение, стеклоочиститель, отопитель и другие. Иностранные авто устроены немного по другому, у них сразу перед положением «ON» стоит «Асс», таким образом дополнительно еще запускается магнитола, прикуриватель и свет в салоне. Если ключ провернуть еще по часовой стрелке, то замок перейдет в положение «Стартер», в этот момент должно подключиться реле и запустится двигатель. Данное положение не может быть зафиксировано, потому что сам ключ удерживает водитель. После успешного запуска мотора ключ возвращается в исходное положение «Зажигание» — «ON» и уже в этом состоянии ключ фиксируется в одном положении до полной остановки мотора. Если же необходимо заглушить мотор, то в таком случае ключ просто переводится в положение «Выключено», тогда все цепи питания отключаются и двигатель останавливается.
Схема работы ключа в замке зажигания
В автомобилях с дизельными двигателями происходит включение клапана с перекрывающей подачей топлива и заслонкой, которая закрывает подачу воздуха, в результате всех этих действий электронный блок управляющий двигателем останавливает свою работу.
Когда двигатель уже полностью остановлен, то ключ можно переключать в положение «Блокировка» — «LOCK» после чего руль становиться неподвижным. В иностранных автомобилях в положении «LOCK» отключаются все электрические цепи и блокируется руль, автомобили с автоматической коробкой передач еще дополнительно блокируют селектор, который находится в положении «P».
Схема проводки замка зажигания ВАЗ 2101
Как правильно подключить замок зажигания
Если провода собраны в одну фишку, то подключение замка не составит никаких сложностей, просто нужно установить ее на контакты.
Если провода подключаются по отдельности, то нужно обратить внимание на схему:
Схема подключения проводов
Если произведено подключение проводки, то все нужно собрать и присоединить клемму к АКБ и проверить работоспособность. Сначала необходимо проверить, есть ли у всех электроприборов питание от замка, после уже работу самого стартера. В том случае, если обнаружены какие-то неисправности, нужно еще раз провести проверку на правильность подсоединения проводов, потому, что именно от этого будет зависеть работа всех приборов в автомобиле после поворота ключа. Далее вы можете ознакомиться со схемой проводки замка зажигания.
На сегодняшний день известно два вида системы зажигания:
Как работает контактная группа
Контактная группа в автомобиле предназначена для того, чтобы соединять все электрические цепи автомобиля и группировать их.
Что такое контактная группа? Контактная группа замка зажигания — это основной узел, который обеспечивает подачу напряжения от источников питания к потребителям, путем замыкания необходимых контактов в нужном порядке.
Когда водитель поворачивает ключ зажигания, то происходит замыкание электрической цепи от клеммы «минус», которая расположена на аккумуляторе к индукционной катушке зажигания. Электрический ток от системы проводов идет к замку зажигания, проходит контакты на нем, после чего направляется к индукционной катушке и возвращается к клемме «плюс». Катушка обеспечивает высоким напряжением свечу зажигания, через которую подается ток, далее ключ замыкает контакты цепи зажигания, после чего и происходит запуск двигателя. После того, как контакты замкнулись друг с другом при помощи контактной группы, ключ в замке необходимо повернуть на несколько положений. После этого в положении А, когда цепь от источника питания распределит напряжение, все электроприборы запустятся.
Вот так вот работает контактная группа замка зажигания.
Что может произойти с замком зажигания
Чаще всего поломаться может сам замок зажигания, контактная группа или запорный механизм. Каждая поломка имеет свои отличия:
В результате всего вышесказанного хотелось бы сказать, что замок зажигания это одна из самых надежных деталей в автомобиле, но и она имеет свойство ломаться. Самые частые поломки, которые можно встретить, это заедание личинки или вообще ее износ, коррозия контактов или же механические повреждения в контактном узле. За всеми этими деталями нужен бережный уход и своевременная диагностика, дабы избежать серьезных неисправностей. А если уж и не удалось «перехитрить судьбу», то дабы справиться с его ремонтом самостоятельно нужно обязательно знать устройство замка зажигания и принцип его работы.
Эволюция ключа зажигания автомобиля
Самая многострадальная часть автомобиля, которая зачастую лучше других позволяет судить о его возрасте, — это ключ зажигания. Его носят в тесном кармане рядом с железными брелоками, с размаху бросают на стол, а иногда им даже открывают пиво. Между тем ключам становится все тяжелее терпеть такое обращение. Ведь с каждым годом они становятся умнее и образованнее.
До середины 1980-х замок зажигания представлял собой самый настоящий механический замок, совмещенный с мощным многоконтактным выключателем. Сделав копию ключа у обычного слесаря, можно было получить доступ к автомобилю и всем его функциям. Однако злоумышленники, попытавшиеся таким образом завладеть Chevrolet Corvette 1986 года выпуска, были разочарованы. В этом автомобиле ключ впервые стал частью электронного иммобилайзера.
В ключ, так называемый Pass KeyI, был вмонтирован резистор. После того как хозяин вставлял ключ взамок, электронный блок измерял сопротивление ключа, и если оно отличалось от заданного, блок управления двигателем не включался. На заводе производились ключи всего с 15 вариантами сопротивлений. Их было нетрудно подобрать, и вскоре угонщики щеголяли связками из 15 резисторов, дополняющих традиционный набор отмычек. И все же автомобиль уже нельзя было открыть копией ключа, выточенной слесарем по слепку, или с помощью отвертки и какой-то матери.
С середины 1990-х неотъемлемой частью ключа современного автомобиля стала пассивная радиометка RFID. Это микросхема, которая содержит память с секретным кодом, миниатюрный передатчик и приемник радиосигнала. Иммобилайзер в машине посылает метке сигнал-запрос. Энергии электромагнитных волн хватает, чтобы микросхема отправила в ответ секретный код. Получив правильный ответ, иммобилайзер позволяет блоку управления двигателем включиться.
Следствием пассивного питания метки RFID является ее важнейшее достоинство — небольшой радиус действия. Метку можно распознать лишь с расстояния нескольких метров — фактически когда ключ находится в автомобиле. Подобрать секретный код невозможно: к примеру, 40-битная комбинация предполагает около триллиона вариантов, а в современных метках используются 128-битные и даже более длинные коды.
В конце 1990-х радиометки считались панацеей от угона. При наличии полного комплекта ключей страховые компании отказывали хозяевам похищенных авто в возмещении, обвиняя их в мошенничестве. Между тем лазейку преступникам открыли сами автопроизводители, которым нужно было как-то помогать законным владельцам автомобилей, теряющим ключи. Сегодня ключ с радиометкой можно скопировать во многих мастерских, а секретный код для разблокировки иммобилайзера получить в официальном сервис-центре. Специальная аппаратура позволяет считать и скопировать сигнал пассивной метки RFID с расстояния до 10 м. В целях дополнительной защиты производители некоторых дорогих автомобилей делают радиометки с плавающим кодом.
Не правда ли, удивительно, что активный брелок, работающий на батарейке и «стреляющий» радиосигналом на десятки метров, открывает только одну машину, а не все авто той же марки на парковке? Да и почему бы не записать его сигнал, чтобы затем воспроизвести и получить доступ в автомобиль? Все дело в плавающем коде.
В брелоке содержится генератор псевдослучайных чисел, который каждый раз выдает новый код, поэтому записывать его сигнал бесполезно. В автомобиле есть такой же генератор, который работает по той же формуле и создает цифровые коды в той же последовательности. Таким образом, брелок и замок синхронизированы.
А что делать, если кнопка на брелоке будет нажата случайно и он рассинхронизируется с замком? Специально для таких случаев автомобиль может принимать не только синхронный код, но и, скажем, 256 чисел, следующих за ним по формуле. Приняв такой сигнал, компьютер синхронизируется вновь.
В последние годы широкое распространение получили системы бесключевого доступа в автомобиль. К примеру, чтобы попасть в VW Passat, оснащенный системой KESSY, достаточно потянуть за рукоятку двери при условии, что ключ находится у вас в кармане или сумке. Мало того, если просто провести ногой под задним бампером автомобиля, багажник автоматически откроется. Это очень удобно, когда руки заняты поклажей.
За подобными системами скрывается технология дополнительного контроля дальности действия меток RFID: она не должна превышать полметра, иначе стоящий рядом с владельцем автомобиль сможет открыть любой желающий. В основе технологии лежит экранирование радиосигнала метки и использование частот диапазона УВЧ.
В ближайшем будущем автомобильный ключ может взять на себя куда больше функций, чем простое открывание дверей и защита от угона. Эволюция будет связана с распространением технологии передачи данных на короткие расстояния NFC (Near Field Connection). Устройства, совместимые с NFC, такие как мобильные телефоны, компьютеры, банкоматы, могут обмениваться данными, только находясь на расстоянии ближе 10 см.
Производитель полупроводников NXP утверждает, что скоро в ключе будет храниться вся техническая информация об автомобиле. Коснувшись ключом мобильного телефона, владелец сможет узнать уровень топлива в баке или GPS-координаты места парковки. А поднеся ключ к ПК, можно будет загрузить данные системы диагностики на веб-сайт сервисной службы и получить предварительный диагноз от механиков.