квазисемейные отношения что такое
Нормативные и квазисемейные модели _________семьи и брака______________________________
Ставший привычным обыденный термин «нормальная семья» — понятие очень условное. Можно считать таковой семью, которая обеспечивает необходимый минимум потребностей ее членов или семью, которая дает требуемое благосостояние, социальную защиту членам семьи, создает условия для социализации детей до достижения ими психологической зрелости.
Нормативная модель семьи принимается обществом, отражается в коллективных представлениях, нравственных ценностях, культуре общества, в том числе—в религиозной культуре. Однако, как справедливо отмечает В.Н. Дружинин, нормативная модель всегда скрыта за конкретными формами ее экспликации, которые не только разнообразны, но и вариативны.
Исследователь-практик, сталкивающийся в первую очередь с конкретными семьями и обобщающий знания о них, может опираться на два основных момента: количественный и качественный. В первом случае речь идет о составе семьи, элементах ее структуры. Во втором — прежде всего о системе отношений. В.Н. Дружинин полагает, что, как и любая другая институали-зированная группа, семья скрепляется отношениями «власти-подчинения», взаимоответственности и психологической близости.
Доминирование в семье. Как правило, социальные психологи связывают доминирование с принятием социальной ответственности за действия группы: доминирующий член группы отвечает за успешность выполнения общей задачи и, кроме того, несет ответственность за сохранение нормальных отношений между членами группы.
С доминированием связывают импровизационную активность и инициацию действия.
Считается, что наиболее успешными лидерами являются лица, склонные к торгу, равнодушию к межличностным отношениям, умеющие сопротивляться социальному давлению, стремящиеся к достижениям, риску и получающие удовольствие от манипуляций другими людьми.
Задача доминирующей личности — обеспечение безопасности группы, координация действий ее членов для достижения групповых целей, определение перспектив жизни и развития группы и внушение веры в будущее.
Доминирование одного из супругов является необходимым, но недостаточным условием устойчивости семьи, не меньшее значение может иметь удовлетворенность браком при условии паритетных отношений и совместности проведения досуга.
Одним из важных параметров, входящих в модель современной семьи, является ответственность. С точки зрения М. Мид, таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, попадают в разряд аномальных.
В настоящее время направления развития ответственности можно представить как несколько векторов, один из которых идет от объективной к субъективной, другой — от внешней к внутренней, осознанной. Сними связан и третий вектор понятия ответственности не только за поведение, но и за помыслы. Ответственность по своей направленности может иметь позитивную и негативную направленность. Внешняя ответственность, ориентированная на общество, в случае позитивной направленности означает причастность, участие, состязание. В случае же негативной направленности — выступает в форме дискриминации, насилия. Наряду с внешней ответственностью существует внутренняя ответственность, ориентированная на себя. Позитивная внутренняя ответственность означает самовыражение: готовность самостоятельно действовать, осуществлять свободный выбор и принимать обдуманные решения, направленные на активное преобразование окружающего мира и развитие нравственных качеств личности, отвечать за их последствия не только перед обществом, но и, прежде всего, перед своей совестью. Негативная внутренняя ответственность выступает в форме саморазрушения и деструкции.
Если человек не принимает ответственности, то возникает чувство самоотчуждения, из которого человек спасается бегством в социальную идентификацию. Если же социальная идентификация неуспешна, она порождает социальное отчуждение, из которого есть два выхода: опять бежать или изменить свой социальный статус или свои личностные ценности. Если же человек с самого начала принимает ответственность, то через тождественность самотрансценденции и творческую социальную идентификацию он приходит к подлинному единству с самим собой и с другими.
Понимание ответственности чаще связано с ее поведенческими проявлениями. Полагают, что степень личной ответственности тем выше, чем более выражена возможность контроля за совершение действия и его исход (надежда на случай, чудо снижает личную ответственность).
Принято говорить о социальной ответственности, имея в виду склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия. Отчужденность от социальных норм и неумение найти смысл жизни ослабляют социальную ответственность.
Тот или иной член семьи может нести ответственность за других членов семьи (например, жену/мужа, или детей) и за семью в целом. Роль лидера, главы семьи предполагает именно ответственность за семью в целом: ее настоящее, прошлое, будущее, деятельность и поведение членов семьи, перед собой и семьей, перед ближайшим социальным окружением и той частью мира людей (общества), к которому принадлежит семья. Это всегда ответственность за других, и не просто отдельных близких людей, а за семью как целое.
Эмоционально-психологическая близость. В интегрированном виде отношения можно описать таким параметром как эмоционально-психологическая близость, которая связана с мотивом аффилиации (присоединения).
Под аффилиацией (контактом, общением) подразумевается прежде всего определенный класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный и в
то же время фундаментальный характер. Содержание их заключается в общении с другими людьми (в том числе с людьми незнакомыми или малознакомыми) и такое его поддержание, которое приносит удовлетворение, увлекает и обогащает обе стороны.
Потребность в аффилиации — это потребность «заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться. Любить. Присоединяться к группам» (Мюррей). Хотя при этом мотивация может быть не только положительной (надежда на установление хороших отношений), но и отрицательной (страх отвержения).
Аффилиация противоположна власти, т. к. любовь толкает человека на поступки, которые он хочет совершить, а страх власти принуждает к таким действиям, которые человек не совершал бы по своей воле. Поэтому аффилиативная мотивация почти всегда выступает компенсатором мотивации «власти-подчинения»: нигде так много не говорится о любви к ближним как в православном богословии, а между тем именно в православной догматике отношение «власть-подчинение» имеет особое значение.
Следует отметить, что в реальности личностные переживания психологической близости — отношения векторные, поскольку аффилиативная мотивация определяет направленность поведения: ребенок может стремиться к матери, а мать быть отчужденной от него. Эмоциональная психологическая близость является «результирующей» направленности двух членов семьи, но за этой результирующей могут скрываться куда более сложные эмоциональные отношения.
Между тремя видами отношений, характеризующими психологическую модель семьи, существуют определенные связи.
«Нормальной» семьей В.Н. Дружинин считает семью, где ответственность несет муж (отец). «Аномальной» семьей он называет семью, где муж не несет та-
кой ответственности. Если ответственность не несет никто — это «псевдосемья».
Кто доминирует в семье? В патриархальной семье доминирует отец. В матриархальной семье доминирует мать. В так называемой «детоцентрической» семье реально (психологически!) доминирует ребенок, его потребности или капризы. В эгалитарной семье властные функции распределены, но их распределение — постоянная почва для конфликта, можно назвать ее конфликтной семьей.
Можно предположить, что максимально стабильной является семья, в которой субъект ответственности и власти одно и то же лицо, а члены семьи психологически ближе к нему, чем друг к другу.
Эмоциональная близость-отдаленность характеризует и отношения в тройке «отец — мать — ребенок»: ребенок может быть «ближе» к матери, чем к отцу и наоборот, родители могут быть ближе друг к другу, чем к ребенку, все могут быть равно близки друг к другу и т. д.
В конкретной культуре может придаваться различная значимость отношениям «власти-подчинения», эмоциональной близости, ответственности. Это проявляется в различном «весе» тех или иных отношений в структуре семьи и также существенно обогащает, видоизменяет ту или иную модель. Исследователи полагают, что для индустриальной эпохи более свойствен эгалитарный вариант семьи, обусловливающий не только латентный конфликт, но и распад семейной структуры. Это позволяет американским социологам говорить о крахе семьи и рождении нового варианта человеческих отношений, не имеющих ничего общего не только с традиционной семьей, но и с семьей как таковой.
В настоящее время в цивилизованном обществе все больше людей предпочитает не вступать в брак в самом начале своих отношений или вовсе не вступать в брак, повышается готовность молодых людей в своей собственной жизни искать альтернативные формы ее устройства, эволюционируют не просто формы брака, но и отношение к ним существенно трансформируется. Эта изменившаяся позиция имеет в значительной мере отношение к изменению социокультурного характера феномена «молодежи».
Поэтому часто брачные отношения начинаются («случаются») вне родительского дома: родительский дом не подходит для экспериментирования. Перед молодым человеком стоит вопрос, как он будет жить за его стенами. Если в 60-е гг., все больше молодых «бежало» в брак (ранние браки), то с тех пор в молодежной среде утверждается выжидательная позиция по отношению к бракуй семье. Концепция нормативного брака с проблемами доминирования, близости и распределения ответственности представляется в эти годы слишком тяжеловесной и обязывающей. Браки без регистрации, «жилые сообщества», самостоятельная одинокая жизнь и пр. являются развившимися к настоящему времени альтернативами.
1 Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII-XX вв.). М, 1997.
По-видимому, они предлагают лучшие возможности для познания жизни молодыми людьми и облегчают разрыв сложившихся отношений в случае неудачи.
Дата добавления: 2015-10-21 ; просмотров: 398 | Нарушение авторских прав
Текст книги «Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие»
Автор книги: Коллектив Авторов
Жанр: Прочая образовательная литература, Наука и Образование
Текущая страница: 2 (всего у книги 31 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]
1.3. Определение и функции семьи. Роль семьи в формировании личности ребенка
На современном этапе развития педагогики семьи существует несколько определений этого социального института. Семья рассматривается как основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием, ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.
Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт при условии наличия трех основных видов семейных отношений: супружество, родительство, родство. При отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».
В развитии семейных отношений в современном обществе выделяют нормативную модель, определяемую традиционными брачно-семейными отношениями; квазисемейные модели с альтернативными формами брачно-семейных отношений и особые модели, характеризующиеся нетрадиционными формами брачно-семейных отношений (В. В. Бойко, Р. Зидер, И. С. Кон).
С. И. Голод, характеризуя перспективы развития российских семей на современном этапе, отмечает, что семья – это «нуклеарная семья, с профессионально занятыми супругами, регулируемым числом детей, воспитание которых осуществляется как семьей, так и обществом, но в большей мере деловыми контактами с родственниками, при непременной ориентации всех ее членов на другие социальные институты». По мнению Л. Б. Шнейдера, семейная система продолжает дифференцироваться и порождает многообразие конкретных форм по направлениям: культура, материальное благосостояние, детородность и технологизация.
В исследованиях Е. М. Мастюковой и А. Г. Московкиной описана структура семьи, включающая ресурсы семьи и характеристику отдельных ее членов. В процессе взаимодействия членов семьи осуществляется удовлетворение собственных потребностей и выполнение определенных семейных функций.
Ряд авторов, опираясь на концепцию системного подхода (И. С. Кон, Л. В. Попова, Э. Г. Эйдмиллер, А. А. Кроник, В. В. Столин, Э. Фромм, В. Сатир и др.), выделяют функционально-ролевую структуру семьи, жизненный цикл семьи, супружеские отношения. Основными функциями семьи являются: хозяйственно-экономическая, репродуктивная, регенеративная, образовательно-воспитательная (социализация), рекреативная. Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, вносят изменения в функции семьи. Представим функции современной семьи в зависимости от этапа семейных отношений, выделенные Ю. Хямяляйнен (1993 г.):
Таблица 1
Основные периоды развития семьи и функции членов семьи
1. Стадии семьи : Этап формирования семьи
Родительские функции : Осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами; создание сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих; развитие взаимопонимания, которое позволяет каждому свободно проявлять свои чувства; налаживание отношений с родителями и другими родственниками, удовлетворяющих обе стороны; распределение времени между домом и работой; выработка порядка принятия решений, удовлетворяющих обе стороны; беседы между супругами о будущем семьи
2. Стадии семьи : Семья, ждущая ребенка, семья с младенцем
Родительские функции : Привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка; подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери; привыкание к новой жизни, связанной с появлением ребенка; создание в семье атмосферы, благоприятной для семьи и для ребенка; забота о потребностях ребенка; распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителей
Функции ребенка : Ребенок зависим от матери и начинает доверять ей; появление привязанностей; овладение навыками простейшего социального взаимодействия; приспособление к ожиданиям других людей; развитие координации движений рук и глаз; нахождение удобного ритма смены покоя и действия; овладение словами, короткими фразами, речью
3. Стадии семьи : Семья с ребенком дошкольного возраста
Родительские функции : Развитие интересов и потребностей ребенка; преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд; поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи; привыкание к чрезвычайно возросшим с появлением в доме ребенка материальным затратам; распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях; поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, беседы о будущих детях; дальнейшее развитие взаимоотношений в семье – открытых, позволяющих супругам говорить на самые различные темы; развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка и выполнение ими новой роли; сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи); выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей
Функции ребенка : Преодоление противоречия между желанием быть с объектом своей привязанности и невозможностью этого; привыкание к самостоятельности; выполнение требований взрослого по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов); проявление интереса к товарищам, играм; стремление быть как мама и папа
4. Стадии семьи : Семья школьника
Родительские функции : Воспитание у детей интереса к научным и практическим знаниям; поддержка увлечений ребенка; дальнейшее развитие взаимоотно шений в семье (открытость, откровенность); забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей; сотрудничество с родителями других школьников
Функции ребенка : Получение навыков, необходимых для школьного образования; стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи; постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают; включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность; знакомство с правилами поведения, моралью группы; расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющие четко излагать свои мысли; осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира
5. Стадии семьи : Семья с ребенком старшего школьного возраста
Родительские функции : Передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности; подготовка к новому периоду жизни семьи; определение функций семьи, определение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи; поддержка открытости между разными поколениями в семье; воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере – взрослого мужчины, любящего супруга, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены, матери); понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности
Функции ребенка : Положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям; прояснение для себя роли мужчины и женщины; ощущение принадлежности к своему поколению; достижение эмоциональной независимости, отход от родителей; выбор профессии, стремление к материальной независимости; подготовка к дружбе со сверстниками противоположного пола, созданию семьи; постепенное формирование собственного мировоззрения
6. Стадии семьи : Семья со взрослым ребенком, входящим в мир
Родительские функции : Отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним; внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь под родительским кровом; создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи; забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи; спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки; создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка; уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей
Функции ребенка : Осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки; создание прочных и в то же время гибких и обоюдоприемлемых отношений со своим возможным будущим супругом (супругой); положительное отношение к собственной сексуальности и ее удовлетворение в отношениях с партнером; создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни; знакомство с задачами развития партнерских отношений при формировании семьи
7. Стадии семьи : Семья среднего возраста («пустое гнездо»)
Родительские функции : Обновление супружеских отношений; приспособление к возрастным физиологическим изменениям; творческое, радостное использование большого количества свободного времени; укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями; вхождение в роль бабушки (дедушки)
8. Стадии семьи : «Постаревшая» семья
Осознание собственного отношения к смерти и одиночеству; изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей; приспособление к жизни на пенсии; воспитание готовности по мере уменьшения собственных сил принять помощь других людей; подчинение своих увлечений и дел своему возрасту; подготовка к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно дожить оставшиеся годы и спокойно умереть
Функции ребенка : Наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявление заботы о престарелых родителях; помощь им, если это необходимо, материальная и духовная; подготовка к окончательному уходу родителей; подготовка своих детей к потере бабушки (дедушки)
Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что функции семьи постоянно меняются в зависимости от периода становления и развития семьи.
Исследования семейных систем детей с проблемами в развитии позволило A. P. Turnbull, H. R. Turnbull выделить следующие функции: экономическую, рекреационную, социализирующую, самоидентификации, аффективную, образовательно-профессиональную. Д. В. Зайцев к традиционному блоку функций (репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, сфера первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, досуговая, эмоциональная, сексуальная) предлагает добавить ряд специфических функций, реализуемых семьей по отношению к ребенку с проблемами в развитии: это абилитационно-реабилитационная (восстановление психофизического и социального статуса нетипичного ребенка, включение его в социальную среду, приобщение к нормальной жизни и труду в пределах его возможностей); корригирующая (исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями); компенсирующая (замещение, перестройка нарушенных или недосформированных функций организма, его приспособление к негативным условиям жизнедеятельности и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными компенсаторными механизмами).
Реализация данных функций может носить явный и скрытый характер. При этом семья обладает сложным внутренним строением, своей структурой и функциями, зависящими от этапа семейных отношений.
1.4. Характеристика общественного и семейного воспитания в России
В 60-70-е годы ХХ века осуществлялись педагогические исследования с целью научного обоснования путей и средств, обеспечивающих функционирование системы «школа – семья – общественность». Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен без сотрудничества с семьей. Хотя у этих социальных институтов единые цели и задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей специфичны в каждом из них. Приведем схему Е. П. Арнаутовой и В. М. Ивановой, где рассматриваются недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания (табл. 2).
Таблица 2
Недостатки и преимущества общественного и семейного воспитания детей
Детский сад
Недостатки
Деловая форма общения воспитателя, эмоциональная недостаточность. Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком Сравнительная жесткость режима дня Общение с детьми одного возраста
Преимущества
Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий. Целенаправленный характер воспитания и обучения детей Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям дошкольников, понимание их духовных потребностей. Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе, возможность играть и общаться с широким кругом сверстников
Семья
Преимущества
Сравнительно «мягкие» отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений. Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка. Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов
Недостатки
Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания. Стремление взрослых создать в семье возможность этих условий для ребенка. Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представлений взрослых, инертность в поисках
Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания
Факторы, определяющие значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка:
– важным фактором, который определяет особую значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, делает его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (детский сад, школа, детский дом и др.), ученые считают глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания; оно строится на кровном родстве, его «проводниками» являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям (Ю. П. Азаров, И. В. Гребенников, Т. А. Маркова, А. В. Петровский, А. Г. Харчев и др.);
– постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость изо дня в день (Т. А. Маркова);
– наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи;
– семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные по возрасту, полу, профессии (мама – музыкант, папа – врач, бабушка – педагог, дедушка – биолог) «подсистемы». Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать их.
Итак, семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни, в ней происходит поэтапное расширение его кругозора и опыта.
1.5. Понятие о воспитательном потенциале семьи
Воспитание подрастающего поколения – одна из главных функций семьи. По мнению Т. А. Куликовой, каждая семья обладает бóльшими или меньшими воспитательными возможностями, или воспитательным потенциалом.
Под воспитательным потенциалом семьи современные ученые понимают характеристики, отражающие разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, определяющие ее воспитательные предпосылки: ее тип, структуру, материальную обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и др. При этом все факторы необходимо рассматривать в совокупности, а не изолированно друг от друга.
К факторам, характеризующим жизнедеятельность семьи по разным параметрам, относят: социально-культурные, социально-экономические, технико-гигиенические и демографические (А. В. Мудрик, Т. А. Куликова, Т. В. Лоткина).
Социально-культурный фактор. Домашнее воспитание во многом определяется тем, как относятся родители к этой деятельности: равнодушно, ответственно, легкомысленно. Наиболее благоприятные условия воспитания связаны с гражданской позицией родителей: насколько они осознают ответственность за воспитание детей как важнейшую социальную обязанность члена общества.
Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание современных детей требует серьезных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Возможности семьи материально содержать детей, обеспечивать их полноценное развитие во многом сопряжены с общественно-политическим и социально-экономическим положением в стране.
Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни семьи.
Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т. д.) диктуют свои особенности воспитания детей.
Итак, каждая семья обладает свойственным только ей воспитательным потенциалом, который определяется сочетанием различных факторов, определяющих жизнедеятельность семьи.
1. Какие вы знаете воспитательные институты?
2. Дайте характеристику новым формам отношений родителей и педагогов детского учреждения.
3. Дайте характеристику групп и типов матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.
4. Объясните, в чем проявляется первостепенность семьи в формировании личности ребенка.
5. Определите, что такое воспитательный потенциал семьи и как он влияет на личность ребенка.
1. Антонов А. И., Борисов А. Л. Кризис семьи и пути его преодоления. – М., 1999.
2. Волковская Т. В. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного домашнего учреждения // Дефектология. 1994. № 4.
3. Джуринский А. Н. История педагогики. – М., 2000.
4. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 1999.
5. Игошев К. Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. – М., 1989.
6. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / Сост. Н. Б. Мчедлидзе, Е. А. Гребенщикова, А. А. Лебеденко; под ред. С. Ф. Егорова. – М., 1987.
7. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Сост. Н. Б. Мчедлидзе и др. – М., 1986.
8. Куликова Т. А. Семейная педагогика и дошкольное воспитание. – М., 1999.5.
9. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2004.
10. Нифедов В. И., Щербань Ю. Ю. Искусство воспитания в семье. – Минск, 1971.
11. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. – М., 2001.
12. Семейно-бытовая культура /Под ред. Д. И. Водзинского. – Минск, 1997.
13. Социальная психология /Под ред. А. В. Петровского. – М., 1997.
14. Специальная дошкольная педагогика /Под ред. Е. А. Стребелевой. – М., 2001.
15. Специальная педагогика /Под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2001.
16. Ткачева В. В. К вопросу о создании системы психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. /Дефектология. 1999. № 3.
17. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. № 4.
18. Фридман Л. М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. – М., 2003.
ГЛАВА 2. Особенности детско-родительских отношений в семьях, где есть дети с отклонениями в развитии
2.1. Психолого-педагогические проблемы семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии
Семья, по мнению А. И. Антонова, – это основанная на единой деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Семейная жизнь, по мнению В. Сатир, самый трудный вид деятельности в мире. Когда взрослая женщина и взрослый мужчина вместе воспитывают ребенка от младенчества до зрелости, они сталкиваются со всеми проблемами, которые когда-либо знало человечество.
Главная задача семьи – выполнение родителями функций воспитателя. Воспитание подразумевает направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства. Говоря о семейном воспитании, необходимо отметить, что это – управляемая система взаимоотношений родителей и детей. Ведущая роль в ней принадлежит родителям, поскольку они выступают образцом поведения. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, учатся правилам взаимоотношений. Кроме того, формирование ребенка в семье происходит и в результате целенаправленного действия взрослых – воспитания. Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности будут патологичны. Иными словами, семья как первичный институт социализации определяет развитие личности ребенка в целом.
Итак, проблемы семьи, семейного воспитания и детско-родительских отношений как фактора, оказывающего сильное влияние на психическое и эмоциональное состояние детей, – одна из актуальных проблем, стоящих перед педагогами и психологами.
Переломным моментом в развитии науки о семье, как отмечают Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская, было возникновение представления о ней как системе и введение в семейную психологию терминов «семейная система» и «семейные подсистемы». Согласно такому подходу, семья рассматривается как единое целое – единый биологический и психологический организм. Поэтому при рассмотрении любого конкретного вопроса, касающегося семьи, всегда необходимо в полной мере учитывать, как этот вопрос связан со всеми остальными сторонами ее жизни.
В соответствии с концепцией системного подхода выделяют структуру семьи, семейные взаимодействия, семейные функции и жизненный цикл семьи (Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина). Структура семьи включает ресурсы семьи и характеристику ее отдельных членов. Разные семьи отличаются друг от друга по своей структуре: составу, культурному и идеологическому стилю. При этом наличие ребенка с отклонениями в развитии рассматривается как одна из многочисленных особенностей структуры семьи. В процессе семейных взаимодействий, т. е. непосредственных или опосредованных воздействий членов семьи друг на друга, порождающих их взаимную обусловленность и связь, семья выполняет свои функции и удовлетворяет свои потребности. Семейные функции – это деятельность, которую семья выполняет, чтобы удовлетворить свои индивидуальные потребности. Наиболее важные функции семьи – репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная. Для семьи, воспитывающей «особого» ребенка, важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая, реабилитационная. Наконец, семья как целое постоянно изменяется по мере продвижения по стадиям своего жизненного цикла. По мнению Фарбер, характер кризиса семьи, имеющей ребенка с тяжелым недостатком в развитии, определяется остановкой ее жизненного цикла: развитие цикла замедляется, теряется его синхронность, нарушается смена семейных ролей.
В соответствии с представлениями о семье как системе выделяются следующие семейные подсистемы: супружеская (муж – жена), родительская (родитель – ребенок), сибсовая (брат – сестра), расширенная (экстрасемейная) – взаимодействие с друзьями, профессионалами и пр. Подсистемы описывают, кто и с кем взаимодействует в семье.
По исследованиям Ю. А. Блинкова, Т. Г. Богдановой, Т. Н. Волковской, С. А. Игнатьевой, М. В. Ипполитовой, Е. М. Мастюковой, Г. А. Мишиной, А. Г. Московкиной, Е. И. Морозовой, М. М. Семаго, В. В. Ткачевой и др., при наличии в семье ребенка с отклонениями в развитии нарушаются все четыре подсистемы. При этом нарушение хотя бы одной из подсистем вызывает изменения и во всех остальных. Так, семья, имеющая ребенка с ограниченными возможностями, может испытывать сильный страх перед самостоятельными действиями ребенка, что мешает развитию у него способности действовать и жить самостоятельно. В данном случае наблюдается нарушение детско-родительских отношений по типу гиперопеки. Наличие ребенка с отклонениями в развитии может влиять и на другие подсистемы: супружеские, сибсовые, экстрасемейные. Вовлеченность некоторых членов семьи в жизнь больного ребенка и тех, кто его окружает, может быть сведена до минимума (например, отец, который избегает супружеских и родительских взаимодействий из-за отклонений в развитии ребенка; мать, поглощенная заботами о больном ребенке, не уделяющая должного внимания мужу и другим детям, и др.).
Итак, в современной специальной психологии и педагогике семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, рассматривается в контексте системного подхода. Дополнением и развитием теории семейных систем, как указывают Е. М. Мастюкова и А. Г. Московкина, является социально-экологическая модель семьи. Данная модель включает биологические, физические, психосоциальные характеристики семьи и ее окружения как единой системы. Главная идея социально-экологической модели состоит в том, что качество взаимодействия человека с его непосредственным окружением (семьей, близкими людьми, специалистами) самым тесным образом зависит от того, каким способом происходит опосредование этого взаимодействия с участием более широкого социального окружения. Понимание семьи как системы обусловливает необходимость применения комплексного подхода к организации социальной, медицинской, психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии и всей семье в целом.
Большой круг исследований, проведенных в области возрастной психологии и педагогики (Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова, Л. М. Шипицина и др.), показывает, что одним из компонентов межличностных отношений является общение как основное условие нормального развития ребенка.
Постоянное стремление к общению с родителями является одной из существенных особенностей детей дошкольного возраста.
В настоящее время можно считать установленным, что неадекватные, неправильные взаимоотношения в семье в целом и родителей с детьми в частности влекут возникновение психических расстройств, а также нарушений в социальной сфере у детей. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка.
Психологические проблемы семьи и семейного воспитания освещены достаточно подробно (А. И. Антонов, М. И. Буянов, А. Я. Варга, Д. Винникот, В. И. Гарбузов, Х. Дж. Джайнотт, А. И. Захаров, В. С. Ковалев, В. Сатир, А. С. Спиваковская, В. В. Столин и др.). В отечественной психологической литературе значительное внимание уделяется неадекватным методам воспитания и их влиянию на ребенка.
Семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, намного реже является объектом исследования, и ее проблемы исследованы в меньшей степени. В последнее время отмечается увеличение интереса к вопросам семейного воспитания детей с отклонениями в развитии. Как отмечают Е. М. Мастюкова и А. Г. Московкина, квалифицированная помощь со стороны семьи детям с особыми потребностями в развитии существенно дополняет комплекс лечебно-педагогических мероприятий. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку. Проблема оказания помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии, представлена в исследованиях Ю. А. Блинкова, Т. Г. Богдановой, Т. Н. Волковской, С. А. Игнатьевой, М. В. Ипполитовой, Г. А. Мишиной, Е. И. Морозовой, М. М. Семаго, В. В. Ткачевой и др.
Непосредственное отношение к проблемам семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, имеет литература, отражающая отечественный опыт семейной терапии (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий), диагностики семьи (Л. С. Алексеева, Б. Н. Алмазов, Г. А. Карпова, А. Д. Кошелева, Р. В. Овчарова) и семейного консультирования (Ю. А. Алешина, А. А. Бодалев, В. К. Лосева, А. И. Луньков, В. В. Столин и др.). Однако в работах вышеуказанных ученых в значительно меньшей степени отражена система помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии. В данной ситуации становятся особенно интересными достижения реабилитационной работы с семьей на Западе, где разработаны модели взаимодействия и конкретные технологии помощи. Среди них можно отметить практику педагогического образования родителей (Т. Гордон, М. Карнес, Р. Ли, Г. Л. Лэндрет, М. Файн и др.), семейной терапии (Р. Бэндлер, Н. Пезешкиан, В. Сатир, Дж. Хейли, М. Эриксон и др).
В России, несмотря на отсутствие теоретического обоснования и целостного представления о содержании и структуре социальной, педагогической и психологической помощи подобным семьям, число учреждений, ставящих своей задачей комплексную работу с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии, растет. Это различные реабилитационные, лечебно-оздоровительные центры, общества родителей, имеющих детей с нарушениями в развитии.
В связи с недостаточной теоретической разработанностью данной проблемы и существующим запросом со стороны практических работников необходимо определение содержания психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с нарушениями развития.