поле искусственное сообщество или естественное
Природное сообщество: понятие и виды
Природное сообщество – это группа живых организмов в совокупности с абиотической средой, находящаяся на определенной территории. В его структуру входит несколько компонентов, которые взаимодействуют между собой, в результате в природе происходит круговорот веществ и энергии.
В состав экосистемы входит фитоценоз, который, как и природное сообщество животных, играет одну из главных ролей в биогеоценозе.
Что такое природное сообщество
Все появляющиеся природные сообщества не случайны, их возникновение и развитие обусловлено взаимодействием факторов неживой природы – абиотической средой. Таким образом, каждое сообщество характерно для какой-либо определенной среды.
Стоит отметить, что сообщества организмов не постоянны, они могут переходить из одного в другое – это зависит от внешних и внутренних факторов. Процесс перехода может занимать сотни и тысячи лет. Ярким примером такого перехода может служить зарастание озера. Со временем водоем накапливает органику, мелеет, одни растения сменяются другими, и в конце концов озеро становится болотом. Но на этом процесс не останавливается – болото может зарастать, постепенно превращаясь в лес. Природное сообщество поле также может переходить в лес.
Природные сообщества бывают разных размеров. Самые большие – это сообщества континентов, океанов, островов. Поменьше – сообщества пустыни, тайги, тундры. Самые маленькие – сообщества луга, поля, леса и другие.
Можно также выделить естественные и искусственные природные сообщества. Естественные возникают по естественным причинам – смена видового состава организмов, изменение климата. Такие природные сообщества очень устойчивы, и переход из одного в другое может занимать достаточно длительное время. Примерами могут служить лес, степь, болото и т. д.
Искусственные природные сообщества возникают в результате воздействия на природу людьми. Они неустойчивы и могут существовать, только если человек постоянно воздействует на окружающую среду: полет, сажает, поливает. Лишь тогда остается неизменным данное природное сообщество. Поле, огород, сквер, парк – все это примеры искусственных групп.
Связи в природном сообществе
Каждое природное сообщество имеет различные связи, самая главная из которых – пищевая. Это основная форма взаимодействия живых организмов между собой.
Самым первым и главным звеном являются растения, так как они для своего развития используют солнечную энергию. Растения могут, перерабатывая углекислый газ и минералы, создавать органические вещества.
Представителями флоры, в свою очередь, питаются различные микроорганизмы, травоядные животные.
Микроорганизмами и беспозвоночными питаются хищники, они же могут поедать других животных.
Таким образом возникает пищевая цепочка: растения – травоядные животные – хищные животные. Это примитивная цепь, в природе все намного сложнее: обычно одни животные питаются другими, хищники могут поедать беспозвоночных и некоторые растения и т. д.
Структура природного сообщества
Всего существует четыре главных звена, которые непрерывно взаимодействуют друг с другом.
Все эти звенья взаимодействуют друг с другом, в результате этого в природе существует круговорот энергии и веществ.
Своеобразие природного сообщества
Своеобразие почти полностью зависит от видового состава организмов, обитающих на данной территории.
Название биоценоза дается по преобладающему виду. Например, если в природном сообществе главенствующее место занимает дуб, то мы назовем его дубрава, если в равном количестве произрастают ель и сосняк, то это хвойный или елово-сосновый лес. То же касается полей и лугов, которые могут быть осоковыми, пшеничными и другими.
Человеку стоит всегда помнить, что природное сообщество, или биогеоценоз, – это цельный живой организм, и если нарушить или изменить один компонент, то изменится вся система. Поэтому, уничтожая один вид растений или животных либо занося на территорию сообщества чужеродный вид, можно нарушить все внутренние процессы, что неблагоприятно отразится на всем сообществе.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Природное сообщество – поле.
Культуры, выращиваемые на полях зерновые овощные технические картофель
Зерновые культуры пшеница гречиха ячмень овёс рожь просо
Сорные растения лебеда, вьюнок, пырей, пастушья сумка.
Ц Е П И П И Т А Н И Я
скворец грач трясогузка жаворонок воробей
Хищные птицы канюк сова пустельга
Грызуны: суслик, хомяк, мышь
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДБ-371678
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах
Время чтения: 2 минуты
Названа победительница конкурса «Директор года России — 2021»
Время чтения: 1 минута
Интерес российской молодежи к книгам вырос на 62,7%
Время чтения: 1 минута
Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости
Время чтения: 1 минута
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ГДЗ биология 7 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 31 Искусственные экосистемы
Стр. 154. Вспомните
№ 1. Как было создано многообразие культурных растений и домашних животных?
Для удовлетворения своих потребностей в рабочей силе, пище или эстетических удовольствий человек провел множество манипуляций, которые позволили получить новые улучшенные сорта растений, новые породы животных.
№ 2. Что такое сорт? Порода?
Сорт – это группа определенных культурных растений, которая получена в результате проведенной селекции в рамках низшего из известных ботанических таксонов, и обладает определенным набором свойств (декоративных, полезных, плодовитых), отличающих эту группу растений от других этого же вида.
Порода – это искусственно созданная при помощи человека популяция животных одного вида, которая характеризуется общим происхождением и стабильным унаследованием каких-то определённых и основных биологических признаков.
И сорт, и порода выводятся человеком либо в декоративных целях, либо для получения продуктов лучшего качества.
Стр. 155. Вопросы после параграфа
№ 1. Чем искусственное сообщество организмов отличается от естественного?
Природное сообщество представляет собой совокупность живых организмов (бактерий, грибов, растений, животных), которые живут в определенной среде обитания и взаимодействуют друг с другом с целью обмена веществ и энергией. Это парки, леса, скверы, степи, луга и т.д. Они включают большое количество взаимно приспособленных видов растений, животных, птиц, насекомых.
В отличие от естественного, искусственное сообщество является замкнутой системой, которая создана человеком. Она не взаимодействует с другими системами, как с искусственными, так и с природными. Искусственные сообщества не обладают биологическим богатством и устойчивостью и не могут существовать в течение длительного времени.
№ 2. Почему искусственная экосистема представляет собой неустойчивое сообщество?
Искусственная экосистема создана человеком, а потому не может существовать без его участия. Растущие там растения не способны конкурировать с дикорастущими видами, так как нуждаются в регулярном уходе, поливе, подкормке.
№ 3. Как влияет деятельность человека на природные и искусственные экосистемы?
В желании использовать ресурсы природных экосистем, человек не понимает, что наносит необратимый вред природе. Его негативные воздействия часто приводят к вымиранию целых популяций. Изменение мест обитания растений и животных, разрушение экосистемы, загрязнение среды и чрезмерная эксплуатация ее ресурсов пагубно сказывается на популяции, как с низкой, так и с высокой плотностью. Выбросы промышленных заводов и фабрик загрязняют водоёмы (озера, реки, моря и т.д.), которые уже не могут самостоятельно восстанавливать нарушенное в них равновесие. Все это ведет к снижению биопродуктивности, вырождению лучших видов флоры и фауны, и, как следствие, к прямому ущербу для здоровья человека.
Чтобы уничтожить вредителей – сорные растения, насекомых и некоторых мелких животных, человек использует ядовитые вещества для их травли в искусственных экосистемах. Со временем они накапливаются в почве, отравляют её и растущие на ней растения, птиц, животных, которые являются естественными врагами вредителей. В результате происходит массовое размножение вредителей и заселение ими природных и естественных экосистем.
Чтобы сохранить редкие виды растений и животных, человек создает природные заповедники, заказники, парки, ботанические и зоологические сады, скверы и т.д. Для хозяйственных целей на полях в садах и огородах высаживаются новые и лучшие виды растений, разводятся животные в аквариумах. Озеленяются улицы города путем высадки новых деревьев и кустарников, облагораживаются клумбы, создаются искусственные леса. Такая деятельность человека оказывает положительное влияние на природные и искусственные экосистемы.
№ 4. Почему в искусственных экосистемах в отличие от природных незамкнутый круговорот веществ?
Потому что в природных экосистемах первичная продукция растений в виде урожая проходит через все цепи питания, а потом снова возвращается в систему биологического круговорота. Такой круговорот называется замкнутым. В искусственны экосистемах он нарушен, потому что при выращивании растений человек изымает большую часть продукции в виде урожая. Это ведет к тому, что в почве уменьшается содержание минеральных и органических веществ, и появляется необходимость вносить удобрения, ухаживать за ней.
Стр. 155. Задание
Сделайте описание любой искусственной экосистемы. Укажите, какие растения и животные в ней обитают. В чём особенность данной экосистемы?
Поле является ярким примером искусственной экосистемы. Оно представляет собой большой по площади участок обработанной почвы, на котором выращиваются культурные растения, нужные человеку для питания и получения промышленного сырья. Это кукуруза, пшеница, рожь, гречиха, свекла, подсолнечник и многие другие. Кроме культурных растений там растут и сорняки, уничтожением которых активно занимается человек. В противном случае будет нанесен вред урожаю.
В поле обитают различные насекомые и животные – суслики, полевые мыши, куропатки, а также животные почвы – кроты. Экосистема этого сообщества незамкнутая, потому что человек изымает большую часть из круговорота веществ в виде урожая. Пищевая цепь в основном сохранена и короткая из-за небольшого числа видов растений и животных. Исключением является только два обстоятельства. Во-первых, человек наполняет почву веществами искусственного происхождения, а их переработка практически невозможна. Во-вторых, он не оставляет для редуцентов достаточное количество природных органических веществ.
Стр. 155. Подумайте!
Почему важно сохранять биологическое разнообразие в агроэкосистемах?
Агроэкосистема – это биотическое сообщество, которое создано и регулярно поддерживается человеком в целях получения сельскохозяйственной продукции. Включает большое количество организмов, которые обитают на его землях. Как и любой другой экосистемы, основой агроэкосистемы является именно разнообразие видов растений, птиц, насекомых, животных. И чем богаче будет это разнообразие, тем длиннее будут связи между ее представителями, а значит, устойчивее будет и сама экосистема.
МБОУ СОШ № 1 г. Дзержинский МО
Открытый урок окружающего мира в 4 Б классе.
Поле – искусственное сообщество.
Подготовила учитель начальных классов
Тярина Татьяна Михайловна.
2019 – 2020 учебный год.
Тема: Поле – искусственное сообщество.
Цель: Формирование понятия о поле как искусственном сообществе.
Задачи: Познакомить детей с отличительными признаками искусственного сообщества на примере поля.
Развивать критическое мышление посредством чтения и письма.
Рассмотреть основные группы растений поля, их особенности и использование в жизни человека.
Активизировать познавательную деятельность через использование групповой и коллективной работы.
Формировать навыки самопознания, самоконтроля и самооценки.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления.
Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах.
Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. карточки для работы в парах (группах).
Структура и ход урока.
Организационно-мотивационный этап урока.
— Наш мир прекрасен благодаря нашей матушки природы.
Сегодня мы продолжаем изучать природу.
А изучать природу, значит изучать жизнь.
Ориентировочно – исполнительский этап урока.
Проверка домашнего задания. Работа в парах. (по карточкам)
Вот могучий красавец дуб, белоствольная береза, осина, сосна и ель растут вперемешку. Их ветви образуют густой навес, а – ниже растут кусты малины, шиповника. Ниже растут травы и цветы. (лес)
В этом сообществе обитают медведи, лоси, белки, кукушки, сороки, змеи и разные насекомые. (лес)
Это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения. Они приспособились к жизни в местах вдоль больших и малых рек. (луг)
Очень разнообразен мир насекомых. Цветы облюбовали пчёлы, шмели, мухи, муравьи, стрекочут кузнечики. Встречаются жабы, ящерицы. Здесь селятся птицы- трясогузки, перепела, коростели и другие. (луг)
Рядом с этим сообществом по берегам возвышаются заросли растений с тонкими стеблями и длинными листьями. В этом сообществе обитают жуки-плавунцы, клопы-водомерки, прудовики, щуки, сазаны. (водоём)
В этом сообществе обитатели получают намного меньше кислорода, чем обитатели луга и леса. Здесь можно встретить такие растения как рогоз, тростник, кувшинка, ряска. элодея. (водоём)
(ученики зачитывают содержание карточки и дают ответ)
— Что такое луг, лес, водоём? (Луг, лес и водоём – природные сообщества.)
— Что составляет природное сообщество? (Совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга).
— Что мы называем лугом? Лесом? Водоёмом?
Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.
Лес —значительное пространство, заросшее деревьями, и вся та растительность, что покрывает почву между деревьями, состоят из кустарников, трав, папоротников, грибов и т. д.
Лес – участок суши, покрытый большим количеством деревьев.
Постановка темы и цели урока.
— Посмотрите, пожалуйста, несколько слайдов и вы поймёте о каком сообществе пойдёт речь.
(Звучит запись песни «Русское поле». Демонстрируются кадры презентации с изображением поля)
— Догадались о каком сообществе будем говорить? (Будем говорить о поле).
— Поле – это искусственное сообщество.
— Почему поле называют искусственным сообществом? Ответ на этот вопрос вы мне дадите в конце урока.
— Основу любого сообщества составляют растения. Поле – особое сообщество. На нём растут особые растения.
А какие, вы назовёте, отгадав загадки. Загадки (слова отгадки на экране)
Значит сила в каше есть.
А вот из какой крупы
Это-то ответьте вы! (Овёс)
2) В поле росла, под жерновом была, из печки на стол караваем пришла. (Пшеница, рожь).
3) В огороде, на дорожке, под моим окошком расцвело сегодня солнце на высокой ножке. (Подсолнух).
5) Стоит Матрёшка на одной ножке, закутана, запутана. (Капуста)
6) Пупырчатые телятки привязаны на грядке. (Огурцы)
10) Над землей трава, под землей бордовая голова. (Свёкла)
— Как вы думаете, что объединяет эти слова? (Это растения).
— А какие это растения? (Это культурные растения).
— Какие растения называются культурными? (Культурные растения — растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей).
— Какие культурные растения выращивают в нашей местности?
(Зерновые – рожь, пшеница, овёс. ячмень, гречиха; кукуруза, горох; картофель; овощные – морковь, капуста, лук, сахарная свёкла, огурцы)
— Существует несколько групп культурных растений. Давайте с ними познакомимся. Но прежде немного отдохнем.
Первая группа изучает учебный материал на страницах 81-85 и готовит сообщение о зерновых культурах.
Вторая группа изучает учебный материал на страницах 81-85 и готовит сообщение об овощных культурах.
Третья группа изучает учебный материал на страницах 81-85 и готовит сообщение о технических культурах.
— Какие растения называют техническими?
— Как выглядит растение лён?
— Как человек использует лён в своей жизни?
— Как выглядит растение подсолнечник?
— Как человек использует подсолнечник в своей жизни?
— Какие растения называют сорными?
— Что общего у зерновых культур?
— Что получают из этих растений?
— Как человек использует в жизни крупы?
Рефлексивно – оценочный этап.
— Вернёмся к вопросу, с которого мы начали урок.
— Почему поле называют искусственным сообществом?
(Искусственные сообщества создает, поддерживает и контролирует человек в своих интересах).
— Без золотых рук полеводов поле действительно существовать не может.
— Наш урок подошел к концу.
— Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке, а работой группы?
— Был ли наш сегодняшний разговор полезным для вас?
2. Дополнительно по выбору:
1) Приготовить сообщение о вредителях зерновых культур.
2) Найти рассказы о животных и растениях поля.
3) Составить кроссворд по теме «Поле» (не менее 5 слов)
Определение природных сообществ — названия, виды и функции
Природное сообщество это единение представителей флоры и фауны, которые адаптировались к условиям определённой местности. Наука, изучающая взаимодействия живой и неживой природы, называет такие сообщества экосистемами или биогеоценозом. Они наполнены бактериями, грибами, различными растениями и животными, которые способны обеспечить круговорот веществ и выделение потока энергии.
Что такое природное сообщество
Существующие на земле многочисленные естественные сообщества основаны на различных природных процессах и на нахождении растений и животных на одной территории в течение длительного периода времени.
особыми природными условиями – температурой воздуха, количеством воды, света и т. д.;
особым растительным и животным миром (флорой и фауной), представители которого могут быть производителями, потребителями или разрушителями;
Природные сообщества взаимодействуют между собой, образуя экосистемы, которые в свою очередь являются частью биосферы, живой оболочки Земли.
Виды природных сообществ и их признаки
Природные сообщества подразделены по площади на:
крупные, такие как океан, материк, тайга;
средне- и мелкомасштабные – луга, реки, озёра, пруды.
естественными, то есть саморегулирующимися экосистемами, такими как луг, болото, море;
искусственными, жизнедеятельность которых регулируется с помощью человека, такими как огород, аквариум или парк.
Разнообразие естественных биогеоценозов зависит от состава растительности. При наличии большого количества древесных растений биогеоценоз носит название – «лес». Лес может быть берёзовым, дубовым, сосновым и прочим, в зависимости от преобладания определённой древесной породы.
Вместе с деревьями в сообществе «лес» находятся представители кустарников и трав, низкорослых растений, мхов и лишайников, бактерий и насекомых. Здесь же проживают травоядные и хищные животные. В лесу находят себе место жительства различные птицы.
Все представители биогеоценоза выполняют определённые роли в пищевой цепочке и влияют на жизнедеятельность друг друга.
Примеры взаимодействий в других естественных природных сообществах, имеющих свои особенности:
в поле или на лугах, где цветение разнотравья привлекает множество насекомых – опылителей, где почва становится плодороднее от наличия микроорганизмов в ней, где животный мир менее разнообразен;
в степи, характеризующейся малым количеством деревьев, равнинной поверхностью с невысоким травяным покрытием, ночным образом жизни животных и особыми климатическими условиями и пр.
Взаимодействие в искусственных природных сообществах осложнено тем, что его нужно создавать, поддерживать и контролировать человеком.
Рассмотрим, насколько неустойчивы взаимодействия в искусственно созданном человеком биогеоценозе — водоёме.
При определении состава водного сооружения необходимо помнить о наличии в нём грибов, бактерий, фитопланктона, зоопланктона, птиц и рыб. Должны быть созданы условия, необходимые для их жизнедеятельности, состоящие из наличия:
высокой плотности жидкости;
слабого насыщения кислородом;
незначительного колебания температур.
Создание перечисленных условий – трудная задача, требующая специфических знаний и умений. Так же проблемно поддерживать эти условия и контролировать их.
Пищевые связи и роли в сообществах
Для природных сообществ характерна совокупность живых организмов с условиями окружающей среды, которая тесно связана цепью питания.
Она в свою очередь состоит из различных организмов, являющихся в большинстве едой для других представителей сообщества:
растений, основному звену пищевой цепи;
первичных консументов: насекомых, моллюсков, травоядных животных;
вторичных консументов: паразитов и плотоядных — хищников.
Важными представителями пищевой цепочки являются редуценты — так называют организмы, питание которых состоит из животных и растительных остатков. Эта группа состоит из грибов и бактерий.
Структура природного сообщества
Структура сообщества заключается в движении различных веществ от одного организма к другому и их возврата в окружающую среду.
Солнечной энергией и неорганическими веществами питаются автотрофы, являющиеся основой природных сообществ, занимающихся синтезированием органики. Созданные автотрофами органические вещества потребляют гетеротрофы, которые представлены бактериями, грибами и животными.
Основой природного сообщества является возникновение устойчивого круговорота веществ, которые поглощаются из окружающей среды и в неё же возвращаются, что является результатом жизнедеятельности всех членов экосистемы.
При благоприятных экологических условиях местности увеличивается и видовой состав сообщества.
Влияние человека на природные сообщества
Являясь единой живой системой, биогеоценоз может быть разрушен или потерпеть изменения даже из-за изменения одного его компонента.
Рассказы о появлении различных изменений или исчезновений некоторых видов представителей фауны или флоры являются тревожным сигналом, оповещающим о нарушении внутренних процессов сообщества.
Так, разрастание тростника по берегам озера может превратить его в болото. А причиной этого может быть исчезновение вида рыб, которые питаются растениями.
Чаще эти изменения связаны с деятельностью человека:
при вырубке леса происходит опустынивание земель;
при строительстве дамб – заболачивание территории;
распахивание земель и применение химикатов в земледелии – к исчезновению многих видов животных и растений;
загрязнение воздуха, проведение автомобильных и железнодорожных магистралей приводят к разрушению природных сообществ.
Примеров можно приводить большое количество. Сохранение природных сообществ становится уже проблемой всего человечества, так как их видоизменение и даже исчезновение влияют на жизнедеятельность всей биосферы Земли. А это уже угроза жизни людей на нашей планете.