преступление и наказание описание комнаты мармеладовых
Квартира Мармеладовых
Семья Мармеладовых состоит из 50-летнего чиновника Семена Захаровича Мармеладова, его 18-летней дочери Сони Мармеладовой, его 30-летней супруги Катерины Ивановны и ее троих малолетних детей от первого брака. Семен Захарович Мармеладов — пьющий человек и не имеет работы, поэтому семья вынужденна арендовать самую дешевую квартиру.
Цитаты описывающие квартиру Мармеладовых
Семья Мармеладовых живет в съемном жилье в доме Козеля в Петербурге на четвертом этаже:
Хозяйкой их жилища является обрусевшая немка Амалия Ивановна Липпевехзель. Мармеладов называет хозяйку квартиры Амалией Федоровной. Возможно, это задумка Достоевского, а, возможно — ошибка:
Мармаледов называет эту квартиру «безобразнейшим содомом», вероятно, за то, что среди жильцов, есть люди с сомнительной репутацией:
Мармеладовы вынуждены терпеть шум, крик, вонь и дым, которые доносятся из соседних комнат:
Соня Мармеладова изначально проживала в этой квартире, но чтобы содержать семью пошла по «желтому билету» (занялась проституцией) и под давлением хозяйки квартиры и соседей была вынужденна съехать:
Мармеладовы снимают не отдельную квартиру, а проходную комнату, которую сам Мармеладов называет «углом»:
Комната Мармеладовых представляет собой небольшое помещение длиной в 10 шагов:
Обстановка в комнате Мармеладовых очень бедна. В комнате имеется диван, два стула, стол, кровать, печь:
По словам Мармеладова, в их комнате бывает холодно, из-за чего его жена Катерина Ивановна заболела чахоткой (туберкулезом):
К тому же неблагополучная обстановка в доме плохо влияет на здоровье Катерины Ивановны:
Интерьер и его значение в романе «Преступление и наказание» Достоевского. Цитаты
В романе Достоевского «Преступлении наказание» интерьеры изображены в мрачных, давящих тонах. Они подчеркивают обстоятельства, состояние души героев, а иногда, наоборот, контрастны по отношению к персонажам. Подобную условность, «заданность» в описаниях обстановки мы находим в поэме Гоголя «Мертвые души». Обстановка жилища у Гоголя полностью соответствует характеру героя, как бы «продолжает» его. Но у Достоевского, в отличии от Гоголя, в описании интерьеров прослеживается соответствие не характеру, а жизненному положению, обстоятельствам, состоянию.
Почти во всех жилищах персонажей романа интерьер свидетельствует о крайней нищете их хозяев, а, кроме того, о неустроенности в жизни, отсутствии уюта и душевного тепла. Герои не защищены в своих домах, не могут укрыться в них от проблем и несчастий. Кажется, что даже по отношению к своим жильцам, эти комнатушки выявляют неприветливость и отчужденность, гонят их на улицу.
В обстановке большинства помещений преобладающим тоном становится желтый. Этот жизнеутверждающий, солнечный цвет превращается в романе в цвет безжизненности, отсутствия энергии и позитива, цвет болезни и дисгармонии. Яркий сочный цвет Достоевский заменяет тусклым, грязным, размытым, унылым желтым цветом, свидетельствуя о безжизненности героев.
Комната Раскольникова
Примером тому может служить привлекательный портрет Раскольникова и комната, в которой он живет: нищенская, напоминающая гроб или шкаф, с низким потолком, с желтыми выцветшими обоями.
Из мебели имеются три старых стула, стол, большая софа с истрепанной подушкой, маленький столик:
Мать Родиона Раскольникова считает что одной из причин меланхолии сына является именно его квартира:
Комната Сони Мармеладовой
Комната Сони так же уродлива и невесела, напоминая сарай. Стены помещения украшены желтоватыми, отстающими обоями, чернеющими от сырости по углам.
Но она огромна по размерам, что совсем не вяжется с хрупкой и маленькой фигурой его обитательницы. Писатель тем самым подчеркивает, насколько несоответствующими являются обстановка и положение беспомощной в своем положении героини. Комната этой девушки напоминает неправильный четырехугольник, что очень символично.
Из мебели у Сони имеется кровать, стол, стул, а также два плетеных стула и комод:
Подчеркивается нарушение основательности и прочности. Здесь нет места стабильности и гармонии. А ведь жизнь Сони и вправду уже разрушена. Она вынуждена торговать собой ради спасения семьи.
Квартира Мармеладовых
Квартира старухи-процентщицы
Старуха-процентщица Алена Ивановна проживает вместе со своей слабоумной младшей сестрой Лизаветой, которую она бьет и держит в качестве рабыни. Их квартира состоит из прихожей, крошечной кухни и двух комнат — гостиной и спальни. Лизавета поддерживает квартиру в идеальной чистоте, так что нигде не видно ни пылинки:
Как и в большинстве помещений описанных в романе, в гостиной поклены желтые обои:
В этой комнате имеются диван, стол, туалетный столик, несколько стульев и дешевые картины на стенах, а также лампадка в углу перед иконой:
Номер Свидригайлова
Обстановка гостиничного номера Свидригайлова, в котором он проводит свою последнюю ночь накануне самоубийства, также наполнена символичным значением. Комната похожа на клетку, стены напоминают сколоченные доски, что наводит читателей на мысль о гробе, намекая на предстоящие события.
Квартира следователя Порфирий Петровича
Квартиру следователя ведущему дело о убийстве старухи Достоевский описывает довольно скупо, но из сцены первой встречи с Раскольниковым можно сделать вывод, что квартира имеет отдельную прихожую и довольно большую жилую комнату в которой свободно размещаются сам Порфирий Петрович, Заметов, Разумихин и Раскольников:
Из мебели автор упоминает: стул, диван и стол. При этом, в отличии от других квартир описанных в романе, в комнате Порфирия Петровича ничто не говорит о бедности или запущенности. На полу даже лежит ковер:
Кабинет Порфирия Петровича
Лестницы
Лестницы в романе отличаются таким же неприглядным видом, они тесные и грязные. Так, во второй части романа автор описывает как соседи, сгрудившись возле дверей, становятся свидетелями предсмертных мук Мармеладова, отчаяния Катерины Ивановны и смерти ее мужа:
Описание комнат в романе «Преступление и наказание», интерьер, комната Раскольникова, Сони, старухи-процентщицы
Раскольников в своей каморке (фильм 1969 г.) |
Описание комнат и интерьеров играет важную роль в романе «Преступление и наказание» Достоевского. Автор дает краткую, но емкую характеристику всем ключевым интерьерам, на фоне которых разворачиваются события.
В таблице ниже представлено цитатное описание комнат и интерьеров в романе «Преступление и наказание»: характеристика каморки Раскольникова, комнаты Сони Мармеладовой, квартиры старухи-процентшицы и др.
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Описание комнат и интерьеров в романе «Преступление и наказание» (каморка Раскольникова, комната Сони, квартира старухи-процентщицы и т.д.)
Бывший студент Родион Раскольников снимает комнату в доме Шиля в Петербурге. Комната Раскольникова под номером 14 находится на 5-ом этаже. Это небольшая комната шесть шагов в длину с очень низким потолком. Жилище героя напоминает шкаф, каюту, гроб или сундук. В комнате наклеены желтые обои. Из мебели в каморке имеются три старых стула, стол, большая софа с истрепанной подушкой, маленький столик:
«Я Родион Романыч Раскольников, бывший студент, а живу в доме Шиля, здесь в переулке, отсюда недалеко, в квартире нумер четырнадцать.» (часть 2 глава VI)
«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру.» (часть 1 глава I)
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову.» (часть 1 глава III)
«Перед софой стоял маленький столик.» (часть 1 глава III)
«Он прилег головой на свою тощую и затасканную подушку. » (часть 1 глава III)
«. там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца. » (комната похожа на шкаф, часть 1 глава V)
«. тесную и низкую «морскую каюту» Раскольникова. » (часть 2 глава V)
«Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, — сказала вдруг Пульхерия Александровна. » (часть 3 глава III)
«Наконец ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук.» (часть 1 глава III)
«Она давно уже поражена была бедною обстановкой Раскольникова. » (часть 3 глава IV)
«. воротился Раскольников назад и поднялся в свою каморку. » (часть 3 глава VI)
Комната Сони Мармеладовой
«Тут только Соня заметила его. Она прошла в третий этаж, повернула в галерею и позвонила в девятый нумер, на дверях которого было написано мелом: «Капернаумов портной».» (часть 3 глава IV)
«А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета. Он доискался дворника и получил от него неопределенные указания, где живет Капернаумов портной. Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу, он поднялся наконец во второй этаж и вышел на галерею, обходившую его со стороны двора.» (часть 4 глава IV)
«. Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. » (часть 4 глава IV)
«Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. Затем у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок.» (часть 4 глава IV)
«. это чиновник, отставной, титулярный советник, Мармеладов! Он здесь живет, подле, в доме Козеля. » (часть 2 глава VII)
«. а живем мы в холодном угле. » (часть 1 глава II)
«Проживаем же теперь в угле, у хозяйки Амалии Федоровны Липпевехзель. Живут же там многие и кроме нас… Содом-с, безобразнейший…» (часть 1 глава II)
«Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике.» (часть 1 глава II)
«В комнате было душно…» (часть 1 глава II)
«…с лестницы несло вонью…» (часть 1 глава II)
«…из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного дыма…» (часть 1 глава II)
Квартира старухи-процентщицы состоит из прихожей, крошечной кухни и двух комнат — гостиной и спальни. В гостиной старуха принимает своих клиентов, а в спальне — хранит деньги и заложенные вещи. Алена Ивановна содержит свое жилище в полной чистоте, так что нигде не видно ни пылинки.
В гостиной поклены желтые обои, в этой комнате имеются диван, стол, туалетный столик («туалет»), несколько стульев и дешевые картины на стенах, а также лампадка в углу перед иконой. В спальне у старухи-процентщицы имеется кровать, комод и киот (шкафчик) с иконами. Под кроватью в спальне старуха прячет укладку (сундук), в которой хранятся личные вещи и драгоценности, полученные от клиентов:
«Молодой человек переступил через порог в темную прихожую, разгороженную перегородкой, за которою была крошечная кухня.» (о прихожей и кухне, часть 1 глава I)
« Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем… Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, — вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело…» (о гостиной, часть 1 глава I)
«Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. «Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота», — продолжал про себя Раскольников и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую, крошечную комнатку, где стояли старухины постель и комод и куда он еще ни разу не заглядывал. Вся квартира состояла из этих двух комнат.» (о спальне, часть 1 глава I)
«Тотчас же он побежал с ними в спальню. Это была очень небольшая комната, с огромным киотом образов. У другой стены стояла большая постель, весьма чистая, с шелковым, наборным из лоскутков, ватным одеялом. У третьей стены был комод.» (спальна старухи, часть 1 глава VII)
«Он бросил комод и тотчас же полез под кровать, зная, что укладки обыкновенно ставятся у старух под кроватями. Так и есть: стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном, с утыканными по нем стальными гвоздиками. Зубчатый ключ как раз пришелся и отпер. Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром; под нею было шелковое платье, затем шаль, и туда, вглубь, казалось всё лежало одно тряпье.
Но только что он пошевелил это тряпье, как вдруг, из-под шубки, выскользнули золотые часы. Он бросился всё перевертывать. Действительно, между тряпьем были перемешаны золотые вещи — вероятно, всё заклады, выкупленные и невыкупленные, — браслеты, цепочки, серьги, булавки и проч.» (об укладке (сундуке), часть 1 глава VII)
«…маленький круглый столик, на котором стоял допитый стакан чаю…» (часть 3 глава V)
«Порфирий Петрович, как только услышал, что гость имеет до него «дельце», тотчас же попросил его сесть на диван. » (часть 3 глава V)
«И как ни в чем не бывало, он заботливо стал подставлять пепельницу Разумихину, беспощадно сорившему на ковер папироской…» (часть 3 глава V)
«…хохочут в прихожей. » (квартира Порфирия имеет прихожую, часть 3 глава IV)
Кабинет Порфирия Петровича
«Кабинет его была комната ни большая, ни маленькая; стояли в ней: большой письменный стол перед диваном, обитым клеенкой, бюро, шкаф в углу и несколько стульев — все казенной мебели, из желтого отполированного дерева.» (часть 4 глава V)
Это были материалы с описанием комнат и интерьеров в романе «Преступление и наказание» Достоевского.
Описание жилища Мармеладовых в романе «Преступление и наказание», квартира, комната
Описание жилища Мармеладовых в романе «Преступление и наказание», квартира, комната
«А вот и дом. Козеля дом. Слесаря, немца, богатого…» (Мармеладов о своем жилище, часть 1 глава II)
По словам господина Мармеладова, в этом доме живет много людей и сам дом напоминает «безобразный содом», то есть неприличное, непристойное место:
«Живут же там многие и кроме нас… Содом-с, безобразнейший… гм… да…» (часть 1 глава II)
«Виднелись фигуры в халатах и совершенно нараспашку, в летних до неприличия костюмах, иные с картами в руках.» (соседи Мармеладовых, часть 1 глава II)
Нищие Мармеладовы снимают не отдельную квартиру, а проходную комнату, которую сам Мармеладов называет «углом»:
«Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная.» (часть 1 глава II)
«. а живем мы в холодном угле. » (часть 1 глава II)
«Проживаем же теперь в угле, у хозяйки Амалии Федоровны Липпевехзель. » (часть 1 глава II)
Комната Мармеладовых представляет собой небольшое помещение длиной в 10 шагов:
По словам Мармеладова, в их комнате бывает холодно, из-за чего его жена Катерина Ивановна заболела чахоткой (туберкулезом):
«. а живем мы в холодном угле, и она в эту зиму простудилась и кашлять пошла, уже кровью. » (часть 1 глава II)
Обстановка в комнате Мармеладовых очень бедна. В комнате имеется диван, два стула, стол, кровать, печь:
Несчастные Мармеладовы вынуждены терпеть шум, крик, вонь и дым, которые доносятся из соседних комнат. Эта неблагополучная обстановка плохо влияет на здоровье Катерины Ивановны Мармеладовой:
«В комнате было душно, но окна она не отворила; с лестницы несло вонью, но дверь на лестницу была не затворена; из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного дыма. » (часть 1 глава II)
Комната Сони Мармеладовой
Софья (Соня) Семёновна Мармеладова — главный женский персонаж романа «Преступление и наказание» (1866) Федора Достоевского. Бедная 18-ти летняя девушка. Матери Соня лишилась еще в детстве.
Первоначально вместе со своим пьющим отцом Соня живет в глубинке, а затем они переезжают в Петербург, однако и там отец не может найти работу. Поэтому она приняла решение ради своей семьи пойти по «желтому билету» (заняться проституцией), из-за чего хозяйка арендной квартиры вынудила ее съехать и жить отдельно.
Цитаты из романа описывающие комнату Сони Мармеладовой
Хозяйка квартиры в которой поселились Мармеладовы, Амалия Липпевехзель и другие жильцы вынудили Соню съехать из-за ее постыдной профессии, и она и снимает комнату неподалеку. Навещает отца и помогает ему деньгами:
Комната Сони находится на третьем этаже трехэтажного, старого зеленого «дома на канаве», в квартире № 9, которая принадлежит портному Капернаумову. Под канавой имеется в виду «Екатерининский канал», в настоящее время он носит название «Канал Грибоедова». Это был типичный доходный дом, жильцы которого, снимая квартиры у владельца, сдавали в свою очередь комнаты другим:
Комната Сони Мармеладовой имеет форму неправильного четырехугольника и похожа, скорее, на сарай и выглядит несколько уродливо, что подчеркивает нарушение основательности и прочности. Здесь нет места стабильности и гармонии. К тому же огромна по размерам, что совсем не вяжется с хрупкой и маленькой фигурой его обитательницы:
Из мебели у Сони имеется кровать, стол, стул, а также два плетеных стула и комод:
Примечательно, что в комнате Сони, также как и у Раскольникова, поклеенны желтые обои потерявшие свой вид. Таким образом Достоевский указывает на моральный упадок персонажей — яркий цвет солнца стал мрачным и отталкивающим. Правда у Раскольникова обои потеряли вид от грязи и не ухоженности, а у Сони — от сырости: