счет депонента в бюджете
Энциклопедия решений. Расчеты с депонентами. Счет 304 02 (для бюджетной сферы)
Расчеты с депонентами. Счет 304 02 (для госсектора)
ГАРАНТ:
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Внимание
Не допускается наличие показателей со знаком «минус» по счету 304 02 «Расчеты с депонентами» (см. например, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 21.12.2011 NN 02-06-07/5900, 42-7.4-04/2.1-1709).
Депонированные суммы, не истребованные депонентами в течение срока исковой давности, могут быть списаны с балансового учета учреждения и отражены на забалансовом счете 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами».
При этом казенным учреждениям необходимо учитывать, что операции по депонированию невыплаченных сумм, а также их списанию, не связаны с кассовым исполнением соответствующего бюджета. При списании дебиторской задолженности речь фактически идет о списании неисполненных обязательств бюджетного учреждения, которые возникли на законных основаниях.
Бюджетное законодательство предусматривает перечисление в доход соответствующего бюджета сумм, компенсирующих затраты государства и поступающих в счет погашения дебиторской задолженности прошлых лет. Однако при депонировании соответствующих сумм и последующем списании задолженности расходы за счет бюджетных средств фактически не осуществляются. Поэтому у казенного учреждения не возникают обязательства по перечислению в доход бюджета сумм списанной депонентской задолженности (данные суммы не относятся к доходам бюджета).
Пример
В учете казенного учреждения числится депонированная заработная плата в сумме 500 руб., не истребованная депонентом в течение срока исковой давности. 7 июля руководителем учреждения принято решение о списании данной суммы.
Кроме того, при очередной выплате заработной платы 7 июля депонирована сумма ежемесячной компенсационной выплаты в размере 50 руб., причитающейся сотруднице, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Данная сумма компенсации выплачена сотруднице учреждения при ее обращении за выплатой 15 июля.
В бюджетном учете могут быть сделаны следующие записи:
Списана не истребованная депонентом сумма задолженности
Депонирована сумма компенсационной выплаты
Депонированная сумма выплачена из кассы
*(1) В казенных учреждениях и органах власти поступления в кассу и выплаты из кассы подлежат отражению на забалансовых счетах 17 и 18 в порядке, определенном учетной политикой (п.п. 365, 367 Инструкции N 157н).
Согласно п. 271 Инструкции N 157н аналитический учет депонированных сумм ведется в Книге (Книгах) аналитического учета депонированной оплаты труда, денежного довольствия военнослужащих и стипендий (ф. 0504048) в разрезе:
— получателей депонированных сумм;
Синтетический учет операций по счету 304 02 «Расчеты с депонентами» ведется в Журнале операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям (ф. 0504071) (п. 272 Инструкции N 157н).
В данных регистрах депонированные суммы учитываются согласно Реестрам депонированных сумм (ф. 0504047), заполняемых кассиром (лицом, осуществляющим кассовые операции) на основании Платежных ведомостей (ф. 0504403), Расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401), в которых были «закрыты» соответствующие депонированные суммы.
Выплата депонированных сумм депонентам оформляется Расходным кассовым ордером (ф. 0310002).
Информацию об аналитических счетах и типовых корреспонденциях, применяемых в целях ведения бухгалтерского учета расчетов с депонентами, смотрите в путеводителях:
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал приводится по состоянию на август 2021 года.
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы
Сотрудники направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:
В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
Объединенная редакция «Бюджетная сфера»:
А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, методолог
Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса, методолог
Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор
А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук
Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам
Департамент бюджетной методологии:
А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов
Ю. Железнева, ведущий консультант-эксперт, профессиональный бухгалтер
Н. Старовойтова, консультант-эксперт
Э. Чевардина, консультант-эксперт
Центр осуществляет экспертную поддержку специалистов финансово-бюджетной сферы: бухгалтеров, экономистов, специалистов по налоговому учету, аудиторов (ревизоров), юристов, руководителей учреждений.
Какие задачи решает Центр:
1. Разработка единых методологических подходов к применению бюджетного законодательства.
2. Взаимодействие с органами госуправления и крупнейшими учреждениями.
3. Предоставление устных и письменных консультаций по бухгалтерскому (бюджетному) учету и отчетности в секторе госуправления, бюджетному законодательству, финансовому контролю и аудиту, правовому положению государственных (муниципальных) учреждений.
4. Подготовка новостных и аналитических материалов (энциклопедий, пошаговых инструкций, обзоров изменений законодательства и судебной практики, путеводителей, калькуляторов), интернет-рассылок, статей, репортажей и интервью как в текстовом, так и в видеоформате для всех продуктов компании «Гарант», включая систему ГАРАНТ и портал ГАРАНТ.РУ.
5. Анализ бухгалтерской (бюджетной) отчетности, учетной политики и подготовка предложений по оптимизации и автоматизации учетных процессов.
6. Оказание поддержки при проверках финансово-хозяйственной деятельности.
7. Организация и проведение региональных семинаров и круглых столов.
8. Разработка проектов локальных актов, включая учетную политику.
9. Разработка программ повышения квалификации.
10. Осуществление исследований по изучению тенденций, технологий и лучших практик внедрения новых положений бюджетного законодательства на федеральном, региональном и муниципальном уровне («Модели централизации учета, юридического и иного обслуживания учреждений»; «Практики организации внутреннего финансового контроля и аудита», «Модели налогового учета в учреждениях высшего образования», «Организация электронного документооборота при централизации бухгалтерского учета», «Сравнительные характеристики систем оплаты труда медицинских учреждений в различных регионах» и др.).
В Центре работают специалисты:
1. Занимавшие должности главных бухгалтеров (начальников отделов сводной отчетности) региональных министерств, главных бухгалтеров крупнейших федеральных учреждений и учреждений города Москвы, имеющие опыт составления сводной (консолидированной) отчетности.
2. Имеющие опыт контрольно-ревизионной работы в федеральных органах власти.
3. Имеющие опыт автоматизации учетных процессов в учреждениях и централизованных бухгалтериях, в том числе на базе 1С.
Проводки по заработной плате в бюджетном учете
Нормативно-правовая база
Проводки по заработной плате в бюджетном учреждении регулируются несколькими законодательными актами, в частности:
Что относить к зарплате сотрудников согласно действующему законодательству, читайте в материале «Ст. 135 ТК РФ — вопросы и ответы».
Порядок формирования проводок по зарплате в бюджетной организации
В бюджетной сфере для детализации движения денежных средств разработана классификация операций сектора государственного управления (сокращенно — КОСГУ). При этом к бухгалтерскому счету при формировании проводок следует добавлять код, определяющий вид поступления или выбытия объекта учета в соответствии с данной классификацией.
В частности, для начисления зарплаты бухгалтеру нужно использовать следующие коды КОСГУ:
Также для корректного распределения видов движения денежных средств нам понадобятся следующие КОСГУ:
О том, как номер счета бюджетного учета увязан со значением КОСГУ, читайте здесь.
РАЗЪЯСНЕНИЯ от КонсультантПлюс:
С 09.03.2021 в КОСГУ внесли изменения. В части зарплаты, например, на подстатью 211 нужно относить компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении. А из подстатьи 2013 убрали пособия, которые работодатели оплачивали за счет ФСС. Подробнее об изменениях читайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Проводки по зарплате в бюджетном учреждении
На основании вышеприведенных нормативных документов составим основные проводки по заработной плате в учете бюджетной организации.
1. Начислена зарплата, отпускные, премия.
При этом затраты по заработной плате могут быть отнесены на несколько различных счетов бухгалтерского учета:
Дт 0 30211 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по зарплате» Кт 0 30301 730 «Увеличение кредиторской задолженности по НДФЛ»
Правильно рассчитать НДФЛ с зарплаты вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и переходите в Готовое решение. Это бесплатно
3. Отражено начисление по исполнительному листу:
Дт 0 30211 830 Кт 0 304 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам по удержаниям из выплат по оплате труда»
Удержания по исполнительному листу нужно производить из суммы дохода работника до или после удержания НДФЛ? Ответ на этот вопрос вы найдете в консультации, подготовленной экспертами К+ на основании мнения чиновника из Минтруда. Получите бесплатный демо-доступ и переходите в материал.
4. Из кассы выплачена зарплата:
Дт 0 30211 830 Кт 0 20134 610 «Денежные средства кассы бюджетного учреждения»
5. Заработная плата перечислена на банковские карточки:
Дт 0 302 11 830 Кт 0 20111 610 «Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
6. Депонированы невыданные суммы:
Дт 0 30211 830 Кт 0 30402 730 «Увеличение кредиторской задолженности перед депонентами»
7. Начислены взносы в ПФР, ФСС, ФФОМС.
Ежемесячно в каждой организации начисляются страховые взносы в ПФР, обязательные социальные взносы в ФСС и ФФОМС. Объектом обложения признаются выплаты и прочие вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу сотрудников.
Проводки по начислению взносов формируются следующим образом. Счет по дебету будет постоянным — Дт 0 40120 213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда». А вот корреспондирующий счет будет зависеть от вида начисления:
8. Выдана заработная плата подотчетному лицу, осуществляющему раздачу зарплаты, из кассы:
Дт 0 20811 560 «Расчеты с подотчетными лицами по зарплате» Кт 0 20134 610 «Денежные средства в кассе учреждения».
9. Получена зарплата сотрудником от раздающего лица:
Дт 0 30211 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по зарплате» Кт 0 20811 660 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате труда».
О проводках, применяемых для отражения операций по зарплате в коммерческих организациях, читайте в статье «Проводки по зарплате и бухгалтерский учет».
Пример отражения в учете бюджетной организации начисления зарплаты
Рассмотрим проводки для начисления зарплаты в бухгалтерском учете предприятия на конкретном примере.
Должностной оклад работника больницы составляет 24 000 руб. Сотрудник не имеет детей, следовательно, у него отсутствует право на стандартный вычет.
Начислен доход за январь 20ХХ года — 24 000 руб.
Проводки по отражению операций, связанных с начислением и выплатой зарплаты, будут такими:
Начислена заработная плата работнику
Учет депонированной зарплаты в бюджетном учреждении
«Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, N 6
В силу сложившихся обстоятельств работник может не получить заработную плату и другие причитающиеся ему выплаты своевременно. Каковы действия бухгалтера в этом случае? Как правильно учесть такую невыплату? В каком порядке отразить дальнейшие взаиморасчеты с работником?
Заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца. В соответствии с требованиями ст. 136 ТК РФ день выдачи зарплаты организация обязана установить в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном или трудовом договоре. Причем это должны быть конкретные даты, а не расплывчатые формулировки типа «не позднее 15-го числа следующего месяца» или «после 5-го числа следующего месяца». Если день выдачи заработной платы совпал с праздничным днем, то выплата денег производится накануне (ч. 8 ст. 136 ТК РФ). Если работник уходит в отпуск, то рассчитаться с ним нужно за три дня до этого (ч. 9 ст. 136 ТК РФ).
Кроме того, следует помнить норму ст. 136 ТК РФ, согласно которой заработная плата выплачивается сотруднику, как правило, в месте выполнения им работы. На практике возможны ситуации, когда работники трудятся вдали от бухгалтерии. При этом они не обязаны тратить свободное время на поездку в офис за зарплатой. В данном случае при несвоевременной выплате заработной платы говорить о депоненте нельзя, так как работодатель не обеспечил сотруднику получение зарплаты в том порядке, который определен трудовым законодательством.
Утверждена Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.
Расчетно-платежная ведомость составляется по учреждению, подписывается исполнителем и лицом, проверившим документ. Разрешение на выплату заработной платы подписывается руководителем учреждения и главным бухгалтером.
В тех случаях, когда разовые расчеты по заработной плате при уходе в отпуск или увольнении не совпадают с составлением общего расчета, выплаты в межрасчетный период производятся по платежной ведомости или расходным кассовым ордерам. Начисленные и выплаченные суммы по этим расчетам включаются в расчетно-платежную ведомость текущего месяца. При этом по графе «Сумма к выдаче» против данной фамилии делается прочерк, а выплаченная сумма записывается в графе «Выплаты в межрасчетный период».
Ведем учет расчетов с депонентами
Формы регистров бюджетного учета для органов государственной власти РФ, федеральных государственных учреждений приведены в Приложении 1 к Приказу Минфина России от 23.09.2005 N 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета». В Приложении 2 к данному Приказу даны Рекомендации по применению названных регистров.
Порядок заполнения формы 0504047. При наличии в платежных ведомостях невыплаченных сумм по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям составляются отдельные реестры депонированных сумм с внесением в них каждого лица, не получившего заработную плату, денежное довольствие или стипендию. Реестр заполняется кассиром на основании платежной или расчетно-платежной ведомости, в которой против фамилии лиц, не получивших заработную плату, стипендию или денежное довольствие, следует поставить штамп или сделать отметку от руки «Депонировано».
Депонированные суммы на следующий день сдаются для зачисления на счет учреждения, открытый в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях.
На сданные суммы составляются расходные кассовые ордера.
В конце месяца в книге подсчитываются итоги по графам «Кредит» и «Дебет» и выводится кредитовый остаток на начало следующего месяца.
Бухгалтерский учет
Инструкцией N 25н для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда по всем видам оплаты труда предусмотрен счет 1(2) 302 01 000 «Расчеты по заработной плате».
Начисленные суммы оплаты труда, причитающиеся работникам, отражаются по кредиту счетов 1(2) 302 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате» в корреспонденции со счетами 1 401 01 211 «Расходы по заработной плате», 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)».
По дебету счета 1(2) 302 01 730 отражаются выплаченные суммы оплаты труда, а также суммы удержанного НДФЛ, платежей по исполнительным документам и других удержаний, уменьшающие задолженность организации по выплате заработной платы.
Начисленные, но не выплаченные в установленный срок, в частности из-за неявки получателей, суммы необходимо списать с дебета счета 1(2) 302 01 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате» в кредит счета 1(2) 304 02 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с депонентами».
При внесении депонированной зарплаты на расчетный счет составляется корреспонденция:
Дебет счетов 1 304 05 211 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по заработной плате», 2 201 01 510 «Поступления денежных средств учреждения на банковские счета»
Кредит счета 1 (2) 201 04 610 «Выбытия из кассы».
Бухгалтер организации отразит в учете следующие операции:
Примечание. При проверке кассовых операций контролирующими органами для выявления случаев присвоения сумм, законно начисленных разным лицам и организациям, в частности депонированной заработной платы, могут быть проведены следующие процедуры:
Выдаем депонированную зарплату
Депонированная зарплата выдается сотрудникам по расходному кассовому ордеру. Дату и номер ордера следует указать в книге депонентов. Если получателей несколько, можно оформить отдельную платежную ведомость.
При выдаче депонированной заработной платы делаются следующие проводки:
Дебет счета 1 (2) 201 04 510 «Поступление в кассу»
Кредит счетов 1 304 05 211 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по заработной плате», 2 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения банковских счетов»
Дебет счета 1 (2) 304 02 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с депонентами»
Кредит счета 1 (2) 201 04 610 «Выбытие из кассы».
Если депонированные суммы выдаются по доверенности, оформленной в установленном порядке, то в расходном ордере указываются Ф.И.О. самого получателя и лица, которому доверено получение денег. В ведомости (расходном кассовом ордере) необходимо поставить отметку «По доверенности», а доверенность приложить к кассовому ордеру или ведомости.
При наличии соглашения между работником и работодателем суммы депонированной зарплаты могут быть перечислены на лицевой счет работника в кредитной организации, что будет оформлено проводкой:
Дебет счета 1 (2) 304 02 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с депонентами»
Кредит счетов 1 304 05 211 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по заработной плате», 2 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов».
Проводим инвентаризацию расчетов
Для обеспечения достоверности информации о финансовом состоянии организации должны проводить инвентаризацию как имущества, так и обязательств. Требование об обязательном проведении инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности установлено в ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В ходе этой процедуры проверяются и документально подтверждаются фактическое наличие имущества и обязательств организации, их состояние и оценка. Полученные данные сравниваются с данными бухгалтерского учета, и при выявлении расхождений в учет вносятся соответствующие исправления.
Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов предусмотрен в Методических указаниях, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
Проведение инвентаризации начинается с издания приказа (постановления, распоряжения) руководителя организации, в котором утверждаются конкретные сроки инвентаризации, проверяемое имущество и обязательства, а также состав инвентаризационной комиссии (форма ИНВ-22 ). В комиссию входят представители руководства компании, работники бухгалтерии и другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). К проведению инвентаризации можно также привлекать сотрудников службы внутреннего аудита организации и независимых аудиторов.
Унифицированные формы по учету результатов инвентаризации утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.
В работе комиссии должны принимать участие все ее члены, иначе инвентаризация может быть признана недействительной.
При инвентаризации расчетов проверяются правильность и обоснованность сумм дебиторской и кредиторской задолженности, в частности расчеты с работниками организации: выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов.
Результаты оформляются актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, прочими дебиторами и кредиторами по форме ИНВ-17.
Сколько времени следует учитывать депонированную зарплату на балансе?
Невостребованная депонированная заработная плата хранится на расчетном счете организации в течение трех лет, то есть до истечения срока исковой давности, и выдается по первому требованию работника.
Примечание. В случае смерти работника не полученная ко дню его смерти заработная плата в соответствии со ст. 141 ТК РФ выдается совместно проживающим с ним членам семьи, а также лицам, находившимся вследствие нетрудоспособности на иждивении умершего.
По истечении сроков исковой давности невостребованные суммы депонированной заработной платы должны быть списаны. Основанием для списания являются данные проведенной инвентаризации и приказ (распоряжение) руководителя организации.
Суммы невостребованной и списанной депонированной зарплаты относятся на финансовые результаты деятельности организации. При этом в бухгалтерском учете оформляется запись:
Дебет счета 1 (2) 304 02 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с депонентами»
Кредит счета 1 (2) 401 01 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами».
Пример 2. В августе 2006 г. была депонирована заработная плата сотрудника в сумме 3500 руб. ввиду его гибели. По истечении срока исковой давности данная сумма не была востребована. После истечения 3 лет бухгалтер учреждения спишет указанную сумму на доходы учреждения.
Бухгалтер отразит в учете следующие операции:
Как долго следует хранить книгу (реестр) учета депонированной заработной платы?
Действует в редакции Решения Росархива от 27.10.2003.
Началом срока хранения документов считается 1 января года, следующего за годом, в котором они были составлены или приняты к учету. Например, исчисление срока хранения дел, составленных в 2007 г., начинается с 1 января 2008 г.