счет десятками до 100 для дошкольников
Урок 5. Принципы обучения счету. Счет до 10, до 20 и до 100. Счет столбиком
Как только дети достигают возраста 2-3 лет, приходит время заниматься с ними счетом более серьезно, нежели просто рассказывать, что такое «мало» и «много», и сколько будет «2 + 2». Этот возрастной период характеризуется максимальной познавательной активностью, а когнитивные способности достигают своего пика. Поэтому-то и сами ребятишки отличаются любознательностью и желанием научиться чему-то, чего не умели раньше. В итоге поступающая информация ложится на благодатную почву, а затем начинает активно применяться детьми в их взаимодействии с окружающими предметами и людьми.
Но при обучении ребенка счету всегда следует иметь в виду, что некоторые данные могут усваиваться несколько проблематично. Ребенок может, например, упустить какие-то числа из числового ряда или вовсе изменить их очередность. Причиной этому служит избирательность детской памяти – по большей части в ней задерживается то, что вызвало в сознании эмоциональный отклик, в частности – интерес. Поэтому и обучение следует строить с основой на нескольких основополагающих принципах, с которыми вам обязательно нужно познакомиться.
Содержание:
Принципы обучения детей счету
Следует заметить, что часть представленной информации вам уже может быть знакома из раздела по обучению детей чтению и первых уроков по обучению счету. Но беря во внимание ее важность и необходимость применения, мы позволим себе в чем-то повториться.
Для начала отметим, что в зависимости от возраста, дети могут воспринимать информацию по-разному:
Исходя из этого, обучение детей счету должно основываться на возрастных особенностях. А лучшим периодом для освоения основных правил счета является возраст 3-4 лет. Представленные ниже принципы помогут вам облегчить малышу его тернистый путь обучения счету:
Эти принципы должны стать вашей базой. Их несоблюдение, конечно же, не катастрофично, но если вы хотите предупредить возникновение нежелательных проблем и затруднений, а также избежать наиболее распространенных ошибок, советуем вам не пренебрегать ими.
Теперь же переходим к основной части нашего урока – упражнениям по обучению детей счету. Делятся они на три категории: счет до 10, счет до 20 и счет до 30.
Учим ребенка считать до 10
Научить ребенка считать до 10 проще всего. Для этого вам нужно всего-навсего играть с ним дома в несколько игр и с пользой проводить время:
Учимся считать до 20
После освоения ребенком пальчикового счета до пяти и десяти и цифр первого числового ряда (обязательно убедитесь, что материал усвоен хорошо и малыш не путает последовательность) можно смело начинать изучать счет до 20. Делается это тоже достаточно легко – с применением такого метода:
Учимся считать до 100
Учиться считать до сотни лучше всего в младшем дошкольном возрасте – в период от 4 до 6 лет. Здесь все не намного сложнее, чем на предыдущем этапе:
При помощи таких нехитрых способов вы сможете легко и быстро научить дитя считать до ста. Но параллельно с этим нужно начинать осваивать математические операции, для начала – сложение и вычитание (не простейших чисел, а двухзначных). Для этого советуем вам научить ребенка считать столбиком.
Учимся считать столбиком
Начинать обучение счету столбиком следует, убедившись в том, что маленький человечек хорошо понял счет до 100 и разбирается в десятках. Если все отлично, объясните, как образуются однозначные и многозначные числа, и покажите, как они записываются. После этого донесите до детского сознания, что операции с цифрами производятся разрядно, т.е. с единицами и десятками при счете столбиком работают отдельно.
Если складывать цифры, в сумме образующие более десяти, у ребенка поначалу может возникнуть непонимание. К примеру, вам требуется сложить «14» и «18». Так, складывая «4» и «8» и получая «12», нужно вторую цифру записать, а первую держать в уме, чтобы потом сложить ее с суммой первого столбика цифр. Т.е. «1» + «1» «2» + «1» (единица, которая была в уме) «3». В итоге в первом столбике получаем «3», а во втором «2», что и означает «32». Если вдруг малыш с трудом сохраняет в уме одну цифру, облегчите ему задачу, записывая ее над первым столбиком. По мере освоения метода вспомогательные приемы лучше исключить.
По сути, в овладении умением считать столбиком проблем у ребенка возникнуть не должно. Но всегда нужно проявлять терпение, и при необходимости объяснять одно и то же по нескольку раз как можно доходчивее. И здесь будет уместно упомянуть о трех главных правилах обучения детей счету.
3 золотых правила обучения детей
Задавшись идеей помочь своему чаду освоить базовые математические навыки в дошкольном возрасте, придерживайтесь следующих правил:
На этом мы заканчиваем шестой урок, и желаем вам успехов в ваших начинаниях. Применяйте методы, советы и рекомендации, которые мы представили, придумывайте различные варианты игр и занятий, пробуйте новое и экспериментируйте – тогда вас непременно ждет успех.
Следующий урок мы посвятили изучению таблицы умножения. Из него вы узнаете, что и как делать, чтобы ребенок быстро ее выучил, с чего следует начинать, что нужно делать, чтобы она быстрее запоминалась, и как проверять прогресс. Также мы дадим несколько советов, которые помогут вам избежать самых распространенных ошибок.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Конспект НОД по ФЭМП «Десятки»
Светлана Рижко
Конспект НОД по ФЭМП «Десятки»
Цель: Познакомить с новой счетной единицей – десятком. Учить счету десятками до 100. Упражнять в сложении и вычитании чисел. Закрепить знания геометрических фигур. Развивать логическое мышление, графические навыки.
Материал,пособия: Фланелеграф, набор цифр на него, д\и «Вычислительная машина», тетради, карандаши.
Ход занятия:
1. д\и «Расставь по порядку»
На фланелеграфе вразброс разложены цифры 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100.
— Назовите знакомую цифру (10)
— Что общего есть во всех этих цифрах? (на конце ноль)
У всех цифр (кроме последней) по два знака. Первая цифра обозначает количество десятков, вторая – единицы.
10 – это 1 десяток и 0 единиц, то есть – десять или дцать.
20 – это 2 десятка и ноль единиц, то есть двадцать.
30 – 3 десятка и ноль единиц, то есть тридцать.
Дети разбирают все цифры до 100.
— Расставьте цифры по порядку.
2. д\и «Вычислительная машина»
3. Физ.мин: Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три в ладоши 3 хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
И на место тихо встать.
Воспитатель показывает карточку с цифрами от 1 до 5. Дети называют столько предметов (резиновых, деревянных, металлических, мягких, тяжелых, сколько записано в карточке.
5. д\и «Какая фигура лишняя?»
— Сколько всего фигур? Назовите их.
Перерисуйте все фигуры в тетрадь.
— Какая фигура лишняя и почему? Раскрасьте ее красным карандашом.
— Сколько четырехугольников? Раскрасьте их, но не красным цветом.
— У какой фигуры больше всего углов?
Конспект НОД по ФЭМП «День — ночь» Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование элементарных математических представлений, познавательно – исследовательская.
Конспект НОД по ФЭМП «Части суток» Конспект ООД по ФЭМП Тема: «Части суток» Цели: 1 Закреплять умение различать и называть части суток «утро», «вечер» 2 Развивать мышление.
Конспект НОД по ФЭМП «Геометрические фигуры» Конспект НОД по ФЭМП в младшей группе «А» Тема «Геометрические фигуры» Цель: Закрепить знание детей о геометрических формах – круг, квадрат,.
Конспект НОД по ФЭМП «Цирковое представление» Тема НОД «Цирковое представление» Цель: Закреплять умение определять количество предметов, сравнивать предметы, различать пространственные.
Конспект НОД по ФЭМП «Меньше, больше, поровну» Тема: «Меньше, больше, поровну» Задачи: Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать.
Конспект НОД по ФЭМП «Образование числа 6» Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия. Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое.
Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие на Марс» Доминирующая область: познавательное развитие Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие с Лунтиком» Программное содержание: 1. Познакомить со временными понятиями вчера, сегодня, завтра. 2. Закреплять порядковый и количественный счет в.
Конспект НОД по ФЭМП «Волшебное число» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка «Детский сад «Голубок» Конспект НОД по ФЭМП «Волшебное.
Конспект НОД по ФЭМП «Космические цветы» НОД ФЭМП во второй младшей группе по теме недели «Космос» Тема: «Космические цветы» Цель: Продолжить знакомить детей с палочками Кюизенера,.
Как научить ребёнка считать: быстро и легко
Счёт — один из базовых навыков, которым желательно овладеть до того, как ребёнок пойдёт в школу. Требовать от первоклассника решать сложные примеры никто не станет — но научиться считать количество предметов, и знать основы сложения и вычитания перед школой будет полезно. У ребёнка не возникнет сложностей с пониманием просьб учителя — например, «возьмите два карандаша» — и первоклассник не будет чувствовать себя менее сообразительным, чем сверстники, уже обучившиеся счёту.
Отправляя ребёнка в школу, позаботьтесь не только об его интеллектуальной подготовке. Ведь в школе малыш столкнётся с целым новым миром. Некоторые дети тяжело переносят период адаптации. Убедиться, что вашего ребёнка не обижают сверстники или учителя, что у него нет проблем и он в безопасности поможет приложение «Где мои дети»!
Способов, как научить ребёнка считать — много: по разработанным профессиональными педагогами методикам, в игровой форме, с подключением рифм и тематических видео. Какой бы способ вы ни выбрали, обучение счёту можно считать первым шагом к изучению математики. А хорошее знание математики — залог не только положительных оценок, но и отличные память и внимание, развитое логическое мышление, и способность просчитать верное решение в любой ситуации.
Содержание:
Первое знакомство с цифрами: когда и с чего начать
Знакомить малыша с цифрами можно начинать в 1,5-2 года. Но ждать от маленького ребёнка значительных математических успехов рано, хотя разницу между понятиями «один» и «много» дети быстро понимают даже в раннем возрасте.
Коротко об этапах обучения ребёнка счёту — в таблице:
Пытаться научить малыша считать слишком рано не стоит из-за отличий детского мышления от взрослого. Существует такое понятие, как феномены Пиаже, доказанные французским психологом Жаном Пиаже.
Психолог доказал, что дети младше шести лет не могут относиться к счёту абстрактно, считая математическое действие верным только в настоящем времени и именно с теми предметами, которые показывает взрослый. Например, малыш младше шести лет будет убеждён, что если унести яблоки в другую комнату, или заменить яблоки грушами, то количество предметов изменится.
Научить детей считать лучше всего в 4 этапа:
Как научить считать до 10
Учить ребёнка счету до 10 можно и раньше пяти лет, или, при необходимости, в более старшем возрасте. Главные условия для успешного обучения устному счёту до 10 — хороший словарный запас ребёнка и его интерес к цифрам.
Как научить ребёнка считать до 10:
Отправляя ребёнка в школу, позаботьтесь не только об его интеллектуальной подготовке. Ведь в школе малыш столкнётся с целым новым миром. Некоторые дети тяжело переносят период адаптации. Убедиться, что вашего ребёнка не обижают сверстники или учителя, что у него нет проблем и он в безопасности поможет приложение «Где мои дети»!
Как научить считать до 20
Учить ребёнка счёту до 20 можно тогда, когда он уверенно будет считать до 10. Для быстрого и простого освоения счёта до 20 действуйте в такой последовательности:
Как научить считать до 100
Когда ребёнок научится считать до 20 не сбиваясь, родителям пора помочь сыну или дочери освоить счёт до ста. Попробуйте научить малыша считать до 100 таким способом:
Освоив цифры, переходите к постепенному изучению таблицы умножения. Мы собрали в одном месте и рассказали о самых действенных способах, которые помогут вашему ребёнку легко справиться с этой задачей!
Сложение и вычитание: эффективные способы обучения
К началу обучения в школе большинство детей уже умеют оперировать базовыми математическими действиями — сложением и вычитанием. Современная программа для первых классов построена так, что задачи на сложение и вычитание дают детям почти сразу — и научиться складывать и вычитать лучше успеть в дошкольном возрасте.
Как научить ребёнка сложению и вычитанию: первые шаги
Начните знакомство с базовыми математическими действиями с использования наглядных предметов — кубиков, счётных палочек или других, удобных для ребёнка:
Сложение и вычитание на пальцах
Когда ребёнок научится складывать и вычитать предметы, переходите к сложению и вычитанию на пальцах — или пропустите этот этап, если сын или дочь бойко и уверенно складывают и вычитают все окружающие предметы. В любом случае проследите, чтобы малыш постепенно отучался от счёта на пальцах — педагоги замечают, что привычка считать на пальцах мешает детям научиться считать в уме.
Как научить ребёнка считать на пальцах:
Как научить ребёнка считать в уме
Умение складывать и вычитать в уме — один из самых полезных навыков для дошкольника, который сильно облегчит изучение математики в школе. Прежде чем учить ребёнка считать в уме, убедитесь, что он умеет складывать и вычитать предметы, и владеет счётом как минимум в пределах двадцати.
Как научить ребёнка считать в уме:
Как научить ребёнка считать в столбик
Если ребёнок умеет считать до ста и хорошо понимает, что такое единицы и десятки — сложностей со счётом в столбик обычно не возникает.
Как научить ребёнка считать в столбик:
Методики обучения счёту, созданные известными педагогами
Попробуйте подключить к изучению счёта одну или несколько эффективных педагогических методик:
Петерсон
Методика Петерсон обучает детей математике исключительно в игровой форме: с помощью кубиков, рисования, логических игр.
Глен Доман
Метод Глена Домана полностью построен на визуализации: дети видят на карточках цифры и соответствующее цифрам количество точек, постепенно осваивая счёт:
В первые несколько занятий ребёнок может выступать в качестве наблюдателя. Не просите его повторить. После демонстрации всех карточек (10, 20 цифр в зависимости от возраста) обязательно похвалите малыша, расскажите, как вы его любите и как вам нравится его обучать. Можно угостить будущего математика чем-нибудь вкусным, так как физическое поощрение – неотъемлемая часть методики Глена Домана.
С 3-4 урока карточки можно начинать тасовать, то есть демонстрировать не в чётком цифровом порядке. Запомните главное: показываем быстро, хвалим щедро.
Ментальная арифметика
Дети учатся считать с помощью костяшек счёт, а позже сразу начинают считать в уме без использования счёт или любых других инструментов.
Лёгкое обучение счёту: советы родителям
Правила обучения дошкольников математике, уже доказавшие свою результативность на практике:
Будьте терпеливы. Даже если тяжело и кажется, что вы уже сто раз объяснили, а ребёнок всё равно ничего не понял. Постепенно даже такая сложная задача как обучение счёту уложится в детской голове и, возможно, ваш малыш станет будущим отличником по математике!
Учимся считать до 100
После того, как ребенок освоил счет до 20, он легко справится со счетом до 100. Рекомендуется начинать обучение с ряда последовательных чисел от одного до ста, попутно изучая счет десятками.
Увлекательные онлайн задания по математике для детей от 2 до 11 лет
Количественный счет
Повторите с ребенком образование чисел от одиннадцати до двадцати, расскажите, что числа до ста образуются таким же образом: число, обозначающее количество десятков + «дцать» и число, обозначающее количество единиц. Исключением является только число «сорок», его нужно запомнить.
Навыки счета в пределах первой сотни хорошо развивают упражнения «Соедини по точкам». Также вы можете выполнить простые игровые упражнения с ребенком:
«Назови соседей круглых чисел». Наибольшую трудность у детей вызывает переход к круглым числам. Это упражнение направлено на закрепление данного навыка. Назовите круглое число, ребенок пусть назовет соседние числа, находящиеся от него по обе стороны на числовой прямой. Это упражнение также учит ребенка увеличивать и уменьшать на один.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
«Произносим числа поочередно». Суть упражнения: считая до ста, произносите числа поочередно с ребенком. Объясните ему, что нужно произносить число, которое идет вслед за названным. Можно подключить в игру еще несколько человек, чтобы игра стала более увлекательной.
Наряду с прямым счетом, тренируйте обратный счет, обращая особое внимание на называние чисел в прямом и обратном порядке с переходом через круглое число.
Тренируйте написание чисел. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок писал и «читал» число слева направо. Дети часто делают ошибки в распознавании чисел, например, вместо числа 21 говорят 12. Письменная нумерация, как и устная, связана с разрядностью чисел, напоминайте ребенку, что первыми пишутся десятки, затем – единицы. Особое внимание обратите на написание круглых чисел, при котором на месте единиц (их нет в данном числе) пишется 0. Если этот момент упустить, вы можете столкнуться с тем, что ребенок будет писать число 45 как 405.
Счет групп предметов и счет десятками
При закреплении навыков счета очень важно наряду со счетом отдельных предметов научить ребенка считать группы предметов. При таком счете в качестве единицы счета выступает не какой-то предмет, а группы предметов. Вначале это могут быть однородные предметы. Предложите ребенку отсчитать 20 фломастеров и разложить их на группы – вначале по 2, затем по 4, по 5. Пусть он скажет, сколько групп получилось и по сколько предметов в каждой группе. К счету группами можно отнести и счет десятками, который используется, когда необходимо посчитать большое количество предметов.
Порядковый счет
После изучения количественных числительных расскажите ребенку, как образуются порядковые числительные. Для того, чтобы ребенок понимал сферу употребление таких числительных, расскажите, в каких случаях люди пользуются порядковыми числительными, (нумерация дней месяца, домов, квартир, детских садов, школ и поликлиник, мест в театре и в кино и т.д.).
Не забывайте про использование обучения в повседневной жизни. Например, измерение сантиметровой лентой – хороший помощник в обучении счету до 100. Предложите ребенку измерить стол, стул и записать полученные результаты. Обращайте ребенка на цены продуктов в магазине, пусть ребенок сам определяет, какую сладость он сможет купить в пределах той или иной суммы. Эти приемы позволят сделать усвоение чисел понятным и простым для ребенка.
Счет десятками до 100
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Карточки на рефлексию.docx
Выбранный для просмотра документ Счет в пределах 100.docx
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Проверка готовности к уроку.
Слушают. Проверяют учебные принадлежности.
Постановка цели и задач урока.
— Ребята, давайте вспомним, на каком этапе изучения математики мы находимся. Какие темы рассматривали? О чём говорили на предыдущих уроках?
Сегодня мы продолжим нашу работу.
Детям предлагается посчитать упаковки на слайде.
— А раньше мы с вами таким образом считали? А как вы думаете, это нужное умение? Почему? Тогда определите сами тему нашего сегодняшнего урока.
— Какова наша цель? Уточняем, что значит считать
— Как вы научились считать единицами?
1дес, 2дес, 3дес… 10дес!
(так удобнее считать большое количество предметов)
(научиться считать десятки)
1, 2, 3… (на счёт единицами).
Работа со счётными палочками. Выставляю на наборное полотно 10 палочек. Сколько?
Собираю в пучок. Сколько десятков?
— Положите на парту 1 дес. А теперь ещё 1. Сколько единиц мы добавили? Сколько десятков стало? А сколько там отдельных палочек, единиц? Ещё 1 дес. добавьте. Сколько единиц мы добавили? Сколько десятков стало? А единиц?
— Как вы думаете, ребята, для чего я всё время спрашиваю, сколько десятков да сколько единиц? (
Откройте учебник на с.6. О чем предупреждает человечек на полях? (Внимание! Новый материал!)
Прочтите этот материал (он выделен красной линией) и ответьте на вопрос: как называют и записывают числа, которые получают при счёте десятками?
— Как вы думаете, откуда взялись такие названия? Почему именно так называются числа? (два-дцать, три-дцать – сложение двух слов, дцать – старинное название десяти; пять-десят, шесть-десят, сем-десят, восем-десят – тут дети могут объяснить происхождение слов сложением основ пять+десять=пятьдесят и т.д.)
А почему число 40 так называется? Задание – узнать дома, поискать в интернете.
Прочитайте задание. Что нужно сделать? А по-разному – это как?
— Придумайте вопросы к первому рисунку. (Сколько всего палочек? Сколько синих, красных? Как получили 4 дес? – это 3 синих и 1 красный пучок-дес.)
Аналогичная работа по второму рисунку, только работа в парах – задаём вопросы соседу, по очереди.
Считают до 100 десятками.
чтобы запомнили, что 1дес. = 10ед.)
(Внимание! Новый материал!)
Дети читают и отвечают.
тут дети могут объяснить происхождение слов сложением основ пять+десять=пятьдесят и т.д.)
(сказать по-разному, сколько всего палочек на каждом рисунке и сколько палочек каждого цвета)
(Сколько всего палочек? Сколько синих, красных? Как получили 4 дес? – это 3 синих и 1 красный пучок-дес.
задаём вопросы соседу.
Словестная, наглядная, работа в парах.
Закрепление изученного материала
Давайте наметим себе план действий в рамках этой темы – числа до 100. Чему мы должны здесь научиться? Что нам нужно сделать на последующих уроках?
Называть и записывать числа до 100
Знать разрядный состав чисел (т.е. уметь разложить на десятки и единицы)
Складывать и вычитать числа в пределах 100.