счет и счет фактура на разные суммы
Отличия между счетом и счетом-фактурой
Счета-фактуры и счета – одни из наиболее часто используемых в учете документов, с которыми приходится иметь дело бухгалтеру. Несмотря на сходство наименований, они различаются как по назначению в учете, так и по структуре, составу учитываемых данных, значимости и экономическому смыслу.
Вопрос: Как отразить в учете организации затраты на оплату почтовых услуг, связанных с отправкой контрагенту корреспонденции (в управленческих целях), если оператор почтовой связи не выставил счет-фактуру, но выдал кассовый чек с выделенной отдельной строкой суммой НДС?
Услуги оператора почтовой связи оплачены наличными через подотчетное лицо, которому выданы денежные средства в сумме 200 руб. Стоимость услуг почтовой связи составила 120 руб. (в том числе НДС 20 руб.).
Для целей налогообложения прибыли применяется метод начисления.
Посмотреть ответ
Документ, содержащий реквизиты поставщика, продавца, в том числе и банковские, список товаров и услуг, работ, подлежащих оплате. Сумма оплаты рассчитывается в табличной части счета, в соответствии с договорными ценами и объемами.
Счет – необязательный документ, однако в бизнесе используется повсеместно, поскольку позволяет:
Счет на оплату сам по себе может представлять собой оферту. Акцепт счета означает, что договор между сторонами заключен. Чаще всего акцепт выражается в оплате счета.
(гл. 28 ГК РФ, ст. 438, 435-432).
Для того чтобы счет мог быть признан офертой, он должен включать существенные данные, присущие договорам как таковым. Должным образом оформленный счет может служить доказательством договорных отношений в спорных ситуациях, вплоть до судебных разбирательств.
Сроки, согласно которым выставляются счета, фиксируются в договоре. Форма счета на оплату строго не регламентируется, и унифицированной формы, обязательной к применению, не имеет.
Обычно документ содержит следующие реквизиты:
Счет содержит указание на налоговый режим поставщика. Например, организации, применяющие ОСНО, обязательно выделяют и указывают сумму НДС в расчетах, а контрагенты, применяющие специальные налоговые режимы, делают соответствующую пометку об этом в счете. Счет может выставляться как на оплату по безналичному расчету, так и за наличные деньги.
Счет-фактура
Документ, тесно связанный с применением ОСНО и расчетами по НДС. На основании счета-фактуры принимается НДС к вычету в сумме, предъявленной продавцом (НК РФ ст. 169-1). Покупатель не имеет права заявить налог к вычету при отсутствии этого документа. Счет-фактура должен быть оформлен строго в рамках, установленных законом, иначе налоговые органы могут посчитать сумму НДС к вычету неправомерной.
Может иметь как бумажную, так и электронную форму.
Внимание! Электронный вариант документа действителен, только если передается по электронным каналам связи с использованием квалифицированной цифровой подписи.
Счет-фактура содержит следующие реквизиты:
Внимание! Страны ЕАЭС – Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения. При отсутствии контрактов с этими странами в графе 1а счета-фактуры ставится прочерк (см. Постановление Правительства от 19-08-17 №981.).
Группа реквизитов, характеризующая товар, произведенный за пределами России и прошедший таможню для использования в экономической зоне Калининградской области:
Внимание! Если товар произведен в России, в графах 10 и 10а следует ставить прочерки. В то же время не запрещается ставить код России (643) и наименование страны (см. письмо Минфина от 10-01-13 №03-07-13/01-01). Если товар произведен не в России, но впоследствии разделен для продажи так, что страну происхождения отдельных его партий установить невозможно, то страну происхождения и таможенную декларацию в счете-фактуре не заполняют (см. письмо Минфина от 27-11-17 №03-07-09/78220).
При работе со счетами–фактурами следует учитывать ряд моментов:
Внимание! Права уполномоченных лиц и законность их подписей должны быть оформлены доверенностью или приказом, если речь идет об организации и единственной доверенностью, если уполномоченный представляет ИП.
Универсальный передаточный документ (УПД) и счет-фактура
Форма не является обязательной к применению, но рекомендуется ФНС как способ сократить количество документации при оформлении сделки. УПД содержит все признаки счета-фактуры и документа, по которому передаются ТМЦ. Применяется как организациями на ОСНО, так и использующими специальные налоговые режимы организациями, ИП. Правила использования УПД прописываются в учетной политике.
При этом часть хозяйственных операций может оформляться в организации с применением привычных счетов-фактур, а часть – с помощью УПД (письмо ФНС 27-05-15 №ГД-4-3/8963). При использовании УПД одновременно в качестве счета-фактуры и документа передачи на нем указывается статус 1.
Счет, счет-фактура и акт выполненных работ
Акт выполненных работ и счет-фактура оформлены разными датами: насколько это критично?
В сложившейся хозяйственной практике в пакет документов, сопровождающих сделку, включают счет, счет-фактуру и акт выполненных работ. Такой набор бумаг бухгалтерия подшивает после того, как работы приняты заказчиком и в учете произведены необходимые операции.
Возникает вопрос: если все три документа относятся к одной сделке, должны ли они оформляться одной датой или могут расходиться во времени? И если да, то насколько критично это расхождение?
Законодательство не содержит требования о том, чтобы даты в акте выполненных работ и в счете-фактуре совпадали. А дата выставления такого документа, как счет, вообще не регламентирована ни одним нормативным актом. Это объясняется тем, что счет не признается первичным документом в бухучете, да и для налогового учета он не имеет никакого значения. Исполнитель выставляет его заказчику по своему усмотрению или в сроки, прописанные в договоре. То есть совпадение в датах счета, счета-фактуры и акта выполненных работ допустимо, но не обязательно.
Можно ли использовать с актом выполненных работ как счет-фактуру, так и универсальный передаточный документ? Ответ на этот вопрос есть в «КонсультантПлюс». Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
Что нужно учесть в ситуации, когда акт и счет-фактура оформлены разными датами?
Дата в акте выполненных работ — важный элемент, влияющий на достоверность формирования информации в бухгалтерском учете. Этой датой в учете заказчика признаются расходы в размере стоимости выполненных работ, согласованной сторонами. В учете исполнителя этой же датой отражается выручка от реализации работ и признаются связанные с исполнением обязательств по договору расходы.
Дата счета-фактуры влияет на своевременность получения заказчиком работ вычета по НДС. Она определяется по нормам п. 3 ст. 168 НК РФ и выбирается из отрезка длиной в 5 календарных дней, отсчитываемых от момента:
Получается, что расхождение в датах является нормальной ситуацией, ограниченной временными рамками.
А что будет, если нарушить 5-дневный срок или оформить не авансовый счет-фактуру ранее, чем работы будут выполнены и приняты заказчиком? Такая календарная чехарда, если она происходит на границе налоговых периодов, может вызвать претензии контролеров и стать поводом для штрафа. Но вообще более позднее выставление счета-фактуры Минфин не склонен рассматривать, как основание для отказа в вычете покупателю.
Обратите внимание, что с 01.07.2021 действует новый бланк счета-фактуры, в редакции постановления Правительства РФ от 02.04.2021 № 534. Обновление бланка вызвано внедрением системы прослеживаемости товаров. Использовать новый бланк обязаны все налогоплательщики, даже в случае, если товары не включены в систему прослеживаемости. Подробнее об изменениях, внесенных в документ, читайте здесь.
Скачать новый бланк счета-фактуры можно, кликнув по картинке ниже:
О возможных штрафах при нарушении срока выставления счета-фактуры рассказываем в этом материале.
Как избавиться от календарной путаницы
Чтобы не ошибаться с датами в акте и счете-фактуре, можно оптимизировать процедуру оформления этих двух документов, а именно объединить их в одном универсальном передаточном документе (УПД). Соответственно, и дата у такого документа будет только одна. Исчезнет причина разночтений в датах, и риски претензий контролеров сведутся к минимуму.
Переход на применение УПД требует предварительной подготовки:
Общие рекомендации по оформлению УПД приведены в письме ФНС России от 21.10.2013 № MMB-20-3/96@.
Подробнее об алгоритме перехода на УПД рассказываем здесь.
Итоги
Дата счета законодательством не регламентируется и определяется самостоятельно исполнителем работ или прописывается в договоре. Счет-фактура и акт выполненных работ могут оформляться одной датой. Допустимо выставлять счет-фактуру в даты, отличные от даты первичного документа (акта). При этом разница в датах не должна превышать 5 календарных дней. Чтобы не путаться в датах и оптимизировать документооборот, можно заменить акт и счет-фактуру одним универсальным передаточным документом (УПД).
Счёт-фактура: в чём заключены характерные отличия этого документа
Чтобы понять, чем отличается счёт от счёта-фактуры, необходимо иметь чёткое представление о том, какие именно характеристики присущи каждому из рассматриваемых документов. Начнём мы это рассмотрение со счёта-фактуры — документа, все аспекты применения которого регламентированы законодательно:
Счёт-фактура служит основанием для принятия НДС в вычеты. Отсутствие этого документа лишает возможности воспользоваться таким правом.
С 01.07.2021 действует новый бланк счета-фактуры, в т.ч. корректировочного, в редакции постановления Правительства РФ от 02.04.2021 № 534. Обновление бланка вызвано внедрением системы прослеживаемости товаров. Использовать новый бланк обязаны все налогоплательщики, даже в случае, если товары не включены в систему прослеживаемости. Подробнее об изменениях внесенных в счет-фактуру мы рассказали здесь.
Скачать новый бланк счета-фактуры можно кликнув по картинке ниже:
Эксперты КонсультантПлюс подготовили пошаговую инструкцию по оформлению каждой строки обновленного счета-фактуры. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Путеводитель. Это бесплатно.
Составителями счёта-фактуры являются:
Существует три вида этого документа, применение каждого из которых определяет ситуация, требующая его оформления:
Каждый вид имеет набор обязательных для него реквизитов и особенности составления. Но утверждённых форм бланков существует всего две:
Цены и стоимость в счёте-фактуре допускается отражать в валюте, если это отвечает условиям осуществления сделки.
Документ может оформляться как на бумаге, так и электронно. В последнем случае он должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного на это лица.
Чем отличается от иных документов счёт на оплату
В отличие от счёта-фактуры для счёта на оплату правила применения законодательством не устанавливаются. Не имеет он и установленной формы. Однако это не умаляет важности подобного документа для взаимоотношений между плательщиком и получателем средств.
Обычно счёт возникает в ситуациях, когда условием осуществления поставки (вне зависимости от того, оформляется ли при этом письменный договор между сторонами) является наличие оплаты, её предваряющей. Оформляет такой документ продавец, отражая в нём:
Каждому счёту присваивается порядковый номер, сопровождаемый датой создания этого документа.
Наличие счёта обеспечивает:
В счёте могут дополнительно отражаться:
Таким образом, счёт оказывается документом, либо содержащим сведения, дополняющие заключённый между сторонами договор, либо единственным, в котором приводится вся необходимая информация относительно совершаемой сделки.
Что общего и в чём разница между счётом-фактурой и счётом
Уже из вышеприведённых описаний счёта-фактуры и счёта в чём разница между ними становится вполне понятно. Тем не менее приведём основные различия:
Как работать с документами: договоры, счета, акты, накладные
Первичный документ подтверждает разные события в в бизнесе: продажу или покупку товаров, оказание услуг клиентам, выдачу зарплаты сотрудникам и другие.
В зависимости от события перечень документов для оформления различается. Рассмотрим распространённую ситуацию — сделка при продаже товаров и оказании услуг. Так принято, что документы готовит поставщик или исполнитель.
В видеоформате мы рассказываем про оформление сделок в курсе молодого ИП. В курсе 11 бесплатных уроков, тесты и практика, кроме документов он поможет разобраться с налогами, применением онлайн-касс, выбором банка и проверками.
Документы для сделки с клиентом:
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Договор
Описывает права и обязанности сторон сделки. Обычно в договоре бывают такие разделы:
Договор обычно оформляется в 2-х экземплярах и содержит подписи каждой стороны.
Для некоторых сделок письменная форма договора вообще не нужна. Например, договор купли-продажи считается заключённым уже с момента выдачи покупателю кассового, товарного чека или другого документа, который подтверждает факт оплаты. Это не значит, что при розничной купле-продаже нельзя заключить договор в письменной форме — законодательство этого не запрещает.
Шаблоны распространённых договоров:
Необязательный документ, в котором продавец указывает цену, количество товара и реквизиты для перечисления оплаты.
Вы можете сами придумать форму счёта на оплату или найти в интернете готовую. Счёт может заменить договор, если включить в него все существенные условия сделки.
В есть готовый шаблон счёта. Выберите контрагента, укажите товары или услуги, их количество, и документ готов.
Платёжные документы
Подтверждает оплату товаров или услуг. Это может быть платёжное поручение, платёжное требование или кассовый чек.
Кассовый чек выдают при помощи онлайн-кассы. Её обязаны применять все, кто принимает оплату наличными и банковскими картами. Исключения перечислены в пункте 2 статьи 2 закона 54-ФЗ. Все чеки передают в налоговую через оператора фискальных данных (ОФД). Контур.ОФД моментально отправляет данные в ФНС, а вся информация о чеках и кассах доступна в личном кабинете сервиса.
Отсрочек по применению онлайн-касс больше нет, но есть исключения для некоторых видов деятельности, а на патенте кассой должны пользоваться только некоторые предприниматели — полный список исключений смотрите в статье.
Платёжное поручение остаётся у предпринимателя, когда он переводит деньги через интернет-банк. Этот документ подтверждает перечисление денежных средств по определённым реквизитам.
Товарный чек — необязательный документ, который выдают по просьбе покупателя. Покупателю документ нужен, чтобы подтвердить, что он не только потратил определённую сумму денег, но и купил определённые товары — например, по поручению руководителя. Форма товарного чека не установлена, поэтому можно разработать свою с обязательными реквизитами: наименование документа, номер, дата, название ООО или ФИО ИП, ИНН, товары и услуги, сумма оплаты и подпись с расшифровкой и должностью.
Товарная накладная (N ТОРГ-12)
Оформляет продажу товаров другому ИП или ООО. Для работы с физлицами обычно не используется.
Накладная оформляется в двух экземплярах: первый остаётся у поставщика и фиксирует отгрузку товаров, а второй передаётся покупателю и нужен ему для приёмки товаров.
Обычно накладную оформляют по стандартной форме ТОРГ-12. Но вы можете использовать свой шаблон.
В можно создать накладную на основе выставленного счёта.
Акт об оказании услуг
Подписывают исполнитель и заказчик. Акт подтверждает, что услуги оказаны или работы выполнены, а у заказчика нет претензий по их качеству.
Составьте акт в : достаточно выбрать контрагента и указать услугу, а потом отправить готовый документ контрагенту с подписью и печатью.
Счёт-фактура
Этот документ обязаны выставлять только организации и предприниматели, которые являются плательщиками НДС — в основном те, кто работает на общей системе налогообложения.
Организации и ИП на УСН, ЕНВД и патенте обычно не платят НДС и поэтому выставлять счета-фактуры не обязаны. Есть несколько исключений, о которых мы рассказали в отдельной статье.
Счёт-фактура оформляется в двух экземплярах и подписывается поставщиком товара или услуги. Один экземпляр передаётся покупателю, другой остаётся у продавца. Счёт-фактуру нужно выставить не позднее чем через 5 дней после отгрузки товара или оказания услуг.
Счёт-фактура — это основание для того, чтобы принять НДС к вычету, поэтому все организации относятся к нему с особым трепетом.
Универсальный передаточный документ (УПД)
Объединяет в себе два документа: акт (накладную) и счёт-фактуру.
Документ можно выставить как со счётом-фактурой, так и без. Во втором случае — это всё равно что обычный акт или накладная, только в формате УПД. А ещё есть вариант выставить УПД со счёт-фактурой, но без НДС.
На основании УПД покупатель сможет признать расходы, а также принять к вычету входящий НДС (если применяет общую систему налогообложения).
Статья актуальна на 02.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Авансовые сделки с НДС: как формировать счета‑фактуры, книги покупок и продаж
Сделки с авансами — одна из самых распространённых ситуаций, когда надо одновременно внести сведения в книгу покупок и книгу продаж. Важно правильно сделать запись и использовать коды вида операции (КВО), чтобы не было разрыва по НДС. Расскажем, как заполнять счета-фактуры и делать записи в книгах покупок и продаж.
Чем опасны неправильные записи
Неверно составленные счета-фактуры и неправильные записи в книгах покупок и продаж приводят к разрывам по НДС (расхождениям). Их выявляет налоговая на камеральной проверке с помощью системы ПК АСК НДС-2, которая автоматически сопоставляет декларации контрагентов. Ошибки в учёте авансов приводят к тому, что из ФНС поступают требования пояснить завышение суммы к вычету.
Разрывы появляются, если сведения об операции, которые налогоплательщик отразил в Разделе 8 декларации по НДС (книге покупок), чтобы подтвердить право на применение налогового вычета, не совпадают со сведениями, которые должен был отразить поставщик налогоплательщика в Разделе 9 декларации по НДС (книге продаж). Это может быть ошибка в реквизитах, подача нулевой декларации или вообще непредставление. Еще разрыв может быть связан с несоответствием данных в декларации и приложениях налогоплательщика, в том числе из других периодов.
Когда выписывается счёт-фактура на аванс
Продавец составляет авансовый счёт-фактуру только при получении предоплаты. Алгоритм такой:
Если суммы от заказчика поступали неоднократно, то по каждой полученной сумме счёт-фактура должен быть оформлен отдельно.
Пример. Если продавец получил аванс 10-го и 13-го числа, а услугу оказали 28-го числа того же месяца, то счёт-фактура должен быть выставлен дважды при поступлении сумм 10-го и 13-го числа, а также при отгрузке в счёт этого аванса на полную стоимость.
Покупатель на основании любого счёта-фактуры на аванс может воспользоваться правом на вычет по НДС.
Счёт-фактуру на аванс можно не выставлять в четырёх случаях:
В случаях, когда аванс получен в одном налоговом периоде (например, 31 декабря), а отгрузка в счёт этого аванса состоялась в другом налоговом периоде в пределах пяти календарных дней с момента получения предоплаты (например, 2 января), продавец регистрирует счёт-фактуру на аванс в книге продаж за IV квартал, а счёт-фактуру, выставленный при отгрузке, — в книге продаж за I квартал.
Как продавцу отражать авансы
Продавец обязан регистрировать счёт-фактуру в периоде, в котором получил предоплату (п. 3 Правил ведения книги продаж, утверждённых Постановлением от 26.12.2011 № 1137).
Аванс | Отгрузка товара/услуг | Зачёт аванса | |
---|---|---|---|
Книга (регистрация СФ) | Книга продаж | Книга продаж | Книга покупок |
Обязательность регистрации СФ | Обязательна | Обязательна | Обязательна |
Момент регистрации СФ | В день получения аванса | В день отгрузки | В день отгрузки или любой день в течение трёх лет |
КВО для СФ (наиболее используемый) | 02 | 01 | 22 |
Указание контрагента в СФ | Покупатель | Покупатель | Сами себя |
Раздел и строка сумм НДС в декларации | Раздел 3, стр. 070 | Раздел 3, стр. 010-050 | Раздел 3, стр. 170 |
Как покупателю отражать авансы
В отличие от продавца, покупатель не обязан регистрировать счёт-фактуру на аванс и принимать НДС к вычету (ст. 171 и ст. 172 НК РФ). Чтобы воспользоваться вычетом, у покупателя должны быть подтверждающие документы: счёт-фактура, платёжный документ и договор, в котором прописано условие о предоплате.
Аванс | Получение товара/услуг | Зачёт аванса | |
---|---|---|---|
Книга (регистрация СФ) | Книга покупок | Книга покупок | Книга продаж |
Обязательность регистрации СФ | Не обязательна | Не обязательна | Если нет регистрации СФ по авансу — отсутствует восстановление |
Момент регистрации СФ | В момент получения СФ на аванс | В любой день в течение трёх лет | В момент регистрации СФ при получении товара (услуги) |
КВО для СФ (наиболее используемый) | 02 | 01 | 21 |
Указание контрагента в СФ | Продавец | Продавец | Сами себя |
Раздел и строка сумм НДС в декларации | Раздел 3, стр. 130 | Раздел 3, стр. 120 | Раздел 3, стр. 080 |
Как оформить расторжение сделки и возврат аванса
Когда покупатель и продавец расторгают договор, по которому ранее был перечислен аванс, продавец возвращает предоплату покупателю.
Продавцу нужно зарегистрировать авансовый счёт-фактуру в книге покупок с КВО 22. В графе 7 «Номер и дата документа, подтверждающего уплату налога» ему следует указать реквизиты документов, которые подтверждают возврат авансового платежа. Тогда продавец вправе предъявить к вычету НДС, начисленный при получении предоплаты (п. 4 ст. 172 НК РФ).
Покупатель обязан восстановить и заплатить НДС в бюджет, если аванс был принят к вычету. При этом он должен зарегистрировать авансовый счёт-фактуру в книге продаж с КВО 21.
Автор: Светлана Огневская, эксперт Контур.Экстерна по НДС
Подготовила Елизавета Кобрина, редактор
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.