счет индивидуального предпринимателя нерезидента
У меня ИП в России, но живу я в Германии. Как платить налоги?
Я открыл ИП на УСН 6%, а потом переехал в Германию и перестал быть налоговым резидентом РФ. Теперь мне не надо платить НДФЛ в России с доходов от бизнеса, потому что я ИП.
Артемий, то, что вы перестали быть налоговым резидентом РФ, не влияет на налоги, которые вы платите как индивидуальный предприниматель в России. Все из-за УСН.
УСН и резидентство
Упрощенная система налогообложения — не особый налог, а специальный налоговый режим. Если человек перешел на УСН, то вместо налога на прибыль организаций или НДФЛ, налога на имущество физических лиц или организаций, НДС он платит налог один раз по фиксированной ставке.
Мы подробно писали про упрощенную систему налогообложения, поэтому отмечу только одну важную деталь: уплата налога при УСН не связана со статусом налогового резидента. Если вы зарегистрировали ИП как резидент, а потом переехали и перестали им быть, вы не лишаетесь права применять УСН и дальше.
Налоговый кодекс запрещает применять УСН определенным категориям налогоплательщиков. Индивидуальных предпринимателей — нерезидентов среди них нет. Поэтому, пока вы продолжаете быть ИП, вы платите налог по ставке 6% независимо от того, где живете.
Деньгами со счета ИП вы можете распоряжаться так же, как и во время проживания в России. Дополнительного налога за то, что вы делаете это из-за границы, нет.
Если вы ведете деятельность в качестве российского ИП за рубежом, вы должны включить доходы от предпринимательской деятельности в налоговую базу по УСН. При этом неважно, в какой стране вы налоговый резидент.
УСН и двойное налогообложение
Между Россией и Германией заключено соглашение об избежании двойного налогообложения. Но оно относится только к некоторым налогам в каждой из стран. В России это налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц, а также аналогичные налоги, если их введут позже. УСН в списке нет.
Не имеет значения, что УСН как раз заменяет собой все перечисленные налоги. Повторюсь, что это специальный режим налогообложения, который регулируется отдельно. Минфин РФ подтвердил эту точку зрения в нескольких письмах и указал, что соглашения об избежании двойного налогообложения на УСН не распространяются. Поэтому в Германии вы не сможете зачесть налоги, которые заплатили в России как ИП на УСН.
О том, какие налоги нужно платить в Германии и как декларировать там российские доходы, лучше расскажут немецкие юристы. Дело в том, что эти вопросы регулирует только немецкое налоговое законодательство, на котором мы не специализируемся. Не хочется упустить важный нюанс, который потом может стоить вам денег.
Что в итоге
Пока вы не закроете ИП, вы можете применять УСН и платить налог по прежней ставке 6%. Неважно, где вы живете: в России или Германии.
Соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Германией на УСН не распространяется. Налог по УСН, который вы заплатили в России, для немецкой налоговой значения не имеет.
За консультацией по налогам в Германии рекомендуем обратиться к немецким юристам: так будет гораздо надежнее.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Как бизнесу получать платежи из-за границы
Работа с зарубежными клиентами, выход на внешние рынки — важный этап развития бизнеса. И делать это могут не только большие корпорации. По данным Райффайзенбанка, малый бизнес и индивидуальные предприниматели (ИП) в среднем за три года могут выйти на внешний рынок.
Мы поговорили с экспертами и бизнесменами о том, как этого достичь и что нужно учесть. Что такое внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) и валютный контроль, и почему теперь это стало просто.
Что ИП нужно знать о валютном контроле
Как начать работать с зарубежными компаниями
Все поступления денег от иностранных компаний нужно показывать валютному контролю. Также это нужно делать, если сам покупаешь какие-либо услуги за границей. Делать это нужно, даже если переводы осуществляются в рублях.
Что необходимо для работы:
Чтобы пройти валютный контроль, необходимо предоставить в банк документы и условия, на которых деньги поступают. Это делается на основании контракта, который лучше сразу составлять на двух языках: русском и английском или языке компании. Если зарубежная компания предоставляет свой договор, его необходимо перевести на русский язык.
Общая сумма услуг по договору определяется исходя из сумм, указанных в спецификациях к договору
3. Если сделка разовая, можно работать по инвойсу.
Инвойс — международное обозначение счёта на оплату услуг или товаров. По нему можно работать, если сделка небольшая или разовая. Он содержит информацию о контрагентах, товарах или услугах, сроках исполнения, стоимости и порядке оплаты. Если вы договорились о ежемесячной выплате гонораров, то без контракта не обойтись.
Если заказчик должен оплатить ваши услуги в течение двух недель, то валютный контроль будет следить не только за поступлением денег, но и за соблюдением условий договора.
Если заказчик не соблюдал сроки по оплате, нужно написать в банк валютному отделу, что оплата задерживается, и составить новое соглашение с заказчиком о том, что оплата переносится, чтобы не попасть на штраф до 100% от суммы сделки.
Можно сказать, что я микробизнес. Сам я фрилансер, но иногда беру на работу других фрилансеров. В основном работаю один с зарубежными компаниями.
Какие документы нужно предоставлять для валютного контроля
В прошлом году, когда я открывал контракт с новой компанией в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), первым делом отправил договор в банк, который осуществляет валютный контроль. Но зарубежные компании обычно делают договор на английском или своём локальном языке.
Обычно всё начинается с того, что я беру договор и отдаю его переводчику, который делает юридически грамотный перевод.
Потом каждый месяц, когда приходит оплата от заказчиков, нужно предоставлять акт об оказании услуг и инвойс, тоже, разумеется, с переводом. Но с этим обычно проблем нет, потому что, по сравнению с договором, акт и инвойс очень короткие документы и их можно перевести самостоятельно.
Каждый месяц, когда приходит оплата, нужно показывать акт и инвойс, а также отправлять договор в банк, который осуществляет валютный контроль.
Механизм работы ВЭД
Для расчётов с зарубежными клиентами необходимо открыть валютный счёт, например в долларах. Банк, помимо расчётного счёта, откроет дополнительный транзитный счёт. Когда заказчики переводят оплату по договору, деньги попадают на транзитный счёт. Пока валютный контроль не пройден, деньги будут лежать на транзитном счёте, ими нельзя будет пользоваться.
Если условия договора не исполняются по какой-то причине, и вы не предупреждаете об этом банк, который оказывает услугу ВЭД, то на вас будет наложен штраф. Если по какой-либо причине поступление средств задерживается, необходимо предупредить об этом банк. Сделать это можно дистанционно, просто написав в банк через чат или почту.
Какие комиссии нужно платить за валютный контроль
Комиссия за валютный контроль небольшая, она зависит от суммы, которая вам поступает, и от тарифа самого банка. Если приходит 200 000 ₽, то комиссия где-то 290 ₽ от этой суммы и ещё НДС около 50 ₽. Получается совсем немного.
Контракт до 200 000 ₽ | Контракт от 200 000 ₽ до 6 000 000 ₽ | Контракт от 6 000 000 ₽ |
---|---|---|
Документы не нужны | Договор с переводом на русский язык, акт оказанных услуг, инвойс | Договор с переводом на русский язык, акт оказанных услуг, инвойс + регистрация договора в валютном контроле и получение уникального номера |
Райффайзенбанк за 1000 ₽ может ещё проверить договор перед тем, как вы его подпишете, на предмет возможных проблем с валютным контролем в будущем. Так что перед подписанием договора вы можете договор исправить и договориться с заказчиком. Для тех, кто только начинает работать с зарубежными заказчиками, это может быть полезно. Обычно зарубежные заказчики не в курсе российского законодательства и предоставляют договор, оформленный по правилам их страны.
Если письменного объяснения вам не нужно, то могут просто посмотреть договор бесплатно и проконсультировать устно. В прошлом году я просил у сотрудника валютного контроля просмотреть договор перед подписанием. Сотрудник подсказал: в договоре нужно обязательно указать, что я индивидуальный предприниматель (а не просто консультант). В результате перед подписанием мы исправили договор с заказчиком, и больше никаких вопросов при прохождении валютного контроля не было.
менеджер продукта «Валютный контроль” для малого бизнеса Райффайзенбанка
В Райффайзенбанке есть два вида консультаций для клиентов — платная и бесплатная.
Когда клиент вкратце описывает проблему, менеджер просто подсказывает решение. Такая консультация по телефону будет бесплатной. Если же клиент оставил в интернет-банке заявку и приложил документы, которые банк должен изучить и проверить, то речь идет о платной консультации. В этом случае специалист банка рассмотрит документы и даст по ним письменное заключение. Для простых задач бесплатной консультации будет вполне достаточно.
Также у предпринимателя с большим опытом мы узнали, как ИП работать с большими контрактами, которые превышают по сумме 6 000 000 ₽, и как в этом случае платить налоги.
предприниматель, консалтинг в сфере ИТ
Я оказываю услуги консалтинга в сфере IT. С иностранными компаниями в качестве ИП работаю с 2017 года.
В 2019 году заключил контракт, в котором было необычное для меня требование со стороны клиента, — оплата в датских кронах. Большинство банков в России работает с долларами, евро, фунтами или юанями. Когда я начал искать, кто работает с кронами, оказалось, что всего два банка. Один из них был Райффайзенбанк — его я и выбрал для обслуживания.
Мне нравится, что всё обслуживание и общение происходит дистанционно. Удобно также, что есть мобильное приложение, где можно общаться в чате с сотрудниками банка. Процесс стандартный: выставляю счета контрагенту, когда приходит оплата — заполняю документы через интернет-банк.
Мы выпустили бесплатный курс для предпринимателей «От старта бизнеса до поиска инвестора»
В курсе есть все, что нужно знать для того, чтобы вести свой бизнес в России. Вас ждут 14 видео-уроков с концентрированной пользой.
Мы выпустили бесплатный курс для предпринимателей «От старта бизнеса до поиска инвестора»
В курсе есть все, что нужно знать для того, чтобы вести свой бизнес в России. Вас ждут 14 видео-уроков
с концентрированной пользой.
Моменты, которые нужно учитывать при работе с ВЭД
1. Важный нюанс: срок поставки или для фрилансеров — срок оказания услуг. У меня был неприятный момент, связанный с этим.
Объясню на примере: контракт заключён до июня, и вы спокойно оказываете услуги, а оплата по условиям контракта приходит с задержкой, например, в месяц.
У меня сумма сделки превышала 6 000 000 ₽. При регистрации договора и получения уникального номера я указал срок контракта — до июня. В итоге последний инвойс в рамках контракта банк у меня не смог принять, так как контракт заканчивается июнем. Но всё поправимо — можно отправить уточнение к контракту и указать корректный срок с учётом сроков оплаты.
Таким образом, нужно учитывать, что должен пройти срок выставления счёта, плюс банковские дни для поступления оплаты, и получается немного больше, чем срок окончания в контракте.
2. Другой важный момент связан с получением уникального номера договора, — когда его нужно оформлять.
Вроде бы всё просто — при превышении суммы контракта 6 000 000 ₽. Но непонятно, как это должно считаться на практике, так как у вас может быть контракт без указания суммы, курс валюты постоянно меняется и т. п. Самому мне ответ на этот вопрос не удалось найти — задал его в чате Райффайзенбанка. Диалог перевели на специалиста валютного контроля, который онлайн ответил на все мои вопросы. В итоге я узнал, что сумма считается по первоначальной котировке валюты на дату открытия контракта. То есть неважно, как потом меняется курс, — его можно не отслеживать.
Если поступления по контракту превысили 6 000 000 ₽ по первоначальному курсу на дату его заключения, необходимо зарегистрировать договор в банке и получить его уникальный номер. При этом вместе с выставлением инвойса нужно будет отправить в банк справку и подтверждающие документы в течение 15 дней. Это нужно делать обязательно, в противном случае возможны штрафы до 100% от суммы поступления.
До 6 000 000 ₽ | Свыше 6 000 000 ₽ |
---|---|
После получения платежа на транзитный счёт нужно отправить распоряжение на распределение выручки с транзитного валютного счёта. Затем выручка поступает на обычный валютный счёт, и дальше можно распоряжаться деньгами по своему усмотрению | После получения платежа на транзитный счёт нужно отправить распоряжение на распределение выручки с транзитного валютного счёта. Затем необходимо дополнительно отправить справку и подтверждающие документы, чтобы учесть комиссию, которую удержал иностранный банк |
менеджер продукта «Валютный контроль” для малого бизнеса Райффайзенбанка
предприниматель, консалтинг в сфере ИТ
Комиссия иностранного банка
Приходится писать отдельное письмо в свободной форме. В Райффайзенбанке я прикладывал его к остальным документам в интернет-банке.
Важно правильно выбрать систему налогообложения. Изначально я работаю на УСН. Когда ввели патентную систему, я перешёл на работу по патенту, но также у меня осталась действовать УСН. Я нахожусь в Саратове, а услуги дистанционно оказываю для иностранной компании, клиенты которой находятся в Москве. По другому контракту дистанционно работаю с клиентом из Европы. И так как услуги оказываются дистанционно, то вполне можно их оказывать по патенту.
По окончании года при формировании отчётности необходимо учесть все доходы в книге доходов и расходов по патенту.
При работе на УСН важно учитывать доходы по курсу на дату зачисления денег на транзитный счёт. В патенте фиксированная сумма дохода и налога — в зависимости от вида деятельности, региона ИП и других параметров (например, количество сотрудников). Поэтому сумма налога на патенте не зависит от фактически полученного дохода. Но так как при патенте ИП обязан вести книгу учёта доходов и расходов, то как раз в ней указывается сумма дохода на дату зачисления.
На УСН бывают интересные ситуации, когда ты получил валюту на транзитный счёт по курсу 75 ₽ за доллар, а потом, когда начал менять на рубли, он уже снизился до 71 ₽, но налоги ты заплатил уже по 75 ₽.
Другая ситуация — если у тебя лежит валюта на валютном счёте и ты хочешь её поменять на рубли. С утра ЦБ установил курс по 75 ₽ за доллар, потом он резко пошёл вверх и стал 77 ₽, и ты смог продать по 77 ₽. В таком случае с этих двух рублей, с каждого доллара ты также заплатишь налог. Если у тебя только патент, то заплатишь по ставке 13%, а при УСН заплатишь по ставке УСН.
Если УСН доходы, то 6%. Если УСН доходы минус расходы, то учитываешь как обычный доход, который потом будет уменьшен на обычные расходы для уплаты налогов по ставке 15%. Поэтому использование УСН помогает оптимизировать суммы налога.
Когда поступает валюта, переводить её со своего счёта ИП в другие банки, как правило дороже, чем перевести на свой счёт физ. лица и затем отправить с него, так как для физ. лиц обычно комиссии меньше, чем для ИП.
Как открыть банковский счет иностранному юрлицу
Сразу отметим, что иностранцы, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут следующие виды ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст.25 Закона №173- ФЗ):
Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ, в том числе специальных счетов, устанавливает Банк России (п.2 ст.13 Закона №173-ФЗ). В настоящее время действует Инструкция Банка РФ от 30.05.2014 г. №153-И (ред. от 24.12.2018 г.) «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов».
Что нужно сделать иностранцу, чтобы открыть расчетный счет в банке?
Зачастую иностранная компания не имеет филиалов и обособленных подразделений на территории РФ. Может ли иностранная компания открыть в российском банке расчетный счет, не открывая при этом в России представительства или филиала?
Да, может и первым шагом иностранной компании должна быть поставлена на учет в налоговом органе с присвоением ИНН и выдачей свидетельства о постановке на учет (письмо ФНС РФ от 01.09.2014 г. №СА-4-14/17456).
Как встать иностранцу на учет в налоговом органе?
В настоящее время в налоговых органах учет иностранных организаций осуществляется в соответствии с положениями НК РФ и Приказом Минфина РФ от 28.12.2018 г. №293н (письмо ФНС и Минфина РФ от 24.01.2019 г. №293н).
При постановке на учет, в том числе в связи с открытием счетов в банках на территории РФ, иностранной организации присваивается ИНН и выдается Свидетельство о постановке на учет.
Постановка на учет в налоговом органе иностранной организации по указанному основанию (в связи с открытием иностранцем счетов в банках на территории РФ) осуществляется на основании следующих документов:
Датой постановки на учет в налоговом органе иностранной организации является дата внесения в ЕГРН сведений о постановке ее на учет в налоговом органе (п.27 Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 г. №293н).
В случае открытия иностранной организацией нового счета (депозита) в том же или любом ином банке (филиале банка) на территории РФ, повторная постановка на учет такой иностранной организации в налоговых органах не осуществляется (п.28 Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 г. №293н).
Постановка на учет иностранных организаций по указанному основанию осуществляется только при отсутствии иных любых оснований для постановки на учет в налоговом органе. В соответствии с нормами законодательства РФ постановка иностранной организации на учет только в связи с открытием счета в банке не приводит к осуществлению такой организацией деятельности в РФ (письмо ФНС и Минфина РФ от 24.01.2019 г. №293н).
Иностранная компания должна обратиться в налоговую инспекцию по месту нахождения банка.
Как было указано, в ситуации, когда иностранная организация, открывающая банковский счет, не имеет на территории РФ обособленного подразделения, она становится на налоговый учет в связи с открытием счета в банке на территории РФ.
Комплект документов для открытия счета иностранному юридическому лицу
Для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющему место нахождения за пределами территории РФ, в банк представляются (п.4.2 Инструкции Банка РФ от 30.05.2014 г. №153-И):
Документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на русский язык, заверенным в нотариальном порядке.
В случаях, предусмотренных законодательством РФ, документы, представляемые при открытии банковского счета, должны быть легализованы. Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом.
Легализованный в установленном порядке документ иностранного государства подлежит переводу на русский язык. На русский язык переводится как сам иностранный документ, так и проставленный на нем апостиль.
Карточка с образцами подписей лиц, уполномоченных на подписание тех или иных бумаг при проведении сделок от имени иностранной компании, заверяется у нотариуса.
В открытии банковского счета может быть отказано, если не представлены документы, подтверждающие сведения, необходимые для идентификации клиента, либо представлены недостоверные сведения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Открытие банковского счета завершается, а банковский счет считается открытым с внесением соответствующей записи в Книгу регистрации открытых счетов. Запись должна быть внесена в эту Книгу не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения соответствующего договора.
Подробный разбор: как вести бухгалтерию, если твои заказчики —иностранцы?
Несколько лет назад слово «фриланс» было знакомо не всем. Сейчас многие стремятся работать на себя, да еще на удаленке. География работы многих специалистов расширилась и вышла за границы России. Иностранные заказчики для айтишников, дизайнеров, даже бухгалтеров — привычная часть работы. Но о доходах, полученных от фриланса, надо отчитываться, а если оплата валютой пришла? Как не попасть на высокие штрафы и вовремя сообщить о полученных доходах — рассказываем.
Фрилансер самостоятельно занимается поиском заказчиков, сам отслеживает соблюдение дедлайнов и поступление оплаты, сам оказывает услуги и оформляет документы. Но в его работе есть множество «подводных камней». Начнем с того, что работая на фрилансе, можно предоставлять услуги в качестве физического лица, индивидуального предпринимателя или самозанятого.
Если читать нет времени, то взять выбор системы налогообложения и валютного контроля можем взять на себя. Чёрная Бухгалтерия — ваш личный ассистент в отношениях с налоговой и банком.
Как легально вести деятельность фрилансеру?
Упрощенная система налогообложения
Самый популярный налоговый режим. Может быть двух видов: «Доходы» или «Доходы минус расходы».
« Доходы » — налог уплачивается в размере 6% со всех доходов предпринимателя. Налоговая ставка может быть уменьшена властями региона, поэтому на данный момент по России она колеблется от 1 до 6%.
« Доходы минус расходы » — из всех доходов вычитаются рабочие издержки, налог платится с оставшейся суммы. Налоговая ставка — 15% (также может быть меньше в отдельно взятом регионе).
Декларация сдается только раз в год. Особых ограничений по деятельности нет. Зато есть другие — по размеру дохода, количеству сотрудников и другие. Но для фрилансера они не имеют значения, потому что вряд ли ваш доход составит десятки миллионов рублей, а сотрудников вы и вовсе нанимать не собираетесь.
Можно выбрать и другую систему налогообложения — патент, если сфера деятельности предпринимателя дает на это право. В этом случае оплачивается сумма патента на выбранный период — 1, 2, 3 и т.д. месяца (патент не может выходить за границы календарного года, поэтому максимум его можно получить на 12 месяцев).
Для каких фрилансеров он подходит (выборка из статьи 346.43 НК):
Для оказание этого вида услуг ИП не требуется лицензия, но только если предприниматель сам оказывает услуги, не привлекая сотрудников, не собирается выдавать документы гособразца об образовании, работает не по утвержденной образовательной программе (например, такой, как в школах).
Конкретные виды деятельности для патента устанавливаются местным законодательством.
Декларации на патенте нет. Стоимость патента можно уменьшить на уплаченные взносы.
ИП платит их ежегодно, обычно сумму платежа равномерно (помесячно или поквартально) разбивают, чтобы уменьшить сумму налогов.
В 2021 году суммы взносов составляют:
Это самый простой и удобный режим для тех, у кого годовой доход не более 2,4 млн рублей. И у него меньше ограничений, чем для патента. Например, самозанятый может оказывать разные виды услуг, в т.ч. консультационных, бухгалтерских, писать статьи, заниматься сбором данных или выполнять функции оператора (обзванивать клиентов заказчика, заниматься рекламой, опросами и т.д.).
На выбор формы деятельности и системы налогообложения влияет сфера деятельности и получаемый доход. Чаще всего самым выгодным вариантом является УСН «доходы» или самозанятость. Потому что расходов у фрилансеров, как правило, немного.
Фрилансеры с опытом и знанием иностранных языков переходят на сотрудничество с зарубежными компаниями. Причина очевидна — оплата за работу выше: средняя стоимость часа фрилансера за рубежом составляет 25$, это около 1800 рублей. В России фрилансеры редко добиваются такого дохода.
Но тогда встает следующий вопрос.
Как найти заказчиков за рубежом?
Попробовать через биржи фриланса и сайты по поиску работы.
Конечно, заказчик и сам может найти популярного исполнителя — через знакомых или рекомендации.
Но после того, как заказчик найден или нашел вас сам, нужно как-то организовать с ним взаимодействие. Есть биржи и сайты, которые предоставляют услуги посредников — вы прямо через сервис заключаете договор, получаете задачи и оплату, обмениваетесь сообщениями и документами (которые сформировать помогает тот же сервис). Это удобно — не нужно задумываться о таких мелочах, как закрывающие акты, можно полностью сосредоточиться на самой работе.
Если же работа проходит с заказчиком напрямую, то необходимо заключать договор, в котором будут прописаны все условия работы. Это требуется не только для собственной уверенности. Договор от вас потребует валютный контроль банка, в которой поступит оплата от заграничного клиента.
Обратите внимание! Даже если заказчик произведет выплату в рублях, такая операция все равно относится к валютным и подлежит контролю, т.к. платеж поступил от иностранного юридического или физического лица.
Документы с заказчиком-иностранцем
Договор с иностранным заказчиком можно заключить в следующих формах:
К составу договора также есть определенные требования. В нем должен содержаться:
Документы нужны не только для регулирования отношения между заказчиком и исполнителем-фрилансером. Они понадобятся для банка.
Если у вас не хватает документов или вы оформили их неправильно, банк может приостановить операции по вашему счету (заблокировать его по 115-ФЗ) до выяснения обстоятельств и получения необходимых документов и пояснений.
Но вот договор составлен, условия согласованы, теперь нужно разобраться с оплатой.
Как получать оплату от иностранных заказчиков?
Существует 3 способа:
В течение 15 рабочих дней будет проходить валютный контроль на легальность операций. В это время в банк нужно будет предоставить контракт (договор) и другие подтверждающие сделку документы. Как только сделка будет проверена, денежные средства можно будет вывести на валютный счет.
Теперь фрилансера ждет следующий этап — уплата налогов и сдача декларации.
Отчеты о доходах от фриланса
Налогообложение зависит от формы работы фрилансера — ИП, самозанятый или обычное физлицо.
Физлица платят НДФЛ (налог на доходы физлиц), его ставка зависит от того, является фрилансер резидентом или нет.
Резидентом он считается, если пробыл в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. В этом случае ставка налога составит 13% (15%).
Физлица также должны предоставить декларацию 3-НДФЛ в ИФНС в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным. Данные требования закреплены в ст. 228 НК РФ.
За непредставление декларации назначается штраф в размере 5% от суммы дохода, но не более 30% и не менее 1000 рублей (ст. 119 НК РФ).
Индивидуальные предприниматели уплачивают налоги согласно выбранному режиму налогообложения и также сдают декларацию. Если ИП после обменивает валюту на рубли по курсу более высокому, чем курс ЦБ в день получения оплаты, то курсовая разница считается доходом и включается в налогооблагаемую базу.
Самозанятые отчитываются по каждой проведенной сделке через приложение «Мой налог». При получении оплаты самозанятый регистрирует ее в приложении и выдает чек компании или физическому лицу, от которого поступила оплата. Отправить его можно в электронном виде — через мессенджер или электронную почту.
Доход автоматически регистрируется в ИФНС. Далее приложение рассчитывает необходимый к уплате НПД, сумма становится известна до 12 числа следующего месяца. Оплатить налог необходимо до 25 числа.
Фиксировать доход в валюте надо по тем же правилам, что мы описали выше для физлиц.
Если же фрилансер не является резидентом РФ, то самым выгодным вариантом считается разделение доходов из России и из-за рубежа. Иностранные доходы нужно будет задекларировать в стране резидентства и заплатить налоги в соответствии с местным законодательством.
Доходы, полученные от российских заказчиков надо будет декларировать в РФ.
При этом может возникнуть ситуация, когда одни и те же доходы попадают под налогообложение сразу в двух странах. В этом случае играет роль заключение между Россией и иностранным государством соглашения об избежании двойного налогообложения. Если его нет — платить налоги придется сразу в двух странах.
Работа с иностранными заказчиками хоть и требует более внимательного отношения к документам, но она предоставляет множество возможностей: не ограничивать себя в поиске работодателей одной страной и зарабатывайте больше!