счет времени по солнцу и луне
Конспект урока по окружающему миру на тему «Счет времени по Луне и по Солнцу» (4 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Счет времени по Луне и по Солнцу
Создать условия для формирования знаний о счете времени по Луне и по Солнцу
Учащиеся знают когда появился счет времени по Луне и по Солнцу. Знают как называли месяца древние славяне и римляне.
Умеют заполнять «Годовой круг».
Урок изучения нового
Учебник Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварёва «Окружающий мир» 4 кл, кн.2, презентация, карточки.
УЗУ: Настроить детей на учебную деятельность.
УЗу: Отгадайте загадку, она связана с темой нашего урока.
Пятьдесят две галки,
Триста шестьдесят пять скворцов,
Дети приветствуют учителя, садятся за парты.
УЗУ: Актуализировать знания о ранее изученном материале
УЗу: Перед тем как приступить к уроку, мы с вами проверим, как хорошо вы знаете природные зоны.
ПЗ: Сейчас я вам раздам листочки, на них небольшой тест \
СУЗ: 1. О какой природной зоне идёт речь?
Почвы здесь бедны, покрыты перегноем, сильно увлажнены. Кроны деревьев смыкаются и не пропускают света. Поэтому здесь нет мелких кустарников и трав, лишь зеленые мхи и толстый ковер опавшей хвои покрывает почву.
а) тундра б) тайга в) степь г) зона лиственных и широколиственных лесов
2. Какое растение не растет в зоне смешанных лесов?
а) калина б) ель в) ковыль г) клён
3. На Черноморском побережье Кавказа расположена зона…
а) степей б) тропиков в) тундры г) влажных субтропиков
4. К растениям тундры относятся:
а) каштаны, буки, кипарисы, магнолии б) дубы, липы, малина, сосны
а) бедны перегноем, сильно увлажнены б) самые плодородные
в) содержат большое количество солей г) сильно заболочены
6. Верблюжья колючка растет…
а) в тундре б) в пустыне в) в тайге г) в степи
7. Кто из животных не является жителем пустыни:
а) ушастая круглоголовка б) дрофа в) песчанка г) тушканчик
а) сплошной травянистый растительный покров б) низкорослые кустарники прижаты к земле
в) преобладание хвойных лесов г) недостаток влаги
9. Самая большая природная зона в России называется:
а) тайгой б) зоной смешанных лесов в) зоной влажных субтропиков г) тундрой
10. В какой последовательности сменяются природные зоны с севера на юг на территории нашей страны?
а) зона Арктических пустынь, зона смешанных и широколиственных лесов, тундра, зона пустынь, зона степей, тайга
б) зона смешанных и широколиственных лесов, тундра, тайга, зона пустынь, зона Арктических пустынь, зона степей
в) тундра, зона степей, зона пустынь, зона смешанных и широколиственных лесов, тайга, зона Арктических пустынь
г) зона Арктических пустынь, тундра, тайга, зона смешанных и широколиственных лесов, зона степей, зона пустынь
ОРД: Вам нужно решить этот тест, на работу у вас 10 минут
КВ: Контроль по ходу выполнения
ИВ: Поднимите руки, кто справился с работой. Молодцы, результаты вы узнаете в конце урока.
Постановка цели урока
УЗУ: Способствовать постановке цели урока.
УЗу: Ребята, а вы знаете как в древности люди делили года на месяцы, ведь раньше не было календаря? А какое название имел каждый месяц? А с помощью чего люди определяли течение времени? Какую цель мы поставим перед собой на наш урок? А какая тема нашего урока?
ТЕМА НАШЕГО УРОКА «СЧЕТ ВРЕМЕНИ ПО ЛУНЕ И ПО СОЛНЦУ», а цель нашего урока узнать как в древности люди делили года на месяца и какое название они им давали.
УЗУ: Способствовать восприятию знаний о счете времени по Луне и по Солнцу
УЗу: Начнем знакомиться с темой нашего урока
ПЗ: Откройте учебник на стр.15, давайте прочитаем
ОРД: Один читает, остальные внимательно слушают, позже я задам вопросы.
КВ: Какой самый древний способ измерения больших промежутков времени?
А когда людям понадобился счет времени по Солнцу?
ИВ: У кого другой вариант? А кто думает иначе? Молодцы, вы очень внимательные.
Потому что раньше люди охотились и им нужно было договариваться о времени ночной охоты, о времени встречи и тд.
Когда они научились выращивать растения, чтобы знать когда смену времен года, и время когда почва готова к посадке и тд.
УЗУ: Способствовать осмыслению знаний об «именах славянских месяцев»
УЗу: Сейчас мы узнаем как называли месяца древние славяне.
ПЗ: Перед тем как выполнять задание, прочитаем интересный факт под «солнышком» на стр.16. Теперь давайте выполним задание под звездочкой.
СУЗ:
ОРД: Работать будете в парах, обратите внимание, что «Годовой круг» находится на стр.17 и там для вас уже есть подсказка. Вам нужно заполнить зеленую полосу. На задание у вас есть 5 минут.
КВ: Как называли древние славяне январь….декабрь?
А как вы думаете, почему именно такие названия давали месяцам?
ИВ: У кого есть другой вариант? А кто думает по-другому? Молодцы! Вы справились с заданием!
УЗУ: Способствовать закреплению знаний о названиях месяцев.
УЗу: Давайте выполним следующее задание.
ПЗ: Откроем страницу 17 учебника и прочитаем второе задание под «солнышком». А теперь давайте этими названиями заполним желтую полосу в нашем годовом круге.
ОРД: работаем в парах, на работу у вас 5 минут.
КВ: Как Римляне называли январь….декабрь?
ИВ: У кого другой вариант? Молодцы, вы снова справились с заданием!
УЗУ: Подвести итоги урока.
УЗу: Подведем итоги урока.
ПЗ: Ответьте на вопросы.
СУЗ: Какая была цель нашего урока? Мы ее достигли?
Какой самый древний способ измерения больших промежутков времени? Почему?
А когда людям понадобился счет времени по Солнцу?
ОРД: Отвечаем по одному, поднимаем руки.
КВ: Контроль по ходу выполнения.
ИВ: Кто не согласен? Есть другие варианты?
Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.
А теперь давайте узнаем как вы написали тест про природные зоны.
Узнать как в древности люди делили года на месяца и какое название они им давали.
Потому что раньше люди охотились и им нужно было договариваться о времени ночной охоты, о времени встречи и тд.
Когда они научились выращивать растения, чтобы знать когда смену времен года, и время когда почва готова к посадке и тд.
Организация домашнего задания
УЗУ: Сообщить домашнее задание.
УЗу: Откройте дневники и запишите задание на дом.
Дома вам нужно будет заполнить красную полосу на «Годовом круге» и в этом вам поможет задание на стр.18
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Номер материала: ДБ-1450453
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне
Время чтения: 1 минута
С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по окружающему миру на тему «Счёт времени по Луне и по Солнцу» (4 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ 1.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Славянский календарь Студень Ревун Листопад Полузимник Разносол Липец Макушка лета Травень Снегогон Просинец Протальник Снежень
Выбери фразу… я узнал. ; было трудно…; я понял, что…; я научился…; я смог…; было интересно…
Выбранный для просмотра документ Конспект 1.docx
Выполнила: Беловолова Екатерина Олеговна
Предмет: окружающий мир
УМК: учебник «Окружающий мир» для 4кл. Авторы: Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварёва
Тема урока: счёт времени по Луне и по Солнцу
Тип урока: решение частно-практических задач
Цель урока: познакомить учащихся с названиями месяцев (сезонов) в славянском, римском, китайском календарях
Планируемые предметные результаты :
соотносят и называют временные промежутки в разных календарях, названных по-разному;
составляют годовой круг на основе римских, славянских, китайских месяцев;
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные : читают информационные тексты, вычитывая необходимую информацию для решения задач;
Регулятивные : излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения;
Коммуникативные : выстраивают способы сотрудничества со сверстниками и учителем;
Планируемые личностные результаты: осознают себя во времени как человека, являющегося участником или очевидцем разных природных и социальных событий.
Оборудование урока: учебник, шаблон годового круга (приложение 1), раздаточный материал (приложение 2), компьютер, проектор, презентация
деятельность учителя и формулировки заданий;
варианты детских ответов
планируемые способы оценивания
комментарии руководителя практики
Организационный (1 мин)
Уч: (организовывают своё рабочее пространство)
У: Хорошо, я вижу, что все готовы. Садитесь.
Решение частных задач (25 мин)
Словесный: учебный диалог, объяснение
Практический: практическая работа
Уч: (выдвигают свои предположения)
Уч: (открывают учебники, читают текст)
— А циклами Солнца пользовались земледельцы, чтобы знать, когда готовить почву к посадке, когда сеять семена, когда лучше собирать урожай…
Уч: (отвечают на поставленный вопрос)
Уч: (отвечают на поставленный вопрос)
— Сказание о 12 месяцах, которые жили на горе.
У: Предлагаю начать создать «Годовой круг»,
чтобы сравнить названия месяцев в календарях разных стран.
Вам нужно прочитать тексты (приложение 2) о месяцах Древних Славян и отметить их в годовых кругах.
Каждая группа будет работать с месяцами определенного времени года. Нужно читать текст и заполнять круг внимательно, чтобы потом представить информацию для своих одноклассников. Все поняли? Повторите задание.
Уч: (на годовом круге отмечают месяца)
Уч: (один ученик из каждой группы выходит к доске и выполняет работу)
Уч: (выражают своё отношение. Знак «+», если согласны с работой одноклассника, знак «-», если не согласны)
• соотносят и называют временные промежутки в разных календарях, названных по-разному;
• составляют годовой круг на основе римских, славянских, китайских месяцев.
читают информационные тексты, вычитывая необходимую информацию для решения задач;
Регулятивные: излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения;
Коммуникативные: выстраивают способы сотрудничества со сверстниками и учителем.
Уч: (выполняют упражнения, следуя инструкции одноклассника)
Решение частных задач (13 мин)
Словесный: учебный диалог, объяснение
Практический: практическая работа
Уч: (работают с текстом учебника, вносят названия месяцев в «Годовой круг»)
Уч: (один из учеников выходит работать у доски)
(если не знают, то рассказывает учитель:
Его ввел Папа Римский Григорий XIII в 1582 г. Называется он «Григорианский календарь». В России григорианский календарь действует с 31 января 1918 г. После 1 февраля наступило 14 февраля. С того времени используются понятия «старый стиль» и «новый стиль».
Уч: (фиксируют в дневниках задания)
• соотносят и называют временные промежутки в разных календарях, названных по-разному;
• составляют годовой круг на основе римских, славянских, китайских месяцев.
читают информационные тексты, вычитывая необходимую информацию для решения задач;
Регулятивные: излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения;
Коммуникативные: выстраивают способы сотрудничества со сверстниками и учителем.
Словесный: учебный диалог
понял, что…; я научился…; я смог…; было интересно…), которая выразит ваше отношение, ваши чувства после наших занятий.
Уч: (выражают своё мнение
Пример: было интересно работать с «Годовым кругом», и т.д.)
Коммуникативные: выстраивают способы сотрудничества со сверстниками и учителем.
Январь, Просинец месяц. Молодого Коляду в это время чествуем. Солнышко прибывать начинает, словно «просияло» небо, отсюда название месяца. А уж в конце Просинца станет небо светлым, бирюзово-синим.
Протальник, март месяц – первые Заклички Весны, предчувствие скорого тепла. В конце марта, в день весеннего равноденствия, Бога Ярило встречаем.
Следом июль: и косит, и жнет, спать не дает. Название июля месяца по народному календарю – Страдник, Червень, Липец. Червень – от того, что поспевают в лесах, в садах ягоды червонные, черно-красные. Июнь месяц богатый, а август ещё богаче будет!
Жнивень, Серпень, Разносол, славянские названия месяца августа. Начинается жатва, праздник спожинки, пекут первый хлеб нового урожая, благодарят Богов за плодородие Земли, да одним глазком в будущее заглядывают. Что ждет осенью?
Откроет осень сентябрь, Хмурень (Ревун) месяц. Название месяца по народному календарю отражает поговорка: в сентябре днем погоже, а по утрам негоже. Сказывают ещё, холоден сентябрь, да сыт. В сентябре убирают остатки урожая, встречают в день осеннего солнечного излома Бога Авсеня. Наступает время свадеб.
Ноябрь, Грудень (Полузимник) за ночь зиму ставит, приносит первую зимнюю, «грудную» дорогу, состоящую из замерзшей земли и снега. Открывается санный путь, женщины устраивают льняные смотрины, мужчины готовят зерно к зимним торгам.
Циклы времени
Расчет Пасхалий.
Когда речь заходит о времени, датировке тех или иных событий, современный человек в своем сознании выстраивает «прямую линию» этих исторических событий из прошлого в будущее.
— подробно о 532- летнем цикле, «Круге Солнцу» (солнечный цикл в 28 лет), «Круге Луне» (метонов цикл в 19 лет).
Для единообразного применения этих правил в древности была создана особая система расчетов.
Традиционно считается, что Христианскую Пасху надо праздновать:
— после Ветхозаветной Пасхи (то есть после первого полнолуния после весеннего равноденствия);
— в воскресный день недели.
В крайней левой колонке пасхальной таблицы указаны лета «от Адама» («от Сотворения мира»).
Строки в таблице содержат соответствующие конкретному году «индикт», «круг Солнцу», «вруцелету», «круг Луне», «основание», «епакту» и «ключ границ».
Проведем небольшое исследование содержимого Пасхальной таблицы.
Чтобы перевести буквенную пасхальную таблицу в числа, воспользуемся старославянскими цифровыми таблицами.
Если записать славянские буквы Пасхальной таблицы (Рис.1) цифрами, она примет следующий вид.
Указаны годы с 6917 по 6936 год. По византийскому летоисчислению, это будет:
6917 – 5508 = 1409 г. от РХ – начало Великого Индиктиона в 532 года (до 1941 г.)
6936 – 5508 = 1428 г. от РХ.
Рассмотрим подробнее полученные цифры.
Счет лет обозначали несколькими «кругами».
Первому лету «от Адама» соответствует «индикт 1», второму – «индикт 2», третьему – «индикт 3» и так далее до шестнадцатого лета, у которого будет снова «индикт 1», за ним снова «индикт 2». То есть все года (от Сотворения мира и до скончания времен) нумеруются числами от 1 до 15.
Раньше люди знали, что за «индиктом 1» следует «индикт 2», а за «индиктом 2» следует «индикт 3» и так далее. А за «индиктом 15» следует «индикт 1» (как теперь люди знают, что за понедельником следует вторник, а за Воскресением – снова понедельник).
В нынешнее время «индикты» приходится рассчитывать. Чтобы узнать, какой сейчас «индикт», надо найти остаток от деления номера лета «от Адама» на 15.
Проверяем: 6917 / 15 = 461 + 2(остаток). На 1409 г. от РХ приходится «индикт 2». Соответствует данным Таблицы 1.
«Круг Луне» предназначен для согласования лунных фаз (новолуния, полнолуния) с датами Юлианского календаря. Основывается он на том, что 19 солнечных лет почти точно равны 235-и лунным месяцам.
Лунный месяц (синодический) – это промежуток между двумя новолуниями. Его средняя продолжительность равна 29 суткам 12 часам 44 минутам 3 секундам (29,53059 суток).
19 солнечных лет (19×365,2422=6939,6018 суток) – это приблизительно 235 лунных месяцев (235×29,53059=6939,6887 суток).
Через 19 лет лунные фазы лягут на те же самые числа Юлианского календаря (на длительных промежутках времени это не соблюдается, – накапливается ошибка в одни сутки за приблизительно 310 лет). Реальные даты лунных фаз из-за сложности движения Луны могут отклоняться от средних значений.
Круг Луне помогает узнать, какие лунные фазы приходятся на конкретные числа года.
Чтобы узнать, какой сейчас «круг Луне», надо найти остаток от деления номера лета «от Адама» на 19. Если остатка не остается, то есть число разделилось нацело, то был «круг Луне 19».
Например, 6935-му лету «от Адама» (1427-й год), согласно Таблицы 1, соответствует Круг Луне 19. Проверяем: 6935 / 19 = 365 + без остатка.
В пасхалии чаще пользуются вместо круга луны так называемым золотым числом.
Золотое число обозначает порядок данного года в кругу луны.
По римскому летосчислению до Рождества Христова прошло 248 лунных кругов и один год. Чтобы определить золотое число в нашем летосчислении, необходимо к данному году приложить один год и общую сумму разделить на 19 (число лет лунного круга), тогда частное покажет число протекших лунных кругов, а в остатке получится золотое число. Если остаток равен 0, тогда принимается за золотое число 19.
Например, чтобы для 1409 года определить золотое число, нужно проделать следующие вычисления: 1409+1=1410/19= 74 + 4 (остаток). 1409 год имеет золотое число 4.
Основание (1-30).
«Основание» – это число лунного месяца, которое выпадает на 1-е марта солнечного юлианского года. Число, показывающее возраст луны на 1 марта, то есть сколько дней прошло к 1 марта от предыдущей лунной фазы.
Юлианский год длиннее лунного года на 10 дней 21 час 11 минут и 24 секунды. В общем, принято считать разницу между ними круглым числом в 11 дней. Механизм вычисления «оснований» опирается на то, что 12 лунных месяцев – это почти точно 354 дня, а 13 лунных месяцев – это почти точно 384 дня. Приняв солнечный год за 365 дней, мы получаем сдвиг на 11 дней (365-354=11) каждый год.
Из-за этого сдвига в 11 дней все полнолуния в следующем году (по сравнению с предыдущим) наступят на 11 дней раньше, а «основание» увеличится на 11.
Надо иметь в виду, что лунные сутки начинаются с вечера, а не с полуночи (соответственно и церковные, и иудейские сутки начинаются с вечера). При таком подходе считается, что полнолуние обязательно наступит к 14-му числу лунного месяца («четырнадцатый день Луны» начнется вечером через 13 суток после первого вечернего появления Луны).
Проверим истинность вышеизложенных утверждений по нашей Пасхальной таблице, переведенной в цифры (Таблица 1). Смотрим на столбец «основание».
В 1409 году «основание 14», то это значит, что на 1-е марта выпало 14-е число лунного месяца, т.е. полнолуние. А в 1414 г. «основание 9». Значит, полнолуние наступит через 5 дней после 9-го числа лунного месяца и будет 6-го марта (через 5 дней после 1-го марта). Это подтверждает и Астрокалькулятор StarCalc 5.72. Поскольку церковные сутки начинаются с вечера, днем полнолуния будут считаться сутки, начавшиеся 5-го марта вечером.
Согласно Таблице 1, 1409 год был первым годом девятнадцатилетнего лунного круга. К началу 1409 (1941) года «основание», то есть возраст луны, составлял 14 дней, к началу 1410 (1942) года и второго лунного года возраст луны составлял 25 дней, далее 6, 17, 28 и т. д. И только по истечении 19 лет, в 1428 (1960) году, в первый год следующего лунного круга, «основание» опять составляло 14 дней, а в 1429 (1961 году) – «основание 25». В скобках указаны годы следующего 15-го индиктиона, через 532 года, начавшегося в 1941 году по аналогии.
В Пасхальной таблице (Таблица 1) «основание» в 1425 году с «кругом Луне 17» равно 11. На следующий год «основание» должно увеличиться на 11 дней. То есть в 1426 году с «кругом Луне 18» должно быть «основание 22» (поскольку 11+11=22). На следующий 1427 год («круг Луне 19») «основание» опять увеличится на 11 дней. Это будет: 22+11=33. Поскольку в лунном месяце больше 30 дней не бывает, то 30 дней отбрасывается (33-30=3). И для года с «кругом Луне 19» должно быть «основание 3».
Последовательно прибавляя 11 дней и отбрасывая 30 (если получилось больше 30), можно составить расписание «оснований» на все 19 лет лунного цикла:
На «круге Луне 17» наблюдается явное нарушение вышеописанного алгоритма!
Оказывается, что и на этот счет есть определенная поправка.
При вычислении основания есть правило. К Кругу Луне прибавляется 3, сумма умножается на 11, затем делится на 30. Полученный остаток является «основанием» для Кругов Луне с 1 по 16. Для Кругов Луне с 17 по 19 остаток следует увеличить на 1.
Проверяем по Таблице 1:
1409, 1428г. 1 + 3 =4 х 11 = 44 / 30 = 1+ 14(остаток). Основание – 14.
1427г. 19 + 3 =22 х 11 = 242 / 30 = 8+ 2(остаток). Основание – 2 +1 = 3.
Расчет начинается с 17-го года лунного цикла, потому что после 16-го года происходит так называемый «скачок Луны» (особая поправка в одни сутки). Поэтому «основание 29» (1424 г.) на 17-м Круге луне перепрыгивает на «основание 11» (должно быть 10) в 1425 году.
Значения всех 19-и соответствующих годам лунного цикла «оснований» имеются в богослужебных книгах в уже готовом виде. Знание способа их вычислений необходимо только для контроля опечаток.
Выходит, что «основания» не являются какими-то неизменными величинами с сотворения мира и до конца света. «Основания» – это всего лишь часть расписания движения Луны для вполне определенного времени (например, для 15-го века). В другие времена «основания» будут иметь другие значения просто потому, что накопится ошибка.
Принятая в пасхальных расчетах средняя величина лунного месяца (29,53085 суток) на 22 с половиной секунды больше истинного значения (29,53059 суток). Казалось бы, ничтожная величина, но за 532 года Великого Индиктиона набегает почти двое суток ошибки, которую надо своевременно исправлять. То есть «основания» при начале нового Великого Индиктиона должны увеличиваться на величину набежавшей ошибки.
Эпакта (1-30).
«Эпакт» — возраст Луны на определённую дату солнечного календаря (часто возраст Луны на 1 января). Под Эпактой подразумеваются добавочные дни. Епакты используются для перевода дат из лунно-солнечного календаря в даты солнечного календаря и обратно.
В разных текстах под словом «епакта» (или «эпакта») понимаются разные величины.
Рассчитываются «епакты» пасхальных таблицах следующим образом. В рассматриваемой Пасхальной таблице в 17-м году лунного цикла (1425 г.) «основание 11». Значит, на 1-е марта выпало 11-е число лунного месяца. От 11-го числа до 20-го проходит 9 дней (20-11=9). Значит, к 1-му марта надо прибавить 9 дней. Значит, 20-е число выпадет на 10-е марта (1+9=10). Значит, в 17-м году лунного цикла будет «епакта 10» (см. Таблицу 2).
Как было объяснено выше, «возраст» Луны на 1-е марта в каждом последующем году увеличивается на 11 дней. Поэтому 11 дней надо прибавлять к предыдущему «основанию». Значит, лунная фаза (например, полнолуние) наступит в следующем году на 11 дней раньше.
Например, реальное полнолуние в 2017-м году было 13 марта («нового стиля»), а в 2018-м году – 2 марта (-11 дней).
Поэтому следующая «епакта» будет меньше на 11 дней по сравнению с предыдущей. Если при таком уменьшении «епакта» получится отрицательной (выйдет за пределы марта), то надо добавить еще один лунный месяц (30 дней). Последовательно вычитая 11 дней и прибавляя 30 (если получилось отрицательное число), можно составить расписание «епакт» на все 19 лет лунного цикла.
При определении дня празднования христианской Пасхи эпакта значения не имеет.
«Основания» и «епакты» в древности использовались для определения дат весенних полнолуний, поскольку Ветхозаветная Пасха (иудейский «Песах») наступала и наступает, как известно, в полнолуние.
Пасхальные таблицы хорошо соответствовали движению Луны в 1409-м году («новой эры»), когда начался предыдущий «Великий Индиктион». Но за прошедшие 600 лет накопилась существенная ошибка (выше было показано, каким образом это происходит).
«Круг Солнцу» связан с Юлианским календарем, в котором 3 года подряд простые (по 365 дней), а четвертый – високосный (366 дней). Чтобы согласовать цикл в 4 года с 7-дневным недельным циклом, и создан цикл в 28 лет (7×4). Через 28 лет дни недели выпадут на те же самые числа месяцев Юлианского календаря (в Григорианском календаре сложнее).
Круг Солнцу помогает узнать, на какие дни недели выпадают соответствующие числа месяцев года.
Чтобы узнать, какой сейчас «круг Солнцу», надо найти остаток от деления номера лета «от Адама» на 28. Например, 6935-му лету «от Адама» (1427-й год), согласно Таблицы 1, соответствует Круг Солнцу 19. Проверяем: 6935 / 28 = 247 + 19 (остаток).