сформулировала ли декларация прав народов россии форму государственного устройства
ДЕКЛАРА́ЦИЯ ПРАВ НАРО́ДОВ РОССИ́И
Том 8. Москва, 2007, стр. 448
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕКЛАРА́ЦИЯ ПРАВ НАРО́ ДОВ РОСС И́И, один из первых имевших конституционное значение актов советской власти. Принята СНК 2(15).11.1917. Провозгласила основные принципы сов. нац. политики: «равенство и суверенность народов России»; «право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства»; отмена «национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений» (декларирована ранее Врем. правительством); «свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп», населяющих территорию России. Эти принципы были закреплены конституциями РСФСР и СССР. В соответствии с декларацией сов. правительство признало независимость Финляндии [18(31).12.1917] и образование на территории быв. Рос. империи независимых от РСФСР сов. республик (позднее вошли в состав СССР), а также создало нац.-гос. образования в рамках РСФСР: Трудовую коммуну немцев Поволжья (19.10.1918), Автономную Башкирскую Советскую Республику (20.3.1919), Автономную Татарскую Социалистическую Советскую Республику (27.5.1920), Карельскую трудовую коммуну (8.6.1920), Чувашскую АО (24.6.1920) и др. В 1920-х гг. в РСФСР и др. республиках СССР на территориях, компактно населённых отличающимися от осн. населения народами, стали создаваться нац. округа, районы (ок. 250 в 1934), волости, сельские советы (последних ок. 5,3 тыс. в 1934); б. ч. этих образований ликвидирована в 1937–39.
Становление Российской Федерации. «Декларация прав народов России»
Большевики изначально исходили из предпочтительства унитарной формы государственного устройства перед федеративной. И только под влиянием событий1917 года Ленин вынужден был пересмотреть свои взгляды по этому вопросу. После февральской революции в окраинах бывшей российской империи активизировалось движение в пользу самоопределения, причем не только культурного, но и государственно-территориального. Во главе этого движения оказались местные буржуазные элементы. И для того, чтобы не отставать от этого, а также направить в желательное русло, советское правительство 02.11.1917г. принимает Декларацию прав народов России. В НЕЙ БЫЛИ ЗАКРЕПЛЕНЫ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВЕТСКОЙ НАЦОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.
1. Право нации на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства;
2. Ликвидация ограничений по национальному признаку, признание равенства всех народов России.
В первые годы существования советской власти юридически форма государственного устройства определена не была.
Строительство федерации в России пошло по второму пути. Возникшие автономии либо официально провозглашали себя автономными республиками, либо просо объявляли себя частью РФ. В момент провозглашения РФ её субъектов еще не существовало. Все они возникли после принятия вышеназванных документов 3 съезда советов.
Как известно, взаимоотношения с центром и субъектами могут основываться либо на основе законов, либо на договоре в России на законе.
1. Все автономные образования являлись республиками;
2. Образование автономий происходило по инициативе мест, центральные органы лишь приветствовали этот процесс;
3. Отсутствие четкого правового регулирования статуса автономий, то есть соотношение прав и обязанностей РФ и субъектов нигде не закреплялось. Республики пользовались необычайно широким кругом прав, причем не столько полученных юридически, сколько присвоенных фактически( имели собственные деньги, собственные налги, создавали дипломатические представительства в соседних государствах, приостанавливали действие законов центральной власти и так далее).
4. Автономии, образованные в первой половине 1918 года оказались недолговечными.
69. Конституция РСФСР 1918 г.
Декреты II съезда Советов в были первыми актами конституционною характера, т.к. в них решались не только текущие, но и фундаментальные проблемы. Это 1 этап(октябрь 1917 г). 2 этап начинается с принятием на III съезде Советов Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.)- носила программный характер. Заключительный этап- Основной закон Республики. ВЦИК разработал проект Конституции за 4 месяца. Обсуждению подвергались вопросы: 1) о федеративном устройстве (адм- территориальный принцип гос. устройства, предоставлять каждому субъекту широкие права по самоопределению и управлению своей территорией; 2) о системе Советов(ликвидировав нижние звенья этой системы, заменить их традиционными сельскими сходами. Местные советы предполагалось преобразовать в муниципальные органы). 3) о СНК. Либо объединить с ВЦИК, либо изъять у СНК законодательные полномочия. 4) о социально-экономических преобразованиях. Радикалы (эсеры-максималисты) настаивали на тотальной социализации собственности.
Принятие. Все предложения были отвергнуты созданной в июне 1918 г. комиссией во главе с Лениным. Были внесены поправки, вошла Декларация, проект был дополнен статьями о правах и обязанностях граждан, внесены изменения в избирательное право. 10 июля 1918 г. V съезд Советов принял первую Советскую Конституцию и избрал новый состав ВЦИК, большевистский по составу.
Принципы сформулированы в ее шести разделах: I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II. Общие положения Конституции РСФСР; III. Конституция Советской власти в центре и на местах; IV. Активное и пассивное избирательное право; V. Бюджетное право; VI. О гербе и флаге РСФСР. В Декларации определялась диктатура пролетариата и система советов. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования в национализации. Срок действия Конституции определялсякак «переход от капитализма к социализму».
Избирательная система. К выборам допускались лишь трудящиеся. Значительная часть была лишена избирательных прав( лица, использующие наемный труд в целях прибыли; живущие на нетрудовые доходы; частные торговцы и посредники; представители духовенства, служащие жандармерий, полиции и охранного отделения. Т.е. право не всеобщее. Представительство не было равным. Городские советы имели преимущество для обеспечения малочисленному рабочему классу страны большинство в органах власти. Кроме того, рабочие принимали участие в выборах не только в территориальных округах, но и в партийных и профсоюзных организациях. Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы. Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе представительства и делегирования.
Декларация прав народов России
Составители декларации осудили национальную политику царского правительства как политику национального гнёта, следствием которой были «резня и погромы, с одной стороны, рабство народов — с другой». В качестве основополагающей для нового государства предлагалась политика добровольного союза равноправных народов России.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА БОЛЬШЕВИСТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
По мере того как Красная Армия занимала опорные пункты на различных территориях, возникала необходимость упорядочения национально-государственного устройства. О том, каким оно должно быть, среди большевистского руководства не было единого мнения еще со времен дореволюционных партийных дискуссий по национальному вопросу. Практически все партийные лидеры считали его второстепенным, зависимым от главной задачи — осуществления пролетарской революции. Но в рамках этого подхода имелись и свои политические нюансы, которые так или иначе должны были сказаться на национальном строительстве после революции. Так, значительная часть большевиков вообще игнорировала проблему национального самоопределения, целиком полагаясь на «пролетарский интернационализм» и выступая сторонниками унитарного государства. Их лозунг — «Долой границы!», выдвинутый Г.Л. Пятаковым. Другая часть выступала сторонниками так называемого «самоопределения трудящихся» (Бухарин и др.). Более осторожную позицию занимал Ленин. Отвергая идею «культурно-национальной автономии», принятую в программах ряда социал-демократических партий Запада, он ставил вопрос о желательной для большевиков форме национального самоопределения в зависимость от конкретно-исторических условий и от того, как будет развиваться «революционная борьба пролетариата». В то же время поначалу симпатии Ленина были очевидными: он сторонник централистского государства и автономизации живущих в нем народов. Впрочем, осознавая сложность проблемы, Ленин настаивал на ее специальном анализе, который следовало бы поручить представителю национальных меньшинств.
Как раз к месту пришелся «чудесный грузин». Закрепление за И.В. Сталиным роли в партии как специалиста по национальному вопросу, видимо, было связано с тем, что его «разработки» были весьма схожими с мыслями самого Ленина. В труде «Марксизм и национальный вопрос» Сталин дал определение нации: «Нация – это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, которая характеризуется рядом признаков а именно, общностью языка, экономического и психического склада, проявляющееся в области культуры, причем, отсутствие одного из признаков, свидетельствует. Что общность не является нацией», про которое во многом бытует и до настоящего времени, и пришел к однозначному выводу о необходимости областной автономии в России для Польши, Финляндии, Украины, Литвы, Кавказа.
Возглавив после революции Народный комиссариат по делам национальностей (Наркомнац), Сталин, в сущности, мало изменил свою позицию. Он стоял за создание как можно более крупных независимых государственных объединений в составе России с учетом их национальной специфики, хотя их образование он рассматривал как решение чисто временных задач, препятствующее росту националистических настроений.
Сам Ленин считал, что национальный вопрос с развитием социализма отомрет сам собой: «На позднем этапе капитализма происходит слияние наций вследствие движения капитала. Это слияние окончательно завершается при переходе общества к социализму».
Программа РСДРП по национальному вопросу отличается поверхностью и бездумным заимствованием из программ австрийских социалистов. Это: 1) право на самоопределение, 2) широкая областная автономия, 3) равенство больших и малых народов, 4) формирование рабочих организаций не по национальному, а по интернациональному признаку. По сути дела, это популистская программа, т.к., например, «право на самоопределение» никак не расшифровывается. Ленин говорил о нем, что оно может существовать, но не обязательно должно использоваться. «Равенство больших и малых народностей» невозможно. Эти тезисы были введены, чтобы найти поддержку в национальных окраинах России. Большевик Рязанов сказал: «Спасение партии большевиков заключается в направлении угнетенных наций на волков империализма». Ленин стремился к централизованной партии и централизованному государству. В работе «Культурно-национальная автономия» он писал: «Борьба против всякого национального гнета – безусловно, да. Борьба за всякое национальное развитие, за «национальную культуру» вообще – безусловно нет».
В четвертой Думе большевики безуспешно пытались реализовать два проекта по национальному вопросу: «Проект закона об отмене всех ограничений прав евреев и всех вообще ограничений, связанных с происхождением или национальностью» и проект о «равноправии наций и защите прав нац. меньшинств».
Но после прихода к власти, политика большевиков в основном носила декларативный характер. В «Декларации прав народов России» и в «Обращении к трудящимся мусульманам Востока» все те же общие слова без конкретного содержания: «добровольный и честный союз народов России» и т.д.
А. Н. Боханов; М. М. Горинов; В. П. Дмитриенко. История России: ХХ век.
Октябрьская революция рабочих и крестьян началась под общим знаменем раскрепощения.
Остаются только народы России, терпевшие и терпящие гнет и произвол, к раскрепощению которых должно быть приступлено немедленно, освобождение которых должно быть проведено решительно и бесповоротно.
Этой позорной политике натравливания нет и не должно быть возврата. Отныне она должна быть заменена политикой добровольного и честного союза народов России.
В период империализма, после февральской революции, когда власть перешла в руки кадетской буржуазии, неприкрытая политика натравливания уступила место политике трусливого недоверия к народам России, политике придирок и провокаций, прикрывающейся словесными заявлениями о «свободе» и «равенстве» народов. Результаты такой политики известны: усиление национальной вражды, подрыв взаимного доверия.
Этой недостойной политике лжи и недоверия, придирок и провокации должен быть положен конец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России.
Только в результате такого доверия может сложиться честный и прочный союз народов России.
Только в результате такого союза могут быть спаяны рабочие и крестьяне народов России в одну революционную силу, способную устоять против всяких покушений со стороны империалистско-аннексионистской буржуазии.
Съезд Советов в июне этого года провозгласил право народов России на свободное самоопределение.
Второй съезд Советов в октябре этого года подтвердил это неотъемлемое право народов России более решительно и определенно.
Исполняя волю этих съездов. Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующие начала:
Равенство и суверенность народов России.
Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.
Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.
Вытекающие отсюда конкретные декреты будут выработаны немедленно после конструирования комиссии по делам национальностей.
Именем Республики Российской
Народный комиссар по делам национальностей
Председатель Совета Народных Комиссаров
Декреты Советской власти. Т. 1. М., Гос.изд-во полит.литературы, 1957. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/peoples.htm
Широкая популяризация идеи национального самоопределения привела к усилению центробежных тенденций в России. 4 марта 1917 г. в Киеве была создана Центральная Рада, в которую вошли М. Грушевский, С. Петлюра и В. Винниченко, потребовавшая от Временного правительства самой широкой автономии Украины и четкого определения ее границ. Со своей стороны Временное правительство старалось оттянуть полное решение этих вопросов до созыва Учредительного собрания. Такая позиция Петрограда лишь радикализировала требования Киева, который летом 1917 г. занялся созданием своей национальной армии. Нарастание хаоса и обострение политической борьбы в России привели к тому, что 25 октября (7 ноября) 1917 г. Временное правительство было свергнуто. К власти пришли большевики и левые эсеры, создавшие новое правительство — Совет Народных Комиссаров (СНК). Принятая 2(15) ноября 1917 г. Декларация прав народов России, признававшая их право «на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства», видимо, подтолкнула Центральную Раду заявить 7 (20) ноября о создании Украинской народной республики (УНР) в рамках общероссийской федерации. Тем временем СНК 8 (21) ноября обратился к воюющим странам с предложением о заключении мира без аннексий и контрибуций. 15 декабря было заключено перемирие между Россией и странами Четверного союза. 4 (17) декабря СНК признал УНР, указав в то же время на недопустимость дезорганизации фронта, разоружения русских войск и поддержки частей А.М. Каледина и потребовав прекратить в 48 часов подобные действия. В противном случае СНК считал бы Центральную Раду в состоянии «войны с Советской властью в России и на Украине».
Собравшийся в Харькове I Всеукраинский съезд советов 12 (25) декабря провозгласил создание Украинской советской республики в составе общероссийской федерации. Начавшиеся 9 (22) декабря переговоры о мире в Брест-Литовске показали, что общие декларации об отказе от аннексий и контрибуций никого не интересуют. Делегация Четверного союза настаивала на передаче 150 тыс. кв. км российских западных земель. Столь откровенно аннексионистская программа вынуждала советское правительство тянуть время.
По требованию делегации Четверного союза 13 (2б) декабря 1917 г. представители УНР были допущены на переговоры в Брест-Литовске. 20 декабря 1917 г. (2 января 1918 г.) СНК предложил Центральной Раде начать переговоры об урегулировании отношений, которые так и не состоялись, поскольку Германия решила сыграть на противоречиях Петрограда и Киева. 11 (24) января 1918 г. УНР объявила о своей независимости, которая была тут же признана Германией. В итоге 9 февраля 1918 г. был подписан мирный договор УНР со странами Четверного союза, согласно которому Киев получал Холмщину, а Австро-Венгрия брала на себя обязательство подготовить к 31 июля 1918 р. проект выделения из состава Галиции ее восточной части, населенной украинцами, и присоединить ее в качестве коронной земли к Буковине. Со своей стороны УНР должна была в первой половине 1918 г. поставить в Германию и Австро-Венгрию 60 млн. пудов хлеба, 2 750 тыс. пудов мяса, 400 млн. штук яиц и другие сельскохозяйственные товары и промышленное сырье. Тем временем в Польше ширилось движение протеста против территориальных условий договора с УНР. В итоге 4 марта 1918 г. Центральная Рада заявила Регентскому совету о возможности пересмотра границ в будущем.
Заключив договор с УНР, Германия 10 февраля выдвинула ультиматум о подписании советской делегацией предложенного ей мирного договора. В ответ глава делегации Л. Д. Троцкий заявил, что Россия мира не подпишет, а армию демобилизует. Советская делегация покинула Брест-Литовск. 18 февраля германские войска возобновили наступление и заняли Прибалтику. В итоге советскому правительству пришлось 3 марта 1918 г. подписать в Брест-Литовске мирный договор, предложенный ей странами Четверного союза. Согласно договору РСФСР признавала независимость Финляндии и УНР и должна была вывести свои войска с их территории, а также из Эстляндии и Лифляндии. Западная граница Советской России устанавливалась по линии Рига — Двинск — Друя — Дрисвяты — Михалишки — Дзевилишки — Докудова — р. Неман — р. Зельвянка — Пружаны — Видомль. Тем самым РСФСР отказывалась от прав на Польшу, что было благоприятно воспринято в Варшаве. Регентский совет при посредничестве Германии предложил Москве установить дипломатические отношения, но советское руководство 16 июня 1918 г. отказалось, поскольку не признавало Регентский совет представителем воли польского народа, рассматривая его лишь как административный орган, созданный оккупантами. Антанта не признала Брестского договора, и 6 марта 1918 г. английские войска высадились в Мурманске, положив начало иностранной интервенции в Россию.
М.М. Мельтюхов. Советско-польские войны. Военно-политическое противостояние 1918—1939 гг.
В первые же дни после переворота Совет народных комиссаров издал ряд оглушительных декретов: предложение всем воюющим державам немедленного перемирия на всех фронтах и немедленного открытия переговоров о демократическом мире; о передаче всей земли в распоряжение волостных земельных комитетов; о рабочем контроле в промышленных заведениях; о «равенстве и суверенитете народов России. вплоть до отделения и образования самостоятельных государств;» об отмене судов и законов и т. д.
Однако за смелыми, казалось, до безрассудства действиями новой власти чувствовалась еще полная неуверенность ее в успехе, а в народных массах — недоумение и колебание. В широких кругах не только чисто обывательских, но и зрелых политически царило убеждение, что новый режим — только злокачественный нарыв на теле революции, который очень скоро вскроется, оздоровив наконец немощный, отравленный организм страны.
Эти «две недели» — плод интеллигентского романтизма — и потом в течение долгих лет черной ночи озаряли тьму своим обманчивым светом, чередуясь с днями отчаяния и безнадежности.
Декларация прав народов России
1917 г., ноября 2 (15).
Декларация прав народов России
Октябрьская революция рабочих и крестьян началась под общим знаменем раскрепощения.
Раскрепощаются крестьяне от власти помещиков, ибо нет больше помещичьей собственности на землю—она упразднена. Раскрепощаются солдаты и матросы от власти самодержавных генералов, ибо генералы отныне будут выборными и сменяемыми. Раскрепощаются рабочие от капризов и произвола капиталистов, ибо отныне будет установлен контроль рабочих над заводами и фабриками. Все живое и жизнеспособное раскрепощается от ненавистных оков.
Остаются только народы России, терпевшие и терпящие гнет и произвол, к раскрепощению которых должно быть приступлено немедленно, освобождение которых должно быть проведено решительно и бесповоротно.
За эпоху царизма народы России систематически натравливались друг на друга. Результаты такой политики известны: резня и погромы, с одной стороны, рабство народов — с другой.
Этой позорной политике натравливания нет и не должно быть возврата. Отныне она должна быть заменена политикой добровольного и честного союза народов России.
В период империализма, после Февральской революции, когда власть перешла в руки кадетской буржуазии, неприкрытая политика натравливания уступила место политике трусливого недоверия к народам России, политике придирок и провокации, прикрывающейся словесными заявлениями о «свободе» и «равенстве» народов. Результаты такой политики известны: усиление национальной вражды, подрыв взаимного доверия.
Этой недостойной политике лжи и недоверия, придирок и провокации должен быть положен конец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России.
Только в результате такого доверия может сложиться честный и прочный союз народов России.
Только в результате такого союза могут быть спаяны рабочие и крестьяне народов России в одну революционную силу, способную устоять против всяких покушений со стороны империалистско-аннексионистской буржуазии.
Исходя из этих положений, Первый съезд Советов в июне этого года провозгласил право народов России на свободное самоопределение.
Второй съезд Советов в октябре этого года подтвердил это неотъемлемое право народов России более решительно и определенно.
Исполняя волю этих съездов, Совет народных комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующие начала:
1. Равенство и суверенность народов России.
2. Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
3. Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.
4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.
Вытекающие отсюда конкретные декреты будут выработаны немедленно после конструирования комиссии по делам национальностей.
Именем Республики Российской
Народный комиссар по делам национальностей
Иосиф Джугашвили-Сталин.
Председатель Совета народных комиссаров
В. Ульянов (Ленин).
«Правда» № 178, 16(3) ноября 1917 г.
Сборник документов «Образование СССР», Москва, 1949, стр. 19—20.
Документы и материалы по истории Белоруссии. Т. 4. Из истории установления Советской власти в Белоруссии и образования БССР / Редкол. Азаров А.И. и др.; Институт истории Академии наук БССР. – Минск: Издательство Академии наук БССР, 1954. – С. 238-239.
Декларация прав народов россии
Декларация прав народов России
документ, утвержденный СНК РСФСР 2.11.1917 г.
В нем провозглашены основные принципы национальной политики советской власти: равенство и суверенность народов России, их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, отмена всех национальных и национально-религиозных ограничений и привилегий, свободное развитие национальных меньшинств, населяющих территорию России. Стала правовой основой последующего распада бывшей Российской империи и создания самостоятельной государственности малыми народами, прежде входившими в ее состав.
Источник: Краткий словарь историко-правовых терминов (проект КЮИ МВД РК)
важнейший исторический конституционный акт Советской власти, в котором были установлены основные принципы государственного устройства Советской России и ее национальной политики. Декларация была принята Советом Народных Комиссаров 15 ноября 1917 г. и опубликована 16 ноября 1917 г. за подписями Председателя Совета Народных Комиссаров В.
И. Ленина и Народного Комиссара по Делам Национальностей И. В. Сталина (СУ РСФСР 1917 г. № 2, ст. 18).
Взамен прежней позорной политики систематического натравливания народов России друг на друга, проводившейся царизмом, и политики трусливого недоверия к народам России, политики придирок и провокаций, прикрывавшейся словесными заявлениями о «свободе» и «равенстве» народов, которую проводило Временное правительство.
Декларация провозглашала политику добровольного и честного союза народов России. «Только в результате такого союза, – говорилось в Декларации, – могут быть спаяны рабочие и крестьяне народов России в одну революционную силу, способную устоять против всяких покушений со стороны империалистско-аннексионистской буржуазии».
Как указывалось в Декларации, в основе деятельности Совета Народных Комиссаров по вопросу о национальностях России лежат следующие начала: равенство и суверенность народов России; право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.
Последовательное осуществление этих принципов ленинско-сталинской национальной политики обеспечило установление подлинной дружбы народов СССР и привело к тому, что «…мы имеем теперь вполне сложившееся и выдержавшее все испытания многонациональное социалистическое государство, прочности которого могло бы позавидовать любое национальное государство в любой части света» (Сталин И. В., Вопросы ленинизма, 11 изд., стр. 514).
Источник: Советский юридический словарь
Декларация прав народов России 1917
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ*(1)
Октябрьская революция рабочих и крестьян началась под общим знаменем раскрепощения. |укр.|
Раскрепощаются крестьяне от власти помещиков, ибо нет больше помещичьей собственности на землю — она упразднена.
Раскрепощаются солдаты и матросы от власти самодержавных генералов, ибо генералы отныне будут выборными и сменяемыми.
Раскрепощаются рабочие от капризов и произвола капиталистов, ибо отныне будет установлен контроль рабочих над заводами и фабриками. Все живое и жизнеспособное раскрепощается от ненавистных оков.
Остаются только народы России, терпевшие и терпящие гнет и произвол, к раскрепощению которых должно быть приступлено немедленно, освобождение которых должно быть проведено решительно и бесповоротно.
В эпоху царизма народы России систематически натравливались друг на друга. Результаты такой политики известны: резня и погромы с одной стороны, рабство пародов — с другой.
Этой позорной политике натравливания нет и не должно быть возврата. Отныне она должна быть заменена политикой добровольного и честного союза народов России.
В период империализма, после Февральской революции, когда власть перешла в руки кадетской буржуазии, неприкрытая политика натравливания уступила место политике трусливого недоверия к народам России, политике придирок и провокаций, прикрывающейся словесными заявлениями о «свободе» и «равенстве» народов. Результаты такой политики известны: усиление национальной вражды, подрыв взаимного доверия.
Этой недостойной политике лжи и недоверия, придирок и провокации должен быть положен конец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России.
Только в результате такого доверия может сложиться честный и прочный союз народов России.
Только в результате такого союза могут быть спаяны рабочие и крестьяне народов России в одну революционную силу, способную устоять против всяких покушений со стороны империалистско-аннексионистской буржуазии.
Съезд Советов в июне этого года*(2) провозгласил право народов России на свободное самоопределение.
Второй Съезд Советов в Октябре этого года подтвердил это неотъемлемое право народов России более решительно и определенно*(3).
Исполняя волю этих Съездов, Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующие начала:
1. Равенство и суверенность народов России.
2. Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
3. Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.
4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.
Вытекающие отсюда конкретные декреты будут выработаны немедленно после конструирования комиссии по делам национальностей* (4).
____________
Распубликовано в № 4 «Газеты Временного Рабочего и Крестьянского Правительства» от 3(16) ноября 1917 г. СУ РСФСР, 1917, № 2, ст. 18.
*(1) Декларация была подписана «именем Республики Российской» Председателем Совета Народных Комиссаров В.И.Лениным и Народным Комиссаром по делам национальностей И.В.Сталиным.
*(2) Первый Всероссийский съезд Советов происходил в Петрограде 10(4) июня — 7 июля (24 июня) 1917 г. В резолюции по национальному вопросу 1 съезд Советов предлагал временному правительству принять декларацию «О признании за всеми народами права самоопределения вплоть до отделении, осуществляемого путем соглашении во всенародном Учредительном собрании».
Вместе с тем эта резолюция меньшевистско-эсеровского большинства съезда, поддерживавшего контрреволюционную политику Временного правительства, указывала, что «Съезд высказывается против попыток разрешения национальных вопросов до Учредительного Собрания явочным порядком, путем обособления от России отдельных ее частей …» («Первый Всероссийский Съезд Советов Р. и С. Д.», т.II. М. — Л.
, Соцэкгиз, 1931, стр.168, 169).
*(3) Второй Всероссийский съезд Советов в обращении к «Рабочим, солдатам и крестьянам!» провозгласил, что Советская власть «обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение». Принцип самоопределения и полного равноправия нации был провозглашен также в декрете о мире.
*(4) Имеется в виду создание Народного комиссариата по делам национальностей. В составе Наркомнаца в начале ноября 1917 г. был организован комиссариат по польским делам, в конце ноября — по литовским; в январе 1918 г. возникли комиссариаты: мусульманский, белорусский, еврейский, армянский; в марте — латышский. С апреля по июнь 1918 г. возникли отделы: эстонский, чувашский, киргизский, немцев-колонистов, украинский и чехословацкий (см. «Народный комиссариат по делам национальностей. Отчет о деятельности 1 ноября 1917 г. — 20 июня 1918 г.». М., 1918, стр.6). Национальные комиссариаты являлись основными органами Наркомнаца, в задачу которых входило: «1) информирование Советской власти о нуждах данной национальности, 2) информирование национальностей о всех шагах и мероприятиях Советской власти, 3) удовлетворение через органы Советской власти культурно просветительских нужд масс населения данной национальности, 4) самая широкая массовая агитация и пропаганда идей Советской власти между массами данной национальности, 5) улаживание всякого рода конфликтов,возникающих между органами Советской власти и национальностями, 6) выработка на началах Советской Конституции оснований и положений административно-территориальной национальной автономии там, где это требуется особыми экономическими и территориальными условиями» (там же, стр.5).
[8(21) — 15(28) сентября 1917 г. в Киеве триумфально прошел Съезд народов и областей России, созванный по инициативе украинской Центральной Рады. Председатель УЦР Михаил Грушевский был избран председателем Совета Народов. Украина приобрела непререкаемый авторитет во всероссийском масштабе.
Атмосфера общего подъема на съезде, декларация общей воли
всех порабощенных ранее народов о необходимости искать взаимопонимание,
налаживать вместе жизнь на федеративных началах, благодарные взгляды близких и
дальних соседей в сторону Украины при обнаружении недоверия к великорусской
демократии, бесспорно, радовали самолюбие лидеров Украинской революции, рождали
оптимистические настроения…]
<02(15) ноября 1917 г. инициативу Украинской Центральной Рады
и Михаила Грушевского «продолжил» Иосиф Сталин и Совет Народных Комиссаров…>
Декларация прав народов России 1917 г. — акт конституционного
характера. Стал программным документом большевистской партии по национальному
вопросу.
3(16) декабря 1917 г. Совет Народных Комиссаров Российской Республики
заявил о признании за украинским народом право на самоопределение.
[А 8(21) декабря 1917 г. эти самые «народные комиссары» развязали войну против Украины, чтобы сорвать выборы в Украинское Учредительное Собрание и не допустить его созыва. Третьим Универсалом Украинской Центральной Рады от 7(20) ноября 1917 г. был назначен день выборов в Украинское Учредительное Собрание 27 декабря 1917 г.
(9 января 1918 г.) и день созыва — 9(22) января 1918 г. 8(21) декабря 1917 красногвардейские отряды Антонова-Овсиенко вступили в Харьков. 16-22 января (29 января — 4 февраля) 1918 г. — большевицкое «арсенальское восстание» в Киеве. 26 января (8 февраля) 1918 г. большевицкие войска под командованием Муравьёва захватили Киев.
В декабре 1917 Советское правительство формально признало право на
отделение Украины, Финляндии и Турецкой Армении, в августе 1918 отказалося от
договоров о разделе Польши, в декабре 1918 признало независимость Литвы, Латвии
и Эстонии, в январе 1919 — Беларуси.
Кроме Украинской Народной Республики, на территории бывшей
Российской империи возникли такие небольшевистские государственные образования:
О своей независимости заявили правительство Всевеликого
войска Донского, Грузинская демократическая республика, Западносибирский комиссариат
и Республика горцев Северного Кавказа, в июне — Армянская республика,
Азербайджанская республика, Временное Сибирское правительство, в июле —
Временный исполнительный комитет Закаспийской области, Северокавказская
советская республика, в августе — Верховное управление Северной области,
Уральское временное правительство, Доно-Кавказский союз, в сентябре — Временное
правительство Северной области, Уфимская директория, в октябре — Трудовая
коммуна немцев Поволжья, в ноябре — Эстонская республика, Латвийская
республика, Литовская республика, Омское правительство, Эстляндская трудовая
коммуна, Туркестанская советская федеративная республика.
Одновременно возник ряд новых государственных образований,
преимущественно советского типа:
Карельская трудовая коммуна, Латвийская, Литовская,
Литовско-Белорусская, Бессарабская, Муганская, Крымская, Терская, Армянская,
Нахичеванская, Азербайджанская, Хорезмская, Бухарская, Туркестанская, Татарская
социалистические советские республики, Калмыцкая, Чувашская, Марийская,
Волжская автономные области, Башкирская, Горская, Киргизская автономные
социалистические республики, Дальневосточная республика, Беломорская Карелия,
Российская Северо-Западная область, Северо-Западная Кавказская демократическая
республика, Автономная Сюникская республика, Олонецкое правительство и др.
Большевиками были образованы: Донецко-Криворожская,
Одесская, Ставропольская, Донская, Кубанская, Амурская советские республики,
Бакинская коммуна и Советская республика Тавриды.
Всего после [Съезда народов и областей России и] провозглашения Декларации прав народов России на территории бывшей империи на
протяжении 1918-1920 годов возникло 86 независимых республик, автономных
образований и правительств. Подавляющее большинство из них просуществовали от 1
до 12 месяцев и были ликвидировано силой.
Лит.: Декларація прав
народів Росії. В кн.: Укр. РСР на міжнар. арені. 36. док-тів (1917-1923 pp.).
К., 1966; Мироненко О. М. Право на самовизначення націй у гаслах більшовиків
після Жовт. революції 1917 р. В кн.: Мала енциклопедія етнодержавознавства. К.,
1996.
[Валерий Федорович
Солдатенко
— Україна у революційну
добу. Рік 1917]
Декларация прав народов России | Уроки истории XX век
99 лет назад, 15 ноября 1917 года, Советом народных комиссаров РСФСР года была принята декларация прав народов России:
«Октябрьская революция рабочих и крестьян началась под общим знаменем раскрепощения.
Раскрепощаются крестьяне от власти помещиков, ибо нет больше помещичьей собственности на землю – она упразднена.
Раскрепощаются солдаты и матросы от власти самодержавных генералов, ибо генералы отныне будут выборными и сменяемыми.
Раскрепощаются рабочие от капризов и произвола капиталистов, ибо отныне будет установлен контроль рабочих над заводами и фабриками. Все живое и жизнеспособное раскрепощается от ненавистных оков.
Остаются только народы России, терпевшие и терпящие гнет и произвол, к раскрепощению которых должно быть преступлено немедленно, освобождение которых должно быть проведено решительно и бесповоротно.
В эпоху царизма народы России систематически натравливались друг на друга. Результаты такой политики известны: резня и погромы, с одной стороны, рабство народов – с другой.
Этой позорной политике натравливания нет и не должно быть возврата. Отныне она должна быть заменена политикой добровольного и честного союза народов России.
В период империализма, после февральской революции, когда власть перешла в руки кадетской буржуазии, неприкрытая политика натравливания уступила место политике трусливого недоверия к народам России, политике придирок и провокации, прикрывающейся словесными заявлениями о «свободе» и «равенстве» народов. Результаты такой политики известны: усиление национальной вражды, подрыв взаимного доверия.
Этой недостойной политике лжи и недоверия, придирок и провокации должен быть положен конец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России.
Только в результате такого доверия может сложиться честный и прочный союз народов России.
Только в результате такого союза могут быть спаяны рабочие и крестьяне народов России в одну революционную силу, способную устоять против всяких покушений со стороны империалистско – аннексионистской буржуазии.
Исходя из этих положений, первый Съезд Советов в июле этого года провозгласил право народов России на свободное самоуправление.
Второй съезд Советов в октябре этого года подтвердил это неотъемлемое право народов России более решительно и определенно.
Исполняя волю этих съездов, Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующие начала:
1) Равенство и суверенность народов России.
2) Право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
3) Отмена всех и всяких национальных и национально – религиозных привилегий и ограничений.
4) Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.
Вытекающие отсюда конкретные декреты будут выработаны немедленно после конструирования Комиссии по делам национальностей.
Именем Республики Российской
Народный комиссар по делам национальностей Иосиф Джугашвили Сталин
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)»
Декларация прав народов россии — bibliotekar.kz — казахская электронная библиотека
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ
2 ноября 1917 г.
Октябрьская революция рабочих и крестьян началась под общим знаменем раскрепощения.
Раскрепощаются крестьяне от власти помещиков, а генералы отныне будут выборными и сменяемыми. Раскрепощаются рабочие от капризов и произвола капиталистов, ибо отныне будет установлен контроль рабочих над заводами и фабриками. Все живое и жизнеспособное раскрепощается от ненавистных оков.
Остаются только народы России, терпевшие и терпящие гнет и произвол, к раскрепощению которых должно быть приступлено немедленно, освобождение которых должно быть проведено решительно и бесповоротно.
В эпоху царизма народы России систематически натравливались друг на друга. Результаты такой политики известны: резня и погромы, с одной стороны, рабство народов — с другой.
Этой позорной политике натравливания нет и не должно быть возврата. Отныне она должна быть заменена политикой добровольного и честного союза народов России.
В период империализма, после Февральской революции, когда власть перешла в руки кадетской буржуазии, неприкрытая политика натравливания уступила место политике трусливого недоверия к народам России, политике придирок и провокаций, прикрывающейся словесными заявлениями о “свободе” и “равенстве” народов. Результаты такой политики известны: усиление национальной вражды, подрыв взаимного доверия.
Этой недостойной политике лжи и недоверия, придирок и провокаций должен быть положен конец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России.
Только в результате такого доверия может сложиться честный и прочный союз народов России.
Только в результате такого союза могут быть спаяны рабочие и крестьяне народов России в одну революционную силу, способную устоять против всяких покушений со стороны империалистско-аннексионистской буржуазии.
Исходя из этих положений, первый съезд Советов в июне этого года провозгласил право народов России на свободное самоопределение.
Второй съезд Советов в октябре этого года подтвердил это неотъемлемое право народов России более решительно и определенно.
Исполняя волю этих съездов, Совет народных комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующие начала:
1) Равенство и суверенность народов России.
2) Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
3) Отмена всех и всяких национальных и национальнорелигиозных привилегий и ограничений.
4) Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.
Вытекающие отсюда конкретные декреты будут выработаны немедленно после конструирования Комиссии по делам национальностей.
Именем Республики Российской Народный
комиссар по делам национальностей И. Сталин
Председатель Совета Народных Комиссаров
Декреты Советского правительства. М., 1957.
Материал прилагается к части I.
Декларация прав народов россии
историко-публицистический акт, принятый СНК РСФСР 2 (15) ноября 1917 г. и излагавший основные принципы национальной политики Советского государства. Декларация характеризовала национальную политику царизма как систему натравливания народов друг на друга, а политику Временного правительства в 1917 г.
как более тонкую форму национального гнета, прикрытого «словесными заявлениями о «свободе» и «равенстве» народов».
Провозглашались: равенство и суверенитет народов России; их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; отмена всех национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств и этнических групп, населявших территорию России. На основе Декларации Советское правительство признало независимость Украины и Финляндии — декабрь 1917 г.; Польши — август 1918 г.; Латвии, Литвы и Эстонии — декабрь 1918 г.; Белоруссии — февраль 1919 г. Однако на практике большевики стремились преодолеть дальнейший распад России. Через местные партийные комитеты они оказывали влияние на настроения народов окраин, чтобы подготовить условия для будущего объединения (см. Декларация об образовании СССР).
Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие
акт Сов. пр-ва, положивший начало практич. претворению в жизнь ленинской программы партии по национальному вопросу. Проект декларации был разработан В. И. Лениным и утвержден СНК 2 (15) нояб. 1917. Д. п. н. Р. впервые была опубликована в «Газете Временного рабочего и крестьянского правительства» No 4 от 3(16) нояб. 1917. В тот же день напечатана в газ. «Правда» No 178.
Впоследствии в «Собрании узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства», 1917, No 2, ст. 18. Провозглашала осн. принципы сов. нац. политики: равенство и суверенность народов; право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоят. гос-ва; отмена всех и всяких нац. и нац.-религ.
привилегий и ограничений; свободное развитие нац. меньшинств и этнографич. групп, населяющих терр. России. На основе Д. п. н. Р. Сов. пр-во признало право на отделение и самоопределение за всеми окраинными нациями. 3 (16) дек. 1917 СНК заявил о признании за укр. народом права па самоопределение и образование Укр. республики; 18 (31) дек.
1917 СНК принял постановление о признании независимости Финл. республики; 29 дек. 1917 (11 янв. 1918) — декрет о Тур. Армении; 7 (20) дек. 1917 — декрет о независимости Эстонии; 22 дек. 1918 — декрет о независимости Латвии и Литвы; 4 февр. 1919 ВЦИК признал независимость Белорусской Сов. Социалистич. Республики. Эти декреты сыграли большую роль в ликвидации нац.
гнета и неравенства, в установлении дружбы и доверия между народами, способствовали сплочению народов России вокруг Сов. власти. Лит.: Ленин В. И., Критические заметки по национальному вопросу, Соч., 4 изд., т. 20; его же, О праве наций на самоопределение, там же, т. 20; Декреты Сов. власти, т. 1, М.. 1957.
: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.
Декларация прав народов России
Декрет о земле
Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.
Помещичьи имения, равно как весе земли удельные, монастырские, церковные со всем живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных, земельных Комитетов и уездных Советов Крестьянских Депутатов впредь до Учредительного Собрания.
Какая бы то ни была порча конфискуемою имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом.
Уездные Советы Крестьянских Депутатов принимают все необходимые меры для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений, для определения того, до такого размера участки и какие именно подлежат конфискации для составления точной описи всею конфискуемого имущества и для строжайшей революционной охраны всего переходящего к народ хозяйства на земле со всеми постройками,, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч.
Земля рядовых казаков и крестьян не конфискуется.
Вопрос о земле во всем его объёме должна быть разрешен только Всенародным Учредительным Собранием.
Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково:
1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда… Вся земля отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней.(…) 2) Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т. д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства…
Право пользования землей получают все граждане… Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи или товарищества, и только до той поры, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный труд не допускается…
7) Землепользование должно быть уравнительным, то есть земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям, по трудовой и потребительной норме.
8) Вся земля по ее отчуждению поступает в общенародный земельный фонд. Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных без сословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями.(…)
Октябрьская революция рабочих и крестьян началась под общим знаменем раскрепощения.
Раскрепощаются крестьяне от власти помещиков, ибо нет больше помещичьей собственности на землю — она упразднена.
Раскрепощаются солдаты и матросы от власти самодержавных генералов, ибо генералы отныне будут выборными и сменяемыми.
Раскрепощаются рабочие от капризов и произвола капиталистов, ибо отныне будет установлен контроль рабочих над заводами и фабриками. Все живое и жизнеспособное раскрепощается от ненавистных оков.
Остаются только народы России, терпевшие и терпящие гнет и произвол, к раскрепощению которых должно быть приступлено немедленно, освобождение которых должно быть проведено решительно и бесповоротно.
В эпоху царизма народы России систематически натравливались друг на друга. Результаты такой политики известны: резня и погромы, с одной стороны, рабство народов — с другой.
Этой позорной политике натравливания нет и не должно быть возврата. Отныне она должна быть заменена политикой добровольного и честного союза народов России. (…)
Исходя из этих положений, первый съезд Советов в июне этого года провозгласил право народов России на свободное самоопределение.
Второй съезд Советов в октябре этого года подтвердил это неотъемлемое право народов России более решительно и определенно.
Исполняя волю этих съездов, Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующие начала:
Равенство и суверенность народов России.
Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.
Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.
Вытекающие отсюда конкретные декреты будут выработаны немедленно после конструирования Комиссии по делам национальностей.
Декреты Советской власти. — М., 1957. — Т. 1. — С. 39-41.
ʼʼОб уничтожении сословий и гражданских чиновʼʼ
Ст. 1. Все существующие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются.
Ст. 2. Всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и пр.), титулы (княжеские, графские и пр.) и наименования гражданских чинов (тайные, статские и проч. советники) уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование граждан Российской Республики. (…)
Декреты Советской власти. — Т. 1. — С. 72.
ʼʼОб организации властиʼʼ
Из резолюции, принятой на Всероссийском совещании представителей губернских, армейских, уездных и дивизионных Советов крестьянских депутатов совместно с Исполнительным комитетом Всероссийского Совета крестьянских депутатов
Не ранее 15 ноября 1917 ᴦ.
По вопросу об организации власти признано необходимым образовать министерство в составе представителей всех социалистических партий, причем ни одна партия не может претендовать на большинство в Правительстве.
Необходимым условием создания нового Правительства должно быть прекращение какого бы то ни было террора, прекращение преследования личности, освобождение политических арестованных за время переворота͵ роспуск военно-революционных комитетов и других организаций, нарушающих гражданские свободы, и вообще восстановление всех гражданских свобод. (…)
Первейшей задачей правительства должен быть скорейший созыв Учредительного собрания.
Правительство должно предпринять немедленно решительные шаги для ускорения всеобщего мира, передать землю, воды и леса в ведение земельных комитетов и организовать государственный контроль с участием рабочих над производством.
Должны быть созданы гарантии против всяких насильственных покушений на спокойную творческую работу как Учредительного собрания, так и Правительства.
(…) Члены ЦК партии с.-р.
Размещено на реф.рф
Д. Раков, Е. Берг
ЦГВИА СССР. — Ф. 2273, — Оп. 5. — Д. 50. — Л. 62. Копия.
ʼʼОб учреждении Высшего совета народного хозяйстваʼʼ
Из Декрета ВЦИК и СНК
При Совете Народных Комиссаров учреждается Высший совет народного хозяйства.
Задачей Высшего совета народного хозяйства является организация народного хозяйства и государственных финансов.
С этой целью Высший совет народного хозяйства вырабатывает общие нормы и план регулирования экономической жизни страны, согласует и объединяет деятельность центральных и местных регулирующих учреждений (совещаний по топливу, металлу, транспорту, Центральный продовольственный комитет и пр.
), соответствующих народных комиссариатов (торговли и промышленности, продовольствия, земледелия, финансов, военно-морского и т. д.). (…) …Высшему совету народного хозяйства предоставляется право конфискации, реквизиции, …и прочих мероприятий в области производства, распределения и государственных финансов.
Все существующие учреждения по регулированию хозяйства подчиняются Высшему совету народного хозяйства, которому предоставляется право их реформирования. (…)
Все законопроекты и крупные мероприятия, имеющие отношение к регулированию народного хозяйства в его целом, вносятся в Совет Народных Комиссаров через Высший совет народного хозяйства. (…)
Декреты Советской власти. — Т. 1. — С. 172-174.
ʼʼО национализации банковʼʼ
В интересах правильной организации народного хозяйства, в интересах решительного искоренения банковой спекуляции и всемерного освобождения рабочих, крестьян и всего трудящегося населения от эксплуатации банковым капиталом и в целях образования подлинно служащего интересам народа и беднейших классов — единого народного банка Российской Республики, Центральный Исполнительный Комитет постановляет:
…Банковое дело объявляется государственной монополией.
Все ныне существующие частные акционерные банки и банкирские конторы объединяются с Государственным банком.
Активы и пассивы ликвидируемых предприятий перенимаются Государственным банком.
Декреты Советской власти. — Т. 1. — С. 230.
ʼʼО свободе совести, церковных и религиозных обществахʼʼ
Церковь отделяется от государства
В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.
Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются.(…)
Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом…
Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием.
Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются по особым постановлениям местной или центральной государственной власти в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.
Декреты Советской власти. — Т. 1. — С. 371-373.
Декларация прав народов России — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Декларация прав народов России» 2017, 2018.
Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа
Декларация прав народов Россиибыла принята 2 (15) ноября 1917 г. Подготовлена Народным комиссариатом по делам национальностей.
Декларация осуждала политику царизма, основанную на национальном неравенстве и шовинизме, и провозглашала политику добровольного и честного… [читать подробнее].
Первые проекты национально-государственного устройства: 1) формирование внутри страны национально-культурных автономий, т. е. государство само по себе должно быть унитарным; 2) создание федеративного государства, в состав которого должны войти самостоятельные,… [читать подробнее].
Декрет о земле от 1917 г. Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа. Помещичьи имения, равно как весе земли удельные, монастырские, церковные со всем живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят… [читать подробнее].
Декларация прав народов Россиибыла принята 2 (15) ноября 1917 г. Подготовлена Народным комиссариатом по делам национальностей.
Декларация осуждала политику царизма, основанную на национальном неравенстве и шовинизме, и провозглашала политику добровольного и честного… [читать подробнее].
Первые проекты национально-государственного устройства: 1) формирование внутри страны национально-культурных автономий, т. е. государство само по себе должно быть унитарным; 2) создание федеративного государства, в состав которого должны войти самостоятельные,… [читать подробнее].
Права народов » информационно-правозащитный портал » 97 лет декларации прав народов россии
97 лет назад, 15 ноября 1917 года, Совет Народных Комиссаров принял Декларацию прав народов России. Подписи под этим документом поставили народный комиссар по делам национальностей И.В. Сталин и председатель СНК В.И. Ленин.
Безусловно, некоторые моменты в нем выглядят наивно, безусловно, это ярко выраженное творчество именно революционной эпохи.
Но основные направления, заложенные в этой декларации, позволили России выбраться из исторического тупика и превратиться из распадающейся на кровавые осколки империи в сверхдержаву, позволили одной из сторон в гражданском противостоянии победить.
Политике национализма наследников Февраля, «натравливания одной нации на другую», допускавшейся царским правительством, а затем либеральным Временным правительством и этнократическими правительствами местных националистов в отношении народов, населявших Россию, следствием которой были «резня и погромы, с одной стороны, рабство народов — с другой» была противопоставлена политика союза народов России. Это документ, без преувеличения, входит в число текстов, изменивших мир. Предлагаем вниманию читателя этот исторический документ, сопроводив его размышлениями современных отечественных ученых на тему, которой он посвящен, и которая вновь является судьбоносной для самого существования нашей страны – проблеме нациестроительства.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ 2(15) НОЯБРЯ 1917 Г.
Октябрьская революция рабочих и крестьян началась под общим знаменем раскрепощения. Раскрепощаются крестьяне от власти помещиков, ибо нет больше помещичьей собственности на землю – она упразднена.
Раскрепощаются солдаты и матросы от власти самодержавных генералов, ибо генералы отныне будут выборными и сменяемыми.
Раскрепощаются рабочие от капризов и произвола капиталистов, ибо отныне будет установлен контроль рабочих над заводами и фабриками. Все живое и жизнеспособное раскрепощается от
ненавистных оков.
Остаются только народы России, терпевшие и терпящие гнет и произвол, к раскрепощению которых должно быть приступлено немедленно, освобождение которых должно быть проведено решительно и бесповоротно.
В эпоху царизма народы России систематически натравливались друг на друга. Результаты такой политики известны: резня и погромы, с одной стороны, рабство народов – с другой.
Этой позорной политике натравливания нет и не должно быть возврата. Отныне она должна быть заменена политикой добровольного и честного союза народов России.
В период империализма, после февральской революции, когда власть перешла в руки кадетской буржуазии, неприкрытая политика натравливания уступила место политике трусливого недоверия к народам России, политике придирок и провокации, прикрывающейся словесными заявлениями о «свободе» и «равенстве» народов.
Результаты такой политики известны: усиление национальной вражды, подрыв взаимного доверия.
Этой недостойной политике лжи и недоверия, придирок и провокации должен быть положен конец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России.
Только в результате такого доверия может сложиться честный и прочный союз народов России.
Только в результате такого союза могут быть спаяны рабочие и крестьяне народов России в одну революционную силу, способную устоять против всяких покушений со стороны империалистско-аннексионистской буржуазии.
Исходя из этих положений, первый съезд Советов в июне этого года провозгласил право народов России на свободное
самоопределение.
Второй съезд Советов в октябре этого года подтвердил это неотъемлемое право народов России более решительно и определенно.
Исполняя волю этих съездов, Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующие начала:
1) Равенство и суверенноcть народов России.
2) Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
3) Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.
4) Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.
Вытекающие отсюда конкретные декреты будут выработаны немедленно после конструирования Комиссии по делам национальностей.
Именем Республики Российской
Народный комиссар по делам национальностей
Иосиф Джугашвили-Сталин.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В.Ульянов (Ленин).
Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Т.I. М., Гос. изд-во политической литературы, 1957. С.39-41.
Вот как комментируют проблемы советского нациестроительства эксперты Центра изучения кризисного общества (г.Москва, ЦПАГУП) в своей последней книге Кара-Мурза С.Г., Куропаткина О.В. Нациестроительство в современной России. М.: Алгоритм: Научный эксперт, 2014. С.172-174.:
«Применялся весь набор «сил созидания» советского народа из собравшихся в страну народов, народностей и этнических общностей. Насколько эффективным было это строительство, показал опыт Великой Отечественной войны. Западные специалисты считали, что сплотить за такой короткий срок полторы сотни народов в крепкую самоотверженную нацию невозможно.
Следующая болевая точка — федеративное устройство СССР. Большинство ученых и политиков, говорящих о советской национальной политике, одной из главных причин кризиса советской государственности в 1980-е гг.
считают ошибочное, по их мнению, решение партии большевиков и лично Ленина создавать СССР как федерацию — с огосударствлением народов и народностей бывшей Российской империи.
Дескать, если бы поделили страну на губернии, без всякой национальной окраски, без каких-то «титульных наций» с их правом на самоопределение вплоть до отделения, то и не было бы никаких национальных проблем и никакого сепаратизма.
Вот первое условие, которое предопределило принятие советской властью доктрины федерализма, — укорененность этой идеи в общественном сознании. Федералистские идеи развивались в России уже в первой трети XIX века.
Декабристы разрабатывали две программы государственного устройства: Пестель — унитарного и Никита Муравьев — федерального. В федерализме стала вызревать идея России как федерации народов. В начале XX в.
возникают национальные революционные движения и партии с сепаратистскими установками (например, армянская партия Дашнакцутюн). Важнейший для нашей темы исторический факт состоит в том, что эти настроения господствовали во всем революционном движении России.
Это значит, что реальной возможности учредить в ходе Гражданской войны унитарное государство, разделенное на безнациональные административные единицы, не существовало.
Это и заставило большевиков изменить их первоначальные намерения. Ведь накануне Февральской революции Ленин был противником федерализации.
Ленину больше импонировала французская модель, и он выступал за трансформацию Российской империи в русскую демократическую республику — унитарную и централистскую. Это видно и из его опубликованных тогда трудов, и из его конспектов, в которых он делал выписки при изучении федерализма.
198 Ленин еще в революцию 1917 г. оценил важность федерализма, а обстановка Гражданской войны его еще более в этом убедила; другие члены руководства (например, Дзержинский и Сталин) продолжали придерживаться идеи унитарного государства, и их поддерживало руководство большинства советских республик.
Потому Сталин и выдвинул план автономизации, предлагавший объединение всех республик в составе РСФСР на правах автономий. Однако в ходе обсуждения они согласились с доводами Ленина.
Таким образом, для советской власти не существовало дилеммы: сохранить национально-государственное устройство Российской империи или преобразовать ее в федерацию республик. Задача состояла в том, чтобы собрать разделившиеся куски бывшей империи. Собирание могло быть проведено или в войне с национальными элитами «кусков», или через их нейтрализацию и компромисс.
Предложение учредить Союз из национальных республик, а не Империю (в виде одной республики), нейтрализовало возникший при «обретении независимости» национализм.
Армии националистов потеряли поддержку населения; и со стороны Советского государства Гражданская война в ее национальном измерении была пресечена на самой ранней стадии, что предотвратило еще большее кровопролитие в России.
Работа по «собиранию» страны велась уже во время войны (историки называют это военно-политическим союзом советских республик). Скорее всего иного пути собрать Россию и закончить Гражданскую войну в тот момент не было. Но спорить об этом сейчас бесполезно.
Факт заключается в том, что большевики в октябре 1917 г. унаследовали национальные движения, которые вызревали уже в царской России и активизировались после Февраля. Можно с уверенностью сказать, что если бы Российская империя сумела преодолеть системный кризис 1905-1917 гг.
и продолжить свое развитие как страна периферийного капитализма, то ускоренное формирование национальной буржуазии и национальной интеллигенции неминуемо привело бы к мощным политическим движениям, требующим отделения от России и создания национальных государств.
Эти движения получили бы поддержку Запада и либерально-буржуазной элиты в крупных городах Центра самой России. Монархическая государственность с этим справиться не смогла бы, и Российская империя была бы демонтирована. Большевики в 1920-е гг. нашли способ обуздать эти движения (а в конце XX в.
просоветская часть КПСС такого способа не нашла)».
Сайт традиционалистов Башкортостана
Большая Рнциклопедия Нефти Рё Газа
Декларация прав народов России, провозглашавшая равенство и суверенность народов России, их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. [1]
В Декларации прав народов России, которая была опубликована 3 ноября 1917 года, Совет Народных Комиссаров провозгласил равенство и суверенность народов России, их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, отмену всех национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России. О том, что Советская власть на деле осуществляла право наций на самоопределение, свидетельствовало решение Совета Народных Комиссаров, в ответ на обращение финляндского правительства, о признании независимости Финляндии; Ленин лично вручил постановление Совнаркома главе финляндского правительства. Оно расторгло грабительские соглашения в отношении колониальных и полуколониальных стран, заключенные царской Россией с другими империалистическими державами. [2]
Ленин подписывает Декларацию прав народов России, провозгласившую полное равноправие всех национальностей России. [3]
Вслед за Декларацией прав народов России ( 2 ноября 1917 года) и особым обращением правительства Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока ( декабрь 1917 года) новая власть пошла в сентябре 1920 года на созыв в Баку I съезда народов Востока. В вышеназванном обращении от лица революционной власти верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья объявлялись свободными и неприкосновенными. [4]
�меется в виду Декларация прав народов России, принятая 2 ноября 1917 года. [5]
Советское правительство в Декларации прав народов России ( 15.
XI 1917) в соответствии с принципами своей внешней и национальной политики признало право на самоопределение всех наций, входящих в состав России. Оно признало, в частности, независимость Финляндии и Польши. [6]
В ноябре 1917 года Совнарком принял Декларацию прав народов России, которая провозгласила установление полной свободы и равноправия всех народов России, обеспечила им право на развитие национальной культуры, родного языка и национальных культурно-просветительных учреждений. [7]
Важное место среди первых декретов Советской власти заняла Декларация прав народов России, принятая 2 ноября 1917 года. [8]
Совет Народных Комиссаров, действуя в развитие Декрета о мире и Декларации прав народов России, принял декрет об отказе от договоров, заключенных бывшей Российской империей о разделах Польши. [9]
После Октябрьской революции и победы большевиков одним из первых декретов новой власти стала Декларация прав народов России, провозглашавшая равенство и суверенность всех народов, их право на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, свободное развитие всех национальных меньшинств. [10]
Спустя неделю после принятия Декрета о мире, 15 ноября 1917 г., была опубликована Декларация прав народов России. [11]
Обстановка, возникшая в период иностранной военной интервенции и гражданской войны, препятствовала развитию федеральных основ построения государственного бюджета в соответствии с Декларацией прав народов России. Все же именно в тот период были сделаны первые шаги в этом направлении. [12]
Период Бозкикновения и формирования Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики продолжался с 1917 г.
, с момента победы Великой Октябрьской социалистической революции, провозгласившей Декларацию прав народов России, по 1925 г.
Задачи, стоящие перед вашей конференцией, близки и понятны советским людям.
Буквально через неделю поело рождения Советского государства в исторической Декларации прав народов России были записаны в качестве основ национальной политики Советской власти: равенство и суверенность народов России, отмена всех и всяких расовых, национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие всех национальных меньшинств. [14]
В первые же дни существования Советской власти была принята историческая Декларация прав народов России, провозгласившая право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. [15]