Что нужно чтобы выпустить свои акции
Зачем компании выпускают акции
Акция — это ценная бумага, которая закрепляет за ее владельцем долю компании. Когда инвестор покупает акции, он становится совладельцем бизнеса и получает право на часть прибыли компании в виде дивидендов. А при пакете акций от 10% стоимости уставного капитала инвестор может влиять на принятие решений в компании.
Акции компаний размещаются на фондовых биржах, такое размещение называется листингом, а первичный выход компании на биржу — ай-пи-о, IPO. Иногда компании выходят на биржу повторно — это называется эс-пи-о, SPO. В статье говорим о первичном выходе и разбираемся, зачем компании выпускают акции и делают незнакомцев с биржи совладельцами бизнеса.
Получить финансирование, оценить бизнес или выйти из него
Есть три мотива, по которым компании выходят на фондовый рынок:
Получить финансирование. Компания выходит на биржу и предлагает частным инвесторам купить ее акции. Например, выставляет 50%-ную долю в виде 5 млн акций, каждая из которых продается по 100 рублей. Если все акции компании купят, она получит 500 млн рублей и сможет потратить эти деньги на развитие бизнеса, например выход на новые рынки, исследования или покупку оборудования.
Оценить бизнес. Стоимость всех акций компании, которые вращаются на бирже, называется рыночной капитализацией компании. Она показывает, во сколько рынок оценивает компанию на основе сделок с акциями.
Рыночная капитализация не всегда совпадает с реальным положением дел в компании. Иногда инвесторы дают оценку на основе ожиданий, например, когда предполагают, что в будущем компания начнет приносить прибыль, или наоборот, манипулируют рынком, чтобы снизить стоимость акций. Тогда оценка компании может быть завышенной или заниженной.
Но в любом случае рыночная капитализация показывает, за сколько можно продать долю в компании точнее, чем другие способы, например оценка экспертом или расчет по доходам.
Выйти из бизнеса. Выпуск акций дает инвесторам и собственникам бизнеса возможность продать свою долю и выйти из бизнеса. Например, инвестор на этапе идеи вложил в стартап 10 млн рублей в обмен на 40% доли, через два года компания начала приносить стабильную прибыль, и инвестор захотел выйти из бизнеса. Он может найти другого инвестора, чтобы продать ему долю целиком, или выйти на биржу и продать свои 40% небольшими частями, акциями большому количеству инвесторов.
Но не каждая компания может выпустить акции, а только та, что соответствует требованиям биржи.
Нужно соответствовать требованиям биржи и провести пиар-кампанию
Компания может выпускать акции на любой бирже, например на Гонконгской или Московской фондовой бирже. Привязки к местоположению компании нет. Но у каждой биржи есть требования к эмитентам — так называются компании, которые выпускают акции.
Требования бирж отличаются, дальше будем рассказывать на примере Московской фондовой биржи.
На Московской бирже есть три уровня листинга:
Полные требования к эмитентам и корпоративному управлению есть на сайте биржи. Для примера сравним несколько требований для листинга первого и второго уровней.
Что нужно чтобы выпустить свои акции
Акционерные общества подчиняются примерно одним и тем же законам во всем мире: у АО почти никогда нет одного владельца, его хозяином является каждый держатель хотя бы одной акции или даже её части. Соответственно, единолично владеть компанией может только держатель стопроцентного пакета акций, что встречается крайне редко. Как правило, акционерным обществом управляет огромное количество его собственников, которых может быть как несколько, так и тысячи.
Акционеры бывают мажоритарными и миноритарными. Первые обладают большими пакетами акций, например, контрольным (50%+1 акция) или блокирующим (25%+1 акция). Контрольный пакет позволяет почти единолично управлять работой компании: все остальные не смогут проголосовать за решение, отличное от хозяина большей части компании. Однако блокпакет позволяет наложить вето на решение совета директоров и заставить его пересмотреть. Остальные акционеры — миноритарии: те, у кого пакеты акций незначительны и не позволяют управлять компанией. Как правило, это либо инвесторы, которые держат акции ради дивидендов, либо спекулянты, которые стремятся заработать на разнице цен.
Зачем компании выпускают акции и дают зарабатывать посторонним людям? Ответ на поверхности — для развития бизнеса. Эмиссия бумаг, то есть их выпуск, является самым эффективным способом привлечь большие суммы в капитал. Важно понимать: не заработать, а именно привлечь инвестиции с помощью продажи бумаг на бирже.
Кроме того, на IPO регулярно выходят технологические стартапы. Это команда, которая, разработала ноу-хау, например, инновационную нейросеть. Если она сможет быстро получить крупные инвестиции, идея может принести грандиозную прибыль, а компания стать новым Goggle или Apple. Если не успеет, идею уведут конкуренты.
Чтобы ценные бумаги попали на финансовый рынок, компания должна запустить IPO — первичное предложение акций. Процесс довольно сложный и длительный.
Законодательство (закон N 208-ФЗ «Об акционерных обществах») в сфере ценных бумаг, банкинга и еще нескольких крупных сфер влияет на акционерные общества. Поэтому в первую очередь для организации IPO требуется штат юристов, которые помогут провести процесс гладко.
Далее компании нужно решить, сколько будут стоить ее акции на первом этапе. Для этого капитал предприятия оценивают эксперты, а владельцы устанавливают количество бумаг, которые предприятие планирует выпустить. Исходя из количества акций и стоимости активов и формируется их номинальная стоимость, ведь акции — это именно доли компании.
Например, при выпуске 1000 акций компания стоимостью в 1 000 000 рублей установит номинал бумаги в 1000 рублей. За эту сумму будут проданы первые акции. В дальнейшем номинальная стоимость теряет всякий экономический смысл, поскольку рынок сформирует свою цену для бумаг.
К примеру, номинальная стоимость акции Газпрома равна 5 рублям. Их рыночная стоимость выше в 47 раз — 237 рублей за акцию*. Если компания объявит дополнительный выпуск ценных бумаг, они не будут продаваться по 5 рублей даже при размещении, а только по рыночной стоимости.
Далее компания выбирает андеррайтера. Это юридическое лицо, которое непосредственно занимается распределением и продажей ценных бумаг: агент, который найдет покупателя на первые акции. Андеррайтер обязательно должен иметь лицензию Центробанка на такую деятельность. Когда компания идет на IPO, первичная продажа бумаг может быть довольно сложной. Далеко не всегда выстраивается очередь из желающих стать совладельцами неизвестной компании, на акции попросту можно не найти покупателя. Эти риски на себя берет андеррайтер.
Договор с ним, как правило, заключается в двух вариантах: «Твёрдое обязательство» (англ. Firm commitment) или «Максимальные усилия» (англ. Best efforts). В первом случае андеррайтер полностью гарантирует продажу ценных бумаг, фактически выкупает их сам и перепродает на биржу. Второй механизм мягче: посредник продает столько бумаг, сколько получится. Разумеется, вознаграждение андеррайтера в первом случае намного выше, а размещение бумаг для акционерного общества — затратнее.
При этом обычно андеррайтингом занимается не одна компания, а синдикат, состоящий, например, из инвестиционных банков, которые располагают большими ресурсами для распространения бумаг.
Определив андеррайтера, акционерное общество выпускает проспект эмиссии ценных бумаг. Это информационный документ: небольшая брошюра или электронный документ, где отражены все детали выпуска. Форму и содержание этого документа регламентирует Центробанк.
Потенциальный инвестор должен узнать из проспекта эмиссии финансовые показатели будущего акционерного общества: получить доступ к бухгалтерской отчетности за три года или за все время работы организации, если она моложе трех лет. Если эмитент входит в группу компаний, то информация нужна по всей группе. Также в проспекте должны быть отражены параметры выпуска ценных бумаг: объём, срок, условия и порядок размещения.
Федеральный закон N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» требует отражать «все обстоятельства, которые могут оказать существенное влияние на принятие решения о приобретении эмиссионных ценных бумаг». Поэтому рассматривать его как рекламный буклет — ошибочно.
Интересно, что Комиссия по ценным бумагам и биржам США, например, требует при каждой эмиссии ценных бумаг указывать еще и цель их размещения. Например, расширение бизнеса, слияние и поглощение компании. После завершения процесса достоверность этих сведений проверяют чиновники. В России подобных требований нет, но цель привлечения капитала отражаются в инвестиционном меморандуме, без которого не обходится ни одна эмиссия ценных бумаг. Этот документ не так формализован, как проспект эмиссии, его цель — убедить инвестора в выгоде покупки акций компании. Он содержит сведения, которые считает нужным опубликовать предприятие. Как правило, это общие данные о проекте, описание бизнес-модели, анализ риска.
Когда все документы готовы, компания начинает привлекать инвесторов. Это делается в ходе так называемых road-show, которые по сути являются рекламной кампанией эмитента. Эта процедура ограничена только фантазией и бюджетом: потенциальным покупателям бумаг показывают презентации, проводят встречи, рассказывают о преимуществах эмитента. Возможна организация экскурсии на производство, выступления на бизнес-форумах, даже прямая реклама в СМИ.
И только по завершении этого процесса наступает само размещение бумаг. Сперва компания выбирает биржу: это может быть как Московская биржа, так и Лондонская или Гонконгская. На крупных биржах больше шансов найти покупателя на ценные бумаги быстро, но размещение там дороже. Кроме того, эмитент учитывает рынок своей продукции: например, размещать в Китае акции европейской компании не всегда удачная идея, так как она может не найти отклик у инвесторов.
Далее анедррайтер собирает от потенциальных инвесторов заявки на покупку, принимает деньги и выдаёт ценные бумаги.
На этапе сбора заявок цена акций может быть скорректирована, если они продаются плохо. Как правило, для размещения андеррайтер стремится найти якорного инвестора, который выкупит большую часть эмиссии и тем самым «легитимизирует» цену.
После этого акции поступают в свободное обращение на биржу, где их может купить любой участник торгов. Для самой компании наступает новое качество существования: если частное предприятие, кроме бухгалтерской отчётности в налоговую, ничего о себе не рассказывает, то с ПАО всё иначе. Общество должно в предусмотренном законом порядке публиковать большой объём сведений о себе: полный список аффилированных лиц, финансовые показатели, существенные факты (под этим словосочетанием законодательство подразумевает любые события, в ходе которых заметно меняются активы, пассивы или финансовые показатели компании). Теперь оно принадлежит не одному или нескольким собственникам, а неограниченному кругу лиц, перед которыми обязано отчитываться о своей деятельности.
Существует и особенный вид ценных бумаг. Так называемая «золотая акция», в английском языке — golden share. Это явление появилось в Великобритании в 1980-х годах, когда правительство Маргарет Тэтчер занималось приватизацией госкомпаний. В Российский обиход они вошли при схожих обстоятельствах.
Суть «золотой акции» в том, что она предлагает особенные права своему держателю. Какие именно — обычно не раскрывается широкой публике, но в первую очередь они касаются возможности наложить вето на решения любых акционеров, влиять на формирование совета директоров и в целом политику организации.
В России понятие «золотой акции» урегулировано Федеральным законом № 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества». Закон допускает использование «золотой акции» при приватизации более 75% акций предприятия.
Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ПАО Московская Биржа.
Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
ООО «Компания БКС», лицензия №154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия. 129110, Москва, Проспект Мира, 69, стр. 1, 3 подъезд.
Порядок и особенности выпуска акций
В случае, когда компании требуется привлечение инвестиционных средств для развития деятельности, а также повышение своего имиджа, руководство предприятия решает произвести выпуск пакета ценных бумаг – акций. Рассмотрим, как протекает процесс эмиссии и размещения акций и какие последствия он несет для самой компании.
Что такое выпуск акций
Выпуск акций (эмиссия) подразумевает под собой установленный законом порядок действий по размещению и выпуску ценных бумаг, продажи их первым владельцам – юридическим или физическим лицам. Эмиссией занимается руководство определенной компании. Целью эмиссии становится привлечение инвестиций и увеличение уставного капитала компании. Процедура благотворно влияет на успешное функционирование предприятия — не нужно оформлять займы и выплачивать по ним проценты.
Акции выпускаются акционерным обществом (АО), перед руководством предприятия при этом стоит одна из указанных задач:
Размещение возможно в публичном и частном порядке. Публичное акционерное общество (ПАО) может продавать бумаги неограниченному числу потенциальных инвесторов. В частном порядке размещение осуществляется без публичных уведомлений и сопутствующей рекламы и ограничивается суммой до 50 млн. рублей.
Процедура эмиссии, государственная регистрация и ее стоимость
Эмиссия включает в себя ряд действий:
При эмиссии многие общества заручаются поддержкой профессионального участника фондового рынка – андеррайтера. Процедура эмиссии может потребовать специальных знаний и умений, поэтому обращение за помощью к андеррайтеру оправдано. За свои услуги андеррайтер получает вознаграждение.
Цены на регистрацию выпуска ценных бумаг разнятся, в среднем стоимость процедуры составляет от 10 до 100 тысяч рублей. Окончательное значение может меняться в зависимости от дополнительных услуг, оказываемых юридическим лицом.
Порядок и способы размещения акций
Акции могут размещаться следующими способами:
Конвертация проводится в следующих случаях:
В бухгалтерском учете на счете 80 отражаются сведения о показателях уставного капитала и движении денежных средств. Проводка КТ 80 ДТ 75-1 обозначает размер задолженности учредителей. Денежные средства, поступающие в оплату корпоративных прав, отражаются по кредиту 75-1.
Субсчета, позволяющие отразить движение капитала:
Важно! При первичном размещении предприятие должно подготовить специальный документ – проспект акций. Он отражает существенные сведения об эмитенте, его финансовом положении, выпускаемых акциях. Проспект акций должен быть утвержден Советом директоров.
Владельцы и номинальные держатели ценных бумаг
Владелец акций является одним из собственников акционерного общества и обладает правом на часть имущества предприятия и его прибыли. Акционеры получают дивиденды – часть ежегодного дохода общества.
Номинальный держатель не обладает правом собственности на ценные бумаги, но держит их от своего имени. Держатель представляет интересы акционера и защищает его от возможных ошибок при учете прав на ценные бумаги. Номинальным держателем становится брокер или депозитарий. Он должен пройти регистрацию в реестровой системе держателей ценных бумаг.
Первичный выпуск подразумевает реализацию бумаг среди неограниченного числа участников инвестиционного рынка. Объем эмиссии напрямую зависит от размера уставного фонда общества. У каждого акционера определена доля прав на имущество и доходы общества. При дополнительной эмиссии выпускается дополнительный пакет акций, при этом размывается доля конкретного акционера. Дополнительные бумаги могут распределяться среди прежних акционеров и новых инвесторов.
Преимущества и недостатки выпуска акций компанией
Процедура эмиссии на само предприятие окажет влияние как положительного, так и отрицательного характера. Преимущества эмиссии:
Таким образом, эмиссия позволяет компании на выгодных условиях привлекать средства инвесторов. Акционирование позволяет компании зарекомендовать себя как финансово устойчивое предприятие с перспективой дальнейшего успешного развития. Как и любой процесс, эмиссия имеет свои достоинства и слабые стороны, которые необходимо учитывать руководству компании перед принятием решения о выпуске ценных бумаг.
Что нужно знать об акциях начинающему инвестору?
Уоррен Баффет, Джордж Сорос, Билл Гросс, Ларри Уильямс — это список общеизвестных мультимиллионеров, сколотивших свое состояние на фондовом рынке. Обогатиться на бирже действительно можно, но настоящего трейдера отличает не способность в один момент поймать тренд, а прежде всего способность получать постоянный и стабильный доход от своей деятельности.
А «без труда не выловить и рыбку из пруда». Поэтому если вы действительно решили узнать что такое фондовый рынок и получать прибыль, то стоит пройти несколько шагов. И первый из них — это знакомство с инструментами рынка.
Начнем, пожалуй, с самого «ходового товара» на бирже — акций.
Что такое акции?
Акция — это ценная бумага, дающая своему владельцу право на участие в управлении компанией и получение части её прибыли. Покупая акцию, вы, по сути, приобретаете частичку компании. Если эта корпорация работает и получает прибыль, то вместе с ней работают и приносят доход и ваши деньги — как благодаря росту цен на акции в долгосрочной перспективе, так и в виде дивидендов.
Зачем компании выпускают акции?
Бизнес, особенно на этапе развития, нуждается в финансировании. Уставного капитала для осуществления новых проектов недостаточно, и компании необходимые средства. Для этого компания может взять кредит в банке или выпустить облигации и стать должником перед их держателями. Но есть и другой способ привлечь финансирование — продажа части собственного бизнеса в виде акций. Таким образом, предприятие получает возможность развиваться и получать дополнительную прибыль за счет инвесторов, а держатели акций также получают доход за счет развития бизнеса, частью которого они являются.
Что дает вам владение акциями?
Компания может выпускать оба этих вида или же ограничиться только одним. Например, чтобы купить «частичку» Сбербанка, можно приобрести как обыкновенные, так и привилегированные («префы», как их еще называют) акции. В торговых системах или приложениях их обозначают ао и ап соответственно.
Основное отличие этих категорий — в порядке получения прибыли и возможности влиять на принятие важных для компании решений.
В любом случае имеет значение, какое именно количество акций находится в собственности акционера. Так, владея 1 акцией — вы получаете базовые права собственника компании: участие в управлении (участие в собраниях акционеров), право на дивиденды и на компенсацию в случае ликвидации АО. А владея 2%, вы можете уже выдвигать своего представителя в совет директоров. Подробнее о правах акционеров читайте здесь >>
Как зарабатывать на акциях?
Понятно, что обычный участник рынка не имеет достаточного количества ценных бумаг, чтобы прямо или косвенно влиять на судьбу компании. Но по сути ему это и не нужно. Главная цель покупки акции — получение прибыли. И заработать он может двумя способами: получив дивиденды или доход от разницы между ценами покупки и продажи акций.
Покупка и продажа акций
Торговать акциями российских компаний на Московской бирже может каждый желающий. Для этого ему просто необходимо открыть брокерский счет у брокера, завести средства и начать осуществлять покупки. Совершить сделку вы можете несколькими способами. Позвонив брокеру и подав голосовое поручение на «покупку/продажу» или с помощью специальных торговых систем. Компания БКС Брокер для своих клиентов разработала специальное мобильное приложение — «Мой Брокер». Установив его на телефон, вы сможете не только в несколько кликов стать владельцем бумаги, но и получать дополнительную информацию и рекомендации экспертов компании.
Разница между стоимостью покупки и продажи акции это и есть ваша прибыль. Купили дешевле, а продали дороже. Но на деле не так все просто. Вложение в акции может принести как доход, так и убыток, и чтобы ваши инвестиции были прибыльными, необходимо учитывать множество параметров при выборе активов. Расскажем, на что в первую очередь стоит обратить внимание при покупке акций, особенно если вы не обладаете опытом и специальными знаниями.
Финансовое положение компании и оценка ее акций
Есть разные параметры при выборе акции для покупки, но один из главных — это финансовые показатели той компании, чью бумагу вы собираетесь приобрести. Ведь покупая акцию, вы становитесь владельцем частички этой компании и заинтересованы в успехе бизнеса.
Каждый квартал компании, акции которых обращаются на Московской бирже, публикуют свою финансовую отчетность. Именно по ней акционеры и потенциальные инвесторы могут судить сколько заработала компания, как собирается развивать свой бизнес дальше, какие риски существуют. Кроме показателей выручки, рентабельности и чистой прибыли, в отчётности встречаются и другие, о значении которых начинающий инвестор понятия не имеет. В этом случае лучше обратиться к профессионалам. Каждая брокерская и инвестиционная компания имеет штат аналитиков, которые специализируются на отдельных секторах и внимательно следят за финансовым положением компании. Кроме того, используя различные рыночные мультипликаторы, они оценивают привлекательность не только самой компании, но и потенциал роста или же падения ее бумаг.
В приложении Мой Брокер вы можете найти рекомендации аналитиков различных компаний по отдельным акциям, а также ознакомиться с консенсус — прогнозом.
Следим за новостями
Фондовый рынок — это живой организм, который чутко реагирует как на внешние факторы, так и на внутренние изменения. Функционирует он по воле сотен миллионов людей, которые каждую минуту принимают то или иное решение. Но именно эти решения и отображаются на цене акций и приводят к росту или падению котировок. Мы не раз становились свидетелями, как какая-то бумага в определенный момент просто кубарем катилась вниз или взлетала на 10%. Часто драйвером для таких резких движений становились новости. Умение грамотно оценить влияние определённого события на «судьбу» бумаги позволит не только избежать убытков, а, напротив, может открыть возможность для удачных вложений.
В приложении Мой Брокер вы cможете найти последние новости и их оценку по интересующей вас компании
Не забываем о ликвидности
Ликвидность акции — очень важный показатель. От степени ликвидности актива зависит, сколько времени уйдет на осуществление операции и какие придётся понести убытки при совершении сделке по купли-продажи акций. Так, высокая ликвидность бумаг позволяет продать их быстро и без существенных потерь.
На Московской бирже торгуется несколько сотен акций различных компаний. Самые ликвидные из них называют «голубыми фишками». Среди них бумаги таких известных компаний, как Сбербанк, Газпром, Лукойл, Роснефть и т.д. Объемы торгов по ним ежедневно составляют несколько миллиардов рублей и проблем с покупкой и продажей бумаг по рыночной цене у вас не возникнет. Но кроме этих гигантов, на рынке представлены и акции компаний поменьше. Менее ходовые и популярные бумаги относят к акциям второго эшелона, а бумаги с низкой ликвидность, сделки по которым могут проходить раз в день или даже реже — акции третьего эшелона.
Таким образом, приметив понравившуюся вам компанию, стоит поинтересоваться и ликвидностью ее бумаг. Для этого обратите внимание на объем торгов и спрэд, то есть разницу между ценой покупки и продажи. Большой объем торгов и маленький спрэд — показатель высоколиквидной бумаги. Вы также можете воспользоваться специальным показателем для определения доли бумаг в свободном обращении — коэффициент free float. Низкая величина free float означает, что частным инвесторам доступно малое количество акций, поэтому ликвидность будет низкой.
Дивиденды
Еще один способ заработать на акциях — это получать дивиденды.
Дивиденды — это регулярная выплата части прибыли компании держателям акций. У каждой компании своя дивидендная политика, и не все корпорации готовы выплачивать высокие дивиденды свои акционерам. Выплаты напрямую зависят от прибыли компании — вы купили частичку предприятия и вправе рассчитывать на часть ее дохода. Лишь в редких случаях компания, которая получила убыток в текущем году, будет выплачивать дивиденды (из нераспределённой прибыли прошлых лет).
Как выбирать компании, чьи акции будут приносить неплохие дивиденды?
— Изучите историю компании. Прежде чем начать формировать дивидендный портфель, в первую очередь, познакомьтесь с историей дивидендных выплат потенциальных кандидатов. Например, существуют компании, которые никогда не платили дивиденды, поэтому вряд ли стоит надеяться, что эмитент вдруг начнет «раздавать» часть нераспределенной прибыли. Такие случаи, конечно, бывают, но обычно компания заранее анонсирует изменения в своей дивидендной политике, чтобы стимулировать интерес инвесторов и повысить спрос на бумаги. Поэтому выбирайте в свой портфель компании, которые стабильно выплачивают дивиденды и, даже несмотря на ухудшение рыночных условий, продолжают генерировать прибыль.
— Ознакомьтесь с дивидендной политикой. Кроме того, не поленитесь почитать о дивидендной политике компании — эту информацию обычно без труда можно найти на официальном сайте эмитента. Именно там описано, какую часть прибыли компания обязуется направлять на дивиденды и сколько раз в год будут производиться выплаты. Обязательно обратите внимание на гарантированные дивидендные платежи, которые могут составлять фиксированную сумму или процент чистой прибыли. При этом надо следить за оговорками, которые могут, например, отменять платежи в случае получения чистого убытка по РСБУ (притом что по МСФО зафиксирована прибыль) или вычитать из величины чистой прибыли, участвующей в расчете дивидендов, «бумажные доходы», связанные, к примеру, с переоценкой активов.
— Рассчитывайте дивидендную доходность. Открывая, например, счет в банке, вы можете определить, как сумма вашего вклада увеличится с течением времени. С дивидендами дела обстоят несколько иначе. Цена акции — величина непостоянная. Поэтому чтобы понять, какую именно прибыль вам могут принести дивиденды, рассчитывают дивидендную доходность. Для этого разделите сумму дивиденда на цену акции, по которой вы покупаете ее, и умножьте на 100%.
Рассмотрим пример. У вас есть 1000 обыкновенных акций Газпрома, которые вы купили в начале 2016 года по цене 125 рублей за акцию. По итогам работы в 2016 году компания выплатила дивиденды в размере 7,89 рубля на акцию. Получается, что ваш дивидендный доход составил 7890 рублей, или 6,3% годовых.
— Как не упустить дивиденд? Рекомендации о выплате дивидендов и их размере дает совет директоров, а окончательное решение принимается на общем собрании акционеров (ОСА). Совет директоров также определяет дату закрытия реестра (так называемую отсечку) — дату, на которую надо владеть акциями, чтобы получить дивиденды. Чтобы получать дивиденды, можно даже не держать акции весь год — достаточно владеть ценными бумагами на день закрытия реестра. Время фиксации реестра — конец операционного дня даты закрытия реестра под дивиденды. В случае если вы являлись владельцем акций в обозначенный период, то средства должны быть зачислены на брокерский счет в течение 25 дней с даты «отсечки».
Стоит учитывать еще один важный момент. На российском фондовом рынке торги проходят в режиме Т+2. Суть его в том, что полный расчет по сделке надо произвести лишь на 2-й день с момента ее заключения. В связи с этим экс-дивидендная дата не совпадает с объявленной датой отсечки. Чтобы попасть в реестр и получить право на дивиденды, необходимо купить бумаги за два дня до даты закрытия реестра до 19:00 мск. Тогда дата поставки акций компании по заключенной сделке будет совпадать с датой фиксации реестра. Например, чтобы являться владельцем акций компании Х на дату фиксации списка лиц, имеющих право на получение дивидендов — 20.07.2017, сделку по покупке акций компании Х в режиме основных торгов Т+ («стакан Т+2») необходимо заключать за два торговых дня до такой даты — 18.12.2017.
Какую тактику выбрать?
Каждый день на фондовых рынках совершаются миллионы сделок с ценными бумагами. В торгах задействовано огромное количество участников, и у каждого своя стратегия. Чтобы выбрать правильный подход, надо определиться со своими целями и возможностями.
На рынке ценных бумаг традиционно принято выделять два типа участников в зависимости от сроков и методов инвестирования: среднесрочные/долгосрочные и краткосрочные инвесторы, они же консерваторы и спекулянты. Их тактика, отношение риску и вовлеченность в процесс кардинально отличаются. Поэтому, как только вы решили выйти на фондовый рынок, сразу же определитесь, чем вы будете заниматься — инвестициями или спекуляциями. Это две совершенно разные вещи.
Краткосрочный инвестор / Спекулянт
— Короткий срок инвестиций (от часа до нескольких недель).
— Высокая вовлеченность в процесс торговли;
— Чаще всего предпочитает технический анализ, но следит и за текущей конъюнктурой рынка;
— В портфеле может присутствовать почти весь спектр инструментов рынка. Скорее всего, доля низкорисковых активов, сведена к минимуму или вообще отсутствуют;
— Часто пользуются услугами маржинального кредитования;
— Держит руку на пульсе всех событий рынка. Он знает основные факторы, влияющие на тот или иной актив, следит за публикацией важный статистических данных. Часто меняет структуру портфеля.
Постоянное совершение спекулятивных сделок требует больших временных затрат. Кроме того, спекулянту надо обладать высоким уровнем знаний в области фондового рынка. В абсолютном большинстве случаев простой человек, никогда не сталкивавшийся с биржей, не сможет показать стабильный результат без прохождения хотя бы базового курса обучения. Без знаний ваши деньги рано или поздно перетекут в карманы других, более успешных участников рынка. Если же вы решили, что это именно ваш стиль торговли, то предпочтительнее выходить на рынок с суммой, которую не жалко потерять. Потому что для начала надо понять, как вы справляетесь с рынком, как принимаете прибыли и потери, то есть как вы это психологически переносите. Сразу определите, какой уровень потерь вы считаете для себя допустимым — 5% средств, 10%, 50% или даже все.
Среднесрочные и долгосрочные инвесторы
— Более продолжительный срок инвестиций (от месяца до бесконечности)
— Низкая вовлеченность в процесс торговли;
— В тактике использует фундаментальный анализ;
— В портфеле предпочитает держать высоколиквидные акции известных корпораций («голубых фишек») или дивидендные истории, сбалансированные долговыми бумагами компаний с высоким уровнем надежности.
— Очень редко использовать заемные средства;
— Редко читает биржевые новости, заглядывает на рынки лишь в случае серьезных экономических потрясений или при достижении дэдлайна по торговой идее.
Среднесрочные и долгосрочные инвесторы менее подвержены риску. Даже не обладая специальными знаниями, при помощи рекомендаций экспертов и аналитиков, вы можете самостоятельно сформировать инвестиционный портфель. Для совершения таких вложений от вас не потребуется много времени, а также специальной психологической подготовки. Например, вы можете сформировать инвестиционный портфель из высоколиквидных акций компаний с высокой дивидендной доходностью. На российском рынке акций уже сформировался пул так называемых дивидендных бумаг, которые и в этом году обещают своим владельцем неплохие «бонусы».
Так какую же стратегию выбрать? Однозначного ответа на вопрос, кем лучше быть долгосрочным или краткосрочным инвестором не существует. Спекулянты рискуют больше, но и могут получить и огромную прибыль. Инвесторы рискуют меньше, однако, и доходность чаще всего будет умеренная. Помните — это лишь условное деление. Любой участник торгов на бирже может совмещать как спекулятивную, так и инвестиционную деятельность. Выбрав необходимый баланс распределения своих средств между этими двумя «методами», можно косвенно управлять риском своего портфеля. Чем выше доля долгосрочных стратегических инвестиций с периодическими выплатами дивидендов или процентов, тем меньший риск вы принимаете на себя. И наоборот.