Исследование истории возникновения фамилии Токмаковы открывает забытые страницы жизни и культуры наших предков и может поведать много любопытного о далёком прошлом.
Фамилия Токмаковы принадлежит к древнему типу русских семейных именований, образованных от личного прозвища.
Традиция давать человеку в дополнение к имени, полученному при крещении, индивидуальное прозвище существовала на Руси издревле и сохранялась вплоть до XVII века. Этому способствовало то, что в обиходной русской жизни бытовало относительно немного канонических церковных имен, которые в результате часто повторялись. Запас же прозвищ был практически неисчерпаем и позволял выделить человека среди других носителей того же имени.
Фантазия создателей прозвищ была поистине неистощима. Практически любое слово в старину могло стать основой прозвищного именования. Но даже если само слово сейчас кажется нам знакомым и понятным, оно могло иметь прежде какое-то другое значение, не сохранившееся до наших дней или бытующее сегодня лишь в определенных областях России. Поэтому в наше время нельзя точно определить, за что получили свои прозвища, к примеру, суздальский вотчинник Юрий Краснослеп (1461), новгородец Григорий Костяные Уши (1625) или запорожский войсковой судья Прокоф Иванович Сковородка (1631).
Таким образом, старинная фамилия Токмаковы свидетельствует о неисчерпаемом богатстве русского языка, многообразии путей возникновения русских фамилий и, несомненно, имеет интересную многовековую историю.
Источники: Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных имен. СПб., 1903. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1998. Веселовский С.Б. Ономастикон. М., 1974. Унбегаун Б.О. Русские фамилии. М., 1995.
Анализ происхождения фамилии Токмаковы подготовлен специалистами Центра исследований «Анализ Фамилии»
Поделиться ссылкой:
Напишите, что вам известно о происхождении фамилии Токмаковы:
Исследование истории возникновения фамилии Токмаков открывает забытые страницы жизни и культуры наших предков и может поведать много любопытного о далёком прошлом.
Фамилия Токмаков принадлежит к древнему типу русских семейных именований, образованных от личного прозвища.
Традиция давать человеку в дополнение к имени, полученному при крещении, индивидуальное прозвище существовала на Руси издревле и сохранялась вплоть до XVII века. Этому способствовало то, что в обиходной русской жизни бытовало относительно немного канонических церковных имен, которые в результате часто повторялись. Запас же прозвищ был практически неисчерпаем и позволял выделить человека среди других носителей того же имени.
Фантазия создателей прозвищ была поистине неистощима. Практически любое слово в старину могло стать основой прозвищного именования. Но даже если само слово сейчас кажется нам знакомым и понятным, оно могло иметь прежде какое-то другое значение, не сохранившееся до наших дней или бытующее сегодня лишь в определенных областях России. Поэтому в наше время нельзя точно определить, за что получили свои прозвища, к примеру, суздальский вотчинник Юрий Краснослеп (1461), новгородец Григорий Костяные Уши (1625) или запорожский войсковой судья Прокоф Иванович Сковородка (1631).
Таким образом, старинная фамилия Токмаков свидетельствует о неисчерпаемом богатстве русского языка, многообразии путей возникновения русских фамилий и, несомненно, имеет интересную многовековую историю.
Источники: Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных имен. СПб., 1903. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1998. Веселовский С.Б. Ономастикон. М., 1974. Унбегаун Б.О. Русские фамилии. М., 1995.
Анализ происхождения фамилии Токмаков подготовлен специалистами Центра исследований «Анализ Фамилии»
Поделиться ссылкой:
Напишите, что вам известно о происхождении фамилии Токмаков:
Исследование истории возникновения фамилии Токмакова открывает забытые страницы жизни и культуры наших предков и может поведать много любопытного о далёком прошлом.
Фамилия Токмакова принадлежит к древнему типу русских семейных именований, образованных от личного прозвища.
Традиция давать человеку в дополнение к имени, полученному при крещении, индивидуальное прозвище существовала на Руси издревле и сохранялась вплоть до XVII века. Этому способствовало то, что в обиходной русской жизни бытовало относительно немного канонических церковных имен, которые в результате часто повторялись. Запас же прозвищ был практически неисчерпаем и позволял выделить человека среди других носителей того же имени.
Фантазия создателей прозвищ была поистине неистощима. Практически любое слово в старину могло стать основой прозвищного именования. Но даже если само слово сейчас кажется нам знакомым и понятным, оно могло иметь прежде какое-то другое значение, не сохранившееся до наших дней или бытующее сегодня лишь в определенных областях России. Поэтому в наше время нельзя точно определить, за что получили свои прозвища, к примеру, суздальский вотчинник Юрий Краснослеп (1461), новгородец Григорий Костяные Уши (1625) или запорожский войсковой судья Прокоф Иванович Сковородка (1631).
Таким образом, старинная фамилия Токмакова свидетельствует о неисчерпаемом богатстве русского языка, многообразии путей возникновения русских фамилий и, несомненно, имеет интересную многовековую историю.
Источники: Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных имен. СПб., 1903. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1998. Веселовский С.Б. Ономастикон. М., 1974. Унбегаун Б.О. Русские фамилии. М., 1995.
Анализ происхождения фамилии Токмакова подготовлен специалистами Центра исследований «Анализ Фамилии»
Поделиться ссылкой:
Напишите, что вам известно о происхождении фамилии Токмакова:
В верхнелалье почти четверть населения носит фамилию Токмаков. Среди них есть известные и заслуженные люди. О некоторых из них упомянуто в книге «Мы-славные дети твои, Верхнелалье» (автор Нечаев В.И., заслуженный учитель РФ). Откуда происходит название этой фамилии?
Верхнелальская фамилия Токмаковы верней всего происходит от участия наших земляков в походах в Сибирь в составе войсковых дружин Ермолая Тимофеевича Токмака, известного по прозвищу Ермак, снаряжаемых купцами Строгановыми с целью расширения своих вотчин.Вполне очевидно, что поплонение своего войска Ермак производил из местного населения Строгановских территорий, к которым относились Лала и Виледь. Так же компактное проживание Токмаковых обнаруживается в Сибири, где частично оставались участники походов для строительства крепостей, городков и охраны границ. На сегодня это Красноярский край, Забайкальская область, окрестности города Томска. Но ещё надо иметь ввиду, что довольно крупное перемещение нашего населения (вилегодского и верхнелальского) было на границе 19-20 веков по инициативе Правительства для освоения сибирских территорий.
Впервые в Верхолалье фамилия обнаруживается в документах Московского архива древних документов РГАДА. Существует публикация части документов в книге «Описание древнейших документов, архивов московских приходов 16-начала 17 веков» под редакцией Н.П.Воскобойниковой. В этой книге публикуется купчая от 13 марта 1618 крестьянина Верхолальского прихода Ермолы (прозвище Токмака) Васильева Гаврилова. В купчей Сухан Евстафьев Собакин продавал четверть деревни Стройковой (Соловьевой) Ермолаю. В 1625 году Ермола Васильев Гаврилов подает писцам челобитную о записи за ним деревни Стройковы (Солово).
Обратимся к традициям народным: Давним обычаем в русских городах и деревнях были кулачные бои.Либо деревня шла на деревню, либо улица на улицу. И участие в этих безобразиях называлось ТОКМАЧИТЬ. зачастую потокмачить нанимались крепкие мужики из других деревень за отдельное вознаграждение. Не на таких ли состязаниях драчуны завоевывали себе кличку а в последствии при перепеси она превратилась в фамилию. Токмаком могли назвать малыша в надежде, что вырастет сильным и не даст себя в обиду. Взрослый, отличавшийся буйным нравом и распускавший надо – не надо руки, тоже получал подобное прозвище, и оно становилось вторым именем. (Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения )
Исторические упоминания фамилии:
В Москве есть Токмаков переулок, названный по имени купца-домовладельца Токмакова начала 18 века. Здесь расположена школа N36, музыкальная школа им.Прокофьева, два храма, здесь работал Рокотов Ф.С., жил В.Л.Пушкин.Расположено издательство «Отраслевые ведомости»
Иван Федорович Токмаков, родился в 1856 г., умер в 1922 г. Писатель-археолог, делопроизводитель в Московском главном архиве министерства иностранных дел. Главные труды Токмакова: «»Материалы для истории русской и иностранной библиографии в связи с книжной торговлей»» (вып. I и II, Санкт-Петербург, 1885 и 1885), «»Историческое описание всех коронаций российских царей, императоров и императриц»» (1896), «»О священном короновании русских царей»» (1896), «»Историко-статистическое и археологическое описание города Дмитрова с уездом и святынями»» (Москва, 1893), «»Историко-статистический и археологический очерк города Великого Устюга с уездом»» (Москва, 1894), «»Историко-статистическое и археологическое описание города Богородска с уездом и святынями»» (Москва, 1899), «»Город Богучар Воронежской губернии и его уезд»» (Москва, 1900), «»Историко-статистическое описание города Егорьевска с уездом»» (Москва, 1901), «»Историко-статистическое и археологическое описание села Всехсвятского, Московской губернии и уезда»» (Москва, 1898), «»Московский Страстной девичий монастырь»» (ib., 1897), «»Историко-статистическое описание села Писцово»» (Москва, 1901) и многое др.
Петр Михайлович Токмаков — офицер Русской армии, руководитель Тамбовского восстания 1918—1921. После Брест-Литовского мира с Германией, Токмаков возвращается на свою родину, в Тамбовскую губернию. Там в 1918 году он организует партизанский отряд. В июне 1920 года П. М. Токмаков становится командующим 2-й повстанческой армией, а затем в ноябре принимает командование Объединённой партизанской армией Тамбовского края. Пётр Михайлович Токмаков занимал должность главнокомандующего вплоть до первой половины 1921 года, пока не погиб в бою, получив смертельное ранение. Награжден: Полный бант георгиевского кавалера, 4 Георгиевских креста, 4 Георгиевские медали, Орден святой Анны IV степени, Медаль «За усердие» на станиславовской ленте, Медаль «В память 300-летия дома Романовых».
Адмирал Токмаков Виктор Петрович, 1936 г.р. д.Сирино, Верхнелальского сельсовета. Автор технических решений в морском деле. Заслуги во внедрении новых типов судов. Автор публикаций в ведомственных научных и производственно-технических журналах и других печатных изданиях. Лауреат двух золотых и пяти серебряных медалей ВДНХ СССР, лауреат госпремии СССР, лауреат госпремии России.
Автор статьи Токмаков Николай Михайлович представляет краткую родословную Токмаковых рода «Зайцев». Основателем рода явился Дмитрий Иванович Токмаков 1839 года рождения. :
Это не все потомки, но по понятным причинам всех не возможно разместить на страничке сайта. Если кто-то интересуется всей родословной, прошу обращаться к автору статьи и сайта по электронной почте. Её можно найти на главных страничках сайта. Из огромного количества потомков в Верхне-Лалье проживают только дети Токмакова Ивана Ивановича.
Первое упоминание в Памятных книжках Вятской губернии:
Памятная книжка за 1886 год
Информацию о распространенности фамилии Токмаков на Вятке и в России смотрите здесь.
Описание фамилии
Эта фамилия не имеет описания. Если Вам есть, что рассказать о ней, напишите об этом в комментариях.
Комментарии
Северная фамилия Токмаковы верней всего происходит от участия наших земляков в походах в Сибирь в составе войсковых дружин Ермолая Тимофеевича Токмака, известного по прозвищу Ермак, снаряжаемых купцами Строгановыми с целью расширения своих вотчин.Вполне очевидно, что поплонение своего войска Ермак производил из местного населения Строгановских территорий, к которым относились Лала и Виледь. Так же компактное проживание Токмаковых обнаруживается в Сибири, где частично оставались участники походов для строительства крепостей, городков и охраны границ. На сегодня это Красноярский край, Забайкальская область, окрестности города Томска. Но ещё надо иметь ввиду, что довольно крупное перемещение нашего населения (вилегодского и верхнелальского) было на границе 19-20 веков по инициативе Правительства для освоения сибирских территорий.
В 16-18 вв. Верхолальский приход официально относился к Лальской волости, но часть его деревнень (отписные выти) были приписаны к Антропьевой слободе. Писцовые и переписные книги 1620-1717 гг. можно посмотреть здесь:
Кроме того, Токмаковы встречаются в Ратмеровском стане (другие волости Сольвычегодского уезда я не изучал): https://yadi.sk/d/J60GMcpz9aXUYg
Мы же славяне, мы не можем признать тюркское название колотушки. Этот термин как минимум должен был у нас использоваться в разговорной речи, а как он может использоваться, если наши предки разговаривали на русском, а не на тюркском языке.
Ну а как Ермак заработал, для нас уже не важно. Наша фамилия индуцирована, она вторична через Ермака.
Мне эта тема близка, поэтому и не мог пройти мимо: моя супруга тоже из верхнелальских Токмаковых.
С Вашим утверждением, что у русских, тем более на Севере, не могло быть тюркских прозвищ, категорически не согласен. Тюркизмы настолько прочно вошли в русский язык, что стали его неотъемлемой частью. Да и само прозвище Токмак, хоть и имеет тюркское происхождение, к 17 в. давно уже стало чисто русским (см. выше описание фамилии: токмачить – бить, колотить, толочь, толкать). Так могли прозвать буяна, драчуна, настойчивого, упрямого человека. Младенец ткнул мамку в грудь кулаком, она: «Ух ты, какой токмак»!», так и прикрепилось к нему это прозвище, ставшее мирским именем.
Вполне допускаю Ваш вариант происхождение верхнелальской ветви фамилии Токмаковых от Ермака. Но я вообще не люблю подобные романтические версии, предпочитаю руководствоваться неопровержимыми фактами. Мы имеем 3 документа (купчая и 2 писцовые книги), в которых чёрным по белому написано: «Ермола Васильев сын Гаврилов прозвище Токмак». И нет совершенно никаких данных, что этот Ермола-Токмак воевал в дружине Ермака или хотя бы то, что он вернулся из Сибири. К тому же, у меня вызывает большое сомнение, что кто-то из соратников Ермака – казаков, отъявленных головорезов – чудом не погибнув и не умерев в Сибири от голода, пожелал бы заняться хлебопашеством, да ещё и, по горло хлебнув вольной жизни, отдаться в государеву кабалу. Даже если бы так и было, то, скорее всего, он бы остался в Сибири, где новопоселенцы ещё не были обложены податями или нанялся в регулярное войско, а то и пополнил бы ватаги разбойников.
Тюркское происхождение напрочь отметаю. Никто у нас такого слова не знал и не употреблял. Говорили исключительно по русски. Если даже кто-то и мог его где-то когда-то слышать, вряд ли его мог применять для прозвища. Слово может стать прозвищем, если им пользуются абсолютно все. Если Ваню Кривошеина назвали Яраном, так уж это слово известно в Верхнелалье даже младенцу.
Много лет назад, когда Вы опубликовали свои Исторические заметки по истории Верхнелалья, я читал и восхищался ими (и сейчас восхищаюсь); в какой-то степени они послужили толчком к началу моего увлечения историей моей малой Родины. Очень понравилась мне и Ваша версия появления фамилии Токмаков в Верхнелалье. Однако впоследствии, когда я сам стал заниматься краеведением, перелопатил множество писцовых книг, других документов и публикаций, у меня выработалась дурная привычка подвергать сомнению любую частную версию, не подтверждённую документами или мнением авторитетных историков. Думаю, есть и другие читатели Ваших заметок, не согласные с Вашей версией, только высказать своё мнение у них просто не было повода. И вот сейчас Вы повторили её на интернет-площадке, специально предназначенной для дискуссий, я всего лишь высказал своё мнение, но Вы отреагировали на это агрессивно, по принципу: «есть два мнения: одно моё, другое глупое». Я не отвергаю напрочь Вашей версии, призываю лишь быть лояльнее и с уважением относиться к чужому мнению.
Юрий, в процессе изучения темы, описал несколько версий происхождения фамилии, в том числе и аналогичная вашей изложена в статье на сайте. Правда основной сайт ликвидирован владельцами домента komi.ru вместе с ликвидацией домента, осталось зеркало сайта: http://elektrocar.narod.ru/doc/lala00.html (и там информацию не обновляю уже лет пять).
Ныне отстаиваемая версия наиболее вероятна, чем та колотушка. Термин может быть вышедшим из употребления в нашем веке, но его не помнят и люди родившиеся в 19 веке, а я их ещё застал. А там то подобного рода термины редко выходили из употребления, жизнь была чрезвычайно консервативной.
Человек Гаврилов мог прийти из другой местности, но вряд ли он своё прозвище настойчиво распространял в своей округе. Оно было ему дано на месте. Для темы размышления об участии наших в освоении Сибири (т.е. причастности к Ермаку и Строгановым) дам выдержку из одной своей брошюрки для конференции на Виледи, вот она:
Подтверждение моей версии является также широкое распространение казаков Токмаковых в Сибири, на освоенных русских территориях от Тюмени до Байкала с тех древних времён.
Николай Михайлович. Я не отвергал полностью ни одного из Ваших доводов. Мои сомнения возникли лишь по двум пунктам. Во-первых, меня покоробили Ваши заявления: «Мы же славяне, мы не можем признать тюркское название колотушки» и «Тюркское происхождение напрочь отметаю». Я тоже считаю себя русским, но здесь, прямо-таки, пахнуло каким-то шовинизмом. Об иноязычных заимствованиях в русском языке я уже писал выше. Во-вторых, у меня возникли сомнения по поводу того, что человек вернулся из Сибири в Верхнелалье. Вполне допускаю, что такое могло произойти, но лишь в качестве исключения из правила. При работе над писцовыми книгами я встретил множество упоминаний, как крестьяне из Сольвычегодского уезда уходили на Вятку, Каму и в Сибирь, но не нашёл ни одного случая, чтобы кто-то пришёл из Сибири в Сольвычегодский уезд. Правда, это касалось лишь периода, начиная с 1620-х годов, более ранних писцовых книг нет, а в 18 в. ситуация была другая, тогда выдавали временные паспорта, по окончании срока которого нужно было вернуться на прежнее место жительства. Но и в начале 17 в. я не представляю, зачем человек мог вернуться из Сибири на Лалу, тем более, если он уже хлебнул вольной жизни. Впрочем, это моё частное мнение, я его высказал, а к Вашему отношусь с уважением.
Ничего нет удивительного, что вернулся. Человек сходил повоевать за деньги или долги. Заработал, вернулся. Свобода в Сибири весьма условная, пустынный край, вернее, даже дремучий край. Дома что-то обустроено, распахано, живут родные люди. Люди как без паспортов возвращались, так и с паспортами не возвращались. Более того скажу, сегодня люди возвращаются из Западной демократии, даже при том что они тут всё продали и возвращаются, чтобы начать с нуля. А тогда то они возвращались в мирскую общину, где ему пай гарантирован. А то что в переписи не отражено, так за него платили налоги, иначе бы выпороли его домочадцев и старшину деревни.
Наш северный славянский язык не замусорен тюркизмами, славяне продвигались с Дуная, северные территории заселили далеко до 14 века, контакт с персами минимальный. Я ничего не имею против тюркского происхождения Ермака или его прозвища, я отстаиваю версию о вторичном (индуцированном) происхождении прозвища нашего Гаврилова. Не было такой колотушки в нашем языке.