крещендо — усиление, крешендо, кресчендо Словарь русских синонимов. крещендо сущ., кол во синонимов: 3 • кресчендо (2) • … Словарь синонимов
КРЕЩЕНДО — (или кресчендо, точнее крешендо; итал. crescendo), нареч. (муз.). Всё громче, с нарастанием силы звука. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КРЕЩЕНДО — и КРЕШЕНДО (спец.). 1. нескл., ср. Нарастающая сила музыкального звучания. 2. нареч. Всё громче, с нарастанием силы звучания. Музыка звучит к. Волнение нарастает к. (перен.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
крещендо — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Крещендо — (итал. crescendo, сокр. cresc., буквально увеличивая) в музыке постепенное увеличение силы звучания. В нотах часто обозначается знаком Диминуэндо … Большая советская энциклопедия
крещендо — (иноск.) с возрастающей силой; увлекаясь (намек на музыкальный термин); сильнее Ср. Теперь ничего особенного, хотя и хорошего нет, но после болезнь может идти crescendo, отвечал врач сухо и даже несколько строго. Лесков. Обойденные. 3, 4. Ср. С… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
крещендо — I нескл. ср.; = крешендо Постепенное нарастание силы звука (о характере исполнения музыкального произведения и т.п.). II нареч. качеств. обстоят.; = крешендо 1. Постепенно усиливая силу звучания (голоса или музыкального инструмента). Ant:… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
крещендо — крещ ендо и креш ендо, неизм. и нескл., ср … Русский орфографический словарь
КРЕЩЕ́НДО и КРЕШЕ́НДО, нареч. Муз. Все громче, с постепенным нарастанием силы звука.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
креще́ндо
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: чертовский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «крещендо»
Предложения со словом «крещендо»
Цитаты из русской классики со словом «крещендо»
Сочетаемость слова «крещендо»
Понятия со словом «крещендо»
Дополнительно
Предложения со словом «крещендо»
Её голос становится всё сильнее и сильнее, пока не достигает крещендо, она едва успевает переводить дух.
Мощное крещендо воплей достигло апогея, когда подъёмный мост с натужным скрипом пошёл вниз.
Едва заметная грусть этой музыки нарастала крещендо, сметая всё на своём пути.
Синонимы к слову «крещендо»
Сочетаемость слова «крещендо»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
В день своего 70-летия, а оно пришлось на 28 сентября 2021 года, народный артист России, художественный руководитель Санкт-Петербургского дома музыки, известный виолончелист Сергей Павлович Ролдугин сказал корреспондентам одного из телеканалов, что сравнивает свою жизнь с музыкальным термином КРЕЩЕНДО.
Я музыкальную грамоту учил только в пределах начальной школы, терминологию не знаю, но представил, что речь идёт о сращивании чего-то. Если в жизни, то сращивание всего минувшего с настоящим, когда остановиться уже невозможно.
«Я даже слово не мог правильно выговорить — «виолончель». Но попался правильный педагог — Ишханов. Первый педагог Миши Майского. В Риге — Иоффе», — признался Ролдугин.
Он поступил в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Римского-Корсакова, симфонический оркестр под управлением легендарного Мравинского.
«Я сидел и подумал: «А что бы я хотел, когда был маленьким?» Не было концертов, инструмента. Я хотел бы, чтобы меня кто-то слышал, чтобы мне дали возможность выступить. Инструмент», — вспоминает виолончелист.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что Ролдугин очень талантливый и успешный человек, и достигает он это за счет полной самоотдачи.
«Это человек абсолютно без режима энергосбережения. Поражает то, как он буквально вдохновляет всех своим энтузиазмом, как умеет увлечь окружающих своими проектами, сделать своими союзниками. И я в свое время это прочувствовала на себе», — сказала она. У Сергея Павловича Ролдугина во время концертов в руках была виолончель Страдивари, она определяет звучание всего оркестра.
Порылся в словарях.
Крещендо (итал. crescendo, сокр. cresc., буквально — увеличивая) в музыке постепенное увеличение силы звучания. В нотах часто обозначается знаком Противоположное понятие — Диминуэндо. Большая советская энциклопедия
То есть термином КРЕЩЕНДО в музыке обозначают нарастание силы звука, постепенный переход от тихого звука к громкому. А в переносном значении этим словом обозначают движение по нарастающей, достижение пиковой, самой верхней стадии. У меня есть подозрения, что это было русское слово СРАЩЕНИЕ, переписанное на латиницу.
Термин произошел от итальянского слова crescendo — «увеличивая, нарастая». В современных нотах используют итальянское написание, сокращенную форму cresc., а также специальный знак – два луча расходятся слева направо под нотным станом.
Противоположный крещендо динамический оттенок называется диминуэндо (от итальянского diminuendo — «уменьшая, ослабляя»).
Крещендо и диминуэндо стали регулярно встречаться в музыке лишь в XVIII веке — в период расцвета скрипичного исполнительства.
Многие старинные инструменты имели слабый звук, а некоторые могли звучать либо громко, либо тихо — без постепенного перехода. Например, не способен на крещендо был клавесин. Зато заменившее его в конце XVIII — начале XIX века фортепиано могло прибавлять громкость с каждой последующей нотой. Исполнять крещендо на органе стало возможно с XIX века, когда изменилась конструкция инструмента.
Средствами симфонического оркестра можно исполнять сквозное крещендо, не просто усиливая звук, а добавляя все новые инструменты.
Яркий образец такого сквозного крещендо — тема фашистского нашествия из Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича. Она разрастается, превращаясь из аккуратного выверенного марша в настоящее чудовище, готовое поглотить весь мир.
А ещё ярко нарастает звук в танце ломового из балета Дмитрия Шостаковича «Болт». Сегодня часто используется в фигурном катании одиночников.
Этот музыкальный термин использовали и русские писатели. Слово crescendo встречается в текстах Ивана Гончарова, Льва Толстого, Антона Чехова, Михаила Булгакова.
крещендо — усиление, крешендо, кресчендо Словарь русских синонимов. крещендо сущ., кол во синонимов: 3 • кресчендо (2) • … Словарь синонимов
КРЕЩЕНДО — (или кресчендо, точнее крешендо; итал. crescendo), нареч. (муз.). Всё громче, с нарастанием силы звука. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КРЕЩЕНДО — и КРЕШЕНДО (спец.). 1. нескл., ср. Нарастающая сила музыкального звучания. 2. нареч. Всё громче, с нарастанием силы звучания. Музыка звучит к. Волнение нарастает к. (перен.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
крещендо — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Крещендо — Запрос «Crescendo» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Нотное обозначение Крещендо (итал. crescendo) музыкальный термин, обозначающий постепенное увеличение силы звука. В нотах обозначается знаком « Википедия
Крещендо — (итал. crescendo, сокр. cresc., буквально увеличивая) в музыке постепенное увеличение силы звучания. В нотах часто обозначается знаком Диминуэндо … Большая советская энциклопедия
крещендо — (иноск.) с возрастающей силой; увлекаясь (намек на музыкальный термин); сильнее Ср. Теперь ничего особенного, хотя и хорошего нет, но после болезнь может идти crescendo, отвечал врач сухо и даже несколько строго. Лесков. Обойденные. 3, 4. Ср. С… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
крещендо — I нескл. ср.; = крешендо Постепенное нарастание силы звука (о характере исполнения музыкального произведения и т.п.). II нареч. качеств. обстоят.; = крешендо 1. Постепенно усиливая силу звучания (голоса или музыкального инструмента). Ant:… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
крещендо — крещ ендо и креш ендо, неизм. и нескл., ср … Русский орфографический словарь
Если бы музыканты исполняли всё одинаковым звуком, слушать их было бы малоинтересно. Усиление и ослабление звука используется для передачи различных эмоциональных состояний.
Для отражения радости, торжества, страсти, восторга, взволнованности, апофеоза борьбы принято употреблять нюанс форте (громко). Когда хотят передать нежность, грусть, меланхолию, покой, часто используют нюанс пиано (тихо).
Необходимость в крещендо и диминуэндо обычно возникает при переходе из одного состояния в другое. Крещендо может передавать постепенное нарастание взволнованности, увеличение накала чувств, напряжения эмоций либо эффект приближения чего-то.
С помощью этого нюанса в своей 7-й симфонии Шостакович изображает ужас приближающегося фашистского нашествия. Значение слова «крещендо» также хорошо иллюстрируется пьесой Мусоргского «Быдло» (цикл «Картинки с выставки»), где с помощью данного приема передаётся приближение телеги, запряжённой волами. Последующее ослабление звучности на диминуэндо создаёт эффект удаления повозки.
Изображение нюанса крещендо в нотах
Как создаётся усиление звука?
Как усилить звук в пении, каждый может себе представить. Примерно тот же самый механизм действует при усилении звука во время игры на духовых инструментах.
Все музыканты, играющие на инструментах струнно-смычковой группы, знают, что крещендо – это ускорение движения смычка без пережима струн.
Дирижёр оркестра, желая увеличить динамику звука, использует постепенное укрупнение жестов, разводя руки на более широкое расстояние, как бы наращивая зрительно объём охватываемого пространства.
При этом во всех перечисленных случаях вполне реально изменять силу звучания, оставаясь на одной-единственной ноте. То есть постепенно наращивать или убавлять звук, не изменяя высоты тона.
Применение crescendo и diminuendo на фортепиано происходит не так, как на других инструментах. Здесь всё намного сложнее, и есть свои тонкости.
Увеличение звука на клавишных инструментах
Механика клавишных инструментов, существовавших до появления фортепиано, не позволяла производить на них постепенное нарастание либо ослабление силы звука.
В конструкцию органов входили разнообразные рычаги для переключения регистров. Это давало разнообразие тембров и влияло на громкость.
Для увеличения динамики создавались дополнительные мануалы (клавиатуры), которые воспроизводили звуки с октавным удвоением, обогащавшим их обертонами и создававшим иллюзию изменения громкости.
Однако даже такие, не слишком значительные, градации могли возникнуть только внезапно, в то время как крещендо – это постепенное нарастание. Такое чудо стало возможным лишь с возникновением молоточкового механизма фортепиано.
На современном рояле можно воспроизвести огромное количество тембров и динамических градаций в зависимости от степени и качества прикосновения к клавишам. Однако есть и ограничения. Механика фортепиано устроена таким образом, что любое извлечение звука мгновенно вызывает его деградацию.
Затухание звука начинается тотчас же после его рождения, поэтому для создания иллюзии крещендо длительность нот должна быть такой, чтобы один звук не успевал затухнуть до взятия следующего.
На единственном же звуке или аккорде невозможно не только сделать крещендо, но и сохранить динамику на одном уровне. Неизбежное диминуэндо происходит «по умолчанию».
Есть лишь одна маленькая уловка: сразу после взятия аккорда или звука «подхватить» его правой педалью. Обогащение обертонами на короткое время создаст небольшую «вилочку» крещендо.
Однако не стоит огорчаться. У рояля достаточно преимуществ, чтобы он мог позволить себе эту маленькую слабость.