что означает направление бхакти

Бхакти

что означает направление бхакти. Смотреть фото что означает направление бхакти. Смотреть картинку что означает направление бхакти. Картинка про что означает направление бхакти. Фото что означает направление бхакти

что означает направление бхакти. Смотреть фото что означает направление бхакти. Смотреть картинку что означает направление бхакти. Картинка про что означает направление бхакти. Фото что означает направление бхакти

что означает направление бхакти. Смотреть фото что означает направление бхакти. Смотреть картинку что означает направление бхакти. Картинка про что означает направление бхакти. Фото что означает направление бхакти

что означает направление бхакти. Смотреть фото что означает направление бхакти. Смотреть картинку что означает направление бхакти. Картинка про что означает направление бхакти. Фото что означает направление бхакти

Бха́кти (санскр. भक्ति «преданность», «преданное служение») — понятие в индуизме, используемое для обозначения взаимовыражения эмоциональной привязанности и любви между преданным (бхактой) и личностной формой бога.

В вайшнавизме бхакти направлено исключительно к Вишну и его аватарам (в основном к Кришне и Раме), тогда как в традициях шиваизма и шактизма это понятие также используется по отношению к Шиве и Шакти.

Бхакти как один из видов йоги (бхакти-йога) описывается в «Бхагавад-гите». Бхакти там провозглашается самой возвышенной формой религиозной практики, которая стоит выше пути знания джнаны и пути добродетельной деятельности кармы, и ради которой все остальные дхармы должны быть отвергнуты. Бхакти также играет центральную роль в другом священном писании индуизма — «Бхагавата-пуране» — которая является одной из 18 главных Пуран (маха-пуран) и одним из основных текстов бхакти. Как в том, так и в другом тексте, бхакти объявляется главным из путей, ведущих к духовному совершенству.

Традиция бхакти уже присутствовала в ведийский период, но широко распространилась только в VI—X веках, сначала в Южной Индии, а потом и в Северной. Своё выражение она нашла в поэмах и гимнах альваров и наянаров, составленных на тамильском языке и посвящённых Вишну и Шиве. Подобно традициям мирской эротической поэзии, поэты-бхакты часто применяли к богу чувства разлуки женщины со своим возлюбленным.

Течения в индуизме, в которых бхакти является основной практикой, называют движениями бхакти. Хотя бхакти является также частью шиваизма и шактизма, движение бхакти главным образом было именно вайшнавским. Одним из основных направлений бхакти в вайшнавизме, получившем наибольшее распространение в Восточной Индии — Бенгалии, Ориссе и Ассаме — стал гаудия-вайшнавизм, основоположником которого в начале XVI века выступил Чайтанья.

Содержание

Традиции бхакти

Большинство движений бхакти отличала и отличает открытость для всех людей, независимо от пола или кастовой принадлежности. Объектами поклонения в традициях бхакти выступают различные формы или проявления бога — Вишну, Шива, или Богиня-мать Шакти.

Вишну-бхакти основывается на преданности как самому Вишну, так и его аватарам, таким как Кришна, Рама и Нарасимха. Поклонение Кришне и Раме соответственно называется Кришна-бхакти и Рама-бхакти. В таких течениях вайшнавизма, как валлабха-сампрадая, нимбарка-сампрадая и гаудия-вайшнавизм, Кришне поклоняются не просто как аватаре, а как богу и источнику всех аватар.

Шива-бхакти связана с многочисленными воплощениями Шивы на земле, в которых он появляется в самых разных формах, даже в таких как предводитель охотничьего племени, неприкасаемый или мусульманин.

Бхакти по отношению к богине-матери, являющаяся частью традиции шактизма, имеет более местный характер и не распространена так широко, как вайшнавская и шиваистская бхакти. Бхакти в контексте шактизма выражается в храмовом поклонении и праздниках, посвящённых женскому аспекту бога, который проявляется в различных формах, таких как Дурга, Кали, Лакшми и другие.

Основными религиозными практиками для последователей традиций бхакти является воспевание или повторение имён бога (бхаджана или киртана), совершение паломничества по святым местам, использование определённых отличительных знаков (таких как тилака). Другой часто проводимой практикой является совершение ежедневных подношений для мурти (найведья), которые проводятся как в храме, так и на дому. Они обычно состоят из цветов, фруктов и других вегетарианских продуктов. После совершения обряда в храме, пуджари (священник) раздаёт пищу и другие элементы, которые после предложения мурти считаются прасадом (что в буквальном переводе означает «милость»). Важной частью ритуальной практики является даршана — посещение храма с целью увидеть мурти.

Бхакти в практическом индуизме

В практическом индуизме, бхакти естественным образом сводит вместе две кажущиеся совершенно различными цели: обретение помощи Бога в разрешении мирских проблем и установление духовных личностных взаимоотношений с богом. Бхакти объединяет личности поклоняющегося и объекта поклонения без потери индивидуальной природы каждого из них. Хотя некоторые традиции бхакти выступают против ритуального поклонения, бхакти в повседневной жизни индуса заключается именно в обрядовой практике, выполнении обетов и совершении паломничеств. Эти три элемента выступают как основные аспекты практического индуизма.

Теистическая бхакти представляет собой лёгкий путь, следование которому доступно каждому по причине отсутствия необходимости проведения дорогостоящих ведийских яджн, совершения трудных аскез и изучения священных писаний — практик, которые традиционно предназначены для представителей высших сословий общества мужского пола. Бхакти, однако, открыта для всех, независимо от социального положения или половой принадлежности. Избранный Ишта-дева помогает индусу в достижении высшей цели жизни или, как минимум, защищает его от трудностей, возникающих в повседневной жизни. В то же самое время, определённая форма Бога выступает как объект чистой и беспричинной любви и преданности, выражаемых на утренней пудже во время зажигания палочки благовоний или в молитве перед мурти в храме или на домашнем алтаре.

История развития бхакти

Большинство исследователей считает, что традиция бхакти присутствовала уже в ведийские времена. В VII—X веках был период расцвета движения бхакти, которое началось в Тамил-Наду и постепенно распространилось в Северную Индию. Со временем бхакти стала основой вероучений в ряде течений индуизма. Принято считать, что альвары и наянары были первыми влиятельными поборниками бхакти в эпоху раннего Средневековья.

Как массовая форма религиозной жизни бхакти получила распространение в эпоху позднего средневековья. В XV—XVI веках движение бхакти достигло апогея. В это же время образовались основные школы бхакти в индуизме, существующие и по сегодняшний день. В этих региональных традициях получили развитие определённые виды любовных взаимоотношений между бхактой и Богом. Они были аналогичны человеческим взаимоотношениям — бхакта испытывал те же чувства, что слуга к своему господину, отец или мать по отношению к своему ребёнку или, в традициях Кришна-бхакти, чувства, которые женщина испытывает к своему возлюбленному. В Южной Индии, на тамильском и других дравидийских языках, были также составлены поэмы, посвящённые Шиве. В Бенгалии, Чайтанья (1486—1534) объявил высшей формой бхакти любовь Радхи к Кришне — страстные чувства девушки к своему возлюбленному. В основанной Чайтаньей традиции гаудия-вайшнавизма, он рассматривается как объединённая аватара Радхи и Кришны, как Кришна в умонастроении Радхи, явившийся в этой форме с целью постичь всю глубину любви, которую Радха — его женская форма и энергия наслаждения, испытывает к нему. Современник Чайтаньи Валлабха (1479—1531) превозносил отношения с Кришной не только как с возлюбленным, но и как с божественным ребёнком. В XVI веке Тулсидас пересказал «Рамаяну» в своей поэме «Рамачаритаманаса» («Океан деяний Рамы»), где он выразил свою преданность Раме как к другу. Святой-поэт Кабир (1440—1518) создал своего рода синтез между идеями бхакти и мистическими элементами суфизма, взятыми из ислама.

Влияние бхакти было очень велико и наложило неизгладимый отпечаток на всю последующую историю Индии. По силе (но не по сути) воздействия, которое движение бхакти оказало на религиозную и культурную жизнь Индии, его можно сравнить с Реформацией в Европе.

Конечная цель бхакти

Отличительной особенностью бхакти является то, что в практике бхакти не существует разницы между целью и средствами её достижения. Другими словами, бхакти, любовь и преданность богу, достигается путём полного вовлечения в преданное служение, путём полного погружение в бхакти, что также выступает как конечная цель. Разница между начальной и конечной стадией в этом процессе состоит в том, что в начале деятельность выполняется из чувства долга, тогда как на стадии совершенства бхакти является спонтанной и основана исключительно на любовных взаимоотношениях между бхактой и объектом его любви и преданности.

Классификация бхакти

В писании «Нарада-бхакти-сутра», автором которого в индуистской традиции принято считать риши Нараду, Нарада излагает 11 видов бхакти, основываясь на различных типах взаимоотношений, которые могут существовать между бхактой и Богом. В «Шримад-Бхагаватам» Прахлада объясняет девять форм бхакти. Согласно Шанкаре бхакти является одним из этапов в процессе поиска индивидом своей истинной природы. В стихе 61 своего труда «Шиванандалахари» он перечисляет пять аналогий бхакти.

Более детальная классификация бхакти была представлена вайшнавским святым и богословом XVI века Рупой Госвами, который принадлежал к традиции Кришна-бхакти Чайтаньи — гаудия-вайшнавизму. В своём труде «Бхакти-расамрита-синдху» он определил пять основных видов бхакти, называемых бхава:

В гаудия-вайшнавизме отношения с богом как с возлюбленным рассматриваются как наиболее возвышенная форма бхакти, которая включает в себя все остальные. Высшим проявлением этой любви Рупа Госвами называет любовь гопи Вриндаваны к Кришне.

Источник

Бхакти-йога

Существует несколько видов йоги. Одно из четырех основных направлений — бхакти-йога. Разновидностей этого направления существует несколько видов. Целью бхакти-йоги также, как и любого другого ее вида, является духовное просветление, одухотворение и очищение тела и разума.

что означает направление бхакти. Смотреть фото что означает направление бхакти. Смотреть картинку что означает направление бхакти. Картинка про что означает направление бхакти. Фото что означает направление бхакти

Разновидности бхакти как философского учения

Данный вид йоги — это один из четырех основных типов. Йога позволяет человеку обрести гармонию с собой и окружающим миром, стать чище и здоровее, а также развить способности к единению с Вселенной.

Бхакти-йога основана на принципах духовного просветления. Существует несколько разновидностей этого учения:

Каждый из этих пяти типов имеют свои особенности. Так, шанта обозначает нейтральную позицию, дасья — полное подчинение, сакхья — отношения, основанные на дружбе, ватсалья — чувства матери, отца к своему ребенку, мадхурья — влюбленность.

В практике бхакти также есть и особенные процессы, которых йоги придерживаются:

что означает направление бхакти. Смотреть фото что означает направление бхакти. Смотреть картинку что означает направление бхакти. Картинка про что означает направление бхакти. Фото что означает направление бхакти что означает направление бхакти. Смотреть фото что означает направление бхакти. Смотреть картинку что означает направление бхакти. Картинка про что означает направление бхакти. Фото что означает направление бхакти

Бхакти йога является одной из самых преданных из большинства религиозных направлений мира. Методика этого направления несколько отличается от привычной для европейского человека хатха йоги или иных подобных практик. Она несколько более широка в духовном понимании, чем другие ее разновидности.

Движение бхакти

По своей сути бхакти — это непреклонное служение Богу и полное удовлетворение его потребностей, а также готовность человека идти на жертвы, приносить себя в жертву ради Всевышнего. При этом само движение проповедует и любовь не только к Вселенной, но и ко всему живому в мире в целом. Бог в индийской культуре — обобщенное понятие безупречной силы, единого разума мира, который сам любит все, что живет на земле.

Целью движения бхакти является умение безусловно любить все живое, уметь приносить себя в жертву ради желаний

Божественного начала. Существует две группы приверженцев этого направления в йоге. Первая группа йогов склонны почитать божественный абсолют в виде того, что мы имеем на земле, то есть в виде всего, что нас окружает. Эта группа называется Пара Бхакти.

что означает направление бхакти. Смотреть фото что означает направление бхакти. Смотреть картинку что означает направление бхакти. Картинка про что означает направление бхакти. Фото что означает направление бхакти

Вторая группа понимает свое предназначение как умение и желание любить Вишну, то есть верховного Бога. Они носят название гауни Бхакти. Данная группа намного менее развита и некоторые философы даже считают, что приверженцы этого направления более фанатичны, чем ара бхакти, поскольку они чтут лишь одно божество, то есть существует разногласие в этом понимании.

Также существуют движения, которые поклоняются Божественному по принципу бхакти-йоги. Это кришна, вишна, шива и шакти. каждый из них имеет определенное значение для индийской культуры в целом.

что означает направление бхакти. Смотреть фото что означает направление бхакти. Смотреть картинку что означает направление бхакти. Картинка про что означает направление бхакти. Фото что означает направление бхакти

Здесь существует такое понятие, как атма ниведана. Это самоотречение, то есть способность человека самостоятельно отречься от чего-либо. То есть человек должен быть готов полностью очистить себя и посвятить учению и вере в Бога. При этом он становится единым с вечностью, просветленным и чистым.

Приверженцы бхакти-йоги верят, что Бог не терпит противоречий, но он любит всех, готов хранить людей и все, что есть живое на земле. Люди, которые практикуют данную практику, чувствуют себя под защитой Вселенной, чистого высшего разума.

Бхакти и кришнаизм

Духовные практики кришнаитов достаточно разнообразны. Сутью учения Кришны является постоянная ежедневная практика служения Всевышнему, полное самопожертвование ради него. Бог для них — Кришна. Отсюда и само название Кришнаиты.

Основатель движения кришнаитов — Шри Кришна Чайтанья, который оставил после себя множество священных писаний и рукописных стихотворений, которые почитают сторонники данного движения.

Поклонники Вишну разделяют бхакти-йогу на несколько видов: пада-севана, смарана, киртана, шравана, арчана, вандана, дасья, сакхья, атма-ниведана. При этом последняя является полноценной отдачей себя в службе Всевышнему, поклонение и единство с миром вечного разума.

Бхакти и ортодоксальные индусы

В Индии существует несколько направлений, в том числе и йоги. Бхакти — это лишь одно из самых распространенных. В нем признается лишь один Всевышний. Он видится людям как вечный чистый разум, единение всего живого и абсолютная любовь ко всему на земле. И люди, которые являются сторонниками данного направления, считают соей целью служить своему Богу, любить, как и он, все живое на земле, а также почитать самого Творца.

В Индии распространены касты, поэтому существует некоторое деление людей. Из-за этого нередко происходит недопонимание между кастами, которое неприемлемо для бхакти-йоги.

что означает направление бхакти. Смотреть фото что означает направление бхакти. Смотреть картинку что означает направление бхакти. Картинка про что означает направление бхакти. Фото что означает направление бхакти

Обычно низшие касты принимают бхакти-йогу с открытым сердцем, зная, что их ждет лучшая жизнь. Они проводят дни в вере и делают все, как полагается по законам данного направления. Бхакти оказывает большое значение на сторонников данной веры. В последнее время поклонников этого направления йоги стало еще больше, оно воспевается и практикуется все шире во всем мире.

Высшая цель учения

Основной силой и верой практики бхакти-йога является связь человека с высшими силами, единение с Богом и абсолютное преклонение перед ним. Вселенная любит человека и все, что есть живое на земле. Также и человек обязан любить все, что находится рядом с ним, что его окружает, при этом он поклоняется Всевышнему, чтит его и обязан произносить специальные молитвы, читать священные тексты и почитать все его деяния.

что означает направление бхакти. Смотреть фото что означает направление бхакти. Смотреть картинку что означает направление бхакти. Картинка про что означает направление бхакти. Фото что означает направление бхакти

Глубокие чувства, которые имеют сторонники направления, доказывают полное подчинение разума людей принципам этого движения. Люди верят, что их ждет чистая и светлая жизнь благодаря тому, что они с Всевышним едины и имеют большое чувство любви.

Основные принципы

Данное движение не подразумевает деление человека по классам и сословиям. Все люди становятся едины перед своей верой в чистоту и силу любви Вселенной. Бхакти доступна для каждого человека и не имеет никаких границ.

Основными принципами движения этого направления йоги являются:

Считается, что человек, который встал на путь данного направления йоги, обретает душевное равновесие и спокойствие, абсолютную уверенность в своей гармонии с собой и окружающим его миром.

Результаты этой практики показывают, что нет никакой разницы между теми, кто только встал на этот путь, и тем, кто является его сторонником длительное время. Все люди равны между собой и едины в своих намерениях любви и чистоты.

Принципы и методы, которые практикуются в этом направлении, едины для всех людей, независимо от социального положения, возраста и других факторов.

Считается, что Бог сам помогает человеку встать на правильны путь и указывает ему то, каким образом он должен себя вести и ощущать в этом мире. При этом человек должен полностью отдавать себя во служение Вселенной.

что означает направление бхакти. Смотреть фото что означает направление бхакти. Смотреть картинку что означает направление бхакти. Картинка про что означает направление бхакти. Фото что означает направление бхакти что означает направление бхакти. Смотреть фото что означает направление бхакти. Смотреть картинку что означает направление бхакти. Картинка про что означает направление бхакти. Фото что означает направление бхакти

Бхакти устраняет все препятствия перед человеком, открывает для него мир без границ и условностей, без невозможностей достичь чего-либо. Устраняются все препятствия, в том числе и материальные. Человек обеспечивается всеми необходимыми для жизни ресурсами и навыками.

Связь бхакти-йоги и гаудия вайшнавизма

Одной из религиозных традиций внутри движения индуизма, является гауди вайшнавизм. Это движение представляет собой одной из направлений вишнуизма, при этом считается оно наравне с шиваизмом.

Традиции эти произошли от одного корня, но имеют и отличия. Основная черта вайшнаизма — поклонение Вишну и почитание его как сильный верховный разум.

Философия этого движения имеет некоторые сходства с Бхакти-йогой. Поскольку и в этом движении имеется связь с почитанием силу Божественного разума, полным преклонением перед ним и служение Вселенной.

Разновидности бхакти

Бхакти имеет несколько разновидностей. Отличаются они лишь некоторыми тонкостями и в целом имеют одну направленность. Пять главных подвидов бхакти-йоги:

Каждый человек в праве выбирать для себя приоритетное направление. При этом любой из перечисленных разновидностей должен прийтись по духу для каждого. Считается, что служение состоит не только в полном принятии законов Божественного начала, но и в принятии собственных границ, понимании и любви ко всему живому.

Практика бхакти-йоги для начинающих

Сама практика бхакти-йоги старинная и была различима во множестве направлений философских движений йоги в Индии и других странах. Бхакти пронизывает Индию вдоль и поперек, во всем можно увидеть ее принципы и проявления. Это очень просветленная и добрая практика, которая дарит человеку уверенность в своей свободе, гармонии, мире и любви.

Для тех, кто решил встать на путь данного направления йоги, не существует строгих правил или границ. Каждый здесь един и не имеет смысла различать людей по каким-либо критериям. Для каждого существует общие законы и требования.

Существует ряд упражнений, которые выполняют сторонники движения. Практикующий обязательно должен придерживаться контакта с Божественным началом во время практики, ощущать себя единым с миром и Вселенной.

что означает направление бхакти. Смотреть фото что означает направление бхакти. Смотреть картинку что означает направление бхакти. Картинка про что означает направление бхакти. Фото что означает направление бхакти что означает направление бхакти. Смотреть фото что означает направление бхакти. Смотреть картинку что означает направление бхакти. Картинка про что означает направление бхакти. Фото что означает направление бхакти

При этом люди обычно отмечают, что практика дарит им возможность почувствовать не только свое тело, но и разум. В основном направленность и идет на разум, душу. Знаний для занятий никаких не требуется. Сами практики начинаются с ощущения, слушания специальных текстовых писаний священных создателей.

Во-первых, для практикующего важно посетить ашрам — это духовный центр просвещения для сторонников этого направления.

В этом же центре проводятся практики йоги. Здесь же человек сможет найти сторонников и приверженцев этого движения, с которыми можно будет поддерживать отношения, задавать интересующие его вопросы.

Бхакти музыка и занятия

Существует специальная музыка для занятий бхакти-йогой. Ее можно скачать в интернете или приобрести на подготовленных аудио дисках. Заниматься под такую музыку намного приятнее, поскольку она направлена на улучшение качества проводимых занятий.

Йога вообще редко отделяется от музыки или иных звуков. Чаще всего люди прослушивают определенные композиции во время практики, выполнения асан или медитации. Бхакти-йога подразумевает использование таких композиций. Они помогают настроиться на нужный лад и быстрее освоить все техники йоги.

Популчрные композиции для такого направления это — альбом «Bhaishjaya», а также «Close Garmony». В них входит множество музыкальных произведений для занятий бхакти-йогой, а также подобранные для йоги мантры, которые направят человека на нужную волну.

Подобное направление подразумевает и использование специальных четок. Их можно купить в специализированных отделах или магазинах. Такие четки включают в себя бусины в количестве 109 штук. При этом очень удобно, отсчитывая бусины, читать мантру 108 раз, пропуская последнюю 109 бусину.

Медитация не требует прерывания своих обыденных рутинных дел, не обязательно удаляться далеко от дома для ее проведения. Необходимое состояние души и тела всегда можно приобрести в том месте, в котором находишься. Обстановка для медитации подходит абсолютно любая. Главное — желание медитировать, а остальное придет само.

Прием пищи в бхакти

Перевод самого слова бхакти означает любовь и преданность. Движение и основано на полной преданности и любви человека к Всевышнему и всему живому на земле. Вкушая пищу, необходимо заранее прочитать над ней маха-мантру, три раза. Пища предлагается в знак преданности и любви к Всевышнему сначала Богу, после чего можно самостоятельно вкушать ее.

Во время приема пищи хорошо запивать еду теплыми или горячими напитками. Это очищает разум и душу и согревает тело.

Общий порядок движется по нарастающей. Сначала необходимо принимать тяжелую и трудно перевариваемую пищу, затем переходить к более легкой. Таким образом телу будет легче усваивать и перерабатывать продукты.

Та еда, которая имеет кислый вкус, употребляется в середине принятия пищи. А горькая еда должна быть употреблена в самом начале трапезы, поскольку считается, что она освежает разум и полость рта.

что означает направление бхакти. Смотреть фото что означает направление бхакти. Смотреть картинку что означает направление бхакти. Картинка про что означает направление бхакти. Фото что означает направление бхакти

Правильно распределять пищу — очень важно для сторонника йоги. Твердая еда должна занимать около двух третей желудка, остальная часть равномерно распределяется для воды и Воздуха. Поэтому люди, когда принимают пищу, должны обязательно удостовериться в том, что они сыты. Иногда мы не можем контролировать свои желания и перенасыщаем свой организм. Для йоги это неприемлемо. Обязательно оставлять особую часть своего желудка для движения, чтобы энергия могла свободно циркулировать в любой части человеческого тела.

Источник

Движение бхакти

что означает направление бхакти. Смотреть фото что означает направление бхакти. Смотреть картинку что означает направление бхакти. Картинка про что означает направление бхакти. Фото что означает направление бхакти

что означает направление бхакти. Смотреть фото что означает направление бхакти. Смотреть картинку что означает направление бхакти. Картинка про что означает направление бхакти. Фото что означает направление бхакти

Бха́кти (санскр. भक्ति «преданность», «преданное служение») — понятие в индуизме, используемое для обозначения взаимовыражения эмоциональной привязанности и любви между преданным (бхактой) и личностной формой Бога. Часто даётся определение бхакти как «служения Богу с любовью и преданностью». [1]

В вайшнавизме бхакти направлено исключительно к Вишну и его аватарам (в основном к Кришне и Раме), тогда как в традициях шиваизма и шактизма это понятие также используется по отношению к Шиве и Шакти.

Бхакти как один из видов йоги (бхакти-йога) обстоятельно описывается в «Бхагавад-гите» — священном писании индуизма, в котором по мнению многих отражена основная суть ведического знания. Бхакти там провозглашается самой возвышенной формой религиозной практики, [2] которая стоит выше пути знания гьяны и пути добродетельной деятельности кармы, и ради которой все остальные дхармы должны быть отвергнуты. [3] Бхакти также играет центральную роль в другом священном писании индуизма — «Бхагавата-пуране», которая считается одной из главных Пуран. Как в том, так и в другом тексте, бхакти объявляется главным из путей, ведущих к духовному совершенству.

Традиция бхакти уже присутствовала в ведический период, но широко распространилась только в VI—X веках, сначала в Южной Индии, а потом и в Северной. Своё выражение она нашла в поэмах и гимнах альваров и наянаров, составленных на тамильском языке и посвящённых Вишну и Шиве. Подобно традициям мирской эротической поэзии, поэты-бхакты часто применяли к Богу чувства разлуки женщины со своим возлюбленным.

Течения в индуизме, в которых бхакти является основной практикой, называют движениями бхакти. Хотя бхакти является также частью шиваизма и шактизма, движение бхакти главным образом было именно вайшнавским. Одним из основных направлений бхакти в вайшнавизме, получившем наибольшее распространение в Восточной Индии — Бенгалии, Ориссе и Ассаме — стал гаудия-вайшнавизм, также известный как кришнаизм, основоположником которого в начале XVI века выступил Чайтанья.

Содержание

Традиции бхакти

Большинство движений бхакти отличала и отличает открытость для всех людей, независимо от пола или кастовой принадлежности. Объектами поклонения в традициях бхакти выступают различные формы или ипостаси Бога — Вишну, Шива, или Богиня-мать Шакти.

Вишну-бхакти основывается на преданности как самому Вишну, так и его аватарам, таким как Кришна, Рама и Нарасимха. Поклонение Кришне и Раме соответственно называется Кришна-бхакти и Рама-бхакти. В таких течениях вайшнавизма, как валлабха-сампрадая, нимбарка-сампрадая и гаудия-вайшнавизм, Кришне поклоняются не просто как аватаре, а как Верховной ипостаси Бога и источнику всех аватар.

Шива-бхакти связана с многочисленными воплощениями Шивы на земле, в которых он появляется в самых разных формах, даже в таких как предводитель охотничьего племени, неприкасаемый или мусульманин.

Бхакти по отношению к Богине-матери, являющаяся частью традиции шактизма, имеет более местный характер и не распространена так широко, как вайшнавская и шиваистская бхакти. Бхакти в контексте шактизма выражается в храмовом поклонении и праздниках, посвящённых женскому аспекту Бога, который проявляется в различных ипостасях, таких как Дурга, Кали, Лакшми и другие.

Основными религиозными практиками для последователей традиций бхакти является воспевание или повторение имён Бога (бхаджана или киртана), совершение паломничества по святым местам, использование определённых отличительных знаков (таких как тилака). Другой часто проводимой практикой является совершение ежедневных подношений для мурти Бога (найведья), которые проводятся как в храме, так и на дому. Они обычно состоят из цветов, фруктов и других вегетарианских продуктов. После совершения обряда в храме, пуджари (священник) раздаёт пищу и другие элементы, которые после предложения мурти считаются прасадом (что в буквальном переводе означает «милость»). Важной частью ритуальной практики является даршана — посещение храма с целью увидеть мурти Бога.

Бхакти в практическом индуизме

В практическом индуизме, бхакти естественным образом сводит вместе две кажущиеся совершенно различными цели: обретение помощи Бога в разрешении мирских проблем и установление духовных личностных взаимоотношений с Богом. Бхакти объединяет личности поклоняющегося и объекта поклонения без потери индивидуальной природы каждого из них. Хотя некоторые традиции бхакти выступают против ритуального поклонения, бхакти в повседневной жизни индуса заключается именно в обрядовой практике, выполнении обетов и совершении паломничеств. Эти три элемента выступают как основные аспекты практического индуизма.

Теистическая бхакти представляет собой лёгкий путь, следование которому доступно каждому по причине отсутствия необходимости проведения дорогостоящих ведических ягий, совершения трудных асекз и изучения священных писаний — практик, которые традиционно предназначены для представителей высших сословий общества мужского пола. Бхакти, однако, открыта для всех, независимо от социального положения или половой принадлежности. Избранный Ишта-дева помогает индусу в достижении высшей цели жизни или, как минимум, защищает его от трудностей, возникающих в повседневной жизни. В то же самое время, определённая форма Бога или дева выступают как объект чистой и беспричинной любви и преданности, выражаемых на утренней пудже во время зажигания палочки благовоний или в молитве перед мурти в храме или на домашнем алтаре.

История развития бхакти

Большинство исследователей считает, что традиция бхакти присутствовала уже в ведические времена. В VII—X веках был период расцвета движения бхакти, которое началось в Тамил-Наду и постепенно распространилось в Северную Индию. Со временем бхакти стала основой вероучений в ряде течений индуизма. Принято считать, что альвары и наянары были первыми влиятельными поборниками бхакти в эпоху раннего средневековья.

Как массовая форма религиозной жизни бхакти получила распространение в эпоху позднего средневековья. В XV—XVI веках движение бхакти достигло апогея. В это же время образовались основные школы бхакти в индуизме, существующие и по сегодняшний день. В этих региональных традициях получили развитие определённые виды любовных взаимоотношений между бхактой и одной из форм Бога. Они были аналогичны человеческим взаимоотношениям — бхакта испытывал те же чувства, что слуга к своему господину, отец или мать по отношению к своему ребёнку или, в традициях Кришна-бхакти, чувства, которые женщина испытывает к своему возлюбленному. В Южной Индии, на тамильском и других дравидийских языках, были также составлены поэмы, посвящённые Шиве. В Бенгалии, Чайтанья (1486—1534) объявил высшей формой бхакти любовь Радхи к Кришне — страстные чувства девушки к своему возлюбленному. В основанной Чайтаньей традиции гаудия-вайшнавизма, он рассматривается как объединённая аватара Радхи и Кришны, как Кришна в умонастроении Радхи, явившийся в этой форме с целью постичь всю глубину любви, которую Радха — его женская ипостась и энергия наслаждения, испытывает к нему. Современник Чайтаньи Валлабха (1479—1531) превозносил отношения с Кришной не только как с возлюбленным, но и как с божественным ребёнком. В XVI веке Тулсидас пересказал «Рамаяну» в своей поэме «Рамачаритаманаса» («Океан деяний Рамы»), где он выразил свою преданность Раме как к другу. Святой-поэт Кабир (1440—1518) создал своего рода синтез между идеями бхакти и мистическими элементами суфизма, взятыми из ислама.

Влияние бхакти было очень велико и наложило неизгладимый отпечаток на всю последующую историю Индии. По силе (но не по сути) воздействия, которое движение бхакти оказало на религиозную и культурную жизнь Индии, его можно сравнить с Реформацией в Европе.

Конечная цель бхакти

Отличительной особенностью бхакти является то, что в практике бхакти не существует разницы между целью и средствами её достижения. Другими словами, бхакти, любовь и преданность Всевышнему, достигается путём полного вовлечения в преданное служение, путём полного погружение в бхакти, что также выступает как конечная цель. Разница между начальной и конечной стадией в этом процессе состоит в том, что в начале деятельность выполняется из чувства долга, тогда как на стадии совершенства бхакти является спонтанной и основана исключительно на любовных взаимоотношениях между бхактой и объектом его любви и преданности. [4]

Классификация бхакти

В писании «Нарада-бхакти-сутра», автором которого в индуистской традиции принято считать риши Нараду, Нарада излагает 11 видов бхакти, основываясь на различных типах взаимоотношений, которые могут существовать между бхактой и Богом. В «Шримад-Бхагаватам» Прахлада объясняет девять форм бхакти. Согласно Шанкаре бхакти является одним из этапов в процессе поиска индивидом своей истинной природы. [5] В стихе 61 своего труда «Шиванандалахари» он перечисляет пять аналогий бхакти.

Более детальная классификация бхакти была представлена вайшнавским святым и богословом XVI века Рупой Госвами, который принадлежал к традиции Кришна-бхакти Чайтаньи. В своём труде «Бхакти-расамрита-синдху» он определил пять основных видов бхакти, называемых бхава:

Отношения с Богом как с возлюбленным рассматриваются как наиболее возвышенная форма бхакти, которая включает в себя все остальные. Высшим проявлением этой любви Рупа Госвами называет любовь гопи Вриндавана к Кришне.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *