что означает нарисованный домик
Психологический тест для детей «ДОМ»
Интересно, что может рассказать рисунок Вашего ребёнка о его душевном состоянии, его волнениях и желаниях? Рисунок может рассказать многое. Особенно, когда ребёнок изображает настолько дорогие вещи для каждого, как семейное гнёздышко, очаг, дом.
Каждый ребенок – это маленький творец. Творец смеха, шума и балагана, маленькая фабрика по производству радости для своих мамы и папы и, конечно же, маленький художник. Каждый ребенок любит заполнять унылые пустые просторы, будь то обычный альбомный лист или же новые обои в только что отремонтированной комнате, графическим отпечатком своего внутреннего мира. Именно, отпечатком, отображением. Рисунок ребёнка может многое рассказать о его душевном состоянии, о том, что его беспокоит его сердечко в данный момент, что волнует, насколько теплы его отношения с родителями, сверстниками, преподавателями. Не зря ведь, перед тем, как принять ребёнка в первый класс учебного заведения, детский психолог предлагает пройти довольно-таки известный, классический тест «Дом, дерево, человек». Рисунок не может, конечно же, послужить всеобъемлющим материалом для исследования личности ребёнка, но понять с помощью его, что ребенка волнует именно в данный период жизни вполне реально.
Ребенок нарисовал большой дом? Это значит, что Ваш ребёнок гостеприимный и коммуникабельный. Обратите внимание, располагаются ли рядом с домом какие-либо пристройки? Если они наявны на рисунке – это свидетельство беспокойного, тревожного состояния ребёнка. Дом нарисован вдалеке? Предупреждение для родителей! Ваше чадо чувствует себя забытым и отверженным. Вам следует позаботиться о восстановлении доверительных и тёплых отношений внутри семьи. Если ступеньки устремляются в стену без дверей, – яркое свидетельство скрытого конфликта в семье.
СТЕНЫ.
Если на рисунке вы видите дом с прозрачными (невидимыми) стенами – Ваш ребёнок лидер по жизни, и всегда стремится быть первым. Если у нарисованного дома не достаёт основы – значит ребёнок несколько отстранен от реальной жизни. Он часто пребывает в мире фантазий и иллюзий. Если у стены довольно отчётливо прорисовано основание – в данный период жизни ребенка подстерегают трудности и тревоги. Если боковые линии стен тонкие – ребёнок находится на грани своих нервных сил.
Большие окна – свидетельство открытости ребёнка, его коммуникабельности. У дома много окон? Ребёнок желает больше общения со своими одногодками. Окна занавешены? Ребёнок испытывает затруднения в сфере общения. Окна с решетками – признак закомплексованности ребёнка. Такому ребёнку необходима помощь. Если ребёнок изображает окна лишь на верхних этажах, под самой крышей, а первые этажи остаются пустовать без «глазка в мир» — это свидетельствует о некотором разрыве между действительностью и миром фантазий и чудес.
КРЫША
Если край крыши прорисован толстым нажимом – значит ребёнку недостаёт одобрений и поощрений со стороны родителей. Если между стеной и крышей существует несочетаемость, это указывает на то, что ребёнку довольно сложно найти своё место в огромном и незнакомом мире. Карниз «выпирает» за край крыши – ребёнок пытается отгородиться от страхов, реальных либо вымышленных.
ТРУБА
Из трубы устремляется ввысь густой дым – это говорит, что ребенок внутри напряжен. Тонкая струя дыма говорит о недостатке общения ребёнка с родителями. Труба скрывается и находится вовсе на той стороне крыши, которая на рисунке не видна – ребёнок явно чуждается эмоциональной связи с окружающими, даже с самими родными людьми.
Что говорит Дом, нарисованный ребенком
Интерпретация рисунка, нарисованного ребенком, позволяет оценить степень вписанности Автора в общество. В своих рисунках дети затрагивают аспекты взаимодействия, коммуникации, сотрудничества, межгруппового соперничества, общественные, социальные и спортивные игры и мероприятия. Бессознательное ребенка присутствует в формах и цвете. На это следует обращать внимание, анализируя элементы «Дома-бога», «общественного» или «маленького» дома.
Кроме того, важны ответы ребенка на вопросы во время беседы после рисования. Значимым является и то что он говорит по собственной инициативе. Еще более интересным является ответ на вопрос о собственном размещении Автора на картине им нарисованной, какое место им выбирается как «свое» и почему. Рассказывая об этом ребенок формирует основу для внутреннего согласия, взаимопонимания с Другими и внешним миром.
Когда дети способны рисовать?
Дети способны рисовать в той мере, в какой они свободны от воздействия тормозящих механизмов, работа которых парализует спонтанный порыв Автора. Свободный рисунок — это выражение и проявление внутренней жизни. Через графический образ Субъект выражает свои затруднения в коммуникации с окружающим миром. Рисунок оголяет актуальные внутренние конфликты Автора и его «психологический климат». Рисунок выполняет функцию моментального снимка аффективного состояния Автора.
Рисуя ребенок не осознанно творит символический автопортрет. При этом Автор позволяет заинтересованному зрителю видеть чувства Субъекта, направленные на себя, Другого и окружающий его мир. То, что рисует малыш — это его собственная проекция на «холст» мира.
Рисунок, нарисованный ребенком насыщен актуальными, переживаемыми в эту минуту эмоциями, особенно если рисунок исполнен на свободную тему и спонтанно. Рисунок, нарисованный ребенком, не содержит случайных элементов, в нем все необходимо и существенно. Вся палитра смыслов рисунка не подвластна осознанному пониманию пусть и заинтересованным зрителем.
Но чаще других на рисунках малышей можно встретить изображение Дома.
В своем рисунке Дома и его окружения, маленький художник предоставляет возможность увидеть символическое выражение образа тела в его характерных и эмоционально наполненных состояниях на момент создания картины. В ходе последующего комментария рисунка Автор, под действием неосознаваемого внутреннего стремления, описывает эмоциональное наполнение своего отношения к персонажам изображения. Это еще один способ, позволяющий дать выход актуальным для малыша аффектам, которые Автор изобразив на рисунке «оживил» своей речью.
Что нужно видеть в рисунке?
Визуальный образ Дома, созданный ребенком, представляется возможным рассматривать в роли презентации символического чувства базовой безопасности ребенка, с учетом теперешнего взаимодействия с окружающим миром. Внешний мир состоит в том числе из: Других людей, Звезд, Солнца, Земли, представителей Флоры и Фауны, а также элементов инфраструктуры (тропинки, дороги, строения и т.д.).
Ребенок растет, природный интерес к познанию заставляет малыша расширять ареол проводимых исследований, в рамках которого он использует новые телесные и моторные возможности. Образ базовой безопасности все больше наполняется чувственными элементами, которые не доступны Другим и являются результатом взаимодействия сенсорики ребенка с окружающим миром, и Другими, как частью этого мира.
Понимание рисунка ребенка позволяет ощутить ритмы движений, используемые для изображения фигур, фактуру заполнения фона при закрашивании. Это позволяет определить, какому уровню развития соответствует структура личности ребенка. Важен не рисунок в качестве образного материала, а то, как представлены фоновые компоненты, что действительно выявляет бессознательный образ тела.
Когда ребенок начинает понимать, что Мама часть своей любви отдает Папе, что у взрослых тоже есть родители, которые любят своих взрослых детей, рисунок мальчика и девочки восьми-девяти лет выглядят все еще наивно, но теряет характерные изобразительные элементы и детским его назвать достаточно сложно.
Бессознательный образ тела и схема тела?
Образ тела — то представление о теле, которое создается в межличностных отношениях, оставаясь при этом полностью за пределами осознаваемого. То есть, образ тела – это бессознательное представление о теле. Образ тела формируется в большей степени как результат «работы» коммуникативного аспекта с Другим и складывается, посредством речи в отношениях с Другим, непрерывно развивается в ходе истории Субъекта.
Схема тела, страдающего физическими недугами и здоровый бессознательный образ тела способны сосуществовать в одном и том же субъекте. Бессознательный образ тела носит языковой характер, тогда как схема тела — результат накопления опыта ребенка в его пространственно-временной реальности.
Рисунок Дома, сделанный ребенком, содержит аллегорическое представление содержания коммуникаций со своим телом, с близкими Другими и окружающим миром. Рисунок, как форма представления аллегории, бесконфликтно проходит тестирование бессознательными этическими нормами Автора. Интерпретация Дома, как детское изображение собственного тела на рисунке, иногда позволяет гипотетически утверждать, что для некоторых детей обладать властью — значит стать ее рабом.
Как ребенок рисует?
Ребенку говорят: «Сделай красивый рисунок своего Дома, который тебе доставит удовольствие». Малыш садится, берет лист бумаги, инструмент для нанесения штрихов и линий на бумагу. И начинает наносить штрихи и линии.
Какие Дома рисуют дети?
Маленький дом у совсем маленького Автора. Он рисует миниатюрный дом, с одной дверью и одним круглым окошком.
Дом побольше, квадратный или прямоугольный по форме, с треугольной крышей. Франсуаза Дольто называла такой Дом – «Дом-бога». Рассматривая такой Дом как символ формы, проходящей эволюцию в соответствии с означающими изменениями, можно заметить его характерную модификацию:
Дом, увеличившись станет звонницей, или съежившись будет будкой для собачки. Так рисуют дети, которые:
— еще ощущают себя властелином взрослого,
— только начинающие понимать, что зависят от Папы и Мамы, но не совсем с этим согласны,
— не открыли общества взрослых, у которых есть свои отцы и матери.
Бывает так, что в возрасте, когда «надо» рисовать «общественный» Дом дети могут изображать «Дом-бога». В таком феномене просматривается стремление «законсервироваться» или быть подвластным взрослому, который царствует над «обитателем Дома», так как обладает магическими правами.
«Общественный» дом может приобрести символические черты крепости, прямоугольник вертикальной ориентации, с амбразурами, замковыми зубцами, башенками и без трапециевидной крыши. Пропорции напоминают Дом-бога без треугольной крыши и с прорезями амбразур. Автор такого рисунка находится в стадии организации своей защиты и символизирует защитный образ тела.
Рассмотрим некоторые модификации описанных выше Домов и проинтерпретируем их. Окна и их количество характеризуют особенности сенсорной коммуникации Автора.
Если Дом с открытыми ставнями, шторами или занавесками, то, Автор гармоничен в отношениях с самим собой и толерантно воспринимает влияние внешнего мира.
Изображаемые на Доме трубы могут дымить или не дымить. Зачастую дети дым из трубы ассоциирую с тем, что дом так думает, а содержание его мыслей зависит от цвета дыма.
Дороги на рисунках ведут: в лес, в непролазную чащу, в магазин, к другому дому, в город, и в никуда.
Встречаются изображения дорог, являющихся символом интроверсии – они начинаются у Дома, запутанно петляют, расходясь по сторонам и встречаются над крышей Дома, замыкаясь на себе.
Дороги на рисунках детей могут быть безжизненными, напоминать аттракцион выживания с завалами, полные препятствий.
«Общественный» дом с прозрачными стенами позволяет видеть сквозь стены, обстановку внутри Дома и членов семьи Автора, которые занимаются обыденными делами в контексте запросов повседневной жизни.
Дети могут на рисунках изображать укрепленные дома, используя при этом самые фантастические технологии, как изнутри, так и снаружи. При этом дети могут помещать дом внутрь горы или холма.
Присутствие небесных объектов (Солнце, небо, звезды, облака) на рисунке Дома позволяет утверждать, что Автор обуреваемый желанием сказать, что-то значимое и важное, но не решается этого сделать.
Флора (трава, деревья) и Фауна (представители животного мира, домашние и дикие, млекопитающие, птицы, змеи, улитки, речные рыбы) раскрывают аллегорию актуальной экзистенции ребенка в мире или вносят в нее элементы драматизма.
Полагаю, что никто из французских психоаналитиков не пользовался такой популярностью, как Франсуаза Дольто. В течение пяти лет она вела передачи по французскому радио: беседовала со слушателями и отвечала на их вопросы. Влияние Дольто на умы родителей достигло такой силы, что возникла тревога по поводу утраты возможности любого другого, не психоаналитического, взгляда на ребенка. В 1992 году в «Le Nouvel Observateur» появилась статья под названием: «А не сжечь ли Дольто?». Как Жанну Д’Арк. Устойчивое желание людей сжигать креативных женщин.
Проективный рисуночный тест «Дом»
В рамках марафона «Познакомься с собой» психолога Зоряны Лужиной участникам предлагались интересные тесты, в том числе проективный рисуночный тест «Дом». Тест достаточно простой, и уметь рисовать здесь совсем не обязательно.
Задание
1. Взять лист бумаги и нарисовать дом, какой угодно.
На этом инструкция заканчивается, потому что если начать ставить условия, то это загоняет испытуемого в некие рамки и может значительно исказить конечный результат и его интерпретацию.
2. Далее, и только после того, как дом уже нарисован, предлагается ответить на ряд вопросов:
Пример
Я не умею рисовать. От слова совсем. Никакого пространственного воображения.
В рамках марафона я нарисовала вот такую картинку. И хотя я всегда жила в многоквартирных домах, понятие «дом» ассоциируется у меня с такой небольшой избушкой, с чердаком или вторым этажом и балкончиком. А вот и ответы на вопросы:
1. Домик стоит у леса (хвойного), на окраине деревни.
2. Дом снаружи небольшой, а внутри очень просторный и уютный, имеет много комнат, можно даже заблудиться. Каждый гость может найти себе уединенный уголок.
3. В нем живет старенькая бабушка, добрая, мудрая и уютная. И когда тебе требуется отдохнуть или подумать, ты приходишь к ней. Или просто прячешься от мирской суеты.
4. Стоит на окраине деревни где-то в Центральной России, а за забором лес, обязательно хвойный.
5. У него есть балкончик на втором этаже. На нем хорошо сидеть и любоваться лесом.
6. Есть и захламленная кладовка, куда складываются временно ненужные вещи. Там тесно и неуютно.
Интерпретация
А теперь приступим к расшифровке.
Сам дом – это как бы внутренний мир, он характеризует человека в целом и олицетворяет его.
Если рисунок в целом неяркий, бледный, выполнен еле видными линиями и штрихами – это может означать усталость и общую апатию испытуемого. Имеющаяся штриховка отдельных элементов демонстрирует тревожность и неуверенность.
Далее Зоряна в марафоне предлагала оценивать получившийся рисунок дома по элементам.
1. Дверь.
Дверь в проективном тесте «Дом» означает коммуникацию и открытость в общении. Обращаем внимание на ее наличие, расположение, размер и ширину.
Если она впереди, на фасаде дома – это означает, человек коммуникабельный и общительный, открытый к коммуникации.
Если дверь находится сбоку – то имеются сложности в коммуникации и избирательность в общении.
Если дверь узкая или крыльцо узкое, значит, человек не всех готов принять к общению и нужно пройти испытания, чтобы стать близким. Иными словами, человек впускает в свой мир только избранных, преодолевших испытания; принимает людей, только если они откровенно подходят ему, а не всех подряд.
Если дверь расположена на высоком крыльце (как на моем примере) – человек не каждого принимает к общению. Ему сложно довериться, поверить людям сразу, необходимо время, чтобы появилось доверие.
Если имеются вензеля на двери – это означает стеснительность, и еще это можно интерпретировать как желание развить свою женственность (такие рисунки чаще свойственны женщинам).
Если имеется тропинка к двери – значит, есть сложности в общении.
Цвет двери имеет значение, если неестественно выделяется, а не дополняет основную картину.
Решетки на двери означают потребность в защите, т.е. демонстрируют наличие страхов у человека.
2. Окна – глаза у дома.
Окна означают степень интереса к миру, заинтересованности в информации. Потребность смотреть за миром, познавать, наблюдать, читать, анализировать.
Чем больше размер окон – тем более человек склонен познавать мир, любопытен. Такое часто наблюдается в детских рисунках.
Если не очень большое окно – соответственно, это означает небольшую любознательность.
Когда окна достаточно большие и на них много всего (растения, лампы, разные вещи) – это значит, что присутствует заинтересованность в наблюдении за миром, но человеку страшно, имеется определенный барьер. Иными словами, хочется быть на виду, человек наблюдательный и хочет себя показать. Но что-то ему мешает.
Когда окна огромные – значит человек хочет быть на виду, жить напоказ, возможно, выступать на публике. Имеется потребность состояться социально, ему необходимо быть в потоке жизни и деятельности.
Если рисунок очень простой и в доме присутствуют светлые горящие окна – это характеризует человека как наблюдателя и наличие у него качества созерцательности.
Если есть кресты и решетки на окнах – значит, имеются тревога, недоверие, возможно, человек пережил предательство. Часто это означает, что были проблемы в детстве, множественные родительские запреты. В настоящее время у человека имеются какие-либо комплексы. Причина кроется в детстве – родители соткали ковер из ограничений и убеждений («туда не ходи, это не делай»), которыми человек руководствуется и теперь. Проблемные убеждения могут мешать выйти из дома наружу.
Важно понимать, что если человек осознает наличие у себя таких вредных и неконструктивных установок – это уже наполовину решает проблему. Когда мы понимаем, что есть детские запреты, и хотим от них избавиться, то это уже не запреты, а повод обратиться к психологу. И решетки на окнах часто демонстрируют именно неосознаваемые негативные убеждения и социальные запреты, которые человек может и не признавать.
Отсутствие решеток на окнах означает достаточно открытого к жизни человека (не обязательно к общению), для которого существует очень мало границ и запретов.
Если имеются жалюзи или шторы – это желание посмотреть на мир, самому, а не показать себя.
Узорчатые занавески – стремление привлечь внимание. Важно быть красивой и нравиться окружающим. В целом украшательство и много деталей означает желание привлечь к себе внимание, продемонстрировать себя.
Затемненные окна означают эмоциональное оскуднение, этап усталости.
3. Крыша.
Крыша – это символ нашей головы, ума и разума.
Любые украшения на крыше – это потребность продемонстрировать интеллектуальные способности.
Чем больше заштрихована, проработана крыша – тем более выражена тревога относительно своих интеллектуальных способностей.
Если имеется окно в плоскости крыши и в него можно заглянуть – это означает переживания человека. Ощущение, что за человеком наблюдают. Он чувствует, что его мысли ему не принадлежат, а как бы вложены ему в голову. Возможно, в детстве человек был как под микроскопом, у него не было личного пространства, и ему все время что-то навязывали. И сейчас он чувствует, что проживает не свою жизнь.
4. Труба.
Труба может быть, а может не быть.
Причем мужчины, как правило, обязательно рисуют трубу, т.к. это фаллическая символика и означает их принадлежность к сильному полу.
Дым из трубы символизирует эмоциональность, выход каких-то чувств.
Если труба есть, а дыма нет – присутствует самоконтроль, человек живет чужими идеями, мыслями, не своей жизнью.
Если нет трубы – возможно, проблемы сексуальной сферы для человека не значимы.
Дымка нет – все под контролем.
Если дыма очень много – это демонстрирует эмоциональность и возможно агрессивность, вспыльчивость.
Труба в целом не только про сексуальные переживания, но и про то, насколько мы умеем выплескивать свои эмоции, выпустить пар, либо держим эмоции при себе, присутствует самоконтроль, сдержанность.
Если дым адекватный (не слишком густой) – человек умеет выпускать эмоции.
Если имеются антенны на окнах или крыше – значит присутствует высокая потребность в информации и знаниях.
Пример: Окно на крыше, дом с закрытыми ставнями. Интерпретация: Человек сам хочет наблюдать за миром, только когда захочет. Откроет свой мир не каждому.
5. Чердак – означает рассудок.
Когда на рисунке много хлама, вещей, деталей, зимний сад – можно делать вывод, что у испытуемого не очень хорошо с психикой. Не управляемый ум. Либо имеются навязчивые мысли, но их вытесняют, в том числе неотложными делами. Это повод задуматься, своей ли жизнью ты живешь, возможно, есть сильные нереализованные желания.
6. Прочие элементы – забор, дорога, животные, деревья.
Если дорога идет мимо дома – призыв «проходите мимо, я вас внутрь не пущу», т.е. это низкая заинтересованность в социальных контактах.
Если есть забор – то человек живет в своем внутреннем мире, переживает из-за социальных контактов, предпочитает не выходить в социум.
Если 2 дорожки – значит есть разные притоки друзей, непересекающиеся компании.
На примере моего рисунка: «сначала попади ко мне во двор, а потом я решу, пускать ли тебя во внутренний мир».
Дом с высоким фундаментом, укрепленным – крепость. Если дом в целом выглядит как крепость, значит, с одной стороны, ему есть что скрывать, а с другой – он готов дать серьезный отпор тем, кто покусится на его внутренний мир.
Еще пример: Если дверь находится на главном фасаде, она большая и на низком крыльце, но к двери ведет сильно заштрихованная дорожка, это означает следующее:
Интерпретация: Кто-то испортил жизнь, сделал так, чтобы вера к людям и миру потерялась. Изначально все было хорошо. Человек закрыт по внешней причине. Присутствует одиночество. Человек хочет общения, но не может. И это не черта характера, а приобретенное свойство личности.
Если балкон полон решеток – это не просто наблюдение за жизнью. Имеется сфера в душе, в которой куча запретов и которую закрыли на замок. Там травмы, проблемы, установки и т.п.
Животное – символ хранителя или страха. Или это просто может быть желание завести животное.
Если вокруг дома есть и другие дома – это характеризует стремление примкнуть к коллективу.
Одиночный дом означает стремление дистанцироваться от общества.
Ответы на вопросы
Из рисунка этих элементов не видно, но они также имеют значение.
1. Количество комнат говорит об уровне самооценки и притязаний.
В среднем если комнат до 5 – это норма. Если комнат больше – у человека возможны проблемы с реальностью: хочется объять необъятное, побывать во всех местах, человек не сопоставляет свои мечты с реальностью.
Много комнат может означать завышенную самооценку в смысле того, что человек много от себя требует. Присутствует перфекционизм, потребность быть самым лучшим.
Одна комната – заниженная самооценка.
Если человек не знает, сколько комнат – это означает боязнь представить свои цели; не чувствует, чего может достичь.
2. Где в доме находится самое уютное место?
Хорошо, если оно где-то возле камина, в гостиной – там, где собираются люди.
Если на кухне – значит человек чувствует себя хозяином в доме.
Терраса – это граница дома и внешнего мира. Означает, что дома не комфортно, человек пытается расширить зону своего влияния, стремится раздвинуть границы.
Если уютное место на втором этаже, в мансарде или отдельной комнате – человек любит побыть собой наедине, имеется потребность уединиться, отдохнуть, заняться хобби.
Коридор и прихожая не должны быть уютным местом.
Если это кресло-качалка – потребность расслабиться и отдохнуть.
Если гостиная, наоборот, является неуютным местом, значит человек не любит быть на людях.
3. Где в доме находится неуютное место?
Традиционно это коридор, место перед дверью, где чужие люди и беспорядок. Это норма.
Кухню не любят те, кто на диете, или не любят готовить и убирать за всеми.
Если на чердаке неуютно – значит неуютно быть с самим собой. А возможно, там поселились детские страхи, которые мешают жить.
Когда спальня неуютная – это часто означает разборки в семье или личной жизни.
Подвалы и погреб в целом характеризуют сексуальную сферу и подсознание.
Наличие подвала еще могут означать проблемы в роду. Либо когда женщину воспитывают в нелюбви к себе, имеются проблемы с удовольствием, в восприятии себя. Человек не может чувствовать себя счастливым, он все время в каких-то рамках.
Кладовка также связана с подсознанием, ранним детством.
Ну и в целом — если ощущения и общее впечатление от дома хорошие – значит все в порядке. Если есть сомнения – ищите проблемы.
А вот еще одна интерпретация проективного теста «Дом»:
Конечно, оценка проективных тестов очень субъективна, но в целом она позволяет получить общее впечатление об объекте.
А вы умеете рисовать? И как бы выглядел ваш дом?😊
Возможно, вам будут интересны и другие проективные тесты:
Тест Автопортрет