что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу
Насыщенность РППС
Автор: Истомина Наталья Михайловна
Насыщенность и разнообразие РППС,
обеспечении занятости каждого ребёнка
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы»
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Насыщенная развивающая предметно – пространственная и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
При организации РППС необходимо учитывать:
ü гигиенические нормы площади на одного ребенка (норматив наполняемости групп);
ü наличие физкультурного и музыкального залов;
ü наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность детей на прогулке;
ü оснащенность групп мебелью, игровым и дидактическим материалом в соответствии с ФГОС;
ü наличие в дошкольной организации возможностей, необходимых для организации питания детей;
ü наличие в дошкольной организации возможностей для дополнительного образования детей;
ü наличие возможностей для работы специалистов, в том числе для педагогов коррекционного образования;
ü наличие дополнительных помещений для организации разнообразной деятельности детей.
РППС в младшем дошкольном возрасте
Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания
РППС в среднем дошкольном возрасте
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
РППС в старшем дошкольном возрасте
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. У детей изменяется психологическая позиция: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т.д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты
o разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе и на участке; должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.
o пространства обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей, от возможностей детей.
o возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.);
o наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители).
o наличие различных пространств; периодическую сменяемость игрового материала;
o разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;
o появление новых предметов.
o доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
o свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
o исправность и сохранность материалов и оборудования.
o соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Опыт работы убеждает: многое можно сделать своими руками, проявив творчество, талант, фантазию в организации удобной, уютной, создающей радостное настроение, обеспечивающей психологический комфорт, располагающей к общению обстановки, в которой воспитывается и обучается ребенок. Разнообразные предметы, игрушки, игровые пособия подобраны с учетом возраста, интереса, задач воспитания и обучения. Предметно-пространственная среда спроектирована таким образом, чтобы была обеспечена занятость каждого ребенка и побуждала его к дальнейшим действиям.
В группе присутствует интересный игровой материал для насыщения деятельности и познавательной активности детей, где дети могут самостоятельно выбрать себе занятие по душе.
Яркими показателями деятельностно – возрастной организации РППС является сочетание центров среды в группе. Каждая деятельность служит у ребенка, как и у взрослого, удовлетворению каких-либо потребностей. Для удовлетворения потребностей ребенку необходимы объекты деятельности, в которых для него есть интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка. Соответственно информация, заложенная в РППС, побуждает ребенка к поиску достижения цели, применения уже имеющихся знаний, стимулируя его активность.
Ориентирами по подбору материала выступают основные направления развития ребенка – дошкольника, виды деятельности, области знаний.
Следует отметить, что игровой материал, развивающие пособия в достаточном количестве, без чрезмерного обилия, но и недостатка – т.е. в разумном оптимуме насыщения среды, которая информативна, сбалансирована, каждый элемент с педагогической ценностью. Обогащение материала и его разнообразие происходит в соответствии с периодом обучения и требованиями реализуемых программ.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна быть развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Подготовила воспитатель Истомина Наталья Михайловна.
Насыщенность РППС
Насыщенность Развивающей Предметно-Пространственной Среды. (РППС)
Принцип «Насыщенность» (Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе и на участке)
Насыщенность среды : среда должна соответствовать содержанию образовательной программы и возрастным особенностям детей.
— Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям детей и содержанию Программы;
— Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
РППС – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством,материалами, оборудованием и инвентарем для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с возрастными особенностями, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей развития.
РППС должна обеспечивать:
— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников,экспериментирование с доступными детям материалами;
— двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх;
-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
-возможность самовыражения детей.
В нашей группе представлены 12 уголков. И сейчас мы вам подробно о них расскажем!
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАСЫЩЕННОСТИ в предметно-пространственной среде.
КНИЖНЫЙУГОЛОК
На данный момент, книжный уголок соответствует теме нашего проекта «Ребенок и книга». В нем представлены разные жанры художественной литературы (авторские сказки, сказки разных народов, рассказы, стихотворения, быль, поэмы), малые фольклорные жанры (загадки, ребусы, пословицы, поговорки, скороговорки), а также книги энциклопедической направленности, книги для самостоятельного чтения.
Все книги хорошо проиллюстрированы, что только способствует тому, что ребенок самостоятельно в свободное время может найти себе книги по интересам и по своим желаниям.
Книжный уголок в группе оформлен с учетом программных требований и возрастных, психологических (возможности и особенности восприятия, памяти, мышления, психомоторики), гендерных особенностей детей. Они отличаются информативностью и разнообразием тематики книг, что способствует удовлетворению разных интересов дошкольников. Созданный в группе книжный уголок способствуетразвитию у детей самостоятельности, инициативности, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности.
В книжном уголке, в едином пространстве, оформлен уголок продуктивной, театрализованной деятельности. Он представлен настольными театрами, масками для инсценировки сказок.
Театрализованная деятельность играет большую роль в формировании личности ребенка, помогает ему преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в нашей группе учитвидеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Рядом находится музыкальный уголок, ведь без музыки театр представить очень сложно.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК
СПОРТИВНЫЙ УГОЛОК
Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщении его к здоровому образу жизни.
ИЗО-УГОЛОК
А также демонстрационный материал, наглядные пособия, изделия городецких, хохломских мастеров, гжель.
УГОЛОК ПРИРОДЫ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Создан для расширения знаний о природе, развития любознательности, наблюдательности, позитивного отношения к природе, воспитания бережного отношения к растениям, животным.
Дети каждый день ведут наблюдения в уголке природы, ухаживают за комнатными растениями (поливают, рыхлят), наблюдают за ростом лука, а также закрепляют знания о часах, времени.
Уголок экспериментирования у нас представлен не в полном объеме.
У нас имеются книги, демонстрационный материал по технике безопасности, природный материал (камни, орехи, песок, семена, ткани и т.д). Но у нас недостаточно оборудования для проведения определенных экспериментов. Будем над этим работать, и к началу след.году для детей новой возрастной группы подготовим этот уголок в полном объеме.
УГОЛОК БЕЗОПАСНОСТИ
Этот уголок способствует развитию у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице.
Наш уголок мобильный, его можно перенести и развернуть на столе для самостоятельных игр (коврик «Городок»). На нем можно расставить знаки, соответствующие изображению на ковре. Тем самым, в игровой форме закреплять полученные знания.
Также здесь находятся транспортные средства, иллюстрации транспортных средств, пособия по правилам дорожного движения.
ИГРОВАЯ ЗОНА
Разделение игровой зоны для девочек и мальчиков ( так называемые «Царства»), хотя дети с удовольствием взаимодействуют друг с другом и играют в игры вместе.
Девочки, так как чаще осваивают роль мамы, то им ближе куклы, коляски, кроватки, кукольный домик, парикмахерская, магазин, больница…
На данном слайде Вы можете увидеть нашу «Парикмахерскую», где дети с удовольствием делают прически друг другу, или сами себе меняют образ.
А также у нас в Парикмахерской живет «Рапуся», это игрушка сделана своими руками, на ней дети закрепляют навыки плетение косичек.
А это «Царство» для наших девочек. Здесь они являются полноценными хозяйками и могут выбрать для себя игру по интересам…
А вот наше «Царство» мальчиков. Мальчики любят разбирать и собирать игрушки, изучать их строение, поэтому здесь представлены конструкторы разной формы и размера, комплексное оборудование «Мастерская», «Парковка», Конструктор «Городок», «Военная техника», огромное количество транспортных средств разного размера и вида.
УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ.
Хочется немного сказать о УГОЛКЕ УЕДИНЕНИЯ. Он у нас представлен в виде палатки, которая достается по требованию ребенка или если мы видим в этом необходимость. В этой палатке ребенок может уединиться с любимой игрушкой, с игрушечным телефоном, интересной книгой или просто помечтать. Мы знаем, что дети дошкольного возраста очень эмоциональны и впечатлительны, и легко подхватывают как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. Поэтому очень важно в группе иметь личное пространство, место уединения, где у ребенка появляется возможность уединиться, расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, почувствовать себя защищенным.
УГОЛОК ДЕЖУРНЫХ.
ИТОГ:
Насыщенность РППС предполагает наличие в группе разнообразных материалов, оборудования и инвентаря для всестороннего развития ребенка. Наша группа оснащена различным игровым и дидактическим материалом, который позволяет обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Среда нашей группы постоянно меняется, в зависимости от темы недели или проекта. А такжев групповом пространстве не должно быть перегруженности предметного материала, так как это затрудняет ребенку сделать выбор, рассеивает внимание.Таким образом, мы обеспечиваем сменяемость образовательной среды, делаем ее разнообразной и интересной для детей.
Характеристика современной развивающей предметно-пространственной среды
Анна Лесникова
Характеристика современной развивающей предметно-пространственной среды
Характеристика
1 насыщенность Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию ООП ДО. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.Оснащение образовательного пространства должно обеспечивать:
— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
— двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
— возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами
2 трансформируемость Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей
3 полифункциональность Полифункциональность материалов предполагает:
— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
— наличие в организации или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре)
4 вариативность Вариативность среды предполагает:
— наличие в организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
— периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5 доступность Доступность среды предполагает:
— доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
— свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
— исправность и сохранность материалов и оборудования
6 безопасность Безопасность среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования
Перечень материалов и оборудования для создания развивающей предметно-пространственной среды
Социально-коммуникативное развитие
Образные игрушки Среднего размера куклы. Игрушки, изображающие животных (домашних, диких) и их детенышей. Игрушки, изображающие сказочных персонажей, знакомых детям. Наборы игрушек для режиссерской игры (фигурки животных, куклы-голыши и пр.).
Предметыбыта Соразмерные куклам: наборы посуды, мебель, постельные принадлежности; устойчивые и крупные по размеру коляски, бытовая техника, доска для глажения, умывальник и пр.
Техника, транспорт Крупного и среднего размера машины (грузовые, легковые) на веревке, заводные машины, автобус, трамвай, крупная машина с сиденьем для ребенка и др.
Бросовые материалы и предметы-заместители Соразмерные руке ребенка детали строительных наборов (деревянные или пластмассовые круги, кольца, легкие безопасные бруски, дощечки разной формы и размеров и пр.); ткани и пр.
Ролевые атрибуты Руль, игрушечный набор «Доктор» и пр.
Атрибуты для уголка ряженья Цветные косынки, фартуки, шапочки и пр.
Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности Куклы-персонажи театра бибабо (кошка, собака, петух и пр., пальчиковые куклы; наборы игрушек среднего размера, изображающие знакомых героев сказок для настольного театра; карнавальные шапочки.
Познавательное развитие
Дидактические пособия и игрушки Дидактический стол. Пирамидки, вкладыши матрешки, стаканчики, шнуровки. Наборы, включающие «удочки» с магнитами или крючками. Всевозможные игрушки с крючками, разнообразные по размеру и форме волчки и пр. Разноцветные кубы, цилиндры, конусы, предназначенные для сортировки и подбора их по цвету, форме, величине. Настольно-печатные игры. Наглядные пособия, иллюстрации художников.
Игрушки и оборудование для экспериментирования Игрушки и оборудование для экспериментирования с песком, водой и снегом (плавающие игрушки из пластмассы, резины, дерева; сачки, лопатки, совки, различные формочки, сита). Разноцветные пластиковые мячики и пр. Непромокаемые фартуки. Народные игрушки-забавы. Динамические игрушки, каталки (в том числе с двигательными и шумовыми эффектами).
Строительные материалы и конструкторы Наборы строительных материалов, конструкторы типа Лего с крупными деталями.
Речевое развитие
Библиотека, аудиотека Детские иллюстрированные книги (с плотными страницами). Аудиозаписи с произведениямифольклора.
Художественно-эстетическое развитие
Материалы и оборудование для художественно-продуктивной деятельности Бумага разного формата, величины, цвета, фактуры. Мольберты, кисти №№ 10 и 12, штампы, краски (гуашь, цветные карандаши (мягкие, фломастеры с толстым цветным стержнем, черный жировой карандаш, восковые мелки и пр. Глина, пластилин, массы для лепки, клеенки, салфетки матерчатые.
Музыкальное оборудование и игрушки Фортепиано (в музыкальном зале, барабаны и бубны, колокольчики, бубенчики, металлофон.Детская фонотека: записи народной музыки в исполнении оркестра народных инструментов; веселые, подвижные и спокойные короткие фрагменты записей классической музыки разного характера.
Физическое развитие
Физкультурное оборудование 2-3 пролета гимнастической стенки; валики для перелезания; прозрачный туннель, обруч для пролезания; дуги-воротца для подлезания (высота 40 см.); корзина, вожжи с бубенцами, мячи разных размеров, кегли. Гимнастическая скамейка.
Оздоровительное оборудование Оздоровительный модуль (массажные коврики и дорожки,коврики разной фактуры и пр.). Оборудование для воздушных и водных процедур.
Благоустройство развивающей предметно-пространственной среды прогулочного участка в ДОУ Все может превратиться в красоту… Когда не будет сердце равнодушным И сделать явью детскую мечту, И место для прогулок самым лучшим.
Оформление предметно-пространственной развивающей среды. Книжный уголок Для того чтобы сформировать у детей положительное отношение к книге, к чтению необходимы книжные уголки. Книжный уголок должен удовлетворять.
Организация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.
Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.
Педсовет «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ». Фотоотчет В последних числах января в нашем детском саду, согласно годового плана работы, состоялся педагогический совет на тему «Моделирование развивающей.