что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу

Насыщенность РППС

Автор: Истомина Наталья Михайловна

Насыщенность и разнообразие РППС,

обеспечении занятости каждого ребёнка

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы»

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Насыщенная развивающая предметно – пространственная и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

При организации РППС необходимо учитывать:

ü гигиенические нормы площади на одного ребенка (норматив наполняемости групп);

ü наличие физкультурного и музыкального залов;

ü наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность детей на прогулке;

ü оснащенность групп мебелью, игровым и дидактическим материалом в соответствии с ФГОС;

ü наличие в дошкольной организации возможностей, необходимых для организации питания детей;

ü наличие в дошкольной организации возможностей для дополнительного образования детей;

ü наличие возможностей для работы специалистов, в том числе для педагогов коррекционного образования;

ü наличие дополнительных помещений для организации разнообразной деятельности детей.

РППС в младшем дошкольном возрасте

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания

РППС в среднем дошкольном возрасте

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

РППС в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. У детей изменяется психологическая позиция: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т.д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты

o разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе и на участке; должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.

o пространства обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей, от возможностей детей.

o возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.);

o наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители).

o наличие различных пространств; периодическую сменяемость игрового материала;

o разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;

o появление новых предметов.

o доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

o свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;

o исправность и сохранность материалов и оборудования.

o соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Опыт работы убеждает: многое можно сделать своими руками, проявив творчество, талант, фантазию в организации удобной, уютной, создающей радостное настроение, обеспечивающей психологический комфорт, располагающей к общению обстановки, в которой воспитывается и обучается ребенок. Разнообразные предметы, игрушки, игровые пособия подобраны с учетом возраста, интереса, задач воспитания и обучения. Предметно-пространственная среда спроектирована таким образом, чтобы была обеспечена занятость каждого ребенка и побуждала его к дальнейшим действиям.

В группе присутствует интересный игровой материал для насыщения деятельности и познавательной активности детей, где дети могут самостоятельно выбрать себе занятие по душе.

Яркими показателями деятельностно – возрастной организации РППС является сочетание центров среды в группе. Каждая деятельность служит у ребенка, как и у взрослого, удовлетворению каких-либо потребностей. Для удовлетворения потребностей ребенку необходимы объекты деятельности, в которых для него есть интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка. Соответственно информация, заложенная в РППС, побуждает ребенка к поиску достижения цели, применения уже имеющихся знаний, стимулируя его активность.

Ориентирами по подбору материала выступают основные направления развития ребенка – дошкольника, виды деятельности, области знаний.

Следует отметить, что игровой материал, развивающие пособия в достаточном количестве, без чрезмерного обилия, но и недостатка – т.е. в разумном оптимуме насыщения среды, которая информативна, сбалансирована, каждый элемент с педагогической ценностью. Обогащение материала и его разнообразие происходит в соответствии с периодом обучения и требованиями реализуемых программ.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна быть развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Подготовила воспитатель Истомина Наталья Михайловна.

Источник

Насыщенность РППС

Насыщенность Развивающей Предметно-Пространственной Среды. (РППС)

Принцип «Насыщенность» (Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе и на участке)

Насыщенность среды : среда должна соответствовать содержанию образовательной программы и возрастным особенностям детей.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям детей и содержанию Программы;

— Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

РППС – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством,материалами, оборудованием и инвентарем для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с возрастными особенностями, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей развития.

РППС должна обеспечивать:

— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников,экспериментирование с доступными детям материалами;

— двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх;

-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

-возможность самовыражения детей.

В нашей группе представлены 12 уголков. И сейчас мы вам подробно о них расскажем!

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАСЫЩЕННОСТИ в предметно-пространственной среде.

КНИЖНЫЙУГОЛОК

На данный момент, книжный уголок соответствует теме нашего проекта «Ребенок и книга». В нем представлены разные жанры художественной литературы (авторские сказки, сказки разных народов, рассказы, стихотворения, быль, поэмы), малые фольклорные жанры (загадки, ребусы, пословицы, поговорки, скороговорки), а также книги энциклопедической направленности, книги для самостоятельного чтения.

Все книги хорошо проиллюстрированы, что только способствует тому, что ребенок самостоятельно в свободное время может найти себе книги по интересам и по своим желаниям.

Книжный уголок в группе оформлен с учетом программных требований и возрастных, психологических (возможности и особенности восприятия, памяти, мышления, психомоторики), гендерных особенностей детей. Они отличаются информативностью и разнообразием тематики книг, что способствует удовлетворению разных интересов дошкольников. Созданный в группе книжный уголок способствуетразвитию у детей самостоятельности, инициативности, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности.

В книжном уголке, в едином пространстве, оформлен уголок продуктивной, театрализованной деятельности. Он представлен настольными театрами, масками для инсценировки сказок.

Театрализованная деятельность играет большую роль в формировании личности ребенка, помогает ему преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в нашей группе учитвидеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Рядом находится музыкальный уголок, ведь без музыки театр представить очень сложно.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК

СПОРТИВНЫЙ УГОЛОК

Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщении его к здоровому образу жизни.

ИЗО-УГОЛОК

А также демонстрационный материал, наглядные пособия, изделия городецких, хохломских мастеров, гжель.

УГОЛОК ПРИРОДЫ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Создан для расширения знаний о природе, развития любознательности, наблюдательности, позитивного отношения к природе, воспитания бережного отношения к растениям, животным.

Дети каждый день ведут наблюдения в уголке природы, ухаживают за комнатными растениями (поливают, рыхлят), наблюдают за ростом лука, а также закрепляют знания о часах, времени.

Уголок экспериментирования у нас представлен не в полном объеме.

У нас имеются книги, демонстрационный материал по технике безопасности, природный материал (камни, орехи, песок, семена, ткани и т.д). Но у нас недостаточно оборудования для проведения определенных экспериментов. Будем над этим работать, и к началу след.году для детей новой возрастной группы подготовим этот уголок в полном объеме.

УГОЛОК БЕЗОПАСНОСТИ

Этот уголок способствует развитию у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице.

Наш уголок мобильный, его можно перенести и развернуть на столе для самостоятельных игр (коврик «Городок»). На нем можно расставить знаки, соответствующие изображению на ковре. Тем самым, в игровой форме закреплять полученные знания.

Также здесь находятся транспортные средства, иллюстрации транспортных средств, пособия по правилам дорожного движения.

ИГРОВАЯ ЗОНА

Разделение игровой зоны для девочек и мальчиков ( так называемые «Царства»), хотя дети с удовольствием взаимодействуют друг с другом и играют в игры вместе.

Девочки, так как чаще осваивают роль мамы, то им ближе куклы, коляски, кроватки, кукольный домик, парикмахерская, магазин, больница…

На данном слайде Вы можете увидеть нашу «Парикмахерскую», где дети с удовольствием делают прически друг другу, или сами себе меняют образ.

А также у нас в Парикмахерской живет «Рапуся», это игрушка сделана своими руками, на ней дети закрепляют навыки плетение косичек.

А это «Царство» для наших девочек. Здесь они являются полноценными хозяйками и могут выбрать для себя игру по интересам…

А вот наше «Царство» мальчиков. Мальчики любят разбирать и собирать игрушки, изучать их строение, поэтому здесь представлены конструкторы разной формы и размера, комплексное оборудование «Мастерская», «Парковка», Конструктор «Городок», «Военная техника», огромное количество транспортных средств разного размера и вида.

УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ.

Хочется немного сказать о УГОЛКЕ УЕДИНЕНИЯ. Он у нас представлен в виде палатки, которая достается по требованию ребенка или если мы видим в этом необходимость. В этой палатке ребенок может уединиться с любимой игрушкой, с игрушечным телефоном, интересной книгой или просто помечтать. Мы знаем, что дети дошкольного возраста очень эмоциональны и впечатлительны, и легко подхватывают как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. Поэтому очень важно в группе иметь личное пространство, место уединения, где у ребенка появляется возможность уединиться, расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, почувствовать себя защищенным.

УГОЛОК ДЕЖУРНЫХ.

ИТОГ:

Насыщенность РППС предполагает наличие в группе разнообразных материалов, оборудования и инвентаря для всестороннего развития ребенка. Наша группа оснащена различным игровым и дидактическим материалом, который позволяет обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Среда нашей группы постоянно меняется, в зависимости от темы недели или проекта. А такжев групповом пространстве не должно быть перегруженности предметного материала, так как это затрудняет ребенку сделать выбор, рассеивает внимание.Таким образом, мы обеспечиваем сменяемость образовательной среды, делаем ее разнообразной и интересной для детей.

Источник

Характеристика современной развивающей предметно-пространственной среды

что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу. Смотреть фото что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу. Смотреть картинку что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу. Картинка про что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу. Фото что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу Анна Лесникова
Характеристика современной развивающей предметно-пространственной среды

Характеристика

1 насыщенность Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию ООП ДО. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.Оснащение образовательного пространства должно обеспечивать:

— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

— двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами

2 трансформируемость Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей

3 полифункциональность Полифункциональность материалов предполагает:

— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

— наличие в организации или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре)

4 вариативность Вариативность среды предполагает:

— наличие в организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

— периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5 доступность Доступность среды предполагает:

— доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

— свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

— исправность и сохранность материалов и оборудования

6 безопасность Безопасность среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования

Перечень материалов и оборудования для создания развивающей предметно-пространственной среды

Социально-коммуникативное развитие

Образные игрушки Среднего размера куклы. Игрушки, изображающие животных (домашних, диких) и их детенышей. Игрушки, изображающие сказочных персонажей, знакомых детям. Наборы игрушек для режиссерской игры (фигурки животных, куклы-голыши и пр.).

Предметыбыта Соразмерные куклам: наборы посуды, мебель, постельные принадлежности; устойчивые и крупные по размеру коляски, бытовая техника, доска для глажения, умывальник и пр.

Техника, транспорт Крупного и среднего размера машины (грузовые, легковые) на веревке, заводные машины, автобус, трамвай, крупная машина с сиденьем для ребенка и др.

Бросовые материалы и предметы-заместители Соразмерные руке ребенка детали строительных наборов (деревянные или пластмассовые круги, кольца, легкие безопасные бруски, дощечки разной формы и размеров и пр.); ткани и пр.

Ролевые атрибуты Руль, игрушечный набор «Доктор» и пр.

Атрибуты для уголка ряженья Цветные косынки, фартуки, шапочки и пр.

Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности Куклы-персонажи театра бибабо (кошка, собака, петух и пр., пальчиковые куклы; наборы игрушек среднего размера, изображающие знакомых героев сказок для настольного театра; карнавальные шапочки.

Познавательное развитие

Дидактические пособия и игрушки Дидактический стол. Пирамидки, вкладыши матрешки, стаканчики, шнуровки. Наборы, включающие «удочки» с магнитами или крючками. Всевозможные игрушки с крючками, разнообразные по размеру и форме волчки и пр. Разноцветные кубы, цилиндры, конусы, предназначенные для сортировки и подбора их по цвету, форме, величине. Настольно-печатные игры. Наглядные пособия, иллюстрации художников.

Игрушки и оборудование для экспериментирования Игрушки и оборудование для экспериментирования с песком, водой и снегом (плавающие игрушки из пластмассы, резины, дерева; сачки, лопатки, совки, различные формочки, сита). Разноцветные пластиковые мячики и пр. Непромокаемые фартуки. Народные игрушки-забавы. Динамические игрушки, каталки (в том числе с двигательными и шумовыми эффектами).

Строительные материалы и конструкторы Наборы строительных материалов, конструкторы типа Лего с крупными деталями.

Речевое развитие

Библиотека, аудиотека Детские иллюстрированные книги (с плотными страницами). Аудиозаписи с произведениямифольклора.

Художественно-эстетическое развитие

Материалы и оборудование для художественно-продуктивной деятельности Бумага разного формата, величины, цвета, фактуры. Мольберты, кисти №№ 10 и 12, штампы, краски (гуашь, цветные карандаши (мягкие, фломастеры с толстым цветным стержнем, черный жировой карандаш, восковые мелки и пр. Глина, пластилин, массы для лепки, клеенки, салфетки матерчатые.

Музыкальное оборудование и игрушки Фортепиано (в музыкальном зале, барабаны и бубны, колокольчики, бубенчики, металлофон.Детская фонотека: записи народной музыки в исполнении оркестра народных инструментов; веселые, подвижные и спокойные короткие фрагменты записей классической музыки разного характера.

Физическое развитие

Физкультурное оборудование 2-3 пролета гимнастической стенки; валики для перелезания; прозрачный туннель, обруч для пролезания; дуги-воротца для подлезания (высота 40 см.); корзина, вожжи с бубенцами, мячи разных размеров, кегли. Гимнастическая скамейка.

Оздоровительное оборудование Оздоровительный модуль (массажные коврики и дорожки,коврики разной фактуры и пр.). Оборудование для воздушных и водных процедур.

что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу. Смотреть фото что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу. Смотреть картинку что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу. Картинка про что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу. Фото что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доуБлагоустройство развивающей предметно-пространственной среды прогулочного участка в ДОУ Все может превратиться в красоту… Когда не будет сердце равнодушным И сделать явью детскую мечту, И место для прогулок самым лучшим.

что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу. Смотреть фото что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу. Смотреть картинку что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу. Картинка про что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу. Фото что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доуОформление предметно-пространственной развивающей среды. Книжный уголок Для того чтобы сформировать у детей положительное отношение к книге, к чтению необходимы книжные уголки. Книжный уголок должен удовлетворять.

что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу. Смотреть фото что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу. Смотреть картинку что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу. Картинка про что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу. Фото что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доуОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу. Смотреть фото что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу. Смотреть картинку что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу. Картинка про что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу. Фото что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доуОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу. Смотреть фото что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу. Смотреть картинку что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу. Картинка про что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу. Фото что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доуОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу. Смотреть фото что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу. Смотреть картинку что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу. Картинка про что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доу. Фото что означает насыщенность развивающей предметно пространственной среды доуПедсовет «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ». Фотоотчет В последних числах января в нашем детском саду, согласно годового плана работы, состоялся педагогический совет на тему «Моделирование развивающей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *