что означает название города каргополь
Каргополь: почему «умер» процветающий русский город
Топкое место в лесу
Русские города с названиями, содержащие в себе «поль», например, Севастополь, Тирасполь или Симферополь, получили их в большинстве случаев в царствование Екатерины II и ее внуков, Александра I и Николая I, когда вся Европа переживала увлечение культурой древней Греции. Но с Каргополем все сложнее.
Название появилось задолго до увлечения греческой модой, оно упоминается еще в XV веке, а «поль» в нем означает вовсе не город, а просто «русское поле». Но откуда взялась «карго»?
Вопреки первой, возникающей при этом слове ассоциации, лингвисты видят здесь не старую ведьму, а медведя (на финском «каргу») и «ворону» (на тюркских языках «карга»). В этом свете, Каргополь переводится либо как «Медвежье», либо как «Воронье поле». Существуют и другие версии: на реке Онеге, где стоит Каргополь, словом «карга» называют каменистый берег, заливаемый водой. Немецкий языковед Макс Фасмер также под «карга» понимал «топкое место в лесу», а Даль – «хрящеватое, ровное дно озера». Что есть, то есть – болот и топей в окрестностях Каргополя хоть отбавляй.
Когда-то Каргополь являлся узловым центром северных торговых путей. Братался с Господином Великим Новгородом, немного сторонился амбициозной Москвы Ивана III. Иоанн IV даровал местным купцам монопольное право на торговлю рыбой и солью с Белого моря. К началу XVII века город стал одним из ключевых торговых центров Московии, который влиял на всю экономику России.
В это время в Каргополе сформировалась уникальная школа зодчества: знаменитый искусствовед и реставратор Игорь Грабарь в XX веке напишет о каргопольских храмах, что они способны «соперничать с дворцами раннего флорентийского Возрождения по изысканности пропорций и вкуса».
В годы смуты Каргополь трижды штурмовали поляки, но город выстоял. Каргопольцы отличались особым характером – не случайно, что выходцы из Каргополья при первых Романовых отправлялись на освоение новых восточных территорий – Урала и Сибири. Уже в XIX веке собиратель русских былин Александр Гильфердинг так охарактеризует местных жителей: «Народа добрее, честнее и более одаренного природным умом и житейским смыслом я не видывал; он поражает столько же своим радушием и гостеприимством, сколько отсутствием корысти».
Вероятно, Каргополь мог стать одним из великих русских городов, но история смирила каргопольцев. Сначала Петр I, который никогда не отличался любовью к Русскому Северу, сделал ставку на Балтику. Это отрезало город от главных торговых магистралей. А затем, в 1765 году, Каргополь почти полностью уничтожил небывалый пожар.
Каргопольцы долгое время уповали на визит Екатерины II, который мог дать импульс к возрождению города, но императрица так и не посетила Каргополье. Правда, в 1781 году Екатерина утвердила герб Каргополя в виде пылающего барана. Смысл этого символа так и остался неразгаданным.
Историки говорят, что якобы у жителей Русского Севера был особый обряд – «баранье воскресение», когда барана приносили в жертву Илье-пророку, и герб несет в себе идею самопожертвования и возрождения из пепла. Но некоторые комментаторы видели в «огненном овене» знамение окончательного упадка некогда великого Каргополья.
Ближайшая железнодорожная станция к нынешнему Каргополю находится в 80 км. Город, которые еще в XVII веке британские послы называли одним из самых крупнейших и процветающих на Русской Земле, спрятался от нового мира непроходимыми лесами. Город-затворник живет в изгнании уже несколько столетий; тихо спивается и смиренно ожидает смертного часа. Вместе с ним может уснуть и надежда на истинное русского возрождение, «баранье воскресение». Вместе с ним может угаснуть искра, питающая то, что называют русской душой.
Город Каргополь: история и достопримечательности. Справка
Каргополь – город в России, административный центр Каргопольского муниципального района в Архангельской области вблизи ее границы с Вологодской областью и Карелией.
Каргополь – один из древнейших городов Российского Севера. Когда именно был основан Каргопольский посад, историки ответить затрудняются. Ряд исследователей выдвигает предположение, что город основан в XI‑XII веках. В 1785 году Гаврила Романович Державин, находясь в должности губернатора Олонецкого края (губернским городом являлся Петрозаводск) посетил Каргополь и обнаружил в одном из монастырей рукопись. В ней говорилось, что белозерский князь Вячеслав, разбив «чудь белоглазую» (финно‑угорские племена), нашел «поле для отдохновения», назвал оное «Каргиным полем», учредил на нем свой «стол» и поставил острог. Изучение других документов о походе на «чудь» и позволило установить дату вероятного основания Каргополя – 1146 год. Вплоть до конца XIV века какие‑либо письменные упоминания о городе отсутствуют.
В XV веке Каргополь становится укрепленным городом и ведет активную борьбу на стороне Новгорода против усиления влияния Москвы на севере. Во время царствования Ивана Грозного, в 1565 году, Каргополь зачисляется в 19 «царских городов», которые обеспечивали содержание опричнины. Интересен тот факт, что Каргополь получил официальный статус города лишь в 1613 году, хотя впервые назван таковым в документах XIV века.
В 1612‑1614 годах Каргополь трижды осаждался польскими войсками. Нападавшие не достигли в этом деле никакого успеха, а жителям города за заслуги перед Отечеством была дарована царская «Похвальная Грамота». В XVIII веке, с выходом России на Балтику, Каргополь начинает терять свое торговое и стратегическое значение и к 1776 году становится уездным городом Олонецкой провинции Новгородской губернии.
Достопримечательности города
Христорождественский собор (1552‑1562) – древнейшее каменное здание в городе. Возведение главного собора Каргополя относится к царствованию Ивана Грозного. Собор должен был символизировать богатство и величие торгового города. Место для него выбрано прекрасное: на берегу раздольной Онеги, на центральной площади, которая так и называлась Соборная. Древняя часть собора отражает характерные черты русского каменного зодчества XVI века – монументальность, простоту и выразительность. Изначально собор имел строгую кубическую форму, потом в XVII веке были пристроены северный (Алексия и Филиппа) и южный (Спасский) приделы, а после пожара 1765 года – паперть с запада. После пожара в Христорождественском соборе был также установлен огромный пятиярусный иконостас, которым можно любоваться и сегодня. Замечательный образец декоративно‑прикладного искусства XVIII века по своей композиции, архитектурным деталям и динамичному резному убору иконостас восходит к лучшим образцам церковного искусства. Главная храмовая икона Рождества Христова XVI века находится в Государственном Русском музее. Из росписи собора сохранился лишь фрагмент фрески на западной стене с изображением страшного суда. Собор до сих пор не исследован и хранит множество загадок для архитекторов, строителей, археологов, искусствоведов, краеведов. Сегодня собор входит в состав Каргопольского историко‑архитектурного и художественного музея‑заповедника.
Двухъярусная Соборная колокольня (1772‑1778) построена при императрице Екатерине, по указу которой Каргополь, как и ряд других северных городов России, получил регулярный план. В соответствии с этим планом структура города была подчинена прямоугольной сетке улиц, параллельных реке Онеге. Колокольня была ориентирована на одну из поперечных улиц, выходящих к реке. Однако эта ось оказалась не связанной со сторонами света, которым, согласно канону, подчиняется церковная архитектура. В результате крест на колокольне оказался ориентированным не на восток, а на юго‑восток, вызывая недоумение и противореча трем расположенным в непосредственной близости церквям. В таком виде колокольня простояла с 1778 по 2001 год, когда в неправильно ориентированный крест внезапно ударила молния. Колокольня частично обрушилась, но уже в 2004 году была восстановлена в прежнем виде. Интересен тот факт, что колокольня относилась к Христорождественскому собору, но на ней висели колокола четырех церквей, стоящих на площади, – для каждой церкви звонили свои колокола. Высота трехъярусной колокольни 61,5 метр.
Благовещенская церковь, построенная в 1692 году, исключительно привлекательна благодаря потрясающему разнообразию размеров, форм и особенно богатству отделки окон и наличников. Как и в некоторых московских храмах XVII века, все фасады Благовещенской церкви отличаются друг от друга: ни одно из 30 с лишним окон не повторяет другое. Стены церкви сплошь украшены белокаменными узорами, особенно с восточной стороны. Про южную стену художник Игорь Грабарь писал, что она «может соперничать с дворцами раннего флорентийского Возрождения по изысканности пропорций и вкусу, с которым разбросаны по ней узорчатые пятна окон». Узорный карниз, нарядные оконные наличники, подвесные гирьки в пролетах некоторых окон и кружево железных кованых решеток в них при мерцании пятен света и тени, создаваемых сочетанием выступающих и отступающих вглубь деталей орнамента, ‑ все это придает церкви вид какого‑то сказочного дворца.
Церковь Иоанна Предтечи была построена непосредственно перед пожаром в 1751 году. Это самый большой в городе по высоте (35 м) и внутреннему объему одноэтажный трехсветный храм. Церковь Иоанна Предтечи отличается скромным декором, восьмиугольными окнами, завершением трех алтарных апсид в виде кокошников (бочек), необычной формой куполов ‑ с двумя барабанами и двумя луковками, что не характерно для архитектуры Севера. В 1996 году к 850‑летию города церковь Иоанна Предтечи была передана русской православной церкви. 7 июля 2005 года была совершена первая после закрытия храма Божественная литургия.
Воскресенская церковь, построенная в XVII веке, – единственная в городе, сохранившая позакомарное покрытие ‑ полукруглые арочные завершения стен и внутренних сводов храма – закомары. Каменные узоры на окнах не повторяются, так как выполнялись они, как правило, разными мастерами, и каждый старался преуспеть в каменносечной хитрости, как на Каргополье называли обработку камня. Тесное расположение пяти главок Воскресенской церкви, традиционно символизирующих Иисуса Христа и евангелистов, определяет сходство с Успенским собором в Кремле – признак влияния московской культуры. От центральной апсиды в восточной, алтарной, части отходит трещина, разорвавшая толщу стен и сводов храма. Древние мастера не могли полностью учесть будущих подвижек почвы под основанием церкви, поэтому дополнительно скрепляли стены горизонтальными коваными из железа тяжами (стяжками). Такие строительные детали можно увидеть и на других храмах города.
Церковь Рождества Богородицы, построенная в 1680 году с колокольней 1844 года – единственный действующий приход в городе. Церковь была построена на средства купцов Андрея и Климента Пометяевых. В народе церковь получила название «предивная» за ее изящность, миниатюрность и белокаменную резьбу.
Церковь Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев построена в 1814‑1816 годах на деньги выходца из Каргополя петербургского купца Степана Копосова. По преданию, освящение церкви приурочили к проезду через Каргополь в Архангельск Александра I в августе 1819 года. Церковь Зосимы и Савватия – последнее крупное сооружение города. Каменная церковь построена в новом классическом стиле. Пространственная композиция здания проста ‑ это вытянутый по продольной оси прямоугольник, составленный из объемов храма и трапезной. Храм увенчан массивным круглым барабаном, обработанным колоннадой, и перекрыт плоским куполом. И хотя эта церковь построена в соответствии с законами ордерной архитектуры, в ней сказались и местные традиции: прямо на кровле трапезной поставлена маленькая колоколенка именно так, как ставили звонницы народные мастера на деревянных церквах‑часовенках. Эффектно выглядит подкупольное пространство храма – это великолепный зал, напоминающий парадные залы русских усадеб того времени. Сегодня здесь находится филиал Каргопольского государственного историко‑архитектурного и художественного музея, где устраиваются различные выставки и проводятся выступления фольклорных ансамблей.
Особенность церквей города Каргополь в том, что все они белого цвета.
Помимо многочисленных культовых сооружений в Каргополе сохранилось довольно большое число интересных купеческих особняков. В некоторых из них торговля ведется и сегодня.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Каргополь — старинный северный город
Приезжая в старый северный город Каргополь, погружаешься в его тихую, спокойную, размеренную жизнь. Широкая река, по берегам которой раскинулся деревянный городок. Возвышающиеся над всеми строениями белые стены и купола старинных зданий. Поперечные улочки короткие, одним концом упирающиеся к реке, другим — в поле. Таков Каргополь.
Каргополь едва ли не ровесник Москве. Первоначальное поселение относится к XI-XII векам. Было ли это чудское поселение, или русское, входившее в состав Белозерского княжества, или на глади Онеги появились поселились новгородцы, этих первопроходцы Севера, — до сих пор точно не известно. В середине XX века по берегам рек Свидь и Онега, озёр Воже и Лаче проводились археологические раскопки. Они показали, что местность близ современного Каргополя была обжита ещё задолго до основания города. Первые люди появились тут около шести тысяч лет назад, то есть в четвертом тысячелетии до нашей эры, в период неолита. На стоянках найдены следы предметов домашнего обихода и промысловых орудий: черенки глиняной посуды, гарпуны, роговые и костяные рыболовные крючки, наконечники стрел, скребки, топоры, долота. Также обнаружены остатки погребений.
Вид на Каргополь
По археологическим находкам учёные сделали вывод: культура, сложившаяся в районе озёр Лаче, Воже, Кенозеро и верховьев Онеги, имеет много отличий от курельской, печорской, беломорской и других, близких по месторасположению культур. Её назвали каргопольской. Существовала она в период от 4000 до З000 лет до нашей эры.
Медвежья сторона и Воронье поле
«Каргополь» звучит необычно, даже немного по-античному. По одной из версий, название города происходит из греческого языка («поль», «полис» — «город» по-древнегречески). На Руси, поддерживавшей связи с Византией, знали греческий язык. Возможно, имя города означает «корабельная пристань». Вторая версия утверждает, что в основе топонима лежат финские слова «кархун-пуоли», что значит «медвежья сторона». Есть даже легенда. Некий князь, заблудившись в лесу во время охоты, встретил медведя. Дикий зверь уже готовился растерзать охотника, как вдруг явился старец — и зверь упал замертво, не причинив никакого вреда князю. Последний на месте своего чудесного спасения велел заложить город.
Есть и третья версия, а точнее даже легенда, рассказывающая о том, как возник и почему так называется город Каргополь. Якобы эти земли населяли племена чудь. Они нападали на белозерские селения, грабили и сжигали их. Так продолжалось, пока в 1146 году князь Вячеслав, собрав войско, не отразил нападение чуди и не отогнал их к берегам Белого моря. Возвращаясь с похода, князь с войском вышли к большому полю. Оно все было усеяно сидевшими на земле воронами. Этих птиц в просторечии называли каргами. Оттого и назвал князь это место Каргиным полем. Решил Вячеслав основать здесь город, который так и назвал — Карго поле, или Воронье поле. 1146 год и был официально признан датой основания Каргополя. Хотя первое летописное упоминание о городе относится к 1380 году.
В древнем Каргополе был деревянный острог — хоть и маленькая, но крепость на северных окраинах Руси. По сохранившимся источникам ученые делают вывод, что в XVII-XVIII веках в Каргополе были крепостные укрепления. От них до сих пор сохранились полузаросшие земляные валы в северо-восточной части города. Валы замыкали с трёх сторон небольшой квадратный острог. Место это и сейчас называют Городок, Вал, Валушки. Берег Онеги у Каргополя низкий, приметных возвышений нет. Поэтому вал был насыпан на ровном месте, а на валу поставлены деревянные стены с башнями. Сейчас Валушки — просто городской квартал, обнесенный поросшей травой насыпью, из-за которой выглядывают крыши домов.
Были ли в городе крепостные укрепления до начала XVII века, точно не ясно. Письменные источники называют даты строительства трёх крепостей: 1612, 1632 и середина 1660-х годов. Археологические раскопки показали, что остатки крепостных сооружений в северо-восточной части города относятся, самое раннее, к концу XVI века.
XIV-XIX века
В XIV веке под городом и в округе возникают первые монастыри: Строкинская пустынь на Козьем болоте, основанная иноком Вассианом (позднее Спас-Каргопольский монастырь), Кирилло-Челмогорская пустынь. В это же время, по преданию, Иоанном (или Ионою) Волосатым близ города был основан Успенский монастырь, позже ставший женским. В 1453 годом возник Александро-Ошевенский монастырь. Появление монастырей говорит о росте города и его значении как центра обширных земель.
Христорождественский собор в Каргополе
Значение Каргополя как административного и торгового центра Онежской земли предполагало наличие в городе основных административных учреждений. Здесь хранилась «государева казна», поступления в которую шли со всех волостей уезда. О былом богатстве Каргополя напоминают величественные каменные храмы.
С падением Новгорода власть над северными землями переходит к Московскому княжеству. В XVI веке город быстро растет и богатеет. Возводится новый острог, застраивается посад. Возвышением своим Каргополь обязан выгодному экономическому и географическому положению. В нём пересекались пути из Новгорода в Двинские земли и из Вологодских и Белозерских земель в Поморье. Через Каргополь идет торговля солью и рыбою из Поморья. Царские грамоты давали городу привилегии в торговле солью, вологжане же и белозерцы не имели права ездить к морю и должны были покупать соль в Каргополе. Этим правом злоупотребляли каргопольские купцы, подмешивая в соль известку — «кардеху», на что жаловались царю вологжане и белозерцы.
В завещаниях московских великих князей и царей Каргополь упоминается в числе значительных владений. В духовном завещании Ивана III сыну Василию отдается «Великий Новгород со всеми с пятью пятинами, с волостьми и с погосты… Да сыну же своему Василию даю Заволотцкую землю всю, Онего и Каргополе, и все Поонежье, и Двину, и Вагу, и Кокшенгу, и Вельской погост, и Колмогоры, и всю Двинскую и Заволотцкую землю…». По этому же образцу составлена и духовная грамота Ивана IV сыну Ивану. При Иване Грозном, в опричнину, царь взял Каргополь «на свой особной обиход».
В 1612 году к Каргополю подошли польско-литовские войска и начали осаду города. Каргопольцы отбили три штурма и разгромили врагов. Атаки на город повторились в 1613, 1614 и 1615 годах. Но только при штурме 1615 года Каргополь пал.
Соборная площадь Каргополя
Фото: commons.wikimedia.org
В XVII-XVIII веках в Каргополе процветает торговля солью, рыбой, салом морского зверя. Возводятся новые храмы, расширяется посад. Город управляется воеводами, в ведении которых находилось все Поонежье (так назывались земли по реке Онеге, в отличие от Обонежья — земель по берегам озера Онего). В годы Северной войны в город был назначен комендант, а сам Каргополь некоторое время находился в ведении Адмиралтейства. По административному делению город принадлежал попеременно к Ингерманландской, Санкт-Петербургской, Новгородской губерниям. В 1776 году Каргополь стал уездным городом Олонецкой провинции Новгородского наместничества, с 1801 года — Олонецкой губернии. В царствование Екатерины II у Каргополя появился герб: агнец лежит на пылающем костре.
Архитектура города
В XVIII веке Каргополь потерял своё торговое значение. Но именно в это время сформировался архитектурный облик города. На Соборной площади стоял Христорождественский собор. Возле него возвышалась колокольня. Окружало их древнее кладбище. Рядом находился торг, базар, собиравшийся по понедельникам. Сюда, к каргопольскому торгу, подводили все пути, по которым приходили и приезжали люди из ближних и дальних мест. Водный путь проходил по реке Онеге. Сухопутных же путей было несколько. С севера шёл Архангельско-Онежский тракт, с востока через реку переходил Важский путь, с юга и запада, сходясь у города, — Вытегорский и Пудожский тракты. Все дороги заканчивались в одной точке — на Соборной, или Торговой, площади. Это и послужило основой планировки города и создания городского центра не у крепости, которая в XVIII веке обветшала и разрушилась, а на посаде, у торга. На площади возле главной святыни города — собора — возникли новые каменные здания.
В 1732 году возвели каменную Входиерусалимскую церковь, которая до наших дней не дошла. Церковь была двухэтажной, кубической формы, увенчанная пятью главами на тонких вытянутых барабанах. Стояла она к востоку от собора. В 1740-1751 годы построили церковь Иоанна Предтечи, недалеко от Входиерусалимской, ближе к главной улицы (ныне улица Октябрьская).
В 1765 году в Каргополе случился страшный пожар. Сгорело семь каменных, две деревянные церкви, административные здания, торговые ряды, до трехсот домов. Пожар уничтожил и стоявшую неподалеку соборную колокольню. Какова она была, мы не знаем, известно только, что на ней были часы «с лунным течением». Новая колокольня стала отстраиваться вскоре после пожара — она и возвышается сейчас в центре города.
Промышленное развитие мало коснулось Каргополя. Северная железная дорога прошла в стороне — в 78 км. Может быть, и хорошо, что железная дорога обошла Каргополь, и он, как и множество других малых российских городов, остановился в своем развитии — до сих пор тут нет ни многоэтажных зданий, ни крупных промышленных предприятий, и можно увидеть, какой была Россия сто лет назад.
Интересные факты
Отдельного упоминания заслуживает каргопольский купец Александр Андреевич Баранов. Этот известный промышленник в 1790 году занял пост первого правителя Русской Америки по предложению Г. Шелихова, одного из организаторов Северо-Восточной (впоследствии Российско-Американской) компании. Взяв на службу молодого мещанина из Тотьмы Ивана Александровича Кускова, Баранов отправился на Аляску и в 1796 году на острове Ситха основал официальную столицу русских владений — Ново-Архангельск, где и обосновался на постоянное место жительства.
Снова на Север! Каргополь. История и достопримечательности
Каргополь. История
Во время царствования Ивана Грозного, в 1565 году, Каргополь зачисляется в 19 «царских городов», которые обеспечивали содержание опричнины. Это наглядно демонстрирует тот факт, что в 16-м веке Каргополь являлся одним из крупнейших торговых центров России. Английский посол в Москве писал в 1588 году, что «. главные города России суть: Москва, Новгород, Ростов, Владимир, Псков, Смоленск, Ярославль, Переяславль, Нижний Новгород, Вологда, Устюг, Холмогоры, Казань, Астрахань, Каргополь, Коломна». Торговые связи Каргополя были очень разнообразны благодаря удобному расположению на пересечении торговых путей и мощной крепости (сохранились лишь земляные валы, так называемые Валушки).
В 1612-1614 годах Каргополь трижды осаждался польскими войсками. Нападавшие не достигли в этом деле никакого успеха, а жителям города за заслуги перед Отечеством была дарована царская «Похвальная Грамота».
В 18-м веке, с выходом России на Балтику, Каргополь начинает терять свое торговое и стратегическое значение и к 1776 году становится уездным городом Олонецкой провинции Новгородской губернии. В 19-м веке Каргополь уже маленький глухой городок с населением 2680 человек по переписи 1897 года. И лишь великолепные белокаменные храмы, возвышающиеся над деревянными домами, напоминают сейчас о его былом величии».
Каргополь. Достопримечательности
В начале XX века в Каргополе было два десятка храмов, два монастыря. Современный город сохранил 11 храмов, которые своим величием определяют облик Каргополя и напоминают о былом значении города.
В центре города, на Новой торговой (Советской) площади, расположены наиболее монументальные сооружения. Сама площадь носит удивительно неофициальный характер, являя собой большую зеленую поляну, на которой тут и там обосновались практиканты художественных училищ.
В летнее время собор, имеющий статус музея, доступен к осмотру изнутри. Интерьер его оставляет грустное впечатление, как вид любого жилища, покинутого хозяевами. И все же побывать в соборе стоит. Именно благодаря музейному статусу собор сохранил иконостас и некоторые иконы. Хрестоматийной достопримечательностью является огромная железная рука, торчащая из стены центрального барабана. Когда-то она держала цепь, на которой было подвешено паникадило. Также в соборе хранятся сегменты расписных деревянных «небес», привезенные сюда из деревянных храмов со всей Архангельской области.
Храм передан Церкви еще в 1996 году, но службы в нем до недавнего времени не проводились, да и сейчас не регулярны. Хотя здание находится в хорошем состоянии, храм совершенно лишен внутреннего убранства. Иконостас обозначен лишь несколькими бумажными иконками на фанерных щитах, огромное пространство храма начисто лишено икон, из-за чего он выглядит сиротливо и пустынно.
В ансамбль центральной площади города, помимо Христорождественского собора и храма Иоанна Предтечи, входят миниатюрная Введенская церковь и соборная колокольня. О колокольне стоит рассказать особо.
Она построена при императрице Екатерине, по указу которой Каргополь, как и ряд других северных городов России, получил регулярный план. В соответствии с этим планом структура города была подчинена прямоугольной сетке улиц, параллельных реке Онеге. Колокольня была ориентирована на одну из поперечных улиц, выходящих к реке. Однако эта ось оказалась не связанной со сторонами света, которым, согласно канону, подчиняется церковная архитектура. В результате крест на колокольне оказался ориентированным не на восток, а на юго-восток, вызывая недоумение и противореча трем расположенным в непосредственной близости церквям.
В таком виде колокольня простояла с 1778 по 2001 год, когда в неправильно ориентированный крест внезапно ударила молния. Колокольня частично обрушилась, но, как ни странно, уже в 2004 году была восстановлена в прежнем виде.
При всем богатстве культовых построек, действующих храмов в Каргополе только два. Помимо уже упомянутого храма Иоанна Предтечи, это небольшая церковь Рождества Богородицы конца XVII века, которая является главным приходским храмом города.
Рядом с церковью Рождества Богородицы находится маленькая, удивительно трогательная по пропорциям и осевой композиции последовательно увеличивающихся объемов Никольская церковь середины XVIII века. Здесь же, чуть южнее расположена красивейшая церковь Благовещения, фасады которой украшают 30 не повторяющихся окон. К сожалению, в последние годы церковь скрыта в лесах и для осмотра не доступна.
Стоит обратить внимание на Воскресенскую церковь конца XVII века, расположенную к северо-востоку от центра города. Особенно выигрышно она сморится в хорошую погоду, когда солнечный свет выявляет богатую пластику ее стен. Позакомарное покрытие, огромные луковичные главы на широких световых барабанах придают ей неприступный и монументальный облик.
Неподалеку от Воскресенской церкви, на ул.Архангельской, дом 5, расположен центр народных ремесел «Берегиня». За весьма скромную плату здесь можно посетить мастерскую традиционной каргопольской глиняной и тряпичной игрушки, осмотреть работы учащихся школы народных ремесел, наглядно ознакомиться с механизмом работы ткацкого станка, узнать много интересного о местных обычаях, а напоследок приобрести понравившиеся игрушки на память.
И последний штрих к портрету Каргополя: из совершенно плоского и ровного берега реки Онеги, на расстоянии 10-20 метров от русла, бьет серия очень мощных ключей со значительной глубины. Ключи эти чрезвычайно чисты и, к тому же, не замерзают даже в самые суровые морозы, которые здесь не редкость. Над частью из этих ключей сооружен крытый деревянный павильон с широкими проемами в полу и перилами – прачечные, которые по сей день активно используются местными хозяйками для полоскания белья.