что означает название первого поэтического сборника радуница
Темы, образы и мотивы раннего (сборник «Радуница») С.Е. Есенина
«Радуница» — первый сборник стихотворений Сергея Есенина, который был выпущен в 1916 году. В основе названия заложен православный праздник. Однако праздник не отличается счастьем, ведь он представляет собой день поминовения усопших. Центральной темой раннего поэта становится любовь к Родине и рассуждение на тему взаимодействия крестьян. Автор неоднократно подчёркивает и то, что православие никогда не будет существовать в чистом виде в России, ведь крестьянам присуще соблюдать языческие обряды, верить в приметы, вроде проводов зимы и сожжения чучела. Здесь Есенин подчёркивает и противоречия, которые нередки в российском обществе.
Характерной чертой данного сочинения становится и акцент на красоте русской природы, великолепии и разношёрстности народа, который одновременно объединён общим делом, но в то же время представляет собой неповторимую личность, хотя и простую с точки зрения «власти».
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Есенин был безгранично влюблён в Константиново, находившееся в Рязанской области. Поэт провёл там детские годы в окружении ближайших родственников. Первый сборник именно поэтому описывает красоты этого места. Немногие знают, но в юности Сергей Есенин покинул родные полюбившиеся края ради славы. Однако он ни на секунду не забывал родные просторы.
«Радужница» — воплощение не просто «раннего» Есенина. Это оплот и фундамент становления его как личности. Это сборник, который представляет собой некую дань памяти уважения к людям, населявшим малую Родину поэта. Справедливости ради, Есенин, как и ряд других авторов, начал свой литературный путь с описания событий детства. Только после длительного проживания в исторической и современной столицах России его стихотворения окрасятся красками любви, переживаний и боли. Тонкая душевная натура стремилась выразить в перехворать сборнике восторг, счастье. Так, примечательно стихотворение «С добрым утром», где поэт акцентирует внимание на красоте неприметного с первого взгляда куста крапивы.
Встречаются в стихотворениях и религиозные ноты. Крестьяне жили по православному календарю, который в сознании людей был неразрывно связан с законами природы. Лес становится у Есенина храмом, деревья облачаются в монашескую ризу, синева укрывает Россию, словно Богородица своим амофором. Иными словами, маленькая и ветхая деревенька, где господствует, фактически, примитивная форма жизни, становится раем, воплощает в себе все самое прекрасное, что только способен увидеть и воспринять человек.
Таким образом, Родина для раннего Есенина — Константиново, которое отражает быт крестьян, их взаимодействие с религией и природой. Для поэта это был ранний этап творчества, отличающийся душевной чистотой и спокойствием. Последние «характеристики» будут существенно искажены, когда поэт Сергей Есенин начнёт проживать в Москве и Петербурге.
Что известно о первых сборниках стихотворений Есенина?
Что известно о первых сборниках стихотворений С. Есенина?
По признанию самого Есенина, стихи он начал писать «до 8 лет». Первый сборник стихов был издан в 1916 г., назывался он «Радуница». Это слово имеет несколько значений: 1) название весеннего народного обряда – вешних (весенних) поминок; 2) название всей первой послепасхальной недели; 3) молодежный праздник на послепасхальной неделе; 4) радуница как производное от «радость, радушие».
Последнее из названных значений этого слова звучит в заключительном стихотворении книги, пронизанном оптимизмом, радостью и верой в благоволение небес:
Чую радуницу Божью –
Не напрасно я живу.
Прослеживают и литературное происхождение названия первой книги: радуница – радуга, связывая это понятие с эссе Блока «Краски и слова». О «Радунице» рецензент писал, что «уже в этой детской книжке внимательный слух отыщет задатки будущего, кроткого и сильного голоса».
Следующая книга называлась «Голубень» (1918). Это существительное, возможно, производное от слова голубой. В отличие от существующего в языке слова «голубизна», в значении нового слова присутствует дополнительный оттенок – что-то близкое и слову «голубь». Это птица, в виде которой, по преданию, является Дух Божий. Религиозная символика характерна для стихов этой книги. В первом стихотворении упоминается «пашня голубая», а в другом герой мечтает о «голубиных облаках» («За темной прядью перелесиц…»), ему чудится «нежный отрок В голубином крыльев плеске»
(«Колокольчик среброзвонный…»). В стихотворении, давшем название книге «Голубень», в образе осеннего вечера подчеркивается его голубизна: «заголубели долы», он «полощет Водою белой пальцы синих ног».
В том же году была издана книга – «Преображение». Основное значение слова – название церковного праздника (Преображение Господне). В этом смысле звучат строки: «Зреет час преображенья Он сойдет, наш светлый гость…». Однако в целом стихи этой книги, в которой масса реминисценций, мотивов, образов из Священного писания, далеки от истинной религиозности. Вместе с тем название книги воспринимается читателем и в нарицательном смысле, как более архаичный, из «высокого», поэтического стилистического ряда синоним слова «изменение в лучшую сторону». Своеобразное соединение, вернее, двузначность «преображения» – в небесах и на земле, в судьбе самого героя – прозвучала в стихотворении «Разбуди меня завтра рано…»: «Я пойду за дорожным курганом Дорогого гостя встречать» – «Говорят, что я скоро стану Знаменитый русский поэт».
Презентация по литературе к уроку «Радуница»- есенинская Россия. 11 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Сергей Есенин Никитина Светлана Александровна Учитель русского языка и литературы МБОУ «Петровская школа №1»
«Радуница» 1916г Сборник «Радуница» объединяет впечатления детских, отроческих и юношеских лет. Он вышел в Петербурге тиражом 930 экземпляров. Первый сборник стихов поэта сразу сделал его знаменитым.
«Радоница»(у Есенина – радуница) – день поминовение усопших, по большей части понедельник, а в некоторых местах вторник первой после пасхальной недели,т.н. Фоминой. Слово «радоница» значит блестящая, просветленная. Это наименование приличествует первым весенним дням. Православный богословский энциклопедический словарь»
Книга «Радуница» стала библиографической редкостью, а стихотворения, входившие в неё, рассыпаны по другим сборникам. В «Радунице» Есенин напечатал их в таком порядке: I. Русь «Микола», «Инок», «Калики», «Не с бурным ветром тучи тают», «Задымился вечер, дремлет кот на брусе. «, «Гой ты, Русь, моя родная. «, «Богомолки», «Поминки», «Шел господь пытать людей в любови. «, «Край родной! Поля как святцы. «, «Улогий», «В хате», «Выть», «Дед», «Топи да болота. «. II. Маковые побаски «Белая свитка и алый Кушак. «, «Матушка в купальницу по лесу ходила. «, «Кручина», «Троица», «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха. «, «Ты поила коня из горстей в поводу», «Выткался на озере алый свет зари. «, «Туча кружево в роще связала. «, «Дымом половодье», «Девичник», «Сыплет черемуха снегом. «, «Рекруты», «Край ты мой заброшенный. «, «Пастух», «Базар», «Сторона ль моя, сторонка», «Вечер», «Чую радуницу божью. «.)
Сборник стихов «Радуница» не однороден. На первом плане в книге Русь богомольная, благостная, смиренная. Поэта привлекают темы и образы, связанные с религиозными верованиями и христианским бытом. В теплых и ласковых тонах рисует он своего «милостника Миколу» Говорит господь с престола, Приоткрыв окно за рай: «О мой верный раб, Микола, Обойди ты русский край. Защити там в черных бедах Скорбью вытерзанный люд. Помолись с ним о победах И за нищий их уют».
Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия. Стихотворение «В хате» стало событием в русской поэзии. Здесь нет ярких красок, вычурных образов, всё очень обыденно. Поэзия обыденности удивляет, ведь до Есенина крестьянский быт был лишь объектом сострадания. Профессор Московского университета И.Н.Розанов вспоминал; «Еще более произвело на меня впечатление «В хате», и особенно три последние строчки: От пугливой суматохи Из углов щенки кудлаые Заползают в хомуты И ночью, ложась спать, я всё восхищался этой «Пугливой суматохой»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-141628
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что означает название первого поэтического сборника радуница
КНИГА СТИХОТВОРЕНИЙ: РАДУНИЦА
(33 стихотворения),1916 год
——————-Русь——————-
Микола
Инок
Калики
Не с бурным ветром тучи тают
Задымился вечер, дремлет кот на брусе
Гой ты, Русь, моя родная
Богомолки
Поминки
Шёл Господь пытать людей в любови
Край родной, поля, как святцы
Убогий
В хате
Выть
Дед
Топи да болота
————Маковые побаски———-
Белая свитка и алый кушак
Матушка в Купальницу по лесу ходила
Кручина
Троица
Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха
Подражанье песне
Выткался на озере алый свет зари
Туча кружево в роще связала
Дымом половодье
Девичник
СЫПЛЕТ ЧЕРЕМУХА СНЕГОМ
Рекруты
Край ты мой заброшенный
Пастух
Базар
Сторона ль моя, сторонка
Вечер
Чую радуницу Божью
Так начинается книга Радуница :
——————РАДУНИЦА—————
На радуницу до обеда пашут, по обеде плачут, а вечером скачут
———————РУСЬ————
——————-МИКОЛА————
. в детстве я рос, дыша атмосферой народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Очень рано узнал я стих о Миколе. Потом я и сам захотел по-своему изобразить Миколу
МИКОЛА
1
В шапке облачного скола,
В лапоточках, словно тень,
Ходит милостник Микола
Мимо сёл и деревень.
На плечах его котомка,
Стягловица в две тесьмы,
Он идёт, поёт негромко
Иорданские псалмы.
Злые скорби, злое горе
Даль холодная впила;
Загораются, как зори,
В синем небе купола.
Наклонивши лик свой кроткий,
Дремлет ряд плакучих ив,
И, как шёлковые чётки,
Веток бисерный извив.
Ходит ласковый угодник,
Пот елейный льёт с лица:
«Ой ты, лес мой, хороводник,
Прибаюкай пришлеца».
2
Заневестилася кругом
Роща елей и берёз.
По кустам зелёным лугом
Льнут охлопья синих рос.
Тучка тенью расколола
Зеленистый косогор.
Умывается Микола
Белой пеной из озёр.
Под берёзкою-невестой,
За сухим посошником,
Утирается берестой,
Словно мягким рушником.
И идёт стопой неспешной
По селеньям, пустырям:
«Я, жилец страны нездешной,
Прохожу к монастырям».
Высоко стоит злотравье,
Спорынья кадит туман:
«Помолюсь схожу за здравье
Православных христиан».
3
Ходит странник по дорогам,
Где зовут его в беде,
И с земли гуторит с Богом
В белой туче-бороде.
Говорит Господь с престола,
Приоткрыв окно за рай:
«О мой верный раб, Микола,
Обойди ты русский край.
Защити там в чёрных бедах
Скорбью вытерзанный люд.
Помолись с ним о победах
И за нищий их уют».
Ходит странник по трактирам,
Говорит, завидя сход:
«Я пришёл к вам, братья, с миром —
Исцелить печаль забот.
Ваши души к подорожью
Тянет с посохом сума.
Собирайте милость Божью
Спелой рожью в закрома».
4
Горек запах чёрной гари,
Осень рощи подожгла.
Собирает странник тварей,
Кормит просом с подола.
«Ой, прощайте, белы птахи,
Прячьтесь, звери, в терему,
Тёмный бор, — щекочут свахи, —
Сватай девицу-зиму.
Всем есть место, всем есть логов,
Открывай, земля, им грудь!
Я — слуга давнишний Богов,
В Божий терем правлю путь».
Звонкий мрамор белых лестниц
Протянулся в райский сад;
Словно космища кудесниц,
Звёзды в яблонях висят.
На престоле светит зорче
В алых ризах кроткий Спас.
«Миколае-чудотворче,
Помолись ему за нас».
5
Кроют зори райский терем,
У окошка Божья Мать
Голубей сзывает к дверям
Рожь зернистую клевать.
«Клюйте, ангельские птицы:
Колос — жизненный полёт».
Ароматней медуницы
Пахнет жней весёлых пот.
Кружевами лес украшен,
Ели словно купина.
По лощинам чёрных пашен —
Пряжа выснежного льна.
Засучивши с рожью полы,
Пахаря трясут лузгу,
В честь угодника Миколы
Сеют рожью на снегу.
Хочу концы земли измерить,
Доверясь призрачной звезде,
И в счастье ближнего поверить
В звенящей рожью борозде.
Рассвет рукой прохлады росной
Сшибает яблоки зари.
Сгребая сено на покосах,
Поют мне песни косари.
Глядя за кольца лычных прясел,
Я говорю с самим собой:
Счастлив, кто жизнь свою украсил
Бродяжной палкой и сумой.
Счастлив, кто в радости убогой,
Живя без друга и врага,
Пройдёт просёлочной дорогой,
Молясь на копны и стога.
. /1914/.
—————Калики—————
Проходили калики деревнями,
Выпивали под окнами квасу,
У церквей пред затворами древними
Поклонялись пречистому Спасу.
Пробиралися странники по полю,
Пели стих о сладчайшем Исусе.
Мимо клячи с поклажею топали,
Подпевали горластые гуси.
Ковыляли убогие по стаду,
Говорили страдальные речи:
«Все единому служим мы господу,
Возлагая вериги на плечи».
Вынимали калики поспешливо
Для коров сбережённые крохи.
И кричали пастушки насмешливо:
«Девки, в пляску! Идут скоморохи!»
. /1910/.
—— Не с бурным ветром тучи тают—
Не ветры осыпают пущи,
Не листопад златит холмы.
С голубизны незримой кущи
Струятся звёздные псалмы.
Она несёт для мира снова
Распять воскресшего Христа:
«Ходи, мой сын, живи без крова,
Зорюй и полднюй у куста».
И в каждом страннике убогом
Я вызнавать пойду с тоской,
Не Помазуемый ли Богом
Стучит берестяной клюкой.
Первая книга стихотворений Сергея Есенина «Радуница». Лирическая сюита «Русь»
Россия в книге Есенина «Радуница». Образы, картины, идеи. Самобытность таланта поэта, не однородность и противоречивость его лирического творчества. Фольклорные источники поэтики Есенина. Русская природа и быт деревни в стихотворениях «Радуницы». Особенности поэтического стиля. «Радуница» в современной ей поэзии.
Первая книга стихотворений Есенина «Радуница» вышла в свет в начале 1916 года. Она была издана в Петрограде М. В. Аверьяновым при близком участии Н. Клюева.
* ( Ввиду того, что «Радуница» стала библиографической редкостью, а в современных изданиях Есенина составлявшие ее стихотворения рассыпаны среди других, мы перечислим их в том порядке, какой избрал сам поэт при издании книги. Это необходимо для того, чтобы подчеркнуть целостность восприятия поэта, с которой он желал предстать перед читателями, издавая свою первую книгу. «Радуница». Пг, 1916, изд. М. В. Аверьянова.
«Микола», «Инок», «Калики», «Не с бурным ветром тучи тают», «Задымился вечер, дремлет кот на брусе. «, «Гой ты, Русь, моя родная. «, «Богомолки», «Поминки», «Шел господь пытать людей в любови. «, «Край родной! Поля как святцы. «, «Улогий», «В хате», «Выть», «Дед», «Топи да болота. «.
II. Маковые побаски
«Белая свитка и алый Кушак. «, «Матушка в купальницу по лесу ходила. «, «Кручина», «Троица», «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха. «, «Ты поила коня из горстей в поводу», «Выткался на озере алый свет зари. «, «Туча кружево в роще связала. «, «Дымом половодье», «Девичник», «Сыплет черемуха снегом. «, «Рекруты», «Край ты мой заброшенный. «, «Пастух», «Базар», «Сторона ль моя, сторонка», «Вечер», «Чую радуницу божью. «.)
Содержавшиеся в стихотворениях «Поэт», «У могилы», «Кузнец» социальные мотивы, хотя и не были ярко выражены и определенны, оказались несозвучными общему пафосу книги, ее тональности и поэтическому строю. Стихи же, посланные Грише Панфилову, были крайне слабы.
Что же касается сюиты «Русь», то в ее поэтическом стиле, образах, тональности много общего со стихотворениями, вошедшими в книгу.
Отметим также, что и «Марфу Посадницу» поэт не сдал в салонные журналы и не включил в «Радуницу», а предложил в горьковскую «Летопись». Запрещенная однажды поэма, если бы даже она вошла в книгу, не была бы принята кругами, в которых поэт хотел завоевать симпатии и страстно желаемую славу. Эту слабость, отмечаемую многими современниками * и самим поэтом, «лучше всех знавшим, что он талант», учитывали в салонах и всячески восхваляли именно ту его лирику, в которой отрыв от острых тем и идей современной поэту жизни был особенно заметным.
* ( См., например, работы И. Розанова.)
Прислушиваясь к подобным похвалам, Есенин не включил в «Радуницу» стихотворения, содержавшие военные и иные социальные мотивы, а те произведения, которые вошли в нее, вполне устраивали и содержателей салонов, и учредителей придворного «Общества возрождения художественной Руси». В книге Есенина они находили блестящую художественную реализацию собственных воззрений на роль искусства. Перед их воображением рисовались яркие, сочные и колоритные картины той самой Руси, которую они стремились возродить и увековечить. Природный талант поэта, его глубокий лиризм, искренность и обнаженность утверждаемых им чувств, броскость и меткость многих поэтических образов выгодно отличали его поэзию от худосочного сочинительства символистов, словесных уродств футуристов, а отсутствие в ней опасных социальных мотивов делало ее желанной в чуждом народу и революции лагере. В этом мы видим одну из важных причин столь бурного и шумного успеха Есенина в салонных кругах.
Сборник стихов «Радуница» не однороден. Среди стихотворений, в которых чувствуется влияние христианских идей, исповедь смиренного инока, есть стихи, раскрывающие удивительные богатства русской природы, конкретные и правдивые картины быта дореволюционной деревни.
Стихотворение «Микола» впитало в себя представления, возникшие на основе широко распространенного в рязанском крае культа Николая угодника, икона которого была перенесена в Зарайск из Корсуни в 1224 году. Но Есенин не ограничивается поэтизацией народных поверий, его «Микола» молится не только за «здравье православных», но и за победы.
* ( Рукописный отдел ИРЛИ АН СССР. Архив Ремизова А. М., ф. 256, оп. 1, ед. хр. 30, стр. 7.)
Отношение Есенина «к ратному делу» нашло благожелательное для столичных литературных кругов выражение и в стихотворении «Рекруты». Крестьянские парни, которым завтра предстоит вступить в бессмысленную бойню, кричат, «пяча грудь»: «До рекрутства горе маяли, а теперь пора гульнуть», они «в пляс пускались весело», а их веселье вызывает одобрительные улыбки у стариков, и этим праздничным настроением заражаются и «девчоночки лукавые», и окрестные рощи.
Не могли остаться незамеченными и такие строки:
* ( Стихотворение «Задымился вечер, дремлет кот на брусе. «.)
* ( См. стихотворения: «Калики», «Шел господь пытать людей в любови. «, «Гой ты, Русь, моя родная».)
Простой крестьянин в своем отношении к нищему-богу оказался выше, чем бог о нем думал. И хотя здесь нет явно выраженного богохульства и господь-бог не уверен в своем подозрении, он лишь сомневается в гуманности простого люда, ирония все же чувствуется. Но и образ милосердного старика был близок столичным литературным кругам, и это снимало остроту иронии. В другом стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная. » поэт противопоставляет Родину раю:
Нет, это стихотворение не могло вызвать неприязни у цензоров, несмотря на отказ поэта от небесного рая. Поэт отвергал рай небесный во имя создаваемого в стихотворении земного рая.
В значительно большей степени, чем это было раньше, использует Есенин в эти годы религиозные слова и образы, уподобляя жизнь природы церковному богослужению. Часто в таких уподоблениях пропадает сочность картины и в ней на первый план выступает не красота и свежесть природы, а несвойственная ей религиозность:
* ( Позже поэт переработал эти строки, и они стали иными. В «Радунице» же 1916 г. они напечатаны в таком виде. «Радуница», 1916, изд. М. В. Аверьянова, стр. 24.)
. Придя из деревни в Петербург и принеся с собою свою деревенскую мистику, в литературном мире Есенин нашел полное подтверждение того, что он принес из деревни, и укрепился в этом.
* ( С. Городецкий. Памяти С. Есенина (речь на вечере памяти С. Есенина в ЦДР просвещения 21 февраля 1926 г.). В сб.: «Есенин», под ред. Е. Ф. Никитиной. М., 1926, стр. 43, 44.)
«Помощь», однако, оказана была, и она принесла поэзии Есенина немалый урон.
Эти внушения не пропали даром и укрепили в поэте свойственные ему с детства грустные и бунтарские настроения, которые проявились во всей полноте позже. В «Радунице» же, несмотря на чуждые влияния, отчетливо выраженные в ряде стихотворений, поэт не утратил связи с «бытовыми корнями русской песни» и близким русской классической поэзии пафосом земной жизни. Поэтому, обращая внимание на далекий прогрессивной национальной поэзии пафос религиозных и стилизаторских произведений Есенина, его творчество любого периода, в том числе и дореволюционного, нельзя отождествлять с модной в то время литературой упадка. В эти рамки поэзия Есенина не укладывается.
Обложка первой книги стихотворений С. Есенина
* ( Имеются в виду стихотворения: «В хате», «Выть», «Дед», «Топи да болота. «, «Матушка в купальницу по лесу ходила. «, «Туча кружево в роще связала. «, «Выткался на озере алый свет зари. «, «Дымом половодье зализало ил. «, «Девичник», «Край ты мой заброшенный. «, «Пастух», «Базар», «Сторона ль моя, сторонка. «)
Положительной особенностью этих стихотворений является не только почти полное отсутствие в них религиозных образов, мотивов, слов и ориентация на русскую национальную поэтику, глубокими корнями связанную с народным творчеством, но и реалистическое изображение некоторых сторон быта дореволюционной деревни, земной красоты родной природы. В свободных от дурных влияний и вызванных жизненными наблюдениями стихотворениях Есенина особенно ярко раскрывается его поэтический дар, духовная близость с трудовым крестьянством.
Горестные раздумья поэта о печальной судьбе заброшенного и обездоленного, но горячо любимого им края нашли также выражение в стихотворениях «Край ты мой заброшенный. «, «Сторона ль моя, сторонка. «, в не вошедшем в «Радуницу» стихотворении «Заглушила засуха засевки» и некоторых других. Чувствуется боль за судьбу своего края, неудовлетворенность его неустроенностью, бедностью, заброшенностью.
Но грустные думы поэта не идут дальше, они обрываются, не переступая грань социального протеста, и он стремится заглушить их и с увлечением поэтизирует лучшие стороны деревенской жизни. Характерно стихотворение «Пастух». Нарисовав в нем прекрасную картину русской природы, где все радует: «межи зыбистых полей», «кружево облаков», «шепот сосняка в тихой дреме под навесом», «под росою тополя», «духовитые дубровы», приветливо зовущие ветками к реке, Есенин так заканчивает последнюю строфу:
* ( Стихотворения: «В хате», «Дед», «Девичник», «Базар», «Богомолки», «Поминки».)
Особенно спаяны строки стихотворения «В хате»:
Близкое знакомство с жизнью деревни, знание ее быта, в обстановке которого протекало детство поэта и который ему приходилось наблюдать и в зрелом возрасте, помогли создать уже ко времени выхода первой книги не только ряд стихотворений, противостоявших упадочнической литературе, но и громко заявить о своей способности к реалистическому творчеству в лирической сюите «Русь».
Тесно связанная с бытовой лирикой, лирическая сюита «Русь», как и «Радуница», подводит итог художественным исканиям раннего Есенина, впитывает и развивает наиболее сильные стороны его творчества и полнее, чем любое другое из его стихотворений этого периода, обнажает особенности его восприятия Родины. Написанная с большим чувством, «Русь» содержит в себе отчетливо очерченные эстетические и общественные позиции автора. Есенин долго работал над поэмой. Первые строки, вошедшие в нее, находим в стихотворении «Богатырский посвист» (1914).
И в стихотворении и в поэме эти строки образно выражали начало империалистической войны. Значение же образа в двух произведениях неодинаково. В стихотворении вслед за этими начальными строками шли:
В сюите же совсем другое. В ней этим видоизмененным строкам предшествуют картины мирной жизни деревни, в которую как гром среди ясного дня врывается война, и не слуги божий, а сотские оповещают о ней ополченцев, созывая их под царские знамена. И уже не увлекательной прогулкой деревенского витязя считает поэт войну, а величайшим горем народа, одно упоминание о котором вызывает слезы.
И в сюите «Русь» нет осуждения войны, но трактовка ее как несчастья и зла, хотя и неизбежного, свидетельствует о возмужании автора, отдаляет его от шовинистического лагеря литературы и сближает с лагерем демократическим.
* ( Литературные и научно-популярные приложения к журналу «Нива», 1915, т. 3, стр. 614.)
** ( «Сторона ль моя, сторонка. «, «Тебе одной плету венок», «Занеслися залетною пташкой».)
* ( Семен Фомин. Из воспоминаний. В сб.: «Памяти Есенина». М., 1926, стр. 130-131.)
* ( Эта дата стоит под сюитой и в изданиях сочинений Есенина 1926-1927 и 1961-1962 гг.)
Но и крестьянская Русь рисуется поэтом односторонне. В сюите он любит и изображает Россию «кроткую» («но люблю тебя, родина кроткая. «), смиренную, замкнутую в круг внутренних забот и интересов, в своей покорности способную преодолеть несчастье и стать «опорой в годину невзгод».
Война нарушает мирное течение сельской жизни, прерывает и без того короткие ее радости, громкие и задорные песни и пляски у костров на покосной стоянке, и вместо них слышится плач «слободских баб», но она не вызывает у «мирных пахарей» «ни печали, ни жалоб, ни слез», ни тем более протеста. Деловито и спокойно собираются они на войну и, восхищаясь их спокойствием, поэт называет их «добрыми молодцами».
И потом, когда проводившие их родные после долгих ожиданий писем не раз зададут себе тревожный вопрос: «Не погибли ли в жарком бою?», и им будут «чудиться запахи ладана» и «стуки костей», к ним из «далекой волости» придет груда добрых, радостных вестей, и их опасения и волнения окажутся напрасными. Со слезами на глазах будут они радоваться «успехам родных силачей». Поэт как бы гасит еле вспыхнувшую в сердцах родных тревогу.
И «Русь» не могла обострить отношений Есенина с теми великосветскими кругами, в которых он вращался в годы войны. Позже поэт читал «Русь» в присутствии царицы и царедворцев на концерте, программа которого составлялась при дворе самыми верными слугами царя, не нашедшими в сюите ничего запретного и предосудительного. Высокопоставленные круги как раз и привлекала идейная неопределенность и незрелость Есенина. Повторим здесь, что на этой почве и становилось возможным приобщение поэта к салонам. Противоречивость раннего Есенина и его большой талант стали причиной борьбы за него в противоположных лагерях литературы. В эту борьбу включились и явно реакционные силы, стремившиеся использовать талант поэта в интересах двора, последнего из Романовых.
В «Радунице» и в «Руси» отчетливее также выступили сильные стороны поэтического дара Есенина, заметнее стала его глубинная связь с традициями национального устного творчества.