что означает не говори не доверяй не чувствуй

Первый шаг (проработка)

что означает не говори не доверяй не чувствуй. Смотреть фото что означает не говори не доверяй не чувствуй. Смотреть картинку что означает не говори не доверяй не чувствуй. Картинка про что означает не говори не доверяй не чувствуй. Фото что означает не говори не доверяй не чувствуй

Буду рада комментариям в мой адрес. И еще обращаюсь с просьбой о спонсорстве.

1. Кто из родителей в моей семье был алкоголиком или зависимым?

4. Кто из моих родителей или родственников был военным, жестким, агрессивным?
Жестким и агрессивным был дядя, на почве наркомании.
5. Кто из моих родителей или родственников был эмоционально болен?
Бабушка, отец.

6. Кто из моих родителей или родственников был перфекционистом?
Отец

2) Понимаю ли я, что последствия семейной дисфункциональности, описанные в первом шаге, являются чертами выживания из Списка Грязного Белья?
Никак не могу осмыслить это.

3) Перечислите три последствия взросления в семье с проблемами алкоголизма, зависимости или дисфункциональности. (Подсказка: любые из 14 характеристик из Списка «грязного белья»)
Неумение постоять за себя, постоянная тревога, страх жить и зависимость от чужого мнения.
4) Какой была моя роль при взрослении в моей дисфункциональной семье: потерянный ребенок, герой, козел отпущения или спаситель(спасатель)? Потерянный ребенок, а затем спаситель, спасатель. бабушка просила меня разрулить ситуации с дядей, с отцом. Я выступала в качестве парламентария, вела «мирные»переговоры. Была «связным» в периоды молчания и затаенной обиды друг на друга членов семьи.
5) Со сколькими из типичных характеристик взрослого ребенка в списке «грязного белья» я могу отождествить себя?
Со всеми четырнадцатью полностью. Очень страшно осознавать насколько я увязла во всем этом.
6) Что означает «не говори, не доверяй, не чувствуй»?
В моей семье был постоянный запрет на выражение чувств, проявление эмоций. Бабушка меня постоянно одергивала когда я долго смеялась, да и просто поплакать было стыдно очень. Отец также отрицательно реагирует когда я громко смеюсь или разговариваю с эмоциями. Так он также воспитывался в этой атмосфере запрета на эмоции и проявление чувств. Меня бабушка никогда не обнимала, не ласкала, вообще была эмоционально отгороженной.

7) Бессилен/бессильна ли я перед последствиями развития в зависимой или дисфункциональной семье?
Да, я ничего не могу изменить в моей семье, я бессильна что либо предпринять в этом случае.

Злоупотребляю ли я едой, сексом, наркотиками, алкоголем, работой, азартными играми или страдаю какой-либо другой формой зависимого поведения? Бессильна ли я перед этими занятиями? (Приведите пример бессилия).
Я злоупотребляю едой. Я зависима от настроения, мнения поступков окружающих. У меня нет собственного Я. Я признаю это и смиряюсь с этим. Я бессильна.
9) Считаю ли я, что могу изменить моих родителей или кого-либо из значимых для меня людей, предпринимая правильные действия, говоря правильные вещи или став правильным?
Все еще считаю. Считаю, что если буду примерной женой, то заслужу любовь и уважение мужа. Хотя это должно и так быть со мной. Но я ежедневно ставлю перед собой кучу заданий, которые я должна выполнить, чтобы чувствовать себя «хорошей» мамой, женой, дочерью. Я всем им должна и ежедневно доказываю, что я хорошая. Я покупаю их любовь своими хорошими делами и поступками.

Источник

Вредные семейные правила: не говори, не доверяй, не чувствуй

Что такое дисфункциональная семья?

Есть много типов неблагополучных семей, но общим для них является повторяющийся негативный опыт. Травматические детские переживания включают:

– физическое, сексуальное или эмоциональное насилие;

– ребенок становится свидетелем домашнего насилия;

– родитель или близкий родственник является алкоголиком, наркоманом или психически болен;

– родители находятся в разводе или живут отдельно;

– один из родителей находится в заключении.

Для того чтобы успешно развиваться, физически и эмоционально, дети должны чувствовать себя в безопасности. Но в неблагополучных семьях родители ведут себя непоследовательно. Они ненадежны и пренебрегают чувствами детей.

Дисфункциональные семьи непредсказуемы, хаотичны и полны угроз. Дети ощущают себя в безопасности, когда могут рассчитывать, что родители удовлетворят их физические нужды (в еде, крыше над головой), защитят от физического вреда и не обойдут вниманием их эмоциональные потребности (заметят, как ребенок себя чувствует и утешат, если ему плохо). В неблагополучных семьях родители не способны удовлетворить базовые потребности детей в заботе и защите.

Чтобы чувствовать себя в безопасности, детям нужна структура и четкий порядок. Им важно знать, что и когда ожидать. Но в дисфункциональных семьях, где потребностями детей часто пренебрегают, нет ясных правил и реалистичных ожиданий. Иногда правила могут быть слишком жесткими или произвольно меняться, а в других случаях дети предоставлены сами себе, и живут без всякого надзора и руководства.

Дети воспринимают поведение взрослых как непредсказуемое и неустойчивое. Они вынуждены ходить на цыпочках в собственном доме из страха расстроить и огорчить родителей, спровоцировать их гнев или вспышки насилия. Такие дети испытывают тревогу, когда возвращаются из школы, потому что не знают, с чем они столкнутся дома.

В дисфункциональных семьях взрослые настолько озабочены своими проблемами и болью, что не могут дать детям самое необходимое – стабильность, безопасность и безусловную любовь. Дети живут в тревоге и напряжении, чувствуя себя нелюбимыми.

Родители в дисфункциональных семьях заняты собственными проблемами или заботятся о партнере, не имея достаточно времени и сил, чтобы обращать внимание на чувства детей. В результате дети страдают от синдрома эмоционального пренебрежения. Они видят, что их чувства не имеют значения, а следовательно, не имеют значения они сами. Это разрушает самооценку ребенка и заставляет его чувствовать себя незначительным, уязвимым и недостойным любви.

Дети в дисфункциональных семьях не умеют управлять своими чувствами. Вместо этого они сосредоточены на том, чтобы быстро реагировать на эмоции других людей – так как от этого часто зависит их безопасность. Дети чутко следят за малейшими изменениями в настроении родителей, чтобы вовремя избежать их гнева. Малыш прячется под кровать каждый раз, когда мама и папа начинают ссориться. Подросток знает, что утешая мать после ссоры, он приобретает ее привязанность. Так дети учатся прислушиваться к чужим чувствам и подавлять свои.

Игнорируя эмоциональные потребности детей, родители разрушают самооценку уничижительными комментариями и жесткой критикой. Маленькие дети принимают за чистую монету все, что говорят взрослые. И если папа назвал сына тупым, ребенок начинает верить в это. Мы становимся старше и покидаем родительскую семью, но негативные представления о себе намертво прилипают к нам. Шлейф обидных замечаний и унизительных слов остается за нами, даже когда логически мы осознаем, что отнюдь не глупы.

Дисфункциональные семьи следуют трем негласным правилам:

Правило «не говори» гарантирует, что никто не признает наличие проблемы. А когда источник трудностей отрицается, они не могут быть разрешены, и восстановление становится невозможным.

Дети из неблагополучных семей никому не доверяют и не чувствуют себя в безопасности, потому что их родители были непоследовательными и ненадежными. Они отвергали их, физически отсутствовали или эмоционально отстранялись, нарушали обещания и пренебрегали своими обязанностями. Некоторые родители подвергали своих детей опасности, оставляя их в опасных ситуациях и не защищая от насилия. Дети рано поняли, что не могут доверять окружающим – даже своим родителям – и никто не заботиться об их безопасности.

Правило «не доверяй» поддерживает изоляцию семьи. Дети боятся, что если они попросят о помощи, произойдет что-нибудь плохое (мама и папа разведутся, папа снова попадет в тюрьму, а сами они окажутся в детском доме). Неважно, насколько ужасна их жизнь дома, это опасности, которые им знакомы. Они уже научились выживать в них. Но открывшись учителю или поговорив с психотерапевтом, они могут разрушить установленный порядок, и все будет только хуже. Поэтому лучше никому не верить.

Стыд – еще одна эмоция, которая характерна для неблагополучных семей. Вы думаете, что с вами что-то не так, вы неполноценны или недостойны. Стыд – это результат семейных секретов и отрицания, когда вам говорят, что вы заслуживаете быть наказанным. Дети в дисфункциональных семьях часто обвиняют себя в поведении своих родителей или в том, что с ними жестоко обращаются и игнорируют их потребности. «Это моя вина» — самый простой способ для ребенка разобраться в запутанной или вызывающей страх ситуации.

Чтобы освободиться от стыда, нужно понять, что недостатки ваших родителей не ваша вина. Их поведение не означает, что вы неполноценны.

что означает не говори не доверяй не чувствуй. Смотреть фото что означает не говори не доверяй не чувствуй. Смотреть картинку что означает не говори не доверяй не чувствуй. Картинка про что означает не говори не доверяй не чувствуй. Фото что означает не говори не доверяй не чувствуйЗапишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Процесс восстановления начинается с замены устаревших правил на новые, более эффективные:

– Говорите о своих чувствах и переживаниях открыто. Вы можете избавиться от стыда, одиночества и построить близкие отношения, когда начнете делиться мыслями и чувствами с людьми, которым доверяете. Признание и обсуждение проблемы – это противоположность отрицания. Это путь к исцелению.

– Доверяйте другим и установите границы в отношениях. Вы боитесь довериться окружающим, особенно если в прошлом вас подводили близкие. Потребуется время, чтобы вы вновь поверили в себя и научились понимать, кто достоин доверия, а кто нет. Умение установить границы необходимо, чтобы к вам относились с уважением и ваши потребности были удовлетворены.

– Чувствуйте! Разрешите себе испытывать любые эмоции. Осознайте их ценность. Начните регулярно спрашивать себя, что вы ощущаете в данный момент. Убедитесь, что ваши эмоции имеют значение. Вам больше не нужно ограничиваться чувством стыда, страха или тоски. Вам не требуется, чтобы кто-то разрешил вам испытывать те или иные эмоции. Нет чувств хороших и плохих, правильных и неправильных. Позвольте им просто существовать.

что означает не говори не доверяй не чувствуй. Смотреть фото что означает не говори не доверяй не чувствуй. Смотреть картинку что означает не говори не доверяй не чувствуй. Картинка про что означает не говори не доверяй не чувствуй. Фото что означает не говори не доверяй не чувствуй

Источник

Что означает не говори не доверяй не чувствуй

Да, во всех моих отношениях присутствовал высокий градус психического насилия, и я не понимала, что это.
Даже со свиданий на сайтах знакомств я не могу вовремя уйти, даже если мне что-то сильно не нравится или просто не соответствовало моим ожиданиям.
Высокий уровень толерантности к насилию, вынесенный из родительской семьи.

| Цитата || Печать || Комментарии:0 |12:49 ШАГ 2 ВДА. Отношения с опасными людьмиОказывалась ли я в отношениях с опасными людьми, потому что чувствовала себя живой в напряженных условиях?
Игнорировала ли я то, что они могу причинить мне вред, объясняя это тем, что я «особенная»?

Да,я вступала в отношения с тяжелыми, токсичными людьми, неспособными на спокойные отношения, на любовь.
Я всегда знала, что в спокойных отношениях мне скучно, я не буду знать, что мне со всем этим делать.
Сейчас я уже так не думаю.

Особенно ярко это проявилось в моем браке. Я игнорировала все, что знала о моем б.м. и игнорировала все, что мне говорила моя интуиция. «Не замечала» его измены и агрессивный характер. Когда началось рукоприкладство, меня это еще больше возбуждало эмоционально и сексуально.
Я вообще не считала б.м. токсичным для себя, я думала, что так и надо, что по-другому не бывает.

| Цитата || Печать || Комментарии:0 |12:42 ШАГ 2 ВДА. Я выбираю людей, которые «хуже» меняВыбираю ли я в отношения людей, которые «ниже» или «хуже» меня, которых я могу спасать и заставить любить меня?

Не знаю, как насчет «ниже/хуже». Но я всегда формулировала так, что я выбираю «слабых мужчин, которые сами не знают, чего хотят, и я могу им это показать».
Что им нужно хотеть меня и отношений со мной и они должны прилагать для этого усилия.

Да, я всегда считала себя выше и лучше других, я нарцисс.

Помню, что считала, что С. не понимает, какое счастье в моем лице свалилось на его голову. Что я лучше всех других женщин вместе взятых.
Про всех своих партнеров я считала, что они несчастные, что их никто не любил по-настоящему, что только я способна дать им ту любовь, которая им так нужна.
Что я причиняю добро и наношу пользу одним своим присутствием.

Ю. я откровенно кормила в один из периодов наших отношений, думала, что так он никуда не денется. Но это самый яркий пример спасательства в моей жизни, и это было в 2002-2004 гг.

| Цитата || Печать || Комментарии:0 |12:36 ШАГ 2 ВДА. Я даю «бескорыстно»Не считаю ли я, что даю «бескорыстно», хотя в глубине души негодую, что мне не отвечают добром на добро?

Да, у меня сильна пассивно-агрессивная динамика. Я обманываю даже саму себя.
Сначала я могу уступить, слишком открыть границы, а потом с размаху врезать и выкатить счет.
В ранних отношениях это выглядело как «я люблю тебя, поэтому ты должен мне быть подконтрольным всегда».

Даже в дружбе так было.
Однажды я предложила подруге пожить у меня на время сессии, сама была уверена, что это бескорыстно.
Потом начала осознавать, как меня это напрягает, и начала ожидать, что она как-то расплатится со мной другими методами. Например, будет готовить. Но она не готовила. Она покупала продукты, но ела не у меня, а в столовой в вузе. У меня ела бутерброды и полуфабрикаты, которые сама покупала. И не прибиралась.
В последний день она долго сидела за своим ноутом, не разговаривая со мной. Она не знала о моих потребностях, а я чуть не плакала от того, что она уезжает, а мы не разговариваем. Но я не могла сама поговорить и сказать об этом.
В результате я затаила жуткую обиду и потом постепенно свела дружбу с ней на нет.

| Цитата || Печать || Комментарии:0 |12:29 ШАГ 2 ВДА. Маскирую свое контролирующее поведениеНе маскирую ли я свое контролирующее поведение под жизнерадостность и услужливость?

| Цитата || Печать || Комментарии:0 |

10 января 2017
16:22 ШАГ 2 ВДА. Качели в отношениях
Не качаются ли мои отношения между идеализацией и обесцениванием, безразличием и попытками «начать все сначала»?

Да, качаются.
Все мои отношения всегда представляли собой копию отношений моих родителей с их развалами-схождениями и острыми эмоциями.

Также нарциссические качели между идеализацией и обесцениванием.

Качели между состоянием тухлой скуки и острыми эмоциями и приступами сентиментальной нежности.

Я не формулировала «начать заново», я формулировала «исправить и улучшить». Особенно резко это стало проявляться в отношениях с бывшим мужем.
Накосячить, а потом бегать и извиняться.
Шарахнуться, а потом вернуться. Или наоборот: оттолкнуть, а потом возвращать.

В последних отношениях я усилием воли себе это запретила, но уже когда стало поздно, и после этого отношения совсем ушли в застой.

И да, во всех отношениях обвинения и претензии всегда шли впереди меня.

| Цитата || Печать || Комментарии:0 |
16:16 ШАГ 2 ВДА. Отношения с зависимыми людьми
Склонна ли я вступать в отношения с зависимыми людьми?

Да, есть.
Мой бывший муж зависим от секса и отношений, компьютерная зависимость, трудоголизм, склонность к агрессии.
Все остальные партнеры были не намного лучше.
То же и с дружескими отношениями.

Не путаю ли я отношения, полные насилия, со «сложными» и «страстными»?

| Цитата || Печать || Комментарии:0 |
16:07 ШАГ 2 ВДА. Спросить своего Внутреннего Ребенка
Спрашивала ли я своего Внутреннего Ребенка, что значит здравомыслие или душевное здоровье?

Мой ВР крайне задолбался от всего этого. Он как раковый больной, который устал от бесконечного лечения и хочет просто спокойно умереть.
А я хочу просто спокойно жить со своей зависимостью. Плохо, что она мне не дает спокойно жить с собой.

Я чувствую себя как на подъеме в очень крутую гору. Мне очень нужен отдых.

| Цитата || Печать || Комментарии:0 |
16:04 ШАГ 2 ВДА. Зависимость в стрессе
Предаюсь ли я зависимости, когда я в стрессе? Чувствую ли я при этом безумие?

При этом я чувствую безумие. Я чувствую себя порочной, как будто я нарушаю какие-то правила. Хотя понимаю, что мои действия вообще невинны по сравнению с тем, что могло бы быть.

Источник

Что означает не говори не доверяй не чувствуй

Но прежде необходимо рассмотреть неписаные правила, которые существуют в каждой дисфункциональной семье, способствуя сохранению и углублению «родовых» проблем. В первую очередь, эти правила относятся к различным семейным тайнам, когда все члены семьи, не сговариваясь, хранят молчание по поводу различных неблаговидных, «неправильных» дел и событий. Эти дела и события приобретают силу и заставляют членов семьи жить по определенным правилам именно из–за своей «засекреченности», из–за того, что даже само существование секрета остается непризнанным.

Правила, способствующие сохранению и усилению дисфункциональности в ряду поколений

Специалисты по семейным дисфункциям сформулировали три универсальных правила, характерные для всех неблагополучных семей. Иногда их называют правилами «Трех не…». Вот они:

Ниже мы подробно остановимся на каждом правиле. Но сначала давайте посмотрим, как и когда эти правила используются в семьях:

• То одно, то другое правило иногда применяется в каждой семье. Это утверждение так же верно, как и утверждение о том, что элементы дисфункциональности в той или иной степени присутствуют во всех семьях.

• Многие семьи используют одно–два из этих правил всегда. В этих семьях считается очевидным, что именно так и надо себя вести.

• В некоторых семьях начинают соблюдать все эти правила в периоды стресса. Напряженное положение может быть связано, например, с частыми переездами, с обострениями хронической болезни одного из членов семьи, с социальными невзгодами и так далее.

• И, наконец, в части семей все время соблюдаются все правила. В таких семьях царит мертвящая атмосфера. В них ребенок, не имея выхода для своих чувств, не может раскрыться как личность, и все его силы уходят на борьбу за выживание.

«Не говори»

В семьях, живущих по этому правилу, исповедуют примерно такое убеждение: «То, что у нас происходит, нельзя обсуждать ни с кем за пределами нашей семьи. У нас все нормально. Если ты думаешь по–другому, то ты просто дурак. И в семье тоже не стоит говорить об этом, ладно? Беседуй только на безопасные темы и делай вид, что все в порядке. Может быть, если притворяться долго, все действительно станет хорошо. Не надо задавать вопросов! Это опасно — можно кого–нибудь огорчить. Мы — одна семья, надо помнить об этом. Никто не может по–настоящему понять нас: глупо даже пытаться кому–то что–то объяснять. Да еще ведь никогда не знаешь, кому можно доверять».

Из мысли о том, что никому нельзя доверять, логически вытекает второе правило.

«Не доверяй»

«Не доверяй никому за пределами нашей семьи. Кто знает, что люди могут сделать или сказать? Да и что они подумают о нас? Тебе ведь не хочется отвечать за это, правда? К тому же их собственные семьи ничем не лучше нашей. Поэтому думай о нас, а о них не беспокойся. Семья надеется на тебя — так что не подведи. Но на меня полагаться не стоит, потому что меня тянет к бутылке. Хотя на самом деле вовсе не страшно, что вчера вечером я немного перебрал — с кем не случается». (Вместо пристрастия к алкоголю может быть названа любая другая зависимость — например, от работы, от азартных игр, от стремления к совершенству и так далее.)

Доверие между членами семьи тоже разрушается, поскольку они не выполняют обещаний и пренебрегают своими обязанностями. Когда родители хронически не в состоянии делать то, что важно для ребенка, недоверие растет. Например, мама и папа никогда не приходят посмотреть выступления сына или дочери в школьных спектаклях или на спортивных соревнованиях. Или они вечно опаздывают и забывают, когда надо забрать ребенка домой после какого–то мероприятия. Или чересчур резко ограничивают детей в выборе одежды, поскольку семья вообще придерживается слишком жестких стандартов и имеет искаженные представления о том, что приемлемо, а что — нет («джинсы — от дьявола!»). Примеров тому, как вредит детям дисфункциональное поведение родителей — великое множество. Однако в какой бы форме это поведение ни выражалось, оно приводит к недостатку доверия в семье, что неизменно заставляет детей страдать, смущаться, стыдиться и испытывать обиду и гнев.

Когда происходящее в семье постоянно разъедает доверие ребенка к ближним, и он ни с кем не может это обсудить (поскольку действует правило «Не говори!»), то маленький человек начинает «отключать» свои чувства. Мальчик или девочка словно спрашивает себя: «Если мои мама и папа — люди, которые должны заботиться обо мне, — не делают этого, выходит, они меня не любят?» И ребенок старается подавить свои эмоции, не допустить их до себя — ведь они очень болезненны. Действительно, в такой атмосфере позволить себе испытывать чувства — значит подвергнуться слишком большой опасности. Отсюда следует третье правило.

«Не чувствуй»

«Если обо всем этом не думать и ничего не чувствовать, то не будет так больно. Кроме того, тебе и в самом деле не так больно. Это всего лишь наивные детские мысли, ненужные чувства. Лучше вовсе выбросить их из головы и из души. Так жить гораздо легче».

Отказ от способности чувствовать постепенно меняет восприятие происходящего в семье. Безумие, которое творится вокруг, ни исправить, ни даже объяснить невозможно. И непрожитые, неосознанные до конца чувства загоняются вглубь, нерешенные проблемы отходят в тайники подсознания, чтобы выйти наружу в следующем поколении. Ребенок привыкает говорить себе: «Мне не достается того, что есть у других (например, любви и нормальных отношений в семье), но, оказывается, мне этого и не надо». Чувства замораживаются, исчезает непосредственность. Происходящее уже не ранит так сильно, и душевная боль ослабевает. Но достигается это ужасной ценой: утратой одного из ценнейших даров детства — способности испытывать свежие и яркие чувства. И это — настоящая трагедия.

«Отключая» болезненные эмоции, ребенок одновременно утрачивает и способность к радостным,

Источник

НЕ ГОВОРИ, НЕ ДОВЕРЯЙ, НЕ ЧУВСТВУЙ

ЛУЧШИЙ МАЛЬЧИК НА СВЕТЕ (ОН НИКОМУ НЕ РАССКАЖЕТ)

Питер М. Нарди

И вот он ждет на углу у школы, пока мама его заберет. Это всегда самый трудный момент для него. Как она будет выглядеть, как будет разговаривать? Майкл умел сразу же определять, выпила ли она. Приглушенный голос, бледность, лицо без макияжа. Он не знал, в чем дело. Он просто знал, что, когда папа придет домой, то будет с ней скандалить. Спорить, вопить, орать, бегать. Майкл слышал их через закрытые двери и жужжание кондиционера и задавался вопросом, слышат ли соседи. Держать все в себе. Не рассказывать никому.

Он все еще ждет на углу. Мама опаздывает уже на пятнадцать минут. Так хорошо ходить в школу и быть не дома. Но когда наступало три часа дня, он чувствовал, как внутри него начинает накапливаться напряжение. Он никогда не знал, чего ожидать. Когда она не пила, то бывала улыбающейся и даже хорошенькой. А когда была пьяна, то была холодной, отстраненной, усталой, нелюбящей, невнимательной. И Майкл готовил обед и наводил порядок в доме. Он отыскивал спиртное – похоже на «охоту за яйцами» пасхальным утром – под заваленным вещами стулом в спальне, среди полотенец в мешке для грязного белья, за ее шляпками в шкафу. А, найдя, выливал все в раковину. Может, тогда никто не узнает, что она пила. Может, тогда не будет скандалов. Не рассказывать ни одной живой душе.

Она все еще не пришла его забрать. А ведь она никогда не опаздывала на целых полчаса. Иногда она спала до позднего утра, когда папа уже ушел на работу, и Майкл готовил завтрак себе и своей младшей сестре. Тогда в школу их отвозила мама друга. Сложнее всего было во время каникул, особенно ближе к выходным. Ему хотелось поиграть с друзьями, но он боялся приводить их домой. Пойти на улицу и поиграть там он тоже боялся, потому что тогда она будет пить. А Майкл не хотел быть повинным в этом. Поэтому он оставался дома и делал уроки или читал. Он ничего не говорил друзьям. Держать все в себе.

И вот он так и ждет один на углу. Она опаздывает уже на сорок пять минут. Майкл решает пройти десять кварталов до дома пешком. Он ощущает себя уже достаточно взрослым для этого. В конце концов, он много заботится о своей маленькой сестре, а также о матери. Он ответственный ребенок. Он всегда делает то, что ему говорят. Все могут рассчитывать на его помощь, и все так и делают. И он никогда не жалуется. Никогда не борется, не спорит, не кричит. Самый лучший мальчик на свете. Держать все в себе.

Когда Майкл приблизился к дому, его сердце буквально выпрыгивало из груди. Ее машина была на месте, а дом был замкнут. Он позвонил. Он звонил и звонил, чувствуя, как его желудок просто выворачивается наизнанку. Потом залез через окно. Было похоже, что никого нет дома. Он осмотрел весь дом, заглянул во все укромные места. Наконец, в шкафу в своей собственной спальне он увидел маму в комбинации, с поясом вокруг шеи, привязанным к деревянной перекладине. Она просто сидела там и всхлипывала. Она была пьяна. Но, может быть, никто не узнает? Майкл ни за что никому не расскажет. Держать все в себе.

Тысячи детей воспитывались и воспитываются в семьях, где по крайней мере один из родителей – алкоголик, и при этом выглядят как дети, которые не испытывают на себе никакого явного дурного воздействия. Такие молодые люди обычно не покидают родной дом раньше времени. Как правило, они, как и большинство других детей, начинают жить отдельно в семнадцать, восемнадцать или девятнадцать лет. Отважившись начать самостоятельную жизнь, они сталкиваются с необходимостью принимать решения, общие для молодых людей такого возраста. Они выбирают себе карьеру, образ жизни, друзей, где и с кем жить, а также, возможно, решают, пойти ли им на военную службу. Зачастую они принимают решения, связанные со вступлением в брак; многие решают, заводить ли детей.

Эти дети алкоголиков, как и тысячи других молодых людей, начинают не только принимать некоторые из важнейших решений в своей жизни, но и воплощать их на практике на протяжении многих лет. Обычно следующие шесть-восемь лет уходят на реализацию и завершение принятых решений в области карьеры и семьи. В этот период молодые взрослые люди сосредоточиваются на внешних событиях. Как правило, в это время они не сидят на месте и не размышляют над тем, насколько хороши или плохи были для них прошедшие годы. Когда молодые взрослые дети алкоголиков оставляют родительский дом (многие – признав существование алкоголизма в семье, другие – еще не распознав его как таковой), они испускают вздох облегчения и хвалят самих себя за то, что выжили. Потом они начинают устраивать собственную жизнь, но обычно все так же остаются связанными с семьей в социальном и эмоциональном смыслах.

Последствия взросления в семье с проблемой алкоголизма начинают проявляться примерно тогда, когда молодой человек находится в возрасте где-то между двадцатью и тридцатью годами. Теперь уже взрослые дети алкоголиков начинают чувствовать одиночество, которого не могут понять. Они осознают в себе чувства, разделяющие их с другими людьми, и впадают в депрессию. Депрессия приходит все чаще и длится все дольше, и ее источник кажется неопределимым. Ими чаще овладевают чувства страха и беспокойства, и опять-таки они не могут определить их источник. У них возникают проблемы в интимном плане. Они обнаруживают, что им трудно поддерживать близкие отношения или что в их отношениях с людьми чего-то не хватает. Все сферы их жизни пропитывает бессмысленность. Очень может быть, что они начинают употреблять больше алкоголя или оказываются в отношениях с потенциальным или действующим алкоголиком.

Для этого весьма особенного человека – ребенка, выросшего в семье с проблемой алкоголизма – очень важно оглянуться назад, на те процессы, которые с ним происходили и, как правило, не были распознаны, не говоря уже о том, чтобы ими занимались.

НЕ ГОВОРИ

Семейный закон гласит: НЕ ГОВОРИ О НАСТОЯЩИХ ПРОБЛЕМАХ. А настоящие проблемы таковы: мама опять пьет; папа вчера не ночевал дома; папа был пьян на бейсболе; мне пришлось идти со школы пешком, потому что мама дома отключилась и забыла забрать меня.

Кто-то говорит, что это – правило; я же полагаю, что для большинства семей алкоголиков оно стало законом. Как сказала одна девятилетняя дочка алкоголика: «Когда у тебя дома так долго есть правило «не говори о пьянстве папы», то теперь по-на-сто-я-ще-му трудно об этом говорить (даже когда он трезв)».

Для ненормального поведения проще придумывать причины, не имеющие ничего общего с алкоголизмом. Если папа пьянствует вне дома, а приходя домой, не выглядит пьяным в стельку, или же если дети не видят его, когда он приходит, то они, возможно, более охотно примут объяснение, предложенное другим родителем — что проблема не в пьянстве.

Другой способ, помогающий семье алкоголика рационализировать его поведение — не обсуждать то, что на самом деле происходит в доме, и ни в какой форме не говорить об этом. Тринадцатилетний Стив сказал: «Я думал, что схожу с ума. Мне казалось, я единственный в доме знаю, что папа — алкоголик. Я не знал, что все остальные тоже это знают». Я спросила у него, почему у него сложилось такое впечатление. Он ответил: «Потому что никто никогда ничего об этом не говорил». Стив описал случай, который произошел, когда они с отцом были дома одни. Отец, будучи в полубессознательном состоянии от пьянки, свалился на пол, его рвало, и он ударился головой о кофейный столик. У него пошла кровь. Через несколько секунд мать и сестры Стива вернулись домой. Они просто подняли папу и отнесли его в спальню. И никто не говорил друг с другом. По словам Стива, он снова подумал: «Может быть, все это происходит только у меня в голове?» Я спросила у двоих старших сестер и матери Стива, почему они не говорили с ним об этом случае. Они ответили: «Потому что он ничего не сказал, и мы надеялись, что он ничего не заметил». Думаю, это беспомощность, отчаяние и безнадежность заставляют семью алкоголика верить: если просто игнорировать проблему, то, может быть, она не причинит тебе боли; если просто ее игнорировать, то, может быть, она исчезнет.

(Рисунок 9-летней девочки, на котором нарисовано, как мама пьет спиртное, а дочка смотрит на это и думает: «На самом деле этого не происходит. Наверно, лучше я пойду поиграю». Надпись на рисунке: «Когда моя мама пьет, я просто притворяюсь, что она не пьет. Я никогда даже и не говорю об этом».)

Многие взрослые дети алкоголиков говорили мне, что их учили не говорить о вещах, которые могут расстроить маму с папой, или же они просто сами усвоили: если «не раскачивать лодку», все идет гораздо легче. Один молодой человек сказал: «Обед был у нас очень спокойным временем. Любые наши слова «раскачивали лодку». Но если мы сидели слишком тихо, то даже это ее раскачивало!» Такие дети не только не говорят на темы, нарушающие спокойствие, но и ни с кем не делятся своими страхами, волнениями и обидами.

Юный Билли из другой семьи рассказал мне, как выпускал воздух из шин папиного автомобиля, чтобы тот не ездил пьяным. Его младшая сестра, Энн, наливала воду в папину бутылку с водкой, а старшая, Лиза, наливала яблочный сидр в папин виски. И каждый из детей не знал о действиях против папиного пьянства, предпринимаемых другими, потому что они были неспособны говорить об истинной проблеме – алкоголизме отца.

Нормально воспитанные дети, ежедневно сталкиваясь с какими-либо проблемами, скорее всего, будут обсуждать эти проблемы с другими членами семьи. Однако из-за отрицания алкоголизма в семьях алкоголиков проблемы живущих в них детей признаются редко, а семейная проблема – алкоголизм – не обсуждается никогда. Эти дети не ощущают, что другие люди – в пределах семьи и вне ее – могли бы им помочь (независимо от того, так ли это на самом деле или нет). Многие взрослые дети алкоголиков задавались вопросом, где были их тети и дяди, когда они в них нуждались. Многие недоумевали, почему бабушка с дедушкой не проявляли большего беспокойства о них. Нора, еще один взрослый ребенок алкоголика, сказала мне, что, если бы она рассказала кому-нибудь об обстановке в своей семье, то ей бы ни за что не поверили. «Они не поверили бы мне, потому что если бы все было так плохо, я не выглядела бы такой хорошей. Они не видели, как моя мать напивается каждый день, бушует, как маньяк, и вырубается наверху. Не видели ее бутылки, разбросанные по всему дому. Они просто никогда этого не видели».

Но еще безнадежнее быть ребенком в семье алкоголика, чувствовать себя совсем одиноким и быть уверенным, что разговор с другим человеком ничем не поможет.

Иногда я делаю вид, что мама не пьет, хотя на самом деле она пьет. Я никогда не говорю об этом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *