что означает непрерывное физкультурное образование
Что означает непрерывное физкультурное образование
НЕПРЕРЫВНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Минин Е.Ф., Козин А.В., Тычин И.И., Горицкий Б.М. (кафедра физвоспитания, МГТУ)
Основные положения теории и практики непрерывного образования в стране в соответствующей Концепции (1989), в которой функции физической культуры определены как «. обеспечивающей трудовую и социальную активность личности на протяжении всего жизненного пути, что делает ее неотъемлемой составной частью содержания и процесса непрерывного образования».
Разработке научно-прикладных проблем непрерывного физкультурного образования посвящено значительное число работ, различных по степени глубины анализа явления, которое можно разделить на два класса: публикации, касающиеся проблем профессионального образования- их большая часть, и рассматривающие вопросы непрерывного физкультурного образования личности. Мы проследим влияние исследуемого феномена на различные стороны жизнедеятельности человека как существа социально-биологического.
При анализе отдельных видов образования понятия «физического» и «физкультурного» образования отличаются. В теории физической культуры ФО определяется как «обучение двигательным умениям и навыкам управления движениями своего тела во времени и пространстве, а также вооружение теоретическими знаниями по использованию двигательных умений и навыков в различных условиях жизни и деятельности (В.А.Головин в соавт.,1983). ФО характеризуется более глубоким освоением достижений ФК, претендующим на «формирование сознательного и активного деятеля, организующего ЗОЖ сообразно меняющимся условиям» (В.В.Приходько, 1991).
В основе физкультурного образования личности заложен интерес накопления физического и культурного потенциала и организация управленческой структуры, раскрывающей этот потенциал.
Непрерывное образование в сфере физической культуры и спорта.
Потребность в непрерывном образовании и, главным образом, в непрерывном профессиональном образовании, связана как со все ускоряющимся процессом накопления научно-технической информации человеком в современной техногенной сфере, в сфере человеческой культуры процесс увеличения знаний идет не менее интенсивно.
Экономическая необходимость государства стала выдвигать новые требования к уровню знаний. Актуальность разработки вопросов функционального образования организации различных форм повышения классификации, главным образом, применительно к отрасли занятости в сфере деятельности обучаемого становится все более насущным.
В статье проанализированы особенности работы специалистов физической культуры и спорта, которые свидетельствуют о том, что для качественного воспроизводства кадров в системе физической культуры и спорта необходимо поднять уровень образовательного процесса и в частности, предусмотреть непрерывное образование специалистов как основу дальнейшего роста их профессиональной деятельности.
В ходе профессиональной деятельности специалисты физической культуры и спорта повседневно выполняют разностороннюю, многофункциональную, профессионально сложную работу. Проведенный нами анализ труда специалистов физической культуры и спорта выявил существенные особенности. Так, наши специалисты реализуют физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги, что требует от них особенно качественной работы, так как при выполнении услуг каждый специалист отвечает за свою работу лично. Кроме того, работа специалистов связана с людьми и их здоровьем и потому требует особого внимания и профессиональных навыков. Специалисты физической культуры и спорта постоянно работают с аппаратурой и тренажёрами, что влечёт за собой наличие специальных знаний. Особенно важен тот факт, что наши специалисты постоянно работают с молодыми людьми, а это значит, что они связаны с необходимостью проводить воспитательную работу. Необходимо также проводить и организационную работу, так как наши специалисты постоянно связаны с проведением многочисленных соревнований. Проведение соревнований сопровождается систематическим улучшением спортивных результатов, что влечёт за собой методическое улучшение качества спортивных тренировок. Для обеспечения этого процесса, как спортсмены, так и специалисты физической культуры и спорта нуждаются в систематическом повышении уровня своей квалификации, т.е. в наличии непрерывного образования.
При построении системы непрерывного образования в сфере физической культуры и спорта нужно учитывать ряд факторов деятельности специалиста в области физкультурно-спортивной деятельности:
— труд специалистов физической культуры и спорта связан с людьми и их здоровьем;
— применение разносторонней специальной аппаратуры и тренажёрного оборудования, что требует от специалиста наличия специальных знаний;
— работа с молодежью, что в свою очередь требует от специалиста обладать знаниями психолого-педагогических особенностей каждой возрастной категории, позволит выстроить образовательный и воспитательный процесс;
— наличие организаторских способностей, навыков и умений по организации и проведению запланированных мероприятий.
В ходе исследований специалистами был выделен ряд принципов концепции непрерывного образования в сфере физической культуры и спорта, отражающие идеи профессиональной подготовки специалиста физкультурно-спортивной области. Основными принципами построения и функционирования системы непрерывного профессионального образования подготовки кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе дополнительного образования Российской Федерации являются следующие:
1. Ориентированность системы на реализацию государственной политики через сферу подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для физкультурно-спортивной отрасли.
2. Непрерывность процесса обучения каждого специалиста физкультурно-спортивной отрасли.
3. Отбор и привлечение кадров в области физической культуры и спорта, обеспечивающих высокую эффективность функционирования системы.
4. Опережающий характер обучения.
5. Единство управленческой, экономической и правовой подготовки в сочетании с углубленной специализацией в области физической культуры и спорта.
6. Оптимальность сочетания всех видов дополнительного профессионального, послевузовского образования.
Система должна охватывать все уровни физкультурно-спортивной деятельности, а значит – включать все уровни образования, причем, сочетание этих уровней должно быть оптимальным для существующей кадровой ситуации и меняться с изменением этой ситуации.
Принцип непрерывности физкультурного образования
В структуре адаптивной физической культуры непрерывное физкультурное образование означает сохранение потребности в двигательной активности на протяжении всей жизни: сначала в семье, затем в образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, средних, высших), в рекреативно-оздоровительных и спортивных секциях, командах по видам спорта, реабилитационно-оздоровительных центрах, производственных коллективах, семейных клубах, самостоятельных занятиях и т. п.
Процесс непрерывных систематических занятий физическими упражнениями оказывает тренирующие влияние не только на биологические структуры и функции организма, но и на социальную и психическую адаптацию, означающую приспособление личности к условиям социальной среды и созидательное ее преобразование. Можно предположить, что непрерывное физкультурное образование лиц с ограниченными возможностями рассчитано именно на этот комплекс адаптивных реакций организма и личности: оно удовлетворяет потребности в целенаправленной двигательной активности, телесном здоровье, преодолении гиподинамии и гипокинезии, общении и культурном обогащении, повышении физических кондиций и координационных способностей, самореализации в спортивной карьере, самовоспитании и самореабилитации, в совершенствовании знаний, интересов, ценностных ориентации (И.М. Быховская, 1996; В.И. Столяров, 1997; Ю.М. Николаев, 1998; СП. Евсеев, 2000; В.М. Выдрин, 2001).
Таким образом, непрерывное физкультурное образование, вовлеченность в активные занятия адаптивной физической культурой различных социально-демографических групп инвалидов и лиц с отклонениями здоровья решает сложнейшие задачи социализации личности, приобщения человека к ценностно-нормативной системе общества, воспитания нравственных качеств рациональной организации досуга, активного отдыха, общения людей и т. п.
Наряду с прямым положительным эффектом систематические занятия физическими упражнениями снижают влияние ряда негативных факторов: способствуют отказу от вредных привычек (алкоголизма, наркомании, токсикомании), снижению уровня травматизма, простудных заболеваний, повышению устойчивости к агрессивным факторам внешней среды.
Все это положительно сказывается на духовном состоянии инвалидов и их окружении, существенно оптимизирует жизненные интересы, привычки и ценностные ориентации.
Реальный процесс удовлетворения потребностей человека с патологическими нарушениями в организме весьма сложен и противоречив. Степень его сформированности зависит от уровня общей культуры человека, его образованности, воспитания, характера, специальных знаний, условий жизни, влияния и помощи окружающих. Потребности формируются всю жизнь. В раннем детском возрасте определяющим является уровень педагогической осведомленности семьи, близких родственников (в первую очередь матери), которые не всегда владеют достаточными знаниями и умениями, чтобы грамотно помогать и инициировать двигательную активность ребенка. Гиперопека, тревога за будущее малыша, неразумность поведения, исключение или ограничение двигательного режима сдерживают естественное развитие и тем более не помогают корректировать и компенсировать имеющиеся нарушения.
В дальнейшем весь уклад жизни, быт, личная и социальная активность, потенциал духовных и психофизических возможностей инвалида, формирование его мотивов, интересов и ценностных ориентации складываются под влиянием окружающей среды, которая либо помогает, либо тормозит развитие потребностей. На продолжительном этапе образовательной деятельности, особенно в младшем школьном возрасте, когда организм ребенка наиболее пластичен и податлив к обучению, воспитанию и развитию, важно, чтобы игровая деятельность, разнообразный досуг, развлекательные формы занятий с элементами спорта, искусства были повседневной практикой, вызывали неизменный интерес и потребность в двигательной активности, эмоциональном отдыхе, общении.
Даже взрослые инвалиды, понимающие остроту проблемы двигательной активности, осознавая реальную угрозу здоровью и даже жизни, все равно ведут пассивный образ жизни, не испытывая потребности в движении. Причинами этого могут быть:
— отсутствие двигательного опыта, инертность характера и поведе
ния, отсутствие воли, некоммуникабельность, незнание своих возмож
ностей, неуверенность в успехе, отсутствие семейных традиций;
— отсутствие специальных знаний, необходимой информации, спра
вочной литературы, программ и рекомендаций, групп и учреждений
для совместных занятий;
— отсутствие, недоступность или отдаленность мест занятий (стади
она, корта, спортивной площадки, бассейна, тренажерного зала), не
возможность или трудности использования общественного транспорта,
дороговизна экипировки и личного инвентаря (спортивных костюмов,
колясок, обуви, лыж, мячей, ракеток и т. п.);
— ограниченные возможности контроля и самоконтроля в процессе
занятий, использования дополнительных восстановительных средств
после занятий (душа, массажа, условий для личной гигиены, физио
терапевтических процедур);
— недостаточное количество компетентных специалистов (препода
вателей, тренеров, реабилитологов, инструкторов, методистов, врачей,
психологов), способных оказать консультативную и практическую по
мощь, выбрать соответствующий нозологии и интересам инвалида вид
физкультурно-оздоровительной или спортивной деятельности, составить индивидуальную программу занятий, проконтролировать состояние и т. п.
Эти и многие другие факторы по сути дела лишают возможности людей не только сформировать и развить свои потребности в двигательной деятельности, но и реализовать свое право на свободное развитие. Только наличие потребности в движении является залогом непрерывного физкультурного образования, благотворными результатами которого пользуется не только сам занимающийся, но и его дети, потомство, будущее поколение (И.В. Муравов, 1988; П.А. Виноградов, 1990).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Спортивная электронная библиотека
Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547
Популярное
PRO Баскет
Планета Баскетбол
Олимпийский вестник Юга России
Мир дзюдо
Вестник Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России «Русская зима»
Государственное управление в области спорта в Австралии
Растяжка расслаблением
Регламентация делопроизводства и повышение эффективности документооборота в спортивно-образовательных учреждениях
Инновационные компьютерные и информационные технологии в спортивной отрасли
Моя история
Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Как убивали омский волейбол
Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов
Спортивные сооружения в эпоху Нового времени
Непрерывное профессиональное образование в сфере физической культуры: состояние, проблемы и перспективы
Кандидат педагогических наук, доцент И.К. Латыпов
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва
Ключевые слова: непрерывное образование, сфера физической культуры, модель непрерывного профессионального образования, университетский комплекс.
Перестройка сложившейся системы образования в нашей стране, переход к непрерывному образованию являются закономерным результатом объективного исторического развития общества. Настоятельная потребность в создании целостной системы непрерывного образования диктует необходимость переосмысления целевых функций образования как системы и ее отдельных звеньев, пересмотра традиционных представлений о социальной сущности образования, его отношений с другими видами и формами общественной практики, места и роли образования как социального института в жизни человека и общества.
В последнее время устойчивый научный интерес проявляется к идее создания единого образовательного пространства. Проблема разностороннего гармоничного развития человека с учетом его индивидуальных особенностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций и требований современного общества рассматривается в каждой работе, содействующей более полному и целостному представлению о непрерывном образовании [1, 2, 5, 9, 13, 17].
Новые экономические отношения предъявляют иные требования к процессу образования и уровню подготовленности специалистов. Исходя из этого перед отечественной системой образования ставятся новые задачи по подготовке специалистов, отвечающих перспективным направлениям экономического развития, способных освоить новейшие технологии, обладающих высокой мобильностью и адаптацией к меняющимся производственным и социальным требованиям [1, 7, 11, 15].
Главная цель профессионального физкультурного образования заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов для всех звеньев системы физической культуры и спорта на основе реального спроса на их услуги, в их способности обеспечить качественное педагогическое сопровождение всего многообразия физкультурно-оздоровительных программ в различных образовательных учреждениях и других организационных структурах физической культуры и спорта [7, 15].
Одной из актуальных проблем в сфере образования, и в частности физической культуры, является проблема создания системы непрерывного профессионального образования (НПО).
Аналитический обзор научной литературы показывает, что к настоящему времени намечен ряд направлений в системе непрерывного образования в сфере физической культуры. Теоретические подходы к модернизации физкультурного образования были разработаны В.И. Масловым и Н.Н. Зволинской, которые отмечают, что такие составляющие, как всеохватность, преемственность и индивидуализированность, должны обеспечить НПО от ранней профориентации до становления профессионала, от уровня непродуктивной до уровня продуктивной педагогической деятельности [10].
Г.Н. Пономарев на основе проведенного анализа состояния подготовки специалистов по физической культуре, делает вывод о том, что в современных условиях в России уже имеются определенные возможности для вариативной подготовки специалистов на базе двух направлений: «Педагогика» и «Физическая культура». В этой связи предпринимается попытка выстраивать вариативные образовательные программы [16].
Острыми проблемами остаются отсутствие необходимой преемственности уровней средней и высшей школы. Не менее актуальной является проблема преемственности среднего и высшего профессионального образования. На протяжении ряда лет падает доля выпускников средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в вузы без дополнительной подготовки. В связи с различиями и отсутствием преемственности в системе обучения в средних и высших учебных заведениях студенты младших курсов проходят длительный период адаптации к вузовской системе обучения [8].
К тому же далеко не всегда стыкуются реальные интересы образовательных учреждений разного уровня. Неполностью отработано в правовом отношении взаимодействие разных ступеней профессионального образования. В свою очередь, будучи, с правовой точки зрения, преемственными, выпускные требования системы общего образования на практике далеко не всегда совмещены с требованиями вступительных испытаний в средних специальных учебных заведениях и вузах.
В связи с этим в системе подготовки специалистов по физической культуре обозначилось много противоречий, среди которых выделим следующие:
Указанные противоречия между современными потребностями общества в квалифицированных специалистах по физической культуре нового качества и сложившейся системой НПО в сфере физической культуры свидетельствуют о существовании проблемы, суть которой заключается в недостаточной разработанности теоретических, методологических и организационных основ системы НПО в сфере физической культуры. Преодоление этих противоречий требует разработки концептуальных основ проектирования НПО в сфере физической культуры.
В связи с этим нам видится своевременной и актуальной разработка современной концепции НПО в сфере физической культуры.
При проектировании системы НПО в сфере физической культуры важным является то, что эта система не должна иметь тупиков, т.е. на любом ее уровне и через любую организационную форму образования человек должен иметь возможность поступательного движения вперед.
В качестве важного элемента целостности, преемственности и НПО можно предложить следующую модель непрерывного профессионального образования в сфере физической культуры.
Исследования показали, что в системе НПО в сфере физической культуры одной из важнейших системообразующих составляющих является довузовская подготовка учащихся [3, 17].
Специфика довузовского образования состоит в том, что, не подменяя целостной системы построения среднего общего образования, оно должно служить дополнительным ресурсом при воздействии на личность ученика с целью его профессионального самоопределения и подготовки к обучению в вузе.
Система непрерывного образования, особенно в период перехода к 12-летнему обучению, обязана кардинально измениться. Поэтому основное внимание должно уделяться прежде всего углубленному довузовскому обучению в общеобразовательной школе, так как именно там готовят будущих студентов.
Эффективность подготовки специалистов по физической культуре и спорту в вузе зависит от того, насколько вчерашний абитуриент и сегодняшний студент включится в относительно новую для него учебно-педагогическую деятельность. Отсюда становится очевидной необходимость соблюдения преемственности довузовского и вузовского этапов НПО будущих специалистов. Приобретенный опыт на этапе довузовского образования способствует органичному вхождению студентов в будущую профессию.
Анализ и изучение опыта работы, а также результатов деятельности инновационных учебных заведений позволили нам сделать некоторые обобщения, характеризующие перспективные образовательные модели профильных учреждений в системе НПО в сфере физической культуры. Такими, на наш взгляд, могут быть средняя общеобразовательная школа спортивного профиля и физкультурно-педагогический лицей.
В рамках экспериментального исследования мы исходили из того, что общеобразовательная школа спортивного профиля призвана стать подлинно базовым звеном в НПО в сфере физической культуры. Функционирование школы спортивного профиля, по нашему мнению, должно быть направлено:
Организация университетского комплекса как образовательного учреждения нового типа обеспечивает в наибольшей степени соединение педагогической теории и инновационной практики в профессиональной подготовке специалистов. Как показывает анализ педагогической теории и практического опыта, объединение различных образовательных учреждений в единый комплекс открывает дополнительные ресурсы в профессиональной подготовке специалиста по физической культуре. Открываются дополнительные специальности и специализации с целью подготовки специалиста широкого профиля, создаются условия для оптимального отбора содержания образования и внедрения высокоэффективных педагогических технологий.
В основе структуры непрерывного профессионального физкультурного образования лежит разветвленная сеть различных организационных форм, представляющих в своей совокупности многоуровневую систему профессиональной подготовки специалистов по физической культуре.
Актуальность проблемы создания университетских комплексов на современном этапе обусловлена необходимостью консолидации научного и профессионального потенциалов образовательных учреждений, координации и концентрации их усилий на комплексном решении проблем, связанных с реализацией Национальной доктрины образования, Федеральной программы развития образования и Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации.
Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.
Принцип непрерывности физкультурного образования
В структуре адаптивной физической культуры непрерывное физкультурное образование означает сохранение потребности в двигательной активности на протяжении всей жизни: сначала в семье, затем в образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, средних, высших), в рекреативно-оздоровительных и спортивных секциях, командах по видам спорта, реабилитационно-оздоровительных центрах, производственных коллективах, семейных клубах, самостоятельных занятиях и т. п.
Процесс непрерывных систематических занятий физическими упражнениями оказывает тренирующие влияние не только на биологические структуры и функции организма, но и на социальную и психическую адаптацию, означающую приспособление личности к условиям социальной среды и созидательное ее преобразование. Можно предположить, что непрерывное физкультурное образование лиц с ограниченными возможностями рассчитано именно на этот комплекс адаптивных реакций организма и личности: оно удовлетворяет потребности в целенаправленной двигательной активности, телесном здоровье, преодолении гиподинамии и гипокинезии, общении и культурном обогащении, повышении физических кондиций и координационных способностей, самореализации в спортивной карьере, самовоспитании и самореабилитации, в совершенствовании знаний, интересов, ценностных ориентации (И.М. Быховская, 1996; В.И. Столяров, 1997; Ю.М. Николаев, 1998; СП. Евсеев, 2000; В.М. Выдрин, 2001).
Таким образом, непрерывное физкультурное образование, вовлеченность в активные занятия адаптивной физической культурой различных социально-демографических групп инвалидов и лиц с отклонениями здоровья решает сложнейшие задачи социализации личности, приобщения человека к ценностно-нормативной системе общества, воспитания нравственных качеств рациональной организации досуга, активного отдыха, общения людей и т. п.
Наряду с прямым положительным эффектом систематические занятия физическими упражнениями снижают влияние ряда негативных факторов: способствуют отказу от вредных привычек (алкоголизма, наркомании, токсикомании), снижению уровня травматизма, простудных заболеваний, повышению устойчивости к агрессивным факторам внешней среды.
Все это положительно сказывается на духовном состоянии инвалидов и их окружении, существенно оптимизирует жизненные интересы, привычки и ценностные ориентации.
Реальный процесс удовлетворения потребностей человека с патологическими нарушениями в организме весьма сложен и противоречив. Степень его сформированности зависит от уровня общей культуры человека, его образованности, воспитания, характера, специальных знаний, условий жизни, влияния и помощи окружающих. Потребности формируются всю жизнь. В раннем детском возрасте определяющим является уровень педагогической осведомленности семьи, близких родственников (в первую очередь матери), которые не всегда владеют достаточными знаниями и умениями, чтобы грамотно помогать и инициировать двигательную активность ребенка. Гиперопека, тревога за будущее малыша, неразумность поведения, исключение или ограничение двигательного режима сдерживают естественное развитие и тем более не помогают корректировать и компенсировать имеющиеся нарушения.
В дальнейшем весь уклад жизни, быт, личная и социальная активность, потенциал духовных и психофизических возможностей инвалида, формирование его мотивов, интересов и ценностных ориентации складываются под влиянием окружающей среды, которая либо помогает, либо тормозит развитие потребностей. На продолжительном этапе образовательной деятельности, особенно в младшем школьном возрасте, когда организм ребенка наиболее пластичен и податлив к обучению, воспитанию и развитию, важно, чтобы игровая деятельность, разнообразный досуг, развлекательные формы занятий с элементами спорта, искусства были повседневной практикой, вызывали неизменный интерес и потребность в двигательной активности, эмоциональном отдыхе, общении.
Даже взрослые инвалиды, понимающие остроту проблемы двигательной активности, осознавая реальную угрозу здоровью и даже жизни, все равно ведут пассивный образ жизни, не испытывая потребности в движении. Причинами этого могут быть:
— отсутствие двигательного опыта, инертность характера и поведе
ния, отсутствие воли, некоммуникабельность, незнание своих возмож
ностей, неуверенность в успехе, отсутствие семейных традиций;
— отсутствие специальных знаний, необходимой информации, спра
вочной литературы, программ и рекомендаций, групп и учреждений
для совместных занятий;
— отсутствие, недоступность или отдаленность мест занятий (стади
она, корта, спортивной площадки, бассейна, тренажерного зала), не
возможность или трудности использования общественного транспорта,
дороговизна экипировки и личного инвентаря (спортивных костюмов,
колясок, обуви, лыж, мячей, ракеток и т. п.);
— ограниченные возможности контроля и самоконтроля в процессе
занятий, использования дополнительных восстановительных средств
после занятий (душа, массажа, условий для личной гигиены, физио
терапевтических процедур);
— недостаточное количество компетентных специалистов (препода
вателей, тренеров, реабилитологов, инструкторов, методистов, врачей,
психологов), способных оказать консультативную и практическую по
мощь, выбрать соответствующий нозологии и интересам инвалида вид
физкультурно-оздоровительной или спортивной деятельности, составить индивидуальную программу занятий, проконтролировать состояние и т. п.
Эти и многие другие факторы по сути дела лишают возможности людей не только сформировать и развить свои потребности в двигательной деятельности, но и реализовать свое право на свободное развитие. Только наличие потребности в движении является залогом непрерывного физкультурного образования, благотворными результатами которого пользуется не только сам занимающийся, но и его дети, потомство, будущее поколение (И.В. Муравов, 1988; П.А. Виноградов, 1990).