что означает нисаб в исламе
А ты владеешь нисабом? Закят и его нормы
В статье «Закят: приумножает и очищает» мы рассказали о его определении, статусе, достоинстве выплаты, тяжести неуплаты, а также мудрости предписания. Сегодня мы, с дозволения Аллаха, остановимся на основных правовых аспектах, касающихся этого столпа ислама. В одной подобной статье не представляется возможным полностью раскрыть данную тему. Это требует научного подхода, который труден для восприятия и запоминания информации. По этой причине людям, не обладающим исламскими знаниями, необходимо обращаться к специалистам в области исламского права, которые разъяснят, как правильно рассчитать и выплатить закят в той или иной частной ситуации, которая выходит за рамки самых простых общих случаев. Данная же статья даст только поверхностные представления о том, кто, когда, кому и сколько должен. На сегодняшний день мусульмане в первую очередь должны осознать обязательность соблюдения третьего столпа ислама. А узнать, как это осуществляется на практике, сегодня, хвала Аллаху, не проблема.
Для кого обязателен закят?
Выплата закята обязательна при следующих условиях:
1. Ислам. Закят является обязанностью, возложенной на мусульман, и не выплачивается немусульманами. Доказательством этому служит хадис от Муаза, в котором сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Призови их к свидетельству о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха, … если они подчинятся тебе в этом, то разъясни им, что Аллах обязал их выплачивать закят…» (Аль-Бухари, Муслим). Как видно из хадиса, принятие ислама предшествует выплате закята, чему есть и много других доказательств.
Однако это не означает, что кяфиры не будут наказаны за неуплату закята или за любую другую обязанность, возложенную Всевышним на мусульман. Просто шариат не предписывает им ничего до того, как они примут ислам. Всевышний Аллах сказал: «В Райских садах они будут расспрашивать друг друга о грешниках. Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз. Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с погружавшимися. Мы считали ложью Последний день, пока к нам не явилась убеждённость (смерть)» (Священный Коран, сура «Завернувшийся», аяты 40 – 47, перевод смысла).
2. Владение нисабом – минимумом любого из облагаемых закятом видов имущества. С имущества мусульманина в количестве, не достигающем нисаба, закят не выплачивается. Доказательства этого условия будут приведены с разъяснением относительно каждого вида имущества в отдельности, иншаАллах.
3. Владение нисабом в течение лунного года. Закят с имущества не выплачивается, пока не пройдёт полный непрерывный лунный год владения его нисабом. Если, к примеру, мусульманин начал отсчёт года с момента овладения нисабом одного из облагаемых закятом видов имущества, и до того, как прошёл год, количество данного вида имущества опустилось ниже нисаба, пусть даже на один день, то отсчёт должен быть начат заново. За прошедшее же время закят не выплачивается, каким бы большим количеством имущества человек не обладал. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Закят не выплачивается с имущества, которым человек не владеет в течение целого года» (Абу Дауд).
Исключение составляют предметы торговли и продукты земледелия (об этом далее), а также клады золота и серебра, на чём мы не будем останавливаться.
Как вытекает из приведённых условий, закятом облагается и имущество недееспособных мусульман: детей и умалишённых, на что указывает сообщение от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которое подкрепляется словами и практикой сподвижников. Ответственными за выплату закята с имущества недееспособных мусульман являются их опекуны.
Также важно отметить, что, согласно более сильному из мнений учёных, при расчёте нисаба и закята в имущество мусульманина включают и суммы его долгов.
Виды имущества, облагаемого закятом
Закят выплачивается со следующих видов имущества:
1. Золото, серебро, деньги. Всевышний Аллах сказал: «Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями» (сура «Покаяние», аят 34, перевод смысла) Как разъяснил Ибн Умар, под накоплением в данном аяте подразумевается золото и серебро, с которого не выплачивается закят (Аль-Бухари).
2. Скот: верблюды, коровы, овцы и козы. Доказательством этого является известное письмо Абу Бакра, текст которого приводит Аль-Бухари. В нём говорится о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязал мусульман выплачивать закят с перечисленных выше видов животных.
3. Продукты земледелия: плоды и зерновые. Всевышний Аллах сказал: «Вкушайте эти плоды, когда они созревают, и отдавайте должное в день уборки» (сура «Скот», аят 141, перевод смысла). От Ибн Аббаса передаётся, что в этом аяте имеется в виду выплата закята.
Закят выплачивается c продуктов земледелия, которые могут выступать основными продуктами питания. От Абу Мусы аль-Аш’ари и Муаза передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Собирайте закят только с четырёх видов зерновых и плодов: “ячменя, пшеницы, изюма и фиников”» (передал Аль-Хаким с достоверным иснадом).
4. Предметы торговли. В этот пункт входит всё, чем торгует мусульманин, независимо от того, облагаются предметы товара закятом сами по себе (как перечисленные выше) или нет. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретённых вами благ» (сура «Корова», аят 267, перевод смысла). От Муджахида передаётся, что этот аят был ниспослан по поводу торговли.
5. Клады золота и серебра. Относительно закята с кладов золота и серебра передаются достоверные хадисы, а обязательность выплаты утверждена единогласным мнением исламских учёных (Ан-Навави, «Аль-Маджму’», 6/73,74).
Нисаб и доля выплаты из имущества каждого вида
1. Золото, серебро, деньги. Нисаб золота составляет 85 грамм. Нисаб серебра – 595 грамм. Нисаб денег – эквивалент 85 грамм чистого золота. Выплачиваемая доля со всех трёх данных видов имущества – 2,5 % на момент выплаты. Со слов Али ибн Абу Талиба передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если у тебя есть двести серебряных дирхемов, которыми ты владел в течение целого года, то ты должен выплатить с них пять дирхемов. И ты не обязан выплачивать закят, если у тебя золота меньше двадцати динаров. А если у тебя есть двадцать динаров, которыми ты владел в течение целого года, то ты должен выплатить с них полдинара. Если денег будет больше, то закят следует подсчитывать из такого же расчёта. Однако закят не выплачивается с имущества, которым человек не владел в течение целого года»(Абу Дауд). 200 серебряных дирхемов и 20 золотых динаров соответствуют 85 граммам золота и 595 граммам серебра (согласно наиболее сильному из мнений учёных по данному вопросу (Мухаммад Мухтар аш-Шанкити «Дурусу умдати льфикх»)).
2. Скот. Нисаб коров составляет 30 голов. Выплачиваемая доля: со стада, включающего от 30 до 39 голов, закят составляет одну однолетку; от 40 до 59 голов – одну двухлетку; более 60 голов – две однолетки; и далее с каждых 30 голов взимается однолетка, а с каждых 40 голов – двухлетка.
Нисаб овец и коз составляет 40 голов. Выплачиваемая доля: со стада, включающего от 40 до 120 голов, закят составляет одну овцу; от 121 до 200 голов – две овцы; более 201 головы – три овцы; и далее с каждой сотни взимается одна овца. Доказательством перечисленного является уже упомянутое письмо Абу Бакра.
3. Продукты земледелия. Нисаб с плодов и зёрен составляет 900 литров. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Зёрна и плоды не облагаются закятом, если их меньше пяти поклаж» (Муслим). 5 поклаж соответствуют 900 литрам.
Выплачиваемая доля: при поливе без участия человека выплачивается одна десятая часть урожая; при самостоятельном орошении – одна двадцатая. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «С того, что поливается водой с неба и с пальм, впитывающих корнями дождевую воду из вырытых ям, выплачивается одна десятая [часть урожая], а с того, что орошается, – одна двадцатая» (Аль-Бухари).
4. Предметы торговли. Нисаб – эквивалент 85 грамм золота. Выплачиваемая доля – 2,5 % стоимости товара на момент выплаты. Закят с торговли выплачивается деньгами.
Дополнения
1. Относительно выплаты закята с золотых и серебряных украшений женщины учёные разделились. Согласно одному мнению, закят с украшений, используемых женщиной, количество которых не выходит за рамки обычая и традиций в обществе, не выплачивается. Согласно другому мнению, закят выплачивается со всех золотых и серебряных украшений. Шафииты придерживаются первого мнения.
2. Скот, который не пасётся на пастбище большую часть года, закятом не облагается. Также закятом не облагается рабочий скот. Условие владения имуществом в течение года не касается потомства скота, которое появляется в ходе отсчитываемого периода.
3. Закят с урожая (продуктов земледелия) выплачивается сразу после его сбора.
4. Дополнительным условием закята с предметов торговли является намерение на торговлю. Если мусульманин, к примеру, приобрёл автомобиль для личного пользования, после чего решил его продать, то в таком случае он не облагается закятом.
Так же, как если бы он приобрёл его для торговли, однако решил оставить себе.
Ещё одно отличие закята с предметов торговли состоит в том, что владение нисабом берётся в расчёт только в конце отсчитываемого года. Таким образом, неважно, владел ли торговец нисабом в начале и в течение года или нет. Если он имел товар, который намеревался продать, в течение полного лунного года, и при подсчёте товара в конце этого года оказалось, что он владеет нисабом, то торговец обязан выплатить закят.
Кому выплачивается закят?
Закят выплачивается восьми категориям мусульман, перечисленным в аяте: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (сура «Покаяние», аят 60, перевод смысла).
Заключение
Выплата закята – это поклонение Всевышнему Аллаху, которое, как и другие виды поклонения, требует искренности, неподдельности и намерения, без которого оно не будет действительным. Мусульманин, выплачивающий закят, должен знать, что исполняет возложенную на него Всевышним Аллахом обязанность, от которой его не освобождают никакие другие добровольные пожертвования, какими бы большими они ни были.
Основные использованные источники:
1. Мустафа аль-Хин, Мустафа аль-Буга, Али аш-Шурбаджи, «Фикху-ль-манхаджи ‘аля мазхаби-ль-имами ш-Шафии»;
2. Мухаммад Мухтар аш-Шанкити, «Дурусу умдати-ль-фикх ли-бни Кьудама».
Абдулмумин Гаджиев [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Как рассчитывать нисаб денежных средств?
Известно, что во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не было бумажных денег. В обращении были, главным образом, серебряные дирхемы, которые чеканили в Сасанидском Иране, и золотые динары из Византийской империи. При халифе ‘Умаре ибн аль-Хаттабе появились первые исламские дирхемы, а при халифе ‘Абд-аль-Малике ибн Марване — золотые исламские динары. Бумажные деньги хотя и появились в Китае в Средние века, но начали распространяться в Европе, России и Северной Америке лишь в XVIII веке. В Османской империи бумажные куруши вошли в обращение в 1840 г. при султане ‘Абдуль-Маджиде I.
С тех пор бумажные банкноты прочно вошли в обиход и стали универсальным средством обмена, заменив собой золото и серебро. Более того, стоимость золота и серебра теперь исчисляется в денежном выражении. Поэтому современные законоведы единодушны в том, что именно бумажные деньги сегодня составляют основу сбережений частных лиц и капиталов компаний, и поэтому с них надлежит выплачивать закят [1].
Законоведы также единодушны в том, что минимальная сумма денег, с которой полагается выплачивать закят, оценивается по стоимости золота или серебра — по аналогии с предметами, предназначенными для торговли.
Передают со слов ‘Али ибн Абу Талиба, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ты не должен выплачивать закят, если у тебя денег меньше двадцати динаров. А если у тебя есть двадцать динаров, которыми ты владел в течение одного года, то ты должен выплатить с них половину динара. Если денег будет больше, то закят следует подсчитывать из такого же расчета. Закят не выплачивается с имущества, которым человек не владеет целый год» (Ахмад, Абу Давуд и аль-Байхаки).
Во времена Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, один динар весил один мискаль и содержал 4,25 г чистого золота. Получается, что 20 динаров содержали 85 г золота.
В другом хадисе сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я разрешил вам не выплачивать закят с ваших лошадей и рабов, но выплачивайте его с вашего серебра. С сорока дирхемов выплачивайте один дирхем. Сто девяноста дирхемов не облагаются закятом. А если их будет двести, то выплачивайте с них пять дирхемов» (Абу Давуд, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).
Во времена Посланника, мир ему и благословение Аллаха, дирхем весил 0,7 мискаля. Следовательно, 200 дирхемов весили 190 мискалей и содержали 595 г чистого серебра.
Таким образом, в случае золота нисаб — облагаемый закятом минимум — равен 85 г чистого золота (999 проба или 24 карата), а в случае серебра — 595 г чистого серебра. Во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, 200 серебряных дирхемов стоили примерно 20 золотых динаров. Однако впоследствии цены на серебро начали падать, и между законоведами возникли разногласия по поводу того, какой из двух металлов следует брать за основу для расчета нисаба.
Одни считают, что нисаб следует рассчитывать по цене золота, потому что в настоящее время золото считается основным драгоценным металлом и цена на него относительно устойчива. Шах Валиаллах ад-Дахляви рассматривал нисаб как прожиточный минимум для семьи, состоящей из мужа, жены и ребёнка или слуги, в течение года [2], что в нынешних условиях теряет смысл, если подсчитывать нисаб по серебру.
Кроме того, разница между нисабом денежных средств и нисабом скота не должна быть очень большой. В пользу этого свидетельствуют слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если кто обязан отдать в качестве милостыни четырехлетнюю верблюдицу, но у него ее нет, пусть отдаст трехлетнюю, а вместе с ней — двух овец или двадцать дирхемов» (аль-Бухари). Получается, что в те времена на двадцать дирхемов можно было купить двух овец. Если учесть, что нисаб овец равен 40 головам, то такое стадо стоило примерно 400 дирхемов, то есть всего лишь в два раза больше нисаба серебра. Но если рассчитывать нисаб наличных денег по серебру в наше время, то в большинстве стран на эти деньги можно будет купить одну-две овцы. Говоря другими словами, для расчёта нисаба нужно брать за основу золото, а иначе разница между нисабами получается огромная.
По мнению других законоведов, нисаб денежных средств должен рассчитываться по нисабу того из двух драгоценных металлов, который дешевле, и это мнение опирается на несколько контраргументов.
Во-первых, равенство нисабов некоторых видов имущества в ту или иную эпоху не является шариатским установлением. Нисабы для каждого вида имущества определены Аллахом и вовсе необязательно, чтобы все они были равноценны. Если бы основой в данном вопросе была определённое количество имущества, то было бы разумным объединять различные виды имущества для того, чтобы они вместе образовали нисаб. Однако такого не говорил никто из авторитетных имамов, за исключением того, что касается имущества, предназначенного для торговли. Кроме того, в таком случае нисабы всех видов имущества рассчитывались бы только по золоту и серебру, а это не так.
Во-вторых, хорошо известно, что и во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, цены на различные виды товаров иногда росли, а иногда падали. Например, ‘Урва аль-Барики купил для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, на один динар двух овец, а потом продал одну из них за один динар и вернул Пророку, мир ему и благословение Аллаха, один динар и овцу в придачу (аль-Бухари). Этот хадис указывает на то, что одна овца могла стоить по-разному, так как Урва купил овец за пол динара каждую, а продал за динар. В другом хадисе сообщается, что Ибн ‘Умар продавал верблюдов за динары, но во время совершения сделки брал дирхемы. Как-то раз он спросил об этом Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и тот сказал: «Нет проблем, если ты берёшь их по цене динара в тот день» (Абу Давуд). Иными словами, и в прежние времена соотношение цены золота и серебра менялось.
В-третьих, ни в Коране, ни в Сунне нет никаких указаний на то, что нисаб определяется прожиточным минимумом для семьи. Что же касается мнения имама ад-Дахляви, то оно опирается на его собственный иджтихад, за который богословы получают вознаграждение. Однако его высказывание не является шариатским доводом, на который опираются религиозные положения. Кроме того, даже первоочередные потребности людей, необходимые для сохранения жизни и поддержания здоровья, могут сильно изменяться в зависимости от их возраста, местонахождения и других факторов.
В-четвёртых, нисаб товаров, предназначенных для торговли, рассчитывается по золоту или серебру — по общему мнению ученых, считавших, что выплачивать закят с предметов торговли обязательно. Следовательно, нисаб денежных средств также должен рассчитываться аналогично. Как же рассчитывают нисаб предметов торговли? Законоведы разошлись во мнениях в данном вопросе. Аш-Шафи‘и считал, что их следует оценивать по тому из металлов, на который эти товары были куплены [3]. Абу Ханифа считал, что оценивать их следует в пользу нуждающихся [4]. Этого же мнения придерживались ханбалиты [5]. То есть, если предметы торговли достигли нисаба по цене любого из двух драгоценных металлов, то выплачивать закят с них обязательно. Поскольку в наше время товары покупают не за золото или серебро, то первое мнение не имеет значения. Остается только второе мнение, гласящее, что при расчёте нисаба следует учитывать интересы нуждающихся.
Подытоживая сказанное, можно сказать, что мнение второй группы законоведов сильнее, так как оно подкрепляется доводами из Сунны и мнениями авторитетных имамов. Наряду с этим оно защищает интересы нуждающихся мусульман и позволяет их обеспеченным единоверцам заслужить большую награду. А Аллах знает лучше!
Примечания
[1] Аль-Маусуа аль-фикхия. Кувейт: Министерство вакуфов и исламских дел. Т. 23. С. 267.
[2] Ад-Дахляви, Шах Валиаллах. Худжжа Аллах аль-балига. Бейрут: Дар аль-Джайль, 1426/2005. Т. 2. С. 66.
[3] Ан-Навави, Яхья ибн Шараф. Аль-Маджму‘ шарх аль-мухаззаб / Под ред. Мухаммада Наджиба аль-Мути‘и. Джидда: Мактаба аль-иршад, б/д. Т. 6. С. 23.
[4] Ибн аль-Хамам, Мухаммад ибн ‘Абд аль-Вахид. Фатх аль-Кадир. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-‘ильмийя. Т. 2. С. 227.
[5] Ибн Дувеййан, Ибрахим ибн Мухаммад. Манар ас-сабиль. Амман: аль-Мактаб аль-ислями. Т. 1. С. 198.
Что означает нисаб в исламе
Я не выплачивал закят годами. Как мне быть?
В: Для кого закят является обязательным?
О: Закят обязателен для каждого здравомыслящего, взрослого мусульманина, имущество которого достигает определенного количества и находится в его владении.
О: Тот, во владении которого находится определенное качество средств, является обладателем нисаба. По истечении года эта сумма может меняться, и человек должен определить имеет ли он все то же количество нисаба для выплаты закята.
В: Из каких средств выплачивается закят?
О: Закят выплачивается со всех денежных единиц, золота и серебра.
В: Каков объем нисаба?
О: Нисаб составляет в совокупности 84,8 г золота или 612.36 граммов серебра.
В: В каком размере выплачивается закят?
О: В размере 2,5% от общей суммы средств.
В: Что если размер состояния меняется в течение года?
О: Не имеет значения возрастает или уменьшается состояние в течение года. Только если человек становится не платежеспособным, срок нисаба истекает
В: Выплачивается ли закят с такого имущества как дом или машина?
О: От такого имущества как дом и машина закят не выплачивается. От средств к существованию таких как еда, одежда, дом, утварь, мебель и машина, закят не выплачивают.
В: Может ли муж выплатить закят за свою жену?
О: Разрешено выплачивать закят от своего имущества от имени другого человека, при том условии, что он дал свое согласие и знает об этом.
В: Выплачивается ли закят с серебра и золота?
О: Закят выплачивается и с золота и серебра, которое находится во владении.
В: Закят выплачивается наличными или переводится на карту?
В: Может ли прощенный долг расцениваться как выплата закята?
О: Если человек дал другому в долг, то он не может, простив его должнику, считать прощеный долг закятом. Прощеный долг не является закятом. Однако если человек даст должнику закят со своего имущества, а после он вернет его обратно с целью погашения долга полностью или частично, то это закят.
В: У меня долги, должен я их вычитать из своих средств во время расчета закята?
Долги вычитаются из общих средств, если они возмещаются в течение 12 месяцев. Если вы не расплачиваетесь с долгами, то из общей суммы средств они не вычитаются.
В: Выплачивается ли закят с акций?
О: Закят выплачивается из стоимости акций, купленных для продажи.
В: Я занимаюсь производством товаров. Должны ли мы выплачивать закят с этих товаров?
О: Да. Сумма закята исчисляется из суммы реализационной цены товаров и всех незавершенных товаров по их рыночной стоимости.
В: Я не выплачивал закят годами. Что мне делать?
О: Если человек не выплачивал закят много лет, он должен посчитать сколько лет он пропустил и сколько у него было имущества на этот период и оплатить закят согласно этому.
В: Кому нужно выплачивать закят?
Закят выплачивается нуждающимся, имущество которых не достигает количества нисаба, путнику, собирающим закят. Закят нельзя выплачивать отцу, матери, бабушке, дедушке, детям, внукам, мужу или жене, а также состоятельным людям.
Основы Ислама
Закят и Милостыня (аль-Фитр)
ЗАКЯТ
ЧТО ТАКОЕ ЗАКЯТ. ПОЛЬЗА ЗАКЯТА
Четвертым столпом Ислама является закят. Выплата его была вменена мусульманам в обязанность во втором году хиджры, до того как пост в месяц Рамадан стал обязательным. Закят – это поклонение Создателю имуществом.
Закят заключается в ежегодном отчислении состоятельным мусульманином 1/40 части своего имущества в пользу бедных.
Закят вместе с намазом упоминаются в Коране 27 раз. Этот факт подтверждает его важную роль в Исламе.
Закят – это поклонение (‘ибада), которая избавляет сердце от скупости, очищает имущество и пробуждает в душах людей милосердие. Благодаря закяту зависть покидает сердца бедных и неимущих, укрепляется единство общества.
Закят не только очищает душу, но и способствует её освобождению от унижения привязанности к богатству и подчинения его власти, а также от бедствия рабской зависимости от денег. Ислам стремится к тому, чтобы мусульманин был рабом одного только Аллаха и освобождался от подчинения всему иному, являясь господином всего того, что есть в этом мире.
Закят увеличивает состояние верующего и сохраняет его благоденствие (баракят). Имущество, с которого был выплачен закят, оберегается Аллахом. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Оберегайте ваше имущество выплатой закята» [1] .
Закят служит мерилом искренности верующего. Отчисляя закят, человек вверяет себя Аллаху, благодарит Его за дарованные блага и милости. Он приносит пользу обществу и заслуживает любовь окружающих.
Благодаря выплате закята бедный человек получает возможность жить полноценной жизнью и исполнять свои обязанности, имеющие отношение к проявлению повиновения Аллаху. Также благодаря закяту бедный человек ощущает на себе заботу и внимание других членов общества, он ощущает, что находится в достойном человеческом обществе, которое не забывает его и протягивает ему руку помощи, не попрекая и не обижая его. Нуждающийся человек принимает помощь из рук богатых, не чувствуя себя униженными, держа голову высоко поднятой и не теряя чувства собственного достоинства, так как он берёт ту долю, которая принадлежит ему по праву.
Кто должен выплачивать закят
Выплачивать закят обязан тот, кто является:
НИСАБ. УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ВЫПЛАТА ЗАКЯТА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Нисаб – это мера богатства, установленная религией, обладая которым человек обязан выплачивать закят. Нисаб составляет сумму денежных единиц (валют), золота и серебра, которая в совокупности равна стоимости примерно 80 граммов золота или 561 грамма серебра.
Владея данным имуществом в течении одного полного лунного года, обязательно (фард) выплатить 2,5% от общей стоимости имущества на конец года, если оно равно или превышает нисаб.
Выплата милостыня «аль-фитр» в месяц Рамадан и совершение жертвоприношение (курбан) в дни праздника Курбан-байрам является необходимым (ваджиб) для обладающих нисабом имущества или денег, но при этом не требуется владение имуществом полный год и не требуется, чтобы имущество было увеличивающимся.
Также условием правильной выплаты закята является намерение, которое должен сделать выплачивающий при передаче закята. Произносить его вслух необязательно.
ИМУЩЕСТВО, КОТОРОЕ НЕ ВХОДИТ В ИСЧИСЛЕНИЕ НИСАБА
При исчислении нисаба в него не включаются предметы первой необходимости, такие как дома и квартиры, в которых живут, предметы домашнего обихода, одежда и обувь, средства передвижения, книги, не предназначенные для торговли, инструменты ремесленника, необходимая пища, украшения из алмазов, изумрудов и т.д. (кроме золота и серебра), которые не предназначаются для продажи.
НИСАБ И РАЗМЕР ЗАКЯТА С РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА
Вид имущества
Нисаб
Размер закята
≥ стоимости 80,18 г золота
≥ стоимости 80,18 г золота
1 годовалый теленок
С увеличением поголовья скота формула исчисления закята меняется. За вышеперечисленное имущество можно платить закят как самим имуществом, так и деньгами.
КОМУ ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ ЗАКЯТ
В Священном Коране говорится:
Таким образом, выделяют следующие направления выплаты закята:
При выплате закята предпочтение отдается в следующей последовательности:
Следует стараться, чтобы средства закята дошли именно до нуждающихся, а не стали причиной греха или расточительства.
Закят не выплачивается:
ПОЛОЖЕНИЕ ТОГО, КТО НЕ ВЫПЛАЧИВАЕТ ЗАКЯТ
Те, кто обязаны выплачивать закят, но не выполняют данное предписание религии, будут наказаны Всевышним Аллахом.
В Священном Коране говорится:
«Горе язычникам (многобожникам), которые не выплачивают закят и отрицают жизнь вечную» [4] .
В Судный День обитатели Рая спросят у грешников:
Человек, не выплачивающий закят, но не отрицающий его обязательности (фард), является грешником, но остается верующим мусульманином. Отрицающий обязательность выплаты закята выходит из Ислама.
Выплата милостыни «аль-фитр» является необходимым (ваджиб) для мусульманина, который не имеет долгов и обладает нисабом на день праздника Ураза-байрам. При этом не обязательно владеть имуществом в течении года и его увеличение.
Милостыню «аль-фитр» раздают во время месяца Рамадан. Лучшее время для ее выплаты – это день праздника Ураза-байрам до праздничного намаза. Можно также отдать его в течение всего месяца Рамадан и в день праздника.
Для обладающего нисабом мусульманина необходимым (ваджиб) является выплата милостыни «аль-фитр» за себя и за своих детей, которые не достигли совершеннолетия.
Обычно в качестве милостыни «аль-фитр» дается определенное количество одного из следующих продуктов:
Однако, милостыню «аль-фитр» можно выплатить и в денежном эквиваленте. Лучше дать то, что принесет большую пользу нуждающемуся.
Одна милостыня «аль-фитр» не делится, ее отдают только одному человеку. Можно дать одному бедняку больше одной милостыни «аль-фитр». При ее передаче делается намерение, что это милостыня «аль-фитр», но говорить об этом бедняку вслух не обязательно.
Милостыня «аль-фитр» выплачивают тем же, кому выплачивают закят.
Тот, кто обладает нисабом и не соблюдал пост в месяц Рамадан, также должен выплатить «аль-фитр».
Раздавая милостыню «аль-фитр» в день праздника, состоятельные мусульмане радуют бедняков. Выплата этой милостыни способствует принятию поста верующего и спасению от мучительной смерти и наказания в могиле.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
[1] Ат-таргыб ват-тархиб, том I, стр. 520.