что означает ногайский флаг
★ Ногайский флаг
Государственный флаг ногайского народа представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета с соотношением сторон 2:3. На флаге изображен белый круг с ободком, диаметр которого равен одной трети длины флага, а центр расположен на пересечении диагоналей. Красная Тамга помещается внутри белого круга.
1. Обоснование символики. (Justification of the symbolism)
Красный флаг Кызыл-Байрака исторически использовался всеми группами ногайцев, есть сведения о нем из источников и этнографических материалов.
В русских летописях, например, в «Лицевом своде» Эдиге изображен с красным флагом.
Сафи Абдураманова научный сотрудник Музея истории и культуры крымских татар пишет
«В архиепископском музее в Познани, Польша,есть «татарский флаг 17 в., полученный в походе 1683 года» флаг был захвачен в бою с Буджаком Ногайским-прим. ред. Ткань прямоугольной формы с двумя косами, красного цвета с небольшим симметричным рисунком. Окантовка и бахрома по краю черного цвета.»
Евлия Челеби также сообщает, что главным флагом Ногаевского санджака был красный флаг:
«Тотчас же все воины ислама были созваны вместе, и они сели на своих очищенных и облегченных коней и стояли, думая: «Неужели это калмыки спешат? Но в это время появились красные салгаки, главные знамена, зеленые санджаки и Байраки, и души всех татарских воинов успокоились, когда они поняли, что на помощь им идут воины ислама. Это были большие ногаи и Малые Ногаи, а также Ногаи Шадьяка, Адиля, Кер-Юсуфа, Ногаи племен Чобан, Новруз, Дэви, Ислам-бег, Урмамет и др. то есть вышло сто сорок тысяч татар, которым повезло в их добыче т. е Ногай из всех племен.
«В татарских ордынских знаменах, дошедших до нас, наблюдается преобладание красных знамен. Часто использовали знамя с красными и оливковыми шелковыми квадратами и орнаментальным Бадамским мотивом, пишет Серкина Г. А в своей работе «магический эффект композиции рисунка ковра.»
Ногаи Крымской юрты, которой подчинялся меньший Ногай, использовали красные знамена, как говорит исследователь Гульнара Абдуллаева. Есть также полевые данные, что Ногаи Кубанской Орды, которая была последним Ногайским государством, имели красный флаг.
Что означает ногайский флаг
Noghay. Ногай запись закреплена
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФЛАГ
Национальный Флаг является историческим символом государственного, духовного и культурного единства ногайского народа.
ОПИСАНИЕ. Ногайский национальный флаг представляет собой прямоугольное полотнище белого цвета с изображением в центре идеограммы, состоящей из двух графических знаков (тамг), окаймлённых окружностью. Линии идеограммы имеют чёрный цвет. Диаметр окружности составляет три пятых ширины флага.
Отношение ширины флага к его длине составляет 1:2. При использовании на официальных мероприятиях древко флага может быть увенчано металлическим навершием в виде копья и украшено чёрными и белыми бунчуками (тув).
ИСТОРИЯ. Ногайский флаг исторически восходит к знамённому комплексу, существовавшему в военно-политической культуре средневековых ногаев. Знамённый комплекс включал в себя государственные и воинские знамёна, штандарты, бунчуки.
Бытование у ногаев и их предков «белого», или «бело-чёрного», «чёрно-пёстрого» флага имеет значительную ретроспективу. Об этом свидетельствуют документы по истории кочевых народов, произведения народного фольклора, русские и зарубежные источники, труды русских востоковедов и тюркологов, свидетельства путешественников и т.д.
Письменные памятники фиксируют использование такого флага с XIII в. Например, «Сокровенное сказание монголов» («Монголой нюуса тобшо»), являющееся важным источником по истории Великой Степи XIII столетия, упоминает знамённые атрибуты мангытов:
«Бережёный сам,
Чёрно-пёстрый стяг
Их хранит в боях!»
Мангыты, впоследствии давшие название Мангытскому Юрту (как первоначально называли Ногайскую Орду), были одним из многочисленных и воинственных племён в Монгольской империи, представляя собой мощную военную силу. Из этого племени происходил Эдиге (Едигей) – могущественный беклерибек Улуса Джучи (Золотой Орды).
По свидетельству очевидцев, войска Бату-хана и Ногай-хана в европейском походе 1241 г. шли под белыми и чёрными (или бело-чёрными) флагами: «…на чёрных или белых знамёнах своих имеют пучки из конских волос (бунчуки)…». Белое знамя с ханской тамгой было общегосударственным в Улусе Джучи, известном ещё как «Белый Улус» («Цаган Улс», «Ак Патшалык»).
Существование белого государственного знамени у ногаев подтверждается и поздними источниками. Согласно данным героического эпоса, правитель Ногайской Орды бий Мамай прибывал в Крым «с поднятым Белым Знаменем, восседая в большом золочёном коше (юрте), запряжённом шестью пегими лошадьми и ведя за собой шесть (запасных) лошадей». Это свидетельство начала XVI века о «Белом Знамени» («Ак Байрак») полностью отвечает известным культурным традициям ногаев и их предков – номадов Великой Степи – кыпчаков, асов, канглы, уйсуней, найманов, мангытов, кереитов, конгратов и др.
Хан Ногай, имя которого дало название ногайскому народу, был членом правившего в Золотой Орде Дома Джучидов (говоря современным языком, «принцем ханской крови»). Как государственный символ Улуса Джучи, тамга хана Ногая («тарак тамгасы» – «тамга гребень») изображалась на флагах, ярлыках и других официальных документах, печатях, монетах. В чуть видоизменённом виде эта тамга стала также государственным символом Крымского ханства при Гиреях.
Наряду с тамгой хана Ногая, в идеограмме Национального Флага изображена тамга беклерибека Эдиге (Едигея) – родоначальника правящей династии Ногайской Орды.
С распадом Улуса Джучи ногайский народ оказался в рассеянии на обширных территориях своего исторического проживания – в Поволжье, Приуралье, Крыму, Сибири, на Арале и Кавказе. Пребывание в течение нескольких веков в условиях отсутствия государственной общности на территориях, разделённых тысячами километров, нанесло колоссальный урон материальной и духовной культуре, языку и исторической памяти народа. Оказались в забвении и символы, некогда объединявшие народ в рамках единой державы.
Сегодня Национальный Флаг является восстановлением исторического архетипа знамённого комплекса ногайской государственности, олицетворяет неразрывность и преемственность многовековой истории ногайского народа.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. Белый цвет флага символизирует приверженность ногайского народа идее державности и справедливости, чистоту его помыслов и духовных устремлений.
Белый («ак») и чёрный («кара») цвета по своей семантике очень многозначны в ногайской культуре. Образ Белого Знамени («Ак Байрак») созвучен понятиям «светлый путь» («ак йол»), «светлые помыслы» («ак ниет»), «светлая надежда» («ак умит»), «обращение к истине, праведности» («акка кайтув»), «святость, невинность» («аклык»), благородство («ак суйек»). Белая одноцветность флага олицетворяет нерушимую целостность и волю к мирному созиданию.
Описание флага Ногайской орды, цвета и символика, история создания
Казахстан и Россия имеют историческую неразрывную связь. Их объединяет не только одновременное расположение в Европе и Азии, общие границы, но и даже общие исторические государства. Нет, мы говорим не только о Казахском ханстве, которое присоединилось к России в середине XVIII века. Речь идет о Ногайской орде, которая существовала на территории двух нынешних государств c 1440 годов и использовала собственный флаг. Ногайцы существуют по сей день и гордятся им.
Описание ногайского флага
Государственные символы Ногайской орды, на самом деле – это достаточно спорная тема. Исторически нет ни одного доказательства того, что один из всех существующих флагов был официально утвержден в государстве. Например, по одной версии, ногайский народ использовал синее «лазоревое» полотно с зеленым «изумрудным» сидящим волком, у которого за спиной изображены настоящие крылья.
Если верить истории, этот символ свойственен тюркам, которые по легенде, выжили благодаря волчице, спасшей от смерти последнего тюрка. Впрочем, ногайцы – это своего рода потомки тюрков, потому знамя одновременно и принадлежит, и не принадлежит им.
Но существует и другой вариант знамени. Его внешний вид более близок к культуре ногайцев, да и упоминается он намного чаще. Этот флаг также не имеет доказательств официального утверждения, а потому не рассматривается как один из гражданских вымпелов ногайской орды. Он представляет собой полотно с горизонтальной ориентацией и отношением ширины к длине, равным как 2:3.
В качестве фона используется ярко-красный «червленый» оттенок. Учитывая то, что в то время не существовало точных цветовых кодов, а официальное полотно выпускалось только одними мастерами, то точность красного оттенка не играет роли. Однако в современной рисовке используется оттенок красного соответствующий коду rgb (211,3,27).
В центре полотна изображен белый «серебряный» круг с двумя каемками красного и белого цветов. Диаметр круга с каемкой занимает ровно 5/14 от длины стяга. В центре круга находится красная тамга. Так называется фигура, которая состоит из трех длинных зубцов и одного круга. По размерам элемент занимает 1/2 от диаметра круга.
Обоснование символики
Можно предположить, что если не существует сведений об истинном официальном стяге Ногайской орды, то информация о его значении тем более не сохранилась. Это суждение, к сожалению, абсолютно верное. Тем не менее, существует несколько «народных» интерпретаций каждого элемента. Таким образом, красный цвет стяга может олицетворять мужество, отвагу, силу, героизм ногайцев, защищавших родную землю и свой народ до последнего. Иногда красный цвет буквально сравнивают с кровью павших. На самом деле, красный часто преобладал в жизни ногайцев.
Круг в центре символизирует единство и дружбу народа исторического государства. Каемка вокруг, в свою очередь, считается символом обороны и защиты, а также отдаленности от других народов. Сам белый цвет олицетворяет мир и согласие внутри страны. Иногда белый цвет называют «символом чистоты и свободы».
Тамга в центре считается национальным символом крымских татар и ногайцев, а ее изображение символизирует почтение к культуре. Этот элемент и по сей день остается национальным символом ногайского народа.
История создания
На самом деле, не известна точная дата утверждения знамени, так как не понятно, являлся ли описываемый флаг настоящим символом страны или он был обычной идеей одного из историков и летописцев. Тем не менее, известно, что Ногайская орда существовала между 1440 и 1634 годами. Следственно, данное знамя использовалось именно в этом промежутке времени. В 1650-х годах Ногайская орда полностью распалась на самостоятельные владения.
Ногайский флаг
Национальный ногайский флаг
Национальный флаг ногайцев (ногаев) представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета с отношением сторон 2:3. На флаге изображён белый круг, с ободом, диаметр вместе с которым равен одной трети длины флага, а центр находится на пересечении диагоналей. Внутри белого круга размещается красная тамга.
[править] Обоснование символики
Красный флаг (кызыл байрак) исторически бытовал у всех групп ногаев, об этом есть сведения источников и этнографические материалы.
В русских летописях, например в «Лицевом своде» Эдиге изображен с красным флагом.
Научный сотрудник МИККТ (Музей истории и культуры крымских татар) Сафие Абдураманова пишет:
О том, что главным флагом санджаком» ногаев был красный флаг сообщает и Эвлия Челеби:
Ногаи Крымского юрта к которому подчинялся и Малый Ногай, использовали красные знамена, о чем говорит исследователь Гульнара Абдуллаева. Имеются и полевые данные, о том, что у ногаев Кубанской орды, которое было последним государством ногаев, был именно красный флаг. [3]
Ногайцы (ногай) — воинственный народ Северного Кавказа
Ногайцы — тюркский народ Северного Кавказа. В мире проживает около 110 000 человек. Предками ногайцев являются кочевые средневековые монголоязычные и тюркские племена.
Первое государственное образование народа — Ногайская Орда сформировалось после распада последней из великих держав кочевников Золотой Орды. Ногайская Орда принимала важное участие в политических, торгово-посреднических делах с соседними государствами, собирала дань с казанских татар, некоторых сибирских племен, башкир. В начале 16 века могла выставлять около 300 000 воинов. Хорошая военная организация позволила Ногайской Орде с успехом защищать и отстаивать свои границы, оказывать помощь соседним ханствам, дружинникам, русскому государству. Экономическую, военную помощь ей оказывала Москва.
Где живут
Народ проживает на территории Северного Кавказа в Дагестане, Ногайском, Бабаюртовском, Кизлярском, Тарумовском районах, Махачкале, Кизляре, Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии, Астраханской области, Чеченской Республике, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах. Небольшое количество ногайцев живет в Болгарии, Румынии, Казахстане, Узбекистане, на Украине.
Название
Этноним «ногайцы» связан с военно-политическим золотоордынским деятелем Ногаем, жившим в 13 веке. Он провел консолидацию своих сторонников из разных этнических групп протоногайцев, которые получили свое название по имени прародителя. Ногай обращал основное внимание на роды узо-печенежского, кипчако-половецкого, алано-асского круга, так как основная часть монголов перешла на сторону Токтая. Самое ранее появление этнонима «ногайцы» в золотооардынской эпохе приходится на 1436 год. Другие названия народа: ногаи, крымские степные татары, ногайские татары. Самоназвания: ногай, ногайлар.
Ногайский язык принадлежит к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи. В результате широко географического расселения народа образовалось 3 диалекта:
Литературный ногайский создан на основе ногайского говора и караногайского диалекта. На нем издаются газеты, транслируются передачи на радио. Графическая основа ногайской письменности несколько раз изменялась. До 1298 года она была основана на арабском письме, с 1928 по 1938 — на основе латиницы, с 1938 и по настоящее время — на кириллице.
Религия
Основная часть ногайцев — мусульмане, исповедует ислам суннитского ханафитского толка. Ислам постепенно начал проникать на территории проживания ногайских предков в 10-11 веках. В 1312 году после официального введения ханом Узбеком ислама, в Золотой Орде началась массовая исламизация. До наших дней в народе сохранились в некоторой степени древние языческие верования о духах-хозяевах стихий. Вместе с исламом пришел образ духа джинна. Среди ногайцев Большой Ногайской Орды широко было распространено учение братства йасавийа (также ясавия). В других группах преобладало учение накшбандия.
Во времена Ногайской Орды народ очень трепетно относился к могилам видных людей, в основном это были правители. Захоронения представляли собой целые архитектурные сооружения, которые возводились над местом погребения.
У ногайцев было два вида мечетей:
Очень большой урон религиозной жизни народа нанесла советская власть. Все мечети были разрушены, основная часть мулл, кадиев, ахунов, имамов, эфенди, муэдзинов репрессирована. Те, кто остался жить на родине, были вынуждены прекратить свою деятельность. В начале 90-х 20 века в Ногайской степи осталось лишь 2-3 муллы. Малое количество ногайцев из старшего поколения совершало намаз, но так как мечетей не было, все проводилось индивидуально. Не существовало даже религиозного домашнего обучения. Народ старался соблюдать правила своей религии, не употребляли свинину, проводили обрезание. Последние несколько лет религиозная жизнь начала постепенно возобновляться. Ведется строительство мечетей, появились имамы, муэдзины, проводятся религиозные обряды. Ногайцы отмечают праздник мавлид — день рождение Пророка, главные мусульманские праздники — Курбан-байрам, Ураза-байрам. При мечетях открываются мектебы, медресе. Некоторые ногайцы исповедуют ислам шафиитского толка и ваххабизм.
В кухне народа раньше преобладали мясные и молочные блюда. Сегодня рацион ногайцев значительно обогатился за счет заимствования у соседних народов. Готовят из конины, ягнятины, делают различные колбасы. Из муки пекут лепешки, варят вид галушек инъкал, пельмени, жарят лукумы, пекут хворост, катламу. Из круп готовят вкусные, сытные каши, добавляют в них мясо. Используется кукурузная, пшеничная крупа, фасоль. С кашами принято подавать ногайский сыр ауырша. Супы в кухне занимают особое место, готовятся они с куриной лапшой, мясом, изделиями из теста. Популярны кисломолочные, сырные супы. Из сладостей самая популярная — соьк, готовят ее из пшена и сметаны. Другие лакомства ногайцев:
Главный национальный напиток — кумыс, помимо него пьют айран, хмельной напиток буза, медовый шербет, приготовленный по-особому ногайский чай. Сначала листья чая кипятят в воде, процеживают, добавляют сливки, домашнюю сметану, соль, черный перец. Напиток подают в пиалах с медом, маслом, сыром. Считается что у народа есть минимум пять видов чая.
На свадьбу готовят специальные блюда: вареная баранья грудинка, баурсакъ. Рожениц кормят куриным бульоном, шейкой птицы. На поминки обязательно готовят супы, блюда из мяса. Для гостей делают необычное блюдо «тузланган-кой баш» — вареную баранью голову, предварительно отмоченную в тузлуке.
Внешность
Одежда
Традиционная одежда ногайцев является этнокультурным историческим наследием народа, отличается неповторимой самобытностью, красотой. В основе костюма элементы одежды древних кочевников. Мужчины проводили большое количество времени верхом на лошади, что отразилось на одеже. Сапоги были с высокими голенищами, штаны широкого кроя, для удобной езды. Шепкены, капталы шили с запахом, открытой грудью.
Мужчины носили нательную рубаху (ишки коьйлек) до колен. Ее заправляли в шаровары, носили на выпуск. Сверху надевали куртку-безрукавку, обычно ее носили во время работы по хозяйству. В качестве верхней летней одежды надевали каптал. Некоторые народы называют его бешмет. Все мужчины, независимо от возраста, носили длинные капталы. Еще одной деталью верхней одежды был шепкен. В непогоду и жару носили бурку.
Важным атрибутом мужского костюма был поясной ремень «белбау» — узкий, с ременными подвесками, металлической пряжкой, пластинками с гравировками из золота и черни. Кушак — это не менее важная деталь костюма, представлял собой сложенную или скатанную полосу из шелка, длиной в 2 метра.
Причерноморские ногайцы носили три вида головного убора:
Женщины носили штаны, суженные у щиколоток, туникообразную рубаху, нательную рубаху, шелковый короткий кафтан, плотно облегающий фигуру, часто без рукавов, чтобы проще было работать. Носили распашное длинное платье, каптал, украшенный на груди 10 узорчатыми призматическими серебряными узорами. С верхней одеждой надевали передник, используемый при домашней работе. Женщины никогда не ходят с непокрытой головой. Традиционные головные уборы:
Жизнь
Издавна основным занятием народа было кочевое и отгонное животноводство, разводили лошадей, верблюдов, овец, крупный рогатый скот. Земледелие занимало незначительное место в жизни, выращивали овес, просо, пшеницу, занимались бахчеводством, садоводством, пчеловодством. Разводили домашнюю птицу: гусей, кур, уток. Охота и рыболовство являются древними занятиями ногайцев. На охоту ходили с ловчими обученными птицами: ястребами, соколами, беркутами, а также собаками.
Из ремесел развита обработка кожи, овчины, дерева, производили войлок, сукно, изготавливали бурки, головные уборы, сапоги, ковры-арбабаши. Из пуха гусей делали подушки, одеяла, перины, гусиное перо использовали для письма. Самые важные торговые пути Кавказа проходили именно через ногайские степи, среди которых Великий шелковый путь. Благодаря этому народ занимался торговлей и сбывал свои товары.
Жилище
В Черкесии ногайцы давно живут в домах. Дворы окружают плетневым, каменным забором, обмазанным глиной. Дом (уьй) строят из сырцовых кирпичей. Стены снаружи и внутри белят известью, мелом. Крышу в основном делают из черепицы. В жилище есть комната для гостей, помещение для приготовления пищи, где вся семья проводит основную часть времени. Все дома стоят к улице боком, у многих окна выходят только во двор. Вместо старинных очагов многие установили плиты. Раньше спали на глинобитных лежанках, покрытых кошмами. Встречаются они и сейчас у караногайцев. Сегодня убранство в домах современное. В аулах есть электричество, радио.
Кочевые ногайцы жили в кибитках. В центре жилища был очаг, вокруг него стелили кошмы для сидения. В глубине кибитки располагалось спальное место (тер). Справа от входа складывали вещи, домашнюю утварь, слева устанавливали изгородь, куда помещали молодняк. Сбрую и одежду развешивали на стены. У богатых ногайцев была кровать, на которой укладывали гостей. Кибиточное селение называлось «куп» и состояло из нескольких групп кибиток. В одном селении было 40-60 таких жилищ. Расставляли их по окружности, внутри круга между ними размещали скот. Раз в месяц народ менял свое место жительство, перевозя с собой жилища со всем имуществом.
Еще один тип жилища кочевых ногайцев, юрта, была двух типов: разборная (терме) и неразборная (отав). Остов жилища делали из деревянных складных решеток, скрепляли наверху купольными жердями из дерева, в центре они сходились в ободок. Сверху на него крепилось навершие решетчатого типа, которое служило окном и дымоходом. Дверь состояла из створок, открывавшихся наружу. Зимой ее утепляли кусками войлока. Каркас юрты снаружи обтягивали войлоком, внутри в зимний период утепляли циновкой, зажиточные использовали ковры. При плохой погоде дымоход закрывали куском войлока (серпик). На пол стелили войлок, ковры. Очаг располагался в центре жилища, на нем готовили пищу, обогревали юрту в холода. На очаге стоял треножник из железа — важный атрибут жизни кочевников. Богатые ногайцы покрывали юрту белым войлоком в несколько слоев, украшали красными лентами, тесьмой.
Стояли юрты ногайцев рядами, каждый ряд — выходцы из одной семьи. В самом центре стояла юрта старшего из родственников, он был главой всего квартала. Внутри жилища место женщины с восточной стороны, там же располагалась провизия, посуда, вещи. На северной стороне было почетное место, обложенное подушками. Здесь спал и сидел глава семьи. У ногайцев существовало многоженство, старшей всегда прислуживали остальные жены. Справа от мужа сидят мужчины, слева — все жены по старшинству.
Культура
Ногайские музыкальные инструменты:
Фольклор народа состоит из различных жанров:
Традиции
Раньше у народа существовала кровная месть, которая исчезла до революции. Родовая помощь заменилась на соседскую в 19 веке. До сих пор распространен обычай гостеприимства, ногайцы очень радушно встречают гостей, угощают самыми лучшими блюдами, спать укладывают на лучшем месте. Считается что, если в доме нет комнаты для гостей, это плохой дом. Первое, чем угощают гостя, это ногайский чай.
Важное место занимает рождение ребенка. Первые 40 дней после рождения младенца очень значимы, в этот период происходит этап его «очеловечивания». До 40-го дня ребенку дают имя, укладывают впервые в колыбель, сбривают волосы, снимают старую одежду, одевают в специальную рубашку (ийт коьйлек). Младенец, которому больше 40 дней называется «кыркынан шыккан бала».
Обряды, проводимые во время родов, открывают цикл жизни человека. К ним относятся:
Тело младенца считается сырым, чтобы оно поскорее затвердело, 40 дней ребенка купают в подсоленной воде. Обряд сбривания волос должен проводить дедушка ребенка со стороны матери «нагаш атасы». Он не приходит сам, ему привозят новорожденного домой. Родители дарят мужчине рубашку, он преподносит ребенку в виде дара бычка или барана. Первые волосы называются карын шаш, что переводится как «утробные волосы». Ногайцы верят, если их не сбрить, ребенок будет постоянно болеть, у него будет дурной глаз, его проклятия будут сбываться. Сбритые волосы мальчика заворачивают в платочек или кусок ткани, привязывают к хвосту лошади. Это сделает ребенка сильным, быстрым, выносливым как лошадь. Волосы девочки хранят дома в сундуке, чтобы она была хранительницей домашнего очага, трудолюбивой, хозяйственной. В народе про мальчиков, которые не оправдывают ожидания, говорят: «Его утробные волосы дома оставили наверно».
Первая рубашка ребенка называется «собачья», шьется из подола нательной рубахи свекра матери новорожденного или почтенного старца, чтобы младенец принял их мудрость, был долгожителем. Во время проведения обряда снятия старой рубашки пекут три хлеба, с отверстиями посередине. Один дают собаке, остальные детям. Первую рубашку снимают и продевают через отверстие в хлебе, который привязывается собаке на шею. Дети гоняют ее, чтобы она унесла все плохое в младенце. Детей после обряда угощают сладостями, чаем. У ногайцев считается неприличным ругать, ласкать, кормить детей на людях, особенно при старших родственниках.
Ежегодно перед Пасхой, в пятницу, дети идут на высокий холм Майтобе, на праздник Тепреш. В это день красят яйца, скатывают их с горки. Яйца у народа ассоциируются с новой жизнью, источником мироздания, широко применяются по сей день как символ плодородия.
Свадьба — важное событие у народа. Жену для парня выбирал семейный совет во главе с отцом. Мнение у жениха никто не спрашивал, все вопросы решали старшие братья, мужчины по отцовской линии. Избранницу выбирали очень тщательно, оценивали материальный статус, внешность, воспитание, хозяйственность.
Когда невеста выбрана, проводится сватовство. В дом приезжают мужчины во главе с почтенным старцем, знающим все традиции, обряды. Даже если жених семье и девушке на нравился, принимали его всегда с почестями. Сразу ответ давать не принято, сваты должны прийти еще один-два раза. В это время семья невесты узнает о женихе, оценивает его. Если родители согласны, они дают ответ, назначают день свадьбы, размер калыма. Примечательно, что дату свадьбы назначают с помощью астрологов. Калым у ногайцев большой, помимо него жених должен еще заплатить сверху деньгами. По причине отсутствия больших средств, иногда невесту воруют, чтобы ее родня снизила размер калыма.
Невеста вместе с матерью готовят приданое, шьют одежду для членов своей будущей семьи. Времени и сил на это уходит немало. После помолвки проводят малую свадьбу, во время которой жених передает калым, невеста дарит подарки родне мужа. Гостей угощают, невеста прощается со своим девичьим нарядом — красным платком. Ей уже приготовлен свадебный наряд, белый платок, который она носит после замужества. Перед свадьбой невеста приходила в дом будущих родственников, что означало приглашение на торжество.
Свадьба проводится осенью или весной. На торжестве не только пьют и едят, устраивают скачки, различные состязания, танцы. Молодожены танцуют свой первый танец — лезгинку. Гости во время танца дарят молодым подарки, деньги. Это считается первым капиталом их новой семьи, заработанным совместно.