что означает нормандский формат
США хотят заменить «нормандский формат» и сыграть вспомогательную роль на Донбассе
США могут сыграть вспомогательную роль в деле урегулирования конфликта на Донбассе, заменив «нормандский формат». Об этом заявила заместитель госсекретаря США по политическим делам Виктория Нуланд, выступая по видеосвязи на Киевском форуме по безопасности в среду, пишет ТАСС.
«Мы верим, что США могут сыграть вспомогательную роль, как мы делали это в 2014—2016 годах, когда мы заменили „нормандский формат“, работая параллельно с Киевом, чтобы лучше понять, как вы видите будущее Донбасса, как вы планируете реинтеграцию его населения и как вы будете организовывать отношения», — сказала Нуланд.
Говоря о способе урегулирования конфликта, она отметила, что США поддерживают Минские соглашения, однако выразила мнение, что «переговоры зашли в тупик и обе стороны делают все, чтобы микроэлементы замедляли обсуждение больших аргументов».
Нуланд подчеркнула, что все члены НАТО готовы в случае необходимости принимать антироссийские меры.
«Мы решительны в своем послании к Москве: если они будут делать шаги, направленные на дестабилизацию Украины, и использовать свои силы для агрессии против Украины, это будет встречено серьезными экономическими шагами и санкциями, которых еще не было в прошлом», — отметила она.
Отвечая на вопрос о перспективах европейской и евро-атлантической интеграции Украины, Нуланд указала на то, что это требует от Украины «глубоких и активных реформ в экономике, судебной системе и борьбы с коррупцией».
Как сообщало EADaily, Украина стянула в зону так называемой операции Объединенных сил (ООС) на Донбассе половину всех своих вооруженных сил. Об этом на брифинге в Москве 1 декабря рассказала официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова. Захарова также напомнила, что, по данным Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, нарушения режима прекращения огня происходят по всей линии соприкосновения.
История переговоров в «нормандском формате»
Встречами в «нормандском формате» принято называть переговоры лидеров России, Украины, Германии и Франции, а также представителей МИД этих стран, в ходе которых обсуждаются вопросы урегулирования украинского кризиса.
Встречи в «нормандском формате» на высшем уровне проводились четыре раза, на уровне глав МИД — девять раз.
Формат «нормандской четверки» сформировался после встречи во Франции летом 2014 года.
6 июня в Нормандии на торжествах по случаю 70-летия высадки войск союзников прошел ряд встреч с участием президентов России, Франции, Германии и Украины.
Президент Франции Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель выступили инициаторами встречи президента РФ Владимира Путина и президента Украины Петра Порошенко. Беседа длилась 15 минут и носила закрытый характер.
Главы государств высказались за скорейшее прекращение кровопролития на юго-востоке страны, а также боевых действий с обеих сторон: и украинскими вооруженными силами, и приверженцами федерализации Украины.
Следующей встречей в «нормандском формате» стали переговоры министров иностранных дел России, Германии, Украины и Франции Сергея Лаврова, Франка-Вальтера Штанмайера, Павла Климкина и Лорана Фабиуса 2 июля 2014 года в Берлине. Главы МИД России, Германии, Франции и Украины провели двухчасовые переговоры, их основным итогом стала выработка совместной декларации, в которой стороны подтвердили обязательство достичь мира на Украине.
Вторая встреча на уровне министров иностранных дел России, Германии, Франции и Украины прошла 17 августа 2014 года в Берлине. Обсуждались вопросы, связанные с международными усилиями по содействию урегулированию внутриукраинского кризиса. В ходе переговоров «нормандская четверка» пришла к консенсусу по доставке гуманитарного конвоя на юго-восток Украины.
12 января 2015 года в Берлине состоялись переговоры в «нормандском формате» на уровне глав МИД. В итоговом заявлении министры подтвердили приверженность мирному урегулированию кризиса, основой для которого являются минские договоренности. Министры также призвали контактную группу по Украине встретиться в ближайшее время, чтобы продолжить работу по реализации минских договоренностей.
Очередное заседание «нормандской четверки» на уровне глав МИД прошло в Берлине 21 января 2015 года. Главным итогом встречи, которая продлилась около трех часов, стал призыв министров прекратить военные действия и отозвать тяжелое вооружение в соответствии с линией, оговоренной в приложении к минскому меморандуму от 12 сентября 2014 года. Встреча глав внешнеполитических ведомств России, Украины, Германии и Франции прошла на фоне резкой эскалации конфликта в Донбассе, где Вооруженные силы Украины с новой силой возобновили спецоперацию.
11-12 февраля 2015 года в Минске состоялась встреча в «нормандском формате» на высшем уровне. Переговоры лидеров России, Франции, Германии и Украины продолжались около 16 часов. Практическим итогом переговоров в Минске стали два документа.
Первый — Комплекс мер, направленных на имплементацию минских договоренностей, — приняла контактная группа по урегулированию ситуации на Украине. Помимо собственно прекращения огня и отвода всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния для создания зоны безопасности от 50 до 140 километров, минский документ подразумевает проведение конституционной реформы на Украине, в том числе с целью децентрализации, установление особого статуса в отдельных районах Луганской и Донецкой областей, обмен пленными. Вторым документом стала Декларация в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятая лидерами «нормандской четверки».
24 февраля 2015 года главы МИД стран «нормандской четверки» — Франции, Германии, России и Украины — обсудили в Париже выполнение минских договоренностей от 12 февраля. Встреча продолжалась около трех часов. Никаких документов по ее итогам подписано не было. В итоговом коммюнике участники переговоров призвали к строгому соблюдению всех положений минских соглашений, включающих режим прекращения огня и отвод тяжелого вооружения. Вместе с тем главы МИД «нормандской четверки» призвали «к усилению специальной миссии наблюдателей ОБСЕ и увеличению ее мандата с точки зрения персонала, оборудования и дополнительного финансирования».
23 июня 2015 года переговоры министров иностранных дел стран «нормандской четверки» прошли в Париже. Встреча прошла за закрытыми дверями и длилась более четырех часов. Глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров по итогам встречи заявил, что все стороны высказали приверженность «Минску-2» и отметили, что альтернативы ему пока нет. Официальный представитель МИД Германии Мартин Шефер заявил, что переговоры министров иностранных дел стран «нормандской четверки» были противоречивыми и полными расхождений между представителями России и Украины в том, как конкретно воплощать в жизнь договоренности Минска.
12 сентября 2015 года седьмая встреча глав МИД стран «нормандского формата» прошла в Берлине. Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер после окончания встречи заявил, что по некоторым вопросам участники переговоров в «нормандском формате» значительно продвинулись вперед, в частности, по вопросам обеспечения безопасности на востоке Украины. Участники переговоров выступили за укрепление и продолжение режима прекращения огня в Донбассе. Министры иностранных дел стран «нормандского формата» выступили за разработку в окончательном виде договоренностей об отводе вооружений калибром менее 100 миллиметров в Донбассе. По итогам переговоров министры согласились преодолеть разночтения в трактовке минских договоренностей в части местных выборов в Донбассе.
2 октября 2015 года в Париже в Елисейском дворце состоялась встреча президента России Владимира Путина, федерального канцлера Германии Ангелы Меркель, президента Франции Франсуа Олланда и президента Украины Петра Порошенко по урегулированию ситуации на Украине. В узком формате лидеры «нормандской четверки» общались примерно в течение часа, после чего переговоры продолжились в расширенном составе. В общей сложности лидеры четырех стран беседовали 4 часа 50 минут — в три раза меньше, чем на предыдущих переговорах.
6 ноября 2015 года в Германии прошла встреча в «нормандском формате» на уровне министров иностранных дел. Встреча стала восьмой по счету в рамках процесса урегулирования, на вилле МИД ФРГ в предместье Мюнхена глава немецкого ведомства Франк-Вальтер Штайнмайер принимал коллег из России, Франции и Украины. По словам хозяина встречи Штайнмайера, участники переговоров основное время работы посвятили вопросам безопасности, в частности условиям сохранения режима прекращения огня. Было решено согласовать отвод тяжелого вооружения до конца года, а также решено до конца ноября представить дорожную карту по разминированию территории Донбасса. Участники встречи традиционно уделили большое внимание гуманитарным аспектам украинского кризиса. Стороны договорились, что выборы в самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республиках пройдут в 2016 году и в полном соответствии с минскими договоренностями и законодательством Украины.
13 февраля 2016 года в Мюнхене (Германия) прошла очередная встреча «нормандской четверки» на уровне министров. Россию представлял министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, Германию — глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, Украину — министр иностранных дел Павел Климкин. Францию в связи с отставкой главы МИД Лорана Фабиуса представлял политдиректор французского МИД Николя де Ривьер. По итогам встречи глава российского МИД Сергей Лавров отметил, что в ходе встречи обращалось внимание на необходимость воздействия на обе стороны, Киев и Донбасс, в плане более строгого выполнения договоренностей о прекращении огня. Особое внимание стороны уделили политическому блоку проблем. Также Россия обратила внимание германских и французских партнеров на блокирование Киевом участия представителей Луганской и Донецкой провозглашенных республик в совместном центре контроля и координации по вопросам прекращения огня и наблюдения за нарушениями.
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин по итогам встречи заявил, что переговоры глав МИД в «нормандском формате» стали подготовительными для дальнейших встреч и не завершились конкретными результатами. По словам главы украинского МИД, переговоры стали «подготовительными» из-за отсутствия на них действующего министра иностранных дел Франции.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Формат и содержание: что изменилось за год после нормандского саммита
Ситуация с политическим урегулированием в Донбассе стала хуже, чем была до встречи лидеров нормандского формата в декабре 2019 года. По крайней мере, так в беседе с «Известиями» обстановку в регионе оценили представители самопровозглашенной ЛНР. Спустя год после саммита переговоры по урегулированию кризиса зашли в тупик. Германия, Россия, Украина и Франция говорят о приверженности Минским соглашениям, однако смотрят на их реализацию по-разному. Киев неофициально настаивает на их изменении, Москва заявляет о необходимости строгого выполнения договоренностей, а Берлин и Париж держатся чуть поодаль, но — с симпатиями на украинской стороне. «Известия» разбирались, почему ситуация в Донбассе так и не изменилась за прошедший год.
Медленнее, чем планировали
Заряд договоренностей нормандского саммита сохранялся до марта 2020 года. К этому времени участники Трехсторонней контактной группы (ТКГ) договорились создать консультативный совет в составе политической подгруппы, который должен был стать площадкой для прямого диалога между Киевом и самопровозглашенными республиками. Однако эта идея вызвала сопротивление в Киеве (прямые контакты там воспринимают как фактическое признание республик), и в итоге от нее отказались. Дальнейшие заседания ТКГ, проходившие каждые две недели, заканчивались безрезультатно.
— Общая логика урегулирования базируется на этапности: сначала безопасность, затем политика, потом гуманитарные вопросы. На сегодня режим прекращения огня — главное достижение. И то этот пункт сейчас под вопросом — режим будет закончен, как только очередная провокация со стороны Украины будет настолько сильна, что мы не сможем не ответить, — сказал «Известиям» представитель ЛНР в политической подгруппе, советник главы республики Родион Мирошник. — Парижские договоренности предполагают политическое урегулирование. По этому вопросу не просто ничего не сделано — Украина приняла ряд законодательных актов, которые напрямую противоречат Минским соглашениям. Таким образом, в вопросах политического урегулирования ситуация стала даже хуже, чем до Парижского саммита.
Президент Украины Владимир Зеленский прибывает на встречу лидеров нормандского формата, Париж, 9 декабря 2019 года
Родион Мирошник говорит о законе Верховной рады о местных выборах, которые прошли на Украине 25 октября 2020 года. Назначая их дату в июле, парламент постановил, что в неподконтрольном Донбассе они проводиться не будут. Киев настаивает на том, что голосование в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) возможно только после передачи ему контроля над границей — и это прямо противоположно «формуле Штайнмайера».
Первый за почти пять лет саммит нормандского формата прошел в Париже 9 декабря 2019 года. Тогда лидеры Германии, России, Украины и Франции подтвердили свою приверженность Минским соглашениям и договорились о следующем:
1. Прекратить огонь на востоке Украины до конца 2019 года.
2. Расширить мандат наблюдательной миссии ОБСЕ — она должна работать круглосуточно и иметь доступ ко всей территории Украины.
3. Провести до конца года обмен удерживаемых лиц по принципу «всех установленных на всех установленных».
4. К апрелю 2020 года добиться разведения сил в трех новых пунктах в Донбассе.
5. Интегрировать в украинское законодательство «формулу Штайнмайера» (сначала предоставление Донбассу особого статуса, затем проведение там местных выборов и лишь потом передача Киеву контроля над границей с Россией).
6. Через четыре месяца провести еще один саммит «нормандской четверки».
На сегодняшний момент реализованы первый и третий пункты. Да и то частично и позже обозначенных сроков. Так, первый за два года обмен пленными прошел в декабре 2019 года (Киев передал 124 человек, ДНР и ЛНР — 76), второй — в меньших объемах — в апреле 2020-го. Меры по прекращению огня вступили в силу 27 июля.
Минские соглашения (Минск-2) были приняты в столице Белоруссии 12 февраля 2015 года. Их согласовали лидеры нормандского формата — Германии, России, Украины и Франции — и подписали представители Контактной группы, куда входят Россия, Украина, ОБСЕ и непризнанные ДНР и ЛНР (ОРДЛО). Этот пакет в резолюции №2202 одобрил Совет безопасности ООН.
Комплекс мер включает 13 пунктов:
1. Прекращение огня в ОРДЛО.
2. Отвод тяжелых вооружений для создания зоны безопасности шириной 50 км.
3. Мониторинг и верификация первых двух пунктов со стороны ОБСЕ.
4. После их реализации диалог о местных выборах и режиме управления в ОРДЛО.
5. Помилование и амнистия в ОРДЛО.
6. Обмен пленными по принципу «всех на всех».
7. Предоставление гуманитарной помощи.
8. Восстановление социально-экономических связей в рамках правового поля Украины.
9. После местных выборов переход контроля над восточной границей к Киеву.
10. Вывод иностранных войск под наблюдением ОБСЕ.
11. Конституционная реформа на Украине с децентрализацией и закреплением особого статуса ОРДЛО.
12. Обсуждение местных выборов в Трехсторонней контактной группе (Украина — ДНР — ЛНР), их должны провести под надзором ОБСЕ.
13. Создание в ТКГ рабочих групп по различным аспектам соглашений.
На сегодня реализованы пункты №1, 2, 3 и 13.
Разные взгляды
Проблема заключается в том, что все стороны нормандского процесса подходят к Минским соглашениям по-разному.
Так, Украина выступает с подчас противоречивыми заявлениями. Бывший президент страны, глава украинской делегации в ТКГ Леонид Кравчук в беседе с ТАСС рассказал, что в 2021 году Киев намерен предложить конкретные действия по урегулированию, которые «будут базироваться прежде всего на нормандском формате». Политик подчеркнул, что от Минских соглашений Украина «ни в коем случае» не откажется. Вместе с тем еще в сентябре в интервью «Радио НВ» он заявил, что, когда документ подписывался, «было понятно, что они не будут выполнены».
— Согласно международным договоренностям, такие соглашения не могут быть отменены одной стороной. [Нужно] искать выход через нормандский формат, — подытожил тогда Леонид Кравчук.
В МИД Украины на запрос «Известий», считает ли Киев необходимым переписать Минские соглашения, не ответили.
— Украинская сторона говорит о выполнении соглашений, но настаивает на том, чтобы переписать их так, как было бы удобнее для нее. Для нас такой вариант неприемлем хотя бы потому, что соглашения были утверждены резолюцией Совбеза ООН, — сказал Родион Мирошник. — Украинская сторона имитирует их выполнение, чтобы избежать международного давления. Наша позиция такова: либо Киев выполняет Минские соглашения, либо он официально от них отказывается.
Шлагбаум на автомобильной дороге у пропускного пункта Александровка на территории ДНР у линии соприкосновения в Донбассе
В ноябре Киев представил План совместных шагов для ТКГ — в нем речь идет о полном прекращении конфликта и демилитаризации ОРДЛО в начале 2021 года при передаче контроля над границей Украине, чтобы создать условия для проведения там местных выборов 31 марта 2021 года.
Россия украинский подход резко критикует. В частности, План совместных шагов в Москве назвали попыткой переписать Минские соглашения, которая «ставит под вопрос все перспективы урегулирования». Как сказал 19 ноября зампостпреда РФ при ОБСЕ Владимир Жеглов, этот документ «предполагает, по сути, принуждение отдельных районов Донбасса к капитуляции» через «установление военного контроля над его территорией без каких-либо политических гарантий населению».
— От команды Владимира Зеленского требуются не просто заявления о приверженности политико-дипломатическому разрешению кризиса на востоке страны, а конкретные практические шаги. Все элементы успеха хорошо известны — это субстантивный диалог Киева с представителями Донбасса в Контактной группе по всем аспектам урегулирования, — подчеркнул дипломат.
Германия и Франция в своей риторике в большей степени поддерживают Украину. Например, говоря об имплементации «формулы Штайнмайера», собеседник «Известий» во французских дипломатических кругах обратил внимание на то, что, дабы «избежать правового вакуума», Киев 12 декабря 2019 года в очередной раз продлил закон «Об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО» (сейчас идет разговор о том, чтобы продлить его на 2021 год). Тем самым Украина «продемонстрировала свою приверженность полному выполнению Минских соглашений», сказал источник.
Берлин и Париж, как и другие участники процесса, подчеркивают свою приверженность Минским соглашениям.
— Франция наряду с Германией продолжает прилагать усилия в рамках нормандского формата, с тем чтобы привлечь стороны к выполнению обязательств, взятых на Парижском саммите, в целях достижения прогресса на пути установления справедливого и прочного мира на востоке Украины, — подытожил французский собеседник «Известий».
Не было бы «Счастья»
Одним из недавних эпизодов, обостривших ситуацию, стали дискуссии вокруг открытия двух новых пунктов перехода через линию соприкосновения — «Золотое» и «Счастье». Оно планировалось 10 ноября, однако было сорвано. Версии о том, кто в этом виноват, разные. Как заявил «Известиям» источник в германских дипломатических кругах, «пока Украина выполняла свои обязательства, сепаратисты не выполняли свои и держали пропускные пункты закрытыми». А официальный представитель МИД РФ Мария Захарова 17 ноября сообщила, что Киев открыл пункты, зная о технической неготовности к этому ДНР и ЛНР.
— По Украине у нас колоссальные претензии к нашим германским и французским коллегам. Прятаться за пять принципов ЕС, гласящих, что «с Россией всё будет хорошо, как только она выполнит Минские договоренности», граничит с дипломатической и политической нечистоплотностью, — заявил 12 ноября в интервью российским и иностранным СМИ глава МИД РФ Сергей Лавров. — Заявления украинских властей должны получить какую-то реакцию со стороны как минимум Парижа и Берлина — соавторов Минских договоренностей в рамках нормандского формата.
Контрольный пункт въезда-выезда «Луганск-Счастье» у линии соприкосновения в Донбассе
Пока Германия и Франция не повлияют на Украину, в Москве будут считать, что они «потакают разрушению» Минского процесса, подытожил министр.
— Российские претензии к Германии и Франции вполне обоснованны. Берлин и Париж взяли на себя в этом процессе функции посредников, а на деле — поддерживают Украину при любых обстоятельствах, — сказал «Известиям» глава Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. — Такой подход лишает переговорный процесс смысла.
По оценке эксперта, продлевать нормандский формат стоит только в том случае, если Германия и Франция скорректируют свою позицию в пользу большей нейтральности. В противном случае этот процесс распадется, движение в этом направлении началось, сказал Михаил Погребинский.
Нуланд: США готовы заменить собой «нормандский» формат
США продолжают поддерживать Минские соглашения как единственный путь урегулирования конфликта в Донбассе
Заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Виктория Нуланд заявила, что переговоры по Донбассу в «нормандском» формате зашли в тупик, и Вашингтон может взять на себя роль посредника в урегулировании конфликта, сообщает «РИА Новости». «Если посмотреть на минские договоренности, то, как говорится, дьявол в деталях, и там много чего не выполняется… Вы правы в том, что переговоры зашли в тупик. Мы верим в то, что США могу сыграть вспомогательную роль, как мы делали это в 2014-2016 годах, когда мы заменили «нормандский» формат, работая параллельно с Киевом… Я думаю, что мы готовы это делать. Мы не видим альтернатив, кроме как начинать что-то делать, а не просто говорить о Минских соглашениях», – сказала Нуланд, выступая по видеосвязи на «Киевском форуме безопасности».
При этом она заявила, что США продолжают поддерживать Минские соглашения как единственный путь урегулирования конфликта. «США давно поддерживают Минские договоренности как единый набор вещей по этому конфликту, в них были достигнуты договоренности между Украиной и РФ… По большому счету основное требование заключается в том, чтобы вывести иностранные войска за пределы Украины и провести свободные и независимые выборы в Донбассе» – сообщила американский дипломат.
Ранее агентство Bloomberg, ссылаясь на собственные источники, сообщало, что разведка США предоставила данные о якобы наращивании Россией войск для подготовки к быстрому и крупномасштабному вторжению на украинскую территорию с нескольких сторон, в том числе из Крыма и через Белоруссию.
О планах армии Великобритании разместить свою военную технику в Германии для укрепления НАТО в связи с возможной войной между Россией и Украиной говорится и в материале Financial Times. В то же время The Wall Street Journal писала, что США не смогли убедить ряд европейских партнеров в том, что Россия намерена вторгнуться на Украину.