что означает окончание ln добавленное к оператору write
Pascal. Операторы ввода-вывода
Ввод данных:
Процедура ввода данных с клавиатуры – Read (читать). Ее можно представить так:
В качестве списка ввода выступают имена переменных. Во время выполнения оператора ввода данных программа останавливается и ждет, пока они будут введены. Для завершения ввода необходимо нажать Enter. Если переменных несколько, то они могут вводиться через пробел, либо, введя одну переменную нужно нажать Enter, потом ввести вторую и т. д.
Для перевода каретки после выполнения оператора Read на новую строку, следует прибавить окончание ln:
Также можно не указывать список ввода:
Программа не перейдет к выполнению следующей части до тез пор, пока не выполниться пустой оператор.
Вывод данных:
Для вывода данных в Паскале имеется оператор Write. Для того, чтобы каретка переводилась на следующую строку, к нему прибавляется окончание ln и получается Writeln. В общем виде эти операторы имеют вид:
Элементами списка вывода являются величины различных типов, в том числе выражения и строки, отделенные друг от друга запятыми, например:
Здесь x и y – параметры, заключенные в круглые скобки. Возможно использование оператора вывода и без параметров:
Форматированный вывод:
Недостаточно просто вывести значение на экран, нужно также сделать это как можно корректнее. Допустим нам нужно в одном операторе Write вывести значения нескольких переменных (a=1, b=2, c=3). Пишем:
После выполнения, на экране действительно отобразятся значения данных переменных, но это понятно компьютеру, а пользователь увидит число 123. Необходимо придать вид выводимым данным, сделать это в Паскале можно двумя способами:
1) Вписать пробел вручную, например:
2) Воспользоваться возможностью форматированного вывода:
Двоеточие относиться к переменной, после которой оно следует, и говорит программе, что при выводе (переменной) нужно выделить место, заданное целым числом (в нашем случае это 2), т. е. под значения, хранящиеся в переменных b и c отводиться две клетки, сами они выведутся «прижатыми» к правому краю.
Процедура форматированного вывода может применяться и к другим типам данных, но особого внимания заслуживает вещественный тип. Как известно переменные вещественного типа имеют целую и дробную части, поэтому для них предусмотрена такая форма записи с использованием формата:
Результат выполнения: 32.101
Формат 5 означает, что всего под число 32.1012 выделено 5 клеток, а 2 – из этих пяти под дробную часть отводиться 2 клетки.
Операторы вывода write/writeln
Pascal – это язык программирования высокого уровня, отлично подходит для начинающих программистов.
Алфавит Turbo Pascal:
— латинские буквы от A до Z
— арабские цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
— знаки арифметических операций + – * /
— знаки логических операций=
— основные элементы Паскаля
1. Блок Program ; Заголовок программы (необязателен)
2. Программный блок, состоящий в общем случае из 7 разделов:
— раздел описания используемых модулей Uses …;
Идентификатор (имя) — имя какого-либо элемента программы, которое должно удовлетворять следующим требованиям:
• длина имени не должна превышать 63 символа,
• первым символом не может быть цифра,
• переменная не может содержать пробел;
• имя не должно совпадать с зарезервированным (служебным) словом,
• прописные и строчные буквы воспринимаются одинаково.
Зарезервированные (служебные) слова — это слова, использующиеся только по своему прямому назначению. Их нельзя использовать в качестве переменных, так как они выполняют определенную смысловую нагрузку.
Примеры зарезервированных слов: AND, GOTO, PROGRAM, ELSE, IF, RECORD, NOT, ARRAY, REPEAT, UNTIL, BEGIN, IN, SET, END, CASE, CONST, USES, INTERFACE, STRING, LABEL, THEN, OF, DIV, TO, VAR, DO, TYPE, WHILE, DOWNTO, FILE, FUNCTION, PROCEDURE и другие.
Раздел Const — вид данных, который является постоянным на всем протяжении выполнения программы, описывают константы после зарезервированного слова Const.
Раздел Var — вид данных, который может изменять свое значение в ходе программы, описывают переменные после зарезервированного слова Var.
Раздел операторов Begin end.
Тело программы. Оператор – это инструкция, которую должен выполнить Pascal. Программа состоит из последовательности операторов.
Операторы. Исполняемые операторы должны заканчиваться – ;
Существует несколько типов операторов:
Оператор присваивания – это последовательность из переменной, знака присваивания ( := ) и арифметического выражения. Например, x:=x+1;
Пустой оператор – оператор ; не выполняющий никакого действия.
Комментарии – это пояснения, вставляемые в текст программы. Комментарий — любой текст, заключённый в <> или (* *) или //. Комментарии не выполняются программой.
Для временного хранения информации в операторах памяти машины в языке Паскаль используются константы и переменные. Они могут быть различных типов:
— целых чисел (Byte, ShortInt, Word, Integer, LongInt);
— действительных чисел (real);
— символьный тип (char);
— сложные (комбинированный (record), множественный (set) и другие).
Название | Длина в байтах | Диапазон значений |
Byte | 0 … 255 | |
ShortInt | -128 … 127 | |
Word | 0 … 65535 | |
Integer | -32768 … 32767 | |
LongInt | -2147483648 … 2147483647 |
Над целыми типами определены такие операции:
Вещественные типы (real):
Вещественные типы представляются с некоторой точностью, которая зависит от компьютера. Вам необходимо знать, что вещественный тип разделяется на несколько типов, но использовать мы будем вещественные данные только типа Real, которые занимают 6 байт, имеют диапазон возможных значений модуля от 2.9Е-39 до 1.7Е+38 и точность представления данных — 11…12 значащих цифр.
В языке Паскаль числа могут быть представлены в двух видах:
1. с фиксированной точкой и
2. с плавающей запятой.
Числа с фиксированной точкой изображаются десятичным числом с дробной частью, которая может быть и нулевой. Например: 27.9, 5.00
Такие большие числа как 137.000.000 можно записать в виде чисел с десятичным порядком 1.37·108. Такие числа имеют вид mEp. Здесь m — мантисса; E — признак записи числа с десятичным порядком; p — степень числа 10. Получится 1.37Е+8. Такие числа, представленные с десятичным порядком и называются числами с плавающей точкой.
Компьютер, по умолчанию, представляет действительные числа в виде чисел с плавающей точкой. Такое представление чисел не очень нравится пользователям. Поэтому мы будем “заставлять” компьютер выдавать действительные числа в более привычном варианте следующим образом:
где R — действительное число, m — количество позиций, отводимых для целой части, n — количество позиций, отводимых для дробной части.
Например, если мы хотим вывести на экран число Chislo с фиксированной точкой, причем знаем, что для вывода целой части этого числа достаточно 7 мест, а вывод дробной части ограничим сотыми, то мы запишем вывод так:
Символьный тип (char):
Строковый тип (string):
Значением строковой величины является строка переменной длины (быть может пустая). Строковая константа или строковая переменная представляет собой произвольную последовательность символов, заключенную в апострофы. Например:
Var Stroka : string; |
Логический тип (boolean):
При проверке некоторых условий результат операции может быть истинным или ложным. Например: 35 ложь.
Пример: Создадим программу, в которой опишем несколько переменных разного типа, введем в них значения и выведем на экран.
Program TipDann; Var Chislo1 : Integer; Chislo2 : Real; Simvol : Char; Stroka : String; Logika : Boolean; Begin ClrScr; Chislo1:=12; Chislo2:=Chislo1*2; Chislo2:=Chislo2/5; Simvol:=‘d’; Stroka:=‘Строчка’; Logika:= Chislo1 Chislo2; WriteLn (‘Вывод значений:’); WriteLn (‘Значение переменной Chislo1 : ’,Chislo1); WriteLn (‘Значение переменной Chislo2 :’,Chislo2:5:2); WriteLn (‘Значение переменной Simvol : ’,Simvol); WriteLn (‘Значение переменной Stroka : ’,Stroka); WriteLn (‘Значение переменной Logika : ’,Logika); End. |
Внимательно рассмотрите каждую строчку программы. Обратите особое внимание на описание переменных: Chislo1 — переменная целого типа, Chislo2 — действительного, Simvol — символьного, Stroka — строкового, Logika — логического. Далее в основной программе идет присвоение переменной Chislo1 целого числа 12, переменной Chislo2 — целого числа 24. Обратим внимание, что переменной действительного типа Chislo2 присвоено целое число; никакой ошибки нет, т. к. множество целых чисел является подмножеством множества действительных чисел. Следующая строчка еще более интересная: переменной Chislo2 присваивается значение той же переменной, только деленной на 5.
Такое присваивание используют в программах, если предыдущее значение этой переменной уже не понадобится и для более рационального использования описанных переменных. Для того чтобы переменной символьного типа присвоить какой-либо символ (например, d), надо этот символ записать в апострофах (знак «’»). Аналогично поступают с переменными строкового типа (смотри следующую строку программы). А про переменные логического типа мы знаем, что им можно присваивать только два значения: True и False. В этой программе мы присвоим значение результата сравнения двух переменных, здесь оно будет равно True. А теперь выведем присвоенные значения на экран.
Операторы Вывода Write/WriteLn
Мы уже использовали операторы Write и WriteLn, но нам необходимо подробнее остановиться на правилах применения этих операторов.
Write (англ. писать) — оператор, который используется для вывода информации на экран. Оператор WriteLn выполняет то же самое действие, но так как у него есть еще окончание Ln (line — англ. линия, строка), то после вывода на экран нужного сообщения, он дополнительно переводит курсор на следующую строчку.
Общий вид:
Write (список выражений)
WriteLn (список выражений)
Процедуры Write и WriteLn используются не только для вывода результата, но и для вывода различных сообщений или запросов. Это позволяет вести диалог с пользователем, сообщать ему, когда ему нужно ввести значения, когда он получает результат, когда он ошибся и др.
Например, при выполнении процедуры
WriteLn(‘Найденное число‘,а), будет напечатана строчка, заключенная в апострофы, а затем выведено значение переменной а.
Оператор WriteLn можно применить и без параметров. В этом случае напечатается строка, состоящая из пробелов, и курсор будет переведен на другую строку. Это иногда нам нужно для лучшего восприятия ввода данных.
Статьи к прочтению:
Урок 7. Операторы вывода write/writeln. Простая программа. Программирование на Pascal / Паскаль
Похожие статьи:
Начнем знакомство с оператора вывода. Данный оператор очень часто встречается в паскалевских программах. Оператор вывода существует в двух вариантах:…
Лабораторная работа №2. Проектирование программ линейной структуры Цель и порядок работы Цель работы – изучить структуру программы на языке C++,…
Язык программирования TurboPascal
Turbo Pascal. Ввод и вывод данных
Формат оператора:
Допускается использование оператора ввода без параметров
который выполняет переход на новую строку при вводе данных.
При вводе данных с помощью оператора READ нужно иметь в виду следующие основные правила:
ЗАДАЧА. Ввод данных.
Введем в программу следующие исходные данные:
Обозначим символом пробел при вводе. При вводе числа будем разделять пробелом. Между числами допускается любое количество пробелов. Тогда экран монитора при вводе данных может выглядеть следующим образом:
Введите a, b, c:2
3
Введите x, y, z:44.447.5
76
Введите s1,s2,s3:A B C
Вывод данных
Здесь a1,a2,a3. an могут быть либо переменными, либо строкой символов, заключенной в апострофы. Все элементы перечисляются через запятую. Добавление к оператору WRITE символов LN обеспечивает автоматический переход курсора после вывода данных на новую строку.
Допускается использование оператора ввода без параметров
который выполняет переход на новую строку, поэтому последующий оператор вывода с параметрами будет выводить данные с новой строки. Оператор вывода без параметров часто используется для формирования пустых строк.
Бесформатный вывод. Форма представления выводимых данных зависит от типа данных:
При бесформатном выводе отводимое количество позиций равно размеру данных. При выводе символа отводится одна позиция, при выводе целого числа – число позиций равно числу значащих цифр плюс одна позиция под знак, если число отрицательное. Это необходимо учитывать при последовательном выводе данных, например чисел, чтобы значения разных переменных не сливались друг с другом.
ПРИМЕР. Рассмотрим фрагмент программы:
Два числа слились. Для того чтобы числа не сливались необходимо использовать разделяющие пробелы или разнесение информации по разным строкам.
Результат:
Результат:
Форматный вывод. Для вывода вещественных чисел необходимо указать в операторе WRITE формат представления числа, который имеет вид:
где: m – целое число, указывающее общее количество позиций отводимое под значение переменной, включая позицию под знак числа, точку и количество цифр дробной части; n – целое число, определяющее количество цифр дробной части.
8 позиций |
Символом обозначен пробел.
Вывод вещественных чисел выполняется по следующим правилам:
В качестве примера рассмотрим печать вещественного числа в различных форматах.
Результат работы программы:
Печать вещественного числа
Печать в фиксированном формате
Печать в плавающем формате
Для вывода целых чисел необходимо указать в операторе WRITE формат представления числа, который имеет вид:
k – целое число, указывающее общее количество позиций, отводимое под значение переменной.
В целых числах отсутствует дробная часть, поэтому нет необходимости указывать в формате число позиций дробной части.
Ввод-вывод. Операторы Read (Readln), Write (Writeln). Простейшие программы
Решим задачу, прокомментировав каждое свое действие в фигурных скобках. Напомним, что комментарий не воспринимается компьютером, а нам он нужен для того, чтобы лучше понять как работает программа.
Задача. Напишите программу, которая бы очищала экран и вычисляла произведение двух чисел, вводимых пользователем.
Write (‘Введите первое число ‘);
Write (‘Введите второе число ‘);
rezult := number1 * number2;
Write (‘Произведение чисел ‘, number1, ‘ и ‘, number2, ‘ равно ‘, rezult);
Чтобы лучше понять действие программы, наберите ее на компьютере и проверьте ее действие.
Ответьте на вопросы:
Операторы Write и WriteLn
Write (список выражений);
WriteLn (список выражений);
Оператор WriteLn можно применить и без параметров. В этом случае напечатается строка, состоящая из пробелов, и курсор будет переведен на другую строку. Это иногда нам нужно для лучшего восприятия ввода данных.
Операторы Read и ReadLn
При выполнении процедуры Read ожидается ввод перечисленных в скобках значений. Вводимые данные нужно отделить друг от друга пробелами. Присваивание значений идет по очереди.
Особых различий при чтении и записи в использовании операторов Read и ReadLn нет. Часто процедуру ReadLn без параметров применяют в конце программы для задержки: до нажатия на клавишу результат выполнения программы остается на экране. Это очень полезно делать для анализа результатов.
Примечание. Когда Вы ставите задержку экрана, обратите внимание на предыдущий ввод. Если данные запрашивались процедурой Read задержки не будет.
Задача. Найти среднее значение трех чисел. Примечание. Чтобы найти среднее значение нескольких чисел, нужно сложить эти числа и сумму разделить на количество этих чисел.
Var First, Second, Third : integer;
Write (‘Введите первое число ‘);
Write (‘Введите второе и третье числа через пробел ‘);
Sum := First + Second + Third;
Write (‘Среднее значение ‘, First, ‘, ‘,Second, ‘ и ‘, Third, ‘ равно ‘, Sum:5:2);
Среднее значение 5, 7 и 12 равно 8.00
Просмотрите внимательно эту строчку и сравните со строчкой вывода результата в нашей программе. Протестируйте программу еще несколько раз для других значений переменных.
3 занятие
Решим задачу, прокомментировав каждое свое действие в фигурных скобках. Напомним, что комментарий не воспринимается компьютером, а нам он нужен для того, чтобы лучше понять как работает программа.
Задача. Напишите программу, которая бы очищала экран и вычисляла произведение двух чисел, вводимых пользователем.
Program Proizv2; Uses Crt;<Подключаем модуль Crt> Var number1, <переменная, в которой будет содержаться первое число> number2, <переменная, в которой будет содержаться второе число> rezult <переменная, в которой будет содержаться результат> : integer; Begin ClrScr;<Используем процедуру очистки экрана из модуля Crt> Write (‘Введите первое число ‘); <Выводим на экран символы, записанные между апострофами> Readln (number1); <Введенное пользователем число считываем в переменную number1> Write (‘Введите второе число ‘); <Выводим на экран символы, записанные между апострофами> Readln (number2); <Введенное пользователем число считываем в переменную number2> rezult := number1 * number2; <Находим произведение введенных чисел и присваиваем переменной rezult> Write (‘Произведение чисел ‘, number1, ‘ и ‘, number2, ‘ равно ‘, rezult); <Выводим на экран строчку, содержащую ответ задачи> Readln;<Процедура задержки экрана> End. |
Чтобы лучше понять действие программы, наберите ее на компьютере и проверьте ее действие. Ответьте на вопросы:
Задание. Измените программу так, чтобы она запрашивала у пользователя еще одну переменную и выводила результат произведения трех чисел.
Операторы Write и WriteLn
Мы уже использовали операторы Write и WriteLn, но нам необходимо подробнее остановиться на правилах применения этих операторов.
Общий вид:
Write (список выражений)
WriteLn (список выражений)
Например, при выполнении процедуры WriteLn(‘Найденное число ‘,а), будет напечатана строчка, заключенная в апострофы, а затем выведено значение переменной а.
Оператор WriteLn можно применить и без параметров. В этом случае напечатается строка, состоящая из пробелов, и курсор будет переведен на другую строку. Это иногда нам нужно для лучшего восприятия ввода данных.
Операторы Read и ReadLn
Общий вид:
Read(переменная, переменная. )
ReadLn(переменная, переменная. )
При выполнении процедуры Read ожидается ввод перечисленных в скобках значений. Вводимые данные нужно отделить друг от друга пробелами. Присваивание значений идет по очереди.
Особых различий при чтении и записи в использовании операторов Read и ReadLn нет. Часто процедуру ReadLn без параметров применяют в конце программы для задержки: до нажатия на клавишу результат выполнения программы остается на экране. Это очень полезно делать для анализа результатов.
Примечание. Когда Вы ставите задержку экрана, обратите внимание на предыдущий ввод. Если данные запрашивались процедурой Read задержки не будет.
Решим задачу, в которой рассмотрим все возможные употребления этих процедур.
Задача. Найти среднее значение трех чисел.
Примечание. Чтобы найти среднее значение нескольких чисел, нужно сложить эти числа и сумму разделить на количество этих чисел.
Program Srednee; Uses Crt; Var First, Second, Third : integer; Sum : real; Begin ClrScr; Write (‘Введите первое число ‘); ReadLn(First); Write (‘Введите второе и третье числа через пробел ‘); ReadLn(Second, Third); Sum := First + Second + Third; Sum := Sum/3; Write (‘Среднее значение ‘, First, ‘, ‘,Second, ‘ и ‘, Third, ‘ равно ‘, Sum:5:2); ReadLn; End. |
Теперь компьютер должен считать введенные символы и занести их в переменную First, это произойдет при выполнении следующего оператора ReadLn(First). Затем с помощью оператора Write запрашиваем значения еще двух чисел и считываем их в переменные Second и Third. Затем вычисляем их сумму и присваиваем полученное число переменной Sum. Чтобы найти среднее, нужно теперь полученное число разделить на 3 и сохранить результат в какой-либо переменной.
Совсем не обязательно описывать еще одну переменную для сохранения результата. Можно, как в нашей программе, значение переменной Sum разделить на 3 и результат опять присвоить той же переменной Sum. Теперь можно вывести результат вычислений на экран с помощью процедуры Write. И, наконец, последняя процедура ReadLn задержит наш вывод на экране до нажатия на клавишу.
Среднее значение 5, 7 и 12 равно 8.00
Просмотрите внимательно эту строчку и сравните со строчкой вывода результата в нашей программе. Протестируйте программу еще несколько раз для других значений переменных.
Выберите с учителем задачи для решения из следующего перечня:
- расписка о сдаче квартиры посуточно образец
- Прыгнуть с парашютом скидки