что означает отоакустическая эмиссия зарегистрирована у новорожденного
Аудиологический скрининг. Отоакустическая эмиссия (ОАЭ-тест). Диагностика нарушений слуха у детей.
По данным исследований, своевременная диагностика глухоты и тугоухости у детей практически не проводится. Только 4% младенцев до года и 34% детей 3-7 лет диагностируются вовремя. А ведь чем позже будет поставлен диагноз, тем меньше шансов у ребенка на излечение. Поэтому во всех регионах разработаны программы скрининговых исследований новорожденных и маленьких детей для определения нарушений слуха в раннем возрасте. Аудиологический скрининг новорожденных сейчас в России входит в обязательную программу медицинского наблюдения ребенка.
Слух у ребенка может меняться как в лучшую, так и в худшую стороны. Наблюдайте за развитием ваших детей на всех этапах взросления.
Факторы, вызывающие глухоту или тугоухость у детей
Для того, чтобы с большей вероятностью определить детей с возможными нарушениями в слуховом аппарате, медиками проводится опрос-анкетирование мам, что позволяет выделить наиболее вероятные факторы, способные повлиять на развитие слуха у детей. При обнаружении одного из таких факторов, ребенок заносится в группу риска и должен пройти специальные обследования для уточнения диагноза.
Ниже мы приводим некоторые факторы, способные вызвать глухоту или тугоухость у новорожденного:
Наследственная глухота, в случае, если один или оба родителя глухие;
Вирусные или инфекционные болезни матери в период беременности;
Инфекционные заболевания новорожденных;
Осложненное протекание беременности;
Травмы черепа во время родов;
Болезни крови ребенка;
Крайне малый вес новорожденного (до 1500 граммов);
Прием матерью антибиотических препаратов в период беременности.
Сюда же можно отнести и возраст роженицы свыше 35 лет, и социальную неблагополучность семьи, в которой рождается ребенок.
Если возникли подозрения на нарушение слуха, доверьте ребенка специалисту. Недостаточность слуха невозможно диагностировать в домашних условиях.
Как проходит исследование нарушений развития слуха у детей?
Регистрация отоакустической эмиссии представляет собой регистрацию акустического ответа, отраженного от нормально действующего слухового рецептора. Высокочувствительный микрофон улавливает в наружном слуховом канале слабейшие колебания улитки внутреннего уха.
Отоакустическая эмиссия бывает спонтанной и вызванной. Последняя регистрируется только в ответ на звуковую стимуляцию органа слуха и делится на несколько различных подтипов. Так, отоакустическая эмиссия у новорожденных регистрируется только при помощи метода ЗВОАЭ—задержанной вызванной отоакустической эмиссии.
Регистрация отоакустической эмиссии считается среди специалистов наиболее подходящим методом диагностики слуха у детей, поскольку он абсолютно безболезнен, безопасен и максимально точен.
Если отоакустическая эмиссия зарегистрирована у новорожденного, а не в более позднем возрасте, то программы реабилитации слуха действуют на много эффективнее. Поэтому в первые три дня жизни ребенка врач неонатолог проводит анкетирование с целью выявления возможных факторов риска и делает соответствующую отметку в карточке малыша. При выявлении одного из факторов риска младенец проходит полное скрининговое обследование, а если патологических предпосылок не выявлено, то ребенок проходит процедуру регистрации вызванной отоакустической эмиссии, и объективным диагнозом служит ее подтверждение или полное отсутствие. В нашем центре отоакустическая эмиссии входит в комплекс исследований при покупке годовой медицинской программы для недоношенных детей.
При подтверждении нарушения слуха у ребенка, специалисты Центра естественного развития и здоровья ребенка оценят общее и речевое развитие малыша, дадут важные советы родителям на всех стадиях лечения или реабилитации.
Центр естественного развития и здоровья ребенка гарантирует качественное аудиологическое исследование вашего малыша. При необходимости, наши специалисты дадут профессиональные рекомендации по улучшению слуха ребенка. Будьте внимательны к вашим детям и их здоровью.
Записаться на прием к врачу Центра можно через:
либо по телефонам Центра В Москве:
+7 (495) 229-44-10, +7 (495) 954-00-46, +7 (962) 947-38-08
в рабочие часы Центра (ежедневно, без выходных и праздников, с 9.00 до 21.00)
Что означает отоакустическая эмиссия зарегистрирована у новорожденного
При нормальном слухе отоакустические эмиссии (ОАЭ) исходят от волосковых сенсорных клеток в улитке и определяются процессами, повышающими чувствительность. Они следуют от улитки через среднее ухо в сторону наружного слухового прохода, где их можно обнаружить с помощью миниатюрных микрофонов. Для проверки целости улитки можно использовать транзиторно вызванные ОАЭ (ТВОАЭ).
В неонатальный период выявить отоакустические эмиссии (ОАЭ) можно во время естественного сна, а ТВОАЭ можно использовать в качестве скрининг-тестов у младенцев и детей со слухом 30 дБ тугоухости. Они требуют меньше времени, более точны, чем СРМС, и более чувствительны, чем поведенческие тесты для детей младшего возраста. ТВОАЭ снижены или отсутствуют из-за различной дисфункции в среднем или внутреннем ухе.
Их нет и у пациентов с тугоухостью более 30 дБ, и они используются для определения слухового порога, скорее, они обеспечивают скрининг слуха при более чем 30-40 дБ. Болезни, такие как СрО или врожденная аномалия структур среднего уха, снижают передачу ТВОАЭ и могут исказить определение кохлеарного нарушения слуха. При подозрении на нарушение слуха из-за отсутствия ОАЭ необходимо исключить патологию уха, а затем провести СРМС-тестирование для подтверждения и идентификации типа, степени и латерализации тугоухости.
Акустическая рефлектометрия. При этом тестировании ручной инструмент ставят около отверстия слухового прохода ребенка и подают звук в 80 дБ с изменением частоты 2000-4500 Гц и интервалом 100 мс. Прибор измеряет полный уровень отраженного и переданного звука. Он подходит для определения наличия или отсутствия жидкого содержимого в среднем ухе, его коммерческий вариант продается родителям, чтобы они могли контролировать это содержимое. Прибор не дает информации о слухе; если предполагается постоянное наличие содержимого, необходима аудиометрическая проверка слуха.
Лечение нарушений слуха у детей
Как только определено нарушение слуха, надо оценить общее развитие, а также речь и язык. Необходимы советы родителям и вовлечение их во все этапы оценки, лечения или реабилитации. Часто КТУ можно скорректировать лечением истечения из среднего уха (введение трубки в ухо) или хирургической коррекцией аномального звукопроводящего механизма. У детей с НСТУ обследование проводит детский аудиолог на возможность использования слухового аппарата. Слуховые аппараты можно устанавливать детям с 2 мес.
По данным скрининга слуха в штате Колорадо, идентификация и амплификация до 6 мес. дают значительную разницу в речевой и языковой способности больных детей по сравнению с идентифицированными в возрасте после 6 мес. и с осложнением. Этим детям необходимо повторное аудиологическое тестирование, чтобы достоверно идентифицировать степень нарушения слуха и настроить слуховой аппарат.
Наилучший метод образования детей со значительным нарушением слуха — это предметы дискуссионного характера. Поскольку мы живем преимущественно в говорящем мире, то некоторые отстаивают чисто аудиторный или устный метод лечения слуха. Однако у больных детей навыки общения развиваются медленно, и многие настаивают на методе тотального общения в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка. При этом методе используются сочетания языка жестов, чтение по губам, слуховые аппараты и речь. Адекватность программы для каждого ребенка зависит от пациента, семьи и доступных ресурсов.
Использование кохлеарного имплантата у детей с сильно выраженной тугоухостью до полной глухоты и при недостаточной помощи или полном ее отсутствии улучшает развитие навыков общения. В настоящее время прибор продемонстрирован в США для детей в возрасте 2 лет и старше. Однако из-за возможного повышенного риска пневмококкового менингита дети с имплантатами должны вакцинироваться против пневмококковой инфекции соответственно возрасту.
Некоторые лица с нарушением слуха, которые не приняли решения по этому вопросу и возражают против использования имплантата у детей, доказывают, что ребенок может развить прекрасные способности общения с помощью обычных терапевтических методик.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Отоакустическая эмиссия (ОАЭ)
Что такое отоакустическая эмиссия (ОАЭ)
Отоакустическая эмиссия – это скрининговый тест, который выполняет врач-сурдолог, чтобы определить наличие нейросенсорной или кондуктивной тугоухости.
Орган слуха человека состоит из трех частей: наружное, среднее и внутреннее ухо. Во внутреннем ухе человека есть волосковые клетки. Когда звук извне попадает в ухо, то стереоцилии (микроворсинки) волосковых клеток, колеблются в ответ на поступающие звуковые сигналы, и эти колебания-вибрации передаются в форме очень мягких звуков из внутреннего уха через среднее ухо во внешнее. Тест ОАЭ измеряет уровень этих колебаний, которые генерируются в улитке и внутреннем ухе в ответ на звуковой стимул.
В каких случаях ребенку выполняют скрининг слуха
Фото 1. Во время выполнения скрининга слуха малышу в ухо помещают мягкий силиконовый зонд.
OAE — это простой, быстрый и безболезненный тест, который не требует активного участия пациента, поэтому идеально подходит для тестирования слуха у новорожденных и маленьких детей.
Отоакустическая эмиссия широко применяется в программах скрининга слуха новорожденных в роддомах и детских учреждениях здравоохранения.
Тесты ОАЕ оценивают состояние наружных волосковых клеток, поэтому широко используются у пациентов, страдающих от шума в ушах, а также для мониторинга воздействия профессионального шума или приема ототоксических лекарств.
Как проводится отоакустическая эмиссия
Во время тестирования в наружный слуховой проход пациента помещается зонд, который с помощью динамика воспроизводит звуки разных частот. В ответ на данный звук наружные волосковые клетки создают свою звуковую волну, которая регистрируется микрофоном зонда в наружном слуховом проходе. Результаты отображаются на экране устройства проверки слуха OAE. Если устройство обнаруживает OAE, результат отображается как «Pass». Если ответ не обнаружен, результатом является «Refer», которое не обязательно говорит о наличии стойкого нарушения слуха. «Refer» означает, что необходимы дополнительные тесты для проверки слуха.
Как подготовить ребенка к выполнению исследования
Тест ОАЭ по времени занимает около 2-х минут, но чувствителен к окружающим шумам и звукам, поэтому выполняется в условиях полной тишины, т.е. малышу нужно посидеть спокойно во время выполнения теста. Не все маленькие дети могут выполнить данное условие.
Поэтому для детей младшего возраста мы рекомендуем обследовать во сне (но здесь это необязательное условие), а со старшими лучше поговорить и рассказать, что будет происходить в кабинете врача. Можно использовать мобильный телефон (без звука) или любимую игрушку ребенка, чтобы отвлечь его внимание во время теста.
Мы рекомендуем накануне приема показать ребенка ЛОРу, чтобы убедиться в том, что слуховые проходы свободны от серы.
На каком оборудовании выполняется тест ОАЕ
В Центрах хорошего слуха для выполнения отоакустической эмиссии используется новейшее диагностическое оборудование производства фирмы Interacoustics (Дания):
— высокоточный портативный анализатор Titan.
— модульная система Eclipse.
Типы ОАЕ
В Центре хорошего слуха для анализа слуховой функции отоакустическая эмиссия может быть выполнена в 2-х формах:
Проблема исследования слуха у детей грудного возраста
И.В Рахманова, д.м.н., профессор, А.Г.Матроскин к.м.н., НИЛ клинической и экспериментальной детской оториноларингологии ФБОУ РНИМУ им. Н.И. Пирогова, ГБУЗ Морозовская ДГКБ, г. Москва
Ключевые слова: аудиологический скрининг, отоакустическая эмиссия, недоношенный ребенок, среднее ухо
Состояние слуха у детей первого года жизни имеет ведущее значение в формировании речи, что, в свою очередь, является важным аспектом в интеллектуальном развитии ребенка и повышает его возможности к адаптации в социальной среде.
По данным многих авторов даже транзиторное снижение слуха у детей первого года жизни может привести к нарушению речевого развития.
Причин снижения слуховой функции множество и связаны они как с соматическим состоянием матери во время беременности, так и с течением родов и раннего перинатального периода.
С целью ранней диагностики снижения слуховой функции у детей первого года жизни был предложен аудиологический скрининг.
Начало скрининг–программ для оценки слуха у новорожденных детей связывают с профессиональной деятельностью аудиолога Marion Downs, которая еще в 1964 году доказала, что сведения о потере слуха у новорожденных детей можно получить при оценке поведенческих реакций в ответ на звуковые раздражения [4].
Внедрение массового скрининга слуха у новорожденных детей началось на Род Ай-ленде в 1989 году [5], а затем на Гавайях в 1990 году [6].
Начиная с 1996 года, универсальный аудиологический скрининг слуха у новорожденных проводится на территории России (Приказ № 108 МЗ и Минпрома РФ от 29.03.1996) [8].
В 1996 году была предложена модель универсального скрининга слуха у детей, включающая в себя анализ факторов риска по тугоухости и глухоте и поведенческий скриниг, основанный на регистрации безусловных реакций, осуществляемый врачом педиатром или оториноларингологом с помощью аудиотестов, а также подключение объективных методов исследования: отоакустической эмиссии и слуховых вызванных потенциалов, которые проводятся в 3 этапа:
В соответствии с приказом [8] скрининг слуховой функции проводится в два этапа:
На первом этапе слуховая функция проверяется у новорожденных детей еще в роддоме, выявляются факторы риска по тугоухости и глухоте, в выписной справке ребенка делается соответствующая отметка.
Второй этап скрининга, осуществляемый в детской поликлинике по месту жительства, включает анкетирование родителей и проверку поведенческих реакций на звуки в возрасте 1, 4 и 6 месяцев с помощью звукореактотеста.
В 2006 году в соответствии с приказом №533 от 23.11.2005 (приложение №1) Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию в Российском научно– практическом центре аудиологии и слухопротезирования была разработана единая система ранней диагностики нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденности [9].
Система включает в себя:
Все вышеперечисленное в настоящее время более актуально для детей, рожденных в срок физиологических родов. А как же быть с недоношенными детьми? С ними все намного сложнее. Еще в 1974 году ВОЗ признала жизнеспособными детей, рожденных с массой тела 500,0 г при сроке не менее 22 недель.
Позже, в 1992 году, на основании этого Министерством здравоохранения РФ был принят приказ, утверждающий новые критерии живорожденности детей на территории РФ. Начиная с этого периода и по настоящее время, из родившихся живыми с массой тела 500-999 г подлежат регистрации в органах ЗАГСа только те новорожденные, которые прожили 168 часов, т.е. семь суток.
Масса тела недоношенных детей колеблется и, как правило, меньшей массе тела соответствует большая степень недоношенности. В настоящее время для характеристики детей, рожденных раньше срока физиологических родов, используют классификацию, в которой степень недоношенности соответствует гестационному возрасту ребенка: I степень – 35-36 недель, II – 32–34 недели, III – 29–31 неделя и IV – до 28 недель.
К сожалению, частота преждевременных родов за последние годы существенно не изменяется и составляет в России 5-10%, а в Москве 6-7% [10].
Благодаря современным методам выхаживания и созданию реанимационной службы в роддомах и многопрофильных больницах, выживаемость детей с очень низкой массой тела, раньше считавшихся инкурабельными, значительно увеличилась.
Среди недоношенных детей, рожденных с экстремально низкой массой тела на сроке беременности 22-24 недели, характерны высокие показатели смертности и инвалидности, связанной с двигательными нарушениями, слепотой, глухотой, умственной отсталостью.
Таблица 1 Алгоритм аудиологического обследования слуховой функции в зависимости от возраста гестации
Гестационный возраст на момент родов
менее 28 недель
29–32 недель
33–36 недель
Срок первичного аудиологического обследования
2 этап выхаживания
Объем первичного аудиологического обследования
ВОАЭ (обязательное выполнение 2-мя классами) + высокочастотная тимпанометрия на частоте 1 кГц
Сроки окончания мониторинга состояния слуховой функции
Кабинеты аудиологии консультативных поликлиник городских клинических больниц
Объем аудиологического мониторинга
Высокочастотная тимпанометрия, ВОАЭ (ЗВОАЭ, ПИОАЭ), КСВП, ССВП
Работы Hack M., Klein N.K. (1995) и Pereira P.K. etal. (2007) показали, что процент нарушения слуховой функции среди недоношенных детей, имеющих факторы риска по тугоухости и глухоте, составил 16,3% [10].
Многолетние проведенные работы по изучению слуховой функции у недоношенных детей показали ряд особенностей, связанных с незрелостью всех отделов слухового анализатора.
В частности, проведенные работы по изучению как периферического (внутреннее ухо) [11], так и центрального отделов звуковоспринимающего аппарата слухового анализатора у недоношенных детей различного гестационного возраста [12], выявили достоверно высокий процент снижения слуховой функции у недоношенных детей на ранних сроках обследования (64-82%) и нормализацию слуха у тех же самых детей ближе к 1 году жизни (90-98%). Данный показатель говорит о транзиторности (обратимости) нарушения слуховой функции у недоношенных детей [13].
Исследование состояния и особенностей развития среднего уха показало незрелость звукопроводящего аппарата слухового анализатора у недоношенных детей до 6 мес. жизни [14].
Невозможность проведения недоношенным детям первого этапа аудиологического скрининга на 3-5 день и высокий процент транзиторной потери слуха, связанной с незрелостью слухового анализатора обусловили разработку в 2012 году методических рекомендаций по организации аудиологической помощи недоношенным детям различного гестационного возраста в условиях поликлинических отделений при городских клинических больницах [10]. В них прописан алгоритм обследования слуховой функции у недоношенных детей в зависимости от срока их рождения (табл. 1).
Выполнение предложенного алгоритма позволит выявлять раннее нарушение слуховой функции, именно сенсоневрального характера и, таким образом, обеспечить своевременную реабилитацию недоношенных и доношенных детей.
Список литературы:
1. Down M. P., Sterrit G. M. Identification audiometry for neonates: preliminary report/J.Aud.Res.1964.Vol.4.p.69-80.
2. White K. R., Vohr B. R., Behrens T. R. Universal newborn hearing using transiet evoked otoacoustic emission: results of the Rhode Island Hearing Assessment Project/Semin.Hearing 1993 Vol 14 p. 18-29.
3. Johnson J. L., Kuntz., Sia C. C., White K. R., Johnson R. L. Newborn hearing screening in Hawaii/Hawaii Med.J. 1997 Vol.56 p.352-355.
4. Таварткиладзе Г. А. и соавт. Единая система аудиологического скрининга. Метод. реком. Москва – 1996 – 24 с.
5. Лазаревич А.А. Исследование слуховой функции у недоношенных детей различного гестационного возраста)/ Автореф. дис…канд-та мед.наук. М. 2012. 25 с.
6. Таварткиладзе Г. А., Загорянская М. Е., Румянцева М.Г., Гвелесиани Т. Г., Ясинская А. А. Методики эпидемиологического исследования нарушений слуха/Методические рекомендации – Москва – 2006 – 25 с.
10. Рахманова И. В., Сапожников Я. М., Фомина В. Л., Котов Р. В., Ишанова Ю. С. Клинико-диагностическая значимость аудиологического мониторинга у недоношенных детей/Материалы IX Российской конференции оториноларингологов/Приложение 5. С. 128-129.
Проверка слуха у новорожденных и детей раннего возраста
Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
Нарушения слуха различной степени тяжести диагностируют у 0,1-0,3% новорожденных. Негативные факторы могут повреждать структуры уха, головной мозг малыша во время беременности, в родах или уже после рождения. Вероятность глухоты или тугоухости выше у детей, что родились раньше срока, длительно находились в отделении интенсивной терапии. Проверка слуха у новорожденных проводится в первые несколько дней жизни и позволяет оценить, нуждается ли ребенок в помощи или наблюдении у отоларинголога.
Как проверяют слух у новорожденных
Нарушения слуха, которые выявляются в периоде новорожденности, чаще связаны:
Для диагностики нарушений слуха применяют субъективные и объективные методики. Субъективные связаны с получением от ребенка ответа, как он слышит, понимает звуки и до определенного возраста технически недоступны. Объективное исследование основано на регистрации рефлекторных, физиологических реакций на стимуляцию звуком.
Первая проверка проводится в условиях роддома. Она включает в себя визуальный осмотр, инструментальные методы диагностики. Результат заносится в медицинскую документацию, которую выдают родителям при выписке. Если в медицинском учреждении не было возможности провести обследование, его не стоит откладывать на более поздний срок. При первом посещении педиатра на дому можно уточнить, как проверить слух у новорожденного, если процедура по каким-то причинам не была проведена в условиях роддома.
Для чего врачи так «спешат»? Слух обеспечивает связь ребенка с внешним миром, воспитание в «звучащей» среде формирует нейронные связи. Особенно это важно для детей с поражениями головного мозга вследствие осложнений беременности, родов. В первые годы жизни компенсаторные способности нервных клеток наиболее высоки, раннее обращение за помощью — шанс на своевременную реабилитацию.
К сожалению, нарушения слуха невозможно «перерасти», отсутствие своевременной реабилитации приводит к нарушениям в психическом развитии — страдает речь, интеллект, эмоциональная сфера.
Что такое аудиологический скрининг
Объединенная комиссия по слуху у детей в США более 10 лет назад создала стандартны диагностики (так называемый Принцип 1-3-6), которых придерживаются во всем мире:
К методикам оценки слуха у новорожденных предъявляют особые требования: они должны быть безболезненными, неинвазивными, недорогими, обладать высокой чувствительностью.
Обследование включает в себя:
Метод ОАЭ, или как его называют, проверка слуха у новорожденных в роддоме аппаратом, рекомендуют проводить не ранее 4 дня от момента рождения: в более раннем возрасте у ряда малышей эмиссия не регистрируется. Во время исследования в ухо ребенка поступает звуковой сигнал. В норме он проводится в среднее ухо, внутреннее ухо, затем возвращается обратно и регистрируется в наружном слуховом проходе с определенной задержкой от времени подачи. Возвращенный сигнал очень слаб, чтобы уловить его, используют высокочувствительный микрофон.
Проверка слуха у детей раннего возраста
После выписки из роддома родители наблюдают за малышом и оценивают, как он начинает реагировать на звуки, речь, пытается «говорить» сам. Состояние слуха до 1 года оценивают с помощью безусловно-рефлекторных методик, которые описывают изменение поведения малыша в ответ на звук: реакция вздрагивания, испуга, широкое раскрытие глаз, расширение зрачков, поворот головы в направлении источника звука, движения конечностей, изменение частоты дыхания, сердцебиения. Родители должны обратиться к врачу, если замечают хотя бы один пункт из списка:
Такие особенности в развитии могут сопровождать ребенка с рождения — самостоятельно, в сочетании с другой патологией или же возникают внезапно после травмы, инфекционного заболевания, приема препаратов.
При подозрении на ухудшение слуха родители могут провести тесты с крупой, помещенной в герметичные емкости (например, от шоколадного яйца). Одну из них оставляют пустой, в другие насыпают манку, гречку, горох и последовательно потряхивают ими на расстоянии до 20 см от уха, оценивая реакцию малыша. От размера крупинок зависит громкость звука. Пустая емкость используется для контроля. При отсутствии реакции на звук следует немедленно обратиться к отоларингологу.
Проверка слуха у детей до 3 лет врачом включает в себя сбор анамнестических сведений (наследственность, перенесенные заболевания, прием препаратов), осмотр наружного уха, тимпанометрию с использованием высокочастотного зонда. Поведенческие методы недостоверны, так как ребенок еще не в состоянии усваивать инструкции и сохранять произвольное внимание продолжительное время.
Даже незначительное снижение слуха нарушает развитие ребенка и может привести к его социальной изоляции. Своевременно обследование поможет вовремя обнаружить заболевание и оказать квалифицированную помощь.
Кречетов Владимир Васильевич
Специалист по слуху «Аудионика». Сертификат об обучении в Москве у ведущих сурдоакустиков компании WIDEX