что означает параллельная трансакция

Виды трансакций и их основные правила

что означает параллельная трансакция. Смотреть фото что означает параллельная трансакция. Смотреть картинку что означает параллельная трансакция. Картинка про что означает параллельная трансакция. Фото что означает параллельная трансакция

На этом рисунке дано изображение сразу несколько разных трансакций.

Для непосвящённого человека эта диаграмма может показаться китайской грамотой. А между тем в этом есть определённая закономерность, которую очень легко понять.

что означает параллельная трансакция. Смотреть фото что означает параллельная трансакция. Смотреть картинку что означает параллельная трансакция. Картинка про что означает параллельная трансакция. Фото что означает параллельная трансакция

Они могут быть между одноимёнными состояниями и противоположными.

Параллельными транзакциями называются такие, при которых эго-состояние, куда послан стимул, является источником реакции.

Например. Когда мама с ребёнком подходит к луже, говорит ему: «Так, в лужу мы не пойдём!» Она из своего Родителя обращается к Родителю ребёнка. А ребёнок ей отвечает: «Нельзя в лужу заходить, это только плохие детки так делают!» Он тоже ответил маме из своего внутреннего Родителя.

что означает параллельная трансакция. Смотреть фото что означает параллельная трансакция. Смотреть картинку что означает параллельная трансакция. Картинка про что означает параллельная трансакция. Фото что означает параллельная трансакция

Кому-то может показаться, что это была параллельная трансакция Взрослый-Взрослый.

На самом деле мама с детства знает, что в лужу лезть не хорошо, это и есть её внутренний Родитель, и, как видите, ребёнок это тоже усвоил это правило, которое отложилось в его Родителе.

что означает параллельная трансакция. Смотреть фото что означает параллельная трансакция. Смотреть картинку что означает параллельная трансакция. Картинка про что означает параллельная трансакция. Фото что означает параллельная трансакция

А вот если бы они говорили о конкретной ситуации, то это уже была бы трансакция Взрослый-Взрослый.

«Сынок, не ходи в лужу, ты можешь промочить ноги!» «Хорошо, мамочка, я постою на самом краю, и посмотрю, как поплывёт мой кораблик».

что означает параллельная трансакция. Смотреть фото что означает параллельная трансакция. Смотреть картинку что означает параллельная трансакция. Картинка про что означает параллельная трансакция. Фото что означает параллельная трансакция

Ну и наконец, если бы мама шла с ребёнком после летнего грибного дождика по парку, они могли бы смеясь прошлёпать по тёплой лужице, продемонстрировав жизнерадостную трансакцию Ребёнок-Ребёнок.

«Мама, догони меня!» «Сейчас догоню! Ха-ха-ха!»

что означает параллельная трансакция. Смотреть фото что означает параллельная трансакция. Смотреть картинку что означает параллельная трансакция. Картинка про что означает параллельная трансакция. Фото что означает параллельная трансакция

Если ребёнок посылает сигнал о помощи, он, как правило, направлен из Ребёнка в Родителя папы или мамы. И когда его просьба удовлетворена, то это тоже пример параллельной трансакции.

Ребёнок просит сквозь слёзы: «Мама, я не могу обуть ботинок!» И мама ему отвечает: «Не плачь, давай я тебе помогу!»

что означает параллельная трансакция. Смотреть фото что означает параллельная трансакция. Смотреть картинку что означает параллельная трансакция. Картинка про что означает параллельная трансакция. Фото что означает параллельная трансакция

А если маме нужно учить ребёнка необходимым навыкам, то стимул из её Родителя будет направлен в Ребёнка своего сына или дочери. Адекватная реакция из Ребёнка в Родителя мамы также даст параллельную трансакцию.

«Машенька, иди чистить зубки!» «Хорошо, мамочка!»

что означает параллельная трансакция. Смотреть фото что означает параллельная трансакция. Смотреть картинку что означает параллельная трансакция. Картинка про что означает параллельная трансакция. Фото что означает параллельная трансакция

Пересекающаяся трансакция – это такая трансакция, при которой эго-состояние, куда послан стимул, не является источником реакции. Она бывает тогда, когда нужно прервать затянувшуюся параллельную трансакцию или когда кого-то не устраивает стимул, и он даёт реакцию из другого эго-состояния.

Ситуация с той же лужей могла иметь другие варианты.

что означает параллельная трансакция. Смотреть фото что означает параллельная трансакция. Смотреть картинку что означает параллельная трансакция. Картинка про что означает параллельная трансакция. Фото что означает параллельная трансакция

Например. Если ребёнок лезет в лужу, где он может промочить ноги и простыть, мама из Взрослого не разрешит ему это сделать. Хотя ребёнка такая реакция мамы явно не устроит.

«Мама, я хочу пройти по лужице!» «Нет, сынок, нельзя. Она глубокая, ты промочишь ноги и заболеешь!»

что означает параллельная трансакция. Смотреть фото что означает параллельная трансакция. Смотреть картинку что означает параллельная трансакция. Картинка про что означает параллельная трансакция. Фото что означает параллельная трансакция

Когда ребёнок у нас что-то просит, он посылает стимул из своего Ребёнка в нашего Родителя, а мы, в силу каких-то опасений воспринимаем его нашим Ребёнком и из него даём реакцию в Родителя нашего ребёнка. Получается резкая пересекающаяся трансакция.

Например. В той же ситуации, когда ребёнок просит залезть в лужицу, мама может ответить резким тоном. «Не смей! Отойди от лужи. » Здесь нет оценки ситуации. Ей просто не хочется, чтобы ребёнок лез в лужу.

Когда ребёнок у нас что-то просит, он посылает стимул из своего Ребёнка в нашего Родителя, а мы, в силу каких-то опасений воспринимаем его нашим Ребёнком и из него даём реакцию в Родителя нашего ребёнка. Получается резкая пересекающаяся трансакция.

Например. В той же ситуации, когда ребёнок просит залезть в лужицу, мама может ответить резким тоном. «Не смей! Отойди от лужи. » Здесь нет оценки ситуации. Ей просто не хочется, чтобы ребёнок лез в лужу.

Скрытая транзакция, у которой есть два уровня коммуникации, социальный и психологический. Социальный уровень транзакции – это то, что мы говорим. А психологический уровень заключается в невербальных (не словесных) сигналах – мимике, интонации голоса, жестах и т.д. Скрытая трансакция необходима нам тогда, когда у нас имеется запрет на проявление каких-то чувств.

Скрытые трансакции могут появляться в общении с детьми в любом возрасте, но наиболее наглядно это видно, когда дети уже более взрослые.

что означает параллельная трансакция. Смотреть фото что означает параллельная трансакция. Смотреть картинку что означает параллельная трансакция. Картинка про что означает параллельная трансакция. Фото что означает параллельная трансакция

Например. Когда школьник просится у мамы пойти к другу, чтобы вместе учить уроки, то он аргументирует это тем, что его товарищ лучше учится и в чём-то ему поможет. Внешне это выглядит как трансакция Взрослый-Взрослый.

«Мама, я хочу пойти на ночь к однокласснику. Нам нужно подготовиться к контрольной по математике!»

На самом же деле ребёнок просит об этом таким тоном, что маме сразу становится понятно – уроки здесь ни при чём. Мама считывает скрытую трансакцию Ребёнок – Родитель.

«Мама, отпусти меня к другу на ночь. У него есть компьютер и нам хочется поиграть с ним в игры».

Но мама знает, что у друга её сына родителей не будет дома, и она опасается, что дети там будут заниматься чем-то нехорошим. Сказать же об этом сыну маме стыдно. Поэтому она поддерживает социальный уровень трансакции.

«Нет, нельзя. Незачем его отвлекать. Лучше давай я сама помогу тебе разобраться с уроками». Как будто она тоже дала реакцию из Взрослого эго-состояния. На самом деле это было сказано таким тоном, что подспудно оказалась пересекающаяся трансакция Ребёнок-Родитель. «Ишь, чего надумали! Я то знаю, чем вы там будете заниматься!» Но сказать, что она не отпускает сына из-за опасения недозволенных развлечений, мама не решилась. Поэтому и ей тоже пришлось прибегнуть к скрытой трансакции.

Например. Если бабушки у подъезда обсуждают всех, кто проходит мимо и сходятся на том, какая несносная нынче молодёжь пошла, им это не надоест никогда. Это типичный пример параллельной трансакции Родитель-Родитель.

Например. Если в компании этих соседушек кто-то вступится за молодёжь, и переведёт разговор в трансакцию Взрослый-Взрослый, сказав, что среди них тоже много воспитанных и ответственных молодых людей, от бабушек тут же последует реакция из их Ребёнка и получится трансакция Ребёнок-Родитель: «А что это Вы их так защищаете?!» Оппонент тоже в долгу не останется и парирует: «На себя бы посмотрели, сплетницы!» Это тоже Ребёнок-Родитель.

Сами понимаете, что такие трансакции долго продолжаться не могут.

Для ученика, который просится на ночь к своему другу, на первом месте стоит удовольствие от компьютерных игр. А речь о занятиях – это ширма.

Если мама за основу принимают озвученную трансакцию Взрослый-Взрослый, то она может ему ответить: «Конечно, иди, если тебе это необходимо!» Тоже Взрослый-Взрослый. Но за таким наивным непониманием скрывается главная причина её доброты. «Вот и хорошо, мы тоже сегодня как раз сегодня хотели побыть дома с папой одни!» Главная цель достигнута обеими сторонами!

Но это уже получился пример психологической игры. А об этом мы будем говорить позже. Когда вы научитесь хорошо оценивать эго-состояния и трансакции.

Эта часть учения Э.Берна является краеугольной, поэтому и вся его теория получила название – трансактный анализ. На самом деле, все положения учёного являются важными.

И ещё раз напомню, что эти знания необходимы не только профессионалам, но и каждому человеку, особенно родителям.

Источник

Параллельные и пересекающиеся трансакции

Параллельные и пересекающиеся трансакции

Теперь вспомним о том, что и у собеседника А, и у собеседника Б, которые общаются между собой на рис. 6.5, есть три Я-состояния, причем в один момент времени только одно из Я-состояний принимает участие в общении (т. е. только одно из Я-состояний человека А может послать стимул и только одно из Я-состояний человека Б может дать ответ). Если, к примеру, два человека спокойно и продуктивно обсуждают какую-то производственную проблему, то ясно, что они общаются через своих Взрослых, т. е. общаются по линии В — В (Взрослый — Взрослый). Схема такой трансакции будет выглядеть так, как показано на рис. 6.6.

Рис. 6.6. Трансакция В — В

Точно также по линии В — В мы общаемся, когда спрашиваем время, и нам отвечают. В общем, линия В — В — это линия продуктивного общения.

Теперь посмотрим, как происходит общение по линии Р — Р (Родитель — Родитель). Типичный пример такой трансакции это обсуждение, скажем, преподавателями нынешних студентов:

— Да, Петр Иванович, не тот студент нынче пошел, не тот…

— И не говори, Иван Петрович! Вот в наши времена как мы учились!

Ясно, что здесь оба партнера находятся в Родительской позиции, и схема их общения представлена на рис. 6.7.

Ну а теперь посмотрим, что из себя представляет трансакция Д — Д. Допустим, на примере, тех самых студентов, «которые не те, что раньше» и которые собираются прогулять лекцию преподавателя Петра Ивановича.

Рис. 6.7. Трансакция Р — Р

— Саш, ну нафиг мы пойдем эту старую обезьяну слушать? Пойдем вместо его лекции пивка попьем, а?

— А пошли, Лешк, и правда по пивку ударим! Схема такого общения приведена на рис. 6.8.

Рис. 6.8. Трансакция Д — Д

Те трансакции, которые мы рассмотрели, это так называемые параллельные трансакции первого типа. По линии В — В мы работаем, по линии Д — Д любим, а по линии Р — Р сплетничаем. Определить такие трансакции просто, зная следующие их признаки:

1. Партнер отвечает из того Я-состояния, к которому направлен Стимул.

2. Отвечает он тому же Я-состоянию, которое этот стимул направило.

Таким образом, все достаточно просто. Если стимул направлен Взрослым, то Взрослый и отвечает (1-е условие), и отвечает он тоже Взрослому (2-е условие).

Итак, основная цель трансактного анализа в том, чтобы выяснить в каком из своих трех Я-состояний находится человек при данном конкретном общении.

Теперь рассмотрим второй тип параллельных трансакций. Это трансакции вида Р — Д, Д — Р.

Трансакция типа Р — Д возникает в случае заботы, опеки, тирании и т. д. Трансакция типа Д — Р — это трансакция капризов, восхищения, беспомощности. Если партнер на стимул Р — Д отвечает реакцией Д — Р, то трансакция остается параллельной и конфликта не будет. Схема такого взаимодействия показана на рис. 6.9.

Рис. 6.9. Трансакция Р — Д, Д — Р

Приведем примеры диалогов, которые описываются такими трансакциями, схема которых изображена на рис. 6.9.

«Начальник-тиран — подчиненный-овечка»

— Петр! Как ты мог сделать такую глупость! Ты глупец, Петр, и я не знаю, что с тобой делать! (Стимул Р — Д. Тиран ругает подчиненного. В терминах трансактного анализа Родитель начальника обидел Дитя подчиненного).

— Извините, Иван Иванович… Даже не знаю, как так получилось! (Ответ Д — Р. Дитя подчиненного «ублажает» разгневанного Родителя начальника. Трансакция параллельная и здесь конфликта не будет).

«Опекун — опекаемый»

— Ну что же ты у меня, сынок, какой слабенький и неповоротливый? (стимул Р — Д)

— Ну прости, папа… (ответ Д — Р).

«Восхищение»

— Иван Иванович! Как классно у вас это получилось! (Д — Р)

— То-то… Учись, студент, пока я жив. (Р — Д)

О параллельных трансакциях

Трансакции называются параллельными, когда их вектора не пересекаются. При параллельных трансакциях никогда не бывает конфликта. Конфликт наступает в том случае, когда трансакции пересекаются, и такие трансакции так и называются: пересекающиеся трансакции.

Думаю, примеров достаточно, т. к. теперь вы без труда придумаете массу своих. Как вы заметили, трансакции вида Р — Д, Д — Р это трансакции неравноправия, при которых один всегда находится «внизу» (в позиции Дитя), а другой «вверху» (в позиции Родителя). И это неравноправие рано или поздно кончается. Когда же? Тогда, когда люди перестают зависеть друг от друга: дети от родителей, подчиненные от начальников и т. д. В терминах трансактного анализа это звучит так:

Трансакции типа РД, ДР перестают быть параллельными (т. е. развивается конфликт) тогда, когда исчерпают себя связи по линии ВВ.

Таким образом, до тех пор пока дите зависит материально от родителей (связь В — В: дитю целесообразно зависеть от родителей), он будет терпеть опеку. Но как только он «встанет на ноги» и станет материально независимым (связь В — В закончится), то произойдет разрыв, т. к. дите перестанет отвечать по линии Д — Р на Р — Д стимулы Родителя. По этой причине аспиранты уходят из аспирантуры, как только защитят кандидатскую диссертацию, или отпадет необходимость «косить» от армии, подчиненные увольняются, как только получат для себя материальные блага, ожидание которых заставляло терпеть их тиранию начальника, и т. д. Приведу один пример. Мой научный руководитель общался со своими аспирантами, в том числе и со мной, сугубо по линии Р — Д. Нет, он не был тираном, он скорее считал себя «мудрым опекуном».

Примечание

Он хороший человек, просто я предпочитал, чтобы он общался со мной из другого Я-состояния (конечно же, из состояния В).

Пока мне это было выгодно (была скрытая связь по линии В — В), я «параллелил» его стимул и отвечал по линии Д — Р. Я так отвечал достаточно долго, — 5 лет.

Конечно, пока я «параллелил трансакцию», конфликта не возникало. Я в это время делал свое дело, которое мне нравилось, он иногда «эРДэчился» на меня, а я вяло «отДээРивался». Вот, вам, кстати, достаточно простой пример социального программирования, но очень полезный — по такой схеме происходят очень многие манипуляции. Но как только мне это перестало быть выгодным (оборвалась связь В — В), я на его стимулы Р — Д стал отвечать реакцией по линии В — Д, и трансакция сразу стала пересекающейся, т. е. произошел конфликт. Кстати, мой ответ по линии В — Д заключался в том, что мною в соавторстве была написана книжка, которую, я конечно, писал в состоянии В, но это очень оскорбило Дитя научного руководителя. Вот и получился ответ В — Д, что привело к пересечению векторов стимула и реакции, и трансакция стала пересекающейся (рис. 6.10).

Рис. 6.10. Пересекающаяся трансакция Р — Д, В — Д

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Параллельные транзакции

Параллельные транзакции В параллельных (дополняющих) транзакциях векторы стимула и реакции параллельны друг другу.«Реакция» исходит из того эго-состояния, в которое был направлен «стимул». Параллельные транзакции могут продолжаться бесконечно долго. Возьмем для

Пересекающиеся транзакции

Пересекающиеся транзакции Пересекающаяся транзакция возникает тогда, когда на стимул дается неожиданная реакция из эго-состояния, в которое не был направлен стимул.Например, транзакция из Свободного Ребенка к Свободному Ребенку: «Давай повеселимся!». Пересекающая

Скрытые трансакции

Скрытые трансакции В рамках трансактного анализа можно описывать не только то, что говорится явно, но и то, что «в подтексте». Рассматривая в первых трех главах различные примеры манипулирования, мы видели, что именно скрытое воздействие (подтекст) в общении приводит к

Угловые трансакции

Угловые трансакции Классический пример угловой трансакции выглядит следующим образом. Сцена в магазине.Продавец:— Вот эта вещь, конечно, лучше, но, боюсь, что она Вам не по карману.Покупатель:— Вот ее-то я и возьму.Нарисуем схему трансакций этого диалога. Продавец явно

Трансакции

Трансакции По Берну, базисом трансактного анализа — в дополнение к эго-со-стояниям — является изучение трансакций, что, собственно, и отражено в названии «трансактный анализ». Берн делил трансакции на дополнительные, пересекающиеся и скрытые. Дополнительные трансакции

Параллельные миры

Параллельные миры Вы когда-нибудь были в параллельном мире? Скорее да чем нет, притом все.Что такое мир? Объективный мир. То, что нас окружает, чем дышим, что ощущаем, видим, слышим. Но ощущение мира все субъективно, несмотря на наличие объективной реальности, познать

Параллельные миры

Параллельные миры Вы когда-нибудь были в параллельном мире? Скорее да чем нет, притом все.Что такое мир? Объективный мир. То, что нас окружает, чем дышим, что ощущаем, видим, слышим. Но ощущение мира все субъективно, несмотря на наличие объективной реальности, познать

ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. ФОРМЫ ТРАНСАКЦИИ

ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. ФОРМЫ ТРАНСАКЦИИ Анализ общения как взаимодействия представляет значительные сложности. Вообще разделение трех сторон общения – восприятия, коммуникации и взаимодействия возможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить

4. Параллельные миры

4. Параллельные миры Дон Хуан говорит, что есть параллельный мир, существующий вокруг нас — сила энергии, которую мы не впускаем внутрь, потому что мы слишком заняты поддержкой того, что диктует социальный порядок. Сновидение — один из основных методов для восприятия

Параллельные миры

Параллельные миры В первом эксперименте, вы просто прикладывали свою руку к щеке, а во втором, вы использовали осознанность. Я изобразил оба этих действия на рис. 4.3 ниже. В чем разница между первым и вторым экспериментом?(Рисунок 4.3. Наблюдение и осознанность. Первый из

Источник

Трансакции — виды в психологии

Трансакции в психологии — что это такое? Все люди, даже самые молодые, обладают всеми тремя состояниями эго – родитель, взрослый и ребенок. Но когда мы наблюдаем человека, мы не видим его в целом, мы можем видеть только состояние его эго, в котором он находится в данный момент. По его словам или жестам можно будет узнать, в каком он состоянии. Люди могут быстро переходить из одного состояния в другое.

Все три аспекта личности имеют высокую ценность для выживания. Все они имеют право на равное уважение и законное место в полноценной и продуктивной жизни.

Существуют различные виды трансакций.

Трансакционный анализ изучает обмен трансакциями между двумя людьми. С одной стороны, есть стимул, а с другой — реакция. Обычно он имеет тенденцию развиваться по цепочке, так что ответ, в свою очередь, является стимулом для ответа другого.

Каждая трансакция происходит из определенного состояния личности.

Трансакции. Понятие и суть

Каждый демонстрирует свою личность через три состояния эго. Состояние Самости: последовательный, наблюдаемый и повторяющийся ряд моделей поведения, поз, мнений и чувств. Понятие психологической трансакции анализируются через состояния эго, отличные от тех, которые предлагал Фрейд.

Есть три состояния «я»: Родитель, Взрослый и Ребенок:

В то время как структурный и функциональный анализ относятся к индивидуальной психологии, первый занимается изучением структуры личности человека, а второй — тем, как эта структура работает. Анализ трансакций — это социальная психология, которая занимается отношениями между разными людьми и тем, что происходит между ними.

Когда два человека сталкиваются друг с другом, в отношения могут быть вовлечены их эго-состояния. Если мы хорошо знаем людей, то мы сможем отличить, в каком состоянии они дают свой ответ. То что происходит, мы можем изобразить это стрелками, которые идут от эго-состояния человека, который излучает, к тому, кто получает, и последующей реакции этого человека. Следовательно, между ними будет стимул и ответ на то, что мы называем трансакцией. Следовательно, трансакция — это каждое из взаимоотношений между двумя людьми, минимальная единица социальных отношений.

Трансакции определяются как обмен стимулами и реакциями между определенными состояниями эго разных людей. Трансакция, состоящая из одного стимула и одного ответа, вербального или невербального, является единицей социального действия.

История открытия и изучения

Транcакция — это единица общения между двумя людьми. Таким образом, трансакционный анализ — это изучение общения между людьми. Американский психиатр Эрик Берн сделал ее популярной, когда в 1964 году опубликовал свою книгу «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». В этой книге он рассказал, что человек относится к другим в трех различных состояниях своей личности: родитель, взрослый или ребенок.

Когда человек находится в своем эго — Родитель, то судит, одобряет, поздравляет, критикует или обвиняет. Можно говорить о заботливом родителе («это то, что тебе подходит») или о жестком родителе («если ты не будешь так поступать, ты знаешь, что я тебя накажу»).

Это результат внешних воздействий на личность. Человек в основном воспроизводит поведение и критерии своих родителей в первые годы своей жизни, когда все они были сильны.

Когда человек находится в своем эго — Взрослого, то он воспринимает информацию, изучает, размышляет, работает или информирует других.

Это часть личности, сформированная на основе собственного опыта. Кроме того, он, как и компьютер, объективно обрабатывает получаемую информацию, рассчитывая свои шансы на достоверность на основе своего предыдущего опыта.

Наконец, когда человек находится в своем эго Ребенка, то он смеется и плачет, когда он счастлив или грустит. Есть два способа реагировать: как ребенок-конформист, покорно принимающий норму, или как ребенок-бунтарь, отвергающий ее.

Это та часть личности, которая строится в первую очередь на ощущениях и чувствах. Это проявляется в тех же выражениях, что и в возрасте трех, пяти или семи лет. Можно сказать, что это действует спонтанно.

Теории

Эрик Берн разработал теории сценариев:

Только простых трансакций насчитывается 81!

Последние подразделяются на:

Параллельные

Параллельные или дополнительные трансакции являются основой правильного общения.

Это те, на которые люди реагируют так, как ожидалось. Это означает, что когда я обращаюсь к чьему-либо детскому самосостоянию из моего родительского самосостояния, я ожидаю, что они ответят от своего ребенка.

В таких случаях, когда игроки знают, «какие роли играть», взаимодействие может сопровождаться многочисленными трансакциями, при этом каждый человек реагирует, как и ожидалось, исходя из своего эго-состояния.

Босс: Вы все еще не предоставили мне отчет, который я просил. С вами всегда одно и то же.

Сотрудник: Это не моя вина.

Босс: Вы никогда не виноваты. Так чья вина на этот раз?

Сотрудник: Не знаю. Но бухгалтерия не предоставила мне свои годовые сводки.

Босс: Почему вы не сообщили мне об этом раньше?

Сотрудник: Каждый раз, когда я приходил к вашему кабинету, вы были заняты, и я не хотел вас беспокоить.

Босс: То, что моя дверь закрыта, не означает, что вы не можете войти …

И так до тех пор, пока:

Пересекающиеся

Перекрестные трансакции, как правило? конфликтные.

Это операции, при которых ответ исходит из эго-состояния, которое не является тем, которое эмитент ожидает. Из-за этого перекрестные трансакции часто прерывают связь раньше, чем параллельные трансакции.

Босс: Вы все еще не предоставили мне отчет, который я просил. С вами всегда одно и то же.

Сотрудник: Вы всегда и во всем почему-то обвиняете меня. Если бы вы относились к бухгалтерии так же критично, как и ко мне, то, возможно, у меня были бы данные, которые я просил, чтобы закончить отчет.

Босс: Вы все еще не предоставили мне отчет, который я просил. С вами всегда одно и то же.

Сотрудник: Да, я понимаю проблему и буду признателен за вашу помощь в получении последних данных, которые мне нужны, от бухгалтерии.

Различные ответы сотрудников в каждом из трех приведенных выше примеров приводят к разным сценариям. Мы можем видеть реакцию Ребенка в первом примере, и легко понять, почему они имеют тенденцию увековечивать бесполезный диалог.

Во втором примере и руководитель, и сотрудник ведут себя исходя из своего критического Родительского состояния. И снова бесполезно.

Мы чувствуем, что ситуация регулируется и предлагается решение проблемы только тогда, когда сотрудник дает ответ из эго-состояния Взрослого.

Конечно, это то, что в первую очередь сделал бы хороший руководитель.

Скрытые

Скрытые трансакции — это те, которые кажутся прямыми коммуникациями, но на самом деле содержат невысказанное сообщение, которое несет в себе скрытый посыл. Именно эти трансакции используются в большинстве игр разума, описанных Берном. Вы часто можете видеть эти типы трансакций в личных отношениях, и избежать их иногда может быть сложно или требуется бдительность, чтобы их обнаружить.

Рассмотрим на примере мужа и жены, которые вместе уже много лет. Некоторое время муж расстраивался из-за того, что его жена иногда может забывать или терять вещи. Накануне вечером жена использовала машину и оставила ключи на кухонном столе вместо того, чтобы вернуть их на столик у входной двери, где они должны лежать.

Муж: ​​Ты видела ключи от машины?

Сам по себе это невинный вопрос. Запрос информации, представленный линией Взрослый-Взрослый. Однако существует базовое сообщение, представленное пунктирной линией, которое указывает на трансакцию между родительским и дочерним объектами и может быть сформулировано следующим образом:

Муж: ​​У тебя были ключи в прошлый раз, а они не там, где должны быть!

Этот комментарий будет более убедительным, если мы знаем, что между мужем и женой существует проблема, тогда можно с уверенностью предположить, что это обвинение (со стороны критически отрицательного Родителя) в адрес жены в ненадежности с ключами от машины.

То, как женщина реагирует, зависит от ее душевного состояния, ее осведомленности о происходящем и ее готовности играть в Игру.
Вот некоторые из вариантов:

Варианты 1 и 2, скорее всего, затянут обсуждение, и как только это произойдет, проблема уже не в ключах, а в недостатках другого человека. Муж и жена участвуют в Игре, и чем дольше продолжается Игра, тем больше «пользы» для обоих людей.

Например, женщина может кричать на мужа, чтобы тот оставил ее в покое, в то же время чувствуя себя бесполезным, потому что она оставила ключи «не на своем месте». И результатом для мужа может быть демонстрация своего превосходства над женой, после чего он оставит ее в покое, хлопнув дверью.

Одна из задач Игр — привлечь внимание (так называемые «ласки»). Вы можете получать ласки, прося о них, не прибегая к Играм, но когда они не получаются естественным путем, люди могут прибегать к манипуляциям, чтобы получить их.

В варианте 3 жена дедраматизирует ситуацию, интуитивно осознавая необходимость принятия со стороны мужа, есть также элемент Родителя, который предполагает: «Я знаю, что ты пытаешься сделать, и я не собираюсь играть в твою Игру».

Угловые скрытые

Угловая последующая скрытая трансакция — это те, в чей стимул и/или ответ одновременно вмешивается более одного эго-состояния.

Они включают в себя «двойные сообщения»: одно из них социальное (очевидное, приемлемое, правдоподобное) и другое психологическое (скрытое, неуловимое, менее заметное, иногда нечестное), обычно передаваемое невербально.

Поскольку трудно одновременно воздействовать на два стимула, социальный стимул отвлекает Взрослого, но на Ребенка или Родителя влияет психологический стимул, который, если он не достигает сознания Взрослого, не может быть устранен в максимальной степени. Это убедительный способ, а потому и «зацепляет» негативную внутреннюю программу.

Последующие операции являются частью «психологических игр». Они часто используются в политике, флирте, продажах и являются любимым средством общения родителей шизофреников.

Как определить свое состояние?

Для определения своего эго-состояния используют трансакционный анализ. Это психологическая теория, основанная на знании и анализе состояний эго, трансакций, психологических игр и жизненных сценариев.

Его основная цель состоит в том, чтобы люди достигли своей автономии, что означает управление собой, принятие ответственности за свои собственные мысли, чувства и действия, а также избавление от неприменимых и неподходящих моделей жизни здесь и сейчас.

Цель трансакционного анализа — автономность, которая определяется:

Все это нам позволит понять, как мы вступаем в отношения с другими. Почувствовать и осознать, что происходит в нас, и, следовательно, то, что нам нужно, чего мы хотим и каковы наши цели. Действовать и проявлять инициативу, чтобы инициировать личные изменения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *