что означает печать антихриста

Такое наивное представление абсолютно не соответствует действительности!

Давайте внимательно рассмотрим текст, описывающий процесс проставления печатей.

Глава 13 стихи с 16 по 18.

16 И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,
17
и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.
18
Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

В стихе 17 описаны те кто поклонится зверю и образу его таким образом: они примут «начертание, или имя зверя, или число имени его».
Обратите внимание на то, что поклонники зверя будут ИЛИ принимать начертание, ИЛИ брать ИМЯ ЗВЕРЯ, ИЛИ принимать ЧИСЛО ИМЕНИ его.
ИЛИ, ИЛИ, ИЛИ!
То есть будет не одно, а несколько различных действий, которые недвусмысленно будут характеризовать человека, как ПОКЛОНИВШЕГОСЯ ЗВЕРЮ.
И эти действия будут связаны или непосредственно с начертанием на лоб или на руку, или С ПРИНЯТИЕМ НЕКОЕГО ЧИСЛА, которое будет ассоциировано с именем зверя, или люди будут как то принимать САМО ЭТО ИМЯ ЗВЕРЯ.
Разберем внимательно все эти ИЛИ, ИЛИ, ИЛИ.

Стих 17 недвусмысленно связывает начертания зверя с процессом торговли.
И указывает, что без этих начертаний продажа чего либо станет невозможной.
То есть нам дан четкий ориентир, на каком плацдарме, ГДЕ, на какой территории будет происходить процесс поклонения зверю, который будет расценен как ПЕЧАТЬ ЗВЕРЯ».
Ответ на вопрос «Где?» однозначен и прост!
Это территория торговли!
Можете подсказать мне торговые организации, продукция которых не имеет штрих-кодов на упаковках?
Если подскажите, то я Вам буду очень благодарна, и я начну покупать продукты только там!
Лично я таких предприятий не знаю.
На любую продукцию, неважно к какой категории она относится, промышленная эта продукция или пищевая, в обязательном порядке наносится штрих код.
Уже одно это обстоятельство должно послужить 100% подтверждением утверждению, что именно штрих-код и есть то самое начертание, о котором свидетельствует книга Откровение!
Если мы оглянемся по сторонам, то и вопрос «Когда?» отпадет сам собой!
Потому что ответ даже не «Сегодня!».
Ответ «Давно уже начался!»
Уже давно начат и полным ходом идет процесс нанесения печати зверя на все и на вся!

2. ИМЯ ЗВЕРЯ и ЧИСЛО ИМЕНИ ЕГО.

Стихи 17 и 18 связывают начертание зверя с понятием ЧИСЛА.
У имени зверя есть свое ЧИСЛО, и это число 666.

В течении многих веков люди пытались расшифровать это число, применяя и тексты Библии и догадки и нумерологию.
И в разряд зверей-антихристов попадали разные люди, в основном естественно жестокие правители.
Богословие первых веков НЭ, многие апологеты реформации, (Мартин Лютер в частности) недвусмысленно называли зверем-антихристом папство.
И нумерология абсолютно подтверждала эти выводы богословов.
Об этом я не буду здесь говорить, это тема очень важная и она для другой статьи, для другого внимательного и глубокого разбора.

Давайте вникнем вот во что:

Если изучить штриховую цифровую систему (а такая есть!), то увидим, что двойная черточка в этой системе обозначает шестерку.
Посмотрите на любую этикетку со штрих кодом.
Вы увидите три парные черточки, которые более длинные чем остальные!
Три шестерки присутствуют в КАЖДОМ штрих-коде, (соответственно обозначенные тремя выделяющимся, тремя более длинными чем остальные, двойными черточками).
Три шестерки есть в каждом отдельно взятом штрих коде!
Поэтому практически любой штрих код уже по определению является ЧИСЛОМ ИМЕНИ ЗВЕРЯ.

Но здесь я хочу сказать немного еще и о другом!
Само понятие «ЧИСЛО» абсолютно идентично понятию «ЦИФРА».
А со словом «ЦИФРА» в Библии короля Якова непосредственно связывается имя дьявола, который назван там Люцифером.

Понимание того, что и «числом имени» и ИМЕНЕМ ЗВЕРЯ является не только отдельно взятое число 666, но и понятие «ЦИФРА» В ЦЕЛОМ, сразу открывает глаза на стремительно происходящую в обществе тотальную оцифровку всего и вся, включая персональные данные каждого человека.

Вся оцифрованная информация со всего мира поступает в огромный компьютер, имеющий размер с трехэтажный дом, находящийся в Брюсселе.
Называется этот компьютер ЗВЕРЬ.
В интернете есть большое количество информации об этом компьютере, включая его фотографии.

Библейский зверь обретает уже реальные, а не мистические очертания, не правда ли?

Как можно перевести на язык цифр жизнь?
Как можно перевести на язык цифр чувства?
Можно ли языком цифр описать любовь?
Нет.
Компьютер это МЕРТВЫЙ МИР расчетов, чисел и программ.

И владельцы этого мертвого мира станут безраздельными владыками всех данных о любом человеке, и по сути безраздельными владельцами всего, что так или иначе человеку принадлежит в этой жизни.

Безусловно к этому компьютеру подключены все наши персональные компьютеры, все сотовые телефоны, вся цифровая аппаратура, которой мы пользуемся.
Безусловно к ЗВЕРЮ подключены все электронные карты всего мира.
И безусловно к Зверю подключены все чипы, которые мировое правительство так жаждет внедрить в тело каждого человека.

Вы думаете, что деньги, которые вы храните на банковской карте ваши?
Вашими являются лишь фантазии.
Виртуальным эквивалентом денег вы пользуетесь лишь до тех пор, пока Хозяин Большого Компьютера вам это позволяет.
И документы на любую собственность, переведенные на язык цифр, вашими будут ровно настолько, пока Хозяин Большого Компьютера не перепрограммировал их на другого человека. На того, кто ему больше угоден чем вы, например!

Любая очередная уступка навязываемой тотальной оцифровке, это прямое содействие построению невиданного по масштабам мирового электронного концлагеря.

Безусловно после прочтения статьи у каждого человека возникнет вопрос, а что же делать?

А вот что сегодня делать, это каждый решает для себя сам.
Сегодня только вы сами сможете сделать свой выбор.

Или отречься от благ этого мира, доверится Богу, взять крест свой и пойти по пути Христа, куда бы этот путь не привел, или покориться бездушной системе и отдать свою душу во власть ЗВЕРЯ.

Источник

Что означает печать антихриста

Понятие «печать Антихриста» сложилось на основании нескольких текстов Откровения святого Иоанна Богослова:

1. «И он (зверь из земли, т.е. лжепророк Антихриста) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число человеческое. Число его 666» (Откр. 13, 16-18).

2. «И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией (. ) и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14, 9-1 1).

3. «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению» (Откр. 19,20).

4. «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились ни зверю, ни образу его, и не приняли начертание на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откр. 20,4).

Рассмотрим, по толкованию святых отцов во-первых, что такое начертание, имя и число имени зверя, во-вторых, когда, каким образом и кем печать Антихриста может быть принята.

Преподобный Ефрем считал, что человек, у которого запечатлена печатью Антихриста правая рука, не сможет совершить крестное знамение, а запечатление печатью Антихриста чела не дает возможности изобразить на челе крест и имя Господне. Преподобный Ефрем не поясняет, почему человек, принявший печать (начертание) Антихриста, не сможет сотворить крестное знамение. В сочинении Псевдо-Ипполита «Слово о кончине мира. «, наиболее повлиявшим на эсхатологическое представления, говорится, что человек, принявший печать Антихриста «не будет иметь возможности запечатлеть какой-либо из своих членов (крестным знамением) но подчинится льстецу и ему будет служить и раскаяния не будет в нем: он погиб как по отношению к Богу, так и по отношению к людям» (1, С. 412).

Не принявшие начертание зверя не смогут ни покупать, ни продавать чего-либо, и, таким образом, обрекаются на голод. Преподобный Ефрем Сирии пишет, что и принявшие печать будут голодать и просить есть у зверя, т.к. земля не будет давать жатвы и плодов. У Андрея Кесарийского говорится, что оруженосец (т.е. предтеча) Антихриста «будет распространять печать зверя везде: и в купле, и в продаже, чтобы те, кто не принял ее, вынуждены были умереть от недостатка необходимо для жизни» (1, С. 377). В этом можно видеть указание, что начертание зверя будет ставиться не только на руку и чело человека, но и на продуктах его деятельности. В отличие от всех других святых отцов святитель Ипполит под начертанием на руке понимал воскурение жертвенного фимиама идолу, а под начертанием на челе увенчание ритуальным языческим венцом (1, С. 224-225).

Принято считать, что имя зверя, т.е. Антихриста не указывается в Откровении. Архиепископ Андрей Кесарийский отмечал: «Если бы была необходимость знать его имя, то, как говорят некоторые учители, тайновидец открыл бы его, но благодать Божия не соизволила, чтобы это пагубное имя было написано в Божественной книге» (1, С. 377). Святой Ириней Лионский полагал, что неизвестность имени Антихриста предостерегает нас от обмана, т.к. он может придти с другим именем, чем мы ожидаем (1, С. 198). Однако оба эти рассуждения относятся к попыткам определить имя зверя на основании его числа. Между тем, тот же архиепископ Андрей Кесарийский свидетельствовал, «что диавол, Антихрист и лжепророк общие друг с другом как действиями, так и именами, это видно из того, что каждый из них называется зверем» (1, С. 395).

Святитель Ириней приводит два возможных типа толкования числа зверя 666: 1) согласно числовой символике 2) согласно греческому алфавиту. Согласно числовой символике число 666 связывается:

2) с шестым днем, в который был сотворен человек, чрез которого грех вошел в мир.

3) с шестисотым годом Ноя, когда грех достиг на земле такой меры, что только всемирный потоп мог уничтожить его.

4) с истуканом Навуходоносора «Который имел в высоту шестьдесят локтей, а в ширину шесть локтей; истукан был предзнаменованием пришествия Антихриста.

5) Число 666 употребляется для исчисления количества золота, которое царь Соломон ежегодно собирал в качестве дани с других народов «В золоте, которое проходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых (3 Цар. 10,14. Ср.: 2 Пар. 9,13). В данном случае число 666 является символом земного богатства, золота (Мамоны), а также символом дани, налога с подвластных народов.

8) Число 6 символизирует «усердное делание греха чрез употребление во зло созданной в шесть дней твари» (Архиепископ Андрей Кесарийский. Толкование на Откровение 2, с. 130).

Примечание: Мы не обсуждаем здесь вопросов о законности и законах. числовой символики, которые в конечном итоге коренятся в символическом миропонимании. Естественно, что число становится символом лишь в определенной символической системе. Именно тогда число становится способным нести смысл, который определяется контекстом.

В различных контекстах одно и то же число может нести различный, вплоть до противоположного смысла.

Итак, писал святой Ириней, число 666 означает того, «в ком восстанавливается все (. ) отступничество, неправда, нечестие, лжепророчество и обман, почему и найдет (на землю) потоп огненный» (1, С. 197).

Второй тип толкования числа зверя, который привел святой Ириней.

Таким образом, в понятие «печати Антихриста» входят: 1. Начертание зверя 2. Имя зверя 3. Число зверя. Принятие печати Антихриста приравнивается в Апокалипсисе поклонению самому Антихристу или его образу (изображению).

Ни в Апокалипсисе, ни в святоотеческих толкованиях, ни в православных богословских исследованиях не содержится понятия «предпечати Антихриста», распространяемое ныне в эсхатологических ожиданиях. Можно предполагать, что понятие «предпечати Антихриста» образовано по подобию «предтечи Антихриста». Но предтеча Антихриста действует согласно Апокалипсису одновременно с Антихристом.

Понятие «предпечати» весьма близко эсхатологическим представлениям в некоторых толках старообрядческого раскола.

КОГДА, КАКИМ ОБРАЗОМ И КЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИНЯТА ПЕЧАТЬ АНТИХРИСТА

Возможно ли несознательное принятие печати Антихриста, без отречения от Христа, путем каких-либо технических или медико-биологических усовершенствований? Некоторые святые отцы вообще не поясняют это, другие дают вполне определенный отрицательный ответ.

(Отр. 14,9): «Если, говорит, кто поклонится зверообразному Антихристу и будет держаться его нечестивой жизни, словом или делом провозгласит его богом, на что указывает принимаемое на чело и руку начертание, тот вместе с ним будет пить чашу мучений».

Наиболее ярко этот вопрос раскрывает святитель Феофан, затворник Вышенский в толковании 2 Сол. 2,9-13:

Зане любве истины не прияша во еже спастися им. Вот почему они суть погибающие! Потому, что не приняли спасительной истины. Бог видит^» что люди гибнут, низпадши в бездну греха и в пагубные узы рабства страстям и сеятелю их, диаволу. Для того послал Сына Своего Единородного, чтоб проложить им путь исходный, и указать его в вере в Него и в благодати, приемлемой по вере. Весть о сем всюду разнесли св. Апостолы. Принимавшие поступали в число спасаемых, не принимавшие оставались в пагубе. Таковы они во время Апостолов, таковы после их доселе, такими окажутся и в последние дни. Всю эту массу видит Апостольское богопросвещенное око ума, и дает им надпись: погибающие.

Существенная спасительная истина есть та, что Бог послал в мир Сына своего Спасителя миру. Св. отцы потому слова: любве истины не прияша, толкуют так: не приняли Христа Господа. Ибо Он есть и любовь безпредельная, и истина всесовершенная. Св. Златоуст пишет: «любовию истины он называет Христа. Ибо Христос был и то, и другое, и приходил ради того и другого по любви к нам и чтоб открыть истинное значение всего». То же Феодорит и все другие. Но это одно и то же. Ибо надобно не только принять Евангелие, но и сочетаться с Господом, или в этом сочетании и состоит надлежащее принятие Евангельской истины. Тот только и извлекается из массы погибающих, кто прилепляется к Господу Иисусу Христу, становится един дух с Ним, прививается к Нему, как к единой истинной живой лозе.

Ст. 11. И сего ради послет им Бог действо лети, во еже веровати им лжи.

Ст. 12. Да суд приимут вси не веровавший истине, но благоволивший в неправде.

Итак, принятие печати Антихриста связано с отвержением Христа, с такой греховной жизнью, которая сама по себе, независимо от принятия печати Антихриста, ведет к гибели. Насильственное техническое или медико-биологическое наложение печати Антихриста на верующего во Христа и живущего по Его заповедям, тем более, если он не сознает этого, не может отлучить его от Христа.

На протяжении всей своей истории, когда Церковь жила в различных государственных системах (имперско-языческой, православной удельной княжеской и самодержавной, либерально-демократической, тоталитарно-коммунистической, оккупационной), она подчинялась гражданским установлениям, связанным с несением воинской обязанности, переписью и сбором налогов, даже если эти установления обозначались языческими религиозными символами и надписями.

Мученики отказывались участвовать в гражданско-религиозных празднествах Римской империи тогда, когда это было связано с их личным непосредственным участием в религиозном культе, в жертвоприношении.

Мероприятия, проводимые налоговыми органами, не содержат в себе религиозного культа.

Если в налоговых документах содержится антихристианская символика, то Церковь может свидетельствовать о том, о чем свидетельствовал еще святой Иоанн Богослов: дух Антихриста уже присутствует в мире и это есть дух заблуждения (1 Ин. 4, 3), может просить государственную власть изъять или заменить эту символику ради Духа Истины и мира в обществе.

Но и отрицательный ответ государственной власти на просьбу Церкви не может быть поводом для самостоятельного неблагословенного выхода верующих из гражданского повиновения, т. к. это неизбежно приводит к расколу внутри Церкви.

Источник

Святоотеческое толкование Библейского понятия “печать антихриста” — игумен Андроник (Трубачев)

Рас­смот­рим, по тол­ко­ва­нию свя­тых отцов во-пер­вых, что такое начер­та­ние, имя и число имени зверя, во-вто­рых, когда, каким обра­зом и кем печать Анти­хри­ста может быть принята.

Доклад игумена Андроника (Трубачева)

Поня­тие «печать Анти­хри­ста» сло­жи­лось на осно­ва­нии несколь­ких тек­стов Откро­ве­ния свя­того Иоанна Богослова:

1. «И он (зверь из земли, т.е. лже­про­рок Анти­хри­ста) сде­лает то, что всем, малым и вели­ким, бога­тым и нищим, сво­бод­ным и рабам, поло­жено будет начер­та­ние на пра­вую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни поку­пать, ни про­да­вать, кроме того, кто имеет это начер­та­ние, или имя зверя, или число имени его. Здесь муд­рость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число чело­ве­че­ское. Число его 666» ( Откр.13:16–18 ).

2. «И тре­тий Ангел после­до­вал за ними, говоря гром­ким голо­сом: кто покло­ня­ется зверю и образу его и при­ни­мает начер­та­ние на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино яро­сти Божией (…) и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью покло­ня­ю­щи­еся зверю и образу его и при­ни­ма­ю­щие начер­та­ние имени его» ( Откр.14:9–11 ).

3. «И схва­чен был зверь и с ним лже­про­рок, про­из­во­див­ший чудеса пред ним, кото­рыми он обо­льстил при­няв­ших начер­та­ние зверя и покло­ня­ю­щихся его изоб­ра­же­нию» ( Откр.19:20 ).

4. «И уви­дел я пре­столы и сидя­щих на них, кото­рым дано было судить и души обез­глав­лен­ных за сви­де­тель­ство Иисуса и за слово Божие, кото­рые не покло­ни­лись ни зверю, ни образу его, и не при­няли начер­та­ние на чело свое и на руку свою. Они ожили и цар­ство­вали со Хри­стом тысячу лет» ( Откр.20:4 ).

Рас­смот­рим, по тол­ко­ва­нию свя­тых отцов во-пер­вых, что такое начер­та­ние, имя и число имени зверя, во-вто­рых, когда, каким обра­зом и кем печать Анти­хри­ста может быть принята.

Начертание зверя

Под начер­та­нием зверя боль­шин­ство отцов пони­мало печать, а в каче­стве сход­ных поня­тий исполь­зо­ва­лись сле­ду­ю­щие опре­де­ле­ния: клеймо (bestiae sigillo), знак, метка (notam), зна­ме­ние (signaculum).

Начер­та­ние зверя может вклю­чить в себя число зверя (свя­ти­тель Вик­то­рин, Псевдо-Иппо­лит), имя зверя (Андрей Кеса­рий­ский). Поскольку начер­та­ние зверя при­ни­ма­ется вме­сто кре­ста Спа­си­теля (пре­по­доб­ный Ефрем Сирии), то можно пред­по­ло­жить, что само это начер­та­ние явля­ется хулою на крест, иска­жает начер­та­ние кре­ста (напри­мер, пере­вер­ну­тый вниз крест). Осо­бен­но­стью начер­та­ния зверя явля­ется то, что оно будет поло­жено на пра­вую руку и на чело. Можно назвать три при­чины выбора этих чле­нов тела для запечатления:

1) есте­ствен­ные («чтобы не затруд­ня­лись сим», т.е. чтобы бес­по­ко­и­лись, что будут повре­ждены жиз­ненно важ­ные органы — пре­по­доб­ный Ефрем Сирин).

2) обще­ре­ли­ги­оз­ные (обы­чай рас­по­ла­гать знаки на руке и на лбу при­сущ мно­гим рели­гиям, напри­мер, евреи носили филак­те­рии с цита­тами из Торы на лбу и на руке — Втор.6:8 ; Мф.23:5 ).

3) анти­хри­сти­ан­ские (хри­сти­ане изоб­ра­жали крест на лбу и на руке).

Пре­по­доб­ный Ефрем счи­тал, что чело­век, у кото­рого запе­чат­лена печа­тью Анти­хри­ста пра­вая рука, не смо­жет совер­шить крест­ное зна­ме­ние, а запе­чат­ле­ние печа­тью Анти­хри­ста чела не дает воз­мож­но­сти изоб­ра­зить на челе крест и имя Гос­подне. Пре­по­доб­ный Ефрем не пояс­няет, почему чело­век, при­няв­ший печать (начер­та­ние) Анти­хри­ста, не смо­жет сотво­рить крест­ное зна­ме­ние. В сочи­не­нии Псевдо-Иппо­лита «Слово о кон­чине мира…”, наи­бо­лее повли­яв­шим на эсха­то­ло­ги­че­ское пред­став­ле­ния, гово­рится, что чело­век, при­няв­ший печать Анти­хри­ста «не будет иметь воз­мож­но­сти запе­чат­леть какой-либо из своих чле­нов (крест­ным зна­ме­нием) но под­чи­нится льстецу и ему будет слу­жить и рас­ка­я­ния не будет в нем: он погиб как по отно­ше­нию к Богу, так и по отно­ше­нию к людям» (1, С. 412).

Не при­няв­шие начер­та­ние зверя не смо­гут ни поку­пать, ни про­да­вать чего-либо, и, таким обра­зом, обре­ка­ются на голод. Пре­по­доб­ный Ефрем Сирии пишет, что и при­няв­шие печать будут голо­дать и про­сить есть у зверя, т.к. земля не будет давать жатвы и пло­дов. У Андрея Кеса­рий­ского гово­рится, что ору­же­но­сец (т.е. пред­теча) Анти­хри­ста «будет рас­про­стра­нять печать зверя везде: и в купле, и в про­даже, чтобы те, кто не при­нял ее, вынуж­дены были уме­реть от недо­статка необ­хо­димо для жизни» (1, С. 377). В этом можно видеть ука­за­ние, что начер­та­ние зверя будет ста­виться не только на руку и чело чело­века, но и на про­дук­тах его дея­тель­но­сти. В отли­чие от всех дру­гих свя­тых отцов свя­ти­тель Иппо­лит под начер­та­нием на руке пони­мал вос­ку­ре­ние жерт­вен­ного фимиама идолу, а под начер­та­нием на челе увен­ча­ние риту­аль­ным язы­че­ским вен­цом (1, С. 224–225).

Неко­то­рые свя­тые отцы, не опро­вер­гая тра­ди­ци­он­ного пони­ма­ния начер­та­ния зверя на пра­вую руку и чело, давали нрав­ствен­ное тол­ко­ва­ние: пра­вая рука — дея­тель­ная жизнь по запо­ве­дям Божиим, чело — позна­ние истины Божией. При­няв­ший на пра­вую руку и чело начер­та­ние зверя не может совер­шать куплю, т.е. выкуп Цар­ствия Небес­ного за зем­ную жизнь. Дан­ное тол­ко­ва­ние осно­вы­ва­ется на сло­вах из притчи Гос­пода: «Куплю дейте, дон­деже при­иду» ( Лк.19:13 ). Подоб­ное тол­ко­ва­ние, как вто­рич­ное, содер­жится и у архи­епи­скопа Андрея Кеса­рий­ского (1, С. 377).

Имя зверя

При­нято счи­тать, что имя зверя, т.е. Анти­хри­ста не ука­зы­ва­ется в Откро­ве­нии. Архи­епи­скоп Андрей Кеса­рий­ский отме­чал: «Если бы была необ­хо­ди­мость знать его имя, то, как гово­рят неко­то­рые учи­тели, тай­но­ви­дец открыл бы его, но бла­го­дать Божия не соиз­во­лила, чтобы это пагуб­ное имя было напи­сано в Боже­ствен­ной книге» (1, С. 377). Свя­той Ири­ней Лион­ский пола­гал, что неиз­вест­ность имени Анти­хри­ста предо­сте­ре­гает нас от обмана, т.к. он может придти с дру­гим име­нем, чем мы ожи­даем (1, С. 198).

Однако оба эти рас­суж­де­ния отно­сятся к попыт­кам опре­де­лить имя зверя на осно­ва­нии его числа. Между тем, тот же архи­епи­скоп Андрей Кеса­рий­ский сви­де­тель­ство­вал, «что диа­вол, Анти­христ и лже­про­рок общие друг с дру­гом как дей­стви­ями, так и име­нами, это видно из того, что каж­дый из них назы­ва­ется зве­рем» (1, С. 395).

Имя ангела без­дны, т.е. диа­вола, при­во­дится в дру­гом месте Откро­ве­ния: «имя ему по-еврей­ски, Аввад­дон, а по-гре­че­ски — Апол­лион» ( Откр.9:11 ), т.е. Губи­тель. Это имя архи­епи­скоп Андрей Кеса­рий­ский упо­ми­нает также в тол­ко­ва­нии на стихи 13:16–17 (1, С. 377). Имя Анти­хри­ста в точ­но­сти про­ти­во­по­ложно имени Хри­ста: Иисус (Бог спа­сает, Спа­си­тель) — Аввад­дон, Апол­лон (гибель, Губи­тель). Ука­за­ния на имя Анти­хри­ста есть и в Вет­хом Завете, где гово­рится об ангеле-истре­би­теле ( 1Пар.21:15 ), ангеле-губи­теле для истреб­ле­ния ( Ис.54:16 ).

Число зверя

Свя­ти­тель Ири­ней при­во­дит два воз­мож­ных типа тол­ко­ва­ния числа зверя 666:

1) согласно чис­ло­вой сим­во­лике; 2) согласно гре­че­скому алфа­виту. Согласно чис­ло­вой сим­во­лике число 666 связывается:

1) с коли­че­ством шести дней, в кото­рые был сотво­рен мир — т.к. анти­христ дол­жен вос­ста­но­вить все отступ­ни­че­ство кото­рое было за время суще­ство­ва­ния мира (с этим ранее свя­зы­ва­лась мысль о том, что мир про­су­ще­ствует 6000 лет).

2) с шестым днем, в кото­рый был сотво­рен чело­век, чрез кото­рого грех вошел в мир.

3) с шести­со­тым годом Ноя, когда грех достиг на земле такой меры, что только все­мир­ный потоп мог уни­что­жить его.

4) с исту­ка­ном Наву­хо­до­но­сора, кото­рый имел в высоту шесть­де­сят лок­тей, а в ширину шесть лок­тей; исту­кан был пред­зна­ме­но­ва­нием при­ше­ствия Антихриста.

К сожа­ле­нию, дан­ный тип чис­ло­вой сим­во­лики, коре­ня­щийся в Свя­щен­ном Писа­нии, не был про­дол­жен после­ду­ю­щей свя­то­оте­че­ской тра­ди­цией. Лишь архи­епи­скоп Андрей Кеса­рий­ский одна­жды исполь­зо­вал дан­ное тол­ко­ва­ние свя­того Ири­нея, но в дру­гом месте — Откр.14:20 . Про­дол­жая ряд тол­ко­ва­ний свя­того Ири­нея, его можно дополнить.

6) В сим­во­ли­че­ской системе Откро­ве­ния число 7 — сим­вол пол­ноты, сле­до­ва­тельно, число 6 — сим­вол недо­статка, непол­ноты, несовершенства.

7) Число 6 опре­де­ляет коли­че­ство дней, отве­ден­ных в Вет­хом Завете дела­нию, работе ради зем­ной жизни, а день 7‑й — Гос­поду Богу тво­ему ( Исх.20:8–11 ). В этом смысле числа 6 и 7 сим­во­ли­зи­руют про­ти­во­сто­я­ние зем­ного и небес­ного, чело­ве­че­ского и Божьего.

8) Число 6 сим­во­ли­зи­рует «усерд­ное дела­ние греха чрез упо­треб­ле­ние во зло создан­ной в шесть дней твари» (Архи­епи­скоп Андрей Кеса­рий­ский. Тол­ко­ва­ние на Откро­ве­ние 2, с. 130).

При­ме­ча­ние: Мы не обсуж­даем здесь вопро­сов о закон­но­сти и зако­нах чис­ло­вой сим­во­лики, кото­рые в конеч­ном итоге коре­нятся в сим­во­ли­че­ском миро­по­ни­ма­нии. Есте­ственно, что число ста­но­вится сим­во­лом лишь в опре­де­лен­ной сим­во­ли­че­ской системе. Именно тогда число ста­но­вится спо­соб­ным нести смысл, кото­рый опре­де­ля­ется кон­тек­стом. В раз­лич­ных кон­текстах одно и то же число может нести раз­лич­ный, вплоть до про­ти­во­по­лож­ного смысла.

Так, напри­мер, число 6 может, веро­ятно, сим­во­ли­зи­ро­вать тво­ре­ние, твор­че­ство, почему оно исполь­зу­ется как стро­и­тель­ный модуль ( 3Цар.10:16–20 ; 3Цар.6:26 ); может нести смысл только коли­че­ствен­ный (ср. напр.: 666 [сыно­вей Адо­ни­кама — 1Ездр.2:13 ). Неко­то­рые сим­волы, имев­шие в Вет­хом Завете один смысл, в Новом Завете при­об­рели смысл про­ти­во­по­лож­ный (звезда Давида, храм Соло­мо­нов). Но в кон­тек­сте хри­сти­ан­ской сим­во­лики, осно­ван­ный на Свя­щен­ном Писа­нии и Пре­да­нии, число 666 все­гда было и есть сим­во­лом Анти­хри­ста и тако­вым вос­при­ни­ма­лось на про­тя­же­нии всей исто­рии христианства.

Так св. Ири­ней писал, что число 666 озна­чает того, «в ком вос­ста­нав­ли­ва­ется все (…) отступ­ни­че­ство, неправда, нече­стие, лже­про­ро­че­ство и обман, почему и най­дет (на землю) потоп огнен­ный» (1, С. 197).

Вто­рой тип тол­ко­ва­ния сво­дится к поиску имени Анти­хри­ста. Буквы гре­че­ского алфа­вита, соот­вет­ству­ю­щие опре­де­лен­ным чис­лам, под­би­ра­ются так, чтобы сумма их состав­ляла число 666, а сами они чита­лись как имя. Таким обра­зом, св. Ири­ней вывел имена: Еван­тас, Лати­ня­нин, Титан (1, С. 99), свя­той Вик­то­рин — Анте­мос, а на латин­ском языке — Диклюкс (1, С. 284), архи­епи­скоп Андрей Кеса­рий­ский — Лам­пе­тис, Бене­дикт, злой вождь, древ­ний завист­ник, истинно вред­ный, непра­вед­ный агнец (1, С.377–378).

К сожа­ле­нию, именно этот тип тол­ко­ва­ния воз­об­ла­дал среди иссле­до­ва­те­лей Апо­ка­лип­сиса. К чему это при­вело, можно видеть на при­мере тол­ко­ва­ния еди­но­вер­че­ского свя­щен­ника Иоанна Малы­шева, кото­рый исполь­зуя почему-то сла­вян­ский алфа­вит, при­во­дит в осо­бых таб­ли­цах более 200 имен Анти­хри­ста (6, с. 33–58).

Конец таким тол­ко­ва­ниям должно было поло­жить еще заме­ча­ние самого св. Ири­нея о том, что, «хотя известно число имени Анти­хри­ста, но мы не можем ничего опро­мет­чиво утвер­ждать о самом имени, потому что число при­ло­жимо ко мно­гим име­нам (..). Посему вер­нее и без­опас­нее ожи­дать испол­не­ния про­ро­че­ства, нежели пред­по­ла­гать и пред­ре­кать какие-либо имена, ибо может най­тись много имен, заклю­ча­ю­щих в себе выше­озна­чен­ное число, и все-таки этот вопрос оста­нется нере­шен­ным» (1, С. 199).

Можно также доба­вить, что поскольку Апо­ка­лип­сис — не книга зага­док и раз­га­док, а книга сим­во­ли­че­ская, то и метод тол­ко­ва­ния числа 666 дол­жен исхо­дить из основ чис­ло­вой сим­во­лики, а вся­кий дру­гой метод будет некорректен.

Таким обра­зом, в поня­тие «печати Анти­хри­ста» вхо­дят: 1. Начер­та­ние зверя 2. Имя зверя 3. Число зверя. При­ня­тие печати Анти­хри­ста при­рав­ни­ва­ется в Апо­ка­лип­сисе покло­не­нию самому Анти­хри­сту или его образу (изоб­ра­же­нию).

Ни в Апо­ка­лип­сисе, ни в свя­то­оте­че­ских тол­ко­ва­ниях, ни в пра­во­слав­ных бого­слов­ских иссле­до­ва­ниях не содер­жится поня­тия «пред­пе­чати Анти­хри­ста», рас­про­стра­ня­е­мое ныне в эсха­то­ло­ги­че­ских ожи­да­ниях. Можно пред­по­ла­гать, что поня­тие «пред­пе­чати Анти­хри­ста» обра­зо­вано по подо­бию «пред­течи Анти­хри­ста». Но пред­теча Анти­хри­ста дей­ствует согласно Апо­ка­лип­сису одно­вре­менно с Антихристом.

Поня­тие «пред­пе­чати» весьма близко эсха­то­ло­ги­че­ским пред­став­ле­ниям в неко­то­рых тол­ках ста­ро­об­ряд­че­ского раскола.

Когда, каким образом и кем может быть принята печать антихриста

Все свя­тые отцы счи­тали, что нало­же­ние печати Анти­хри­ста его лже­про­ро­ком будет про­ис­хо­дить в те 3,5 года цар­ство­ва­ния Анти­хри­ста, кото­рые будут непо­сред­ственно пред­ше­ство­вать вто­рому слав­ному при­ше­ствию Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста. Дру­гие собы­тия этого вре­мени — постро­е­ние Соло­мо­нова храма, воца­ре­ние в нем Анти­хри­ста, про­по­ведь про­ро­ков Еноха и Илии и уби­е­ние их в Иеру­са­лиме, про­по­ведь лже­про­рока и др.

Воз­можно ли несо­зна­тель­ное при­ня­тие печати Анти­хри­ста, без отре­че­ния от Хри­ста, путем каких-либо тех­ни­че­ских или медико-био­ло­ги­че­ских усо­вер­шен­ство­ва­ний? Неко­то­рые свя­тые отцы вообще не пояс­няют это, дру­гие дают вполне опре­де­лен­ный отри­ца­тель­ный ответ.

«Знает сей зло­счаст­ный, что крест Гос­по­день, если будет на ком напе­чат­лен, раз­ру­шит всю его силу (…) Ибо всеми спо­со­бами будет ухищ­ряться, чтобы имя Гос­пода и Спа­си­теля — сие пре­свя­тое и пре­чи­стое имя — вовсе не назы­ва­лось во вре­мена змия» (Пре­по­доб­ный Ефрем Сирии. Слово 91 на при­ше­ствие Гос­подне — 1, С. 298). «Если душа наша ограж­дена таким ору­жием (Еди­но­род­ною Тро­и­цею), то змий попран (…) Но хорошо зна­ю­щие свя­той глас истин­ного Пас­тыря, тот­час узнают обман­щика, потому что голос зло­че­сти­вого нимало не похо­дит на глас истин­ного Пас­тыря» (Пре­по­доб­ный Ефрем Сирии — Слово 92 на при­ше­ствие Гос­подне — 1, С. 299).

( Откр.14:9 ): «Если, гово­рит, кто покло­нится зве­ро­об­раз­ному Анти­хри­сту и будет дер­жаться его нече­сти­вой жизни, сло­вом или делом про­воз­гла­сит его богом, на что ука­зы­вает при­ни­ма­е­мое на чело и руку начер­та­ние, тот вме­сте с ним будет пить чашу мучений».

( Откр.14:11 ): Сле­дует пони­мать «под «ночью» — муче­ния греш­ни­ков, кото­рые при­мут все те, кто диа­воль­скими делами и хулою на Хри­ста изоб­ра­зили в себе образ зверя и напе­чат­лели в своем сердце его бес­чест­ное имя как досто­чест­ное» (Архи­епи­скоп Андрей Кеса­рий­ский. Тол­ко­ва­ние на Откро­ве­ние. — 1, С. 379,380).

Псевдо-Иппо­лит в «Слове о кон­чине мира…» так изоб­ра­жал созна­тель­ность отре­че­ния от Хри­ста: «Таково будет (начер­та­ние) и печать во время этого нена­вист­ника добра. — та печать, кото­рая будет гла­сить: «Отре­ка­юсь от Творца неба и земли; отре­ка­юсь от кре­ще­ния; отре­ка­юсь от слу­же­ния моего (Богу) и при­со­еди­ня­юсь к тебе и в тебя верую» (1, С. 412).

В поги­ба­ю­щих. Как ни велики и ни раз­но­об­разны будут уси­лия и при­емы анти­хри­ста к тому, чтобы пре­льщать и увле­кать в свою ложь, успех он будет иметь одна­кож только в кругу тех, кои одного с ним духа, т.е. отпали от Бога и Гос­пода, серд­цем пре­зи­рают Его запо­веди, и ведая, что путь их ведет в пагубу, не схо­дят с него, пре­дав­шись уча­сти своей в неча­я­нии. Как сам он — сын поги­бели, то и при­влечь к себе успеет только поги­ба­ю­щих. И поги­ба­ю­щие эти погиб­нут не по опре­де­ле­нию Божию, а потому, что воз­лю­били пагуб­ный образ жизни и нрав. Бог все упо­треб­ляет к обра­зум­ле­нию и обра­ще­нию греш­ни­ков, и когда уже ничем их взять нельзя, и не пред­ви­дится, чтоб можно было, тогда пре­дает их в руки про­из­во­ле­ния сво­его. И вся­кий в жизни своей встре­чает людей, кото­рым что ни говори, они все свое, как остол­бе­не­лые и ока­ме­не­лые. Во время про­по­веди своей св. Апо­столы повсюду встре­чали таких, и засви­де­тель­ство­вали устами св. Павла, что слово крест­ное поги­ба­ю­щим юрод­ство есть, а спа­са­е­мых нам сила Божия есть ( 1Кор.1:18 ), и что сами они суть овем (поги­ба­ю­щим) воня смерт­ная в смерть; овем же (спа­са­е­мым) воня живот­ная в живот (2 ор. 2,15). Во время же анти­хри­ста, его юрод­ство будет казаться поги­ба­ю­щим муд­ро­стию, и его пагуб­ное зло­во­ние — бла­го­уха­нием. Тут тоже будет, что при холер­ных повет­риях, кото­рые захва­ты­вают тех только, у кото­рых есть к ним предрасположение.

Зане любве истины не при­яша во еже спа­стися им. Вот почему они суть поги­ба­ю­щие! Потому, что не при­няли спа­си­тель­ной истины. Бог видит, что люди гиб­нут, низ­падши в без­дну греха и в пагуб­ные узы раб­ства стра­стям и сея­телю их, диа­волу. Для того послал Сына Сво­его Еди­но­род­ного, чтоб про­ло­жить им путь исход­ный, и ука­зать его в вере в Него и в бла­го­дати, при­ем­ле­мой по вере. Весть о сем всюду раз­несли св. Апо­столы. При­ни­мав­шие посту­пали в число спа­са­е­мых, не при­ни­мав­шие оста­ва­лись в пагубе. Таковы они во время Апо­сто­лов, таковы после их доселе, такими ока­жутся и в послед­ние дни. Всю эту массу видит Апо­столь­ское бого­про­све­щен­ное око ума, и дает им над­пись: погибающие.

У Солу­нян пред лицем были эти поги­ба­ю­щие неве­рия ради. Апо­стол гово­рит как бы: вот в этой обла­сти непри­яв­ших нашего спа­си­тель­наго слова он будет иметь успех, а не среди вас уве­ро­вав­ших, и подобно вам име­ю­щих уве­ро­вать. Достойно заме­ча­ния, что Апо­стол сло­вом своим обни­мает не только тех, кои не при­няли истины хри­сти­ан­ской, как бы слу­шать ее не хотели; но и тех, кои слы­шали ее, поняли, в чем дело, и не при­няли ее, и даже тех, кои при­няли умом, но не полю­били ее серд­цем; обни­мает не только неве­ров, — нехри­стиан, но и хри­стиан по имени, а не в сердце, кои рав­но­душны к испо­ве­ду­е­мой ими вере и не рев­нуют о том, чтоб быть послуш­ными тре­бо­ва­ниям ее, стать тем, чем име­ну­ются, индиф­фе­рентны к ней. Ибо гово­рит: любве истины не при­яша, не полю­били истины, нет ее у них на сердце, хоть и видят ее. Истину видят, а сердце дер­жат на сто­роне, про­тив­ной истине. Потому сами в себе суть ложь, и будучи таковы, полю­бят ложь.

Суще­ствен­ная спа­си­тель­ная истина есть та, что Бог послал в мир Сына сво­его Спа­си­теля миру. Св. отцы потому слова: любве истины не при­яша, тол­куют так: не при­няли Хри­ста Гос­пода. Ибо Он есть и любовь без­пре­дель­ная, и истина все­со­вер­шен­ная. Св. Зла­то­уст пишет: «любо­вию истины он назы­вает Хри­ста. Ибо Хри­стос был и то, и дру­гое, и при­хо­дил ради того и дру­гого по любви к нам и чтоб открыть истин­ное зна­че­ние всего». То же Фео­до­рит и все дру­гие. Но это одно и то же. Ибо надобно не только при­нять Еван­ге­лие, но и соче­таться с Гос­по­дом, или в этом соче­та­нии и состоит над­ле­жа­щее при­ня­тие Еван­гель­ской истины. Тот только и извле­ка­ется из массы поги­ба­ю­щих, кто при­леп­ля­ется к Гос­поду Иисусу Хри­сту, ста­но­вится един дух с Ним, при­ви­ва­ется к Нему, как к еди­ной истин­ной живой лозе.

И сего ради послет им Бог дей­ство лести, во еже веро­вати им лжи.

Это страш­ное нрав­ствен­ное нака­за­ние Божие! Послет, — не так, что нарочно пошлет не жела­е­мое ими, а про­пу­стит к ним ими жела­е­мое и иско­мое. Злой дух льсти и лжи посто­янно поры­ва­ется всеми завла­деть, всех омра­чить и увлечь в ложь; но Бог не пус­кает его, когда среди не сле­ду­ю­щих истине есть еще такие, кото­рые подают надежду обра­ще­ния, еще не совсем пре­да­лись лож­ным путям, еще думают ино­гда отстать от лжи и стать на сто­роне истины, — не пус­кает, чтоб не потер­пели они от него наси­лия внутри, ибо он может коле­бать и твер­дых, а не только этих слабых.

Когда же, нако­нец, они совсем опу­стят руки и пре­да­дутся избран­ному ими пагуб­ному пути, сло­жатся с ним и соче­та­ются серд­цем, а о том, чтоб отстать от него, и думать пере­ста­нут; тогда Бог при­мет Свою, удер­жи­ва­ю­щую злого духа льсти, руку, и он, про­пу­щен­ный, устре­мится на них, прой­дет в сердце их и там нач­нет ока­зы­вать дей­ство льсти, влечь ко лжи, — и при­вле­чет. Они вос­при­и­мут ложь всем серд­цем, и затем обна­ру­жит ее и во вне, при­ста­нут видимо к анти­хри­сту. Но этим сде­ла­ется только то, что вый­дет наружу скрыв­ше­еся внутри. Св. Зла­то­уст пишет: «для чего, ска­жешь ты, Бог попу­стит быть всему этому? Не бойся, воз­люб­лен­ный, но послу­шай что гово­рит (Апо­стол): (анти­христ) воз­об­ла­дает только над поги­ба­ю­щими, кото­рые, хотя бы он и не при­шел, не уве­ро­вали бы».

Фео­до­рит при­бав­ляет: «сие же: послет им Бог дей­ство лети, ска­зано Апо­сто­лом вме­сто — попу­стит явиться льсти, чтоб ока­за­лись люби­тели лукав­ства. Ибо не пошлет лесть сию Бог, но истре­бит ее сло­вом уст Своих». Эку­ме­ний: «послет, — не так при­ни­май, чтоб Бог послал, но так выра­жать обычно Апо­столу попу­ще­ние от Бога». Фео­фи­лакт: «послет, — вме­сто попу­стит ему прийти. Смотри, сна­чала они отвергли истину; и тогда оста­вил их Бог, и ложь овла­дела ими».

Да суд при­и­мут вси не веро­вав­ший истине, но бла­го­во­лив­ший в неправде.

Да суд при­и­мут, — пра­ведно под­верг­нутся осуж­де­нию. Попу­стит Бог, — рас­кро­ется их злой нрав­ственно-рели­ги­оз­ный строй, и они созреют для суда. Ложь само­об­ли­чи­тельна; и сле­ду­ю­щие лжи сами себя обли­чают. Без­от­ветны они будут на суде, потому самому, что пове­рили оче­видно-пагуб­ной лжи и не пове­рили оче­видно спа­си­тель­ной истине. — Вси неве­ро­вав­шии истине, но бла­го­во­лив­ший в неправде. С гре­че­ского, — все эти, неве­ро­вав­шие и проч., кои не при­няли в сердце с живою верою Еван­гель­ской истины, и жизни своей, своих чувств и рас­по­ло­же­ний не уста­но­вили по ее тре­бо­ва­нию, а напро­тив лежали серд­цем своим, — бла­го­во­лили ко вся­кой неправде, и к непра­вым муд­ро­ва­ниям и к непра­вым нра­вам, нахо­дили удо­воль­ствие пре­бы­вать и погря­зать в сих неправостях.

Оче­вид­ней­шим же обли­че­нием их будет то, что они пове­рять анти­хри­сту. Св. Зла­то­уст пишет: «заграж­дены будут уста тех, кото­рые осуж­дены на поги­бель. Каким обра­зом? Они не уве­ро­вали бы во Хри­ста, хотя бы анти­христ и не при­шел; но он при­дет с тою целью, чтобы изоб­ли­чить их. Для того, чтоб они тогда не ска­зали, что так как Хри­стос (видимо чело­век) назвал себя Богом, — то по этой именно при­чине мы и не уве­ро­вали в Него; потому что мы слы­шали, что Бог един, от Кото­рого все, и вслед­ствие того мы не пове­рили: этот их пред­лог (к оправ­да­нию) оты­мет у них анти­христ. Ибо когда он при­дет, и, несмотря на то, что он не запо­ве­дует ничего пра­вед­ного, а только одно без­за­ко­ние, они уве­руют в него, един­ственно ради лож­ных его чудес, — тогда загра­дятся уста их. Ибо если ты не веру­ешь Хри­сту, то тем более ты не дол­жен верить анти­хри­сту. Пер­вый гово­рил, что Он послан Отцем, а сей послед­ний (будет гово­рить) совсем дру­гое. Посему-то Хри­стос и гово­рит. Аз при­и­дох во имя Отца во имя свое, того при­ем­лете ( Ин.5:43 ). Но мы, ска­жут, видели было много вели­ких чудес; поэтому ско­рее сле­до­вало уве­ро­вать в Него. Кроме того об анти­хри­сте много было пред­ска­зано: что он без­за­кон­ник, что он сын поги­бели, что при­ше­ствие его (с пом­пою будет) по дей­ству сата­нину; тогда как напро­тив о Хри­сте, — что Он есть Спа­си­тель и при­не­сет бес­чис­лен­ные блага» — Та же речь у Фео­до­рита, Эку­ме­ния и Феофилакта.

Итак, при­ня­тие печати Анти­хри­ста свя­зано с отвер­же­нием Хри­ста, с такой гре­хов­ной жиз­нью, кото­рая сама по себе, неза­ви­симо от при­ня­тия печати Анти­хри­ста, ведет к гибели. Насиль­ствен­ное тех­ни­че­ское или медико-био­ло­ги­че­ское нало­же­ние печати Анти­хри­ста на веру­ю­щего во Хри­ста и живу­щего по Его запо­ве­дям, тем более, если он не сознает этого, не может отлу­чить его от Христа.

На про­тя­же­нии всей своей исто­рии, когда Цер­ковь жила в раз­лич­ных госу­дар­ствен­ных систе­мах (импер­ско-язы­че­ской, пра­во­слав­ной удель­ной кня­же­ской и само­дер­жав­ной, либе­рально-демо­кра­ти­че­ской, тота­ли­тарно-ком­му­ни­сти­че­ской, окку­па­ци­он­ной), она под­чи­ня­лась граж­дан­ским уста­нов­ле­ниям, свя­зан­ным с несе­нием воин­ской обя­зан­но­сти, пере­пи­сью и сбо­ром нало­гов, даже если эти уста­нов­ле­ния обо­зна­ча­лись язы­че­скими рели­ги­оз­ными сим­во­лами и надписями.

Муче­ники отка­зы­ва­лись участ­во­вать в граж­дан­ско-рели­ги­оз­ных празд­не­ствах Рим­ской импе­рии тогда, когда это было свя­зано с их лич­ным непо­сред­ствен­ным уча­стием в рели­ги­оз­ном культе, в жертвоприношении.

Меро­при­я­тия, про­во­ди­мые нало­го­выми орга­нами, не содер­жат в себе рели­ги­оз­ного культа.

Если в нало­го­вых доку­мен­тах содер­жится анти­хри­сти­ан­ская сим­во­лика, то Цер­ковь может сви­де­тель­ство­вать о том, о чем сви­де­тель­ство­вал еще свя­той Иоанн Бого­слов: дух Анти­хри­ста уже при­сут­ствует в мире и это есть дух заблуж­де­ния ( 1Ин.4:3 ), может про­сить госу­дар­ствен­ную власть изъ­ять или заме­нить эту сим­во­лику ради Духа Истины и мира в обществе.

Но и отри­ца­тель­ный ответ госу­дар­ствен­ной вла­сти на просьбу Церкви не может быть пово­дом для само­сто­я­тель­ного небла­го­сло­вен­ного выхода веру­ю­щих из граж­дан­ского пови­но­ве­ния, т. к. это неиз­бежно при­во­дит к рас­колу внутри Церкви.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *