что означает плач березы весной
Олимпиадные задания по окружающему миру, 4 класс
Олимпиадные задания по окружающему миру
Собери из букв как можно больше названий животных. Каждую букву в слове можно использовать только один раз.
И В Р Е О Ы Н Л С К Ь А Т
_______________________ ____________________________ _____________________________ __________
а) Кто трижды меняет облик, прежде чем станет взрослым? _________________________________________________________________________________
б) Моря, какого из океанов не омывают берега России? _________________________________________________________________________________
г) Где можно увидеть деревья высотой по колено, толщиной с карандаш? _________________________________________________________________________________
д) Какое насекомое «поет» крыльями, а «слушает» ногами? _________________________________________________________________________________
С какими событиями в истории России связаны следующие даты:
а) 1147 год – _____________________________________________________________________
в) 12 апреля 1961 года- ____________________________________________________________
На каком материке расположен Южный полюс? Обведи верный ответ:
б) Северная Америка
Запиши ответ, одним словом:
1.Время суток для наблюдения звёзд____________________________________________ _______
2. Место, где река впадает в озеро, море? ________________________________________ _______
3. Наука о прошлом человечества. _____________________________________________ ______
4. Какую звезду можно увидеть днём? ___________________________________________ ______
5. Месяц с самым длинным днём. _______________________________________________ ______
6. Крупная река Сибири с женским именем. ______________________________________ ______
7. Самое жаркое место на земном шаре? _________________________________________ ______
8. Самый большой материк на Земле. __________________________________________________
9. Что означает «плач» берёзы весной? __________________________________________ ______
10. Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? _________________________ ______
Объедини слова в группы. Подпиши названия групп.
Евразия, тундра, луг, Африка, Земля, лес, Солнце, степь, Австралия, Венера, Полярная, пустыня, Юпитер, озеро.
Определи, к какому веку относится дата.
б) 1945 – год_______________ век
в) 1610 – год_______________ век
В каждом ряду найди и подчеркни «лишнее» слово. Объясни, почему оно является «лишним»:
а) брусника, волчье лыко, клюква, земляника; _________________________________________________________________________________________
б) лемминг, бурундук, северный олень, песец; _________________________________________________________________________________________
в) традесканция, ландыш, колеус, бегония; _________________________________________________________________________________________
г) дуб, клён, лиственница, берёза. __________________________________________________________________________________
Реши экологические задачу:
Бумага, брошенная вами в лесу, будет лежать 2 года. Консервная банка – в 15 раз дольше, а полиэтиленовый пакет – на 100 лет больше консервной банки. Сколько лет пролежит в лесу брошенный полиэтиленовый пакет? _____________________________________________________________________________
Лось, кот, волк, лиса, сова, норка,
а) Многие насекомые, например бабочка
а) официальная дата основания Москвы
в) первый полет человека в космос
г) Великая Отечественная Война
На каком материке расположен Южный полюс?
Ответь на вопрос, одним словом:
1.Время суток для наблюдения звёзд (Ночь) 1б.
2. Место, где река впадает в озеро, море? (Устье)1б.
3. Наука о прошлом человечества. (История) 1б.
4. Какую звезду можно увидеть днём? ( Солнце ) 1б.
5. Месяц с самым длинным днём. ( Июнь ) 1б.
6. Крупная река Сибири с женским именем. (Лена) 1б.
7. Самое жаркое место на земном шаре? (Северная Африка) 1б.
8. Самый большой материк на Земле. (Евразия) 1б.
9. Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение) 1б.
10. Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (мать-и-мачеха, в апреле) 2б.
А) Евразия, Африка, Австралия – материки.
Б) тундра, степь, пустыня – природные зоны
В) Солнце, Полярная – звёзды.
Г) Луг, лес, озеро – природные сообщества.
Д) Земля, Венера, Юпитер – планеты.
По 1 баллу за каждую правильную группу
1) VI век 2) XX век 3) XVII век
2. 30 лет пролежит банка, 130 лет пролежит пакет.
Что означает плач берёзы весной?
Березовый сок является секретом древесных клеток, обладающих способностью синтезировать разнообразные биологические стимуляторы типа гормонов и ферментов. Сок имеет сложный биохимический состав и может ускорять многие биологические реакции.
Березовый сок стимулирует кислотообразующую функцию желудка и поэтому полезен при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, сопровождающихся понижением кислотообразования. Его целесообразно включать в дифференцированную комплексную терапию язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки и хронических гастритов как в период обострения, так и в период ремиссии.
Березовый сок пьют при ревматизме, подагре, артритах, отеках как хорошее мочегонное средство, при длительно не заживающих ранах и трофических язвах, при простудных заболеваниях, ангине, бронхите, воспалении легких, при туберкулезе, в качестве противоцинготного средства. Он применяется и наружно при острой экземе, нейродермите, псориазе, кожном зуде, золотухе, фурункулезе. При паразитарных и грибковых кожных заболеваниях наряду с ежедневными наружными промываниями, примочками, компрессами из березового сока полезно ежедневно выпивать один стакан березового сока в день, лучше утром, натощак.
Сок хорошо гонит камни и песок из почек и мочевого пузыря. Он разрушает мочевые камни преимущественно фосфатного и карбонатного происхождения, не влияя на оксалатные и мочекислые. Березовый сок, смешанный с выжатым соком молодых березовых листьев, стимулирует работу почек, не раздражая при этом почечную ткань. Более того, эта смесь так хорошо укрепляет почечную ткань, что слабые почечные ткани могут вновь обрести нормальное состояние.
Березовые слезы
Острою секирою ранена береза.
По коре сребристой покатились слезы;
Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй!
Рана не смертельна, вылечишься к лету,
Будешь красоваться, листьями убрана.
Лишь больное сердце не залечит раны!
Эти стихи невольно вспоминаются в предвесеннем, еще не одетом лесу. Кругом белеет снег, а у стволов берез уже появились воронки. И пошли из земли кверху первые соки. Появился на побегах весенний загар; кроны берез потемнели.
Ах, весна – хмельная пора беспричинной радости и грусти! Остро тянет сладкой прелью оттаявшей земли, тревожат невнятные шорохи… Даже уравновешенный горожанин в эту пору слегка теряет голову и, оказавшись в лесу, готов сделать что-нибудь безрассудно весеннее. И ловит ртом сверкающие капли березового сока. Сам того не ведая, справляет языческий обряд приобщения к весне.
Плач поневоле
Плач березы начинается иногда ранней весной – в конце февраля или в марте. Срываются прозрачные капли, и слышно, как они падают в прошлогодние листья. Иной раз морозцем прихватит, и повисают тонкие острые сосульки. Незаметно глазу они растут. Ведь корни дерева продолжают гнать вверх сок. И даже в мае, когда рощу припорошит первой зеленью, можно видеть сок – он пузырится на свежих пнях.
Хорошо, если сок собирают из случайного отверстия. А многие сами расковыривают его на живом стволе. Нет, не прав поэт, говоря березе: «вылечишься к лету». Развлечения скоротечны, а дерево, пораненное ради минутной прихоти, начинает болеть, особенно если задеть слои заболони. Это не так очевидно поначалу – ведь болезнь поражает внутреннюю часть ствола. Сок, струясь по ране, пытается ее залечить, усиливая деления клеток и рост тканей. И образуется наплыв – огромная чешуя.
Так что такие «кровопускания» для дерева вредны и даже могут привести к его гибели. Береза истощается, лишаясь веществ, необходимых для образования побегов и листвы. Кроме того через ранку попадают болезнетворные микроорганизмы, а сама она долго не заживает, покрываясь розовой слизью, тем более если ее не замазать варом или глиной. Лучше уж оставить дерево в покое, не калечить его, не тревожить.
Фото из открытых источников
«Березовик»
Считается, что весенний сок березы – это целая аптека: микроэлементы, сахар (от 0,43 до 1,13%), белки, кислоты, дубильные вещества, обилие витаминов. Издавна его применяли для укрепления организма, очищения крови, при заболеваниях легких, суставов, фурункулезе, мочевого пузыря, почек …
Однако лечебная сила сока, несомненна, преувеличена. Обычно берут его внизу, но слаще и полезнее он у вершины. Чем дольше путь воды, тем больше растворяется полезных в ней веществ. А ничтожного количества кислот и микроэлементов внизу ствола, хватает и в обычной воде, и они мало прибавляют целебности и вкуса.
Да и суррогат березового сока, что в пузатых банках заполняет полки магазинов, совершенно бесполезен. Ведь там вода, лимонная кислота и сахар. А сока, зачастую, нет и в помине. А если он и есть, то подкисленный фосфорной кислотой. Свежий же сок быстро прокисает, приобретая неприятный запах. Так стоят ли несколько глотков сладковатой воды тех невзгод, что ожидают дерево потом?
Березовые квартиранты
Гуляя по березнякам, многие, наверное, замечали на стволах черные округлые наросты, размером с кулак или даже арбуз. Это – чага, многолетний гриб-паразит, плотное сплетение грибницы трутовика скошенного. Формируется на поврежденных зрелых стволах, встречаясь также на ольхе, рябине, вязе, клене. Но в медицине используют только чагу, благодаря ароматическим и высокополимерным соединениям и солям металлов. Иногда высушенную размельченную чагу пьют вместо чая.
Но не только это гриб разрушает березы. У нее появляется красная и белая гниль древесины, темное ложное ядро. На березе живут и другие вредители, но уже из насекомых: гусеница бражника липового, берёзовая пяденица, малинница обыкновенная. Жук-олень – самый крупный в Европе – обитает в ее древесине. Хрущи охотно питаются нежной листвой, порой серьезно вредя. Бичом являются иногда и грачи, свивая в кронах гнезда. Почки и сережки служат кормом глухарей-тетеревов зимой.
Извечный враг березы
Извечным врагом березы является ель. Это хвойное дерево нередко поселяется под пологом березняка и чувствует себя здесь превосходно. Проходит время, елочки лет через двадцать подрастают и, смыкаясь, вытесняют покровительниц своих. А через полвека они уже выходят в верхний ярус, вершины, словно пики, устремляя вверх. Колыхаясь от ветра ветки берез наталкиваются на острые, как кинжал, хвоинки елей, и в борьбе двух пород победа остается за «колючкой».
И вскоре вместо светлого березняка воцарится темный ельник, и тогда лиственным придет конец. Если только пожар не возникнет или в лес не придет лесоруб. Тут-то береза и возьмет реванш: на гари или вырубке появятся ее малютки… И скоро вновь под пологом их елочки поселятся, и повторится все сначала.
Не оттого ли так любимы березняки, что они солнцем пронизаны? Береза очень любит свет, и потому густые заросли ее с возрастом изреживаются. И обрекает ее на гибель. Поселившиеся под ее пологом теневыносливые ели, тихонько подрастая, закрывают солнце – береза погибает. Да и по возрасту она – ели не конкурент. Та более 300 лет живет. А береза к 80 годам уж сильно разрушается трутовиками, да и других болезней хватает. И зачастую любители сока – их первые помощники.
Но бывает и наоборот. Произрастая в смеси с хвойными и отличаясь быстрым ростом, береза вскоре обгоняет их. К тому же начинает вредничать: ее длинные, ветви, колыхаясь от ветра, отхлестывают почки у конкурентов, уродства прибавляя им.
Народные поверья
С давних пор береза пользовалась на Руси, да и у всех славян, а также скандинавов, финнов, особым почетом и уважением. И не только как символ весны, света, любви к родине, но и как целительница. На нее ворожили, передавая ей болезни людей: «Брошу жабу под березов куст, чтоб не болело, чтоб не щемило». Крестьяне скручивали над больным ее ветки, угрожая их не отпускать, пока болезнь не будет побеждена.
Не случайно березу называли деревом жизни и здоровья. О ней говорили: «Тонка береза, да разуму учит» или «Накормить березовой кашей» (о розгах). Многочисленны и народные приметы: «Из березы весной течет много сока – к дождливому лету» или «Когда лопаются сережки у берез – время сеять хлеб».
Однако свойства ее трактовались по-разному, даже в одной местности. Так согласно одним поверьям ее считали вместилищем духов, чертей и русалок, из-за чего ее якобы молнии любят. И возле дома не сажали. Считалась она и нечистым деревом, – ведьмы будто бы доят из нее молоко и вдобавок летают на березовых метлах.
А по другой традиции, наоборот, ее сажали рядом с домом. Она сама, и ветки, и изделия из нее считались оберегом от всякого зла, а веники, как инструменты ритуалов очищения. Ее ветвями украшали церкви и жилища на Троицу. В Семик, праздник весны, девушки завивали березу венками, «сестрились», водили вокруг нее хоровод…
Разборчивость и щедрость – в одном лице
Впрочем, целительными свойствами береза обладает и без всякой ворожбы и магии. Но не каждый может получить от нее помощь, а только тот, кто ее любит. Ведь и сама она – самое нежное по энергетике дерево, но очень разборчива – с первым встречным силой не поделится. Нужно быть добрым и щедрым, и тогда она отдаст свою энергию сполна: «Кого береза полюбит, тот всегда около нее здоровый будет». Ведь она является источником энергии для людей, живущих рядом с ней.
Береза способна лечить все заболевания. Ее спокойная мягкая энергия идет непрерывно. По мощи (но не по качеству) она сродни дубу. Однако в противоположность ему к ней стоит обращаться больным, ослабленным людям. Особенно благосклонна она к детям и беременным. Облегчит как телесные, так и душевные страдания. И даже мебель и изделия из нее целебны. Невольно вспоминаются строчки поэта Л. Лапцуя: «Сердце не бьется в березе, и все же – на человека береза похожа!»
Целительница универсал
Береза готова не только энергией поделиться. Практически все, что имеет она, – кора, почки, листья, сок и даже чага применяется в медицине, благотворно влияя на обмен веществ, удаляя из организма всякий балласт. Запах березы излечивает от меланхолии. Сок, собранный в особые дни марта-апреля, очищает кровь. Фитонциды почек и листьев убивают вредных микробов, а веники в бане просто незаменимы.
Настои, отвары, вытяжки, настойки, чаи из всех частей березы традиционно использовались при лечении многих заболеваний. Например, чай из молодых листьев – один из лучших мочегонных и потогонных средств, при этом он абсолютно не раздражает почек. А кремы на основе настоя почек эффективны для смягчения кожи рук, лечения заусенцев и мелких трещин. Не только лечит, но и продуктом питания является пыльца. Благотворно влияют на все органы человека полезные веществ бересты. Получают из нее также эфирное масло. В прошлом ее прикладывали к пораженным местам, применяли при переломах костей, вместо гипса.
Важную роль играет и деготь. При помощи его, например, легко извлекается заноза, стоит лишь смазать им на 15–20 минут больное место. Обладая противомикробным, противопаразитарным и антисептическим действием, он входит в состав мазей Вилькинсона, Конькова, Вишневского. Незаменим и уголь в виде таблеток и гранул («карболен») для регуляции деятельности желудка, кишечника и при отравлениях.
И это далеко не полный перечень заболеваний, которые лечит береза. Найдется ли хоть одна таблетка, обладающая таким же широким спектром действия да при этом еще и не оказывающая на организм никаких побочных эффектов? Вряд ли.
Кладезь полезных веществ
И все благодаря тому, что в листьях и почках, в коре и древесине, и в их производных содержится много биологически активных веществ и витаминов.
Весной, кроме хорошего березового сока, следует употреблять в пищу почки и молодые листья. Они содержат 23% белка, 12% жира и, главное, ряд противоцинготных веществ. Также в них присутствуют дубильные вещества, флавоноиды, эфирное масло (в почках – 3,5–5,3%), фитонциды, бетулоретиновая и аскорбиновая кислоты. Кроме того, в листьях обнаружен каротин, а в почках – смолы, горечи и виноградный сахар.
В коре большинства видов берез содержится бетулин, один из немногих белых органических пигментов: от 5 до 44% (у березы пушистой). В бересте также присутствуют гликозиды, алкалоиды, дубильные вещества. В состав березового дегтя входят фенол, крезолы, толуол, ксилол, смолы. И все эти вещества с успехом используются не только в лечебных целях, но и в промышленности.
Безотходное производство
Нельзя не вспомнить про бересту – «северный папирус». Ведь именно на ней писали письма наши предки. Она необыкновенна прочна, с трудом поддается гниению, даже в земле. К тому же отделяется тонкими, как бумага, слоями. Народности Севера и Дальнего Востока строили из нее лодки и жилища. Она не пропускает ни воды, ни воздуха! А умельцы создавали немало красивых полезных вещей (туески, лукошки, ларцы, шкатулки). Хороша она и для разжигания печей-костров, если нет под рукой бумаги или керосина. Готовят из нее и всем известный деготь и ряд других ценных продуктов.
Собственно кора – буро-оранжевый слой под берестой используется для дубления кож. Большим спросом пользуются метлы и веники. Очень ценятся болезненные наплывы на стволах старых берез – капы. Изделия из «птичьего глаза» – особого вида капа, белого с черным рисунком – стоили так же, как и золотые. Листья дают с квасцами желтую краску для шерсти. В пчеловодстве берёза важна как пыльценос.
Дерево вместо металла
С шумом падают белые стволы, освобождая еловый подрост. Очень трудно подсчитать возраст березы по годичным кольцам. Скорее можно заметить буроватые черточки – сердцевинные повторения. Здоровая древесина – белая с желтоватым оттенком. Чем белее, тем лучше – крепка, упруга, тверда, но сильно коробится.
И куда только не употребляют ее! На слои шпона развернут, а потом склеят их и получат фанеру. Идет также на лыжи, мебель и предметы быта. Добывают из нее скипидар, древесный спирт, уксус. А прессованная древесина – «дерево вместо металла» – служит заменителем цветных металлов при изготовлении токарных изделий.
Хороша березовая лучина! Горит ярко, без копоти. А сухие дрова по теплу почти не уступают дубовым! А сколько угля дают они в печах! Недаром еще на заре металлургии он успешно использовался в производстве. Да и теперь находит применение в литье. При сухой перегонки дров получают жижу, из нее – уксусную кислоту и древесный спирт. В свою очередь, из спирта – лаки (и политуру), формалин и духи.
Очень популярна древесина так называемой карельской березы. Природа ее не совсем ясна. Своеобразна текстура, рисунок не повторяется, да и цвет меняется от золотистого до коричневого. Безупречна в полировке и всегда ценилась краснодеревщиками. Такие березы растут в Карелии, Беларуси и других западных районов. Научились разводить эту форму повислой березы в теплицах.
Красавицы «страны березового ситца»
Белоствольные березки с прозрачной кроной и тонкими ветвями нередко используются в декоративном садоводстве и аллейных посадках. Особенно хороша у водоемов береза повислая с плакучими ветвями; они свисают порой до двух и более метров. Неплохо смотрится и далекарлийская с рассеченными листьями.
Помимо известных нам белокорых березок высаживаются и другие виды совсем иного облика. Например, с округлыми сережками, загнутыми вверх (шерстистая, Эрмана); с яйцевидными или продолговатыми листьями (ребристая, Шмидта, вишневая); с необычной по окраске корой (даурская, ребристая, желтая, вишневая и др.).
Велико разнообразие декоративных видов и сортов берез – свыше 40. Высота их варьирует от 70 см до 20–25 м. Размер листа от 8 мм в поперечнике до огромных – в 15 см длиной. Цвет коры не только белый, но и бурый, желтый, черный, бежевый и даже розовый. Есть березы с желтой, оранжевой, пурпурной осенью листвой. Кто-то растет быстро, кто-то медленно, какие-то – эффектные красавицы одиночки, а кто-то желает в группу. У кого «изюминки» читаются вблизи (отслаивающаяся, закручивающаяся кора, изрезанные листья). У других эффект заметен лишь вдали (форма кроны, ее ажурность).
Но не все идут на посадку декоративных форм-сортов, некоторые изъявляют желание видеть рядом с собой всем хорошо знакомые березки – повислую да пушистую.
И куда ни обернись – всюду вокруг нас береза и изделия из нее! Мать-природа снабдила ее многими полезными свойствами, и она издавна использовалась людьми «на все 100». Недаром ее нарекли деревом 4-х дел: 1-е дело – мир освещать, 2-е – чистоту соблюдать, 3-е – крик утишать, 4-е – больных исцелять. Самая светлая – березовая лучина. Веник в бане «чистоту соблюдал». Скрип телеги утишался дегтем. И от всяких хворей лечила она. И, как никакое другое дерево, к людям всегда была добра. Да и в наш атомно-космический век, век синтетики и пластмасс, значение березы отнюдь не уменьшилось. Даже возросло!
Но всего лучше живая береза. С контуром редкого изящества, со своим «голосом», дерево большей задушевности, ставшее символом России. Дерево жизни и здоровья. Берегите березу! Не заставляйте ее плакать!
Цифры и факты
Будьте здоровы!
Берёзовая мистика славян
Наши предки считали, что берёзовые веники в бане нечистую силу выгоняют. Но и ведьмы, согласно поверьям, летают только на берёзовых мётлах.
Жизнь в символах
У скандинавов берёза символизировала богиню Нертус — великую Матерь-Землю. В Швеции до сих пор в конце апреля в честь берёзы устраиваются пышные празднества. Кельты отождествляли белоствольную с Солнцем. А для того, чтобы дух умершего человека мог успокоиться, по кельтским обычаям его хоронили в погребальных шапках из берёзовой коры.
В Азии из берёзы изготавливали центральный шест круглых азиатских шатров, и поэтому она являлась символом жизни.
Согласно древним представлениям манси и хантов, священная берёза-праматерь, принадлежавшая богине Калташ, была златолистой и росла семью серебряными стволами из одного основания. С двумя берёзами в руках снизошла с неба на землю тюркская богиня Умайя.
В представлении народов Севера берёза — шаманское дерево, соединяющее землю и небо, а зарубки, отмечаемые шаманом на её стволе, символизируют лестницу в высшие миры.
Самая знаменитая из священных берёз северян росла на высоком яру в устье реки Вымь.
У её корней было главное капище, куда коми-зыряне, коми-пермяки и чердынские манси приходили поклониться, совершить жертвоприношения и магические обряды.
Стефан Пермский и береза
В 1379 году эта берёза была срублена и сожжена православными миссионерами во главе со Степаном Храпом, обратившим народы Севера в христианство и ставшим затем епископом Стефаном Пермским.
В житии Стефана Пермского рассказывается, что, придя в зырянскую землю, он возвёл на месте языческой кумирницы храм в честь Михаила Архангела, рядом с которым основал Владычный городок и поставил первый в Коми Михайло-Архангельский мужской монастырь.
Берёзовый мир славян
Древние славяне, хотя и почитали берёзу, всё же относились к ней неоднозначно. С одной стороны, она была символом чистоты и возрождения, а с другой — вместилищем злых духов и любимым местом русалок.
Берёза повсеместно считалась деревом, причастным к миру сверхъестественного, и в народных былинах часто выступала как атрибут нечистой силы. На берёзах устраивали шабаши колдуны, а любая ведьма умела надоить молока с ветвей берёзы и летать по ночам не только на помеле или хлебной лопате, но и на берёзовой палке.
Кроме того, считалось, что в ветвях плакучих берёз обитают души умерших, которые по ночам выходят и насмерть «затанцовывают» случайных прохожих. Поэтому в некоторых селениях северной России на том месте, где когда-то росли берёзовые рощи, домов не строили. Ещё по одному поверью, женатому мужчине нельзя было сажать это дерево около дома, иначе кто-нибудь из домочадцев в скором времени умрёт.
У белорусов необычный вид белоствольной, например, искривлённой или сросшейся с другим деревом, считался свидетельством того, что под этим деревом погребена загубленная душа, а в его стволе и ветвях вместо сока течёт кровь. Подобных представлений придерживались и другие славянские народы.
Но чаще берёза считалась доброй, оберегающей от зла, приносящей добро и здоровье. Интересно, что в соседних деревнях, а то и в одном селении легко сосуществовали и добрые, и дурные поверья, связанные с этим замечательным деревом.
Русалочья неделя
Считалось, что на Семик, с первым настоящим летним теплом, русалки собираются на берегах водоёмов, в лесах и рощах, чтобы встретиться с подругами и вволю повеселиться, а если получится, то и подыскать себе кавалера, некстати для себя решившего искупаться в реке или озере. Не случайно же такие купания в Русалочью неделю обычай строго запрещал, дабы жительницы тёмных вод не защекотали и не утащили купальщика в пучину.
Святки по русским деревням начинались обычно в четверг. С утра всем миром шли на кладбище и украшали ветками берёзы могилки ушедших родных, а после обеда начинались народные гулянья, ни днём, ни ночью не утихавшие всю ближайшую неделю.
Главным обрядом Русалочьей недели было завивание или заламывание берёзки и плетение венков из берёзовых веток и цветов. Связан он был с древним культом матери-богини, поэтому присутствие мужчин на таких таинствах было святотатством — мужской взгляд мог испортить завитую берёзку. В обряде участвовали только девушки или молодые женщины, не имевшие детей.
По традиции они шли в поле или в лес, выбирали там одиноко стоящее деревце, с шутками и песнями украшали его бусами и лентами и, чтобы угодить русалкам, которые очень любят качаться на ветвях берёзы, сплетали ветви в венки. Отсюда и пошло выражение «берёзу заломати».
Совершив обряд украшения деревца, девушки садились в его тени, причём считалось: которая сядет первой, та и замуж выйдет первой.
Тут же расстилали на земле скатерть и совершали обрядовую трапезу которая включала ряд обязательных блюд: пиво, квас, куличики, творог со сметаной и яичницу. И лишь теперь можно начинать хоровод. В среднерусских селениях девушки свивали три пары берёз «воротами», а затем гуськом проходили под ними.
Во всех этих действиях был определённый смысл: так девушки могли подружиться, «покумиться» с русалками, которые могли поведать им будущее.
Обязательным ритуалом было гадание по берёзовым венкам. Девушки бросали их в реку и следили, доплывёт ли венок до противоположного берега или утонет. Если доплывёт, то девушка в скором времени удачно выйдет замуж, а та, чей венок потонет, скоро умрёт.
Пеклись, между прочим, юные красавицы не только о себе, но и о своих близких, процветании родной деревни и особенно о будущем урожае хлеба. Поэтому местом для завивания берёзок избирались преимущественно рощи, лески, поляны, находившиеся вблизи ржаного поля. Согласно поверью, рожь от этого будет расти лучше, что нашло отражение в текстах песен, которые сопровождали обряд и фактически являлись заклятием на урожай:
Завили веночки,
Завили зелены,
На годы добрые
На жито густое
На ячмень колосистый,
На овёс ресистый,
На гречиху чёрную,
На капусту белую.
Вечером к девушкам присоединялись парни. Они срубали берёзку или просто ветки с неё, рядили их в девичье платье, кокошник и, величая «Девичьей красой», шумной ватагой шли в деревню, где гулянья продолжались до позднего вечера. (В некоторых среднерусских областях берёзу изображала самая красивая девушка села, украшенная берёзовыми ветками с листвой.)
Заканчивались святки проводами русалок. Когда проходила Русалочья неделя, с украшенных берёзок снимали бусы и ленты, «развивали» венки, распутывали ветви, с песнями и плясками носили чучело русалки по деревне, а потом выносили его в поле или лес, где разрывали или сжигали.
Позже, с принятием православия, древний языческий праздник был приурочен к Троицыну дню, но обряды его практически не изменились: так же всей деревней убирали могилки и поминали усопших, так же девушки ходили завивать берёзу, разве что во время «кумовства» подружки стали обмениваться не лентами и платочками, а крестиками. С древним же смыслом Русалочьей недели за века произошло то же, что и с одним из её ритуальных гимнов «Во поле берёза стояла», давно ставшим просто любимой народной песней.
Народные обряды и верования остались в далёком прошлом, но мы по-прежнему восхищаемся красотой и свежестью берёзовой рощи, без которой невозможно представить русский пейзаж.
«В полдень, после обеда, начинается празднество молодых людей. В старину бабка-позыватка повещала по всем домам и сзывала девушек на гульбище. Хороводница, с караваем в руках, выходила на улицу и запевала зазывную песню. К ней со всех сторон сбирались девушки со своими матушками и нянюшками и всею толпою отправлялись в рощу. Все это доселе сохраняется в разных местах. Ни время, ни преследования не могли уничтожить народных обрядов». Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым
Троицын день. Пётр Александрович Суходольский. 1884 г.