что означает план охраны судна
Практическая работа №1.2 Контроль доступа на судно и защищённости судна.
Практические работы
Раздел 1. Охрана судов и портов.
Тема 1.1 Кодекс ОСПС.
Практическая работа № 1.1 План охраны судна
Цель работы:Изучить состав и назначение Плана охраны судна в соответствии с международными и национальными требованиями.
Содержание отчёта:Отчёт должен содержать обоснование Плана охраны судна,его цели и задачи в соответствии с Кодексом ОСПС и Российским законодательством,описать структуру Плана по всем уровням охраны.
1.Международные и национальные требования и рекомендации по разработке Плана.
2.Основные цели Плана.
3.Уровни охраны судна по различным операциям на судне.
4.Структура и разделы плана.
5.Контроль защищённости судна.
6.Полномочия и ответственность капитана в соответствии с Планом.
7.Участки ограниченного доступа по трём уровням охраны судна.
Теоретические сведения к Практической работе:
Каждое судно должно иметь на борту одобренный Администрацией Компании План охраны судна. Никакие изменения одобренного плана, касающиеся охраны судна и охранного оборудования, не должны задействоваться до тех пор, пока соответствующие поправки к плану на будут одобрены Администрацией (или от ее имени признанной в области охраны организацией).
Основные цели Плана:
1)своевременная подготовка экипажа к осуществлению мер, обеспечивающих готовность быстро и эффективно реагировать на возможные акты терроризма, а также к принятию мер по их предотвращению;
2) предоставление рекомендаций капитану, лицу командного состава, ответственному за охрану судна, по выполнению мероприятий для различных уровней охраны, использованию процедур и инструкций применительно к охране как на судне, так и во взаимоотношениях судна с судоходной Компанией, портовыми средствами, организациями и властями, несущими ответственность за охрану.
Судовой план охраны готовится с учетом вероятных рискованных ситуаций, с которыми может столкнуться судовой экипаж, его способности и подготовки, возможности установления безопасных охраняемых зон на судне и средств наблюдения и обнаружения, которые имеются на судне.
План должен содержать три уровня охраны:
уровень охраны 1 означает обычный уровень, при котором постоянно должны поддерживаться минимальные соответствующие меры по обеспечению охраны;
уровень охраны 2 означает повышенный уровень, при котором из-за повышенного риска происшествия, в течение некоторого периода времени должны поддерживаться соответствующие дополнительные меры по обеспечению охраны;
уровень охраны 3 означает исключительный уровень, при котором в некотором ограниченном промежутке времени, в течение которого происшествие вероятно или неминуемо, должны поддерживаться дальнейшие особые меры по обеспечению охраны, хотя иногда невозможно определить конкретную цель нападения. При этом уровне охраны судно должно следовать указаниям, поступившим от тех, кто проводит ответные действия, связанные с происшествием или его угрозой. В плане охраны судна должны быть подробно изложены меры охраны, которые могут быть предприняты судном в тесном взаимодействии с теми, кто осуществляет ответные действия, и с портовым средством.
План охраны судна разрабатывается на основе руководства, представленного в части В Кодекса ОСПС.
План должен содержать следующее:
• подробное изложение организационной структуры охраны судна;
• подробное изложение взаимоотношений судна с Компанией, портовыми средствами, другими судами и соответствующими властями, несущими ответственность за охрану;
• перечисление участков ограниченного доступа и мер по предотвращению несанкционированного доступа к ним;
• подробное описание мер по предотвращению несанкционированного доступа на судно;
• процедуры ответных мер при угрозе происшествия или несанкционированных действиях, включая положения по поддержанию критически важных операций на судне или во взаимодействии судно/порт;
• подробное изложение мер охраны, предусмотренных для 3-хуровней охраны
• порядок эвакуации в случаях угрозы или при нарушении охраны;
• обязанности и область ответственности всех членов экипажа судна, привлеченного к охране;
• процедуры аудиторской проверки деятельности по охране;
• процедуры проведения процесса обучения, тренировок и учений по плану;
• процедуры периодического пересмотра плана и приведения его на уровень современности на основании опыта или изменившихся обстоятельств;
• процедуры сообщений о происшествиях, связанных с несанкционированными действиями;
• сведения о лице командного состава, ответственного за охрану судна;
• сведения о должностном лице Компании по охране, включая его контактный адрес, который доступен круглосуточно;
• процедуры проведения проверки, испытаний, калибровки и технического обслуживания всего судового оборудования охраны, если оно имеется;
• частоту проведения испытаний или калибровки любого судового оборудования охраны, если оно имеется;
• указание мест размещения точек запуска судовой системы оповещения;
План охраны судна подвергается регулярным (на плановой основе) пересмотрам (обзорам) и внутренним аудиторским проверкам не реже одного раза в год. Целями обзора и внутренней аудиторской проверки являются:
• проверка соответствия плана своему назначению, а также требованиям международных и национальных стандартов, норм и правил;
• оценка правильности и эффективности предусмотренных мероприятий по охране судна;
• выявление недостатков и несоответствий плана и выработка предложений по их устранению;
• выработка предложений по совершенствованию плана и приведение его на уровень современности на основании опыта эксплуатации или изменившихся обстоятельств;
Полномочия и ответственность капитана. Капитан обладает исключительными полномочиями в принятии решений по обеспечению безопасности и охраны судна, а также обращению к Компании или любому правительству за помощью, если она требуется.
Капитан, располагая предоставленными ему полномочиями и неся всю полноту ответственности за охрану и безопасность судна, судового персонала, груза и имущества, обеспечивает:
• организацию службы на судне, предусматривающую эффективные предупредительные или адекватные ответные меры при угрозе происшествия или несанкционированных действиях;
• распределение обязанностей, полномочий и ответственности судового персонала, вовлеченного в охрану;
• регулярное рассмотрение плана охраны судна на предмет его соответствия своему назначению на основе оценки охраны судна;
• плановое проведение учений и тревог по морской безопасности и охране судна.
Практическая работа №1.2 Контроль доступа на судно и защищённости судна.
-Изучить цели и задачиконтроля доступа на судна и защищённости судна в соответствии с Кодексом ОСПС.
Отчёт должен содержать обоснование подготовки персонала Компании и членов судового экипажа,его цели и задачи по контролю доступа на судно и защищённости судна в соответствии с Кодексом ОСПС и Планом охраны судна.
3.Изложить требования к участкам ограниченного доступа.
4.Изложить требования контролю защищенности судна.
Теоретические сведения к Практической работе:
Контроль доступа на судно. Планом охраны судна должно предусматриваться ограничение доступа на судно, а также регистрация и контроль всех, кто привлекается к работе на судне в порту или на якоре. Это осуществляет вахтенный матрос у трапа судна в соответствии с должностной инструкцией и вахтенный начальник.
Планом охраны судна должны быть предусмотрены меры охраны, относящиеся ко всем средствам доступа на судно, а именно:
— посадочным трапам и аппарелям;
— посадочным дверям, бортовым иллюминаторам, окнам и лацпортам;
— швартовным тросам и якорным цепям;
Для каждого уровня охраны планом охраны судна должно быть установлено, какие средства должны применяться, чтобы удостоверить личности посетителей в целях допуска их на судно и для того, чтобы допущенные лица могли беспрепятственно оставаться на нем.. В плане должны быть предусмотрены положения, которые бы обеспечивали регулярное приведение пропускных систем к уровню текущих требований и принятие дисциплинарных мер при нарушении установленного порядка.
Участки ограниченного доступа на судно. В плане охраны судна должны быть определены участки ограниченного доступа, которые должны вводиться на судне, указаны их границы, время применения ограничений, меры, которые должны применяться для контроля доступа на них по трём уровням охраны, а также меры, которые должны применяться для контроля деятельности внутри этих участков.
Участки ограниченного доступа устраиваются для:
• предотвращения несанкционированного доступа на судно;
• защиты пассажиров, экипажа судна и персонала портового средства или иных органов, уполномоченных находиться на судне;
• защиты важных, с точки зрения охраны, участков на судне;
• защиты груза и судовых запасов от самовольных действий.
Все участки ограниченного доступа должны маркироваться, ясно указывая на то, что доступ на них ограничен, и что несанкционированное нахождение в пределах участка является нарушением режима охраны. Следует рассмотреть вопрос об установлении специальных систем контроля доступа на такие участки. Порты, иллюминаторы и окна, которые могут служить путями доступа, должны быть надежно закрыты и иметь, по возможности, ламинированное остекление. Крышки иллюминаторов должны быть закрыты, а барашки обтянуты. Внутренние двери на таких участках, обеспечивающие непосредственный доступ к ключевым местам, таким как мостик, радиорубка, машинное отделение и каюта капитана, должны быть усилены и должны иметь специальные системы контроля доступа и автоматической аварийно-предупредительной сигнализации.
В число участков ограниченного доступа могут включаться:
• ходовой мостик, машинные отделения и иные посты управления;
• посты управления противопожарным оборудованием и системами;
• помещение рулевой машины;
• помещение подруливающего устройства;
• помещения, где находится оборудование и системы охраны и обнаружения, а также органы управления ими и системой оповещения;
• помещения вентиляционной системы и системы кондиционирования воздуха, а также иные аналогичные помещения;
• помещения, откуда есть доступ к цистернам с питьевой водой, насосам или клапанным коробкам и трубопроводам;
• помещения провизионных кладовых и холодильных установок;
• помещения, содержащие опасные грузы или опасные вещества;
• помещения, где находятся грузовые насосы и органы управления ими;
• грузовые помещения и помещения для судовых запасов;
• жилые помещения экипажа;
• любые другие участки, куда должен быть ограничен доступ в целях поддержания защищенности судна, установленные должностным лицом Компании, ответственным за охрану, на основании проведения оценки охраны судна.
На участках ограниченного доступа могут находиться только:
• члены экипажа, несущие вахту в этих помещениях;
• судовой персонал, за которым закреплено заведование этого оборудования или помещения;
• обслуживающий и ремонтный береговой персонал в сопровождении вахтенного или ответственного по заведованию;
• должностные лица государства порта, осуществляющие контроль системы охраны и имеющие на то полномочия, в сопровождении членов экипажа.
Наблюдение за обработкой груза и доставкой судовых запасов и снабжения. Эта мера направлена на:
• предотвращение самовольных действий с грузом;
• предотвращение приема и хранения на судне груза, не намеченного к перевозке;
• предотвращение приема судовых запасов и снабжения без проверки;
• предотвращение самовольных действий с судовыми запасами и снабжением.
Контроль защищенности судна. Экипаж судна должен иметь возможность следить за обстановкой на борту в целом, за участками ограниченного доступа на судне, и за участками вокруг судна. Это можно реализовывать с помощью:
• вахтенных, охранников и палубных дозорных;
• автоматических устройств обнаружения вторжения и средств слежения за обстановкой.
В темное время суток и при ограниченной видимости на судне в порту, на якоре или на ходу должны освещаться палубы, места доступа на судно и его наружный контур без создания помех для требуемых навигационных огней и без нарушения требований безопасности мореплавания.
В дополнение к основной системе освещения используются стационарные или переносные светильники интенсивного света (прожекторы) для освещения территории, подозрительных лиц, транспортных средств или плавсредств, приближающихся к судну.
Планом охраны судна должны быть определены процедуры и оборудование, необходимые при каждом уровне охраны, а также средства, гарантирующие, что оборудование для слежения за обстановкой будет способно действовать непрерывно, с учетом возможного воздействия погодных условий или перерывов в подаче электропитания.
Угроза для судов при нахождении в море. Капитанам судов, при следовании в районах, где известны случаи нападения, Компанией судна должны даваться конкретные рекомендации относительно действий, которые должны ими предприниматься при уровнях охраны 1—3. Правительства, в чьих территориальных морях проходит плавание или при намерении войти в их территориальное море, должны предлагать судам следующие рекомендации:
• изменить маршрут или отсрочить намеченный проход;
• идти конкретным курсом или следовать в конкретную точку;
• взять на борт дополнительный персонал или оборудование;
• участвовать в координации прохода, прибытия в порт или отхода из порта, чтобы сделать возможным сопровождение патрульным судном или самолетом (вертолетом).
Уровни охраны судна по ОСПС
Уровни охраны Международного Кодекса по Охране Судов и Портовых Средств (ОСПС) устанавливаются компанией судна и администрацией порта, учитывая положение в стране и международную безопасность. Местное правительство устанавливает свой уровень охраны и информирует администрацию порта, а порт уже передаёт информацию судну перед его заходом в порт или уже пришвартовав его.
Как экипаж судна, так и администрация порта должны быть ознакомлены со всеми действиями всех уровней охраны ОСПС. Проводятся специальные ОСПС тренировки (ISPS Trainings) экипажа на борту судна для укрепления знаний.
Пришвартованное судно должно сообщить посетителю о своем уровне охраны с помощью вывески с надписью ISPS level 2 или MARSEC level 2, что будет означать 2 уровень охраны по ОСПС.
Кем устанавливается ISPS уровень на судне?
Компания судна может назначить уровень охраны судна либо похожим как в порту назначения, либо выше. Это означает, что уровень охраны не может быть ниже назначенного администрацией порта.
Основные действия при любом уровне охраны ОСПС
Уровень Охраны 1
Данный уровень разрешает экипажу судна соблюдать минимальные требования по безопасности в любое время суток.
Все посетители судна должны быть проверены и обысканы. Как часто проверять посетителей указано в Плане Охране Судна. Подобные обыски должны быть скоординированы с администрацией порта. Очень важно помнить права человека при обыске, да бы не задеть их достоинство.
Уровень Охраны 2
Больше требований появляется с повышением уровня охраны судна по ОСПС. План по охране судна должен предусмотреть, какие меры должен предпринять экипаж судна с повышенным уровнем охраны.
Уровень Охраны 3
Этот уровень появляется только на определенное время.
План Охраны Судна (SSP) так же прописывает действия в данной ситуации, которые должны быть согласованы с администрацией порта.
Зоны ограниченного доступа на судне
SSP указывает все подобные зоны. Предназначение зон ограниченного доступа – закрыть вход, защитить экипаж и груз судна. В такие зоны могут входить: навигационный мостик судна, машинное отделение, помещения с оборудованием, вентиляционные помещения, помещения с опасным грузом, жилые помещения и другие места указанные в Плане по Охране Судна.
Какие же меры предосторожности должны быть сделаны в зависимости от уровня охраны?
Уровень охраны 1
Уровень охраны 2
Уровень охраны 3
Грузовые операции
Меры предосторожности так же тесно связаны с грузовыми операциями. Экипаж судна должен убедиться, что груз не украден и/или на судно не погрузили лишнего.
Следующие меры предосторожности могут служить как рекомендации по ОСПС:
1 уровень охраны
2 уровень охраны
3 уровень охраны
Советую прочитать личную историю пойманного беглеца на судне, которого мы обнаружили уже на пол пути до следующего порта. В статье я описал где он прятался, как пробрался на судно и как мы должны были с ним обращаться.
Снабжение
Во время получения снабжения экипаж должен проверить упаковки на их достоверность путём инспекции содержимого. Не заказанные детали не должны быть одобрены и оставлены на судне. Снабжение должно быть перепроверено с документацией на него.
Следующие меры предосторожности могут использоваться как рекомендации по ОСПС:
Уровень охраны 1
Уровень охраны 2
Уровень охраны 3
Ручной багаж посетителей судна
Мешки, сумки, портфели, чемоданы должны проверяться незамедлительно. Проверять их можно с помощью металлодетектора.
1 Уровень ОСПС
2 уровень ОСПС
3 уровень ОСПС
Мониторинг безопасности судна
Любой уровень охраны ОСПС включает в себя освещение судна, несение вахты, при необходимости дополнительные патрули с берега, а так же устройства обнаружения проникновения в порт и на судно.
Палуба и все точки доступа в помещения судна должны быть освещены в темное время суток. В морских портах, где промышляется контрабанда, должны быть организованы дополнительные подводные проверки корпуса судна.
Безопасность судна и морского порта тесно связаны друг с другом. Одно не может безопасно существовать без другого. Офицер безопасности судна (SSO) и PFSO должны действовать сообща в соответствии с Ship Security Plan и следовать уровням охраны.
Средняя оценка 4.6 / 5. Количество оценок 37
1. Общие положения
1.1. Введение
План охраны судна разработан в соответствии с требованиями Главы XI-2 «Специальные меры по усилению охраны на море» Международной конвенции по охране человеческой жизни на море СОЛАС-74 и Международного кодекса по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС), принятых Резолюциями 1 и 2 конференции Договаривающихся правительств 12 декабря 2002 г.
План судна является конфиденциальным документом и должен быть защищен от не-санкционированного доступа и разглашения.
1.2. Цели
Основными целями Плана являются:
.1. Своевременная подготовка экипажа к осуществлению мер, обеспечивающих постоянную готовность быстро и эффективно реагировать на возможные акты терроризма, а также к принятию мер по их предотвращению.
.2. Предоставление рекомендаций капитану, лицу командного состава, ответственному за охрану судна, и другому персоналу на борту судна, вовлеченному в систему охраны по выполнению мероприятий для различных уровней охраны, использованию процедур и инструкций применительно к охране, как на судне, так и во взаимоотношениях судна с компанией, портовыми средствами, организациями и властями, несущими ответственность за охрану.
1.3. Определения
Для целей Плана, если специально не оговорено иное:
.1 Компания означает собственника судна или любую другую организацию, или лицо, такое как управляющий или фрахтователь по бербоут – чартеру, которые приняли на себя ответственность за эксплуатацию судна от собственника судна, и которые, при этом, согласились принять на себя все обязанности и всю ответственность, возлагаемые Между-народным Кодексом по управлению безопасностью.
.2 Взаимодействие судно/порт означает взаимодействие, которое происходит, когда судно прямым и непосредственным образом затрагивается действиями, связанными с перемещением людей, товаров или предоставлением портовых услуг судну.
.3 Декларация об охране означает соглашение, достигнутое между судном и, либо портовым средством, либо другим судном, с которыми оно будет взаимодействовать, оговаривающее меры по охране каждой стороны.
.4 Должностное лицо компании, ответственное за охрану (ДЛК) означает лицо на бе-регу, назначенное компанией для обеспечения проведения оценки охраны судов, выработки, представления на одобрение и последующего выполнения планов охраны судов и
для связи с должностными лицами портовых средств, ответственными за ох-рану, и лицами командного состава, ответственными за охрану судна.
.5 Должностное лицо портового средства, ответственное за охрану (ДЛПС) означает лицо, назначенное ответственным за выработку, выполнение и пересмотр плана охраны портового средства и за связь с лицами командного состава, ответственными за охрану судов, и с должностными лицами компании, ответственными за охрану.
.6 Лицо командного состава, ответственное за охрану судна (ЛКС) означает лицо, под-отчетное капитану, назначенное компанией для решения вопросов обеспечения охраны судна, включая выполнение плана охраны судна и связь с должностным лицом компа-нии, ответственным за охрану и должностным лицом портового средства, ответственным за охрану.
.7 План охраны судна означает план, выработанный для обеспечения применения мер на судне, предназначенных для защиты людей, груза, грузовых транспортных единиц или судна от рисков нарушения охраны.
.8 План охраны портового средства означает план, выработанный для обеспечения выполнения мер, предназначенных для защиты портового средства и судов, их грузов, грузовых транспортных единиц, людей и судовых запасов от рисков нарушения охраны.
.9 Портовое средство означает район, определенный Договаривающимся правительством или назначенной властью, где происходит взаимодействие судно/порт. Это включает также такие районы как якорные стоянки, места ожидания причала и подходы с моря, соответственно.
.10 Происшествие, связанное с охраной, означает любое подозрительное действие или обстоятельство, угрожающие обеспечению охраны судна, включая морскую передвижную буровую установку и высокоскоростное судно, или портовому средству, или любому взаимодействию судно/порт, или любой деятельности судно–судно;
.11 Уровень охраны означает квалификацию степени риска того, что будет предпринята по-пытка нарушить охрану или произойдет происшествие, связанное с охраной;
.12 Уровень охраны 1 означает уровень, при котором всегда, и непрерывно, должны поддерживаться минимальные соответствующие меры по обеспечению охраны.
.13 Уровень охраны 2 означает уровень, при котором, из-за повышенного риска происшествия, в течение некоторого периода времени должны поддерживаться соответствующие дополнительные меры по обеспечению охраны.
.14 Уровень охраны 3 означает уровень, при котором в некотором ограничен-ном промежутке времени, в течение которого происшествие вероятно или неминуемо, должны поддерживаться особые специфичные меры по обеспечению охраны, хотя иногда невозможно определить конкретную цель нападения.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОХРАНЫ СУДНА
Организационная структура охраны судна представлена на схеме 1.
Схема 1
∗) Имя, должность и информация для связи с Должностным Лицом Компании, даны Дополнении 3.
**) Если имеется в штатном расписании.
***) ЛКС на судне является Капитан.
Для организации работы и осуществления мер по охране судна создается судовой комитет безопасности в составе:
– Капитан
– Лица командного состава, имеющие обязанности по охране: старший помощник, старший механик.
Основными задачами судового комитета безопасности среди прочих являются:
– организация выполнения судовым персоналом эффективных мер по безопасности и ох-ране судна;
– выработка у экипажа навыков общей бдительности, умения изучать окружающую обстановку, оценивать ее и принимать необходимые меры безопасности;
– отработка методов противодействия угрозам захвата судна террористами, взрыва судна, захвата заложников.
Повседневно вовлечены и выполняют функции по обеспечению безопасности и охране судна в соответствии с должностными обязанностями:
– вахтенный помощник капитана и палубная вахта;
– вахтенный механик.
В зависимости от уровня охраны в мероприятиях по охране судна могут быть задействованы все члены экипажа.
На судне должно быть разработано «Расписание экипажа по противодействию террористическим актам», по форме принятой для «Расписания по тревогам», согласованное с соответствующими документами, одобренными Компанией.