что означает платежная дисциплина

Платежная дисциплина контрагента

Платежная дисциплина предприятия с одной стороны параметр очень простой. Он отвечает на конкретный вопрос, как компания исполняет свои финансовые обязательства, и не требует дополнительной интерпретации полученных данных. Но с другой стороны, инструментов для получения этой информации немного.

Платежная дисциплина контрагента

Прежде всего, посмотреть готовое значение, индекс платежной дисциплины можно в информационно-справочной системе Интерфакс. Там уже собрана информация по 300 000 компаний. Поставщиками данных являются крупные торгово-производственные компании, отгружающие продукцию компаниям поменьше и следящих за тем, как платят по счетам их контрагенты. Если контрагент платит плохо, информация уходит в систему. Далее проходит анализ данных, сопоставляя сведения, полученные от этих больших компаний, со сведениями от компаний поменьше, чтобы установить, как оплачивает счета то или иное юридическое лицо. Ведь компания может с одним контрагентом быть аккуратной в платежах, с другой нет. Далее рассчитывается значение индекса. Получить индекс платежной дисциплины можно в составе бизнес-справки о контрагенте.

Единственный недостаток этого источника информации – ограничение по объему данных. 300 000 контрагентов – это хороший показатель, но он охватывает только 15-20% хозяйствующих субъектов.

Кредитная история контрагента

Следующий источник информации по платежно-расчетной дисциплине контрагента находится в бюро кредитных историй. По объему данных, этот источник можно поставить и на первое место. На сегодняшний день кредитная история есть у 1 млн 600 тыс. контрагентов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). В кредитной истории указана платежная дисциплина контрагента перед банком, с разбивкой по месяцам, на глубину до 2006 года. Документ крайне информативен. По итогам его проверки можно установить:

Как посчитать оценку состояния расчетно-платежной дисциплины у небольшой компании-контрагента, ИП, если у них нет ни кредитной истории, ни индекса платежной дисциплины? Проверить кредитную историю учредителя и директора учредителя юридического лица, ИП, как физического лица. Финансы небольшого предприятия часто равны финансам его первых лиц. Тем более это высказывание применимо к ИП.

Более того, кредитная история также позволяет прогноз по ухудшению платежной дисциплины контрагента. Для этого необходим актуальный баланс (желательно с отметкой налогового органа о его сдаче, чтобы быть уверенным в достоверности данных). Информацию о прибыли нужно сравнить с платежами по кредиту. Если объема прибыли хватает на погашение кредитов, ухудшение платежной дисциплины не ожидается. Если прибыли недостаточно, возможны «кассовые разрывы» и ухудшение платежной дисциплины контрагента.

Контроль платежной дисциплины

Установить, как контрагент платит по счетам – мало. Необходим контроль его платежной дисциплины. Даже если при первой проверке негатива выявлено не было это не значит, что контрагент всегда будет демонстрировать высокий уровень платежеспособности и ответственности. Не исключая и тех контрагентов, с которыми ваша компания установила или имеет уже довольно длительные отношения.

Адекватно оценивать риски поможет постоянный мониторинг контрагента. Если индекс платежной дисциплины вы можете запрашивать в любое время, то для проверки кредитной истории контрагента необходимо его согласие. Оно действует 2 месяца со дня подписания и требует подписания нового соглашения в случае необходимости дополнительной проверки. Запросить информацию (содержит и балансы), и бюро кредитных историй вы можете на UNIRATE24.

Конечно, разным контрагентам одна и та же компания может платить по-разному. Однако русская мудрость гласит, что «горбатого только могила исправит». Не стоит ждать чуда от контрагента, который не справляется или пренебрегает своими платежными обязательствами перед банками или бизнес-партнерами. Лучше риски минимизировать и от сотрудничества с ним отказаться.

Консолидированный отчет. Балансы, прибыли и убытки, арбитраж, лицензии, структура, индексы должной осмотрительности и финансового риска, ЕГРЮЛ, вестник ЕГРЮЛ.

Активы и пассивы. Доходы и расходы. Прибыль и убытки. Капитал. Движение денежных средств на счетах.
Дебиторская и кредиторская задолженность.

ОГРНИП и ИНН. Статус ИП. Фамилия, имя и отчество предпринимателя. Дата регистрации. Регион. Виды экономической деятельности. Сведения о постановке на учет ФНС, ПФ, ФСС и ФОМС России.

ОГРН, ИНН, ОКВЭД. Контакты, реквизиты. Уставной капитал. Дочерние компании. Учет в налоговой, регистрация в ПФ, ФСС, ФОМС. Лицензии, свидетельства.

Кредитный отчет контрагента

Проверка исполнения контрагентом кредитных обязательств. Оценка рисков. Определение лимита дебиторской задолженности.

Источник

Обменивайтесь данными. Улучшайте платежную дисциплину

Платежная дисциплина продолжает оставаться одной из главных проблем российского общества, хотя чаще всего о ней принято вспоминать при обсуждении тем жилищно-коммунального хозяйства и энергетического комплекса страны.

Кредитная история

Для этого есть повод. Можно сказать, что платёжная дисциплина в этих отраслях просто отсутствует. И это не будет большим преувеличением. В связи с огромными долгами государство в 2015 году предоставило возможность предприятиям жилищно-коммунального и энергетического комплексов передавать данные о злостных неплательщиках, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда, в Бюро кредитных историй (БКИ). Однако, этим правом пользуются в основном предприятия ЖКХ.

Пени за несвоевременную оплату начисляются только через месяц просрочки, что позволяет собственникам затянуть процесс оплаты. Конечно, большинство граждан исполняют свои платежные обязательства своевременно, но есть множество других, менее законопослушных потребителей.

По данным НБКИ, более 70% злостных неплательщиков за коммунальные услуги являются активными заемщиками. В среднем такие граждане набирают по девять кредитов, три из которых являются активными и в настоящее время. Как показывает практика, платежная дисциплина таких заемщиков крайне низка: 78,83% должников за коммунальные услуги обслуживают кредиты с нарушениями. Соответственно, существует прямая зависимость между кредитной активностью граждан и исполнением обязательств по оплате энергоресурсов.

Есть и другая категория должников – забывчивые, которые рассчитываются только после напоминания или уведомления о возможном введении ограничения энергоснабжения. В этом случае, угроза передачи данным в БКИ служит дополнительным фактором исполнения обязательств в срок.

Одним из выходов по улучшению ситуации с платежной дисциплиной является ужесточение требований к различным финансовым организациям, которые дают населению небольшие деньги под гигантские проценты. На законодательном уровне подобные меры уже прописаны, вопрос встал за реализацией – обработка огромного массива информации требует современных и эффективных инструментов.

Цивилизованные рейтинги

Для решения проблемы, чаще всего идут по пути «закручивания гаек», вводя новые штрафы и пени. Между тем, есть и другие способы укрепления платежной дисциплины, которые незаслуженно отходят на второй план. Например, система обмена данными «СПАРК-Мониторинг платежей».

Развертывая эту систему в секторе электроэнергетики, мы хотим показать, что многие проблемы возможно решить за счет объединения усилий самих участников рынка и даже без отдельных бюджетов, – Алексей Морсин, руководитель направления «Мониторинг платежей» Группы «Интерфакс».

Существует несколько аспектов, в которых реализация системы мониторинга будет интересна для предприятий электроэнергетики. Например, «оцифровывание» платежной дисциплины различных участников рынка и систематизация этих данных позволят увидеть «слабые звенья» в цепочке платежей в ТЭК. Можно проводить факторный анализ, оценивать влияние тех или иных мероприятий или событий на изменение уровня платежной дисциплины.

Немаловажен и профилактический нюанс. Он уже используется, но «публикация поставщиками ресурсов списков недобросовестных потребителей-должников на корпоративных сайтах как инструмент морального воздействия не очень эффективна, поскольку труднодоступна, а зачастую и малоинформативна из-за невозможности однозначно идентифицировать должника».

Переход от разрозненных «черных списков» к цивилизованным рейтингам платежной дисциплины, собранным в одном месте и доступным «целевой аудитории» в лице банков, страховых компаний, СМИ, органов государственной власти и служб безопасности предприятий и организаций, усиливает давление на должника. А добросовестному потребителю позволяет укрепить репутацию, – Алексей Морсин.

Еще одним важным параметром «Мониторинга платежей» являются инструменты для организации контроля. Работой с дебиторской задолженностью зачастую занимаются сразу несколько подразделений. От того, насколько тесно они взаимодействуют, как организованы информационные потоки и правильно ли спланированы ресурсы на работу с задолженностью, может зависеть исход дела. Ведение обширной базы потребителей и контроль за их взаимодействием, требуют автоматизации процесса, создания эффективной площадки для совместной работы подразделений. Эти возможности уже предусмотрены для участников в рамках системы.

Мониторинг платежей

Председатель правления Ассоциации «Надежный партнёр», советник по внешним коммуникациям ОАО «ТГК-2» Андрей Романчук отметил существенную разницу между Бюро кредитных историй и системой «Мониторинг платежей».

«Мониторинг платежей» является по сути независимым арбитром платежной репутации организаций, которая в сложных экономических условиях должна стать безусловным фактором при определении исполнителя по договорам поставок товаров и оказания услуг для энергетиков. Андрей Романчук добавил, что при этом работает и обратная ситуация:

С точки зрения компаний, оказывающих услуги и поставляющих товары для энергетики, на мой взгляд, риски несвоевременных расчетов заказчика тоже крайне важны при определении стоимости товара или услуги, да и самой целесообразности участия в торгах. Проект «Надежный партнер» предлагает всем энергетикам включить требование к отсутствию у потенциального исполнителя задолженности по энергоресурсам в конкурсную документацию. Такой фактор станет дополнительным стимулом к своевременным расчётам, а данные о наличии задолженности можно подчерпнуть из «СПАРК- Мониторинг платежей» – конечно, при условии их своевременной загрузки коллегами-энергетиками из других регионов и отраслей ТЭК.

Эксперт уверен, что для благонадежных контрагентов передача данных в систему будет приятным бонусом в виде положительной, независимой оценки платежной репутации, на которую обратят внимание банки, страховщики и деловые партнеры.

Ценность «Мониторинга платежей» в его независимости. Система оценивает не потенциалы и мнения, а конкретные факты, раскрывает широкие возможности для анализа состояния контрагента с целью принятия решений о дальнейших действиях по взысканию задолженности, потенциалу дефолта или банкротства, – Андрей Романчук.

Важно отметить, что система будет работать только при активном взаимодействии с потребителями. Крайне важно отработать систему размещения информации о передаче данных в центрах обслуживания клиентов, на платежных документах, на корпоративных сайтах и в публикациях в региональных СМИ.

Верификация данных о платежной дисциплине потребителей энергоресурсов и построение платежных цепочек, может стать эффективным инструментом мониторинга эффективности принимаемых законодательных мер, направленных на сокращение уровня дебиторской задолженности и определения уровня дебиторской нагрузки на предприятия ТЭК. На основании фактических данных, можно принимать управленческие решения, строить прогнозы и формировать планы по собираемости денежных средств и привлечению кредитных ресурсов для погашения кассовых разрывов.

Дополнительно стоит отметить, что Проект «Надежный партнер» выступил инициатором обсуждения внесения изменений в Закон «О кредитных историях», допускающих передачу данных в бюро кредитных историй не только данных о лицах, в отношении которых есть вступившее в силу решений суда, но и всех потребителей жилищно-коммунальных услуг, в том числе исполняющих свои обязательства в срок. Заметим, что таких большинство, а значит платежная история граждан, вовремя оплачивающих коммунальные счета, будет улучшаться, а кредитные организации получат дополнительный инструмент для оценки потенциальных заемщиков.

Конечно, это изменение может негативным образом повлиять на кредитную историю «забывчивых» граждан, оплачивающих счета с задержкой на месяц и более, однако не перешагивающих грань уклонения от исполнения обязательств. Возникнет дополнительный стимул рассчитываться в установленные законом сроки, а граждане ранее допустившие незначительное нарушения платежной дисциплины в отношении расчетов по кредитам, смогут просто вовремя расплачиваясь с энергетиками поправить свою кредитную историю.Работа системы «Мониторинг платежей» соответствует российскому законодательству, использование информации в недобросовестных целях исключено, клиентская база участников не раскрывается. В рамках системы собирается и анализируется как негативная, так и позитивная платежная информация.

Первый опыт

Несмотря на то, что система обмена данными существует уже более пяти лет, первый опыт её использования энергетической компанией появился совсем недавно. Одним из пионеров в этой сфере стало ОАО «ТГК-2». Предприятие около полугода является участником системы «СПАРК-Мониторинг платежей».

В октябре к системе подключилась «Рязанская энергетическая сбытовая компания», которая входит в группу компаний «РусГидро». Работа энергосбытовых компаний с дебиторской задолженностью имеет свои особенности, ведь окончательный расчет за потребленную электроэнергию осуществляется, в большинстве случаев, на условиях постоплаты, а статус гарантирующего поставщика не позволяет отказать в обслуживании потребителям, платежеспособность которых вызывает сомнения.

Данная система позволит нам выстраивать более гибкую политику в отношении наших клиентов, иметь по ним расширенную и что самое важное, консолидированную информацию, в том числе по ситуациям, связанным с банкротством, реорганизацией или прекращением хозяйственной деятельности, – Сергей Кузьмин, генеральный директор ПАО «РЭСК».

ОАО «ТГК-2» и ПАО «РЭСК» стали первыми энергокомпаниями, принявшими публичный статус в системе «Мониторинг платежей». Всего же в систему передают данные десятки энергокомпаний и сотни предприятий других отраслей экономики, но потребители об этом не узнают, до тех пор, пока сами компании не раскроют этот факт.

Сохранить экономическую безопасность

«Интерфакс» развивает систему «СПАРК-Мониторинг платежей» с 2011 года. Главные её задачи: укрепление платежной дисциплины, снижение просроченной дебиторской задолженности и рисков работы на условиях отсрочки платежа. Система функционирует за счет взаимного обмена данными между участниками системы – поставщиками товаров и услуг, которые ежемесячно сообщают о своевременности исполнения финансовых обязательств их клиентами. Такой обмен информацией мотивирует партнеров внимательнее относиться к выполнению договорных обязательств, поскольку формируемая «платежная история» становится доступна другим участникам рынка, в том числе страховым и кредитным организациям, а также органам власти.

Для энергетических компаний особенно важно обеспечить работу по профилактике возникновения дебиторской задолженности и сокращения сроков оплаты, прогнозировать развитие ситуации для своевременного принятия необходимых мер, направленных на сохранение экономической стабильности, выявлять слабые места в системе управления дебиторской задолженностью. Функционал системы «Мониторинг платежей» обеспечивает такие возможности, – Владимир Герасимов, первый заместитель генерального директора Группы «Интерфакс».

В заключение добавим, что за основу при запуске системы был взят многолетний опыт развития подобных программ в более чем 40 странах мира. Её техническая реализация осуществлена на базе «СПАРК» – крупнейшей информационно-аналитической системы по компаниям России и ряда стран СНГ, которая используется тысячами компаний различных отраслей, в том числе большинством банков и страховых организаций. Участие в системе «Мониторинг платежей» не требует дополнительных затрат от компаний.

Источник

Публикации

Усиление платежной дисциплины: цели и результаты

Лаврентьев_ЖКХ_Усиление платежной дициплины_09.2016

Принятию Федерального закона № 307-ФЗ о 03.11.2015 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» (далее – Закон № 307-ФЗ) предшествовала достаточно широкая PR-компания практически на всех уровнях возможного воздействия на потребителей энергоресурсов – от центрального телевидения до узкоспециализированных семинаров для сотрудников управляющих организаций и объявлений рядом с входными дверьми в подъездах многоквартирных домов, от Министра энергетики РФ Александра Новака, до старших по подъезду.

Такая активность была обусловлена не решаемой долгие годы проблемой постоянного роста просрочки оплаты энергоресурсов на розничных рынках[1] энергоресурсов (электроэнергии, теплоэнергии, водоснабжения, газоснабжения). При этом данная просрочка допускалась практически всеми участниками отношений в цепочке «поставщик энергоресурса – потребитель». Кроме того, формировалась она зачастую по принципам прямой трансляции для всех участников поставки энергоресурсов и оказания коммунальных услуг. То есть каждый неоплаченный рубль, например, потребителем – физическим лицом в адрес управляющей организации (УО), превращался в неоплаченный рубль УО в адрес поставщика энергоресурса. Далее от поставщика энергоресурса этот неполученный рубль не поступал в сетевую компанию как плата за услуги по передаче и производителю электрической энергии (пропорционально стоимости товара/услуги).

В свое время из этой цепочки удалось вырваться только производителям электрической энергии – через жесткие правила оплаты на оптовом рынке, которые обязаны выдерживать все покупатели (поставщики) электроэнергии в целях сохранения полученного статуса субъекта оптового рынка. Но даже там есть проблемы. Например, задолженность покупателей (поставщиков) из Северо-Кавказского федерального округа (рис. 1) – по отношению к ним сложились неписанные правила участия на оптовом рынке в части обязанностей по оплате электроэнергии.

Рис. 1. Расчеты на ОРЭМ за покупку (данные АО «ЦФР»)

К сожалению, нормы оптового рынка касаются только электрической энергии. На рынках поставки тепла, воды, газа подобных механизмов на данный момент не образовано и проблемы неплатежей ощущаются полной мерой.

Кроме того, у накопленных и формирующихся неплатежей была и есть разная природа образования, которая отличается и по субъектному составу плательщиков, и по причинно-следственной связи между возможностью и фактом оплаты.

Так, среди плательщиков за энергоресурсы можно выделить три основные группы:

1. Конечные потребители:

население и приравненные к ним;

2. Управляющие организации.

3. Ресурсоснабжающие организации.

При этом, если рассмотреть группу «Конечные потребители», можно выделить особенности подгрупп:

Управляющие организации можно разделить на добросовестные и недобросовестные.

Ресуроснабжающие организации в основном можно классифицировать по условиям тарифного регулирования:

стабильные, обеспеченные необходимой валовой выручкой (НВВ) и имеющие сбалансированное тарифное решение;

дефицитные, работающие в условиях недостаточного НВВ и необъективных (заниженных, перекрестных) тарифов.

Соответственно, учитывая многообразие участников в цепочке поставки энергоресурсов, которые так или иначе влияют на рост неплатежей, можно отметить основные причины неплатежей, присущие соответствующим подгруппам и группам. Это поможет оценить в дальнейшем реальность применения и действенность норм укрепления платежной дисциплины, заложенных в Законе № 307-ФЗ.

Причина 1. Слабая платежная дисциплина (неаккуратные плательщики):

население – обеспеченные и средне обеспеченные семьи; собственники жилья, приобретенного в инвестиционных целях;

платежеспособные бюджетные и прочие потребители;

стабильные ресурсоснабжающие организации.

Причина 2. Извлечение дополнительной выгоды [1] из-за неплатежей, с оплатой в дальнейшем:

бюджетные и прочие потребители (всех подгрупп);

Причина 3. Трудное финансовое положение:

население – семьи с низкими доходами, пенсионеры;

бюджетные и прочие потребители – балансирующие и обладающие признаками несостоятельности;

дефицитные ресурсоснабжающие организации.

Причина 4. Злостное неисполнение обязательств, умышленное удержание денежных средств без цели оплаты в будущем:

бюджетные и прочие потребители – банкроты;

дефицитные ресурсоснабжающие организации (банкроты).

Соответственно, активное предупреждение всех участников отношений по оплате энергоресурсов о принятии рассматриваемого закон, стало своего рода сигналом к началу более строгого отношения к вопросам оплаты, в т. ч. для государственных органов и судебных институтов (арбитражных и общегражданских судов).

Нормы по укреплению финансовой дисциплины

Рассмотрим на примере отношений по поставке электрической энергии, какие положения по укреплению платежной дисциплины устанавливаются Законом № 307-ФЗ, как он применяется на практике (в части повышенной неустойки) и какие из описанных причин неплатежей он может устранить, а для каких применение его бесполезно или нецелесообразно.

Закон № 307-ФЗ вносит изменения (применимо к сфере электроэнергетики):

в Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 2 Закона № 307-ФЗ);

Жилищный кодекс РФ (ст. 4 Закона);

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Закон об электроэнергетике) (ст. 3 Закона).

При этом Закон № 307-ФЗ установил положения, влияющие на права и обязанности:

по расчету и начислению законной неустойки (пени) за несвоевременную оплату электрической энергии (услуг по передаче, коммунальных услуг);

обеспечению обязательств (принципы, группы потребителей);

административной ответственности (при ограничении, предоставлении обеспечения).

Нормы, работающие напрямую из Закона № 307-ФЗ, касаются установления законной неустойки (пени) и административной ответственности (при ограничении, предоставлении обеспечения). При этом вопросы обеспечения обязательств (порядок, группы потребителей, размеры обеспечения, сроки действия обеспечения) будут установлены отдельным постановлением Правительства РФ.

Важно отметить, что действие положений Закона об электроэнергетике (в ред. Закона № 307-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу Закона № 307-ФЗ договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров, на основании которых вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 8 Закона № 307-ФЗ). То есть закон имеет обратную силу по отношению к заключенным договорам и не требует внесения в них изменений в части условий, установленных законом.

Закон № 307-ФЗ внес нормы о повышенной неустойке в отраслевые законы. Были внесены изменения в Жилищный кодекс РФ – в ч. 14 ст. 155, регулирующей внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги населением, ИП/организациями в многоквартирных домах. Также был дополнен Закон об электроэнергетике: в п. 2 ст. 26, регулирующей вопросы доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, установлена неустойка для потребителей услуг по передаче (потребителей, гарантирующих поставщиков, энергосбытовых и энергоснабжающих организаций, смежных сетевых компаний) и аналогично в п. 2 ст. 37 – для потребителей, покупателей электрической энергии (мощности).

Для разных категорий потребителей установлены различные сроки момента начисления пени на просрочку и ставки неустойки.

Вариант 1. Начисляют: ресурсоснабжающие организации, УО, ТСЖ. Платят: население, ИП/организации в многоквартирных домах. Основание: ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, вступила в силу с 1 января 2016 г. (рис. 2а).

Вариант 2. Начисляют: сетевые организации, гарантирующие поставщики. Платят потребители (покупатели) электрической энергии. Основание: п. 2 ст. 37 Закона об электроэнергетике (рис. 2б).

Вариант 3. Начисляют: сетевые организации, гарантирующие поставщики. Платят:

потребители услуг по передаче электрической энергии – УО; теплоснабжающие организации (ЕТО); организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и/или водоотведение. Основание: п. 2 ст. 26 Закона об электроэнергетике;

потребители (покупатели) электрической энергии – УО; теплоснабжающие организации (ЕТО); организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и/или водоотведение. Основание: п. 2 ст. 37 Закона об электроэнергетике (рис. 2в).

Рис. 2. Размер и сроки исчисления законной неустойки (пени) за несвоевременную оплату электрической энергии (услуг по передаче)

Применение законной неустойки в соответствии с Законом № 307-ФЗ широко практикуется судами и рассчитывается с даты вступления закона в силу. Это подтверждается многочисленной судебной практикой, сформированной в т. ч. на стадиях производства в апелляционных инстанциях. При этом суды при строгом отношении к лицу, допустившему просрочку, исходят де-факто из формулировки самого закона «в связи с укреплением платежной дисциплины…», его целевого назначения, ужесточающего ответственность за просрочку, фактически возлагающего на потребителя обязанность по доказыванию существенности оснований и причин несвоевременной оплаты, в т. ч. при заявлении о снижении неустойки по ст. 333 ГК РФ.

В качестве общего примера подхода судов процитируем постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2016 по делу № А38-8521/2015[1].

«Частью 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ “Об электроэнергетике” определена ответственность потребителя за нарушение срока внесения платы, в соответствии с которой потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику, обязаны уплатить ему пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.

Названные изменения внесены в статью Федеральным законом от 03.11.2015 № 307-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов”, вступили в силу с 05.12.2015.

В соответствии с п. 2 ст. 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона № 307-ФЗ действие положений Федерального закона “Об электроэнергетике” (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу названного Закона договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и договоров энергоснабжения.

По смыслу ст. 330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства. Аналогичная норма изложена в ст. 37 Федерального закона “Об электроэнергетике”.

Следовательно, в связи с несвоевременным внесением платы за электрическую энергию на него возлагается ответственность, установленная законом. Указанная правовая позиция изложена в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 “О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств”.

В силу изложенного с ответчика обоснованно взыскана неустойка, начисленная на сумму долга 10 653 186 руб. 46 коп. исходя из 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с 21.12.2015 и по день фактической уплаты долга.

В суде первой инстанции ответчик заявлял ходатайство об уменьшении размера неустойки.

В силу п. 1 ст. 333 ГК РФ суд вправе уменьшить неустойку, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

В соответствии с п. 2 ст. 333 ГК РФ уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды.

Согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда РФ в п. 73 постановления от 24.03.2016 № 7, бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).

Более того, согласно п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пп. 3, 4 ст. 1 ГК РФ).

Таким образом, принимая во внимание отсутствие доказательств оплаты электрической энергии на день вынесения решения в полном объеме, а также доказательств, свидетельствующих о том, что подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения своего обязательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства ответчика».

Если вернуться к раннее описанным причинам просрочек оплаты, то с учетом изложенного можно сделать следующие выводы.

Группы потребителей, несвоевременно оплачивающие энергоресурсы по Причине 1 (слабая платежная дисциплина) и Причине 2 (извлечение дополнительной выгоды из-за неплатежей с оплатой в дальнейшем), примут во внимание возросшие риски неизбежности применения к ним значительно повышенных сумм неустойки, скорее всего будут более аккуратны и станут своевременно осуществлять оплату. Следовательно, для повышения дисциплины платежей применение со стороны ресурсоснабжающих организаций и УО к данным потребителям требований по оплате повышенной неустойки целесообразно и в будущем должно привести к улучшению платежей.

Очевидно, что применение неустойки к неплательщикам по Причине 4 (злостное неисполнение обязательств, умышленное удержание денежных средств без цели оплаты в будущем), абсолютно бессмысленно, за исключением банкротов (в ряде случаев), в целях увеличения процентной доли кредитора в общей массе требований. Погашение долга маловероятно, в то время как начисление неустойки сформирует «бумажный» актив, который не только искажает реальную величину активов, но еще и подлежит учету и налогообложению.

Применение повышенной неустойки к потребителям, не платящим по Причине 3 (трудное финансовое положение), скорее нецелесообразно – это только увеличит финансовое бремя для них. Как результат возможен переход к неплатежам по Причине 4, и помимо безнадежного долга по неустойке в разряд безнадежного перейдет еще и основной долг.

Время покажет, как применение Закона № 307-ФЗ скажется на статистике улучшения платежей. Если в качестве индикатора взять, например, данные с сайта Ассоциации НП Совет рынка в разделе[2] комментариев платежных результатов и динамики снижения задолженности на ОРЭМ и розничных рынках по состоянию на 31 июля 2016 г., то пока особых улучшений не заметно (рис. 3). Впрочем, очевидно, что сумма планируемой на конец июля 2016 г. задолженности потребителей на розничном рынке электроэнергии в размере 211 млрд руб. невольно указывает на то, что любые нормы законодательства, позволяющие совершать действия, направленные на ее уменьшение, должны быть использованы.

Рис. 3. Динамика задолженности на РРЭ в 2015–2016 гг. (данные АО «ЦФР»)

[1] В том числе с использованием банковских продуктов на проценты к остаткам на счетах, вкладам и депозитам.

[2] Обобщенный термин рынка поставки энергоресурсов с участием конечных потребителей энергоресурсов по публичным договорам поставки.

[3] Требование по делу: О взыскании задолженности по оплате электрической энергии, неустойки на сумму долга.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *