что означает положение об историчности социальных норм

Формирование социальных норм

Вы будете перенаправлены на Автор24

История развития социальных норм

Первые социальные нормы (запреты или табу) появились уже на этапе человека прямоходящего. В этот период и возникли отношения между людьми, зачатки нравственности и морали, которые и определяют правила поведения.

Понятие табу ввел известный английский мореплаватель и исследователь XVIII века Дж. Кук, который занимался исследованием примитивных племен в Полинезии.

Табу – это строгий запрет на совершение конкретных действий, который назначался на все племя или отдельных его членов. Нарушение этого правило наказывалось чаще всего смертью. Поэтому соблюдение табу считалось определенной профилактикой, которая защищало племя от смертельных опасностей.

Отмечается, что в первобытное время, когда не существовало никаких законов, люди следовали своим инстинктам. Это мало их отличало от диких животных, но передавалось из поколения в поколение.

По мере эволюции человека и развитием умственны способностей, инстинкты стали уходить на второй план. Появились первые социальные нормы, предпосылками которых послужило начальные стадии формирования самого общества. Приходилось решать совместно различные задачи относительно труда, быта, военных действий. Поэтому возникла необходимость в общепринятых правилах.

Характерными признаками первобытных обычаев были следующие:

Необдуманные действия могли привести к серьезным последствиям, о которых раньше человек не задумывался. На раздражающие факторы внешнего мира реагировал интуитивно, что иногда заканчивалось печально. С появлением социальных норм между желаемыми действиями самого человека и окружающим миром появились правила, которые могут регулировать поведение каждого члена общества.

Готовые работы на аналогичную тему

В эпоху отсутствия государственности нормы поведения соответствовали уровню культурного, интеллектуального, духовного и социального развития общества, а также зрелости самого человека. С появлением права как регулятора ситуация изменилась, поведение человека и всего социума можно было вводить в определенные рамки и упорядочивать.

Виды социальных норм в древности

В древние времена, в эпоху первобытного общества было сформировано несколько видов социальных норм:

По мере развития общества в отношениях между его членами устанавливались правила поведения. Из поколения в поколения они повторялись и превратились уже в обычаи. Они соответствовали тому, как должен был поступать человек в различных ситуациях. Это так называемая общепринятая реакция на внешние события.

Со временем люди стали постепенно различать и выделять такие понятия как «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо». Это стало основой появления норм морали. Люди уже могли оценивать поступки и проступки других, определять, что допустимо делать, а что нет.

Религиозные нормы появились задолго до обычаев и морали. Первобытные люди, не знающие причин природных явлений, считали, что действия богов. Появились ритуалы жертвоприношений. Люди убивали животных и других людей, считая, что, таким образом, они задабривают богов.

Как было отмечено выше, система табу – это определенный свод правил, нарушение которых могло привести к серьезным последствиям. Это запреты, согласно которым членам общества категорически воспрещались конкретные действия. Существует мнение, что благодаря табу вождь племени вырабатывал покорность и послушание своих подданных. Многие запреты касались и пищи (женщинам не доставались лучшие куски мяса), отношений между мужчинами и женщинами.

Заклинания были распространены среди людей, которые жили еще в пещерах. Они позволяли влиять на других людей и заставлять их делать то, что от них требовалось. Видом заклинания было проклятие. В этом случае человек обращался к богам или другим силам с просьбой наказать другого человека.

Вышеперечисленные социальные нормы по ходу эволюции человека и общества видоизменялись и в настоящее время уже выглядят дикостью.

Место социальных норм в развитии современного общества

Современное общество состоит из различных социальных групп. Делание основано на таких признаках, как род занятий, профессия, возраст, пол и др. каждой группе свойственные свои нормы и принципы морали, свои правила поведения в социуме. Но наличие общепринятых норм никто не отменял, их также следует соблюдать.

В обществе социальные нормы выполняют следующие функции:

Главное значение социальных норм – это регуляция социальных отношений и поведения людей, которое обеспечивает добровольное и сознательное сотрудничество людей.

Главным регулятором социальных норм в жизни человека считается мораль. В отличие от обычаев или традиции, нравственные нормы имеют идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости, чести, долга и др. Мораль является наиболее динамичным видом социальных норм, которая подвержена изменениям. Исполнение моральных норм контролируется самим обществом.

Источник

Что означает положение об историчности социальных норм

Положительные и отрицательные последствия социальной мобильности сказываются не только на индивиде, но и на обществе. Продвижение людей вверх тесно связано с экономическим развитием, интеллектуальным и научным прогрессом, формированием новых ценностей и социальных движений; перемещение вниз ведет к освобождению высших слоев от малополезных элементов. Но важнее всего то, что усиленная мобильность способствует дестабилизации общества по всем его параметрам. Предоставляя индивидам возможность изменить свой социальный статус, открытое общество порождает у своих индивидов так называемое статусное беспокойство — ведь изменение статуса может произойти и в худшую сторону. Социальная мобильность часто способствует разрыву социальных связей в первичных социальных группах, например, в семьях, в которых родители принадлежат к низшим стратам, а дети смогли пробиться наверх.

4. Социальные нормы. Социальное поведение

Слово «норма» происходит от лат. norma, что означает «правило, образец, стандарт». Норма указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальныенормы.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представ-лений людей о добре и зле, о справедливости и не-справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев — это правила поведения, вошед-шие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев — это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы — это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, церкви вовые нормы это права д, у новленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Различные виды социальных норм появлялись не одновременно, а один за другим, по меренеобходимости.

С развитием общества они все более усложнялись.

Ученые предполагают, что первым видом социальных норм, возникшим еще в первобытном обще-стве были ритуалы. Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно — главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др. Несколько позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды. Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символических действий. В отличие от ритуалов они преследовали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более глубокое влияние на психику человека.

Следующими по времени появления социальными нормами, которые являлись показателем новой, более высокой ступени развития человечества, были обычаи. Обычаи регулировали практически все стороны жизни первобытного общества.

Еще одним видом социальных норм, возникших в эпоху первобытности, были религиозные нормы. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним божественную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет — фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению — тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» — душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных — богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии.

Параллельно возникновению норм обычаев и религии в первобытном обществе формировались и нормы морали. Определить время их возникновения невозможно. Можно лишь сказать, что мораль появляется вместе с человеческим обществом и является одним из наиболее важных социальных регуляторов.

В период возникновения государства появляются первые нормы права.

Наконец, последними по времени возникают корпоративные нормы.

Все социальные нормы имеют общие черты. Они представляют собой правила поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократное применение, и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц. Помимо этого социальные нормы характеризуются такими признаками, как процедурность и санкционированность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации. Санкционированность отражает тот факт, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций.

Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими). Также различают санкции формальные (исходящие от официальных организаций) и неформальные (исходящие от неофициальных организаций). Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля, вознаграждая членов общества за выполнение социальных норм либо наказывая за отклонение от последних, т. е. за девиантность.

Источник

Признаки и виды социальных норм

Социальная норма – правило общего характера, регулирующее типичные общественные отношения. Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, обычаи. Право – только одна из систем социальных норм, обладающая значительной спецификой.

Общее назначение социальных норм – упорядочить совместное существование людей, обеспечить и согласовать их социальные взаимодействия, социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.

что означает положение об историчности социальных норм. Смотреть фото что означает положение об историчности социальных норм. Смотреть картинку что означает положение об историчности социальных норм. Картинка про что означает положение об историчности социальных норм. Фото что означает положение об историчности социальных норм

Признаки социальных норм

Социальный (общественный) характер – регулируют отношения между людьми.

Общий характер – представляют собой не конкретные указания, а общие модели человеческого поведения. Предмет регулирования – стандартные, типичные отношения. Нормативное регулирование предполагает формирование официальных моделей правомерного поведения – что можно, что нужно и чего нельзя делать при наступлении определенных, заранее установленных обстоятельств.

Объективно-субъективный характер – социальные нормы отражают экономический, политический, социально-культурный уровень развития общества. В социальных нормах одновременно сочетаются и субъективные, и объективные факторы. С одной стороны, они создаются людьми и носят сознательно-волевой характер, а с другой – обусловлены действием объективных закономерностей, не зависящих от человека.

Системный характер – все нормы согласованы между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга, не противоречат. Характерны два вида системных взаимодействий – внутренние (внутри отдельно взятой системы норм) и внешние (между разными системами социальных норм, например, правом и моралью, правом и традициями)

Подзаконный характер – среди всех социальных норм приоритетом обладает право – и мораль, и традиции должны соответствовать законодательству. В случае противоречий начинает действовать правовая норма.

Обеспеченный характер – норма ничто без соответствующего обеспечения. Каждое правило – моральное, религиозное или правовое – должно иметь специфические гарантии. Нарушение нормы влечет к применению санкций к нарушителю.

что означает положение об историчности социальных норм. Смотреть фото что означает положение об историчности социальных норм. Смотреть картинку что означает положение об историчности социальных норм. Картинка про что означает положение об историчности социальных норм. Фото что означает положение об историчности социальных норм

Виды социальных норм

Обычаи. Одобренные обществом массовые образцы действий, возникшие в результате их многократного повторения. Пример. Празднование Нового года.

Традиции (по сути своей являются разновидностью обычая). Ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества. Пример.

Регулярные встречи выпускников учебного заведения.

Ритуалы (по сути своей являются разновидностью обычая). Правила поведения людей, в которых самым главным является строго заданная форма их исполнения. Пример. Ритуал посвящения в рыцари в Средние века.

Нормы морали (их иногда еще называют этическими нормами). Правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе. Пример. «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» («золотое правило нравственности») и др.

Правовые нормы (законы и подзаконные акты) Формально определённые правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обязательно выражены в официальной форме — в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы; в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система. Пример. «Запрещается пропаганда социального, расового национального, религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29, п. 2) и др.

что означает положение об историчности социальных норм. Смотреть фото что означает положение об историчности социальных норм. Смотреть картинку что означает положение об историчности социальных норм. Картинка про что означает положение об историчности социальных норм. Фото что означает положение об историчности социальных норм

Религиозные нормы. Правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. По содержанию многие из них, выступая как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи — отступление от этих норм. Пример. «Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми… Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Новый Завет. Послание к римлянам, гл. XII) и др.

Политические нормы. Правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах. Пример. «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (Конституция РФ, ст. 3, п. 2) и др.

Эстетические нормы. Закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту. Носят, как правило, конкретно-исторический характер. Пример. Разработанная древнегреческим скульптором Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела, ставшая нормой в эпоху Античности, и др.

Кроме того, существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные.

По степени обязательности социальные нормы делятся на:

4) императивные (от лат. imperatives — повелительный).

Источник

Право в системе социальных норм

В последнее время много говорят и пишут о вреде взяточничества, коррупции. Судя по газетам, радио, телевидению, люди осуждают коррупционеров, требуют применять к ним самые строгие меры ответственности. Казалось бы, в российском обществе сложилось твердое и определенное отношение граждан к взяточничеству.

Социальное регулирование: индивидуальное и нормативное. Всякое общество нуждается в механизмах регулирования поведения индивидов, т.е. в социальных регуляторах. Термин «регулирование» употребляется как в научной, так и в обыденной жизни.

Социальные регуляторы принято делить на индивидуальные (ненормативные) и нормативные (см. интеллектуальную карту 04-01). К числу индивидуальных (ненормативных) относятся личные предписания, стереотипы поведения, ценностные предпочтения и т.д.

Следует подчеркнуть, что социальное регулирование малоэффективно или вообще невозможно, если нельзя обеспечить контроль за поведением людей.

Признаки социальных норм. Необходимым элементом социального нормативного регулирования являются социальные нормы. Всем социальным нормам присущи общие черты (см. интеллектуальную карту 04-02).

1. Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Сказанное означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т.е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества.

2. Социальные нормы создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, однако соотносятся с волей и сознанием людей по-разному. Одни нормы создаются в процессе целевой деятельности человека, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы, третьи формируются в виде основополагающих начал, закрепляющихся в общественном сознании, и т.д.

3. Социальные нормы действуют как типовые регуляторы поведения, имеют предписывающий характер. Их обязательность проявляется в неоднократности действия. В качестве общей модели поведения социальные нормы всегда по содержанию определенны.

4. Социальные нормы выступают мерой свободы индивида, устанавливающей пределы его активного поведения, способы удовлетворения интересов и потребностей.

5. Социальные нормы обусловлены уровнем развития общества. Они соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. С этой точки зрения нетрудно заметить различия социальных норм в обществах, принадлежащих разным культурным традициям, например континентальной Европы и Ближнего Востока.

Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила поведения, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества.

Виды социальных норм. Необходимо обратить внимание на разнообразие социальных норм, которое сложилось исторически. Система социально-нормативных регуляторов в юридической литературе получила достаточное освещение. Поэтому, не вдаваясь в анализ существующих классификаций, дадим характеристику основным видам социальных норм (см. интеллектуальную карту 04-03).

Обычаям как социальным регуляторам присущи некоторые признаки.

1. Обычаями выступают сложившиеся на протяжении длительного периода времени единообразно применяемые на практике правила поведения. В качестве примера рассмотрим казахский обычай аменгерлик.

2. Обычаи становятся всеобщими в силу неоднократного их применения людьми, проживающими в разные исторические эпохи. В связи с этим обычаи становятся привычками, иначе говоря, стереотипами поведения.

В качестве примера можно привести свадебный обычай у всех групп ненцев.

3. Обычаи выражают жизненную закономерность, воспринимаемую в качестве обязательных для регулирования определенных групп отношений. Обычаи в отличие от ритуалов непосредственно затрагивают содержание общественных отношений и поэтому включаются в систему практической деятельности людей. В качестве иллюстрации возьмем казахский обычай ат майын сурау.

Обычаями казахского народа учтены все моменты жизни людей, каждого члена общества.

Особенно обращается внимание на социально незащищенные слои. Например, сиротам, вдовам, малообеспеченным постоянно оказывается та или иная помощь. Одна из них называется «ат майын».

Человек, который не имеет собственной лошади, может нанять лошадь у состоятельных людей или соседей, родственников, т.е. ат майын сурайды. Это означает, что человек просит лошадь на время.

Особенности соотношения права с обычаями зависят от их содержания.

Вторая группа представлена обычаями, которые могут быть санкционированы государством.

Такие обычаи называются правовыми. Подробнее о правовых обычаях см. ниже, в теме 5 «Формы (источники) права». Примером одобрения обычаев в российском законодательстве могут служить ст. 130-132 Кодекса торгового мореплавания РФ.

В качестве примера можно привести религиозную норму, содержащуюся в священной книге мусульман, закрепляющую воздержание от употребления некоторых продуктов питания.

«Запрещена вам мертвечина, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото с призыванием не

Религиозные нормы имеют ряд характерных признаков.

1. Религиозная норма выступает как образец поведения верующих в той или иной ситуации, как модель отношений в многообразных обрядах, ритуалах, молитвах и т.д.

2. Действие религиозной нормы распространяется не на конкретного человека, а на группу индивидов, последователей этой религии.

3. Религиозные нормы предусматривают ответственность за нарушение установленных религиозных правил. Например, в гл. 6 Евангелия от Матфея примечательно следующее положение: «. иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного».

4. Любая религия, следовательно, и ее нормы ссылаются на волю сверхъестественных сил.

Степень и характер взаимодействия права и религии на различных этапах развития общества и в разных правовых системах были неодинаковы. В настоящее время религиозные нормы выступают источником права в ряде государств, относящихся к системам религиозного и традиционного права. Посредством этих норм регулируются, например, брачно-семейные отношения. Однако в современных светских государствах религиозные нормы составляют особый вид социальных норм и регулируют отношения между представителями той или иной религии.

Основные признаки корпоративных норм следующие.

1. Они обязательны для участников корпорации (учредителей, акционеров, менеджеров, наемных работников).

2. Корпоративные нормы имеют письменное закрепление в корпоративных актах (акты общих собраний, акты советов директоров, правлений, советов предприятий, акты руководителей структурных подразделений и т.д.).

3. Корпоративные нормы издаются органами управления корпорации и выражают волю ее коллектива как определенного автономного образования.

4. Корпоративные нормы обеспечиваются принуждением в случае их нарушения. Прежде всего на нарушителя воздействует сама организация, используя санкции, предусмотренные в корпоративных актах. При недостаточности средств воздействия возможно обращение за защитой к судебным органам.

Сейчас, как справедливо отмечает Т.В. Кашанина, корпоративное право начало быстро развиваться, а все, что ранее считалось сферой общих интересов (сферой публичного права) и регулировалось с помощью законодательных норм, постепенно сужается. Корпоративными нормами в определенной мере уже регулируются такие сферы, как использование предприятиями финансов, их управленческие и организационные отношения, применение наемного труда, движение принадлежащего им имущества и т.д. И конечно, усложняется система корпоративных норм (учредительные, финансовые, регулирующие все, что связано с ценными корпоративными бумагами; административные (управленческие); трудовые; обеспечивающие социальную работу в корпорации; регулирующие заключение и исполнение договоров).

В последнее время все активнее формируется блок корпоративных норм, регулирующих информационные отношения на предприятии (например, нормативные положения, касающиеся обеспечения конфиденциальности информации, коммерческой тайны). Наметились и контуры блока корпоративных норм процессуального характера.

Нормы общественных объединений закрепляют права и обязанности членов общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, органов общественной самодеятельности, общественных учреждений, порядок их создания и функционирования, а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями. Это преимущественно правила организационного характера.

Политические нормы различны по содержанию, сфере действия, предмету регулирования.

Эти правила поведения могут быть закреплены в политических декларациях, манифестах, программных документах политических партий, конституциях государств.

Политические нормы, которые находят выражение в государственных юридических актах, приобретают значение политико-правовых норм (или становятся правовой нормой политического содержания).

Следует различать политическую норму и политическую оценку социальной правовой нормы. Политическая норма может быть закреплена как в нормативном правовом акте государства, так и в политических документах непосредственно.

То, что эстетические нормы различаются в зависимости от образа жизни и изменяются под воздействием моды и даже являются частью самого механизма моды, не подлежит сомнению. Мода же есть движение эстетической ценности во времени. Образ жизни влияет на здоровье, через образ жизни влияет и мода (например, мода на курение, разного типа отклоняющееся поведение или, напротив, на здоровый образ жизни, на спортивные занятия, увлечение боевыми искусствами).

Указанные признаки имеют разное значение и символическое воплощение в различных этнических и культурных традициях. Они базируются на общечеловеческих ценностях, но имеют некоторые особенности. Например, почитание старших у одних народов реализуется в действиях, подчеркивающих возраст, у других выражается в том, что возраст пожилого человека якобы не замечают.

Таким образом, наличие политических, социальных и экономических связей между государствами предполагает признание всеми субъектами международных деловых отношений критериев деловой этики, этики международного политического и экономического сотрудничества.

Соотношение норм права и морали. Право и мораль всегда выступают в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Такое взаимодействие обусловлено тем, что право и мораль являются социальными регуляторами единых сфер общественных отношений.

По вопросу о соотношении права и морали, их взаимодействии в научной литературе изложены различные концепции, взгляды, мнения и т.д.

Соотношение норм права и морали необходимо начать с рассмотрения аспектов возможного совпадения права и морали, а также причин, которые заставляют на современном этапе развития общества отвергать идею полного тождества между этими двумя явлениями.

Как справедливо отмечает Д. Ллойд, отношение права к морали иногда описывается в виде двух окружностей, частично наложенных друг на друга (рис. 4.1), причем именно общая часть внутри обеих окружностей и составляет сферу полного совпадения права и морали, являясь их единым фундаментом, а внешние части окружностей представляют собой четко разграниченные области, в которых безраздельно царствует каждая из этих категорий. Но такая картина тем не менее обманчива, так как предполагает, что, поскольку имеется сфера совпадения обеих понятий, существует и некое тождество между ними. А это не всегда так.

Этой же точки зрения придерживается О.Э. Лейст. При обосновании своей позиции по этому вопросу он отмечает: о совпадении части права и морали (пересекающиеся окружности) трудно говорить по той причине, что в содержании права слишком много того, к чему мораль безразлична.

Почти все отрасли права содержат нормы, которые не оцениваются моралью.

Мораль, как и право (в цивилизованном обществе), не вторгается в нравственное сознание общества и индивида, оставляя без юридических оценок почти все области моральных отношений.

Там, где действительно необходима юридическая регламентация каких-либо нравственных отношений, мораль воздействует на право через категорию правосознание. Следовательно, моральные нормы не тождественны правовым ни по содержанию, ни по логической структуре.

Главное отличие их состоит в критериях оценки действий, поведения людей и их отношений. Праву свойственны оценки: «правомерно», «неправомерно», «имеет юридическое значение», «юридического значения не имеет», «влечет юридические последствия», «не влечет юридические последствия» и т.п. Иные критерии оценок свойственны моральным нормам: «хорошо», «плохо», «добро», «зло».

Таким образом, различие права и морали проявляется в том, что:

Такова в целом характеристика системы нормативного регулирования современного российского общества и места права в системе этого регулирования.

К техническим нормам относятся санитарно-гигиенические, технологические, экологические и др.

Особенности технических норм состоят в том, что их содержание определяется законами природы и техники; они регламентируют поведение человека, связанное с объектами природы и техники.

Интересна позиция В.Н. Протасова по этому вопросу. Он считает, что технические нормы следует считать разновидностью (хотя и весьма специфической) социальных норм, так как главным объектом регулирования всех социальных норм является поведение людей. На тот же объект направлены технические нормы. Они имеют социальное значение, возрастающее с развитием технической сферы, искусственной среды обитания человека.

Наиболее значимые технические нормы обеспечиваются санкцией государства, закрепляются в нормативных правовых актах, приобретают название «технико-юридические нормы». За их нарушение устанавливается юридическая ответственность. Примером технико-юридических норм могут служить правила дорожного движения, правила ведения строительных работ, различные стандарты и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *