что означает понятие административное право российской федерации

Основы административного права РФ

Понятие административного права. Предмет и метод административно правового регулирования

Административное право – одна из важнейших отраслей российского публичного права, регулирующая отношения в сфере организации и осуществления государственного управления общественными процессами. Основным объектом административно правового регулирования является государственное управление, связанное с функционированием исполнительной государственной власти.

Предмет административного права, т. е. сфера общественных отношений, регулируемых данной отраслью права, достаточно разнообразен. Прежде всего, он включает отношения, связанные с реализацией управленческих и контрольных функций исполнительной власти, а также отношения, связанные с организацией самой системы исполнительной власти в РФ. Административное право не регулирует процесс управления частным коммерческим предприятием, аспекты корпоративного управления и др.

Таким образом, административному праву свойственны такие функции, как правоисполнительная, правотворческая, организационная, координационная, правоохранительная и др.

Главной особенностью административно правовых норм является их императивный характер, отражающий требования уполномоченных органов государственной власти должного поведения от адресатов данных норм. Однако граждане и юридические лица также имеют право требовать со стороны органов исполнительной власти предусмотренных рядом административно правовых норм действий.

Субъектами административно правовых отношений выступают все элементы системы государственных органов, включая подразделения и отдельных служащих, а также граждане, организации, общественные объединения. При этом обязательным участником данных отношений всегда выступает государственный орган власти или его представитель в лице государственного служащего.

Императивный характер норм административного права означает неравенство сторон – участников правоотношений, в отличие от, например, гражданского права, для которого характерен диспозитивный метод регулирования. Неравенство сторон выражено в том, что объект управления всегда подчинен субъекту управления. Следовательно, одна из сторон участников административно правовых отношений всегда подчинена второй, которая чаще всего представлена государственными органами исполнительной власти. Именно эта сторона выражает свою волю в нормах предписаниях (в том числе и запретах), носящих односторонний характер.

Административно правовые нормы могут быть как обязывающими, так и запрещающими, уполномочивающими и поощрительными.

Источники административного права представлены многообразными правовыми актами, организованными в определенную систему, обладающую иерархией. Конституция РФ, Федеральные конституционные законы (например, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации») и федеральные законы РФ занимают в ней центральное место.

Административное право частично кодифицировано: Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 191 ФЗ, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195 ФЗ и другие содержат нормы административного права.

Сложность работы с административно правовыми актами связана с тем, что уровень подзаконных актов представлен огромным количеством многообразных по сферам регулирования Указов Президента РФ, постановлений, распоряжений Правительства РФ, приказов, инструкций отраслевого или межотраслевого регулирования министерств и ведомств. Перечисленные акты относятся к федеральному уровню подзаконных административно правовых актов.

Органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках своих полномочий принимают различные акты – источники административного права. Кроме того, к источникам административного права можно отнести многие нормативные акты органов муниципальной власти.

Начиная с 2004 г. в Российской Федерации проходила административная реформа, в процессе которой были преобразованы ряд министерств и ведомств. Однако нормативно правовые акты многих не существующих в настоящее время органов исполнительной власти продолжают действовать вплоть до их отмены уполномоченными органами или принятия новых нормативно правовых актов. Например, в современной России до сих пор действуют некоторые советские правовые акты административного права.

Правовой статус государственного служащего

Регулируя отношения в сфере организации государственного управления, административное право устанавливает правовые основы статуса государственного служащего как функционального элемента государственной исполнительной власти.

Согласно Федеральному закону от 30.12.2001 № 195 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Выделяют три формы государственной службы : государственная гражданская служба, государственная военная служба, государственная правоохранительная служба. Общественные сферы управления можно разделить на экономические, социально культурные и административно политические области деятельности.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на следующие категории: руководители, помощники, специалисты, обеспечивающие специалисты. Замещение должностей на государственной и муниципальной службе осуществляется следующими способами: зачисление, назначение, выборы и конкурс.

Прохождение государственной службы сопровождается такими элементами деятельности государственного служащего, как реализация служебных полномочий, периодическая аттестация, возможность применения к служащему мер поощрения и ответственности за должностные проступки.

К правам государственного служащего относятся: ознакомление с документами, получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, продвижение по службе, переподготовка и повышение квалификации, а также участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантных должностей государственной и муниципальной службы, объединение в профессиональные союзы для защиты своих прав, внесение предложений по совершенствованию государственной или муниципальной службы в любые инстанции, обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с его службой и др.

Обязанностями государственного служащего являются:

Дисциплинарная ответственность служащих предусматривается законодательством за должностной проступок, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него обязанностей.

Правовые основы управления в области охраны окружающей среды

Экономическая сфера деятельности общества регулируется в первую очередь нормами гражданского права, однако государство играет существенную роль в макроэкономических процессах, особенно в условиях развития разнообразных моделей экономики смешанного типа в современном обществе. Развитие рыночной экономики не только не исключает участия государства в экономических процессах, но и не возможно без государственного правового регулирования различных секторов рыночной экономики.

Предметом административно-правового регулирования является организация и управление любыми разновидностями экономической деятельности. Государство через институты административно правового регулирования экономической деятельности в обществе выполняет важнейшие функции, направленные на создание условий развития свободного рынка и социальной ориентации рыночной экономики. К числу наиважнейших направлений административно правового регулирования в сфере экономических отношений можно отнести:

Как и любая другая сфера управления, государственное управление экономической деятельностью в обществе основывается на планировании, анализе и контроле, которые осуществляются субъектами государственного управления – органами исполнительной власти. Все формы деятельности государственных органов регулируются правовыми актами административного права, определяющими структуру и компетенцию органов, формы и методы выполнения основных функций. К числу наиважнейших органов исполнительной власти в сфере экономики относятся: Федеральная служба по труду и занятости, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (Казначейство России), Федеральная таможенная служба и проч.

Понятие и виды административных правонарушений

Административным правонарушением признается противоправное, виновное деяние физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Таким образом, административное правонарушение является основанием административной ответственности.

Как и уголовное преступление, административное правонарушение – это виновное, объективно выраженное деяние, т. е. объективно выраженное действие или бездействие. Главное отличие уголовного преступления от административного правонарушения – степень и масштаб вредных последствий деяния. Например, хищение чужого имущества стоимостью до определенного, указанного в законе, размера будет признано административным правонарушением, выше его – преступлением. Граница между вредом, нанесенным административным правонарушением и уголовным преступлением, четко установлена при формулировании составов преступления и правонарушения и не может быть скорректирована при правоприменении.

По родовому объекту, т. е. областям общественных отношений, на которые посягают административные правонарушения, их можно подразделить на следующие виды:

Административная ответственность

КоАП РФ закрепляет принципы привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности:

Привлечение к административной ответственности возможно при наличии следующих условий:

Субъектами административной ответственности могут выступать как физические, так и юридические лица.

К отличиям административной ответственности от уголовной относятся отсутствие судимости, а также назначение административной ответственности как коллегиально (например, судом), так и единолично (например, инспектором ГИБДД).

Согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ, к физическим и юридическим лицам, виновным в совершении административного правонарушения, могут применяться следующие виды административно правовых санкций (из них только четыре первых и последняя применяются к юридическим лицам):

При назначении административного наказания учитываются обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие административную ответственность.

Смягчают административную ответственность следующие обстоятельства:

К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся:

Правовое регулирование государственной тайны

Согласно Федеральному закону от 21.06.1993 № 5485 1 «О государственной тайне», государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Государственную тайну составляют:

Секретная информация классифицируется в зависимости от степени секретности сведений, определяемой по степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения данных сведений. Выделяют три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Однако законодательство выделяет информацию, которая ни при каких условиях не может быть засекречена, а должностные лица, виновные в засекречивании подобной информации, несут юридическую ответственность. Так, не подлежат отнесению к государственной тайне сведения :

Безусловно, ряд должностных лиц, выполняя свои должностные обязанности, наделяются правом оперировать засекреченной информацией. В таком случае предусмотрен допуск к государственной тайне – процедура оформления права должностных лиц и граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений.

Получение такого допуска происходит на добровольной основе и означает не только право на ознакомление с засекреченной информацией, но и принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, согласие на частичные и временные ограничения прав (права выезда за границу, права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверок), согласие на проведение проверочных мероприятий.

Источник

Предмет, методы, источники и система административного права

Понятие административного права

Административное право России является одной из самостоятельных отраслей публичного права. Самостоятельность отрасли административного права означает, что оно имеет собственный предмет и метод правого регулирования. Публичность означает то, что административное право регулирует общественные отношения, которые представляют в первую очередь интересы общества и государства.

Административно-правовые нормы регулируют также управленческие отношения в процессе деятельности иных форм осуществления государственной власти (законодательной, судебной), их обслуживающих аппаратов, в сфере деятельности института президентства и обслуживающих его структур, а также в аппаратах прокуратуры, государственного контроля, военного управления, аппаратах ЦИК РФ, Счетной палаты и иных государственных органах, а также управленческие отношения, возникающие в сфере негосударственного управления, например в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций государственного управления (к примеру, административные комиссии, рассматривающие дела об административных правонарушениях).

В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны. Нормы административного права, будучи регуляторами управленческих отношений:

Соотношение административного права с другими отраслями права

Административное право тесно связано со всеми отраслями Российского права. В первую очередь, с конституционным (государственным) правом. Нормы, выраженные в Конституции Российской Федерации, конституциях республик в составе России, уставах субъектов РФ, а также в федеральных конституционных законах непосредственно регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, взаимоотношения личности и государства, вопросы организации государственной власти, ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Указанные нормы являются основными источниками административного права.

Финансовое право регулирует общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Административное право определяет компетенцию органов исполнительной власти, в том числе с участием финансовых органов (Министерства финансов РФ, ряда федеральных служб). Административное право регламентирует порядок организации финансовых органов и их функционирование, т.е. регулирует управленческие отношения в сфере финансов.

Нормы земельного права регулируют общественные отношения по поводу земли. Государство в лице органов исполнительной власти ведет земельный кадастр, проводит государственный земельный контроль, сдает земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в аренду, предоставляет их в пользование, производит их изъятие, устанавливает общеобязательные для исполнения требования по рациональному и бережному использованию земель и т.п. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права.

Гражданское право регулирует имущественные отношения, используя гражданско-правовые методы правового регулирования. В свою очередь, административное право регулирует имущественные отношения в распорядительном порядке методом власти-подчинения. Например, по распоряжению органа управления одна хозяйственная организация передает другой оборудование или имущество. В этом случае орган управления государственно-властным методом регулирует имущественные отношения. Нередко во исполнение актов управления хозяйственные и иные организации заключают договоры, руководствуясь нормами гражданского права. Акт управления может служить основанием заключения договора между организацией (юридическим лицом) и гражданином (физическим лицом). Например, договор жилищного найма гражданина с жилищной организацией заключается при наличии у гражданина ордера на жилую площадь. Гражданско-правовой метод регулирования в отличие от административно-правового характеризуется равенством сторон. По мере расширения рыночных отношений, свободы экономической деятельности, наличия частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности роль гражданского права в регулировании имущественных отношений возрастает. Однако это не исключает их сферы имущественных отношений, основанных на административном подчинении, административно- правового регулирования.

Тесная взаимосвязь имеется с трудовым правом. Многие трудовые отношения регулируются нормами административного права. Например, отношения, связанные с институтом государственной службы. Нормами административного права регулируются административно-правовой статус государственного служащего. Вместе с тем в качестве носителей личных прав они являются участниками трудовых отношений, которые регулируются трудовым правом.

Имеется связь и с уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями (проступками) и меры наказания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями и виды наказания за их совершение. Границы между административными и уголовным правом подвижны, т.к. при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в преступления и наоборот.

Также следует отметить взаимосвязь с уголовно-процессуальным и граждански-процессуальным правом, а также с законодательством о судоустройстве, регулирующими порядок образования судов и организационные основы судебной деятельности. Отличие административного права от норм перечисленных отраслей права обусловлено различиями между исполнительной деятельностью и осуществлением правосудия. Вместе с тем следует указать, что суды при рассмотрении дел административно-правового характера (например, жалоб на действия органов управления и их должностных лиц) руководствуются административно-процессуальными нормами.

Кроме того, имеется связь и с комплексными отраслями права: морским, воздушным, горным, лесным и другими отраслями. Эта связь, в частности, состоит в том, что в них наряду с нормами других отраслей права содержатся и нормы административного права.

Место административного права в системе права определяется характером и важностью регулируемых им общественных отношений. Его специфика и отличие от других отраслей права состоят в том, что оно регулирует управленческие отношения.

Административное право характеризуется мобильностью, которая обусловливается особенностями общественных отношений, складывающихся в сфере управления, исполнительной деятельности государства.

Методы административного права

Предмет правового регулирования, будучи главнейшим критерием разграничения отраслей права, вместе с тем не позволяет провести окончательного разделения системы права на отдельные отрасли. Поэтому механизм правового регулирования включает в себя и методы правового регулирования, которые в совокупности с предметом правового регулирования обеспечивают более точное разграничение отраслей права, регламентирующих сходные общественные отношения.

В зависимости от характера регулируемых общественных отношений в теории права выделяют два метода правового воздействия: императивный и диспозитивный.

Диспозитивный метод основан на равенстве сторон, вступающих в общественные отношения, применяется, как правило, для регламентации отношений, регулируемых отраслями частного права.

Административное право как отрасль публичного права, регулирующая отношения, одним из участником которых, в большинстве случаев, выступает орган (должностное лицо), наделенный юридически властными полномочиями, использует метод централизованного, императивного регулирования, который также называется административно-правовым методом. Метод императивного регулирования рассчитан на отношения неравенства сторон и односторонность юридически-властных волеизъявлений одного из участников.

Административное право использует три юридических возможности: предписание (возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в определённых условиях), запрет (возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в определённых условиях), дозволение (юридическое разрешение совершать определённые действия, либо не совершать их по своему усмотрению).

Механизм административно-правового регулирования в большей мере использует предписания и запреты.

Источники административного права

Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство.

В законодательном массиве административного права следует выделять общеправовые законодательные акты (прежде всего Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службе и т.п.); законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); международные акты, действующие в данной сфере правоотношений.

Определяя пределы и структуру системы источников административного права, ученые- административисты констатируют высокую степень ее подвижности, которая задается изменениями в правовой и организационной системе государства.

К числу источников, по поводу которых отсутствует единство во взглядах, относится юридический прецедент (напр., постановления Конституционного Суда России, Президиума Верховного Суда). Данные акты обладают признаками нормативных, однако не являются самозначимыми и действуют лишь до тех пор, пока действует акт, с интерпретацией которого связаны соответствующие прецеденты.

Как источник права постановления Конституционного Суда РФ имеют общеобязательное значение, применяются самостоятельно и неоднократно, в том числе по правилам аналогии в праве, являются окончательными, не могут быть преодолены повторным принятием акта или отдельного положения, признанного противоречащим Конституции РФ, а также обладают непосредственным действием и подлежат обязательному официальному опубликованию. Относительно постановлений Конституционного Суда РФ как носителей нормативной информации следует отметить, что в них затрагиваются права и свободы различных участников социальных отношений и формулируются новые по смыслу положения, подлежащие обязательному учету при реализации ими своего статуса. В то же время нормативность рассматриваемых актов имеет несколько отличный от традиционного понимания нормы права и ее структуры смысл. Итак, постановления Конституционного Суда РФ следует признать источниками права, обладающими свойством нормативности, что допускает их включение в общую иерархию нормативных источников, в правовую систему государства

Система источников административного права выглядит следующим образом:

на федеральном уровне:

в) постановления Конституционного Суда РФ;

г) федеральные конституционные законы;

д) федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ;

е) нормативные указы и распоряжения Президента РФ;

з) нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ;

и) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 (ред. от 29.12.2008) «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается);

к) нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ);

на региональном уровне:

а) конституции (уставы) субъектов РФ;

б) постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

в) законы субъектов РФ;

г) нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ;

д) нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;

е) нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;

ж) нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции;

на муниципальном (местном) уровне:

б) нормативные акты представительных органов муниципального образования;

в) нормативные акты главы муниципального образования;

г) нормативные акты местной администрации.

Наука административного права

В основу административно-правовой науки положены теоретические положения науки об управлении.

Развитие науки административного права России происходило с несомненным учетом западноевропейского опыта государственного управления Франции, Пруссии, Голландии и Швеции.

В советский период (после 1917 г.) наука административного права стала формироваться с возникновением государственного управления и административного права как отрасли права, регулирующего управленческие отношения.

В первые годы советской власти административное право преподавали профессора В.Л. Кобалевский, А.Ф. Евтихиев, А.И. Елистратов с дореволюционным университетским стажем работы.

Как известно, в начале 30-х годов разработка права была прекращена. Под ошибочным предлогом отмирания права было исключено преподавание курса административного права в учебных заведениях.

С 1938 года в университетах было восстановлено преподавание административного права. В юридических журналах того времени были опубликованы статьи и заметки, посвященные вопросам теории административного права, где главным был вопрос о предмете административного права.

Наиболее интенсивно наука административного права стала развиваться после Великой Отечественной войны. Так, в 1945 г. вышел новый учебник административного права известного ученого С. С. Студеникина.

С послевоенного периода по настоящее время издано большое количество учебников, учебных пособий по административному праву. Исследования проводились по важнейшим вопросам и институтам административного права, такими учеными, как А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачило, К.С. Бельский, А.А. Демин, А.А. Кармолицкий, И.Ш. Килясханов Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, Б.М. Лазарев, Г.И. Петров, М.И. Пискотин, Л.Л. Попов, В.Д. Сорокин, Ю.Н. Старилов, С.С. Студеникин, Ю.А.Тихомиров, Т.Я. Хабриева, Н.Ю. Хаманева, А.П.Шергин и др.

Наука административного права имеет тесную связь и взаимообусловленность не только с наукой управления, но другими науками, изучающими управленческие процессы (психология управления, социология управления, информация и управление, информатика, финансовый контроль), а также со многими отраслями юридической науки (теория государства и права, конституционное право, гражданское право, муниципальное, финансовое, экологическое, трудовое, уголовное и уголовно-процессуальное право).

Административно-правовая наука представляет собой систему теоретических взглядов, представлений и положений об отрасли административного права и предмете его регулирования. Ее задачами является выявление проблем административного права, толкование административно-правовых норм, определение и исследование предмета административного права в современных условиях организации и деятельности органов исполнительной власти, разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование всей управленческой деятельности.

Предметом административно-правовой науки является исследование правоотношений в сфере государственного управления, применения норм административного права, анализ практики реализации этих норм, выявление и изучение общих и характерных закономерностей административно-правового регулирования общественных отношений.

Если говорить обобщенно, то к предмету науки административного права относится научно- теоретический анализ всех вопросов, входящих в учебный курс административного права. Теоретической основой науки административного права являются философские и социологические науки, положения теории управления и общей теории права, политология, а также научные труды ученых.

Важное значение для науки административного права имеет анализ законодательства Российской Федерации, субъектов Федерации, решений органов исполнительной власти.

Методологической основой науки административного права являются исторический, сравнительно- правовой, социологический, формально-юридический, логический и другие методы исследования.

Развитие административно-правовой науки немыслимо без изучения и учета практической деятельности государственных и муниципальных органов.

Как уже отмечалось, система науки административного права обусловлена системой самого административного права, его структурой, совокупностью норм и правовых институтов. Однако, как отмечают ученые, система отрасли административного права характеризуется меньшим объемом по сравнению с административно-правовой наукой. Последняя не только исследует правовую сторону управления, но и многочисленные другие проблемы и отношении.

Чтобы успешно развивалась наука в целом, в том числе и административно-правовая наука, необходимы научные кадры, владеющие современными знаниями, способные объективно анализировать процессы, происходящие в стране, уметь использовать научно-обоснованные методы воздействия на процессы управления. Совершенствованию науки административного права способствует изучение истории отечественного и зарубежного опыта.

Административное право зарубежных стран

Административное право в зарубежных странах возникло в Новое время. Формирование самостоятельного гражданского общества потребовало установления четких правовых рамок для всей государственно-управленческой деятельности, осуществления ее на началах законности. Вначале на европейском континенте (XIX в.), а позднее в Англии и США (ХХ в.) возникает комплекс правовых норм, регулирующих организацию исполнительной власти, правовое положение ее органов, их отношения с частными лицами.

В рамках одного вопроса изучаемой темы невозможно отразить все многообразие административного права зарубежных стран. Наиболее интересны для ознакомления модели административно-правового регулирования Франции и Великобритании, которые являются типичными для систем континентального и англосаксонского права.

Система государственного управления во Франции считается традиционно централизованной, но в 1982-1983 гг. там были проведены реформы, направленные на некоторую ее децентрализацию. Представители Правительства на местах перестали осуществлять функции местных органов исполнительной власти (они перешли к органам самоуправления), контроль центра над местными органами принял менее жесткий характер, правительственных префектов заменили комиссарами республики.

Система государственного управления во Франции, как и в соседних Германии, Австрии, Польше и других европейских странах, включает обособленные административные суды (трибуналы), которые рассматривают всевозможные административные споры, проверяют законность административных актов. Существуют также и специализированные суды: по вопросам социального обеспечения, дисциплинарные суды (для преподавателей публичных учебных заведений, врачей и других лиц свободных профессий), счетные палаты и т.п.

В Великобритании существует развитый институт административной юстиции, с помощью которой осуществляется судебный контроль за действиями исполнительной власти по отношению к частным лицам и их объединениям. В отличие от Франции, Германии, России и других континентальных стран в Великобритании органы исполнительной власти не имеют собственных полномочий на издание нормативно- правовых актов. Правительственные нормативные акты оформляются в виде приказов «короны в Совете», а инструкции и иные нормативные предписания министерств и ведомств издаются на основе полномочий, получаемых от парламента.

Еще одна особенность британского административного права состоит в том, что в его становлении и развитии (как и всей системы права) большую роль сыграли суды: многие его нормы установлены прецедентными решениями судов по конкретным делам, связанным с жалобами на неправомерные действия органов исполнительной власти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *