что означает понятие икебана
Это японское слово икебана
Слово икебана пришло из японского языка и завоевало весь мир совсем недавно, в 50-60-е годы XX в.
Икеба;на или икэбана ( буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере.
В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.
«Об искусстве Икебана обычно думают как о копировании естественных форм растений, как они растут в полях и горах. Однако икебана не является ни копией, ни миниатюрой. В икебана мы аранжируем одну маленькую ветку и один цветок в безграничном космическом пространстве и бесконечном времени, и эта работа вмещает всю душу человека. В этот момент единственный цветок в нашем сознании символизирует вечную жизнь.» Икэнобо Сэнкэй. «Истинная утонченность».
Это самые известные слова создателя стиля икебана Икэнобо- священнослужителя буддийского храма Роккакудо в городе Киото, жившего ещё в XV веке.
Икебана первоначально имела религиозную направленность и являлась всего навсего, подношением богам в японских храмах.
Япония, с тех пор- это страна, в которой цветы и умение составлять из них изысканные композиции считаются неотъемлемой частью культуры.
Много веков назад буддийские монахи научились оживлять цветы, создавая из них и прочих природных материалов удивительные композиции.
Однажды, после особенно жестокой грозы, уничтожившей много цветущих садов, монахи воззвали к милосердию Будды, возложив к подножию его статуи сломанные цветы и ветки деревьев.
Монахи умоляли Будду воскресить то, что уничтожила непогода.
Увидев мёртвые растения, Будда, пожалев несчастных людей, совершил чудо.
И вскоре сады оправились от разрушений, деревья вновь стали плодоносить, и на них распустились цветы.
С тех пор в буддистских храмах стали специально устанавливать эффектные асимметричные композиции, которые получили название икебана, что переводится как «оживление цветов».
Икебана — это национальное японское искусство составления композиций из цветов, также известное как «kado» («путь цветов»).
В отличие от обилия цветов, типичных для композиций западных стран, японская композиция цветов базируется на линиях прутов и (или) листьев, украшенных небольшим количеством цветов.
Контейнер — также является ключевым элементом композиции.
Структура японской цветочной композиции базируется на разностороннем треугольнике, очерченном тремя главными точками, обычно прутьями, в некоторых школах символизирующих небеса, землю и человека.
Икебана достигла статуса художественной формы, независимой от ее религиозного происхождения, хотя и продолжала сохранять сильный символический и философский подтекст.
Философский смысл икебаны- это обращение живых через мёртвые растения к душам своих предков, некое подношение, с целью их умилостивить и попросить о помощи.
Первые преподаватели и студенты были священниками и благородными членами общества. Однако, поскольку то время прошло, много различных школ возникло на основе старой, изменились стили, и Икебана стала реальной для всех представителей японского общества.
Зарождение искусства Икебаны может быть отнесено ещё к VI в., к приходу Буддизма в Японию. Часть поклонения предполагало возложение цветов на алтарь в честь Будды.
В Индии, в стране зарождения Буддизма, цветы возлагались на алтарь не регулярно, а иногда только лепестки рассыпались вокруг.
В средневековой Японии к X в., японские буддийские монахи уже возлагали свои подношения в контейнеры. Возложения подношения на алтарь были обязанностью только священников данного храма.
Происхождение Икебаны: Икенобо Сенкеи создал стиль «рикка» (постоянные цветы).
Этот стиль был развит как выражение буддистами красоты природы, с семью отделениями, представляющими холмы, водопады, долины и другие виды природы, расположенные формализованным способом.
Среди священников и аристократов этот стиль становился все более утонченным до конца XVII века, в то время как растущий класс торговцев развил более простой стиль, названный «seika» или «shoka».
«Шока» использует только три главных отделения, известных как тен(небеса), чи (земля) и дзин (человек) и предназначен для того, чтобы показать красоту растения непосредственно.
Другая старая форма икебаны –«nageire» — используется только в чайной церемонии.
Первая из современных школ была сформирована, когда Охара Неголень и откололась от школы Икенобо в конце XIX века.
Школа Охара обычно делает «moribana» (сложенные сверху цветы) в мелком, плоском контейнере.
Школа была открыта, когда западная культура начала влиять на Японию, и стиль морибана часто использовал западные растения. Но это был все еще формальный стиль.
Влияние художественных движений начала XX в. привело к развитию композиций «jiyuka». Несмотря на все изменения, икебана была все еще только искусством для высших сословий и монахов, простой народ не имел доступа к данному виду искусства.
В 1930-х годах и затем больше в послевоенный период, интерес к икебане стал намного более широко распространенным. Открывались школы икебаны, которые привлекали людей всех социальных классов. В течение занятий, многие жены американских служащих, жившие в Японии, подняли это старинное искуство на новый уровень и позже помогли ему распространиться за границу.
Во главе с Тешигахарой Софуой, основателем в 1927 году школы «Sogetsu», дзэн-эйбана или авангардная икебана ввела все виды новых материалов, типа пластмассы и стали.
Сегодня, существует приблизительно 3 000 школ икебаны в Японии и более тысячи во всем мире.
Школа Икенобо имеет приблизительно 60 000 преподавателей во всем мире. Икебаной занимаются примерно до 15 миллионов человек в Японии, главным образом молодые женщины.
По прошествии времени Икебана стала основной эмблемой традиционных фестивалей, и международные выставки Икебаны стали периодически проводиться во всем мире. Были написаны правила, и материалы должны были быть объединены определенными способами.
Икебана в современном интерьере:
В интерьере икебана создаст атмосферу Востока, подарит умиротворение и покой.
Икебана- это не только сочетание японской философии и эстетики: оригинальные композиции из цветов могут быть и просто очень красивым дополнением к интерьеру и придадут ему уникальность и неповторимость.
Икебану можно составлять как из живых цветов, так и из сухоцветов, корней и веток.
В японских интерьерах сегодня более популярны композиции из сухих цветов. Большинство растений и в “сухом виде” выделяют фитонциды и антисептические вещества, благотворно влияя на микроклимат в вашем доме или офисе, это антисептики и ароматизаторы.
В настоящее время можно встретить большое количество цветочных салонов и студий, предлагающих икебаны.
Понравившийся букет вы можете выбрать по каталогу, и получить с доставкой на дом. Любители цветочных украшений могут составить икебану сами.
Главное правило здесь – простота и изящность. Необходимые материалы – вазу, цветы (ветки и листья), а также специальную подставку “кендзан”, в которой фиксируются растения, можно приобрести, практически, в любом цветочном магазине.
Важно помнить, что сухим цветам нужна забота ничуть не меньше чем живым. При правильном уходе композиция будет сохранять парадный вид долгие годы.
Икебана из сухоцветов требовательна к влажности помещения и ее лучше не располагать на солнце. Если влажность воздуха менее 40%, то сухие цветы становятся слишком хрупкими. Икебану ни в коем случае нельзя ставить на батарею или подоконник.
Пыль с икебаны осторожно стряхивают перьевым веничком, а также сдувают феном со слабым напором холодного воздуха.
Японское искусство составления икебан предполагает наличие высокого эстетического вкуса у автора, оригинальный взгляд на вещи, умение сочетать фактуры, длину и виды разных цветов.
И, конечно же, главным правилом составления икебаны является то, что она должна рождать в душе чувство красоты и гармонии.
Классическая школа икебаны предполагает, что композиция включает в себя три ветви, хотя в некоторых случаях допускается наличие даже девяти веточек.
Каждая ветка символизирует собой небо, землю и человека.
Композиции из веток принято разбавлять травами и небольшими по величине цветами. Совсем необязательно для создания икебаны отдавать предпочтение экзотическим цветам. Чаще всего используются розы и хризантемы,и лишь иногда орхидеи.
Достаточно добиться такого эффекта, чтобы растения гармонично сочетались друг с другом и отражали собой то, что хотел сказать автор, создавая такую флористическую работу.
Главным принципом икебаны является то, что мастер должен отбросить все ненужное и лишнее, что может нарушить естественную красоту и пропорции живых растений, и сконцентрировать внимание на красоте цветов.
При создании икебаны обратите внимание и на выбор подставки или вазы, они также должны идеально соответствовать настроению и характеру самой композиции, не загромождать красоту цветов и растений, а, наоборот, подчеркивать ее. Умеренность во всём и простота!
Как видите, жестких и строгих требований к составлению икебаны нет. Однако не всякий букет живых цветов можно отнести к этой категории.
Один из лозунгов классических японских икебан: «Умеренность во всём, без излишеств. Отсеки всё лишнее и получиться красота».
Икебана своими руками — что это такое и как делается правильно (72 фото)
Что это такое
Неудивительно, что слово «икебана» восходит к японскому языку, ведь это настоящий вид искусства, которым гордится вся Япония. Оно состоит из двух корней:
«Живые цветы» – отличное название для этих произведений искусства, потому что даже срезанные цветы, искусно скомпанованные в букет, выглядят как живые. Нередко название также переводят как «вторая жизнь цветов», подразумевая, что они рождаются в новой реальности и несут в себе глубинный смысл.
Икебана – это искусство
составленияцветочных композиций и их удачного размещения в пространстве. Оно дарит гармонию в доме и завершает интерьер природными акцентами.
Для составления композиций могут использоваться разные материалы, в большинстве своем природные:
Композиции устанавливаются в специальных вазах, многообразие которых поражает и расширяется вместе с эволюцией искусства. В истории икебаны было много новаторов, которые предлагали все новые и новые идеи составления японских букетов.
Истинные мастера осваивают искусство уже очень много лет. Они учатся видеть красоту в каждом бутоне или ветке и отражать в букете, чтобы ее смог увидеть каждый. Икебана может состоять всего из одного цветка или листочка – но при этом в ней отразится вся глубина жизни, которую он символизирует.
Просто и изящно – вот главная характеристика икебаны, сотворенной гениальным мастером.
Составление икебаны
До того, как начать творение, необходимо тщательно продумать состав и внешний вид будущей поделки.
Для мастериц, которые занимаются подобным увлекательным творчеством в течение довольно долгого времени, это не составит труда.
Для новичков можно попробовать составить букет, пользуясь небольшими подсказками.
Осенняя икебана
Такой букет составить будет проще всего: изобилие овощей и цветов в это время года поможет подобрать самые прозаичные предметы и составить из них удивительные композиции.
Чаще всего для осенней икебаны используют:
Из тыквы изготавливают сосуд. Для этого ровно срезают дно, чтобы будущая ваза обрела устойчивость и не качалась. На ветку наклеивают шишки и устанавливаю ее в тыкву. Веточками рябины украшают нижнюю часть бывшего стволика. Немного сухих листочков и гроздей рябины приклеивают к тыкве.
Для любителей минимализма можно использовать всего один яркий лист и шишку (каштан, орех, небольшой овощ или фрукт), проволоку и любую основу.
Зимняя икебана
Отличным украшением праздничного стола или заменой традиционной елки станет зимняя икебана.
Самый простой букет можно составить из сосновых веток и половинок цитрусовых плодов. Необычно дополнит композицию елочный шар или праздничная свеча.
Для тех, кто не готов наблюдать, как сохнут спелые апельсины, мандарины, грейпфруты и лимоны, можно сделать стильное новогоднее украшение из шкурок ароматных фруктов. Для этого их аккуратно снимают острым ножом и укладывают в виде розочек на хвойные лапы.
Любители кофе могут сделать икебану из зернышек любимого напитка и апельсиновых долек.
Весенняя икебана
Весной еще недостаточно много цветов, да и стоят они довольно дорого. Поэтому очаровательный букет можно сделать из бумажных цветов, а веточки найти во дворе или в парке можно в любой время года.
Хорошим способом создания весеннего настроения станет икебана из корочек цитрусовых, веточек лаванды, шишек. Подобная композиция еще и иммунитет повысит, и успокоит нервы после зимнего стресса.
Икебана поможет оригинально украсить дом и сотворить изысканное чудо своими руками. Чтобы поверить в свои силы, достаточно посмотреть фотографии этих букетов и понять, что все не так сложно, как кажется на первый взгляд.
История возникновения
О появлении искусства икебана гласит одна легенда. Однажды по Японии прошелся сильный ураган с грозой, который снес на своем пути все и разрушил деревья и кусты вокруг. Тогда буддийские монахи, возложив к статуе Будды веточку поломанного дерева, обратились к Учителю в надежде на то, что он поможет восстановить разрушенную растительность.
Удивительно, но спустя немного времени благоухание цветов вновь распространилось по опустошенным территориям, кусты распустили бутоны, а сады зацвели, вновь даря красоту окружающим. Так буддийские монахи начали частенько сооружать икебаны, чтобы сады никогда не переставали цвести.
Мнения историков по поводу того, когда появилась первая икебана, сильно расходятся. Принято считать, что на японские земли она пришла из Китая, и, как хризантема – символ императорской власти – распространилась по всей стране, точнее, по буддийской ее стороне. Изначально композиции изготавливали монахи, ими украшали храмы и даровали Будде как подношение.
Позже, в IX-X столетиях, композиции вышли за пределы храмов и распространились в домах обычных японцев. Приобретая более естественные, изящные формы, они стали неотъемлемой частью интерьера и принесли с собой гармонию.
Икебана на чайной церемонии в Древней Японии
К XII-XIV столетиям искусство переняли аскетичные самураи, поэтому сделали его более простым, скромным. Примерно в это же время в Японии развилась школа дзен-буддизма, поэтому букеты, символизируя путь к истине, напрочь лишились какого-либо шика, хотя остались все такими же красивыми и символичными.
Все изменилось в XVII-XIX веках, когда главными жизненными ценностями стали обычные радости и любование самой жизнью. Былой символизм в композиции стал не таким важным, как ощущение гармонии, которое дарили икебаны того времени.
Интересно, что любая гейша в Японии должна овладеть искусством создания икебаны.
Особенности искусства
Жители Страны восходящего солнца приравнивают создание цветочных композиций к высокому искусству. Как, например, музыкант должен обладать идеальным слухом, создатель икебаны должен иметь безупречный вкус и отличное зрение.
В составлении композиции большую роль играют линии, цвет и форма. Например, с помощью горизонтальных линий передается равнодушие, отстраненность, а диагональных — воодушевление, радость.
«Теплые» цвета — например, желтый, оранжевый — передают позитивный настрой, доброжелательные чувства, а вот синие, голубые — сдержанность, холодность. Зеленый же цвет считается нейтральным и используется для «связки» других цветов между собой. Часто мастера играют на контрасте цветов, что позволяет влиять на настроение и эмоции людей.
Как мы уже знаем, икебаны тесно связаны с буддийской философией, а также с религией синто, и поэтому в основе лежит символизм – противостояние злых и добрых сил, земных и небесных. В связи с этим композиции символично выполнялись из двух веточек.
Позднее, приблизительно в VII столетии, к двум элементам добавился третий, который олицетворял человека. Так условной схемой построения икебаны стал треугольник – гармоничная форма в японском понимании.
Сегодня внимание уделяется не только самой композиции, но и тому, какое место она занимает в интерьере, какую имеет форму или цветовую гамму, какой на нее падает свет. Такое повышенное внимание оправдано – ведь некоторые японцы считают процесс созерцания икебаны настоящей медитативной практикой.
Стеновое панно
Чтобы создать настенную икебану необходимо полотно мешковины или иной плотной материи наклеить на жесткую основу. Затем на полотнище размещаются веточки, цветочки, сухоцветы, листочки, кусочки мха и другие выбранные элементы. Важно так продумать образ панно, чтобы композиция получилась целостной.
После полного высыхания клея икебану можно закреплять на горизонтальной плоскости.
Чтобы создать уникальную красивую композицию, стоит посмотреть мастер класс по икебане, который без труда можно найти в интернет пространстве.
Школы
Всего существует не одна сотня школ икебана, но за все время существования наиболее известны и влиятельны три из них:
Из всех других сформированных школ она была первой. Свое название она получила благодаря основателю – Икэнобо Сэнкэй, который жил в домике у озера в Киото в XV столетии. Он был монахом и составлял храмовые композиции, которые были довольно скромными внешне, но достигали отнюдь не скромных размеров – до двух метров. В школе Икэнобо использовались в основном стили рикка и сёка.
Школа появилась в последние годы XIX века и подарила искусству новый стиль – морибана. Его особенность заключается в том, что основа композиций – низкие вазы, наполненные водой, с плоским дном.
Морибана
Название школы переводится как «трава и луна».
Согэцу была основана в третьем десятилетии минувшего века. Школа увидела свет благодаря выдающемуся человеку искусства Софу Тэсигахара.
Он первым начал использовать в японских букетах наряду с природными материалами искусственные: металлические, тканевые, пластиковые изделия. С этого момента икебаны покинули пределы обычных домов и помещений, выставляясь теперь в парковых зонах, на тротуарах и даже в метро.
Икебана в метро Киото
Композиция со свечкой
Часто японские мастера отступают от классических правил создания икебаны и используют кроме живых цветов такие декоративные элементы как свечи или пластмассовые фигурки птиц и насекомых.
Этапы сборки букета:
3. Декорировать пространство вокруг свечки с помощью листьев рябины или облепихи, плодов физалиса.
4. С помощью термопистолета приклеить еловые шишки.
В качестве основы для икебаны со свечкой можно использовать неглубокий горшочек, декоративные плетенные корзинки.
Стили
Конкретные школы всегда предпочитали определенные стили создания, хотя сейчас нет жестких рамок, и мастера могут творить, вдохновляясь сразу несколькими стилями.
Связан с появлением школы Икэнобо – он использовался в храмовой отделке. Из-за впечатляющих размеров использовались стволы деревьев: широкие стебли бамбука, массив сосны. Над изготовлением одной композиции трудилось одновременно несколько мастеров.
Его название переводится как «стоящие цветы». Причем эти цветы символизируют мощь природы: реки, скалы, горы, леса, водопады, поля – создателям удивительным образом удавалось воссоздавать пейзажи. Однако процесс изготовления был очень трудоемким, поэтому этот стиль постепенно вытеснился более компактными композициями.
По сути, это все тот же старый добрый стиль рикка, но в миниатюре. Если первый полюбился монахам, императорам, аристократам и прочим представителям «голубых кровей», то стиль сёка можно было встретить даже в домах обычных людей.
Он сформировался с наступлением XVIII столетия и держался на трех столпах: воплощении всего мира, Земли и человечества.
Особенность этого стиля в том, что композиции составляются в высоких вазочках. Стебли и цветы держит узкое горлышко, а иногда – специальные подпорки. Нагэирэ не просто передает великолепие природы, он подчеркивает изящество самих растений.
Про этот стиль мы уже писали чуть выше. Он стала распространяться на рубеже XIX и XX столетий. В основе композиции – плоская низкая посуда, на дно которой нередко добавляют воду.
Если морибана довольно объемная, ее, кроме этого, закрепляют особыми держателями.
В стиле морибана стала использоваться растительность, привезенная из западных стран.
Самый современный на сегодняшний день стиль, который отдает сюрреализмом. В ход идут самые разные материалы – от природных даров до синтетических материалов. Вазы, да и сама композиция, могут принимать очень смелые формы.
Современность
В прошлом веке нескрываемый интерес к искусству икебана появился также у представителей Запада. Они пытались воссоздавать шедевры, привносить что-то новое, использовать собственные материалы. Однако этот вид искусства в Японии и на Западе отличается главным – подходом.
Если европейцы относятся к нему как к хобби, некоему развлечению и способу прикоснуться к загадочной культуре Востока, то сами японцы подходят к созданию со всей серьезностью. Для них это особый ритуал, который требует сил, времени и обязательно – частички души.
Сегодня в Стране восходящего солнца насчитывается больше трехсот крупных школ – а это порядка 15 миллионов людей, которые искренне влюблены в искусство икебана.