что означает понятие мемория в структуре риторики

Меморио как раздел риторики — виды и типы памяти

Меморио (запоминание) – это четвертый раздел традиционной риторики – этап подготовки к произнесению речи.

Он непосредственно связан с устной речью и применяется, когда письменный текст уже написан и прошел все этапы подготовки:что означает понятие мемория в структуре риторики. Смотреть фото что означает понятие мемория в структуре риторики. Смотреть картинку что означает понятие мемория в структуре риторики. Картинка про что означает понятие мемория в структуре риторики. Фото что означает понятие мемория в структуре риторики

Данный этап имеет существенное практическое значение и требует отработки именно практических навыков в процессе подготовки к произнесению речи. Обычно античные риторы писали свои речи и затем заучивали их наизусть. Однако существовали и другие приемы подготовки к публичному выступлению: они определяли и записывали ключевые блоки, запоминали начала абзацев или основные мысли своей речи.

Основное содержание меморию и заключается в использовании мнемонических приемов (приемов запоминания) при подготовке к публичной речи.

Для того, чтобы освоить этот раздел риторики, необходимо сначала обратиться к понятию «память» и выяснить, как проходят процессы запоминания.

Виды и типы памяти

к видам памяти относят:

Помимо названных видов памяти, можно назвать вкусовую, обонятельную, тактильную и эмоциональную память.

Типы памяти

Непроизвольная память – определена способностью запоминания человеком чего-либо непроизвольно, т.е. процесс запоминания идет сам по себе, и человек не ставит себе цель запомнить что-то.

Произвольная память соответствует задаче человека специально запомнить что-то.

Память бывает кратковременной и долговременной. Вспомните ситуацию, когда вам надо сдавать экзамен, вы усиленно запоминаете материал, но после сдачи успешно забываете выученное два дня назад. Какой вид памяти был задействован вами? Как правило, у человека хорошо развит какой-либо один вид памяти. Вы можете это проверить, проанализировав свой способ подготовки к экзаменам. У каждого он свой: внимательно прочитывать текст или писать шпаргалки (несмотря на то, что вы ими не пользуетесь), или рассказывать материал вслух, или составлять схемы и тезисы для каждого вопроса. Каждый человек обычно пользуется именно тем видом памяти, который у него хорошо развит.

Мнемонические приемы (приемы запоминания)

Но что же делать человеку, если речь написана и ему предстоит выступать публично?

Вот несколько советов:

Выступающий должен четко поставить себе задачу необходимости запомнить именно этот текст; лучше при этом убедить себя, что этот материал нужен надолго, т.е. давать себе установку на длительное запоминание;

Лучше и легче усваивается интересный именно для вас материал: зачастую школьнику трудно выучить, например, исторические даты, но как легко он запоминает все, что связано с его любимым певцом или с любимой командой! Постарайтесь настроить себя так, чтобы материал стал для вас по-настоящему интересным.

Попытайтесь пробудить в себе не только интерес к предмету изложения, но и вызвать некоторые эмоции к своему тексту.

Готовясь к выступлению, не старайтесь запомнить подготовленный текст полностью, дайте себе свободу вариантов, запоминайте канву выступления, ее основные моменты (их надо знать твердо), подберите интересные примеры. Если вы, готовясь, используете чужой текст, то постарайтесь «сделать» его своим: не запоминайте средств выразительности и примеры другого автора, лучше подберите свои — это будут ваши эмоции, и они запомнятся лучше.

Рекомендации по подготовке к публичному выступлению

1.Уважайте слушающего, постарайтесь поставить себя на место адресата. Попробуйте оценить свою речь с точки зрения аудитории, насколько она может быть интересна для тех, кому она адресована.

2. При произнесении речи ведите себя естественно, постарайтесь приблизить свою речь к разговорной, легкой для восприятия.

3. Начинайте готовиться к публичному выступлению за несколько дней. Это поможет вам «вжиться» в тему, сделать предмет речи близким и естественным для вас.

4. Готовясь к публичному выступлению, воспользуйтесь приемом репетиции.

Нельзя «репетировать» речь частями, а только как единое целое. Если вы забыли какой-либо фрагмент речи, не начинайте ее сначала, продолжайте произносить текст, а если пропустили в нем очень важное, лучше вернитесь, обратив внимание слушателей на забытое. «Забывчивость» даже используют в качестве специального риторического приема.

5. Составьте для выступления «шпаргалку», если вы не уверены в себе. Шпаргалка должна быть четко структурированной и соответствовать плану вашего выступления. В ней можно записать опорные слова, фактический материал, трудный для запоминания: даты, цифры, имена и т.п. Не старайтесь делать шпаргалку маленькой, лучше, если она будет написана на стандартных листах. Причем рекомендуем пользоваться ею без стеснения, т.к. ничего предосудительного в использовании шпаргалки во время выступления нет.

6. Готовясь к выступлению, репетируя его, попробуйте представить себе не только будущую аудиторию, но помещение, в котором будет произнесена речь, акустику зала.

7. Продумайте свое поведение во время выступления, жесты, мимику, одежду, прическу.

Процесс полного «погружения» в процесс произнесения будущей речи сделает ваше выступление всесторонне продуманным, а потому и естественным.

Такой процесс подготовки к публичному выступлению обеспечит вам безусловный успех.

Наша презентация

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша Библиотека»)

Источник

13. Память, запоминание (memoria) и исполнение, произнесение (actio). Риторика и смежные дисциплины

13. Память, запоминание (memoria) и исполнение, произнесение (actio). Риторика и смежные дисциплины

Канон memoria был предназначен для ораторов, которым требовалось запоминать подготовленные ими речи для последующего публичного воспроизведения, и имел более психологический, нежели филологический характер. В нем содержался перечень приемов, позволявших запоминать относительно большие объемы текстовой информации, в основном с опорой на комплексные визуальные образы (Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. СПб., 2003).

В раздел об исполнении входили сведения и навыки, которые сегодня относятся к ведению теории актерского мастерства, а именно: владение голосом – его акцентно-интонационным богатством, мимикой, искусство позы и жеста. Формулировались комплексные требования к поведению говорящего (обаяние, артистизм, уверенность в себе, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность, увлеченность и др.).

Риторика, как и языкознание, относится к кругу семиотических наук (об этом подробнее написано в работах В. Н. Топрова, Ю. М. Лотмана). Стилистика и культура речи – подразделы старой риторики, обособившиеся и самостоятельно развивающиеся. Проблематика ряда других дисциплин, филологических и нефилологических, пересекается с проблемами, входящими в круг обсуждаемых риторикой. Таковы: синтаксис сверхфразовых единств и лингвистика текста, лингвистическая теория экспрессивности, лингвистическая теория прозы, а также логические науки, особенно современные неклассические логики, психолингвистика, психология памяти и эмоций и др.

Еще софисты широко использовали в своей деятельности две основные дисциплины: диалектику – искусство рассуждать и риторику – искусство убеждать. Тот, кто умело владеет обоими искусствами, может переубедить любого противника и добиться торжества своего мнения. В этом, по их мнению, и заключалось главное достоинство «общественного человека» как идеала Древней Греции (Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. СПб., 2003).

В Средневековье риторика стала одной из «семи свободных наук» в системе наук Варрона, преподаваемых в школах и университетах. Эти семь наук делились на две группы: тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадривиум (арифметика, музыка, геометрия, астрономия). Преподавание наук тривиума продолжалось в духовных и светских школах вплоть до XIX в.

К кругу традиционных риторических дисциплин наукой относятся эристика, диалектика и софистика. К дисциплинам неориторического цикла относят лингвистическую теорию аргументации, исследование коммуникации, общую семантику (general semantics), структурную поэтику, литературоведческий анализ текста в рамках направления new criticism и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Запоминание текстов

Запоминание текстов Метод мест можно использовать для запоминания достаточно объемной информации: например, текстов, речей и т. д. Ниже описан процесс запоминания.Запоминание текста осуществляется в три шага.1. Разбейте текст на отдельные смысловые участки.2. На каждом

Смежные права

Смежные права СМЕЖНЫЕ ПРАВА — права на нематериальные объекты, по своему типу схожие с авторскими правами и примыкающие к авторскому праву. С.п. не являются единой правовой категорией (поэтому термин «С.п.» всегда применяется во множественном числе), а представляют собой

19. Смежные права

19. Смежные права Впервые понятие «смежные права» появилось в СССР в Основах гражданского законодательства 1991 г. В СССР творческая деятельность артистов исполнителей регулировалась нормами трудового права, и ее результаты не являлись объектом авторского права. В

Запоминание последовательности новых слов

Запоминание последовательности новых слов Перевод новых слов запоминается в виде зрительных образов ВНИМАНИЕВнимание обладает свойством самопроизвольного переключения. Специалисты выделяют четыре типа людей с различной природной неустойчивостью внимания. Одни

Запоминание произношения новых слов

Запоминание произношения новых слов Запоминание слова — это образование связи между образом и произношением ЗАПОМИНАНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ СЛОВВы уже научились сформировать в памяти последовательную систему опорных образов, представлять в виде простых образов перевод

Запоминание неправильных глаголов и фраз

Запоминание неправильных глаголов и фраз Чтобы научиться говорить — нужно говорить ЗАПОМИНАНИЕ ФОРМ НЕПРАВИЛЬНЫХ ГЛАГОЛОВВ таблицах с запоминаемыми словами, начиная с опорного образа № 34, даются 3 формы неправильных глаголов.Сначала потренируйтесь запоминать только

Риторика

Риторика Риторика (rhtorikh teknh) – в первоначальном значении слова наука об ораторском искусстве, но впоследствии иногда понималась шире, как вообще теория прозы. Свое начало европейская Р. получает в Греции, в школах софистов, главной задачей которых было чисто практическое

16. Римская риторика

16. Римская риторика Под воздействием греческого ораторского искусства развилось и оформилось римское красноречие. Особенностью его было обладание огромной практической силой. Все государственные дела в Республиканском Риме решались дебатами в народном собрании, в

18. Российская риторика

18. Российская риторика С начала XVII в. появляются первые письменные русские риторические пособия. Первая русская риторика представляет собой перевод с латинского риторики одного из вождей Реформации Ф. Меланхтона. Другим важнейшим учебником по красноречию стала

27. Юридическая риторика

27. Юридическая риторика Цицерон, а за ним и многие другие исследователи отмечают сходство ораторского и поэтического искусства. Чистота, ясность, точность и предельная информативность языка, необходимость природных задатков и большого старания роднит оратора и поэта. В

Источник

Что означает понятие мемория в структуре риторики

Память (memoria)

Данный раздел не был изобретением ораторов – впервые об искусстве мнемотехники начал говорить поэт Симонид Кеосский. Риторы лишь удачно ввели этот раздел, равно как и раздел Произнесение, – в структуру идеоречевого акта, придав последнему смысловую и материальную завершенность.

Поскольку было не принято читать речь, оратор должен был обладать хорошей памятью. Известный совет: располагать содержание речи в каком-либо пространстве, прикрепляя тематические фрагменты высказывания к соответствующим иконическим знакам – ведет свое начало от античных риторических трактатов. При этом запоминалось (и вспоминалось) только общее содержание речи, но не словесное выражение, которое порождалось в процессе произнесения. Данный («архитектурный») тип памяти соотносится с особенностями античного мировосприятия с его акцентом на материальной, пространственной характеристике объектов.

Вместе с тем роль раздела «Память» в системе античной риторики и его значение для последующей культуры не ограничивается прикладной задачей – разработкой приемов механического запоминания текста. В данном разделе впервые была поставлена и в общих чертах осмыслена проблема нейропсихологии памяти: условия аккумуляции, хранения информации и ее последующего извлечения, стратегии ее кодирования и декодирования. Как показывают современные исследования, древние риторы хорошо представляли сложные взаимоотношения между письмом и чтением, соединением и разделением, собиранием и использованием информации. Об этом свидетельствуют античные дискуссии о природе памяти, которые основаны на двух метафорических моделях, восходящих к Платону, может быть, даже к досократикам: память как «чистая доска для письма» и память как «хранилище для книг». Эти древние метафоры по существу являются когнитивными познавательными архетипами и потому с незначительными изменениями прошли через всю историю европейской культуры.

В то же время в разделе «Память» разрабатывалась психология творческого процесса. Выделяя два вида памяти – естественную (природную) и искусственную – античные риторики квалифицировали последнюю как искусство, поскольку она основывается на местах (loci) и образах (images). Образы с этой точки зрения – это формы, знаки, симулякры (formae, notae, simulacra). Искусство памяти предстает как внутреннее письмо, поскольку «места» во многом похожи на восковые дощечки или на папирус, образы похожи на буквы, размещение образов напоминает процесс письма, произнесение соотносится с чтением. Риторы осмыслили психологические основы запоминания – почему одни образы, сильные и яркие, стимулируют процесс запоминания и вспоминания, в то время как другие оказываются настолько слабыми, что не могут выполнить эту функцию? Оппозиция банальность – необычность проясняет ответ на этот вопрос. Экстраординарное запоминается лучше, равно как эмоциональные аффекты способствуют более яркому восприятию иконических знаков.

Аристотель поставил вопрос о том, что теория памяти основана на теории познания; память связана с воображением. Память – это совокупность умозрительных картин, возникающих на основе сенсорных впечатлений. Память участвует в творческом процессе, поскольку ассоциативное мышление, основанное на принципах подобия, несходства, смежности, помогает создавать образы. Поэтическая метафора может быть представлена как один из способов мнемоники.

Память, понятая как креативное начало, не случайно была названа Сократом матерью всех муз. Вполне очевидная преемственность объединяет риторическую память с одной стороны и такие разные явления, как средневековый «театр памяти», теория Станиславского и современные мультимедиа с другой.

В таком понимании память выполняет еще и критическую, авторефлексивную функцию по отношению к работе оратора на этапах инвенции, диспозиции, элокуции, более того, является, по словам автора анонимной «Риторики к Гереннию», хранителем всех частей риторики.

Сложность и многообразие идей риторической памяти отразилось в тех интерпретациях, которые она получала у античных риторов. Для Аристотеля память была хранилищем топосов и потому источником изобретения. Для Платона память – способ присоединения к божественной душе, основа всего; для Цицерона – доказательство божественности души, для Квинтилиана – источник власти оратора над людьми.

Современное литературоведение испытывает повышенный интерес к риторической памяти, справедливо усматривая в ней ключ к теории фантастического, в целом к теории художественного образа.

Вопросы и задания

Произнесение (pronunciatio, actio) регулировалось правилами «красноречия тела» (формула Цицерона), в которых связывались воедино голос (главные качества – громкость, твердость и гибкость) и движения тела и лица (главное требования – сдержанность и достоинство). Взятые в целом, эти правила позволяли оратору вызвать доверие и уважение слушателей к произносимой им речи.

Задание

Обобщите рекомендации античных риторик относительно поведения оратора на трибуне. Насколько применимы они в современной коммуникации?

Источник

Глава 5. Мемория

что означает понятие мемория в структуре риторики. Смотреть фото что означает понятие мемория в структуре риторики. Смотреть картинку что означает понятие мемория в структуре риторики. Картинка про что означает понятие мемория в структуре риторики. Фото что означает понятие мемория в структуре риторики что означает понятие мемория в структуре риторики. Смотреть фото что означает понятие мемория в структуре риторики. Смотреть картинку что означает понятие мемория в структуре риторики. Картинка про что означает понятие мемория в структуре риторики. Фото что означает понятие мемория в структуре риторики что означает понятие мемория в структуре риторики. Смотреть фото что означает понятие мемория в структуре риторики. Смотреть картинку что означает понятие мемория в структуре риторики. Картинка про что означает понятие мемория в структуре риторики. Фото что означает понятие мемория в структуре риторики что означает понятие мемория в структуре риторики. Смотреть фото что означает понятие мемория в структуре риторики. Смотреть картинку что означает понятие мемория в структуре риторики. Картинка про что означает понятие мемория в структуре риторики. Фото что означает понятие мемория в структуре риторики

что означает понятие мемория в структуре риторики. Смотреть фото что означает понятие мемория в структуре риторики. Смотреть картинку что означает понятие мемория в структуре риторики. Картинка про что означает понятие мемория в структуре риторики. Фото что означает понятие мемория в структуре риторики

что означает понятие мемория в структуре риторики. Смотреть фото что означает понятие мемория в структуре риторики. Смотреть картинку что означает понятие мемория в структуре риторики. Картинка про что означает понятие мемория в структуре риторики. Фото что означает понятие мемория в структуре риторики

Повторение является важнейшим этапом закрепления запоминаемого текстового или речевого материала и его прочного сохранения. Повторение — важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Исследования психологов позволили выявить некоторые закономерности процесса повторения. Перечислим их.

Кроме указанных выше закономерностей процесса повторения существуют еще условия, способствующие повышению эффективности запоминания.

· Прежде всего, очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным.

Для этого перед обучающимися ставят разные задачи: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу и т.д. Следует отметить, что при активном повторении активизируются сформировавшиеся связи. В результате процесс запоминания протекает более качественно. Примером активного повторения может служить пересказ после прочтения текста. Пересказ — это не только развитие речи, но и прекрасная тренировка памяти. Во время пересказа в коре головного мозга происходят мощные процессы обработки информации. А во время повторного чтения (пассивное повторение) активность мозга очень мала. Школьные учителя хорошо знают: среди учеников, у которых выработалась привычка пересказывать выученный материал, не бывает троечников. Повторное чтение не требует напряжения сил, потому что в процессе его происходит «узнавание» знакомого материала, что создает иллюзию знания. На самом же деле материал не закрепляется в памяти. Давным-давно в одном из московских институтов провели следующий эксперимент. Четырем группам студентов читали один и тот же отрывок лекции. В первой группе «для надежности» прочли его четыре раза. Во второй — три раза, но один раз студенты пересказали его. В третьей — два чтения и два пересказа, в четвертой — один раз прочли и три раза пересказали. Разница в усвоении материала была столь разительной, что вывод был сделан однозначный: «Повторное (и многократное) чтение учебного материала — пустая трата времени! Для эффективного запоминания важно активно повторить (пересказать) материал».

· Точную информацию можно повторить по-разному. Выделяют два уровня мысленного повторения.

Первый уровень. Мысленно повторяются только вертикальные последовательности ассоциаций («ключи»). Так, например, на последовательность предметов («метод Цицерона») может быть закреплена любая последовательность, к примеру, список дел. Вспомнив последовательность предметов, мы вспомним и список дел. На такое мысленное повторение уходит обычно всего несколько секунд.

что означает понятие мемория в структуре риторики. Смотреть фото что означает понятие мемория в структуре риторики. Смотреть картинку что означает понятие мемория в структуре риторики. Картинка про что означает понятие мемория в структуре риторики. Фото что означает понятие мемория в структуре риторики

Второй уровень. Повторение с припоминанием всей информации. При этом вспоминаются не только вертикальные последовательности, но и горизонтальные. Весь материал повторяется мысленно от начала до конца. В том случае, если вы запоминали большой объем точной информации и на его воспроизведение понадобится много времени, то вам нужно разбить его на части. Сначала повторите первую часть, потом сделайте перерыв. Затем вторую часть и сделайте перерыв, и т.д. Довольно часто у обучающихся не хватает терпения или сил повторить весь большой материал, они быстро устают и начинают очередное повторение с самого начала. Поэтому мы рекомендуем повторять с того места, где вы остановились, т.е. прекратили повторение.

· Другим важным условием эффективного запоминания и сохранения материала в памяти является его правильное распределение во времени.

В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. Например, если для заучивания стихотворения требуется 12 повторений, то ученик 12 раз подряд читает его, пока не выучит. При распределенном повторении каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком времени. Проводимые исследования показывают, что распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно экономит время и силы, способствуя более прочному усвоению знаний. В одном из исследований две группы школьников заучивали стихотворение разными способами: первая группа — концентрированным, вторая — распределенным. Полное заучивание при концентрированном способе потребовало 24 повторения, а при распределенном способе — только 10, т.е. в 2,4 раза меньше. При этом распределенное повторение обеспечивает и большую прочность знаний. Поэтому опытные педагоги повторяют с учащимися учебный материал в течение целого года. А для того, чтобы не снизилась активность обучающихся, они используют разные приемы повторения, включая материал в новые связи.

· Заучивать материал сразу, до конца и полностью мы бы не советовали. Куда полезнее при первом знакомстве с материалом заучить не все. А лишь спустя некоторое (пусть и небольшое) время можно обратиться к нему уже с целью заучивания. Такой нехитрый прием приводит к заметному уменьшению количества повторений, необходимых для полного овладения материалом. С чем же это связано?

В психологии существует такое понятие, как реминисценция. Суть этого явления состоит в том, что в процессе отсроченного воспроизведения появляются элементы, которые не были воспроизведены тотчас после предъявления материала. Другими словами, через некоторое время вспоминается больше, чем вспомнилось сразу. Таким образом, продуктивность отсроченного воспроизведения (через некоторое время) гораздо выше непосредственного после запоминания. В промежутках между запоминанием и воспроизведением происходит дополнительное неосознаваемое закрепление информации.

Чем более полно и жестко запоминается материал, тем меньше вероятность возникновения реминисценции, улучшения отсроченного воспроизведения. Это, впрочем, и естественно: если вы «задолбите текст намертво», дословно, то улучшаться отсроченному воспроизведению уже некуда, а вот ухудшаться — это, пожалуйста, что оно исправно и делает. Именно с этим обстоятельством и связано требование — не сразу, по строчке, по абзацу или как вы привыкли работать, заучивая какой-либо текст, доводя воспроизведение до абсолютного результата. Это во всех отношениях вредно.

Эксперимент. Попробуйте испытать себя сами. Один материал зазубрите до полного его «омертвения», а другой заучите процентов на 60-70 и устройте перерыв, дайте памяти возможность в этой специально вами устроенной паузе в череде утомительных повторений без вашего сознательного участия самой поработать над материалом.

· Временные аспекты повторения

Природа памяти такова, что созданные взаимосвязи (ассоциации) самопроизвольно разрушаются примерно через 40-60 минут при условии однократного восприятия, если их не закрепить повторением. Поэтому первое мысленное повторение необходимо делать сразу после запоминания. Что касается остальных повторений, то временные рамки зависят, прежде всего, от запомненной информации. Если вы запоминали текстовую или речевую информацию, то второе повторение нужно сделать через 15-20 минут после первого, третье — через 6 — 8 часов (в день запоминания), четвертое — на следующий день, через 24 часа.

Если же вы запоминали точную информацию, то второе повторение нужно сделать через 40-60 минут, третье — через 3 — 4 часа (в день запоминания) и четвертое — в течение следующего дня. Вас не должно пугать большое количество повторений. Повторять из памяти намного проще и интереснее, чем пытаться безрезультатно запомнить что-то обычным методом. Мысленно повторять можно где угодно: за обедом, во время прогулок, в транспорте. При запоминании точной информации вы можете целый день «крутить ее в голове». Таким образом, реализуется принцип интенсивного обучения — обучения без перерывов, с «погружением» в предмет.

Принципы рационального повторения:

1. Необходимо повторять информацию сразу же после ее восприятия (например, прочтения), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.

2.Промежутки времени между повторениями нужно по возможности удлинять. В первый день не обязательно «вгрызаться» в каждую запятую. Достаточно беглого, быстрого прочтения с элементарной целью не столько понять, сколько почувствовать, что вообще нам предстоит заучить. И главное, если вспомнить все, что ранее говорилось на тему повторения, то становится ясно, что дни, когда вы вовсе не обращаетесь к заучиваемому материалу, каким бы он ни был, может быть, даже важнее для его запоминания, чем «рабочие дни». В эти дни якобы безделья, хотите вы этого или нет, вы думаете о том, над чем работаете, у вас формируется отношение к заучиваемому материалу, а это и есть самое главное в заучивании.

3.Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом, при этом следует придерживаться строгого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. Очень важно в этой ситуации буквально «пропитаться» установкой на определенную длительность хранения информации в доступном виде, чтобы экзамен не прошел по схеме «прокукарекал, а там хоть и не рассветай».

Эта схема рассчитана на повторение материала, усвоенного в течение семестра или учебного года, и не может быть применена в тех случаях, когда в процессе подготовки информация заучивается впервые, поскольку в течение учебного года или семестра учащийся или студент не работал над ним. Практический опыт показывает, что время, отведенное на подготовку к экзамену, не так уж редко используется не для повторения, обдумывания, организации и систематизации пройденного, а как раз для экстренного, да еще в стрессовой ситуации выучивания предмета. Чтобы повысить продуктивность этого процесса, в таких обстоятельствах учащиеся нередко беспощадно эксплуатируют свою память, не считаясь с возможностями и особенностями своего организма. Самое печальное, что кажущиеся успехи в усвоении знаний при этом — иллюзия, которая существует только при наличии особого эмоционального состояния в связи со сдачей экзаменов. Исчезает эта часть программы воспроизведения — исчезают и знания, то есть становятся недоступными воспроизведению.

4.Советуем применять комплексный учебный метод. При комплексном учебном методе вся информация, например текст, сначала запоминается целиком, в общем, пусть и не детально, как это в конце требуется, — и затем уже как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями материала и само их содержание в этом случае запоминаются куда быстрее и основательнее, а обязательное число повторений заметно сокращается. И все-таки при работе с большим по объему материалом трудно бывает хорошо запомнить текст как одно целое. Текст приходится запоминать частями. Но и в таком случае правильнее всего сначала быстренько «пробежать» весь текст целиком и лишь после этого разбить его на достаточно большие разделы, каждый из которых объединен одной темой и в каждом из которых намечена, осмыслена, пусть даже придумана тематическая ассоциация с разделами последующими. В результате при первом воспроизведении повторяется уже заученная ранее часть и запоминается следующая. При втором — повторяются первые части и запоминаются следующие, и так далее до полной победы, победы куда более легкой, быстрой и впечатляющей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *